Многими подмечено необычайное спокойствие, которое сходит на мир в преддверии праздника Рождества Христова. Наверное, есть тому простые причины в нашей российской действительности. Отшумел ураган новогоднего мирского торжества, опустели улицы, нет привычной будничной суеты — новогодние каникулы. Выйдешь на улицу — почти неслышен белый шум города — постоянно присутствующий в городской среде в обычной обстановке и сливающийся в однообразный гул, одновременно со всех направлений — дыхание города. Но, независимо от прогноза, над миром царит погода Страстной Седмицы — покой внешний, располагающий к внутреннему покою чувств и мыслей. Мир под зимним небом все больше напоминает пустыню, и небо каждому человеку дает по звезде, чтобы мы нашли, каждый свою, но единственную дорогу к Единственному на свете Богомладенцу Иисусу. Богослужение предрождественских дней — предпразднества этого дивного торжества — по смыслу и по составу песнопений очень напоминает богослужение Страстной Седмицы. Со 2-го января мы начинаем усиленное говение ради Второй Пасхи — так празник Рождества Христова называется Церковным Уставом. В самый же канун Рождества постимся строгим постом наподобие Великой Пятницы. К сожалению, чудесные песнопения предпразднества остаются неизвестными для большинства православного народа, далеко не в каждом храме совершается ежедневное богослужение, а даже там, где оно совершается, не все поется и читается из рождественских трипеснцев и стихир. Увы, но и строгость приготовления к празднику часто сводится к тому, чтобы не кушать накануне Рождества «до первой звезды». Не более того. И напрасно. Я думаю, что надо быть особо благодарным Богу в эти дни, которые приходят нам в покое и тишине. Современный человек зачастую лишен чувства тишины: шум и многословие его окружает повсюду, иногда даже в церкви. Но не вернувшись в тишину, нельзя принять в сердце Слово Бога о спасении. Как очень хорошо написал один русский поэт Николай Жданов: «Чем продолжительней молчанье, тем удивительнее речь». А закончить мне хотелось бы пасхальными по смыслу словами святителя Григория Богослова, которые он написал к празднику Рождества и Богоявления: Таково наше торжество, это празднуем ныне — пришествие Бога к людям, чтобы нам переселиться или, вернее, возвратиться к Богу, чтобы, отложив ветхого человека, облечься в нового (Еф.4:22.23), и как умерли в Адаме, так будем жить во Христе (1Кор.15:22), … не наш праздник, но праздник Того, Кто стал нашим, лучше же сказать, праздник нашего Владыки, не праздник немощи, но праздник исцеления.

http://pravmir.ru/pogoda-strastnoj-sedmi...

