Подобным отцу Виталию был Дмитрий Петрович Огицкий (недавно скончался). Преподавал Сравнительное богословие и древнегреческий язык. Все лекции по Сравнительному богословию я тщательно записал – они были весьма содержательные, но дал одному преподавателю для использования, а он мне их не возвратил... Так «зачитали» и другие мои записи. – По греческому языку Дмитрий Петрович выжимал из нас всё возможное и даже невозможное. За сорок пять минут урока мы так уставали, что становились малоспособными к слушанию прочих пяти положенных на тот день по расписанию предметов. И вот сегодня я не знаю, как расценить такой метод работы! —35— С искренней и глубокой благодарностью я вспоминаю своих прекрасных учителей. Продолжающих достойно стоять на высоких постах служения Русской Православной Церкви: митрополита Оренбургского и Бузулукского Леонтия (Бондарь) – ныне старейшего архипастыря нашей Святой Церкви (читал Священное Писание Ветхого Завета), протоиерея Бориса Шишко – ныне преподавателя Одесской Духовной Семинарии (вёл Нравственное богословие). Почивших: протоиерея Феодора Хрущевского (преподавал историю Русской Церкви), Алексея Яковлевича Яблонского (учил нас Церковному уставу), Алексея Петровича Надеждина (давал уроки по Психологии). Некоторые из преподавателей были выпускниками и даже преподавателями (доцент А.П. Надеждин, кажется, из Казанской Духовной Академии) прежних Духовных Академий, прочие – Православного Богословского факультета Варшавского университета. Читались также интересные лекции по бухгалтерскому делу (Свиридов – родной брат архиепископа Питирима), по агрономии (агроном), но как-то они прошли по касательной... 7. Вызов «неизвестно куда» Это скорбное воспоминание. Очень скоро после поступления в Семинарию стали нас одного за другим вызывать. Куда? Зачем? – Никто ничего не говорил, соблюдалось какое-то могильное молчание. Уходили по вызову рано утром, а возвращались поздним вечером. Возвращались в страшном состоянии – уставшие, измученные, как будто за один день постаревшие на несколько лет, с изменившимися лицами (казалось, что появились первые морщинки). Менялось и поведение их – как-то замыкались, уходили в себя; пропадала у них прежняя живость, шутки, даже улыбки. Что происходило – оставалось тайной. Постепенно мы стали догадываться, но от этого становилось ещё страш-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С искренней и глубокой благодарностью я вспоминаю также и своих прекрасных учителей, продолжающих достойно стоять на высоких постах служения Русской Православной Церкви: митрополита Оренбургского и Бузулукского Леонтия (Бондаря) — ныне старейшего архипастыря нашей Святой Церкви (читал Священное Писание Ветхого Завета). Почивших: протоиерея Бориса Шишко, протоиерея Феодора Хрущевского (преподавал Историю Русской Церкви), Алексея Яковлевича Яблонского (учил нас Церковному уставу), Алексея Петровича Надеждина (давал уроки по Психологии). Некоторые из преподавателей были выпускниками и даже преподавателями (доцент А.П.Надеждин, кажется, из Казанской Духовной Академии) прежних Духовных Академий, прочие — Православного Богословского факультета Варшавского университета. Читались также интересные лекции по бухгалтерскому делу (Свиридов — родной брат архиепископа Питирима), по агрономии, но как-то они прошли по касательной... Вызов «неизвестно куда» Это — скорбное воспоминание. После поступления в Семинарию очень скоро стали нас одного за другим вызывать: куда, зачем? — никто ничего не говорил, соблюдалось какое-то могильное молчание. Уходили по вызову рано утром, а возвращались поздним вечером. Возвращались в страшном состоянии — уставшие, измученные, как будто за один день постаревшие на несколько лет, с изменившимися лицами (казалось, что появились первые морщинки). Менялось и поведение студентов — как-то замыкались, уходили в себя; пропадала у них прежняя живость, шутки, даже улыбки. Что происходило — оставалось тайной. Постепенно мы стали догадываться, но от этого становилось еще страшнее. Тем не менее, я не помню случая, чтобы кто-то, побывав «неизвестно где», бежал из Семинарии... Меня, слава Богу, не вызывали. Вызовами дело не ограничилось. Видимо, решено было провести более тщательный и тотальный допрос — «люди в штатском» прибыли к нам сами. Для них были отведены большие аудитории. Теперь и меня не миновала чаша. Вызвали. Захожу и вижу сидящего, развалившись, за столом, на котором куча бумаг. Взглянув на меня, он саркастически улыбнулся, перелистал дело, снова взглянул. Я продолжал молча стоять. Не помню точно, что он меня спрашивал. Кажется, задал самые трафаретные вопросы: кто направил в Семинарию, верую ли я, есть ли родственники за границей. Атмосфера была настолько тяжелой, что я вышел оттуда побледневший, с дрожащими ногами, хотя за мной была лишь одна так называемая «вина», что я жил с 1941 до 1944 года на оккупированной территории, и родной брат Иван был увезен на работу в Германию. Тогда и это считалось преступлением(!).

