Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БУДНИЧНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ежедневное богослужение седмичных дней (с понедельника по пятницу) вне Великого поста , без входа на вечерне и Великого славословия на утрене . История возникновения и развития христ. Б. б. тесно связана с традицией молиться определенным образом несколько раз в течение дня, восходящей к апостольским временам (ср.: Дидахе 8. 3) и постепенно развившейся в систему суточных служб ( Bradshaw. 1981). К IV-V вв. на Востоке и Западе обязанность ежедневного совершения служб суточного круга была закреплена за определенными группами клириков и аскетов, живших при храмах (А. М. Пентковский); в мон-рях эти службы стали совершаться или всеми монахами вместе, или уединенно - по кельям. Палестинский монашеский вариант традиции ежедневных келейных служб зафиксирован в древнейших сохранившихся Часословах (Sinait. gr. 863, IX в., и др.). Изложенный в них порядок очень близок к тому, к-рый лежит в основе суточных служб по Студийскому и Иерусалимскому уставам , 2-й из них с XIII-XIV вв. повсеместно используется в правосл. Церкви. Ежедневные молитвы и Евхаристия В III-IV вв. совершение ежедневных суточных служб не подразумевало обязательного совершения Евхаристии (при этом Причащение могло иметь место ежедневно, в III в. мн. христиане каждый день причащались по домам запасными Св. Дарами). Литургию в первую очередь служили по воскресеньям, к III в. также и в дни совершения таинства Крещения, на памяти мучеников, в субботу и др. В IV в. мн. дни недели постепенно стали евхаристическими днями. К кон. IV в. в разных местностях распределение дней, когда совершалась Евхаристия, было различным; свт. Василий Великий пишет, что в его епархии все причащались в среду, пятницу, субботу и воскресенье; во мн. областях на Западе (кроме Рима и нек-рых др. городов, придерживавшихся древней практики) к кон. IV в. литургия могла совершаться ежедневно. В практике палестинских келлиотских мон-рей VI-IX вв.

http://pravenc.ru/text/будничного ...

