Утрени бывают: полиелейная – служится при , , и ; утреня с праздничным окончанием – она совершается только при одном знаке ; и будничная утреня – при знаке и службе без знака. Необходимо знать наиболее употребительные, закрепившиеся в обиходе названия этих знаков: и – бденная служба или служба с бдением; – полиелейная служба; – служба с великим славословием или служба спраздничным окончанием; – шестеричная служба, (она называется так потому, что святому, который имеет такой знак, поют шесть стихир на Господи, воззвах и читают шесть тропарей в каждой песни канона). Мы будем изучать шестеричную службу и службу без знака, при них совершается будничная вечерня и будничная утреня. Однако надо иметь в виду, что тема будничного богослужения более других связана с практическим составлением службы по книгам. Освоить и уяснить этот материал можно только, имея перед глазами соответствующие последования и богослужебные тексты. Устав будничных служб или седмичных дней излагается в 9-й главе Типикона. В этой главе описываются два типа службы: один тип называется в Типиконе так: «Аще пето Бог Господь» – им мы и займемся. Этот тип службы совершается не в пост (в постной службе – это второй тип будничного богослужения, описанный в 9-й главе – на утрени поется Аллилуйя). Начинается 9-я глава словами: «Пред вечером мало кандиловжигатель, взем благословение от настоятеля, знаменует в кампан, и, собравшимся братиям в притвор церковный, чредный же священник, востав, творит начало...» Во-первых, вечерня начинается незадолго до вечера, т.е., когда еще светло и солнце не зашло. Кандиловжигатель – тот, кто зажигает светильники в храме – приходит к настоятелю или к предстоятелю (это старший в монастыре) и берет у него благословение. «И знаменует в кампан» – это значит – звонит в колокол, и когда собралась братия в притвор, встает «чредной священник», тот, чья «череда», и дальше описывается ход службы. Начало общее. Состав начала рассматривался в предыдущей главе – это самые главные и самые содержательные молитвы на богослужении. Начало общее читается не в начале службы, а в начале каждого цикла служб. Заметим, что девятый час начинается с начала общего, на вечерне же начала общего нет, потому что девятый час и вечерня примыкают друг к другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В этой связи стоит, прежде всего, его удивительная литургичность, которой дышит все его творчество, которой пронизана вся его жизнь. Антон Владимирович с детства полюбил церковное богослужение; мальчиком он прислуживал в храме и в десятилетнем возрасте он был посвящен в стихарь своим епархиальным архиереем, епископом Иринеем Екатеринбургским (Орда) и принял звание чтеца. Красота церковная, конечно, питала его эстетически одаренную натуру, но основным для него в богослужении было созерцание раскрывавшихся в нем церковных догматов и домостроительственных тайн. В этом отношении Страстная Седмица и Пасха были для него верхом молитвенного переживания. Но он тоже любил и будничное богослужение и также питался им. Его часто можно было видеть в храме Сергиевского Подворья, стоящего на клиросе вместе со студентами, принимающего деятельное участие в церковном пении и чтении. Он, по собственному выражению, постоянно «пропагандировал» некоторые службы, как, напр., утреню Акафиста, совершаемую в субботу 5-ой седмицы Вел. Поста, службы замечательные по красоте и содержанию, но мало известные широкому церковному обществу. А своим слушателям в академии он и примером и словом неутомимо пытался внушить сколько то, что он красочно по-бурсацки называл иногда «дьячковской наукой», может открыть верующему сердцу и богословствующему уму. В этой связи стоит тоже и библеизм Антона Владимировича. Будучи, в основном, церковным историком, он, однако, был специалистом и по Свящ. Писанию, в частности по Свящ.Писанию Ветхого Завета. Его он любил как Слово Божие и старался в нем постичь и выявить Божественное откровение, содержащееся в нем для всех времен и эпох. Для этого он прибегал ко всей научной технике его исследования, связанной с филологией и историческим методом его изучения. К сожалению, очень мало известно широким кругам об Антоне Владимировиче, как экзегете Ветхого Завета. Сам он только смог напечатать только свою, в свое время нашумевшую, актовую речь о библейской критике, сказанную им 17-го февраля 1944 года. Но этим критицизмом далеко не исчерпывался библеизм Антона Владимировича. Он вникал в Писание и через богослужение и молитву, на основании буквы и общего духа текстов оправдывал правильность их истолкования в церковном предании. И потому, несмотря на всю свою ученую аппаратуру, это был истинный церковный, христианский, подлинно богословский библеизм, которым Антон Владимирович воспламенял сердца своих слушателей, попутно свидетельствуя о своем внутреннем горении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Кстати, если говорить о способе исполнения, то след его ныне виден как раз на этой самой 9й песни, по крайней мере во второй ее части (песни Захарии), к стихам которой в двунадесятые и нек-рые иные праздники поются особые праздничные припевы. Где б.п. находятся? — в Следованной Псалтири и в Ирмологии. В Ирмологии они приведены в 3 редакциях — полной, сокращенной и сверхсокращенной. 18 и 49 главы Типикона четко регламентируют, когда и какую редакцию этих песней следует употреблять. Так, полная стихословится только в будние дни и 2, 3 и 4ю субботы Великого поста. Сокращенная — по будним дням, когда нет никакого праздника. Сверхсокращенная — по воскресеньям, субботам, в пред- и попразднства, во всю Пятидесятницу и, наконец, в те дни, когда поется полиелейная или славословная Утреня. Отсюда полная редакция библейских песен называется великопостной, сокращенная — будничной, сверхсокращенная — праздничной. В совр. практике нашей Церкви библейские песни обычно опускаются и стихословятся только в будние дни Великого поста, заменяясь в остальные дни молебными припевами. В нек-рых местах (напр. на Афоне) библейские песни стихословятся, но подвергаются сокращениям. Вообще-то первоначально на утрени пелись не все библейские песни, а несколько (как и ныне осталось в армянском богослужении). В богослужении западной Церкви на Утрене издревле пели не все 9 песней из пророков зараз, а каждую в свой день. При этом «евангельская песнь» прор. Захарии пелась всегда в конце Утрени. Примечательно, что и студийскими гимнографами изначально 9 ПЕСЕН распределялись ПО ВСЕЙ НЕДЕЛЕ: как правило, 3 песни для будничных служб, 4 для субботы, а все сразу пели лишь на всенощных бдениях (воскресных или праздничных). Позже новосавваитская богослужебная традиция составит каноны из 9 песен, сначала только для воскресных и праздничных служб, а в дальнейшем это распространится на службы каждого дня недели. А вот, что такое каноны – тема следующей нашей встречи. Так что до следующей встречи. Рекомендуемые видео

