Практикующиеся формы служения «детских» Литургий, служения Литургий в местах заключения, больницах, воинских частях служат консолидации в общины определенных групп людей, что также может быть успешно использовано в миссии . Огромное катехизаторское значение имеет «материальность» православного богослужения. В отличие от сект, православное богослужение дает нам возможность не ограничиваться символическим значением подвига Христа, но, главное, дает возможность реального приобщения к Нему через Таинство Евхаристии . Миссионерской является и направленность Божественной Литургии как главной составляющей православного богослужения. Устремленность к Небесным обителям, возможность обретения Божиего Царства не только за гробом, но и в этой жизни, при надлежащем донесении до людей, служат побудительными мотивами к вхождению в жизнь во Христе. Утомленным в будничной суете людям храмовое служение Богу позволяет обрести покой и радость в приобщении к иному миру. « Евхаристия – это связь с прошлым; более того, это связь с иным типом реальности, находящимся в резком контрасте с материальным миром. Литургия несет свидетельство об ином порядке вещей» . Существуют и другие миссионерские аспекты православного богослужения, которые в той или иной мере служат делу воцерковления людей.   Миссионерская Литургия Для сознательного вхождения человека в Церковь необходимо, чтобы совпала масса обстоятельств, и было выполнено множество условий. Но по большому счету это таинство приобщения человека к Господней благодати в большей мере зависит от позиции служителей Церкви. Особо актуально встал вопрос о понимании современным человеком богослужения. В силу сложности богослужебного устава и исторических напластований в чинопоследовании и текстах богослужений, даже перевод на русский язык эту проблему не решил бы. Поэтому все более актуальными становятся призывы к введению в общецерковную практику т.н. «миссионерских Литургий», то есть богослужений с пояснениями, которые в порядке эксперимента проводятся в отдельных епархиях.

