К историческим памятникам прошлого относится и насыпной холм, где когда-то стоял дворец князя Даниила Романовича Галицкого. На вершине этой горы стояла небольшая, но очень красивая, как бонбоньерка, церковь во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, построенная в память воссоединения холмских униатов с Православием в 1875 году. Увы, уже в самые последние годы, когда образовалась новая Польша, она почему-то полякам помешала, и они (говорят, в четверг Страстной недели) взорвали ее динамитом, как и много других храмов в Холмщине. Холмская семинария отличалась многими особенностями. Она отвечала ясно поставленной властью задаче — привлечь в духовное звание детей из народа, чтобы священник был ему «свой». Мое служебное положение было очень прочно; даже с внешней стороны я должен был поставить себя так, чтобы производить впечатление авторитетного представителя Русской Православной Церкви. Хотя я лично любил всяческую простоту, но для престижа нужно было подтягиваться: прекрасный выезд, шелковые рясы… Тут я лишь продолжал политику моего предшественника архимандрита Тихона; он сумел высоко поднять значение ректора в глазах населения. Вообще от него досталось мне хорошее наследие. Холмская семинария была небольшая (сто семьдесят пять учеников), чистая и внутренне благоустроенная. За пятилетие ректорской службы архимандрит Тихон поставил учебно-воспитательное дело отлично. В память открытия святых мощей святителя Феодосия Черниговского он устроил в семинарии второй храм во имя этого новоявленного угодника Божия, пожертвовав для сего семинарским залом. В этом новом храме совершалось ежедневное богослужение, причем каждый из шести классов имел свой день, когда он мог там самостоятельно нести клиросное послушание; а в праздники туда собирались для богослужения дети семинарской образцовой церковноприходской школы. Совершало будничное богослужение, также по очереди, семинарское духовенство: ректор, инспектор, духовник и преподаватели, носившие духовный сан. Архимандрит Тихон был очень популярен и в семинарии, и среди народа. Местные священники приглашали его на храмовые праздники. Милый и обаятельный, он всюду был желанным гостем, всех располагал к себе, оживлял любое собрание, в его обществе всем было весело, приятно, легко. Будучи ректором, он сумел завязать живые и прочные отношения с народом, и этот же путь он указал и мне. В сане епископа он еще больше углубил и расширил свою связь с народом и стал действительно для Холмщины «своим» архиереем. Мне постоянно во время поездок по епархии приходилось слышать самые сердечные отзывы о нем духовенства и народа.

http://pravoslavie.ru/3426.html

Как известно, Церковный Устав предусматривает возможность совершения в один и тот же день одной и той же службы в разных храмах с разной торжественностью. Так, например 16 августа Устав назначает службу со славословием, а затем делает оговорку: аще храм Нерукотворенного образа или аще изволит настоятель творим бдение. Таким образом, в нескольких храмах (даже рядом стоящих) по-разному может быть совершена служба в этот день. Там, где храм, непременно должно быть бдение со всею торжественностью богослужения престольных праздников. В других же храмах может быть служба от бдения до славословия. И во всех этих случаях от наполовину будничной службы со славословием до торжественной храмовой не будет нарушения Устава, будет только применение его к местным обстоятельствам и нуждам. И если в Великом Посте в одном из храмов престольный праздник совпадает с поминальной субботой, то там должна быть праздничная служба храмовому святому, тогда как в соседних храмах будет правиться служба тому же святому, но уже как малому, непразднуемому святому и даже ни на одной из служб не будет и тропаря ему и со службою его будет соединена служба за упокой. Это тоже применение Устава. Вообще в Уставе нередко можно встретить при полиелейном праздничном знаке замечание: аще изволит настоятель творим бдение, или, при шестиричном: а идеже... восхощет кто... пети полиелей 752 . У нас всякие часто произволы в богослужении обосновывают на этом уставном выражении: аще изволит настоятель. Но оно совсем не означает того, что настоятель имеет право, как ему вздумается комбинировать богослужение. Оно означает только то, что в некоторых случаях от настоятеля зависит избрать степень торжественности празднования того или иного дня. Но коль скоро выбор сделан, в дальнейшем вся служба должна совершаться точно по Уставу, в дальнейшем настоятель не имеет права уже действовать по своей воле, а если, например выбрана служба со славословием, то уж все должно быть совершенно точно по тому Уставу, какой дал Типикон для праздников со славословием.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