http://azbyka.ru/video/106-utrennee-peni...

Митрополит Иларион: Во-первых, я не замечаю никакого народного негодования. Во-вторых, я не совсем согласен с такой формулировкой, что храмы открыты для избранных. Храмы сейчас открыты для тех, чье участие является необходимым для совершения богослужений, в том числе для того, чтобы богослужения транслировались онлайн. По своему храму могу сказать, что если речь идет об обычной будничной службе, то для ее совершения достаточно одного священника, одного диакона и одного алтарника, одного чтеца и максимум четырех певчих; присутствуют также один человек с видеокамерой плюс сторож, который открывает и закрывает двери. Пожалуй, десять человек способны обеспечить совершение службы по будням. Если говорить о богослужении в субботу вечером или в воскресенье утром, то потребуется немного больше людей — может быть, пятнадцать-шестнадцать. Они должны находиться в храме для того, чтобы богослужения не остановились и чтобы эти богослужения можно было показывать онлайн. Я не думаю, что речь идет о какой-то привилегии. Эта «привилегия» сейчас, собственно, заключается в том, что каждый из участников таких богослужений рискует заразиться или стать переносчиком вируса. Тот факт, что уже заразились некоторые московские священники, как раз и говорит о том, что это очень рискованно — совершать богослужения, но мы продолжаем служить для того, чтобы не оставить людей без возможности участия в богослужении хотя бы в режиме удаленного доступа. Е. Грачева: В Москве были случаи, когда прихожан штрафовали на подходах к храму. Вы считаете эту меру — штрафы — оправданной? Митрополит Иларион: Думаю, что каждый должен заниматься своим делом: священники пускай совершают богослужения, певчие пускай поют в храме, свещницы пускай расставляют свечи, сторожа пускай открывают и закрывают храм, когда это необходимо. А полиция пускай занимается своим делом — отслеживает нарушителей режима самоизоляции. Я думаю, что мы не должны здесь препятствовать полиции исполнять свое дело. Еще раз хочу повторить, что сейчас наша общая задача — это сохранить как можно больше человеческих жизней, а для этого мы все должны мобилизоваться, забыть о каких-то своих предпочтениях, симпатиях и антипатиях, о своих привычках. Мы должны научиться жить в тех условиях, в которые мы сейчас поставлены, дабы защитить свои жизни и жизни своих близких.