http://bogoslov.ru/article/3377738

Точнее, в какие именно дни может быть такое понижение степени торжественности, должно быть определено специально для каждого храма, конечно, с благословения местного епископа. При этом должно строго наблюдать, чтобы для каждого дня было определенно выбрано что-либо одно; или «со святыми упокой» и заупокойная ектения на литургии, и тогда совершенно будничный строй всех служб; или праздничное богослужение, хотя бы только со славословием, и тогда ничего заупокойного на основных службах. Разумеется, что и при понижении степени торжественности минейных памятей и в кладбищенских церквах заупокойные добавления к общественному богослужению могут быть только такие, какие вообще Устав Церковный дозволяет для будничных дней. Поэтому ни на вечерни, ни на часах не должно быть никаких заупокойных вставок. Так называемое заупокойное всенощное бдение остается и здесь не для храма, а для келий, для усыпальницы, для могилы, а если и для храма – то в качестве частной требы, после общественного богослужения, на данный день полагающегося, которое остается обязательным для кладбищенского храма, поскольку это храм. С другой стороны, и в кладбищенском храме не должно быть опускаемо или заменяемо другим то, что положено по Уставу. Не может быть, например, допускаема замена на литургии всех тропарей одним заупокойным, но должны быть исполнены все положенные Уставом тропари и кондаки: по дню, храма, минеи, и только в дополнении к ним на славу – один лишь заупокойный кондак. Не может быть терпимо чтение изо дня в день одних только заупокойных Апостола и Евангелия: и в кладбищенском храме прежде всего должны быть прочитываемы Апостол и Евангелие рядовые и в дополнение к ним когда это возможно, заупокойные. О совершении полной литургии в будничные дни Великого Поста, или «заупокойной литургии преждеосвященных» и в кладбищенских церквах не должно быть и речи. Лишь в малые посты служба со аллилуей и, следовательно, без литургии, в кладбищенских церквах может быть заменена обычной будничной службой с Бог Господь и, следовательно, с литургией.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В защиту практики тайного чтения молитв приводится иногда следующий аргумент: нельзя, чтобы эти молитвы слышали непосвященные, случайно зашедшие в церковь люди (при этом ссылаются на «тайную дисциплину», существовавшую в Древней Церкви). Однако далеко не все так называемые «тайные» молитвы изначально были тайными: многие молитвы, включая молитву анафоры, предстоятель читал во всеуслышание. Когда в VI веке, в нарушение древней традиции, некоторые священнослужители стали читать евхаристические молитвы тайно, святой император Юстиниан издал отдельную новеллу по этому поводу: «Повелеваем, чтобы все епископы и пресвитеры не тайно совершали божественное приношение и бывающую при святом крещении молитву, но таким голосом, который хорошо был бы слышен верным народом, дабы души слушающих приходили от того в большее благоговение, богохваление и благословение». Несмотря на запрет, тайное чтение литургических молитв укоренилось в византийской церковной практике, оттуда перешло в Балканские страны и на Русь и сохраняется в обиходе Русской Церкви до сего дня. Служение литургии – творческий акт, в который вовлечена вся полнота Церкви. Текст литургии всегда один и тот же, но каждая литургия дает возможность человеку заново пережить встречу с живым Богом. Многое при совершении литургии в Православной Церкви зависит от священнослужителей. Иной раз литургия бывает «украдена» у верующих из-за поспешного или небрежного совершения ее священником. Служение литургии, вне зависимости от того, совершается ли оно архиереем в кафедральном соборе или священником в сельском храме, должно быть неспешным и величественным. Все слова литургии должны произноситься с возможной тщательностью, внятно и отчетливо. Очень важно, чтобы священнослужитель молился вместе с общиной, а не произносил механически слова, давно утратившие для него новизну и свежесть. Недопустимо привыкание к литургии, восприятие литургии как чего-то будничного, обыденного, даже если она совершается ежедневно. В служении литургии недопустима театральность, актерство, искусственность. Священнослужитель, кроме того, не должен открыто выражать свои эмоции, чувства, переживания, не должен своим служением привлекать внимание к себе, дабы основное внимание верующих было всегда обращено не на него, а на истинного совершителя литургии – Христа. Иные священнослужители (это особенно относится к диаконам) превращают богослужение в театр, используя все богатство своих голосовых и актерских данных для того, чтобы произвести большее впечатление на публику.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вероятно, устав о трапезе назывался Книгой праздничной только в Кирилло-Белозерском монастыре. Известные нам уставы о трапезе Иосифо-Волоколамского, Новоспасского, Троице-Сергиева, Тихвинского монастырей такого названия не имеют 12 . Сведения, приведенные в рассмотренных источниках, наводят на мысль о том, что ктиторские типиконы (которые являлись регуляторами жизни византийских монастырей 13 , но на русской почве не получившие законченного оформления в виде устава) в русских монастырях первоначально формируются виде отдельных разделов, из которых позже будут составляться церковные и келарские обиходники. Правила, данные основателем монастыря, должны были охватить все стороны жизни. Впоследствии эта основа дополнялась жизненной практикой, которая, по классификации Н. И. Серебрянского, укладывается в 3 типа письменных правил: 1) приговоры монастырской братии, 2) послания и грамоты в монастыри высшей духовной и светской власти, 3) различного рода заповеди, предания и поучения о монашеской жизни 14 – они внесут заметные изменения в монастырскую жизнь, о чем будет сказано ниже. Церковные обиходники появляются в русских монастырях в середине XVI века. Это были краткие богослужебные уставы, которые по структуре повторяли церковный устав. По определению И.Д. Мансветова , «особенности, отличавшие обиходники одного монастыря от другого и от устава, не затрагивали литургической части и состояли в более торжественной обстановке служения игуменского, в некоторых добавочных обрядах: звоны, молебны, крестные ходы, панихиды с приливками и коливом, водосвятии; введении новых памятей русским святым; праздничной и будничной трапезы монахов, их занятий и т. п.» 15 . М.Н. Скабалланович обращает внимание на то, что древние восточные уставы в тесную связь с богослужением всегда ставили пост и монастырский стол определяли с большой подробностью на весь год 16 . В русских монастырях XVI-XVII веков монастырский стол также расписывается очень подробно в келарских обиходниках, которые появляются одновременно с церковными 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вскоре за Романовским подворьем образовалось и Армавирское подворье. Армавирское подворье было окончательно устроено в 1896 году на собственной земле Мелитопольского крестьянина Онуфрия Самойловича Довжика, в селении Армавир, почти на краю селения, не вдалеке от православного приходского кладбища. В настоящее время Армавирское подворье имеет две церкви, кроме братских помещений. Первая церковь построена в жилом помещении иметь подвижной престол. Она освящена во имя Покрова Пресвятая Богородицы. В ней совершается будничное богослужение и ранняя обедня по воскресным и праздничным дням. Другая церковь построена и освящена была 17 октября 1896 года во имя Благоверного Князя Александра Невского, в священную память в Боге почивающего Благочестивейшего Императора Александра III-ro. Поэтому в объявлении на сей случай было написано: «извещая о сем, приглашаем всех на это великое торжество для принесения горячих верноподданнических молитв в ново-построенном храме об упокоении блаженно почивающего Императора Александра III-ro и объявлении непрестанных чудес милости Божией и небесного покрова над благополучно царствующим Благочестивейшим Государем Императором нашим Николаем Александровичем, над Августейшим Его Семейством и над всем Царствующим Домом». В 1897 году вдова Февронья Федоровна Довжик устроила на свое иждивение обширную братскую трапезную в память Священного Коронования Их Императорских Величеств Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича и Супруги Его Александры Федоровны. Впрочем, и на Романовском подворье есть колокол, устроенный в память Священного Коронования Их Императорских Величеств, о чем гласить на колоколе следующая надпись: «колокол сей приобретен тщанием Нахчаждиева и других жителей станицы Кавказской при миссионере иеромонахе Мефодии в память Священного Коронования Их Императорских Величеств. Весу в нем 54 п. 30 фун.» Если сильно нуждаются в капитальных постройках подворье монастыря, то тем более в капитальных постройках нуждается сам монастырь. Ибо раскольники сознавали, что их скит существует незаконно и лишь временно, а посему все богатые средства свои обращали на свою личную потребу, на пространное житие, на питие и яства; обитель же их представляла из себя, при передаче ее православным, небольшие и жалкие хижины, не исключая и церкви. Следовательно, теперь православной монастырской братии представляется великая и трудная задача вместо раскольничьих полу развалин построить все нужные монастырские здания и главным образом соответственный духу и силе православия вместительный величественный храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Думаю, что в церковном делании главное для него было – богослужение. Если бы его лишили служения Литургии, он сразу зачах бы. Литургия всегда поддерживала его, воодушевляла: главный для него проводник в высший мир – насчет нашего, буднично-трехмерного, у него взгляд был невеселый. «Председатель общества пессимистов», в шутку называл он себя. Но не вполне это была шутка. Он, действительно, нелегко переносил внешнюю жизнь – тут, вероятно, эстетизм и уединенное своеобразие играли роль. Как исповедник он был очень милостив. Грешнику всегда сочувствовал, всегда был на его стороне. На исповеди говорил сам довольно много, всегда глубоко и с добротой. Иногда глаза его вдруг как бы расширялись, светились. Огромное очарование сияло в них: знак сильного и светлого душевного переживания. (А когда раздражался, в жизни повседневной – нередко от зрелища пошлости – эти же глаза становились холодными и мрачными.) «Не из легких он был, но цельный и настоящий» – так выразился о нем недавно один из близких ему. И еще добавил: «Вижу теперь, что больше его любил, чем догадывался сам»,– привожу слова эти, считая их правильными и меткими. Может быть, и ошибаюсь, но думаю, что обычное служение его в храме было скорее прохладно-музыкально, чем эмоционально (или эмоция была глубоко спрятана). Только на одной службе – выносе Плащаницы – силу чувства он не мог или не хотел скрыть. Мне годами выпадала радость присутствовать при выносе Плащаницы в Страстную Пятницу в Кламаре, стоять в алтаре рядом с другими участниками выноса, видеть вблизи о. Киприана молящимся, благоговейно обтирающим Плащаницу, легко и ритмически падающим перед ней ниц, поднимающим ее на свою голову. А мы четверо, поддерживая ее углы, осторожно выходили боковой дверью в церковь . Вся она сияла свечами, все стояли с этими свечами на коленях, взрослые и мелкая поросль детей, по всей церкви шел ток света и сдерживаемых слез. И тут шествие о. Киприана, согбенного под нетяжкою ношей, в глубоком волнении, чуть ли не с «кровавым потом» на висках – все это чувствовалось как некое таинственное шествие голгофское.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

