Во-первых, может изменяться способ исполнения того или иного текста. Текст остается, он тот же самый, но звучит другим образом. Самый простой пример – чтение или пение. Например, на будничной службе 103-й псалом, предначинательный, читается, а на бдении поется, причем поется с припевами. Это изменение способа исполнения текста, конечно, влияет на службу, влияет на степень торжественности текста, на его восприятие. Другой пример: на будничной службе кафизма на вечерне читается, а на службах праздничных, при полиелейной и бденной службе, на месте кафизмы стоит другой текст, который тоже взят из Псалтири, это первый антифон 1-й кафизмы Блажен муж – он не читается, а поется. Таким образом, отдельные моменты службы изменяются по способу исполнения текста. Это преображает службу. Богослужебные тексты могут менять свое место. Например, ектеньи. На будничной вечерне сначала идет просительная ектенья, а в конце – сугубая, а вот на великой вечерне ектеньи идут в другом порядке: сначала сугубая, полная, а потом просительная, то есть набор ектений остался тот же, но изменен порядок. Может читаться или петься другой вариант текста. Например, в схеме много раз встречается указание: «И ныне. Богородичен». На будничной службе употребляются будничные Богородичны, а на праздничной службе употребляются праздничные, по-другому они называются воскресными, то есть те, которые взяты из воскресной службы. Они находятся в приложениях Минеи, там есть четыре приложения: два – будничных и два – праздничных. На праздничной службе будет тоже взят Богородичен, но другой вариант текста – праздничный. Или, например, сугубая ектенья. На будничной вечерне она идет в кратком варианте, со слов «Помилуй нас, Боже...», а хор три раза поет Господи, помилуй. А на праздничной вечерне она будет идти в полном своем виде и начинаться со слов: «Рцем вси...». Могут добавляться новые тексты, которых не было на будничной службе. Например, паримии. Это ветхозаветные чтения о событиях, явившихся прообразом событий новозаветных. Но бывают и новозаветные паримии: на праздники апп. Петра и Павла и Иоанна Богослова на месте паримии читаются отрывки из Посланий апостольских. Внешне это отличается так: ветхозаветные паримии читаются с закрытыми Царскими вратами, а новозаветные – с открытыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4) Церковь в Гефсимании (р. 94). 5) Церковь в 50 шагах от Вифании (р. 89). Участвующими в богослужении представляются: монашествующие 8 , девственницы, миряне-мужчины, женщины и дети, оглашенные и верные. Совершители богослужения: епископ, пресвитеры, диаконы и клирики. Язык богослужения греческий. Богослужение будничное Ежедневное будничное богослужение описывается таким образом: Каждый день пред пением петухов открываются все двери Анастасиса и входят в него все: монахи и девственницы (parthenae, ut hic dicimus), равно как и миряне – мужчины и женщины, желающие принять участие в этом полночном богослужении. Начиная с этого часа, т. е. с часа пения петухов и до света поются гимны и псалмы с припевами 9 , равно как и антифоны. При каждом гимне бывает молитва . – Итак, строй этого полунощного богослужения был весьма прост: он характеризуется попеременным пением гимнов и псалмов, которое перемежалось чтением молитв, деливших всю службу на несколько отделов; на сколько именно, не сказано-вероятно, большей частью, на три. – Когда начинает светать, говорится далее, начинают петь (dicere) утренние гимны. Тогда приходит и епископ с клиром. Он входит внутрь пещеры и внутрь решеток и читает сначала молитву за всех, затем делает поминовение имен, каких хочет, т. е. читает диптихи, и благословляет оглашенных; затем читает молитву и благословляет верных. После этого он выходит из внутри решеток и все подходят к его руке. Выходя, он благословляет каждого и таким образом бывает отпуст уже при свете – ас sic fit missa, jam luce. В шестой час (т. е. в полдень) снова собираются все в Анастасис, снова произносятся псалмы и антифоны, пока не придет епископ. Пришедши, он не садится, но тотчас входит внутрь решеток, т. е. в пещеру, как и утром, творит молитву, благословляет верных, а когда выходит из-за решеток подходят к его руке. В девятый (около 3-х часов) час 10 бывает тоже, что в шестой. В десятый же час, (quod appellant hic licimcon ­­ λυχνιχον) опять весь народ собирается в Анастасис; зажигаются все лампады и свечи, при чем свет берется не со вне, но из внутренности пещеры, где днем и ночью постоянно горит лампада.