монахи собирались на общую литургию только по субботам, воскресеньям и праздникам (что не исключало келейного Причащения в др. дни). в VIII в. к палестинской была близка практика олимпийских мон-рей, где прошли монашеский искус мн. подвижники, в частности прп. Феодор Студит, с именем к-рого связано широкое распространение в IX-XI вв. Студийского устава. В творениях прп. Феодора и его ближайших учеников упоминается уже ежедневная братская литургия (см., напр., PG. 99. Col. 1713); это, вероятно, связано с общежительным, а не келлиотским устройством Студийского мон-ря - возможность ежедневного присутствия на литургии сделала ненужным келейное Причащение. Практика ежедневной литургии была закреплена в Студийском уставе, а затем перешла и в Иерусалимский (см.: Taft. 1984), и так сложился обычный состав правосл. Б. б.: во-первых, службы суточного круга (по Часослову, к текстам к-рого присоединяются песнопения гимнографических книг - Октоиха и Минеи (в период Пятидесятницы - также и Цветной Триоди)), во-вторых - Божественная литургия (после XI в. повсеместно - литургия свт. Иоанна Златоуста). из-за этого нек-рые толкователи видят главный смысл суточных служб в приготовлении к Евхаристии, а не в освящении молитвой определенных часов дня и ночи (утра, полуночи) как таковом. Тем не менее в седмичные дни Рождественского поста, на к-рые не выпадает никакого праздника, принятый ныне Типикон предписывает совершать Б. б. без литургии; эта традиция впервые зафиксирована в Евергетидском Типиконе кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 316). Б. б. и служба с «Аллилуия» В совр. богослужебной практике Б. б. обычно называют службу с «Бог Господь» в дни памяти святых без праздничного знака, а также с шестеричным знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); устав такой службы описан в 9-й гл. принятого в Русской Церкви Типикона. Однако помимо службы с «Бог Господь» там же описана и служба с «Аллилуия», ныне воспринимаемая только как постовая (см. ст. Постовое богослужение ). Приравнивание 9-й гл.

http://pravenc.ru/text/153577.html

Поэтому если есть возможность служить хотя бы в воскресный день и накануне всенощную, а также в большие праздники, то это совершенно нормально. - Стоит ли в храме Василия Блаженного или в Успенском соборе Кремля сделать богослужения ежедневными? - Я бы категорически не разрешал в таких храмах богослужения в будние обычные дни даже просто с точки зрения сохранения этих храмов. Во-первых, там достаточного количества прихожан не наберется, а если наберется, то это будут только туристы. А во-вторых, это большая нагрузка на памятник архитектуры. Нужно понимать, что некоторые храмы могут служить в круглосуточном режиме, ежедневно и как угодно, а некоторые не могут. Некоторые храмы надо охранять от всяческих нагрузок и перегрузок, и в этом ничего страшного нет. - Как, по-Вашему мнению, должна протекать богослужебная жизнь в Исаакиевском соборе Петербурга? - Это храм главным образом для торжественных архиерейских служб с огромным стечением людей. Это соборный колоссальный храм. В нем, конечно, нужны и служба, и хор - все должно быть на высочайшем уровне. Но музейная составляющая, безусловно, должна быть, и она должна быть еще больше развита, чем сейчас. Это как Ватикан. Ватиканский музей - один из лучших в мире, он принадлежит Римско-католической Церкви, но там совершаются и службы, когда нужно и сколько нужно. Главный алтарь они не хотят постоянно использовать для будничной службы, это даже снижало бы уровень этого храма. А в боковых приделах там совершаются и будничные мессы - утром и вечером. И все это вполне адекватно сосуществует с музеем без всяких конфликтных ситуаций и при этом принадлежит Церкви. Вот мы хотим взять такую модель Ватиканского музея, собора Святого Петра в Риме, который функционирует и как музей, и как храм без всяких проблем как для верующих, так и для неверующих. А также для огромного количества китайцев, надо сейчас добавлять. - Ранее представители общественности заявили о планах открыть ресторан с туалетами в Андрониковом монастыре Москвы, где действует Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева. Как Вы это прокомментируете?

