В числе их были 45 персов, 12 арабов, три бухарца и 2 каракалпака. В 1758 г. казанский архиепископ Гавриил (Кременецкий) посетил Нагайбацкую крепость и поручил тамошних новокрещеных особенному вниманию священника с. Спасского, Бугульминского уезда, которого нашел более способным в деле миссии. Другим центром для новокрещенов Оренбургского края был г. Ставрополь, куда в 1738 г. переселилась калмыцкая миссия. К 1760 году Оренбургское начальство поселило там около 250 человек персиан, аравитян др. крещеных инородцев, вышедших из киргиз-кайскацких орд. Азиаты, таким образом, представляли собой преобладающую смешанную национальность новокрещенов. Случаи обращения в христианство коренных оренбургских и уральских инородцев – башкир, ногайцев и киргизов оставались единичными. Обращение их обязано не специальной миссии, а деятельности приходского духовенства. Что касается оренбургских калмыков, то в числе их насчитывалось слишком мало крещеных. Они выселились из низовьев Яика в Оренбург и пользовались правом свободы вероисповедания, данным насельникам Оренбурга. В 1754 г. крещеных оренбургских калмыков оказалось только 58 кибиток при 205 душах обоего пола. 363 В церковно-административном отношении новые места Оренбургского края и Уральской области, до учреждения самостоятельной Оренбургской епархии (1799 г.), принадлежали к разным епархиям. Большая часть их входила в состав Казанской епархии. По официальным документальным данным в 1740 г. Казанскую епархию составляли – Казань с уездом и пригородами (Арск, Лаишев), уездные города с уездами: Свияжск, Козмодемьянск, Чебоксары, Царевококшайск, Кирельский (ныне Тетюшский уезд) и Болгарский (ныне Спасского уезда), заказы: Симбирск, Оса, Сарапул, Кукарка, Царево-Санчурск, Малмыж, Елабуга, Уржум, Яранск, Ветлужский заказ, Уфа, Бирск, Самара, Сергиевск, крепость Ставрополь, Яик (Уральск) с 4 церквами. 364 Оренбург и все ближайшие к нему крепости, расположенные в округах Оренбургском, Бузулукском и частью Верхеуральском при самом основании Закамской линии (1734 г.) вошли в состав Казанской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

После такового разъяснения дела следовало ожидать и забвения сих происшествий. Но вместо того, по происшествии трёх лет, именно Августа 11 дня 1809 г. Консистория, неизвестно с чего, учинив постановление, отбирала от Ректора Архимандрита Филарета и бывшего Префекта Бузулукского Протоиерея Усовича новые объяснения об оных учениках, не имея уже ни от кого из них о сём жалоб, в явную противность Высочайших о губерниях учреждений 130 ст. и именному 1714 г. Марта 17 дня Высочайшему Указу, из коих первой статьёю «Палатам собственных своих решений перевершать запрещено», а вторым – «в дела, глас о себе имеющие, и фискалам вступаться не позволено». Сверх того, когда в рукоприкладстве под выпиской Архимандрит Филарет и Префект Протоиерей Усович просили о дополнении в эту выписку во-первых, предоставления Семинарского Правления к Преосвященному Амвросию об исключении учеников Ильина и Яковлева с товарищами из Семинарии; во-вторых, журналов Семинарского Правления по рапортам их и прочих учителей о тех учениках; в-третьих, справки об Ильине и Яковлеве, когда к каким должностям они определены и где находятся; в-четвёртых, имеются ли от них поданные на кого прошения о какой-либо обиде; в-пятых, по каким законам, решённые об них в 1806 г. дела вновь производством начаты? то Консисторией не только не учинено сего в явную противность многих узаконений, но ещё в доношении Вашего Преосвященства написано, что «все упомянутые в рукоприкладстве узаконения по содержанию своему нимало не принадлежат ни к существу дела, ни к оправданию подсудимых; а что уважено дело сие особым исследованием по прошествии трёх годов, то единственно по той причине, что Ректор и Префект нанесли ещё многим ученикам в Марте месяце сего 1809 г. опасность новых жестокостей и притеснений...» «Но, как видно из выписки, дело это ничем не доказано». «По второму делу о допущении беспорядков Ректором и Префектом в сдаче библиотеки ясно оказывается, что, хотя всё исследование по нему продолжалось целые пять месяцев, но не иным чем кончилось, как тем, что по неоднократной уже просьбе Ректора Архимандрита семинарская библиотека, по учинённому в 11 день Июля того 1809 г. членами Семинарского Правления свидетельству, найдена вся в целости». »По третьему делу о не хождении Ректора Архимандрита Филарета 1809 г. Сентября, с 1 по 18 число того же месяца в класс для преподавания богословских лекций оказалось по следствию, что после вакации учеников Богословия, ходивших в класс было только двое, как сами сии ученики показали под присягою, для которых, яко малого количества, не дождавшись прочих учеников, и преподавать богословских лекций далее не настояло никакой надобности, кроме повторения самими ими прочитанных предметов; да ежели бы сие и необходимо было нужно, то и тогда Ваше Преосвященство, яко начальник вверенной Вам паствы, могли бы приватным образом внушить Ректору о продолжении лекций, нежели начинать о сём следствие. Ибо