II. Богослужение в Великий пост, или святую Четыредесятницу 90 Богослужение в св. Четыредесятницу разделяется по своему чинопоследованию на четыре разряда: 1) Богослужение простодневное или будничное, 2) субботнее, 3) воскресное и 4) праздничное. 1. Простодневное или будничное Богослужение § 42. Общие и частные особенности сего Богослужения Простодневное великопостное Богослужение главным образом направлено к тому, чтобы расположить нас к покаянию и сознанию своего недостоинства. Мысль эту Церковь выражает и во внешних обрядах Богослужения. Так, звон, созывающий христиан к Богослужениго, бывает редкий, унылый; священнослужители облачаются в черные или темные одежды; в храме не возжигается много светильников, и редко, и то на короткое время, отверзаются царские двери. Та же мысль о покаянии и нашей виновности пред Богом выражается и в службах церковных. Так Церковь не совершает полной литургии, как Богослужения торжественного (кроме суббот и воскресных дней); а вместо нея в среду и пяток совершается литургия преждеосвященная (без чтения евангелия), а в прочие будничные дни – только часы с вечернею. На всех службах употребляется молитва Ефрема Сирина : Господи и Владыко живота моего, с великими поклонами. Неизменяемая часть Богослужения совершается по часослову, псалтири и служебнику; а изменяемые части Богослужения по триоди постной и минее; впрочем, из минеи поются только на вечерни стихиры на Господи воззвах и на утрени – канон святому – поемые вместе со стихирами и трипеснцем триоди; тропари же читаются не из минеи, а из часослова, а именно: на вечерни – Богородице Дево, радуйся и пр., на повечерии в 1-й части «День пришед»; во 2-й части: «Помилуй нас, Господи», в 3-й ч.: «Господи сил»; в конце утрени по «Благо есть»: В храме стояще. Октоих же совсем оставляется 91 . Полунощница Полунощница совершается будничная, вседневная, и после молитвы: «Иже на всякое время» произносится молитва «Господи и Владыко живота»... с поклонами; после молитвы: «Владыко Боже Отче Вседержителю», прилагаются еще две: «Господи Вседержителю», и «Тя благословим, Вышний Боже», в которых молим Господа просветить нас и восставит от тяжкого сна лености к бодрственности и трезвенности; прочее как в часослове до конца. Оканчивается полунощница ектеньею: Помолимся о Благочестивейшем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Содержание Богослужение будничное Богослужение воскресное Богослужение праздничное     Документы, относящиеся к истории древнего христианского богослужения, крайне скудны. Вследствие этого, наши сведения о его составе и особенностях за древний период довольно отрывочны и неполны. Между тем, иметь точное и ясное понятие об этом предмете весьма важно, как для понимания духа и значения всего вообще христианского богослужения на всех стадиях его истории, так и в частности для объяснения и оправдания его особенностей в настоящее время. Поэтому, открытие всякого нового памятника, обещающего пополнить и пояснить существующие сведения о древнем периоде христианского богослужения, не может быть встречено иначе, как с живейшим интересом и радостью. К сожалению, подобные открытия бывают весьма редко. – Впрочем, в последнее время литургической науке в этом отношении посчастливилось. В ее распоряжение поступает несколько новых весьма ценных документов, относящихся притом к самому древнему периоду. Таковы: Διδαχη των πο δ τλων и считавшиеся утраченными главы первого послания св. Климента римского к Коринфянам. Таково же вновь открытое „Путешествие к святым местам св. Сильвии Аквитанки“ – S. Silviae Aquitanae peregrinatio ad loca sancta. Этот последний памятник сделался известен ученому миру лишь с очень недавнего времени. Он опубликован, с введением и примечаниями, итальянским ученым Гамуррини в начале прошлого 1887 года в периодическом издании Римской историко-юридической академии (Bibliotheca dell Academia storico-giuridica, volume quarto) под следующим заглавием: S. Hilarii tractatus de mysteriis et hymni et S. Silviae Aquitanae peregrinatio ad loca sancta. Accedit Petri diaconi liber de locis sanctis (Romae 1887). На западе этот памятник успел уже обратить на себя должное внимание и филологов и географов и литургистов и вызвал значительное количество статей 1 ; у нас же о нем еще мало кому известно. Вот общие о нем сведения. Рукопись, с которой сделано издание, принадлежит библиотеке братства св. Марии в Ареццо (Fraternitas s. Mariae vel laicorum). Она – пергаменная и происходит из Монте-Кассинского монастыря, где была изготовлена в XI в. по приказанию знаменитого аббата Дезидерия, бывшего потом, с 1086 г., папою под именем Виктора III. В Ареццо она перенесена была по всей вероятности Амвросием Растреллини, который был аббатом монастыря Монте-Кассино 1599 – 1602 г., но жизнь свою кончил в Ареццо. К сожалению, в течение времени рукопись весьма много пострадала и дошла до нас в весьма неполном виде. В ней-40 листов. Из них первые 15 содержат сочинение Илария „О таинствах“ без начала и с большим пропуском в конце и несколько его гимнов без конца. Следующие 25 листов содержат „Peregrinatio» тоже в весьма неполном виде-без начала и конца и с небольшим пропуском по средине. По мнению Гамуррини обе половины рукописи писаны разными руками; последняя – рукою более древнею, чем первая. Нам нужна только вторая половина или путешествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

