Социальный отдел Орской епархии совместно с социальными отделами Оренбургской и Бузулукской епархий проводят сборы гуманитарной помощи, продуктов питания, вещей, предметов личной гигиены и с помощью волонтеров распространяют по пунктам временного размещения, а также оказывают материальную и духовную поддержку пострадавшим. Представители Орской епархии привезли 150 кг продуктов и более 300 кг одежды в четыре пункта временного размещения. Руководитель социального отдела Орской епархии протоиерей Вячеслав Кочкин лично эвакуировал 45 пациентов из подтопленной больницы города. Орская епархия организовала эвакуацию нескольких семей с детьми в магнитогорский епархиальный Центр помощи матери и ребенка. 9 апреля в Орск была доставлена гуманитарная помощь для пострадвших от наводнения, собранная социальным отделом Оренбургской епархии. Гуманитарный груз лично сопровождал митрополит Оренбургский и Саракташский Петр. В Орск передали средства личной гигиены, детские подгузники, продукты питания, детские каши, смеси, одежду для детей и взрослых, комплекты постельного белья, матрасы, одеяла, подушки, питьевую воду, предметы первой необходимости. Помощь доставили в Иверский женский монастырь Орска, затем ее передатут в пункты временного размещения. Также в Иверском женском монастыре Орска переориентировали пекарню на выпечку хлеба для жителей города, так как в магазинах города наблюдается дефицит хлебной продукции. В скиту монастыря находится скважина с питьевой водой, которую насельники скита в непрерывном режиме разливают по бутылкам и вместе с хлебом развозят нуждающимся. Жители города получают выпеченный монастырский хлеб и воду бесплатно на территории кафедрального Георгиевского собора и храма в честь святого великомученика Пантелеимона Орска. В монастыре Орска корпус для паломников принимает пострадавших от наводнения. Храм в честь Преображения Господня Орска, находящийся на возвышенности, окружен водой. Тем не менее в нем продолжаются регулярные уставные богослужения. К храму организована доставка провианта при помощи плавательных средств.

http://radonezh.ru/2024/04/10/cerkov-oka...

Прп. Серафим Саровский называл Г. п. «великой школой иноческой жизни». Глинский устав был заимствован мн. мон-рями (ок. 15), послужил «краеугольным камнем прочного устройства и процветания» Одрина во имя свт. Николая Чудотворца , Святогорского Зимненского , Щегловского тульского , Оптина болховского , бузулукского в честь Преображения Господня , Чуркинского и др мон-рей. Прп. Филарет составил также уставы для 8 жен. мон-рей, в т. ч. екатеринбургского в честь Тихвинской иконы Божией Матери , Борисовского в честь Тихвинской иконы Божией Матери , челябинского в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», Казанского мон-ря в г. Троицке Оренбургской губ., мензелинской во имя прор. Илии общины Уфимской губ. «Наставление о должности духовника, служащего инокиням» игум. Филарета прилагалось к уставам мн. жен. мон-рей. Написанное преподобным «Поучение к новопостриженному монаху» было напечатано в Синодальной типографии и по указу императора в 1824 г. разослано во все 37 епархий «для руководства в управлении монастырями и братией» (РГИА. Ф. 796. Оп. 104. Д.1000). В Г. п. поучение читалось в трапезной в день пострига кого-либо. Братия До иером. Филарета (Данилевского) обителью управляли строители, с 1839 г.- игумены, с 1887 г.- архимандриты. После кончины прп. Филарета, т. е. с 1841 г., Г. п. управлял игум. Евстратий (Яковлев), с 1855 г.- игум. Авксентий, с 1857 г.- игум. Иоасаф, с 1861 г.- игум. Иувеналий (Половцев), с 1862 г.- игум. Иннокентий (Степанов), с 1888 г.- схиархим. Иоанникий (Гомолко), с 1912 г.- архим. Нектарий (Нуждин). По ходатайству прп. Филарета перед имп. Александром I с 1821 г. настоятели избирались из числа братии. К 1817 г. в Г. п. проживало ок. 25 насельников, в 1823 г.- более 40 чел., в т. ч. 7 иеромонахов, 4 иеродиакона, 4 монаха. В 1837 г. игум. Филарет писал имп. Николаю I, что «братство, получив твердое духовное основание введением примерного устава Святой Афонской Горы, умножилось» и составляло ок. 100 чел. В 1885 г. в Г. п. проживало ок. 340 чел., в т. ч. игумен, 16 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 60 монахов, 57 послушников, в 1903 г.- 481 чел., в т. ч. 3 архимандрита, 24 иеромонаха, 16 иеродиаконов, 106 монахов, 38 послушников, в 1910 г.- 507 чел., в т. ч. архимандрит, 28 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 96 монахов, 100 послушников. В 1909 г. выходцы из крестьянского сословия составляли до 75% братии, насельники в возрасте до 40 лет - 65% братии.