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

В Москве завершилась пастырская стажировка по вопросам социального служения 14 декабря 2016 г. 20:35 Шестая пастырская стажировка по вопросам социального служения, организованная Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению , проходила в Москве с 6 по 13 декабря 2016 года. В обучении приняли участие 12 священнослужителей из 11 епархий Русской Православной Церкви. Они познакомились с работой благотворительных проектов православной службы помощи «Милосердие» и Марфо-Мариинской обители милосердия , узнали о пастырском окормлении людей с различными видами инвалидности, пациентов больниц и людей, находящихся в тяжелых психологических состояниях. Во второй день стажировки председатель Отдела епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон провел неформальную встречу с участниками очередной пастырской стажировки. Знания, полученные на стажировке, будут успешно применены в епархиальной практике, отмечают священнослужители, прошедшие обучение. «И стажировки Синодального отдела, и онлайн-занятия, которые прошли уже 10 наших социальных работников, очень помогают в практической работе — нам не нужно " изобретать велосипед " , достаточно познакомиться с уже накопленным опытом, — отметил председатель отдела по социальному служению и благотворительности Бузулукской епархии иерей Вадим Агутин. — Например, раньше у меня не было понимания, как организовать работу по помощи наркозависимым, это направление социальной работы казалось мне очень тяжелым, я не знал, с чего начать. После семинара по помощи зависимым, который провел 9 декабря епископ Каменский и Алапаевский Мефодий , я узнал, что по всей стране есть церковные центры, куда можно отправлять людей на реабилитацию, а скоро они будут объединены в единую сеть, — для меня это было открытием». По словам отца Вадима, для успешной социальной работы важно в первую очередь найти помощников-волонтеров и организовать их работу. «В одиночку священнику будет очень сложно, он не сможет все успевать и социальная деятельность будет малоэффективна, поэтому в первую очередь я занимался в нашей епархии созданием добровольческой службы, изучив опыт московской службы добровольцев  православной службы помощи " Милосердие " », — рассказал отец Вадим Агутин.

http://patriarchia.ru/db/text/4713204.ht...