1-я глава типикона «Чин малыя вечерни» (малая вечерня и сопутствующие ей службы в воскресенье). Содержание и разделение 1-й главы Типикона Типикон начинается изложением воскресной службы, так как она образовалась ранее будничной и послужила основой и образцом для последней. Такое начало для Типикона тем естественнее, что в большинстве церквей служба в будни совершается сравнительно редко. Такое начало для Типикона, как и заглавие его, выбрано тоже не без исторического колебания. Древнейшие памятники церковного устава IX-X в.: ποτπωσις, приписываемый св. Феодору Студиту , Διατπωσις с именем св. Афанасия Афонского и Канонарь Синайской библиотеки – начинаются с пасхальной службы. Устав Великой Константинопольской церкви IX в. и др. – с месяцеслова. Уставы Студийского типа – с недель, подготовительных к Четыредесятнице. Впервые уставы иерусалимского типа стали начинать Типикон с вечерней службы, что объясняется тем значением, которое они придали празднованию воскресного дня. Изложение воскресной службы в Типиконе начинается с вечера субботы ввиду того, что церковный день у нас, христиан, как и у евреев, начинается с вечера 1841 , так как течение времени, по учению Св. Писания, началось с вечера. Празднование же воскресения тем естественнее начинать с вечера, что и самое воскресение Христово произошло в «вечер субботний» 1842 , т. е. в субботнюю ночь. Естественно, что эту ночь, начиная с вечера, церковный устав назначает проводить в молитвах. Ряд таких молитв, или воскресных служб, открывается девятым часом и малой вечерней. 1-я гл. Типикона и излагает чин этих двух служб, присоединяя к ним еще чин вечерней трапезы. Этим трем частям, на которые естественно распадается 1-я гл. Типикона, при рассмотрении ее мы предпошлем замечание о благовесте и об обычном начале церковных служб, так как то и другое упоминаются в Типиконе здесь впервые. Благовест Смысл благовеста Благовесту в Типиконе вообще уделяется много внимания, и справедливо. Он не только оповещает о времени службы, но и подготовляет христиан к ней: общепризнано то благодатное действие, которое он оказывает на душу. Для отсутствующих же на богослужении он некоторым образом и заменяет последнее. Он, собственно, есть уже самое богослужение, совершаемое звуками музыки. Ветхозаветное богослужение состояло преимущественно из музыки, и вот, как бы в воспоминание об этом, в знак неразрывной связи его с этим богослужением, более духовное и возвышенное богослужение новозаветное в колокольном звоне имеет свою священную музыку, из всех родов которой оно выбрало, таким образом, наиболее простой, строгий и безискусственный. История благовеста