http://pravoslavie.ru/130720.html

За службами чаще применяется чтение вместо пения, а в пении, как правило, используются простые напевы. В разных певч. традициях правосл. мира сложные мелизматические напевы составлялись преимущественно для праздников, а также для особых дней церковного года (в т. ч. для служб Великого поста), а песнопения простых дней оставались практически без украшений. Изменяемые песнопения Б. б.- это в основном подобны , самогласны же редки или совсем не используются. По сравнению с праздничным (кроме воскресного) в Б. б. широко используется Октоих , песнопения к-рого посвящены темам седмичного круга богослужения , в Октоихе также часто встречаются песнопения покаянной тематики и мученичны (к-рые можно понимать как прославление святых). Порядок будничной службы с «Бог Господь» Вечером совершаются вечерня (предваряемая 9-м часом, относящимся к предыдущему дню), вечерняя трапеза и малое повечерие . Вечерня начинается с возгласа «      » и чтения Пс 103. Затем следуют мирная ектения, кафизма (устав о кафизмах изложен в 17-й гл. Типикона), малая ектения (если кафизмы нет, она опускается). На «Господи, воззвах» поется 6 стихир (3 Октоиха и 3 Минеи (при службе без знака вне пред- и попразднств) или все 6 из Минеи); во время пения «Господи, воззвах» совершается каждение; входа не бывает. После стихир и «Свете тихий» (к-рый по Уставу должен читаться; на практике его поют, обычно самым простым напевом) следует прокимен дня. В отличие от праздничной вечерни перед прокимном нет преподания мира. После прокимна читается «Сподоби, Господи» , произносится просительная ектения и поются стихиры на стиховне (обычно из Октоиха). Далее «Ныне отпущаеши» , Трисвятое , тропарь святого и сугубая ектения (по сравнению с праздничной службой - без 2 начальных прошений). На повечерии должен петься рядовой богородичный канон гласа (из Октоиха), к к-рому может присоединяться к.-л. не спетое в свое время минейное последование. Утром (точнее, в последние часы ночи) должны совершаться вседневная полунощница , утреня и 1-й час.

http://pravenc.ru/text/153577.html

Митрополит Иларион: Эти заявления следует воспринимать в общем контексте политического противостояния, которое, к сожалению, сегодня существует. Если говорить о вакцине, то, действительно, она доказала свою эффективность. Уже очень многие люди привились этой вакциной. Мы видим, что она действует. Я сам в числе тех, кто привился, может быть, одним из первых, когда еще шел эксперимент. В каком-то смысле я был этим подопытным кроликом. Как видите, жив и здоров. Я думаю, если есть вакцина, то, конечно, ее надо использовать, и вообще вакцинирование населения — это проект, который стоит выше политических разногласий, потому что речь идет в конечном итоге о спасении жизни людей. Если в каком-то государстве произвели вакцину раньше, чем в других странах, а так уж случилось, что первая вакцина была произведена именно в России, то думаю, что вакцинирование — это не та тема, на которой надо делать какие-то политические дивиденды или которую нужно использовать для политического противостояния. Е. Грачева: Владыка, на днях бывший президент США вышел на связь. Мы знаем, что его заблокировали социальные сети у него на родине. Он делится впечатлениями. У него было время отдохнуть от них и подумать. Он говорит: «Как хорошо находиться вне социальных сетей, не чувствовать влияния замкнутого мирка ненависти». Пользуетесь ли Вы, владыка, социальными сетями, мессенджерами? Что это — WhatsApp, Telegram или Instagram? И сколько времени Вы проводите в цифровом пространстве? Ведете ли Вы статистику экранного времени на телефоне? Митрополит Иларион: Я провожу в цифровом пространстве ежедневно от нескольких минут до нескольких часов в зависимости от того, что требует необходимость, конкретный день. У меня есть аккаунт в Instagram, который ведут мои помощники. Также есть несколько каналов в Youtube, которые так или иначе связаны со мной. Я их не сам веду, опять же, их ведут мои помощники. Туда выкладывается разного рода интеллектуальная продукция, которую я время от времени произвожу. Это могут быть тексты, видеоролики, документальные фильмы, и, конечно, проповеди, поскольку каждое богослужение из храма, где я служу, с тех пор как началась пандемия коронавируса, проходит в прямой трансляции. Я вижу, например, что в храме на будничной службе может стоять 30 человек, а смотреть такую службу будут две или три тысячи человек. Думаю, что эта открытость Церкви к цифровому информационному пространству в наше время очень востребована. Особенно сейчас, когда пандемия вроде бы и пошла на спад, но еще далека от завершения.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5774470...