    Викариатство: Акмолинское (1924—1929).     1993    Петропавловская и КАМЧАТСКАЯ.     1919—1933    Прикаспийская и Бакинская.    ПСКОВСКАЯ и Великолукская (до 1990 г. П. и Порховская).     Викариатства: Порховское (1918—1920, 1947—1949); Торопецкое (1926).     1922—1936    Пятигороская и Прикумская (1936—1937 Пятигорская и Буденовская).    РОСТОВСКАЯ и Новочеркасская (1918—1948 Р. и Таганрогская; 1949—1954 Р. и Новочеркасская; 1954—1957 Р. и Каменская).     Викариатства: Азовское (1927); Таганрогское (1925—1942).     1930—1942    Рыбинская.    РЯЗАНСКАЯ и Касимовская (до 1929 г. Р. и Зарайская; 1929—1944 Р. и Шацкая).     Викариатства: Ранненбургское (1924—1931); Скопинское (после 1917 г.— 1936); Спасо-Клепиковское (1925—1927).    САМАРСКАЯ и Сызранская (до 1935 г. С. и Ставропольская; 1935—1990 Куйбышевская и Сызранская).     Викариатства: Бугульминское (1923—1928); Бузулукское (1921—1934); Мелекесское (1922—1929).    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и Ладожская (1917—1924 Петроградская и Гдовская; 1924—1943 Ленинградская и Гдовская; 1943—1957 Ленинградская и Новгородская; 1957—1991 Ленинградская и Ладожская).     Викариатства: Выборгское (до 1962 г.); Гдовское (до 1927 г.); Детскосельское (1923—1927); Изборское (1949—1951); Колпинское (1924—1928); Копорское (1927—1928); Кронштадтское (до 1933 г.); Ладожское (до 1925 г.); Лодейнопольское (1929—1933), Лужское (1917—16.04.1962, с 16.09.1962); Нарвское (до 1927 г.); Охтенское (единоверческое, 1918—1920); Петергофское (1922, 1935—1940); Сестрорецкое (1924—1925); Старорусское (1954—1956); Таллинское (1950—1951); Тихвинское (с 1965 г.); Шлиссельбургское и Лодейнопольское (1923—1929); Ямбургское (Кенгисеппское) (до 1928 г.).    САРАНСКАЯ и Мордовская.     1918—1943    Сарапульская и Елабужская.     Викариатство: Воткинское (1924—1933); Елабужское (1925—1929); Ижевское (1921—1923); Малмыжское (1924—1931).    САРАТОВСКАЯ и Вольская (1917—1942 С. и Петровская; 1942—1945 С. и Сталинградская; 1942—1945 С. и Вольская; 1953 С. и Сталинградская; 1953—1954 С. и Вольская; 1954—1957 С. и Балашовская; 1957—1959 С. и Вольская; 1959—1961 С. и Сталинградская; 1961—1963 С. и Волгоградская).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Сумской, вик. Харьковской епархии; † 20.06.1918. Митрофан (Афонский) с 20.03.1914 еп. Подольский и Брацлавский; † 1920. Митрофан (Гринев) 27.06.1921 хирот. во еп. Аксайского; 1923–1927 в Соловецком лагере; с 16.09.1927 еп. Алатырский, вик. Ульяновской епархии; с 29.10.1930 еп. Ульяновский; с 16.07.1933 на покое; с 12.11.1935 еп. Арзамасский (правящий); с 1937 г. в заключении. Митрофан (Гутовский) 5.07.1953 хирот. во еп. Бобруйского, вик. Минской епархии; с 28.11.1955 еп. Орловский и Брянский; с 31.05.1956 еп. Куйбышевский и Сызранский; † 12.09.1959. Митрофан (Загорский) с 1917 г. еп. Муромский, вик. Владимирской епархии; с янв. 1919 г. еп. Михайловский, вик. Рязанской епархии; † февр. 1919 г. Митрофан (Краснопольский) с 1918 г. архиеп. Астраханский; расстрелян 21.06.1919. Митрофан (Огиенко) в 1924 г. упом. как еп. Прикаспийский и Бакинский. Митрофан (Поликарпов) 7.01.1924 хирот. во еп. Бугумильского, вик. Казанской епархии; с 1927 г. еп. Бутурлинский, вик. Воронежской епархии, † 9.12.1934. Митрофан (Русинов) в окт. 1924 г. хирот. во еп. Болховского, вик. Орловской епархии; с 1925 г. в «григорианском» расколе; в 1932 г. принес покаяние; с 1933 г. еп. Старооскольский; с 27.07.1935 еп. Полтавский; с марта 1937 еп. Одесский; † 1939. Митрофан (Симашкевич) с 1915 г. архиеп. Донской и Новочеркасский; с 1922 