Иером. Макарий. Гравюра. XIX в. [Румын. Macarie] (1750 (в источниках также упом. 1770, 1780), с. Периеци, совр. жудец Яломица, Румыния - 30.08.1836, мон-рь Вифорыта близ Тырговиште, совр. Румыния), иером., румын. протопсалт и мелург. Согласно записи, сделанной в 1897 г. митр. Молдавским Иосифом (Наниеску) в Калофоническом Ирмологии, написанном М. в 1833 г. (Bucur. Acad. Rom. m. r. 1685. Fol. 2-2v), иеромонах умер в возрасте 86 лет. С детства М. пел в церкви. Принял монашество одновременно со своей сестрой Иустиной: он был пострижен в мон-ре Кэлдэрушани , она, с именем Феврония,- в мон-ре Вифорыта. При митр. Досифее (Филитти) (1793-1810), который, вероятно, рукоположил его во иеромонаха, М. преподавал одноголосное церковное пение по «старой системе» протопсалта Константина, «ученика учителя Шэрбана, протопсалта Румынской земли». В 1816-1818 гг. М. изучал «новую систему» пения визант. традиции (см. Новый метод ) у греч. мелурга Петра Эфесского в школе при ц. свт. Николая Чудотворца (Сфынтул-Николае-дин-Шелари) в Бухаресте. В 1819 г. митр. Дионисий (Лупу) назначил М. руководителем певч. школы (вероятно, тогда же он получил церковный чин портария) и поручил ему заняться переводом певч. книг с греч. языка на румынский. В 1821 г. М. уехал в г. Сибиу, а затем в Вену, где в 1822-1823 гг. в типографии арм. монахов-мхитаристов издал первые певческие книги визант. традиции на румын. языке: «Церковный Анастасиматарий согласно правилам новой системы» (переведен гл. обр. с греч. Анастасиматария лампадария Петра Пелопоннесского († 1777 или 1778), изданного Петром Эфесским (Бухарест, 1820); см. также греческий рукописный Ирмологий, имеющий аналогичные содержание и структуру: Bucur. Acad. Rom. m. g. 751), «Ирмологий, или Сборник музыкальных катавасий» (перевод книги Петра Пелопоннесского с добавлением задостойников М.) и «Теоретикон, или Всеобъемлющий взгляд на церковное певческое искусство согласно правилам новой системы» (краткое изложение основ нотации и гласовой теории Нового метода, 1-я печатная книга по теории церковного пения на румын. языке). Эти книги М. были переизданы Д. Сучевяну (Яссы, 1848) и иером. Серафимом (Бузэу, 1856). А. Панн и Сучевяну продолжили перевод на румын. язык и адаптацию греч. песнопений.

http://pravenc.ru/text/2561374.html

М. стремился к выдвижению на вакантные места в церковной иерархии людей, способных наилучшим образом исполнять пастырские обязанности и обеспечивать эффективность работы административного аппарата Церкви. Достижения М. в поддержке церковного и богослужебного единства считают наиболее важными в его деятельности. В процессе реорганизации церковной жизни были созданы новые епархии: в Ораде (1920), Армейская епископия с кафедрой в Алба-Юлии (1921), епископия Хотинская с кафедрой в Бельцах (ныне Бэлць, Молдова), епископия Белгородская с кафедрой в Измаиле (ныне в Одесской обл., Украина) (1923); возобновили деятельность древние епископские центры в Клуже (ныне Клуж-Напока, Румыния) (1921), в Констанце (1923), миссионерская епископия для румын в Америке (1934), в Марамуреше (1937). Конституция Румынии 1923 г. предоставила Церкви определенную автономию и защиту в случае вмешательства в церковную жизнь политических сил. В целях интенсификации пастырско-миссионерской деятельности М. создал в 1922 г. Библейский ин-т в Бухаресте для издания богослужебных книг и др. церковной лит-ры. Возобновил издание ж. «Biserica Ortodox Român» (Румынская Православная Церковь), прекратившего существование в годы первой мировой войны. По инициативе М. также был создан ж. Бухарестской епископии «Apostolul» (Апостол), появились епархиальные журналы и в др. епархиях. 4 февр. 1925 г. М. был возведен в сан патриарха (интронизирован 1 нояб. того же года), т. о. РумПЦ приобрела статус Патриархии, М. стал 1-м патриархом Румынским. 6 мая 1925 г. Парламент Румынии принял закон и статут об организации и функционировании РумПЦ. В административном отношении в нее входили: митрополии Унгро-Влахийская (включавшая Бухарестскую архиепископию и епископии Рымника и Ноул-Северина, Бузэу, Арджеша, Констанцы), Молдавская и Сучавская (состоявшая из Ясской архиепископии, Романской, Хушской и Нижнедунайской епископий), Ардяльская (делившаяся на архиепископию Албы-Юлии и Сибиу и епископии Арада, Карансебеша, Оради и Клужа), Буковинская (объединившая Чернэуцкую (Черновицкую) архиепископию и Хотинскую епископию) и Бессарабская (в составе с Кишинёвской архиепископией и епископией Четатя-Албэ-Измаил).