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Примечание. Допустимо седальны по 16-й кафизме петь следующим образом: седален сщмч. Ермогена, глас 4-й (см. по 1-м стихословии; по выбору); ин седален сщмч. Ермогена, глас тот же (см. по 2-м стихословии; по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Днесь Владычица...» (см. по 2-м стихословии). После 17-й кафизмы – малая ектения. Седален вмч. Феодора, глас 3-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. Полиелей. Величание сщмч. Ермогена и избранный псалом: «Услышите сия вси языцы...» . Седален сщмч. Ермогена по полиелее, глас 4-й: «Премудраго иерарха восхвалим, яко кормчаго...». «Слава» – ин седален сщмч. Ермогена по полиелее, глас тот же: «Премудраго иерарха восхвалим, яко Ангела...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ублажим Честнейшую...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен сщмч. Ермогена, глас 4-й: «Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум»; стих: «Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд». Евангелие сщмч. Ермогена – Ин., зач. 35 (от полу). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя...». Стихира сщмч. Ермогена, глас 4-й: «Предстатель теплейший...». Каноны: сщмч. Ермогена со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и вмч. Феодора (два канона) на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Примечание. В субботу 1-й седмицы Великого поста Триодь Постная указывает стихословить библейские песни в будничной редакции: «Господеви поем...» . Типикон умалчивает о редакции библейских песней в этот день . По мнению В. Розанова, умолчание Типикона следует толковать в пользу пения свойственной субботнему богослужению с Бог Господь праздничной редакции библейских песней: «Поем Господеви...» . Учитывая указания богослужебных книг о редакции Песней Священного Писания в сырную субботу, можно считать допустимым пение в субботу 1-й седмицы Великого поста и будничной редакции библейских песней «Господеви поем...», и праздничной редакции «Поем Господеви...». В случае совершения в субботу 1-й седмицы Великого поста полиелейной службы в честь сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца, библейские песни в этот день следует стихословить в праздничной редакции «Поем Господеви...» .

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-04/

Примечание. Допустимо седальны по 16й кафизме петь следующим образом: седален сщмч. Ермогена, глас 4й (см. по 1м стихословии; по выбору); ин седален сщмч. Ермогена, глас тот же (см. по 2м стихословии; по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Днесь Владычица…» (см. по 2м стихословии). После 17й кафизмы – малая ектения. Седален вмч. Феодора, глас 3й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. Полиелей. Величание сщмч. Ермогена и избранный псалом: «Услышите сия вси языцы…» . Седален сщмч. Ермогена по полиелее, глас 4й: «Премудраго иерарха восхвалим, яко кормчаго…». «Слава» – ин седален сщмч. Ермогена по полиелее, глас тот же: «Премудраго иерарха восхвалим, яко Ангела…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ублажим Честнейшую…». Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен сщмч. Ермогена, глас 4й: «Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум»; стих: «Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд». Евангелие сщмч. Ермогена – Ин., зач. 35 (от полу). По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира сщмч. Ермогена, глас 4й: «Предстатель теплейший…». Каноны: сщмч. Ермогена со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и вмч. Феодора (два канона) на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Примечание. В субботу 1й седмицы Великого поста Триодь Постная указывает стихословить библейские песни в будничной редакции: «Господеви поем…» . Типикон умалчивает о редакции библейских песней в этот день . По мнению В. Розанова, умолчание Типикона следует толковать в пользу пения свойственной субботнему богослужению с Бог Господь праздничной редакции библейских песней: «Поем Господеви…» . Учитывая указания богослужебных книг о редакции Песней Священного Писания в сырную субботу, можно считать допустимым пение в субботу 1й седмицы Великого поста и будничной редакции библейских песней «Господеви поем…», и праздничной редакции «Поем Господеви…». В случае совершения в субботу 1й седмицы Великого поста полиелейной службы в честь сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца, библейские песни в этот день следует стихословить в праздничной редакции «Поем Господеви…» .