г. в сане митрополита; с 1926 г. в «григорианском» расколе; † после 1928 г. Михаил (Богданов) с 11.07.1914 еп. Самарский и Ставропольский; с 1918 г. в эмиграции; с 1919 г. еп. Владивостокский; † 1925. Михаил (Воскресенский) 4.12.1953 хирот. во еп. Чкаловского и Бузулукского (с 7.12.1957 еп. Оренбургский и Бузулукский); с 23.11.1960 еп. Казанский и Марийский; с 25.02.1963 в сане архиепископа; с 7.10.1967 архиеп. Уфимский и Стерлитамакский; с 23.10.1967 архиеп. Казанский и Марийский; с 25.07.1975 на покое; † 21.10.1976. Михаил (Ермаков) с 1915 г. архиеп. Гродненский и Брестский; с 1921 г. управ. Киевской епархией; с 1924 г. митр. Киевский и экзарх Украины; 1925–1927 в заключении; † 30.03.1929.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Для сооружения вышеозначенных построек было куплено лесу на 2863 руб. 98 коп., а для приготовления кирпича устроен позади ограды с северной стороны кирпичный сарай на 101 сажень длины и 7 аршин ширины. В приготовлении кирпича и доставлении строительных материалов для всех этих построек первые насельницы общины, которых в то время было до 100 человек, положили много своих трудов: сами они возили воду, кирпич, песок и известку к месту построек, носили кирпич на верх строящихся каменных зданий и пр. Все означенные постройки произведены на добровольные пожертвования, собираемые сборщицами по выдаваемым из Консистории сборным книгам. Но этих пожертвований было бы далеко недостаточно на постройку вышеуказанных зданий, если бы при этом сестры общины не приложили столь много своих трудов, без преувеличения можно сказать, непосильных для женского пола... Кроме того, успешное окончание всех этих построек много обязано казначее Олимпиаде Дмитриевне Миюшкович, которая во время производства сих построек ездила в Петербург для сбора пожертвований и там, в кругу своих знакомых из высшего общества, в течение одного года собрала пожертвований деньгами 5376 руб. 6 коп. и вещами на 3547 руб., а всего на 8923 руб. 6 коп., что видно из указа Консистории от 28 ноября 1852 года. В то же время Олимпиадой Дмитриевной Миюшкович были приобретены некоторые святыни. Глава 2. Расцвет. В 1859 году Евфимия Герасимовна подала прошение Преосвященному Феофилу, Епископу Самарскому и Ставропольскому, в котором, высказав о своем желании, а также о желании некоторых других сестер, живущих в ее общине, послужить Господу в монашеском чине, убедительно просила Его Преосвященство ходатайствовать пред Святейшим Синодом о возведении Бузулукской женской общины на степень штатного монастыря. Но так как при тех незначительных средствах, какими в то время владела Бузулукская община, на это возведение было мало надежды, то Евфимия Герасимовна, в надежде на помощь Божию, начала, прежде подачи прошения, дело об отводе для ее общины из казенной дачи 150 десятин земли, мукомольной мельницы и двух рыбных озер, находящихся в близком расстоянии (менее 5 верст) от г. Бузулука. Эта надежда ее не обманула: от 30 января 1860 года за 385 последовал следующий указ из Святейшего Правительствующего Синода на имя Преосвященного Феофила, Епископа Самарского и Ставропольского: По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Господина Обер-прокурора Святейшего Синода, от 22 декабря за 7188, коим объявляет, для зависящего распоряжения к исполнению, что Государь Император, в 19 день декабря 1859 года, Высочайше утвердить соизволил определение Святейшего Синода, от 14 ноября того же года о возведении Тихвинской женской общины в г. Бузулуке на степень штатного монастыря, на изложенных в том определении основаниях.