http://pravenc.ru/text/2563338.html

Духовное возрождение монашеской жизни в Булуке началось в 1993 году, когда поселение стало одним из монахов, и Мелания Гандак взяла на себя руководство поселением. Постепенно обитель ожила, сумев преодолеть полвека, в течение которого верующие и священники Варсэтуры с трудом противостояли атеистическим властям, которые хотели превратить священное пространство в место отдыха и развлечений для местной номенклатуры. После Мелании Гандак руководство отшельниками вели Марина Чипер, Габриэла Кэручеру, Макрина Давид и Юстина Талабан. В последние годы скит был преобразован в монастырь архиепархией Бузэу и Вранча, а сегодня поселением мудро управляет монахиня Серафима Буреан. Не исключено, что церковь пустыни Булук является самым старым деревянным домом, находящимся в Кривых Карпатах. Почти неизвестная историкам, изучающим религиозную жизнь в Румынии и деревянные церкви, которые исчезли из Списка исторических памятников после 1948 года, церковь Святой Троицы и Сошествия Святого Духа кажется единственным деревянным религиозным зданием, которое уцелело на это же место с начала XVIII века до наших дней. Конечно, здание претерпело несколько преобразований в результате периодического ремонта, когда были заменены поврежденные деревянные части. Но в целом церковь кажется непоколебимой, а некоторым образцам ее архитектуры столетия. Неоспоримым доказательством являются написанные на дереве иконы эпохи фанариотов, жемчужина анонимных художников XVIII века, когда должны были быть выполнены первые царские иконы. Первоначально построенная с крыльцом, как и церкви в архаической Вранче, чья архитектура послужила вдохновением, церковь сохраняла крыльцо до 1980-х годов. Ремонт, который был произведен после этой даты, изменил её внешний вид, крыльцо было закрыто досками, а затем перестроено. Благодаря интимности стиля, пропорциональности пространств, яркости цветов старых икон и тишине, царящей между светскими стенами, церковь является доказательством того, что она была построена в исихастической атмосфере начала XVIII века.

http://sobory.ru/article/?object=56900

Преподобная Феодора Сихлская HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Преподобная Феодора Сихлская Так в уединении вела она равноангельскую жизнь, непрерывно молясь и возводя разум к Богу. Прилетавшие к ней птицы приносили крошки хлеба из трапезной обители Сихастрия. Однажды игумен, заметив этих птиц, послал двух монахов проследить за ними. Ведомые ночью огненным столпом, два инока добрались до жилища святой, которая пребывала в молитве. Ее тело было приподнято над землей, а лицо светилось, как солнце. Святая Феодора родилась в середине XVII столетия в поселке Винаторь Нямецкой области в Молдове. Она вышла замуж, но поскольку у супругов не было детей, они оба ушли в монастырь. Феодора постриглась в монашество в Варзарестском скиту, в области Бузэу, но вскоре турки заняли этот край и разрушили обитель. Тогда Феодора вместе с духовной матерью Паисией укрылась в горах, где провела много лет, мужественно перенося непогоду и защищаясь молитвой от нападений бесов. По смерти Паисии Феодора получила от Бога повеление поселиться на горе Сихла, недалеко от знаменитой Нямецкой лавры. 30 лет она жила, подобно Марии Египетской, в келье, оставленной неким отшельником. В начале монашеской жизни Феодора получила от Бога дар сердечной молитвы и все ночи проводила в молитве с воздетыми к небу руками до тех пор, пока на ее лицо не падали солнечные лучи. Тогда она позволяла себе два часа отдыха, а затем возобновляла духовную брань. Ела монахиня лишь раз в два дня немного сухарей и диких трав, а пила дождевую воду, набиравшуюся в расщелину скалы, которую потом стали называть источником святой Феодоры. Никогда не спускаясь из своего убежища к людям и лишенная человеческого утешения, святая жила, поддерживаемая Божественной благодатью. Лишь отец Павел, духовник Сихастрийского скита, приходил иногда причастить подвижницу и подать ей духовные наставления. Когда отец Павел упокоился в Господе, Феодора осталась совсем одна, предоставленная Промыслу. Однажды к убежищу святой Феодоры подошли монахини, вынужденные скрываться в горах от преследований турок. Святая сразу же уступила им келью и перебралась в пещеру, чтобы там продолжить подвиги, неизвестная людям и безразличная к телесным нуждам и нападениям бесов, бессильных против нее.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