Новости Председатель ОВЦС: Священники рискуют своим здоровьем, чтобы в храмах не прекратились богослужения 27.04.2020 14:53 Онлайн-трансляция богослужения в Сочи. Фото: РИА Новости/Артур Лебедев Москва, 27 апреля. Участие в богослужении священников и церковнослужителей в условиях, когда из-за карантинных мероприятий в период эпидемии коронавируса санитарные власти ограничили возможность прихожан посещать храмы, является не привилегией, а жертвенным служением, сказал председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион, отвечая на вопрос телеведущей Екатерины Грачевой. «Эта " привилегия " сейчас, собственно, заключается в том, что каждый из участников таких богослужений рискует заразиться или стать переносчиком вируса», — сказал он, выступая посредством видеосвязи в передаче «Церковь и мир». Митрополит Иларион напомнил, что в существующих условиях в храмах находятся только те, чье участие является необходимым для совершения богослужений, а также для того, чтобы службы транслировались онлайн. «По своему храму могу сказать, что если речь идет об обычной будничной службе, то для ее совершения достаточно одного священника, одного диакона и одного алтарника, одного чтеца и максимум четырех певчих; присутствуют также один человек с видеокамерой плюс сторож, который открывает и закрывает двери. Пожалуй, десять человек способны обеспечить совершение службы по будням, — отметил иерарх. — Если говорить о богослужении в субботу вечером или в воскресенье утром, то потребуется немного больше людей — может быть, пятнадцать-шестнадцать. Они должны находиться в храме для того, чтобы богослужения не остановились и чтобы эти богослужения можно было показывать онлайн». Эти люди рискуют своим здоровьем — о том свидетельствуют случаи заражения коронавирусом среди клириков и церковнослужителей, констатировал митрополит Иларион. «Но мы продолжаем служить для того, чтобы не оставить людей без возможности участия в богослужении хотя бы в режиме удаленного доступа», — резюмировал глава ОВЦС, которого цитирует Синодальный отделп о взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Время для семейных радостей и молитвы Советы пастырей В связи с новогодними праздниками у верующих возникает много вопросов. Многие, особенно новоначальные христиане, готовы «запостить» и «замолить» всю семью, включая детей. Мы попросили пастырей Русской Православной Церкви посоветовать читателям портала, как с пользой для души и тела провести длинную череду праздников. Священник Сергий Бегиян : – Мне кажется, при ответе на этот вопрос нужно отталкиваться от семейного положения человека. Если человек холост и живет один, то каникулы могут стать хорошим временем для поста и молитвы. Последняя неделя Рождественского поста – строгий пост. Кроме телесного воздержания, это еще и домашняя молитва, и храмовое богослужение. Священник Сергий Бегиян Если же человек семейный, имеет детей, то нужно использовать это время, чтобы еще раз повозиться с малышами, пообщаться с подростками, а после Рождества – куда-то выбраться всей семьей. В этом и суть каникул. В предрождественские дни – посетить храм без воскресной суеты. Будничное богослужение – время относительно спокойной молитвы. Относительно, потому что в конечном итоге это спокойствие зависит от малышей. 25 декабря (вторник) – память свт. Спиридона Тримифунского, 2 января, (среда) – память прав. Иоанна Кронштадского. Храмы будут полупустые, самое семейное время. Зовите детей и отправляйтесь вместе с ними на улицу! Священник Александр Дьяченко Священник Александр Дьяченко : – Всё будет зависеть от ваших возможностей. В первую очередь – возраста и состояния здоровья. Если последнее позволяет, то зовите детей и отправляйтесь вместе с ними на улицу. Зима в этом году замечательная. Отдохнуть и насладиться общением с маленькими человечками вы сумеете сполна. Где бы вы ни проводили эти дни, в городе или на даче в деревне. Многое потом забудется, а рождественская ёлка не забудется никогда Для людей верующих эти дни – ещё и время подготовки к встрече Рождества Христова . Идите в храм помогать украшать елку. Сами почувствуйте себя детьми, вернитесь годами лет на 20 назад. Вместе с ребятишками готовьте подарки родившемуся Богомладенцу. Здесь всё сгодится: рисунки, игрушки на ёлку, стишки и песенки на рождественскую тему. Подарите вашим детям и внукам праздник.

http://pravoslavie.ru/118280.html

А я его простил… Молиться за своих врагов – признак святости 16 апреля, 2014 Молиться за своих врагов – признак святости События Священной истории повторяются вновь и вновь, причем не только в глобальном смысле, а в самом что ни на есть будничном. Ведь в обыкновенной будничной жизни люди предают друг друга и учатся прощать, пасуют и отрекаются от того, во что верили, а потом всей жизнью пытаются исправить свои ошибки. Чтобы осознав все, подняться на ступеньку выше. И у каждого есть возможность на Страстной Седмице постараться встать рядом с теми, кого вспоминают на богослужениях: будь то Иосиф, проданный братьями в рабство, апостол Петр или Сам Спаситель… Вспоминает протоиерей Федор Бородин, настоятеля храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана на Маросейке (Москва): «А я его простил» Протоиерей Феодор Бородин Когда мы открыли храм в 1992 году, у нас появился прихожанин – крупный бизнесмен, который через некоторое время столкнулся с тем, что его друг юности забрал у него обманным путем практически все активы. Оставив нашего прихожанина со всеми долгами, проблемами, которые исходили, в том числе, от бандитов и от следственных органов. Ему пришлось и скрываться, и продать почти все, что у него было. Жил тогда он очень скудно. Через год самых тяжелых испытаний я с ним разговаривал. Ситуация тогда стала чуть-чуть выравниваться. «А я его простил», – сказал мне этот человек про своего бывшего друга, который поставил под удар не только его благополучие, но и жизнь. Я был искренне удивлен. Тогда, в 1990-е в среде бизнесменов не принято было прощать. А наш герой был обижен несправедливо. Но он простил и тем более не собирался никак мстить, хотя знал местонахождение сбежавшего «друга». Не стал с него что-то требовать. Потом, через несколько лет встретился с ним случайно на каком-то мероприятии и – ничего не сказал… Я очень обрадовался, потому что с таким редко сталкиваешься. А бизнесмен свое поведение объяснил очень просто, без всякого пафоса: «Ну, я же открываю Евангелие, там написано прощать».