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

М.С. Красовицкая Лекция 13. Богослужение будних св. четыредесятницы. Чтение покаянного канона прп. Андрея Критского в первые дни великого поста Наш Типикон полон не только всяких строгостей и непонятностей, но и глубокого понимания всей немощи человеческой природы, родительской заботы о каждом церковном чаде. Так, кафизма на вечерне может отменяться «труда ради бденнаго», потому что братия молилась всю ночь до утра. А в первый день Великого поста Типикон указывает звонить «к свету коснее», т.е. медленнее, не торопить людей на службу ради того, что на вечерней трапезе было утешение, после которого встать немножко тяжелее, чем будет дальше в посту, когда пища будет легкой, бодрящей, располагающей к усердным службам и поклонам. Интересно, что Типикон Святой горы Афон – этого центра православного монашества, вообще отменяет полунощницу в первый день Великого Поста. Первая служба понедельника 1-й седмицы Великого поста, полунощница, обладает с одной стороны великопостной особенностью, с другой – особенностью именно первого понедельника Великого поста. Вообще в посту полунощница вседневная совершается по обычному уставу, но на ней читается молитва Ефрема Сирина с 16-ю поклонами (3 земных, 12 малых и один земной, а до Никоновской реформы было 3 земных, затем 12 т.н. «метаний», т.е. поклонов, когда земли касаются только коленями и руками, не опуская головы, и один земной). В первый же день поста молитва Ефрема Сирина читается на полунощнице только с тремя поклонами, чтобы не было сразу слишком тяжело. Отошла полунощница, и мы вступаем в великопостный порядок богослужения. Первая служба, которую мы подробно разберем, это великопостная утреня. Чинопоследование будничной утрени изучено нами достаточно хорошо, и, опираясь на него, можно определить отличие великопостной утрени от вседневной. Первая часть утрени, если нет бдения – двупсалмие. Во св. Четыредесятницу есть дополнительные молитвы: в начале двупсалмия добавляется Трисвятое по Отче наш. Шестопсалмие и великая ектенья – как обычно, а дальше наступает момент, который отличает постный порядок от обычного: Аллилуйя со стихами. Служба с Аллилуйя противоположна службе сБог Господь. Аллилуйя является песнопением не менее радостным, чем Бог Господь, в нем воссылается хвала Богу в наиболее общей форме – «Хвалите Господа», «Слава Богу», «Хвала Всевышнему». Но Бог Господь – более праздничное песнопение: Господь пришел к нам на землю спасать нас, Мессия явился, и мы Его встречаем. Аллилуйя, как более скромное песнопение, лучше подходит к порядку великопостных служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Н. Бульчук Скачать epub pdf Будничные богослужения превращались в праздничные – Валентина Андреевна, расскажите, пожалуйста, как вы познакомились с отцом Михаилом. – В 1962 году я трудилась в храме Всех святых на Соколе. Когда наши священники были в отпуске, нам в храм прислали отца Михаила Труханова . Служил он у нас всего лишь три месяца. Но его службы были совершенно необыкновенные, причем за каждым богослужением он говорил проповедь . На будничной Литургии в храме обычно бывало не больше десяти человек. И вот после службы к нам, певчим, подходили прихожане и спрашивали: «А когда еще будет служить этот батюшка?» Мы им отвечали. Так что со временем народу в храме прибывало. Отец Михаил очень просто мог говорить о самых сложных вещах. Он, например, объяснял молящимся, что такое «Господи, воззвах», что такое стихиры, что такое «Свете Тихий»… Каждую Литургию обязательно он разъяснял Евангелие, которое читалось на сегодняшний день, говорил о его содержании и всегда делал выводы, как нам это применять в нашей жизни. Поэтому будничные богослужения стали превращаться буквально в праздничные, и к концу его трехмесячного служения наш храм на Соколе был наполнен молящимися. Конечно, нельзя не вспомнить о его проповедях: они были просто потрясающими! Но лучше всего не говорить о его проповедях, а послушать его самого, его голос… Когда ты слушал отца Михаила, все твое существо просто трепетало. – А как получилось, что отец Михаил был отстранен от служб? – Трехмесячный срок его служения в нашем храме закончился, вышел из отпуска настоятель… В ближайшую субботу состоялось праздничное богослужение, храм был полон. Вообще храм Всех святых, как правило, на праздники всегда бывал полон молящимися: это такое особенное место, где храмов поблизости мало. Я, как обычно, пела на клиросе. Служба закончилась, настоятель вышел из царских врат и направился к выходу. А в нашем храме наверху есть комната настоятеля, там же рядом располагался и хор. И вот народ расступился, чтобы дать дорогу отцу настоятелю, и лишь те, кто стоял рядом, брали у него благословение. Он поднялся к себе наверх и стал оттуда наблюдать: у меня замерло сердце, потому что народ из храма не уходил.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Написать о Святой Земле что-то целостное и законченное решительно невозможно: увиденное и пережитое нельзя ни понять, ни осмыслить, ни вместить. К тому же, путешествие туда — это всегда начало. Начало, которому, хочется верить, — не будет конца. Как-то, ещё в то время, когда у меня и мыслей не было о возможности поехать на Святую Землю, я спросила свою подругу, недавно вернувшуюся из паломничества: «Изменилось ли что-то в тебе после этой поездки?» Она ответила коротко: «Изменилось. Что именно — этого не расскажешь. Но мне кажется, что каждый хотя бы раз в жизни должен там побывать». Понять в полной мере правдивость её слов мне пришлось позже, только испытав их на себе. И теперь на вопрос «ну как?» я зачастую отвечаю примерно так же. Иерусалим — это локус вне времени и пространства. И если на земле есть географическая точка, наиболее близкая к небу, то эта точка, без сомнения, здесь. «Чувство Иерусалима», единящее тех, кто хоть однажды вдыхал воздух этого города, немыслимо без опыта Встречи — той самой, о которой молчат слова. Именно она здесь — главная. А всё остальное — детали. Всё начиналось с Вифлеема. Прохладное палестинское утро, неуютные улицы, поспешные шаги в тишине ещё сонного восточного города... И вот мы уже на площади перед крохотными Вратами смирения. Базилика Рождества, какой её можно видеть сегодня, возведена в VI веке на месте церкви, построенной царицей Еленой. С тех пор богослужения здесь не прекращались практически никогда: это единственная христианская церковь в Палестине, сохранившаяся в целости с домусульманского периода. Даже во время персидского нашествия в 614 году храм чудом избежал печальной участи: на мозаике поклонения волхвов персы узнали своих соотечественников и сохранили святыню из уважения к предкам. Людей, привыкших к русскому благолепию, здесь удивляет всё. Вместо блистающего собора — хмурый неф базилики и почерневший от копоти потолок крипты Рождества. Вместо громыхающего праздничного хора — один или два монаха, заунывно тянущих речитативом греческие песнопения. Во всём — какая-то подчёркнутая будничность. До реставрации и благоустройства здесь, кажется, вообще никому нет никакого дела.