http://sobory.ru/article/?object=40323

Буквально через полчаса после нашего разговора с руководителем «Доркомсервиса» мы вновь приехали на место захоронения советских воинов. Там заканчивали свою работу сотрудники Бузулукской прокуратуры и милиции, которые собрали не захороненные, а лишь слегка на месте обнаружения присыпанные землей останки в пластиковый мешок – для того, чтобы отправить их в бюро судебно-медицинской экспертизы. Следователь Бузулукского межрайонного следственного отдела Оксана Бессараб пояснила, что по факту обнаружения человеческих останков будет проводиться проверка. - После проведения экспертизы останки предадут земле, - пообещала Оксана Николаевна. - Страшно... Страшно видеть то преступное равнодушие, с которым озадаченные благой вроде бы целью – увековечением памяти тех, кто отдал свои жизни за Родину, за нас с вами – отнеслись к этой памяти, - так оценивает происшедшее Геннадий Офицеров. - Страшно осознавать, что самое святое дело превращается в очередное мероприятие. И стоит ли после увиденного сегодня на кладбище удивляться полному отсутствию у нашей молодежи чувства патриотизма... По свидетельству старожилов, в районе гаражного массива на Шевченко в войну хоронили пленных: немцев, венгров, японцев. Сегодня почти на самом берегу Домашки, своеобразно прозванной бузулучанами " Угрюм-рекой " , стоит чёрного гранита плита. На ней краткая надпись: " Здесь покоятся венгерские военнопленные, погибшие во второй мировой войне " . Сама могила выглядит прилично: за ней ухаживают члены поискового отряда «Рубеж». А вокруг - почти что в рост человека высохший бурьян, мусор, обилие тряпок, пластиковых бутылок из-под пива и использованных одноразовых шприцов. А ещё водители " ГАЗелей " приноровились мыть по соседству с захоронением свои автомобили. - Удобно, - объяснил один из них, достаточно молодой ещё человек. - Тут и площадка асфальтированная, и вода рядом. Да сюда многие на " помывку " приезжают, все так делают... - Или – не делают ничего, чтобы места последнего упокоения людей – даже тех, кто не по своей, очевидно, воле поднял против нас оружие в годы войны – должны всё же содержаться по-другому, - считает командир поискового отряда " Рубеж " Геннадий Офицеров. - У немцев тоже есть основания не очень, скажем так, любить русских, но в каком идеальном порядке содержатся там, по рассказам очевидцев, солдатские могилы!

http://pravoslavie.ru/798.html

По семейным обстоятельствам К. прибыл в Давлеканово лишь 25 апр. 1901 г. До осени он жил в снятом церковной общиной подвале, затем переселился в обустроенный церковный дом. Летом того же года здание давлекановского молитвенного дома было расширено и стало вмещать до 600 молящихся. Начались регулярные богослужения при участии диакона и созданного К. хора певчих во главе с приглашенным регентом (что было редкостью для сельского храма). К. добился выделения дополнительного штатного места псаломщика, на к-рое принял 2-го диакона с хорошим голосом. Церковные службы в Давлеканове привлекали большое количество прихожан из окрестных и даже отдаленных селений. В читальнях при Давлекановской народной аудитории К. устраивал регулярные религ. чтения, заведовал 2 одноклассными церковноприходскими школами в Давлеканове и одновременно преподавал там Закон Божий (в 1901). В нач. 1902 г. К. составил «Летопись Исидоровской церкви станции Давлеканово за 1901-й год», в к-рой подробно рассказал о трудностях первых месяцев становления нового прихода. По-видимому, именно эти трудности вынудили священника, обремененного большим семейством, с 5 малолетними детьми и в ожидании рождения 6-го, вернуться в Самарскую епархию (всего у К. было 9 детей). 25 янв. 1902 г. Самарский еп. Гурий (Буртасовский) вынес резолюцию об определении К. по его прошению священником к Покровской ц. с. Абдулина Бугурусланского у. Самарской губ. (указ о назначении последовал 4 февр. того же года). В Абдулине К. также состоял законоучителем в 2-классной министерской школе при железнодорожной станции. С 1903 г. К. являлся благочинным 7-го округа. В 1909 г. он был перемещен к ц. с. Гавриило-Архангельского Бузулукского у. (ныне Яшкино Красногвардейского р-на Оренбургской обл.) и назначен благочинным 9-го округа. Состоял членом Самарского отд-ния Императорского Православного Палестинского об-ва, членом Самарского комитета Православного миссионерского об-ва. Был известен как щедрый жертвователь на благотворительные нужды. 17 февр. 1915 г. перемещен по прошению в Пермскую епархию на должность 2-го священника Слудской Троицкой ц. г. Перми.