http://pravoslavie.ru/29813.html

Но тут и позор для русской гражданственности. Позор для нас, что в 20-м столетии возможен голод в стране нашей, который доводит людей, в сущности, до детоубийства: позор нам – за нашу дикость, за нашу некультурность, за наши азиатские общественные порядки... Тут, в описываемом «событии» сказалось и бесстыдство людское. Народ деревенский по общей нашей вине страждет, а похотливцы ухитряются на горе народном созидать утеху своей чувственности, своей животной страсти. Пусть же позор вечный ляжет на головы этих людоедов и гнев Божий преследует их за надругание над ближним 15 . Люди же, несчастные и пришибленные в жизни, пусть скорее увидят над собой зарю лучших и справедливых порядков, при которых не будет места массовым голодовкам, – не останется открытой возможности и для наглых беззаконников беззаконствовать. Надобно понять, что силы человеческие ограничены. Не следует упускать из вида, что иногда внешняя среда оказывается давящей для людей и в известной обстановке они положительно духовно гибнут. Очевидно, во имя Христа и ради правды Его, с такой обстановкой мы должны бороться организованно, – не случайными только подачками нищим милостыни, а посредством введения в нашу жизнь человечных, справедливых и на евангелии основных общественных учреждений. В самом деле, можно ли к другим выводам придти по поводу таких газетных сообщений. По оренбургской железной дороге на станциях к Самаре, толпами бродили нищие, прося на хлеб. Это – переселенцы крестьяне из Бузулукского у. и других. Направлялись они в Акмолинскую, Тургайскую и Семиреченскую области, не получая никакой казённой помощи и не имея указаний от каких-либо учреждений насчёт обетованной для себя земли. Люди ехали наугад, куда глаза влекут. Ехали не по железной дороге, а на собственных заморенных кляченках. Ехали туда, где все земли уже разобраны. «Голод – замечал корреспондент, – делает людей безумными»; голод гонит их, «куда глаза глядят, лишь бы подальше от своей убогой нищенской полоски». Этим невольным переселенцам зачастую доводилось тащиться по пустынной степи, где они на холоде в своих рваных шубёнках, вдали от селений гибли, как мухи...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Являлось не безоснонательное подозрение, что они принимают вытравляющие плод вредные снадобья. 91 На крышке небольшого деревянного сундучка, найденного у хлыстов Спасского уезда, с внутренней стороны красками написана картина, изображающая людей на белых конях, а внизу изображение радений и в лицах свальный грех. 92 Тарусских хлыстах (Калужской губ.), по поводу известного, довольно громкого дела 1895 года, сообщалось, что они, хлысты, «не только терпят, но и поощряют внебрачные, неупорядоченные сношения мужчин с женщинами, содействуя крайнему растлению народной нравственности. Одному православному его мать, хлыстовка не раз советовала бросить законную жену, как «беззаконие». Другой хлыст, отец взрослой девушки на совет, отдать ее в замужество, иначе девушка может потерять себя, отвечал: «Нет того дерева, на котором бы птица не сидела; побалует и отстанет». В трактирах, на улицах хлысты прямо высказываются в том смысле, что «от жены отлепись, а к другой прилепись». Путаться с чужими женами значит «любовь иметь, что голубь с голубкою». 93 Хлыстовский разврат сопровождается диким самокалечением. Детей у хлыстов нет, или чрезвычайно редко родятся. В случае замеченной беременности они принимают, им одним известные меры к вытравлению. Последствием этого является даже вырождение населения, что и было доказано на суде неоспоримыми цифровыми данными. 94 Мормоны Бузулукского уезда (Самарской губ.) после радений все ходят вместе в баню. 95 Но с особенной картинностью обнаружены безнравственные деяния современных оренбургских хлыстов. В 1892 году производилось дело о хлыстовском «пророке» Осипе Дурманове и других. По делу выяснилось, что Дурманов, будучи главарем местных хлыстов, в отношении нравственном проповедовал такое учение: «Каждому духовному брату должна принадлежать духовная сестра, и притом достойному достойная». Дурманов осужден и сослан, но ему нашлись преемники в лице двух братьев, Ивана и Семена Утицких, о которых мы уже упоминали, что они на «беседках» своих распинаются и обладают какой-то демоническою силою над несчастными жертвами, подпавшими их влиянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Второй