и А., но и Божией Матери, что в позднейших Типиконах является характерным признаком будничного богослужения малых постов). В различных редакциях Иерусалимского устава служба Г., С. и А. описана или как вседневная с пением отпустительного тропаря (так, напр., в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.), или как будничная служба малых постов с пением «Аллилуия»; подобное колебание в статусе службы связано с тем, что, с одной стороны, 15 нояб.- это 1-й день Рождественского поста (и, следов., в этот день крайне желательно совершение службы по постовому уставу), с др.- мученики Г., С. и А. были особо чтимыми святыми. По этим причинам первопечатный рус. Типикон (М., 1610) содержит противоречивые указания - служба Г., С. и А. здесь одновременно содержит торжественные (2 самогласна, тропарь в конце вечерни, светилен святых по 9-й песни канона утрени) и постовые («Аллилуия» вместо «Бог Господь», постовой светилен по 9-й песни канона утрени) элементы; на литургии - чтения Г., С. и А. (прокимен из Пс 15, Еф 6. 10-17, аллилуиарий со стихом из Пс 33, Лк 12. 8-12, причастен Пс 32. 1). В первопечатной ноябрьской Минее (М., 1610) по этому поводу разъясняется, что 15 нояб. в будние дни должна совершаться служба с «Аллилуия» (и отменой самогласнов и тропаря) «почести ради святаго поста», а в субботу и воскресенье праздничные элементы последования святых не отменяются. В последующих рус. изданиях Типикона двоякий статус памяти Г., С. и А. сохраняется, тогда как состав последования Г., С. и А. в греч. изданиях Минеи однозначно указывает на совершение службы не по постовому чину. Мч. Авива подводят к месту казни. фрагмент росписи придела святых Гурия, Самона и Авива ц. прор. Илии в Ярославле. Посл. четв. XVII в. Мч. Авива подводят к месту казни. фрагмент росписи придела святых Гурия, Самона и Авива ц. прор. Илии в Ярославле. Посл. четв. XVII в. Последование Г., С. и А., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает тропарь 1-го (т. е. 5-го) плагального гласа: Τ θαματα τν Αγων σου Μαρτρων (        ); кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища»: Εξ ψους, σοφο, τν χριν κομισμενοι (          ); канон 4-го гласа, акростих: Τος τρες μο λγοντας αν προφρνως.