http://pravenc.ru/text/165143.html

В 1830 г. архиерей получил разрешение на преподавание в Оренбургской ДС татарского и чувашского языков. В Челябинске (1830) и Бугульме (1831, с 1851 в составе Самарской епархии) открылись духовные уч-ща - по одному приходскому и уездному. В сер. 30-х гг. XIX в. в Оренбургский у. переселилось большое число крестьян из Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Курской и других губерний. В новых поселениях строились церкви. В 1823 г. в Оренбургской епархии числилось 242 церкви, в 1829 г.- 272 церкви. В 1832-1835 гг. построено 26 храмов. В 1837 г. в епархии имелось 332 храма. При Оренбургском еп. Иоанникии (Образцове ; 1835-1849) в епархии началось устроение монашеской жизни. В 1838 г. открылся первый в епархии жен. мон-рь - уфимский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы . Ок. 1835 г. в Бузулуке возникла Тихвинская жен. община (см. Бузулукский в честь Тихвинской иконы Божией Матери женский монастырь ), в 40-х гг. появилась Спасо-Преображенская муж. община в Бузулукском у. (см. Бузулукский в честь Преображения Господня мужской монастырь ), в 1840 г.- жен. община при Ильинской ц. в Мензелинске, в 1848 г.- жен. Одигитриевская Богородицкая община в Челябинске (см. Челябинский в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» женский монастырь ). Еп. Иоанникий продолжил строительство храмов, гл. обр. каменных. В 1838-1849 гг. число церквей увеличилось и составило ок. 450 (включая монастырские, домовые и кладбищенские). Из наиболее замечательных следует назвать Свято-Троицкий собор в Бирске, освященный 31 мая 1841 г., кафедральный Воскресенский собор в Уфе, освященный 24 авг. того же года, Свято-Троицкую ц. на Златоустовском заводе (ныне г. Златоуст), освященную 6 июня 1842 г. При закладке Александро-Невского собора в Уральске 16 июня 1837 г. присутствовал цесаревич Александр Николаевич (см. Александр II Николаевич ), к-рый во время путешествия по России посетил Оренбургский край. При еп. Иоанникии была устроена походная ц. во имя св. кн. Александра Невского при ставке хана Внутренней киргизской орды (22 окт. 1843), появились походные церкви в только что устроенных укреплениях по Оренбургской киргизской степи (впосл. Тургайская обл.), в частности в основанных в 1845 г. укреплениях Оренбургском (впосл. г. Тургай) и Уральском (впосл. г. Иргиз).