исторический район компактного проживания старообрядцев находится на западе и северо-западе О. о. Его складывание было обусловлено притоком крестьян из центрально-черноземных губерний и Зап. Сибири: в кон. XVIII - нач. 60-х гг. XIX в. здесь возникли села Борисовка, Елатомка, Козловка, Рус. Бокла, Староверовка (ныне Бугурусланского р-на), Ст. Тепловка, Колтубановка (ныне Бузулукского р-на), Лабазы (ныне Курманаевского р-на), В. Заглядино (ныне дер. Верхнезаглядино Асекеевского р-на), Н. Заглядино (ныне не существует). Оренбургские казаки-старообрядцы поддерживали связи с единоверцами Яицкого и Волжского (Волгского) казачьих войск. В 1764-1765 гг. все казачьи войска на юго-востоке европ. части России охватило движение за выход из обязательной службы и запись в число плательщиков двойного подушного оклада на условии свободного исповедания «старой веры», сакмарские казаки были среди инициаторов этого движения. На фоне усилившейся с кон. 20-х гг. XIX в. борьбы со старообрядчеством и активного насаждения единоверческих приходов увеличилось число мигрантов-старообрядцев, в их среде росли эсхатологические настроения, участились случаи отказа казаков от службы императору-«антихристу», зафиксированные в судебно-следственных делах. Обострилось противостояние между сторонниками «духовного» («не воплоти») и «чувственного» понимания природы антихриста. После насильственного перевода Иргизских мон-рей в 1837-1841 гг. в единоверие мн. казаки перешли на беспоповские позиции либо примкнули к единоверию; выделилось Часовенное согласие . Переход к беспоповской практике был санкционирован неск. соборами урало-сибирских беглопоповцев (Ирюмским в 1723 и Тюменским в 1840). При этом преследования властей и внутренние процессы в староверческих обществах подтолкнули распространение беспоповщины среди населения О. о. в целом. Серьезное влияние в регионе приобрело поморское согласие (в т. ч. среди часовенных). В 1826 г., по данным МВД, из общего числа старообрядцев Оренбургской губ. (28 198 чел.) на долю поморских общин (далеко не единых между собой по таким вопросам, как бессвященнословные браки, моление за императора) приходилось 10 410 чел. (44%).

http://pravenc.ru/text/2581503.html

После смерти п-ка Державина, в Оренбургской губ., Бузулукском у. крестьяне заявили, что они должны «быть вольными»; по мнению губернатора, крестьяне свои притязания основывали «на одном безгласном уверении» покойного помещика. Поводом к крестьянским волнениям неоднократно служило правительственное межевание. Согласно постановлению Сената в Рязанской губ. в 1815 г. должны были быть отмежеваны земли сел. Озерка во владение пом-ов Козлова и Аксенова, но крестьяне Скопинской Коннозаводской волости, с. Чернавы не допустили к работам межевых чиновников, утверждая, что отходящие земли составляют их собственность, требовали при этом постановления Сената, «по которому оная земля была им прежде отдана во владение». Аналогичный случай неповиновения имел место в Псковской губ. среди казенных крестьян разных деревень. В крестьянских волнениях принимают участие не одни помещичьи, частновладельческие крестьяне, а также крестьяне удельные и казенные. Поводы к волнению те же самые, что в имениях помещичьих, поэтому нет основания останавливаться на этом особо. Особенно резкую форму принимают волнения среди заводских крестьян; в буйные формы облекается крестьянское неповиновение тогда, когда их пытаются приписать в качестве рабочих к заводам и фабрикам. На переселение и перечисление в заводские рабочие крестьяне смотрят с каким-то мистическим страхом. Естественно, крестьяне, привыкшие к —700— сельскохозяйственному труду, неохотно склонялись к заводским работам, мало знакомым и нелегким; к тому же подобные переселения сопровождались значительным разорением насиженных мест. Т. о. можно заключить, что поводов крестьянских волнений было слишком много, они были настолько разнообразны, насколько вообще разнообразна сама жизнь; разнообразие этих поводов обусловливалось безграничностью крепостнических отношений, как определенного граждански-правового института. Мы могли отметить только те конкретные случаи, которые служили непосредственными импульсами крестьянских волнений. С. Авалиани (Продолжение следует).