На утрене, после двупсалмия (с каждением), шестопсалмия и мирной ектении поются «Бог Господь» и тропарь святого (тропарь удваивается). Далее следуют 2 или 3 кафизмы (в зависимости от времени года), после к-рых сразу, без ектении (к-рая заменяется троекратным «Господи, помилуй»), поются седальны Октоиха (если по Уставу седальны Октоиха заменяются седальнами Минеи, перед ними произносится малая ектения). Затем Пс 50 и канон (при святом без знака - 2 канона Октоиха на 10 со ирмосом и Минеи на 4; возможны и др. варианты - см. 11-ю и 48-ю главы Типикона); библейские песни должны стихословиться по будничной редакции (как правило, число тропарей канона существенно сокращается, а библейские песни заменяются молебными припевами). Катавасии после каждой песни канона нет, но после 3, 6, 8 и 9-й песен исполняют т. н. покрывающие ирмосы из канона Минеи. В начале 9-й песни следует песнь Пресв. Богородицы «Величит душа моя Господа» (с каждением), а в конце, после покрывающего ирмоса,- «Достойно есть» . По 3, 6 и 9-й песнях канона возглашаются малые ектении; после канона поются эксапостиларии Октоиха и Минеи (устав см. в 16-й гл. Типикона) и читаются Пс 148-150 (т. н. хвалитные); если в Минее есть стихиры на хвалитех (что бывает при Б. б. достаточно редко), псалмы должны петься; после псалмов, если стихир нет, на «      » читается гимн «      ». Далее читаются вседневное утреннее славословие и «Сподоби, Господи», произносится просительная ектения, поются стихиры на стиховне, читаются «Благо есть» , Трисвятое, поется тропарь святого, возглашается сугубая ектения и утреня заканчивается (в целом порядок будничной утрени после канона близок к порядку будничной вечерни после кафизмы). 1-й час присоединяется к утрене без отпуста; отпуст утрени произносится после него. Все богородичны в службе или на ряду, или «от меньших» (из 2-го и 4-го Приложений). И на вечерне, и на утрене просительная ектения предваряет сугубую. Отпуст как вечерни, так и утрени произносится при закрытых св. вратах. К малым часам могут присоединяться междочасия .