http://pravenc.ru/text/2581499.html

Помощь пострадавшим от наводнения оказывается в Оренбургской епархии 9 апреля 2024 г. 21:10 Вечером 5 апреля 2024 года в г. Орске Оренбургской области произошло чрезвычайное происшествие, из-за обильного паводка прорвало дамбу, сооруженную на реке Урал. Пострадали более 6 тысяч домовладений в старой части г. Орска. На данный момент из-за стремительного разлива затапливается соседний г. Новотроицк и частично г. Оренбург, а также некоторые районы, относящиеся к Бузулукской епархии . В г. Орске в зоне затопления оказались три храма: храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Избавительница» (ул. Казалинская, д. 12), храм Покрова Пресвятой Богородицы (ул. Соколова, д. 85), храм Покрова Пресвятой Богородицы (ул. Кирова, д. 18). В Бузулукской епархии в зоне подтопления оказались пять храмов — частично подтоплены фундаменты. В двух строящихся храмах цоколи затоплены полностью. В Оренбургской епархии в настоящий момент ни один храм не находится в зоне подтопления. В связи со сложной ситуацией отдел социального служения Орской епархии совместно с отделом социального служения Оренбургской и Бузулукской епархий проводят сборы гуманитарной помощи, продуктов питания, вещей, предметов личной гигиены и с помощью волонтеров распространяют по пунктам временного размещения, а также оказывают материальную и духовную поддержку пострадавшим. В Иверском женском монастыре г. Орска пекарня переориентирована на выпечку хлеба для жителей города, так как в магазинах города наблюдается дефицит хлебной продукции. В скиту монастыря находится скважина с питьевой водой, которую насельники скита в непрерывном режиме разливают по бутылкам и вместе с хлебом развозят нуждающимся. Жители города получают выпеченный монастырский хлеб и воду бесплатно на территории Георгиевского кафедрального собора и храма великомученика и целителя Пантелеимона г. Орска. В монастыре г. Орска корпус для паломников принимает пострадавших от наводнения. Храм Преображения Господня г. Орска, находящийся на горе (возвышенности), окружен водой. Тем не менее в нем продолжаются регулярные уставные богослужений. К храму организована доставка провианта при помощи плавательных средств.

http://patriarchia.ru/db/text/6119545.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУЗУЛУКСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Бузулукский в честь Преображения Господня мон-рь. Тоновая литография. 1864 г. (ГИМ) Бузулукский в честь Преображения Господня мон-рь. Тоновая литография. 1864 г. (ГИМ) находился в 5 верстах от г. Бузулука Самарской губ. В 20-х гг. XIX в. в пещерах на склоне вост. хребта Атаманских гор, неподалеку от места, где впосл. был основан Б. м., подвизались крестьянин с. Тримихайловка (Сухоречка) Н. Лоскутов, казак И. И. Гнедышев и неск. жителей Бузулука. В 30-х гг. по требованию бузулукского градоначальника они покинули пещеры, к-рые позднее передали в аренду крестьянам с. Александровка М. Чикунову и братьям П. и М. Рыжих. В 40-х гг. арендаторы обратились в Оренбургскую духовную консисторию с прошением о создании близ Атаманских гор общежительного мон-ря. Оренбургский еп. Иосиф (Богословский) подал в Святейший Синод ходатайство об учреждении обители. До офиц. открытия мон-ря П. Рыжих и 11 чел. буд. братии приняли постриг в монашество и были приписаны к различным обителям с прохождением послушания на месте устраиваемого ими нового мон-ря. На деньги бузулукского купца А. Зуева был куплен деревянный дом, к-рый перевезли на место, отведенное для мон-ря. В мезонине устроили домовую церковь, внизу - кельи; построили двухэтажный флигель с трапезной, кухней и хлебопекарней. В 1852 г. епископ новоучрежденной Самарской епархии Евсевий (Орлинский) вновь ходатайствовал перед Синодом об открытии обители. Указом Синода от 21 февр. 1853 г. был учрежден 3-классный общежительный мон-рь в честь Преображения Господня, по штату в нем полагалось 24 насельника, мон-рю передали 150 дес. земли. 4 окт. 1853 г. еп. Евсевий освятил в Б. м. теплую домовую церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери (разобрана в 1879), пожертвовал обители Владимирскую икону Божией Матери в сребропозлащенной ризе. Первым настоятелем Б. м. стал Поликарп (Рыжих), послушник уфимского в честь Успения Божией Матери мон-ря . В марте 1854 г. его сменил старец Глинской пуст. Аполлинарий († 1864), к-рый ввел в Б. м. устав Глинской обители. Трудами игум. Аполлинария мон-рь был обнесен оградой, построены просфорный корпус, странноприимный дом, мельница и др. хозяйственные сооружения. В 1857 г. в обители заложили каменный теплый храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен 13 сент. 1861), близ к-рого был погребен игум. Аполлинарий. В 1869 г. на 2-м ярусе колокольни была устроена холодная Преображенская ц., в 1882 г. освящен деревянный теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца. В 1862 г. мон-рь обнесли с 3 сторон каменной стеной, в 1869 г. в башне на правом углу ограды открылась церковноприходская школа, в 1885 г. в ней обучалось 15 чел.