http://pravoslavie.ru/69339.html

Сортировать по Исключить новости В Нижегородской области автобус с паломниками попал в ДТП Утром 20 июля 2013 года микроавтобус с паломниками, следовавший из Республики Марий Эл в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, столкнулся с грузовой машиной в Лысковском районе Нижегородской области. В результате столкновения погибли 5 человек, еще 9 доставлены в больницу. Епископ Воскресенский Савва совершил панихиду по погибшим в автокатастрофе в Ознобишино Владыке сослужило 28 священников: клирики храмов Никольского благочиния викариаства Новых территорий, где произошла трагедия, священники Подольского благочиния, благочинные округов. За богослужением молились местные жители, которые стали свидетелями трагедии, а потом разбирали завалы и спасали людей. Водителю КамАЗа, врезавшемуся в автобус под Подольском, предъявлено обвинение Следствие предъявило обвинение водителю КамАЗа, врезавшемуся в новой Москве в автобус с пассажирами, в связи с гибелью 18 человек. По российскому законодательству, ему грозит не более семи лет заключения. Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон навестил пострадавших в аварии под Подольском Епископ Пантелеимон посетил в Москве городские клинические больницы 12, и 7, а также НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, где проходят лечение пострадавшие в ДТП 13 июля. Всем пострадавшим епископ Пантелеимон сказал слова пастырского утешения, передал цветы, фрукты, молитвословы и иконы, расспросил о нуждах. Протоиерей Сергий Марук о ДТП в новой Москве: «Горе объединяет» Больше всего меня поразило не ужасное зрелище, которое стояло перед глазами, а готовность людей стать единым целым. Очень редко в современной, будничной жизни увидишь такую сплоченность, когда все друг друга понимают с полуслова. Патриарх молится о упокоении погибших в автокатастрофе в «Новой Москве» В мирное время люди, которые ехали в рейсовом автобусе, во мгновение обрели смерть. Другие пострадали и сейчас в тяжелом положении находятся в больницах города Москвы. Церковь оказывает помощь пострадавшим и семьям погибших в ДТП в «Новой Москве»