http://pravmir.ru/a-ya-ego-prostil/

Апологетические беседы. «Господи, помилуй!» Из книги архиепископа Нафанаила (Львова) «Ключ к сокровищнице» , изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья» , выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г. Все богослужения Православной Церкви проникнуты молитвенным воплем: «Кирие элейсон» — «Господи, помилуй!» Это древнейшая молитва человеческая. Предание Церкви говорит, что согрешившие и изгнанные из рая наши прародители, сидя «прямо рая», начали свой благословенный путь покаяния, обеспечивший возможность спасения Христом человеческого рода, именно этим покаянным криком души: «Помилуй!». «Милостиве, помилуй мя, падшаго!» Священнейшие ветхозаветные творения, псалмы и пророчества неустанно повторяют это слово: «Помилуй». «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» (Пс 50, 3). «Молитесь Богу, да помилует нас», — говорит пророк Малахия (Мал 1, 9). Первая молитва, раздавшаяся в первом построенном на земле храме истинного Бога, была: «Господи Боже, услыши и помилуй!» (3 Цар 8, 30). Это первая молитва, которую выучивает православный ребенок, и это же последняя молитва, которую повторяет предсмертно тускнеющее сознание умирающего. И если в спокойные дни, в трясине повседневной будничной жизни, очень часто равнодушно повторяются, как привычный затверженный припев, слова «Господи, помилуй!», — то в моменты, когда или опасность, или мука, или жгучее сознание бездны своего падения потрясают душу, тогда этот краткий молитвенный вопль внезапно пропитывается глубочайшим смыслом и силой. И как осужденный на смерть перед судьей, во взоре которого прочитывает он последнюю надежду на помилование, как опасно больной в мольбе к врачу, могущему спасти, начинает душа человеческая кричать ко Всемогущему Богу: «Господи, помилуй!» Много вдохновенных, ярчайших молитв сложено человечеством. Но когда смерть заглядывает в глаза или когда нестерпимый огонь стыда жжет душу, тогда не может человек найти в себе силы, чтобы повторять спокойные слова молитв, но, вместо всех иных молитвословий, вопиет он: «Господи, помилуй!» — обретая в этих двух словах подпочвенную основу всех молитвенных прошений.

http://pravoslavie.ru/2827.html

В ожидании Рождества Христова негоже и думать о себе Даже и о грехах неблаговременно стало думать. Пришел Спаситель от грехов. Пришло прощение. Явилось примирение. Нужно радоваться сем . 1 января, 2010 Даже и о грехах неблаговременно стало думать. Пришел Спаситель от грехов. Пришло прощение. Явилось примирение. Нужно радоваться сем . Владыка Вениамин – один из известнейших церковных писателей XX века. Родился в Кирсановском уезде Тамбовской губернии. В 1907 году по окончании Тамбовской семинарии и Санкт-Петербургской Духовной Академии пострижен и рукоположен в иеромонаха. В 1911-1917 гг. – ректор Таврической, а позднее Тверской духовных семинарий, архимандрит. В 1925-1927 гг. и 1929-1931 гг. – преподаватель Православного Свято-Сергиевского Богословского института в Париже. С 1927 года владыка состоит в клире Московской Патриархии, с 1933 г. – Экзарх Патриархии в Америке. В 1938 г. возведен в сан митрополита. После окончательного возвращения в Россию в 1947 г. управлял Рижской и Латвийской епархией, служил в Ростове-на-Дону и Саратове. Последние годы жизни прожил на покое в Псково-Печерском монастыре, в пещерах которого и был погребен после кончины в 1961 году. Новое облачение Со вчерашнего вечера началось предпразднство Рождества Христова… Но Церковь давно уже стала понемногу напоминать о грядущем празднике: не только с катавасии Введения «Христос раждается», но и в дневных, и в канонах Минеи. Как вода где-нибудь незаметно начинает просачиваться, так и в богослужении еще задолго до праздника слышатся уже звоны рождественских славословий. Но со вчерашнего вечера оставляется уже совсем обычный, будничный Октоих (до отдания Богоявления), и поется только праздничная Минея. И вчера я с приятным чувством отрады взял закрытую книгу Октоиха и с каким-то торжеством «спрятал» ее на нижнюю полку клиросного аналоя: больше пока ты не нужна уже. И почувствовал я, будто со вчерашнего вечера Церковь, готовясь к празднику, сняла с себя обычную будничную рабочую, старую одежду, уже запачканную, запыленную, с пятнами, – и надела ныне новенькое чистое платье… Правда, еще не самое торжественное, не разукрашенное драгоценными каменьями праздничное облачение, но уже и не будничное платье. Покаянные молитвы Октоиха, сокрушение о грехах и страстях наших постоянных будут заменяться светлыми тонами начавшегося уже торжества. Церковь точно принарядилась к встрече! В сердце зажегся свет радости!

http://pravmir.ru/v-ozhidanii-rozhdestva...