http://pravenc.ru/text/153591.html

По окончании Литургии Святейший Владыка ознакомился с ходом строительства Андреевского кафедрального собора в Геленджике. 26 сентября 2019 года Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл с Первосвятительским визитом в Самарскую митрополию, в которой посетил Самарскую и Тольяттинскую епархии. В этот день Святейший Владыка посетил храм в честь Трех святителей при Поволжском православном институте имени святителя Алексия, митрополита Московского, в городе Тольятти, где ознакомился с учебным процессом и пообщался с преподавательской корпорацией и студентами. Состоялась встреча Его Святейшества с преподавателями и учащимися вузов Самарской области и представителями общественности. Вечером Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения с чином Воздвижения Креста Господня в Спасо-Преображенском соборе города Тольятти. 27 сентября 2019 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения собора Софии Премудрости Божией города Самары и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Тверского и Кашинского Саввы, митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия, епископа Отрадненского и Похвистневского Никифора, епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия, епископа Кинельского и Безенчукского Софрония, епископа Тольяттинского и Жигулевского Нестора, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Павлово-Посадского Фомы, епископа Сызранского и Шигонского Леонтия и духовенства Самарской митрополии. Среди молящихся за богослужением были полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе И.А. Комаров и губернатор Самарской области Д.И. Азаров. По окончании Божественной литургии состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с главой Самарской митрополии, полномочным представителем Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и губернатором Самарской области.

http://religare.ru/2_118340.html

Далее, относительно лиц, состоящих под властью других, для брака рабов законы всегда требовали согласия господ их. Этого требуют и правила св. отцов, изображая брак рабов без воли господ любодеянием, и подвергая виновных церковному покаянию. Впрочем, представляя господам согласием своим утверждать заключенные уже между рабами браки, церковные правила не определяют в противном случае расторжения брака (Вас.вел.40:42). Законы грекоримские не только полагали для брака рабов согласие, или дозволение господ необходимым, но и совершенно предоставляли его воле господ. У нас хотя не было таких постановлений, но обычаи долгое время в том же духе действовали; и по определенным правилам браки рабов без воли господ, подлежали духовному суду 45 . Петром великим подтверждены в этом отношении права господ, так, чтобы и лица свободные, желающие вступить в брак с крепостными, не заключали такого брака без ведома их помещиков и без отпускных писем от них 46 . Это постановление было постоянно подтверждаемо 47 . И в своде настоящих гражданских наших законов сказано: «запрещается помещичьим крестьянам и дворовым людям вступать в брак без дозволения их владельцев» 48 . Древние правила Церкви, постановляя вообще, что для брака лиц, состоящих под властью других, нужно дозволение или согласие имеющих над ними власть, предполагают уже необходимым и дозволение начальства по службе (Вас.вел.40:42). Ибо христианская Церковь всякую законную власть в обществе всегда признавала богоучрежденною и всегда ограждала своим влиянием законные отношения подчиненности. В законах гражданских грекоримских не находим положительного определения о согласии гражданских и военных начальств на брак подчиненных; однакож общее постановление этих законов, что лица, находящиеся под властью, должны получать для брака согласие имеющих власть, конечно не оставалось без приложения и к службе гражданской или военной. У нас такое постановление о военных чинах, как высших, так и низших, возымело силу во времени Петра великого, и потом постоянно было подтверждаемо, в том отношении, чтобы военные начальства не только наблюдали в браках лиц, им подчиненных, беспрепятственность по службе, но и сообразность со званием и состоянием военнослужащих 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