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Следующий момент службы – великопостный канон, который представляет собой основную трудность и основную особенность великопостной утрени. Во все дни года, кроме Страстной и Пасхальной седмицы, а также четверга 5-й седмицы Поста, каноны на утрени должны петься со стихами библейских песен. Библейские песни существуют в трех редакциях: будничной, праздничной и великопостной. Не надо думать, что там разные тексты; каждый номер песни закреплен за определенным отрывком Священного Писания, и он не меняется от одной редакции к другой. Редакция песен – это различный способ соединения стихов библейских песен с тропарями канона. Будничное богослужение седмичных дней с Бог Господь в период пения Октоиха и неполиелейное богослужение седмичных дней Великого Поста (сравнительная таблица) Седмичные дни вне Поста, служба с Бог Господь Седмичные дни В. Поста, служба с Аллилуйа Вечерня (кроме вечера недели; без Литургии Преждеосвященных Даров) Благословен Бог наш... [совершается сразу после изобразительных, без возгласа] Предначинательный псалом (103-й); светильничные молитвы Мирная ектения Рядовая кафизма Малая ектения Господи, воззвах (псалмы 140,141,129 и 116) Стихиры на Господи, воззвах: О:3; М(или 6 М; если служба 2-х свв., 3 стихиры 1-го св. и З– 2-го);Слава: М, если есть; И ныне: Б или КрБ М(если служба 2-х свв., стихиры только 1-го св.); Т(подобны трипеснца); Слава: М, если есть; И ныне: Б или КрБ Свете Тихий Прокимен дне 1-й прокимен Триоди Чтение книги Бытия 2-й прокимен Триоди Чтение книги Притчей Сподоби, Господи Стихиры на стиховне: О;Слава: М, если есть; И ныне: Б или КрБ Т (самогласен дня дважды и мученичен); Слава: М, если есть: И ныне: Б или КрБ Ныне отпущаеши Трисвятое. Пресв. Троице: Отче наш Отпустительный тропарь М; тр. М]; И ныне: Б или КрБ Тропари: Богородице Дево ...Слава: Крестителю Христов... И ныне: Молите за ны... Под Твою милость.. Чтец: Господи, помилуй (40 р.) Слава: И ныне: Чтец: Честнейшую Херувим... Именем Господним... Иерей: Сый благословен... Чтец: Аминь. Небесный Царю... Иерей [и все молящиеся] Молитва св. Ефрема Сирина

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Я понял: все в жизни может стать богослужением В этот день я опытно осознал для себя две важные вещи. Что, где бы мы ни были и чем бы мы ни занимались, все в нашей жизни может стать богослужением, потому что каждый христианин и есть тот самый храм, и есть тот самый жертвенник, на котором непрестанно приносится жертва благодарения Единому Богу! И что вода жизни может вот так запросто превратиться в вино радости, и именно потому, что Он здесь, что Учитель рядом, что Он посреди нас! Спустя ровно три недели в наше отделение принесли подарки от этой молодой мамы. К счастью, она достаточно быстро пошла на поправку и в скором времени вернулась домой со своей дочерью. К подаркам было приложено письмо, в котором она сердечно благодарила всех врачей и медперсонал: «Я вам бесконечно благодарна за вашу превосходную работу, вы все сделали правильно. Проявили огромную любовь и заботу. Благодаря вам я и моя дочь Виктория живы. Поверьте мне, я вас никогда не забуду!». И Евхаристия, как вечный полдень, длится – Все причащаются, играют и поют, И на виду у всех божественный сосуд Неисчерпаемым веселием струится. Иерей Николай Тихончук , клирик храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и преподобной Женевьевы Парижской Корсунской епархии Русской Православной Церкви, медбрат госпиталя в Париже Записал Владимир Басенков 28 апреля 2021 г. Рейтинг: 10 Голосов: 1056 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Интубация трахеи  – введение эндотрахеальной трубки (ЭТТ) в трахею с целью обеспечения проходимости дыхательных путей. Используется для проведения искусственной вентиляции легких, в том числе при проведении реанимационных мероприятий. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Иулия 16 июля 2021, 12:25 Спаси Господи батюшка! Помощи Божией! Татьяна 29 апреля 2021, 10:20 Вот так человек скромно, обычно и буднично совершает, с Божьей помощью, обыкновенное чудо. О себе не думает. И достойно служит Богу. вячеслав 28 апреля 2021, 13:37 Слава Богу. рб. МАРИНА 28 апреля 2021, 10:36 ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ ! СПАСИ , СОХРАНИ И ПОМИЛУЙ НАС, ГРЕШНЫХ !