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Я помню, времени не было совершенно. Утром я пономарил на ранней Литургии. Летом служба была в Успенском соборе, и я вставал в четыре часа, в полпятого шел открывать храм, а он огромный, и даже просто открыть все двери— достаточно долгий процесс. Потом надо было ходить с переносной лестницей, зажечь все лампады, приготовить всё к службе. Это занимало минут 30–40. В это время как раз заканчивался братский молебен, приходило служащее раннюю Литургию духовенство. После ранней Литургии— завтрак и занятия. После занятий— экскурсии, после экскурсий— вечернее богослужение, на которое я ходил практически каждый день. Вот такая была напряженная жизнь— жизнь абсолютно счастливая, я ее помню до сих пор. Помню не в подробностях, а как одно темно-светлое пятно: темное потому, что я спал, как в армии, там, где только мог приклонить голову, а светлое— благодаря чувству радости и полноты. Это, кстати, еще один урок, который я получил в Лавре: чем больше человек занят, тем больше он почему-то счастлив. Главным, конечно же, оставалось лаврское богослужение— теперь уже не только торжественное, праздничное, а обычное, будничное. Весь годовой круг (и неоднократно) я провел на братском клиросе и в алтаре— читал, пел, пономарил. Вот тогда, как мне кажется, я понял богослужение, узнал его и был поражен не только его красотой, но и грандиозностью замысла. Ведь что такое богослужение? Это не просто свидетельство о прошедшем или попытка достойно и красиво отметить те или иные важные события, происходившие в далекие времена. Годовой богослужебный круг— это особый мир, особая жизнь с Богом и со святыми, участником которой ты становишься. И в Лавре я навсегда полюбил богослужение уже не как некий, по словам священника Павла Флоренского, «синтез искусств», а именно как особую жизнь. Хотя и с точки зрения того самого «синтеза» ничего лучше Лавры невозможно и представить: старинные намоленные соборы, иконы Андрея Рублева и других древних мастеров, праздничное богослужение как настоящее, ни с чем не сравнимое торжество, благодаря служению отца наместника с братией и великолепному хору отца Матфея…

http://pravmir.ru/zhizn-v-cerkvi-uroki-s...

Интересующее нас описание обрядов иерусалимской церкви, составленное Сильвией, расположено в таком порядке: сначала описывается богослужение дневное, или ежедневное – будничное, затем богослужение воскресное и, наконец, праздничное. Описание последнего, естественно, занимает самое значительное место, но у него нет ни начала ни конца. Богослужение, описываемое путешественницей, представляется совершаемым по преимуществу в храме, построенном Константином великим на местах страданий и воскресения Господа. Храм этот представляется состоящим из трех отдельных частей. Первая часть – Анастасис – церковь воскресения; в средине ее находится гроб Христа, или пещера, окруженная решетками. Вторая часть – великая церковь , мартириум или базилика, построенная Константином над Голгофою – ecclesia major, quae appellatur Martyrio, quae est in Golgotha post Crucem (p. 85) 6 . Чаще всего эта часть храма называется: post Crucem, т. е. церковь , следующая за часовнею, которая помещалась налево от входа в эту церковь и в которой хранился крест. Третья часть называется: ante Crucem или ad Crucem. Это – церковь пред входом в большую базилику, вероятно, церковь Обретения креста. Все эти части составляли однако одно целое, один храм, который был главнейшею святынею Иерусалима. Убранство этого храма было и вообще богатое, но во дни великих праздников оно положительно поражало зрителей 7 . Ежедневное богослужение совершалось в различных частях этого храма, но праздничное постоянно выходило за его пределы. При помощи процессий оно переносимо было в соседние храмы, находившиеся на других священных местах Иерусалима и его окрестностей. Из таких храмов в „ Путешествии “ упоминаются: 1) Церковь на Сионе, на месте дома, где Христос явился ученикам при запертых дверях (р. 100,118). После церкви воскресения, это была в то время в стенах Иерусалима вторая и последняя; других, по-видимому, не было. 2) Церковь в Вифлееме с пещерою Рождества Христова. 3) Две церкви на горе Елеонской: одна над пещерою, где учил Христос апостолов (р. 90 ibi est spelunca illa, in qua docebat Dominus), другая – над местом, с которого Он вознесся; последняя называется у автора imbomon ( ε μβωμιον).