В Русской Православной Церкви призвали " подходить с разумением " к строгости Великого поста 15.03.2021 17:47:46 МОСКВА Мера поста для каждого верующего человека определяется с учетом общепринятых церковных правил и в зависимости от индивидуальных возможностей, заявили в Московской Патриархии в связи с начинающимся 15 марта Великим постом у православных. Отвечая на вопросы о возможных послаблениях поста для переболевших коронавирусом или для входящих в группы риска, заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов) констатировал, сообщает РИА " Новости " , что современных постановлений Русской Православной Церкви по теме поста не существует, в том числе относительно возможных причин его ослабления. По словам епископа Саввы, описание режима питания во время поста содержится в книгах, составленных много веков тому назад, " причем в ином социальном и географическом контексте " . Речь идет об уставе поста палестинских монастырей, который зафиксирован в Типиконе (богослужебном уставе) и который предполагает, в том числе, дни полного воздержания (отказа) от пищи. " Поэтому мера пищевого поста определяется с учётом общепринятых правил (воздержание от мяса, от животной пищи в целом) индивидуально каждым человеком в зависимости от его возможностей. При этом, если благочестивый прихожанин боится проявить в этом вопросе волюнтаризм, он советуется с тем священником, у которого обычно исповедуется. Священникам следует подходить к этому вопросу с разумением, не гребя всех под одну гребенку " , - написал епископ Савва 14 марта в своем Telegram-kahaлe. В целом, он обратил внимание на то, что Великий пост - это время для того, чтобы " отойти от привычного будничного времяпрепровождения и на некоторое время в большей степени задуматься о небесном - через молитву, чтение, усиленное участие в богослужении, средоточие на внутренней тишине " . Из привычного ритма жизни выйти позволяет, в том числе, смена привычного режима питания, ограничение в питании, напомнил заместитель управляющего делами Патриархии.

http://radonezh.ru/2021/03/15/v-russkoy-...

Дорога в храм: когда дети выдергивают руку Какие шаги родителей отводят ребенка от Церкви? 27 июля, 2016 Какие шаги родителей отводят ребенка от Церкви? Разговор о детях и о том, что поможет им остаться в Церкви, когда они станут подростками, продолжает протоиерей Димитрий Климов, настоятель кафедрального собора святителя Николая Чудотворца (город Калач-на-Дону Волгоградской области). Протоиерей Димитрий Климов У детей иной путь До какого-то возраста родители за руку водят детей в храм. А потом они взрослеют и эту руку выдергивают. Что ты тут сделаешь, насильно подростка не поведешь… Родители забывают, что сами они пришли в большинстве случаев к вере через опыт неверия, греха, отрицания, может быть, даже Бога. Как блудный сын. А дети наши – как старший сын из притчи, который всегда был рядом и сетует, что всё буднично, никакого праздника отец в честь него не устраивает. Получается, что радости от покаяния, от возвращения к Отцу Небесному наши дети не испытывают, потому что, слава Богу, они не прошли родительским путем через метания или грехи. Им привычная атмосфера Церкви кажется скучноватой. Поэтому что-то более интересное и яркое: интернет, молодежная субкультура – их перетягивает. Однако примерно в 25-26 лет те самые «церковные дети», которые в подростковом возрасте отходят от храма и церковных таинств, возвращаются, понимая, что Церковь нужна лично им, это их выбор, а не только родителей. Чтобы у детей был шанс остаться 1. Детей приводить на богослужение надо на какое-то короткое время, в зависимости от возраста – на 15 минут, на 20 и так далее. С малышами лучше подходить непосредственно к причастию. 2. Не заставлять читать большие молитвенные правила. Если ребенка заставляют «вычитывать» большие утренние и вечерние молитвы, принуждают с раннего возраста присутствовать на службах полностью, то, когда ребенок сможет сам за себя решать, он скажет: «Нет, не пойду в храм, не буду молиться». В худшем варианте – с воодушевлением окунется в греховные помои. Так что перегиб в этом смысле вещь очень страшная.