Румынская Православная Церковь организует пастырские курсы для священников 3 августа, 2011. Новостная служба Основные темы занятий – это Таинства крещения и брака, а также их роль в сохранении и передаче нравственных ценностей в современном обществе. Эти темы весьма актуальны в связи с постепенной секуляризацией румынского общества. В духовной семинарии имени святого Епифания Кипрского, которая находится в монастыре Ратешть (область Бузэу), планируется проведение пастырских курсов для священников, принадлежащих архиепископии Бузэуской и Вранчской. На этой неделе первые курсы пройдут священники из Бузэуского благочиния. Об этих курсах подробно рассказал пресс-секретарь архиепископа Бузэуского и Вранчского Адриан Ионеску. Он отметил, что главная цель данных курсов заключается в том, чтобы священники удалились от различных инноваций в православном богослужении, а также обогатили свои богословские знания, которые они получали еще во время обучения в семинарии. Программа данных курсов предполагает ежедневные богослужения, после них будут проводиться лекции. Основные темы занятий – это Таинства крещения и брака, а также их роль в сохранении и передаче нравственных ценностей в современном обществе. Эти темы весьма актуальны в связи с постепенной секуляризацией румынского общества, которая не может нас не беспокоить, отметил пресс-секретарь. Еженедельно на стажировку и обучение будут собираться 20 священников из епархии. Каждый день они будут принимать участия в лекциях и семинарах. Читайте также: Кризис пастырского служения и синдром профессионального выгорания Духовные школы: на пороге реформ Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/rumynskaya-pravoslavna...

В самой Румынии в последние годы возник «местный экуменизм» между христианами страны, а также «налажены добрые отношения, основанные на взаимном уважении с нехристианскими религиями — иудейской и мусульманской»   . 12. Борьба за мир Представители Румынской Церкви вносят вклад в работу общехристианских форумов, посвященных служению человеку. Священный Синод Румынской Православной Церкви постановил, чтобы ежегодно 6 августа во всех храмах Патриархата возносились особые молитвы о ниспослании мира, об избавлении человечества от войн и от страданий, которые приносят войны. Румынская Православная Церковь усердно молится о мире. Ее представители принимали активное участие в работе Всемирного Конгресса миролюбивых сил (Москва, 1973) и Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (Москва, 1977), и др. Подробная информация об этом содержится в периодических журналах Румынского Патриархата. Митрополии I. Mumponoлuя Унгро–Влахийская (Унгро–Валашская) Епархии 1. Архиепископия Бухарестская. Кафедра—Бухарест 2. Архиепископия Томисская и Нижнедунайская. Кафедра — Галац 3. Епископия Бузэуская. Кафедра — Бузэу II. Mumponoлuя Молдовы и Сучавы Епархии 4. Архиепископия Ясская. Кафедра–Яссы 5. Епископия Романийская и Хушская. Кафедра — Роман III. Mumponoлuя Ардяльская (Ардеалуйская, Трансильванская) Епархии 6. Архиепископия Сибиуская. Кафедра — Сибиу 7. Епископия Албы Юлии. Кафедра — Алба Юлия 8. Епископия Вадская, Филиакская и Клужская. Кафедра — Клуж 9. Епископия Орадийская. Кафедра — Орадя (Орадия) IV. Mumponoлuя Ольтенийская Епархии 10. Архиепископия Крайовская. Кафедра — Крайова 11. Епископия Рымникская и Арджешская. Кафедра — Рымни–ку–Вылча V. Mumponoлuя Банатская Епархии 12. Архиепископия Тимишоарская и Карансебешская. Кафедра — Тимишоара 13. Епископия Арадская. Кафедра — Арад Предстоятели румынской Православной Церкви I. Cuбuyckaя митрополия 1. Андрей Шагуна 1848–1864–1873 2. Прокопий Ивачкович 1873–1874 3. Мирон Романул 1874–1898