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Богослужение предпразднства в целом соответствует шестеричной. Последование содержит оригинальный тропарь и несколько самогласнов. Песнопения Октоиха на службе не употребляются. На вечерней стиховне вместо стихир из указанной книги поются стихиры свт. Прокла, не спетые на «Господи, воззвах», где предписаны стихиры предпразднства и прп. Григория. Утреня завершается по будничному чину. На Литургии устанавливаются изобразительные антифоны, на блаженнах – песни 3-я и 6-я канона предпразднства, чтения на Литургии – рядовые и свт. Прокла. Тема Введения во храм Пресвятой Богородицы появляется в богослужении задолго до праздника: 8 ноября на литии указана стихира «Днесь Боговместимый храм Богородица». День праздника 21 ноября отмечается всенощным бдением, хотя оговаривается и возможность совершения полиелейной службы. До середины XVII века бдение служили только в храмах, посвященных Введению во храм Пресвятой Богородицы. Праздничное богослужение, по разных редакциям Иерусалимского Типикона, состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), часов и Литургии. Устав службы практически не отличается от устава других двунадесятых Богородичных празднований (Рождества Богородицы и Успения). Поются только песнопения праздника. На утрене по Пс.50 на «Слава:» и «И ныне:» установлены особые припевы: «Днесь храм одушевленный:». После каждой песни канона утрени в качестве катавасии используются ирмосы 1-го канона Рождества Христова: со дня Введения во храм Пресвятой Богородицы начинается рождественская катавасия, и с этого времени в богослужении некоторых дней ноября и декабря проявляют себя черты предпразднства Рождества Христова. На 9-й песни канона вместо песней Пресвятой Богородицы и прав. Захарии даны особые припевы-величания. В современных богослужебных книгах указывается в общей сложности 10 припевов, которые кодифицируются постепенно. Так, в старопечатных русских Типиконах и Минеях первой половины XVII века даны только два припева (по одному для каждого канона). Яркой особенностью указанных книг, которая отсутствует в нынешних, нужно считать дополнительное пение ирмоса 1-го канона Введения во храм Пресвятой Богородицы после катавасии по 9-й песни и совершение земного поклона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В отношении службы Введения во храм Пресвятой Богородицы различные редакции Иерусалимского устава различаются незначительно. Богослужение предпразднства в целом соответствует шестеричному. Последование содержит оригинальный тропарь и несколько самогласнов. Песнопения Октоиха на службе не употребляются. На вечерней стиховне вместо стихир из указанной книги поются стихиры святителя Прокла, не спетые на «Господи, воззвах», где предписаны стихиры предпразднства и преподобного Григория. Утреня завершается по будничному чину. На литургии устанавливаются изобразительные антифоны, на блаженнах – песни 3-я и 6-я канона предпразднства, чтения на литургии – рядовые и святителя Прокла. Тема Введения во храм Пресвятой Богородицы появляется в богослужении задолго до праздника: 8 ноября на литии указана стихира «Днесь боговместимый храм Богородица». День праздника 21 ноября отмечается всенощным бдением, хотя оговаривается и возможность совершения полиелейной службы. До середины XVII века бдение служили только в церквях, посвященных Введению во храм Пресвятой Богородицы. Праздничное богослужение, по разным редакциям Иерусалимского типикона, состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), часов и литургии. Устав службы практически не отличается от устава других двунадесятых Богородичных празднований (Рождества Богородицы и Успения). Поются только песнопения праздника. На утрене по Пс. 50 на Слава:, И ныне: установлены особые припевы: «Днесь храм одушевленный». После каждой песни канона утрени в качестве катавасии используются ирмосы 1-го канона Рождества Христова. Со дня Введения во храм Пресвятой Богородицы начинается рождественская катавасия, и с этого времени в богослужении некоторых дней ноября и декабря проявляют себя черты предпразднства Рождества. На 9-й песни канона вместо песней Пресвятой Богородицы и праведного Захарии даны особые припевы-величания. В современных богослужебных книгах указываются в общей сложности десять припевов, которые кодифицируются постепенно. Так, в старопечатных русских типиконах и минеях первой половины XVII века даны только два припева (по одному для каждого канона).

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/457...