http://pravenc.ru/text/1842036.html

Священник Александр Васильевич Жемчужников родился приблизительно в 1849 г. в семье пономаря. 1 июля 1872 г. окончил Симбирскую духовную семинарию с аттестатом второго разряда. 25 августа 1872 г. определён на службу псаломщиком в село Мольно Сенгилеевского уезда. 17 ноября 1872 г. переведён в Покровскую церковь г. Сызрани. 17 ноября 1875 г. рукоположен в сан священника и направлен на службу в село Лобановку Сызранского уезда. 31 октября 1876 г. переведён в село Муранку Сенгилеевского уезда. С 1 мая 1881 г. преподавал Закон Божий в местной земской школе. 1 апреля 1886 г. принят в Самарскую епархию и направлен на службу в село Гавриловку Бузулукского уезда. Открыл в селе церковно-приходскую школу в 1887 г., в которой преподавал Закон Божий и пение. 5 декабря 1884 г. награждён набедренником, а 15 апреля 1891 г. скуфьей. Священник Порфирий Константинович Андреев родился приблизительно в 1838 г. в селе Рябашихе Белебееевского уезда в семье священника. 15 июля 1860 г. окончил Самарскую духовную семинарию с аттестатом второго разряда. 17 октября 1860 г. рукоположен в сан священника и направлен на службу в село Грачёвку Бузулукского уезда. 11 декабря 1861 г. переведён в село Верхнюю Вязовку. 23 февраля 1877 г. переведён в село Яшкино Бузулукского уезда. 3 марта 1892 г. переведён на должность псаломщика в село Таволжанку Бузулукского уезда. 28 сентября направлен на службу на священническое место в село Гавриловку Бузулукского уезда. В 1875 г. награждён набедренником. Священник Петр Павлович Александрийский родился 16 января 1872 г. в селе Подъём Николаевского уезда в семье дьякона. В июне 1893 г. окончил Самарскую духовную семинарию с аттестатом второго разряда. В июле 1893 г. определён на должность псаломщика в село Алексеевку Бузулукского уезда. В феврале 1894 г. переведён в Спасо-Вознесенский собор г. Самары. 6 сентября 1894 г. рукоположен в сан священника. В8 октября 1894 г. направлен на службу в село Гавриловку Бузулукского уезда. С 1894 г. исполнял обязанности преподавателя Закона Божьего и заведующего земской и церковно-приходской школ. Отец Пётр 6 февраля 1900 г. награждён набедренником.

http://sobory.ru/article/?object=30874

11 октября 1872 г. в с. Гавриловке Бузулукского уезда на новое трёхлетие избрали председателя приходского попечительства крестьянина сего села Ивана Трясучева, членами – Ивана Улинкина, Евгения Шинина («Самарские епархиальные ведомости», официальная часть, 1872 г., стр. 500). Священник Дмитрий Калилинович Цветков родился приблизительно в 1832 г. в семье дьяка. 15 июля 1858 г. окончил Самарскую духовную семинарию с аттестатом второго разряда. 24 ноября 1858 г. рукоположен в сан священника и направлен на службу в село Покровку Бузулукского уезда. 21 февраля 1863 г. переведён в село Петропавловку Самарского уезда. 18 сентября 1863 г. направлен на службу в село Тенеево Самарского уезда. Преподавал Закон Божий в Тенееевском сельском училище с 1863 по 1875 гг. 11 августа 1875 г. переведён на службу в село Гавриловку Бузулукского уезда. 26 ноября 1866 г. отец Дмитрий награждён набедренником, а 23 апреля 1882 г. скуфьей. По расписанию на 1880 г. катихизических поучений в сёлах 6-го благочиннического округа Бузулукского уезда осуществлял священник с. Гавриловка Димитрий Цветков («Самарские епархиальные ведомости», официальная часть 1880, С.28). В 1885 г. по Бузулукскому уезду по 2-ому благочинническому округу, составителями катехизических поучений были священники села Гавриловка Димитрий Цветков и села Летникова Пётр Вершинский («Самарские епархиальные ведомости», официальная часть 1885, С.498). 8 июля 1876 г. Студенецкого училища Самарского уезда, окончивший курсы духовной семинарии Иосиф Апатров направлен в село Гавриловку Бузулукского уезда («Самарские епархиальные ведомости», официальная часть, 1876 г., стр. 20). В 1873 г. в Гавриловке было всего двое грамотных: священник села Михаил Соколов и сельский писарь Ф.Афанасьев. При Гавриловской церкви была создана небольшая библиотека. Она насчитывала 29 книг, преимущественно «творений святых отцов». Кроме того, читателям выдавались три «литературных» журнала: «Духовная беседа» и «Православное обозрение», а так же «Самарские епархиальные ведомости». Такова была «духовная пища», которой кормили первых гавриловских грамотеев (Куйбышевский Госархив. Фонд Самарской духовной консистории. Клировые ведомости за 1883 г.).

http://sobory.ru/article/?object=30874

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010