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

книжности в XVI в. в 2 вариантах одновременно с повествованиями о др. афонских святынях ( Буланин. 1989. С. 362-365). Русские послы И. Г. Кондырев и Т. В. Бормосов, отправившиеся в 1622-1623 гг. в Османскую империю с возвращавшимся из Москвы послом Порты Фомой Кантакузином, передали царскую милостыню И. м. в числе проч. получивших материальную помощь мон-рей и церковных кафедр христ. Востока ( Фонкич. 2004. С. 6). 4 нояб. 1627 г. посольство И. м. во главе с архим. Акакием прибыло в Путивль с грамотами к царю и патриарху от своего мон-ря, К-польского патриарха Кирилла I Лукариса и митр. Унгро-Влахийского Луки (известного писца Луки, ранее еп. Бузэу), с привезенными в дар иконами и мощами вмч. Феодора Тирона и «святого митрополита Игнатья» (сщмч. Игнатия Богоносца?). Представители мон-ря имели грамоты к вернувшимся в Россию послам Кондыреву и Бормосову с просьбой об оказании им покровительства при царском дворе (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1628 г. Д. 2. Л. 1-4, 25-27, 28-29; Фонкич. 2004. С. 6). Несмотря на многочисленные грамоты, привезенные ивиритами (в т. ч. и грамоту «Волоской земли государича», видимо Мирона Барновского), архим. Акакий не был принят царем и отправился назад, получив, впрочем, милостыню для И. м. с замечанием: «И то им сказано, что они для чего у государя не были» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1628 г. Д. 2. Л. 23; Фонкич. 2004. С. 6). Потир. 1587/88 г. (ризница Иверского мон-ря) Потир. 1587/88 г. (ризница Иверского мон-ря) Напрестольный крест. 1707 г. (ризница Иверского мон-ря) От этого визита сохранились в подлиннике грамота ивиритов за подписью кафигум. Иезекииля (заверенная печатями 9 святогорских мон-рей и печатью Протата) к патриарху Филарету (Романову) с просьбой о заступничестве перед царем Михаилом Феодоровичем, которого братия просила стать новым ктитором обители (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 37; изд., пер.: Фонкич. 2004. С. 6, 11-13; библиогр. (воспроизв., описание, коммент.): Греч.-рус. связи. 1991. С. 17. 15; Греч. док-ты. 1995. С. 43, 46-47; Фонкич. 2001. С.