О благословении свт. Игнатия Е. Н. Шаховой на иноческий путь. 860. Антонова И. В. Архимандрит Пимен — настоятель Николо-Угрешского монастыря: Ист. — биогр. очерк. — Дзержинский: Б. и., 1996. — 105 с.: ил. О духовном влиянии свт. Игнатия на юношу Петра Мясникова, будущего архимандрита Пимена — с. 3. 861. Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко)/Сост. Г. П. Чинякова. — М.: Новая книга, 1996. — 175 с.: ил. О свт. Игнатии и его творениях в духовной жизни иеросхимонаха Стефана — с. 3–4, 14, 37, 52, 81, 83, 90, 91, 95, 98, 99, 142, 151, 153. 862. Игнатия (Петровская). Слово о старчестве/Предисл., публ., и примеч. А. Л. Беглова//Альфа и Омега. — 1996. — С. 165–208. О свт. Игнатии, в т. ч. о духовном родстве с игуменией Арсенией (Себряковой) — с. 167, 168, 185, 186, 194, 202. 863. Игумен Дамаскин/Спасо-Преображен. Валаам. монастырь. — СПб., 1996. — 8 с. — (Жизнеописания валаам. старцев). О взаимоотношениях свт. Игнатия и игум. Дамаскина — с. 2–4. 864. Лукьянов Е. К истории пятого тома сочинения святителя Игнатия с записями оптинского старца Никона (Беляева)//Данилов. благовестник. — 1996. — Вып. 8. — С. 32–34. О сочинениях свт. Игнатия в духовной жизни оптинского старца Никона. 865. Мария (Добромыслова). Житие оптинского старца Никона/Изд. Введ. Оптиной пустыни. — Козельск, 1996. — 462 с. О значении творений свт. Игнатия в духовной жизни прп. Никона — с. 95, 97–98, 119, 137, 159, 161, 361–362. 866. Предисловие://Отец современного иночества: Воспоминания современников о свт. Игнатии Ставропольском. — М., 1996. — С. 5–6. Свидетельство инокини о духовном водительстве свт. Игнатия в ее жизни. Записано в Оптиной Пустыни иеромон. Сергием (Рыбко) в 1991 г. 867. Валаамские подвижники/Спасо-Преображен. Валаам. монастырь. — 2-е изд., испр. и доп. — Репринт. изд. 1891 г. — СПб., 1997. — 142 с. О духовных взаимоотношениях свт. Игнатия и игум. Дамаскина — с. 37. 868. Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария/Свято-Введен. Оптина Пустынь, Свято-Троиц. Сергиева лавра. — М.: Отчий дом, 1997. — 416 с.: ил. — Из содерж.: Аннотированный указатель лиц, упоминаемых в Жизнеописании оптинского старца Макария: Игнатий — святитель, епископ Черноморский и Кавказский. — С. 349–350.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Многие из них обессмертили себя мученичеством. Христианство обращалось к ним с требованием терпения и послушания, и к господам – с просьбами и увещеваниями любви к ближнему. Язычники знали только об обязанностях рабов по отношению к господам, но ничего об обязанностях господ пред своими рабами. Христианская религия первая указала рабовладельцам, что также и они имеют свои обязанности по отношению к своим рабам. Она взывала к их совести, напоминая им, что и над ними стоит Господь, Который в день судный потребует от них отчета в обращении их с рабами. Церковь христианская не настаивала прямо, чтобы рабовластители давали свободу своим рабам; с величайшею мудростью она желала прежде всего уничтожить тираническое обращение с рабами и укоренить в сердцах господ чувство любви и сострадания к ним, выставляя на вид общечеловеческие права рабов, равенство их с господином пред Господом. Между тем она не останавливалась на этом; она стремилась также к совершенной гражданской эмансипации рабов. Сообразуясь с временем и обстоятельствами, она не умалчивала, что рабство противоречит внутреннему духу христианства и рекомендовала рабовладельцам освобождение рабов, как возвышеннейшее дело христианского милосердия. Отсюда уже рано в истории христианской Церкви мы видим многих господ, не только отпускающих на волю рабов, но и снабжающих их первыми необходимыми средствами для устройства самостоятельной домашней жизни. Освобождение класса рабов всегда торжествовалось Церковью как победа духа христианской любви над человеческими страстями. Восстановляя в сознании господ право рабов, как людей, Церковь со всею силою своей духовной власти протестовала против бесчеловечного обращения с рабами. Мы хотим обратить внимание только на отношение её к гладиаторским играм. Церковь открыто называла эти игрища, в которых рабы сражались или с дикими животными или друг с другом, «школою варварства». Она строго запрещала зрелища этих игр в цирке своим членам. К богатым, тратившим громадные суммы на кровавые игры – на покупку зверей и содержание гладиаторов – она твердым голосом взывала: «вместо того, чтобы покупать и кормить диких животных, выкупайте пленных и питайте бедных; вместо того, чтобы тратиться на людей, готовых убить друг друга, идите и погребайте невинно умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obs...