http://pravenc.ru/text/153577.html

Поминовение живых и усопших на проскомидии и по освящении Даров, хотя и негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями: заздравными молебнами, заупокойными панихидами или какими-либо другими благочестивыми подвигами в память живых и умерших. Оно не может быть сравниваемо с гласным поминовением на той же литургии на ектениях великой и сугубой, (что по местам допускается) и на специальной заупокойной ектении. Поминовение усопших на проскомидии и во время пения Достойно есть или задостойника никогда не опускается, когда только совершается полная литургия. Никогда также не опускается поминальное прошение на сугубой ектении как на литургии, так и на вечерне и на утрени, когда только сия ектения произносится на этих последних службах. Это поминовение усопших на вечерне, утрене и литургии не опускается даже и тогда, когда отменяются и решительно возбраняются все другие гласные заупокойные моления, не отменяются даже и в первый день Пасхи. Поминовение усопших в конце повечерия и полунощницы на заключительной ектении также никогда (за исключением седмицы Пасхи) не отменяется ни в воскресные дни, ни в великие праздники, если только в эти дни не отменяются самые службы повечерия и полунощницы 91 . Таковы основные моменты поминовения усопших на ежедневном богослужении. И как соответственно воспоминаниям круга седмичного и годового изменяются и в содержании и в строе отдельные службы, также подвергается изменениям и порядок поминовения усопших. Каждая степень церковных воспоминаний и праздников вносит свои изменения в стройную систему поминовения, начиная от почти исключительно заупокойных молитвословий в субботы родительские, уменьшаясь в простые субботы и будничные дни, сокращаясь еще более в предпразднества и праздники соответственно степени каждого. При этом употребление в седмичные дни песнопений октоиха является большей частью как бы некоторым мерилом и для заупокойных молений. Чем больше берется песнопений из будничной службы октоиха, тем усиленнее моления об умерших. И, наоборот, по мере сокращения заимствований в седмичные дни из октоиха, сокращаются и заупокойные молитвословия. ВСЕЛЕНСКИЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Скончался 28 апреля 1914 г. после непродолжительной болезни в Харькове. По личным качествам он отличался своей глубокой христианской верой, доброжелательством ко всем, особенно к людям бедным и любовью к народу. Отличительной чертой характера владыки была простота обращения. Это был человек старого закала, старой школы, который любил действовать напрямик, апеллировать прямо к совести, к человеческому сознанию своего собеседника, безо всякой официальности. На подчиненных, на духовенство, особенно на студентов, когда был ректором, он любил покричать, " постращать " как следует. Редко к кому обращался официально на " Вы " , обычная манера его была говорить всем, особенно своим ученикам " ты " ; но это не было у него ни грубо, ни оскорбительно, а выходило как-то, хотя подчас и ворчливо, но по-отечески, по-стариковски. В случае какого-либо проступка со стороны подчиненных, учеников и т.п., владыка также не любил вести дело официально, но позовет к себе, покричит, постучит посохом, пригрозит и с миром отпустит. Студентам это нравилось, и они знали, что чем больше накричит о. ректор, тем скорее пройдет его гнев и дело забудется. Но когда нужно, умел быть и строгим. Особенно строг и требователен всегда был владыка к своим ближайшим помощникам и сотрудникам, в том числе и к своим викариям, руководствуясь, очевидно, в этом случае правилом: " кому много дано, с того много и взыщется " . Простота, прямота и непосредственность его натуры также сказывались и в проповедях, которые владыка обычно говорил почти при всех богослужениях, в которых принимал участие. Он любил беседовать с простым народом и народ любил слушать его проповеди, они были вполне доступны пониманию каждого; мысли в них изложенные, нередко иллюстрировались примерами и образами из повседневной будничной жизни прихожан. В своих последних, предсмертных распоряжениях владыка повелел также совершить погребение его, как можно проще, без всякой пышности и торжественности; запретил возлагать на гроб венки, нести в процессии знаки отличия, даже просил не произносить надгробных речей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

То есть одна из причин – подражание Христу, который также постился 40 дней. Очень часто задают вопрос относительно устава пищевого поста во Святую и Великую Четыредесятницу. Наибольшей строгостью отличасется первая седмица свв. постов. В дни, когда не положено никакой Литургии, даже Преждеосвященной (понедельник, вторник и четверток – совершенный пост, т. е. без какой-либо пищи и пития. В среду и пяток первой седмицы постная Литургия Преждеосвященных Даров – сухоядение (то есть пища, приготовленная без огня – овощи, фрукты, земные плоды, приуготовляемые Самим Богом, без участия человека). Дозволяется вкушать укроп (именно так по-славянски называется кипяток, подслащенный медом). В прочие дни Св. Четыредесятницы в понедельник, среду и пяток – сухоядение, во вторник ил четверток позволяется варенье без елея. В субботу и воскресенье позволяется варенье с елеем и вино; рыба не разрешается. Причем вкушение пищи в субботние и воскресные дни позволяется дважды. То есть, вообще говоря, субботние и воскресные дни Великого Поста не являются постными днями. Это хорошо видно на Богослужении. Будничное Богослужение Великого Поста очень сильно отличается от субботнего и воскресного Богослужений того же периода. Елей и вино разрешаются, по некоторым уставам, в четверток пятой седмицы поста ради последования, которое обыкновенно называется «Марииным стоянием» (чтение Великого канона). Несколько особняком стоят Лазарева суббота и Вербное Воскресение. Они отделяют собственно Великую Четыредесятницу от поста Страстной седмицы. В эти дни пост получает существенное послабление: в Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры (значит, автоматически елея и вина), а в Вербное Воскресение, равно как и в праздник Благовещения, разрешается вкушение рыбы (следовательно, икры, елея и вина). Единственная оговорка: если Благовещение попадает на Страстную седмицу, то рыба не разрешается, а позволены только вино и елей. На Страстной седмице: понедельник, вторник и среда – сухоядение; Великий Четверток – по некоторым уставам сухоядение, по другим – елей и вино. Более обоснованной мне представляется вторая точка зрения, поскольку совершается полная Литургия, которая не очень вяжется с сухоядением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010