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Будучи от природы аскетом и ханжою, он жил постоянно в уединенной комнате, где предавался разного рода видениям и галлюцинациям. Однажды, говорили последователи Копылова, он, после сорокадневного поста, был взят двумя ангелами на седьмое небо живым; здесь, беседуя с Богом лицом к лицу, он получил повеление от Него доходить по книгам о том, как избавиться греха и спасать душу, а потом научить этому и ближних своих. Копылов, действительно, остался верен этому мнимому повелению. Вообразив себя христом, сыном божиим, Копылов образовал около себя небольшое общество своих последователей, нашел богородицу в лице крестьянки села Перевоза Татьяны Черносвистовой и начал свою проповедь о спасении людей. Проповедь эта была совершенно в хлыстовском духе. Спустя почти двадцать лет после видения, бывшего Копылову, слух о проповедуемом им и его богородицею учении дошел до начальства. Вследствие этого, Копылова и его спутницу вызвали к следствию и так как они не обнаружили никаких признаков раскаяния в своем заблуждении, но напротив упорствовали в нем, то их отправили в кирсановский тюремный замок, где Копылов и умер; спутница же его была отправлена на поселение. Деятельность Копылова продолжали с успехом его сын Филипп и работник Перфил Кутасонов. Оба они сначала действовали вместе, но вскоре Кутасонов, желая сделаться главою особого общества, завел с Филиппом Копыловым спор о каких-то правилах своей веры и отделился от последнего. Таким образом, в Павлове явилось два корабля. В первом главою был Филипп Копылов с лжебогородицею Татьяною Хованскою; во втором же, Перфил Кутасонов с лжебогородицею Лукерьею Камбаровой и лжепророком Ефимом Кузьминым. Оба эти корабля с успехом стали распространять хлыстовщину, которая появилась теперь в борисоглебском уезде, тамбовской губернии, и в бузулукском – самарской. Таким образом, дело, начатое Аввакумом Копыловым, нашло себе ревностных исполнителей. Последователи Аввакума существовали в 1851 году, когда производилось следствие, о них Набоковым 120 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

1048 Там же, с. 63–64; ср. с. 223 и 287. Прыгунская пророчица Домна на молениях «или пророчила, или еще чаще просто говорила непонятными языками, а публика напряженно прислушивалась к её речам, безуспешно стараясь проникнуть в их темный смысл». У пророка Валова прыганье «сменялось катаньем по земле и изречениями на не понятных языках». 1050 Головкин, Очерки Оренб. хлыстовщины, 114 (во время радельной экзальтации, некоторые сектанты «произносят бессмысленный набор слов и слогов с непонятной жестикуляцией»); ср. с. 118. 1051 Ивановский, Н. И. Секта хлыстов в её истории и современном состоянии, Киев, 1898, с. 28. Ср. Добротворский, Люди Божии. Русская секта так называемых духовных христиан. Казань, 1869, с, 49, примеч.: на радениях хлыстов Алатыр. у., Симбир. г., пророк «говорит (и другие за ним) бессмыслицу разными языками, и вообще производит смятение в знак сошествия св. Духа». При производстве следствия о хлыстах с. Собаченок, Ардатов. у., Симб. г., несколько свидетелей показали, со слов местного крестьянина Ф. Максимова, что во время радений на вожаков секты «сходил Дух с шумом и ветром, и они начинали говорить на разных языках», «главным образом, по-латински» (Дело Симбир. окр. суда о кр. с. Собаченок Филиппе Григорьеве Новикове, обвиняемом по I ч. 196 и 203 ст. Улож. о нак. по архиву 48425; след. производство (нач. 1 июня 1896 г, кончено 27 янв. 1897 г.), л.40:47). Впрочем, сам Максимов отрекся от приведенного сообщения, не смотря на очную ставку (там же, л. 53). 1053 Свящ. Строев, О секте мормон по селам р. Иргиза, Николаевского у., Самар. г. (Самар. Е. В. 1907, 17, с. 619). Ср. Гребнев, Очерки из истории сектантов мистич. направления в Самарском крае (Самарский Вестник, 1894, 61). 1054 Дело Самар. о. суда о распространении мормонской ереси в селах Александровке-Грачевке, Александровке-Сергиевке, Андреевке и Гаршине, Бузулукского у., и Яблоновом враге, Николаев у., кр. Воробьевым, Матросовым, Плясовым и др., 38833, т. 1, л. 17, 69 об. Сходство Бузулукских мормонов в отношении языкоговорения и других признаков с хлыстами наводит на мысль о родстве их и по происхождению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бегание б) Бегание. При прогрессивном нарастании двигательно- —315— экстатического возбуждения, все ускоряющееся хождение превращается в бегание, т.