http://pravoslavie.ru/138955.html

21.10.1939 г. У нас в доме и так скорбь: наши дорогие должны были скрыться от злых людей и теперь терпят и холод и голод, а о страданиях души что говорить. Был сегодня за них молебен. Очень чувствуется в церкви, что их нет. 24.10.1939 г. Наши уже не скрываются, но с осторожностью пребывают дома. Господь и на этот раз оказал нам Свое милосердие. 24.11.1941 г. Как давно уже не писала. 14.06.1941 г. вывезли Варвару Николаевну и Анастасию Николаевну, а куда – неизвестно. Не буду описывать, как это произошло, сестры уже пишут свои воспоминания об этом горестном событии. Твердо верю, что все произошло Промыслом Божиим. Марию Николаевну и Вячеслава Платоновича Господь скрыл, и они теперь с нами. Вот и произошло в нашей жизни то ужасное и тягостное, что предчувствовала душа, и я уже об этом писала. Но мы, братья и сестры, продолжаем жить. Кажется, спотыкаемся и падаем больше прежнего, но все же стараемся вставать. Жизнь течет как-то тревожно, напряженно. Сразу все заботы свалились на наши плечи, и приходится не на словах, но на самом деле поднимать немощи друг друга, и приходится смиряться перед жизнью, перед волей Божией. 26.11.1941 г. Сразу же после отъезда Варвары Николаевны посыпались на нас скорби скорее внешние, паче хозяйственные. Мне было ясно, что это Господь попускал их нам, а почему? – На это Его святая воля. Сестры нервничали, но смирялись. Кто как себя вел и ведет теперь, после разлуки с В.Н.? Могу сказать: разно. Большинство – благодарно, мужественно забывают свои всякие нестроения душевные и тяжесть и входят в общую жизнь и действуют в ней, но, к сожалению, есть и такие, что спотыкаются на мелочах. И все же это не страшно, п ч и среди них действует покаяние. 10.12.1941 г. К.О. 3 поехал сегодня в Вильно: требуют хлопоты о священстве. И может, Бог даст, вернется Варвара Николаевна, а он будет отец Константин. Отец Павел дряхлеет и слабеет на глазах, во время богослужений делает паузы, и я тогда невольно вспоминаю батюшкины службы. Бывало, батюшка быстро идет в церковь , и мы все едва поспеваем, время уже начинать и тогда батюшка – в алтарь; облачится и возглас, не успеешь иной раз и на место свое стать. Такой живостью батюшка как бы образно подгонял нас в Царство Небесное. Какая жизнь чувствовалась в батюшкиных богослужениях, все равно, будничное ли оно было или праздничное, а ведь и всюду с батюшкой как было хорошо, бодро, спокойно. Вот уже через несколько дней и полгода, как Варвару Николаевну вывезли. Приближается ли к концу наша суровая школа жизни? Думаю – да, п.ч. и я уже начинаю изнемогать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

В наст. время известны 30 О. в рукописях и нотных изданиях с XII по XX в., в певч. книгах Стихирарь месячный, Праздники и Обиход, а также не включенных в певч. книги. По литургической принадлежности это песнопения будничного и воскресного богослужений: «Верую», «Свете тихий», тропарь «Воскресение Христово видевше» , богородичны «Преблагословенна еси» и «Достойно есть» , песнопения чина заздравной чаши «Днесь возгреме» и чина «мефимон» (т. е. великого повечерия (см. ст. Повечерие )) «Бесплотное естество херувимское», а также стихиры на «Слава, и ныне:» и на целование иконы в двунадесятые, великие и средние праздники: Сретение Господне, Успение и Покров Пресв. Богородицы, явление Ее икон Колочской и Владимирской, на памяти вост. святых (Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, вмч. Пантелеимона, мучеников Маккавеев, вмч. Артемия) и рус. святых (св. блж. Прокопия Устюжского, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, блгв. князей Феодора Ростиславича, Давида и Константина Ярославских). Известны и внебогослужебные песнопения: «Трудолюбивый о Бозе песнорачителю…» на текст Тихона Макариевского под заголовком «Поучение учителево ученикам на виршу», а также покаянный стих «Милая моя братия». О. были заимствованы из Византии. В рукописях XII-XIII вв. содержится 3 О.: Успению Пресв. Богородицы «Богоначальным мановением», Усекновению главы св. Иоанна Предтечи «Днесь беззаконообразная мати», вмч. Пантелеимону «Всемилостивыи Господе». К сер. XVII в. их число достигает 17, а затем уменьшается. Наибольшее число О.- в 4-м томе Стихираря «Дьячее око» (РГБ. Ф. 379. 63-66). Одни О. присутствуют практически в каждой певч. книге Стихирарь или Праздники (напр., песнопения двунадесятым праздникам - Успению Богородицы и Сретению Господню), другие известны только по одному списку (О. сщмч. Ипатию, еп. Гангрскому - РНБ. ППК. С. 40. Л. 492 об.). Вместе с др. песнопениями знаменного распева О. пережили смену редакций в 3-й четв. XV в. и в 1669 г. На протяжении 3 веков постепенно происходило становление формы О. Первоначально О. не отличались от многогласников: терминология еще отсутствовала, гласовые обозначения проставлялись мелко, черными чернилами в крюковой строке. Чередование гласов может быть как регулярным, так и нерегулярным, притом что муз. текст имеет не больше разночтений, чем любые списки песнопений этого периода.