http://pravmir.ru/tag/dtp/page/39/

Многими подмечено необычайное спокойствие, которое сходит на мир в преддверии праздника Рождества Христова. Наверное, есть тому простые причины в нашей российской действительности. Отшумел ураган новогоднего мирского торжества, опустели улицы, нет привычной будничной суеты — новогодние каникулы. Выйдешь на улицу — почти неслышен белый шум города — постоянно присутствующий в городской среде в обычной обстановке и сливающийся в однообразный гул, одновременно со всех направлений — дыхание города. Но, независимо от прогноза, над миром царит погода Страстной Седмицы — покой внешний, располагающий к внутреннему покою чувств и мыслей. Мир под зимним небом все больше напоминает пустыню, и небо каждому человеку дает по звезде, чтобы мы нашли, каждый свою, но единственную дорогу к Единственному на свете Богомладенцу Иисусу. Богослужение предрождественских дней — предпразднества этого дивного торжества — по смыслу и по составу песнопений очень напоминает богослужение Страстной Седмицы. Со 2-го января мы начинаем усиленное говение ради Второй Пасхи — так празник Рождества Христова называется Церковным Уставом. В самый же канун Рождества постимся строгим постом наподобие Великой Пятницы. К сожалению, чудесные песнопения предпразднества остаются неизвестными для большинства православного народа, далеко не в каждом храме совершается ежедневное богослужение, а даже там, где оно совершается, не все поется и читается из рождественских трипеснцев и стихир. Увы, но и строгость приготовления к празднику часто сводится к тому, чтобы не кушать накануне Рождества «до первой звезды». Не более того. И напрасно. Я думаю, что надо быть особо благодарным Богу в эти дни, которые приходят нам в покое и тишине. Современный человек зачастую лишен чувства тишины: шум и многословие его окружает повсюду, иногда даже в церкви. Но не вернувшись в тишину, нельзя принять в сердце Слово Бога о спасении. Как очень хорошо написал один русский поэт Николай Жданов: «Чем продолжительней молчанье, тем удивительнее речь». А закончить мне хотелось бы пасхальными по смыслу словами святителя Григория Богослова, которые он написал к празднику Рождества и Богоявления: Таково наше торжество, это празднуем ныне — пришествие Бога к людям, чтобы нам переселиться или, вернее, возвратиться к Богу, чтобы, отложив ветхого человека, облечься в нового (Еф.4:22.23), и как умерли в Адаме, так будем жить во Христе (1Кор.15:22), … не наш праздник, но праздник Того, Кто стал нашим, лучше же сказать, праздник нашего Владыки, не праздник немощи, но праздник исцеления.

http://pravmir.ru/pogoda-strastnoj-sedmi...

21.07.2006 В Русской Православной Церкви пока не испытывают недостатка кагора из-за кризиса на рынке вина - Древо Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Представиться Энциклопедия Новости Форум Изменения Иллюстрации Карта Календарь Хронология Скачать " Древо " Поддержать Помощь Обсуждение Изменить Версии В Русской Православной Церкви пока не испытывают недостатка кагора из-за кризиса на рынке вина 21.07.2006 В Русской Православной Церкви пока не испытывают недостатка кагора , но надеются, что кризис на российском рынке вина скоро будет преодолен. " В связи с введением новых акцизных марок ситуация, сложившаяся после исчезновения с прилавков молдавских вин, значительно усугубилась. Но пока я не слышал, чтобы где-то дело дошло до катастрофы и не хватало бы кагора для причастия " , - сказал в интервью РИА Новости в пятницу 21 июля глава секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) священник Михаил Дудко. Он пояснил, что запасы в приходах делаются не на один месяц, однако они не беспредельны. " Поэтому мы, конечно, с нетерпением ждем, когда завершится кризис " , - добавил священник. Большая часть кагора, приемлемого по цене и качеству для использования во время литургии, как сообщил отец Михаил, была молдавского происхождения. И его запасы уже начинают истощаться. Но, поскольку объем потребления вина в храмах не очень большой (для совершения таинства Евхаристии (причастия) не требуется слишком много кагора), то пока священнослужители, по словам отца Михаила Дудко, " выходят из положения " . Обычная чаша, из которой причащаются верующие во время будничного богослужения, вмещает около полулитра, и вином она наполняется только наполовину. Так что, при ежедневной Божественной литургии в месяц приходу в среднем необходимо всего 10-15 бутылок кагора. Характерно, что в других Поместных Православных Церквах мира для причастия, как правило, применятся сухое вино. Кагор — традиция именно Русской Православной Церкви. Связана она с тем, что вино, использовавшееся для Евхаристии в дореволюционной России, часто завозилось из французского региона Кагор, и вино это было сладким. " Конечно, это было не совсем то вино, которое продается сегодня под маркой " кагор " , - признал представитель Московского Патриархата. Вместе с тем, он подчеркнул, что любое вино для верующих - это не просто напиток, а " древний сакральный символ, который неоднократно упоминается в Священном Писании " .

http://drevo-info.ru/news/952.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010