Итак, призвание православной России указывается ей апостольскою Церковью; но не потому, чтобы мы сами этого заслужили. Великое призвание нового Израиля дается нам даром, только по милости Божией, и поэтому мы сугубо ответственны перед Богом за нарушения нравственности и правды. А прежде всего и, кроме того, – мы еще особо ответственны за вверенный нам залог будущего счастья всего человечества. Святая Церковь Христова еще живет на Руси, заступничеством многих святых, праведников Божиих, молящихся перед престолом Всевышнего за нас грешных. Она живет, но она проходила через трудные и опасные времена. Времена индифферентизма, рационалистической лжефилософии и всякого хлама, в бессмысленном подражании принятого нами от Запада, без разбора и на- —162— равне с другими его культурными образцами, действительно высокими и добрыми, но относящимися к совсем другим сферам духовного творчества. В настоящее время, по милости Божией, мы видим признаки великого пробуждения. Это – признаки новой жизни, новых потребностей. Необходимо стараться, чтобы эти потребности получали удовлетворение из источника чистого, и при этом особого внимания заслуживают слабейшие в вере. Я говорю о так называемых интеллигентах. Потому что они, только они, являются теперь нашими духовно выздоравливающими. На религиозные запросы среднего нашего образованного человека, носящего на себе, как вам известно, отпечаток скопированного с чужих образцов образования, на такие запросы нельзя отвечать, как то обыкновенно делается, указанием на необходимость чистой иррациональной веры. Необходимо, абсолютно необходимо, чтобы мы умели давать ему также рациональный отчет во всем, что касается православной Церкви. Смотрите, как подбирается искуситель, чтобы посредством хитроумных подделок вводить его в заблуждение и отвлекать от прямого пути! Смотрите, как ловко он посредством внутренней лести внушает ему, что он уже слишком цивилизован для того, чтобы удовлетворяться безрассудным православием простонародья! Много ли мы делаем для таковых, скажите откровенно, мы, православные, с грехом пополам или вовсе не умеющие рациональными доводами говорить о нашей Церкви? Как смеем мы думать, что сумеем справиться с предстоящими мировыми задачами христианства, если не научимся говорить об этом логично! Знаете ли вы, например, какое мучительное посрамление ожидает громадное большинство из нас, православных, не исключая образованных и сведущих в вопросах церковных, когда наталкиваешься на представителей западной инославной дисциплины, веками выработавшей из своего миросозерцания страшное для маловерных наступательное оружие? Недаром она себя называет «религией господ». И сколько именно из наших «господ», преклоняющихся перед чужими традициями, «господ» по интеллектуальному и социальному положению, «господ» – по привычкам и по условиям жизни, приводящей их в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010