http://pravenc.ru/text/2581629.html

В предреволюционные годы в Русской Церкви пассия воспринималась как местный обычай юго-западных епархий. Храня богослужебную традицию конца XIX начала XX века, Русская Православная Церковь Заграницей не содержит пассий в своем приходском обиходе. В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Ее последование предназначалось как для частного молитвенного употребления, так и для совершения в храмах по образцу чинопоследования службы с акафистом, принятой в Киево-Печерской лавре. Акафист в редакции святителя Иннокентия неоднократно в течение XIX-XX веков издавался Синодальными типографиями. В начале XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться в чинопоследование пассии. Однако во многих епархиях Украинской Православной Церкви пассия и ныне совершается без чтения акафиста. В годы гонений пассии получили более широкое распространение, при этом сохранялось разнообразие обычаев их совершения. В частности, появилась и практика исполнения на пассии только акафиста, без чтения Евангелия. Последование пассии включает в себя отдельные песнопения служб Великого пятка и Великой субботы, что нарушает внутреннюю логику последовательности великопостных богослужений, а чтение Евангельских зачал не соответствует нормам устава, который не предполагает включение текстов Нового Завета в великопостное будничное богослужение. При этом тема страстей Христовых звучит в ежедневном постовом богослужении и в умилительных покаянных стихирах, и в тропарях великопостных часов, и в ветхозаветных пророчествах. В связи с изложенным, священнослужители призваны иметь попечение о благоговейном и ревностном совершении уставных богослужений Великого поста и Страстной седмицы, побуждая прихожан к возможно более полному и осознанному участию в них. Учитывая неуставной характер пассий, их совершение не следует считать обязательным. В тех приходах и монастырях, где такой обычай сложился, пассии могут совершаться в соответствии с одной из общепринятых схем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

Втретьих, это обличение наших темных дел, злых помыслов и желаний, и наставление на путь евангельского света. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех», – говорит Спаситель. Вчетвертых, это наша скромная жертва Богу, Который отдал Себя в жертву за нас, наш минимальный знак любви и благодарности Тому, Кого мы молим о жизни, здравии, спасении, обо всем том, на что способна Его бескрайняя небесная любовь. Впятых, это защита от тех сил зла, которые по временам нападают на нас во время молитвы и уводят наши мысли прочь от Творца: зло любит тьму и боится света. Вшестых, это призыв к самоотверженности. Как, подчиняясь нашей воле, сгорает масло и воск, так и наша душа должна гореть любовью к Спасителю, подчиняясь Ему на всех поворотах судьбы. Вседьмых, это урок для нас: как свеча и лампада не зажигаются сами по себе, так и сердце, лампада нашей души, не загорится без святого огня Божией благодати… Наши добродетели и достижения – это горючее, но зажечь его способен только небесный огонь. Есть ли в Церкви обряд постановки свечей? Нет, такого обряда не существует. Можно ли ставить свечи о собственном здравии? Свеча является малой жертвой Богу и лишь сопровождает молитву, а не молится за человека. Да, конечно можно таким образом внести пожертвование и помолиться о собственном здравии, затеплив свечу. Когда принято на службе всем верующим стоять со свечами? Можно ли ставить свечу для прощения грехов? Для прощения грехов Спасителем установлено Таинство Покаяния . Возжжение свечей в храме по Уставу Количество горящих свечей есть отражение степени торжественности момента богослужения: В Типиконе правила возжжения свечей изложены в главах 24 и 25, причем глава 24 «О вжигании свещ како подобает в церкви вжигати, в неделю, и на праздники Христовы, и Богородицы, и святых, и прочия дни», как это понятно из заглавия, содержит предписания о возжжении свечей в воскресные и праздничные дни, тогда как глава 25 «О вседневном вжигании свещ» – на вседневном (будничном) богослужении. Достаточно хорошо эти правила Типикона (с корректировкой применительно к современной практике) изложены в «Настольной книге священнослужителя» том 8, глава 29.

http://azbyka.ru/svecha-cerkovnaya

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010