http://pravenc.ru/text/293365.html

Иоанна Златоуста и «Гомилии на Преображение» св. Ефрема Сирина , с несколько измененными названиями туда вошли также фрагменты из «Евхология» и один фрагмент о молитве из св. Иоанна Лествичника . Как образчики и как источники вдохновения, здесь служили также «Патерик Константина Великого » и « Κατνυξις» некоего Симеона Монаха, которого долгое время отождествляли с Симеоном Метафрастом . Возможно, что при написании труда определенное влияние на Великого князя имел и другой очень известный исихаст: святой Нифон II, архиерей в Царе Ромыняскэ и Патриарх Константинопольский в 1505–1508 гг., с которым Нягое Басараб был близко знаком. Как выразился известный румынский ученый Дан Замфиреску, всё, что мы знаем про Нягое Басараба, показывает, что под мантией князя у него на самом деле скрывалась монашеская ряса. В то время как на Западе Макиавелли писал свой свой известный труд «Il Principe» («Государь»), где излагал те принципы управления государством, по которым до сего дня управляется западный мир, – в это же время в Румынии, как и вообще в православном мире, люди занимались чтением и переводами Святых Отцов и утверждалось, что управление любым государством должно иметь целью приближение людей к Богу. Несомненно, в формировании такого образа мышления сыграли большую роль исихазм и его многочисленные представители, такие как Гавриил Урик, Григорий Цамблак и другие, чьи имена мы уже приводили выше. В течение четырех веков вся эта атмосфера глубоких религиозных переживаний, питаемая румынским монашеством, представлялась загадкой для монахов из других стран, которым приходилось путешествовать по румынским землям. Начиная с XVIII в., русские и украинские монахи также находят здесь благоприятную почву для истинного православного подвига. Так было в случае преподобного Василия Поляномерульского . То был русский монах, который обосновался неподалеку от Бузэу, в местах, где испокон веков подвизалось немало монахов-пустынников. Василий Поляномерульский избрал это место, потому что именно здесь он нашел благоприятные условия для практики Иисусовой молитвы и для переводов творений Святых Отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В самой Румынии в последние годы возник «местный экуменизм» между христианами страны, а также «налажены добрые отношения, основанные на взаимном уважении с нехристианскими религиями – иудейской и мусульманской» 194 . 12. Борьба за мир Представители Румынской Церкви вносят вклад в работу общехристианских форумов, посвященных служению человеку. Священный Синод Румынской Православной Церкви постановил, чтобы ежегодно 6 августа во всех храмах Патриархата возносились особые молитвы о ниспослании мира, об избавлении человечества от войн и от страданий, которые приносят войны. Румынская Православная Церковь усердно молится о мире. Ее представители принимали активное участие в работе Всемирного Конгресса миролюбивых сил (Москва, 1973) и Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (Москва, 1977), и др. Подробная информация об этом содержится в периодических журналах Румынского Патриархата. Митрополии I. Митрополия Унгро-Влахийская (Унгро-Валашская) Епархии 1 . Архиепископия Бухарестская. Кафедра-Бухарест 2 . Архиепископия Томисская и Нижнедунайская. Кафедра – Галац 3 . Епископия Бузэуская. Кафедра – Бузэу II. Митрополия Молдовы и Сучавы Епархии 4 . Архиепископия Ясская. Кафедра-Яссы 5 . Епископия Романийская и Хушская. Кафедра -Роман III. Митрополия Ардяльская (Ардеалуйская, Трансильванская) Епархии 6 . Архиепископия Сибиуская. Кафедра-Сибиу 7 . Епископия Албы Юлии. Кафедра -Алба Юлия 8 . Епископия Вадская, Филиакская и Клужская. Кафедра – Клуж 9 . Епископия Орадийская. Кафедра – Орадя (Орадия) IV. Митрополия Ольтенийская Епархии 10 . Архиепископия Крайовская. Кафедра – Крайова 11 . Епископия Рымникская и Арджешская. Кафедра – Рымни-ку-Вылча V. Митрополия Банатская Епархии 12 . Архиепископия Тимишоарская и Карансебешская. Кафедра – Тимишоара 13 . Епископия Арадская. Кафедра -Арад Предстоятели румынской Православной Церкви I. Сибиуская митрополия 1 . Андрей Шагуна 1848 –1864 –1873 2 . Прокопий Ивачкович 1873 –1874

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Мы, люди, однажды родившись, стараемся выжить, часто за счет других. Стелиан был не таков: он с самого детства отличался тихостью и рассудительностью, которые свойственны обычно старикам. Играть с детьми не мчался, больше сидел за книжкой, а на каникулах любил помогать родителям. Они были бедными, и он проводил смиренную жизнь. В 13 лет весил всего 24 кг. И когда поехал поступать в семинарию, медкомиссия, озадаченная таким весом, не хотела его принимать, ведь он окончил 4 класса, а весил как первоклассник. Но все же он был принят, поскольку, вопреки своей худобе, здоровьем он отличался отменным. Крыло ангела осеняло его, защищало и оберегало от болезней. Старое здание богословской семинарии г. Бузэу Еще младенцем он говорил дедушке, что хочет стать священником Призвание к священству прояснилось в его душе рано. Еще младенцем он говорил дедушке, что хочет стать священником. Читал книжки о Боге, любил ходить в церковь и читать «Верую» и «Отче наш». В семинарии он не изменил своего духовного настроя. Заперся в четырех стенах с книжками и никуда не ходил, ездил только к родителям на каникулы. А когда они его навещали, то всегда заставали сидящим за книгой или молящимся. Однокашники, конечно же, прозвали его «зубрилой», ведь дети обычно осуждают то, чего не понимают. А Стелиан учился не ради внешних достижений: его душа горела вдохновением, апостольской любовью, которой, увы, не хватает многим служителям алтаря. Эта любовь отводила его от обычных подростковых увлечений, а по возвращении в село он до поздней ночи сидел со своими школьными учителями, читая и толкуя им Ветхий и Новый Завет. В храме он проповедовал с вдохновением, на клиросе пел божественно, благо Бог даровал ему необыкновенный голос. Конечно, такие качества можно было увидеть в те годы у многих крестьянских детей, которые росли в патриархальной стране и поступали в семинарию с детски-чистой душой, которая от размеренных богослужений в храме и повтора природных ритмов достигала прозрачности. Но у Стелиана было нечто большее: «Мои благие намерения простираются по ту сторону всего человеческого и относящегося к сему суетному веку», – напишет он спустя годы. В нем горела любовь неземная, возжженная свыше.

http://pravoslavie.ru/155529.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009