http://pravenc.ru/text/168390.html

Известно, что ч еловека, который входит в ограду Церкви, даже после катехизации и воцерковления поджидает много коварных сюрпризов. Один из них – привыкание. Привыкание к словам Христа и апостолов, к богослужению и таинствам, к тому, к чему нельзя привыкать, ибо привычка – смерть для любви и веры. Когда мы спустя некоторое неофитское, восторженное время, осваиваемся в Церкви, так что становимся профессионалами веры, приходят серьезные испытания. То, что раньше считали незаслуженным даром и чудом, теперь воспринимается как естественное и очевидное. Ощущение первой эмоциональной новизны проходит, слова Священного Писания и молитв перестают нас трогать, таинства – становятся просто воскресным обиходом. Прикосновения святых мгновений затерялись и поблекли, так что их трудно различить среди новых и старых переживаний. А слова, которые каждый день обращены лично к нам, и звучат, чтобы дать новую жизнь, растворяются среди церковного пения, чтения и внутренних диалогов. В этом случае человек перестает быть действующим, живым членом мистического тела Христова и становится подобен одному из органов тела человеческого, пораженного параличом. Церковь в сознании верующего превращается в средство эмоционального утешения. Если люди Церкви подменят таинство личной встречи со Христом традицией, обрядом, социальной работой, сосредоточат внимание на внешнем в ущерб внутреннему, то они неминуемо утратят чувство причастности Богочеловечеству Христа, а значит и Церкви. А это происходит, к сожалению, незаметно, очень быстро и буднично. Мир нуждается в добрых делах, многие рады в них участвовать, и по желанию сердца, и, оглядываясь на притчу о страшном суде. Но есть еще и другие притчи: о бесплодной смоковнице, о талантах, о сеятеле, о десяти девах. Есть наконец Сам Иисус, Его проповедь о Царстве Божьем, о жизни вечной, есть Его крест. Нельзя же Христа разделить на учителя нравственности, добра и на Богочеловека пришедшего умереть за человека и дать Себя в пищу для жизни вечной. Поэтому общество, которое призвано быть Христовым, должно жить Его духом.