В семье о. Алексия и Анны Петровны около четырех лет не было детей. Затем родились старшие дочери Александра (1888) и Анна (1890). Слабое здоровье супруги было предметом постоянных забот о. Алексия. Он всячески старался ее поддержать. Все лето Анна Петровна с детьми проводила в деревне. В 1891 году в семье Мечевых родился третий ребенок – сын Алексий. Когда ему было около 10 месяцев, в деревне, где летом отдыхала Анна Петровна с детьми, начался пожар. В общей тревоге малыша вынесли из избы и положили на землю. Младенец простудился и умер. В 1892 году родился второй сын – Сергей. Болезненность матери сказалась и на нем – мальчик родился недоношенным и едва выжил. В том же году о. Алексий был рукоположен епископом Нестором (Метаниевым), управляющим московским Новоспасским монастырем, во священника. Хиротония состоялась в Заиконоспасском монастыре. Священническое служение После рукоположения о. Алексий был назначен настоятелем одноштатной церкви святителя Николая в Кленниках на улице Маросейке. В то время каждый храм имел свой приход, то есть приписанные к каждому из московских храмов ближайшие жилые дома, население которых составляло паству этого храма. Церковь святителя Николая в Кленниках была маленькой, и приход, числившийся за ней, был очень мал. Поскольку там же было несколько больших храмов. За храмом во дворе находился маленький домик для причта. Сюда и перебрался о. Алексий с семьей. Дом был ветхим, полусгнившим; стоящие вплотную соседние двухэтажные дома затеняли окна. В дождливое время ручьи, сбегая вниз с Покровки и Маросейки, текли во двор храма и в подвал домика, в квартире всегда было сыро. Став настоятелем, о. Алексий ввел в своем храме ежедневное богослужение, в то время как обычно в малых московских храмах оно совершалось лишь два-три раза в седмицу. Поначалу будничное богослужение, также как и в других московских храмах, совершалось только утром. Отец Алексий приходил в храм часам к пяти утра, сам и отпирал его. Благоговейно приложившись к чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери и другим образам, о. Алексий, не дожидаясь никого из причта, готовил все необходимое для Евхаристии, совершал проскомидию. Когда же подходил установленный час, начинал утреню, за которой нередко сам читал и пел; далее следовала литургия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Нет ни одной службы, когда бы не использовалась Псалтирь, и практически все неизменяемые тексты служб состоят из Псалтири. Устав предписывает петь Псалтирь усердно, часто и много. Во время Великого поста за каждую седмицу по нашему Уставу Псалтирь должна пропеваться дважды. Библейские песни Кроме псалмов есть еще библейские песни (оды), которые были воспеты ветхозаветными праведниками по поводу наиболее великих событий в жизни библейского народа и которые составляют или должны составлять костяк утреннего канона. Сегодня про них незаслуженно забыли. Только Великим Постом можно их услышать и то, лишь на буднях. Поэтому большинство о них даже понятия не имеет. РАЗМЫШЛЕНИЯ Поучения А еще к богослужебным текстам, для кого-то может это прозвучит неожиданно, относится проповедь как размышление над прочитанным текстом Писания или над празднуемым событием, которое совершается в данный день. В раннехристианское время она занимала особенно важное место за богослужением, когда еще были живы Апостолы, которые проповедовали в первую очередь. С принципом проповеди, поучения и толкования связана почти совершенно утраченная нами такая часть богослужения как чтение святоотеческих творений. А ведь по Уставу предписывается многократное чтение поучений Иоанна Златоуста , Ефрема Сирина , Лавсаика , Пролога , Лествицы и других. На воскресном всенощном бдении положено 6–7, а на будничной утрени – 4–5 подобных назидательных чтений. Так же регулярно (во время службы) должно читаться житие святого, память которого совершается, как это еще осталось в службе, посвященной преподобной Марии Египетской , в четверг 5 седмицы Великого поста. С поучениями связан и особенный текст, который печатается в Триоди под названием “Синаксарий” (от греч. «синаго» – сводить, собирать) — собрание исторических сведений о празднике, о каком-нибудь святом, сборник кратких слов на различные праздники и события), где даются сведения о празднике. Кстати, завтра мы празднуем Благовещение Богородицы. Не все могут пойти в храм, но все могут найти и пропеть Акафист Благовещению , а также прочитать эту историю в изложении святителя Дмитрия Ростовского и таким образом совершить богослужение.

http://azbyka.ru/video/04-iz-chego-sosto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010