е. в быстрое хождение с подскакиванием вверх (смешанный вид поступательного движения). Напр., один пророк северно-кавказских шалопутов, в состоянии экстаза, «поднявшись с своего места, стал ходить взад и вперед по комнате, и чем далее, тем скорее; затем, начал фыркать, бегать, прыгать, падать и биться об пол»; сектанты во всем этом видели «действие св. Духа». 3201 При резком переходе к локомоторным движениям, когда хождение не имеет места, бегание наступает сразу. Новообращенный Амурский прыгун, впервые осеняемый «духом», «под влиянием охватившего его радостного чувства, непременно начинает бегать по молельне и бегает до тех пор, пока не пройдет этот радостный порыв, или он не устанет. Случается, что новообращенные убегают даже из молитвенного дома и носятся, как сумасшедшие, по улицам. Так, один раз двое из новообращенных, почувствовав в себе присутствие духа, в глухую ночь, из молельни устремились на пароходную пристань, попрыгали здесь, побегали по улицам, побывали в квартире своего пресвитера и только через два часа возвратились в молельню, так, что прыгуны встревожились за их отсутствие. В этом бегании по молельне и улицам прыгуны видят исполнение слов пророка: бегает яко агнец от уз отрешенный». 3202 Не менее характерный случай сообщил один свидетель про Бузулукского «мормона» Константина Матросова. «Однажды, – говорит он, – весной, в 1892 г., я, К. Матросов и сын К. Б-ва Павел ехали все вместе на трех подводах полем с товаром. Матросов ехал сзади нас; дело было вечером… Вдруг К. Матросов, сняв верхние брюки… и разувшись, босиком пробежал вперед всех возов, затем таким же образом он пробежал назад к своему возу, при этом он размахи- —316— вал руками и прямо смаху вскочил на свой воз, так, что мы подивились его легкости, с которою он вскочил на воз. Я спросил К. Матросова, зачем это он пробежал по кочкам босиком, и Матросов мне объяснил, что, как руки наши привыкли к холоду, жару и проч., так нужно приучить и ноги, и что Спаситель наш ходил, разувшись». 3203 Этот странный случай всего естественнее объяснить порывом внезапного религиозного вдохновения («дух накатил»), под влиянием которого Матросов мог дойти до известной степени самозабвения и на виду у других совершить описанное необычное телодвижение. – О радеющих скопцах Андреянов рассказывает, что они,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Беседники в Самарской же губ. – те же хлысты; учение этой секты занесено сюда тоже в 30 годах прошлого столетия из сели Прислонихи Сызранского уезда, Симбирской же губ. Свое название эта секта получила от «беседок», каковым именем сектанты называют свои радения. При общем с хлыстами учении и культе, «беседники» отличаются от них общинным устройством жизни, напоминающим устройство монастырей, причем над мужчинами настоятельствует женщина, а над женщинами – мужчина; отличаются они ношением черного платья, почему народ именует их еще «чернецами» и «черничками», а также особенным показным исполнением обрядов и предписаний православной Церкви, неопустительным посещением храма и большими жертвами на его нужды, частым исполнением христианского долга исповеди и св. причащения, особенным лицемерным уважением к духовенству и проч. Вообще это один из более осторожных и скрытных видов хлыстовской секты и потому особенно вредный для Церкви. «Мормоны самарские» появились в Самарской епархии в 40 годах прошлого столетия; основателем ее считают крестьянина села Александрова-Гая, Новоузенского уезда, Ивана Каныгина. Эта секта распадается на два толка: на собственно «мормонов» (в Николаевском и Бузулукском уездах) и «методистов» (в Новоузенском уезде). Оба названии даны обеим хлыстовским сектам произвольно и совершенно неудачно; первым – потому только, что они допускают, подобно американским «мормонам», многоженство, а вторым, вероятно, только вследствие отрицательного отношения к обрядам православия. В устройстве этих общин, очевидно, сказалось сильное воздействие молоканства и прыгунства, под влиянием которых мормоны завели у себя даже наименования своих должностных в общинах лиц: «рука», «нога», «глаз» и т. п., удержав общехлыстовские наименования для своих вожаков – «пророк», «христос», «саваоф», «богородица» и т. п. Отличие «мормонов самарских» от «методистов» составляет их отношение к браку и образ жизни: в то время как первые, отвергнув брак, завели у себя многоженство, но ведут воздержанную, трезвую жизнь, вторые – отъявленное пьяницы и распутники.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010