http://bogoslov.ru/article/2004966

К книгам, составляющим неизменяемую часть общественного Богослужения, относятся: часослов и служебник; а к составляющим неизменяемую часть Богослужения: – октоих, минея месячная и общая, и триоди. 1) Часослов, или часовник, содержит чинопоследования суточных церковных служб, расположенных по определенным часам дня с теми преимущественно молитвословиями и песнопениями, которые поются и читаются чтецами и Овцами. В нем содержатся чинопоследования: 1) полунощницы вседневной будничной, субботней и воскресной, 2) утрени, 3) первого часа, 4) третьего часа, 5) шестого часа, 6) изобразительных 7) девятого часа, 8) вечерня и 9) повечерия – великого и малого. После служб помещаются тропари и богородичны отпустительные – воскресни, поемые на утрени, а в прочие седьмичные дни поемые на вечерни и утрени, и последование молебна. 2) Служебник содержит в себе чинопоследования вечерни, утрени, литургии Златоустого, Василия Великого и преждеосвященных Даров с теми молитвословиями, какие употребляются священником и диаконом, и с указанием того, что они должны делать при совершении служб. После служб в нем помещаются: 1) чин литии (малой панихиды), совершаемой по умерших, 2) месяцеслов. 3) прокимны, произносимые на литургии, утрени и вечерни – повседневные и воскресные, и 4) устав, как иерею и диакону должно приготовляться к совершению священных служб, и особенно к Божественной литургии. 3) Октоих от (χτ χος осмогласник) содержит изменяемые и дополнительные к часослову и служебнику молитвословия и песнопения для каждого дня седмицы, разделенные на 8 гласов и напевов. Последование каждого гласа продолжается седмицу, начиная с вечера субботы до вечера следующей субботы. В молитвословиях и песнопениях каждого дня ( в стихирах, тропарях и каноне ) содержатся воспоминания и чествования некоторых святых и свящ. событий, напр. в понедельник прославляются Бесплотные силы, – во вторник – Св. Предтеча Иоанн, – в среду – воспоминается предание Господа на смерть, страсти Христовы и животворящее древо Креста Господня, – в четвертою – прославляются Апостолы и Св. Николай, – в пятницу – страдания Господа и смерть Его на кресте, – в субботу – церковь ублажает всех святых (в особенности Св. мучеников) и творит поминовение умерших, – в воскресенье (в неделю) – прославляет Воскресение Христово. Божия Матерь прославляется в молитвах и пенопениях каждого дня. Эти воспоминания и чествования повторяются в каждый из 8-ми гласов; но молитвословия и песнопения каждого дня седмицы не одни и те же, но особые, хотя и относятся к тем же воспоминаниям и чествованиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

На службы мы сначала ходили в приходской храм рядом с общежитием, но потом, в основном, я ездил в местные монастыри. В Патрской митрополии народ, в целом, очень благочестивый – даже по греческим меркам. В афонских монастырях, например, очень много выходцев именно из Патр. Есть очень хорошие монастыри и в окрестностях Патр, в горах на Пелопонессе. В богослужении, в церковном пении, в церковных обычаях конечно, есть свои отличия. Первое, на что обращаешь внимание, это византийское пение. Оно – совершенно другое: более сложное, требует долгой подготовки и глубокого понимания текста, постоянно заставляет думать о тексте песнопения. Помню еще, поначалу было непривычно видеть в приходских храмах скамейки. В приходской храм по воскресеньям ходило, без преувеличение, всё местное население: в пригороде Патр, где мы жили, улицы во время Воскресной литургии пустели. Также бросалось в глаза, что в храм там ходят одетые по-праздничному, нарядно, тогда как у нас в церковь ходят, чаще всего, в будничной одежде. Для греков выход в храм – это всегда событие. Причащаются у них все верующие, но исповедь перед Причастием не обязательна, её проходят отдельно, несколько раз в году. Очень красиво у греков проводят крещение детей: украшают храм, собирается вся родня и друзья – несколько десятков, а то и сотен человек: красивые, весёлые, с цветами, подарками… Очень чтут престольные праздники своих храмов. На «престол» в родную деревню приезжают со всей страны, даже иногда из-за границы. Чин богослужения у них такой же, как у нас, но есть много мелких различий, которые замечаешь, только когда сам служишь по греческому чину. Я не сразу освоил эти премудрости, игумен монастыря с большой любовью и терпением мне всё объяснял и показывал. С православными братьями находишь язык легко - понимали мы друг друга с полуслова. Жили наши народы в разных условиях, по-разному формировалась традиция, но христианское благочестие – оно ведь одно на всех, за две тысячи лет оно в Церкви Божией не менялось. Помните, что сказал Господь о двух наибольших заповедях в законе? Первая – это Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим . А вторая – возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 37-38).

http://radonezh.ru/2019/06/11/sozdannaya...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010