http://pravmir.ru/doroga-v-hram-kogda-de...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Счастье в моей жизни - это служить Богу» Беседа с архидиаконом Андреем Мазуром 08.12.2015 1020 Время на чтение 7 минут 8 декабря - день рождения архидиакона Андрея Мазура: ему исполняется 89 лет. Вот уже почти 70 лет несет он свое служение Церкви, начатое в Почаевской Лавре послушником и певцом в лаврском хоре, продолженное протодиаконом в Пермском кафедральном соборе, а в 1957-1990 годах - в Ленинг раде: в Троицком соборе Александро-Невской Лавры и Ленинградском кафедральном соборе. Служа в Лавре, отец Андрей исполнял и послушание регента будничного хора; позднее пел в хоре духовенства под руководством протодиакона Павла Герасимова. С 1990 года отец Андрей - патриарший архидиакон. Яркий и красивый бас архидиакона Андрея, его вдохновенность придавали особую торжественность богослужениям, в которых он участвовал. Его жизнь - пример преданного служения Церкви Богом данным талантом и следования своему призванию. Портал «Православие. Ru » , его редакция и читатели сердечно поздравляют архидиакона Андрея Мазура с днем рождения, желают ему здравия и крепости. Многая лета! Архидиакон Андрей Мазур Накануне дня рождения архидиакона Андрея мы побеседовали с ним по телефону - о том, о чем чаще всего говорят и чего более всего желают в праздник: о счастье, любви, вере. - Отец Андрей, в одном из своих интервью на вопрос, считаете ли вы себя счастливым человеком, вы ответили: «Безусловно, да». Что такое счастье, и как надо жить, чтобы почувствовать себя счастливым? - Счастье в моей жизни - это служить Богу. 68 лет стоять у Престола со многими архиереями, с патриархами. Для меня счастье - богообщение. Ну и, конечно же, семья. Не всё было хорошо и гладко в жизни. У меня умерло два сына. У одного была злокачественная опухоль; другой расстроился очень, стоя над могилой брата, и долго не прожил после его смерти - скоропостижно скончался. Остальное всё хорошо. И хотя я не служу сейчас, но всё равно нет причин жаловаться. С патриархом я не служу, потому что у меня очень болят ноги. Мой зять, священник, построил храм. Я туда хожу на каждую службу. Для моих 88 лет это счастье - самому еще ходить в храм.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Колокольный звон очищающий и исцеляющий, слушать 29 апреля, 2019 Содержание статьи Колокольный звон: виды Колокольный звон называют «молитвой без слов», о нем недаром сложено столько стихов и песен. Русская Православная Церковь у многих ассоциируется именно с колокольным звоном. Мало кто знает, что существует несколько разновидностей колокольного звона: Благовест тоже бывает двух видов: Обычный колокольный звон делится на: Всем известно, что в православном богослужении не используются музыкальные инструменты, почему же тогда колокольный звон так прочно ассоциируется именно с православными храмами? Колокола, как ни странно, появились на Руси из Западной Европы. Колокольный звон известен человеку с бронзового века, небольшие колокольчики встречались в Индии, в Египте, в Китае. В Церковь колокольный звон пришел не сразу. Впервые колокола появились в храме, потому что людей надо было каким-то образом созывать на богослужение. Именно благодаря этому появился колокольный звон, который получил название благовест. Благовест звонят за 15 минут до службы. В монастырях за 30 минут. Во имя Святой Троицы бьют три удара в большой колокол. Каждый колокол имеет свой тон. Особым мастерством звонаря считается способность выразить суть грядущего богослужения в этих трех ударах. Скорбное, радостное или будничное, каждый раз звонарь может по-разному звонить в один и тот же колокол, хотя колокола не настраиваются, как рояль. Тем не менее, они остаются полноценными музыкальными инструментами, именно благодаря им рождается колокольный звон. Кроме того, существует искусство отливать колокола, которое тоже требует особых навыков и таланта. Если в Ветхом Завете для этого использовались трубы, то в христианские храмы созывали именно колокольным звоном. Во времена гонений на христиан было невозможно использовать такие громкие инструменты, как трубы. В самом начале IV века император Константин Великий пытался вернуть для благовеста трубы, но эта традиция так и не прижилась. Зато колокольный звон постепенно вошел в церковное употребление. В начале VII века это стало распространенной традицией. Родина колоколов — Западная Европа, на Востоке колокольный звон сначала не получил особого признания.

http://pravmir.ru/kolokolnyj-zvon/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010