О партесном и обиходном пении (+аудио) Почему нотное «партесное пение» люди любят меньше обиходного, считая его более «молитвенным»? 7 июня, 2011 Почему нотное «партесное пение» люди любят меньше обиходного, считая его более «молитвенным»? Когда мы стоим на службе, то слушаем много раз повторяющиеся песнопения, называемые «неизменяемыми», то есть такие, которые поются независимо от праздника и времени года. А что же происходит между ними? Почему часто изменяемые песнопения, то есть стихиры, ирмосы и тропари, проходят мимо нас? Или, точнее, мы мимо их. А ведь именно в них заключен смысл сегодняшней службы. В чем причина? Ответ однозначен – эти изменяемые песнопения поются так, что слов непонятно или совсем, или процентов на семьдесят. Очень часто можно услышать, что люди не любят «партес», а любят «обиходное пение». Но, думаю, на самом деле за любовью к понятному «обиходному пению» скрывается желание слушать и понимать службу от начала до конца. Ведь служба написана не для того, чтобы каждое воскресенье молиться, слушая только узнаваемые «Свете тихий» и «Ныне отпущаеши». Нет, богослужение цельно и человек призывается воспринимать все его части. Но что же происходит, если люди говорят про большие хоры, что они поют немолитвенно или концертно и слов непонятно вовсе. Почему молитвенность становится уделом будничного хора? В этом виноваты мы сами – регенты. Иногда, ограниченные временными рамками, мы пытаемся вместить побольше праздничных , авторских песнопений, забывая оставлять место положенным по уставу стихирам, тропарям, ирмосам. Фото vladivostok.eparhia.ru Знаю храмы, где в Великий четверг, например, на службе Двенадцати Евангелий, поется не пятнадцать антифонов, только семь. Или на обычной всенощной не шесть стихир на «Господи воззвах», а всего две. Неужели мы должны приучать молящихся только к красивым, песнопениям, слова которых все и так знают? Или мы призваны максимально вовлечь человека в службу, открыть своим пением ее смысл, а может быть, иногда, привлечь красотой слова, заставить человека начать молиться?

http://pravmir.ru/kak-i-chto-my-poem-aud...

Он был ярким маяком в этом погружающемся во тьму мире В ночь на 20 января 2020 года отошел ко Господу профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, доктор церковной истории, доктор исторических наук, проректор ПСТГУ по международной работе протоиерей Георгий Ореханов. Об отце Георгии вспоминают те, кто знал его. Оптина для него имела особое значение  Наместник монастыря Оптина пустынь, епископ Можайский Леонид (Толмачев): «Сообщили прискорбную новость – ночью, на 58-м году жизни отошел ко Господу протоиерей Георгий Ореханов, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, доктор церковной истории, доктор исторических наук, проректор ПСТГУ по международной работе и… просто наш «оптинец». Отец Георгий был одним из главных вдохновителей и соорганизаторов Оптинского лектория, частым гостем и дорогим другом нашей обители. Для него Оптина пустынь имела особое значение в жизни. Незадолго до своей смерти он приехал в Оптину пустынь на несколько дней: с 9 по 16 января. По его словам, ему давно хотелось вырваться от мира и будничной суеты, побыть в Оптиной пустыни, послужить и помолиться. В эти дни мы немало общались, воодушевленно строили планы на весь год работы лектория, вместе совершали богослужения. С необыкновенным трепетом он брал благословение на совершение Литургии в его любимом скиту в один из этих дней пребывания в обители, и Господь призвал его именно сегодня – в престольный праздник скита – Собор Предтечи Господня и Крестителя Иоанна. Сегодня по заамвонной молитве на Литургии в скиту совершили заупокойную литию по скоропостижно скончавшемуся протоиерею Георгию. То служение и труд, что он совершал для Русской Православной Церкви, для подрастающего поколения, в деле просвещения, невозможно в должной мере оценить. Новость о кончине отца Георгия поразила своей неожиданностью. Прошу Ваших молитв о упокоении новопреставленного протоиерея Георгия. Не откладывайте разговоры с родителями на потом Серафим Ореханов: Сегодня ночью умер мой папа. Ничего не предвещало, хотя с сердцем у него давно были проблемы. Папа был выдающимся историком культуры и прекрасным священником, но, главное, одним из ближайших моих друзей, который всегда слушал и понимал. Мне будет ужасно его не хватать. Немного жалею, что не каждую возможность пообщаться использовал в последнее время и многие разговоры откладывал, но, на самом деле, хотел бы и для себя такой смерти – безболезненной, мгновенной, успев сделать очень многое, но не устав от жизни и своего дела.

http://pravmir.ru/pamyati-otcza-georgiya...

Триодь постная: Первые триодные сборники и их генезис. Часть 1 Т риодь святого Феодора Студита Преподобный Феодор Студит В IX веке центр песнотворческой деятельности перемещается в столицу Византии. И, разумеется, число константинопольских песнописцев начинает все более и более увеличиваться, тогда как объем иерусалимской гимнографии стремительно сокращается. Однако нужно подчеркнуть, что между двумя школами существовала явная преемственность. Константинопольские авторы являются подражателями и продолжателями работы своих иерусалимских предшественников. Последние сосредотачивали внимание преимущественно на Страстной седмице. Константинопольцы же, заметно увеличив количество произведений, составляли песнопения для будничного богослужения Четыредесятницы, а также для приготовительных к ней недель, ибо иерусалимские поэты написали для этого периода ограниченное количество самогласных стихир. Итак, перед гимнографами насущно встала следующая задача: нужно было создать для седмичных дней по возможности полный подбор разнообразных песнопений, требуемый обычаями и Уставом. Кроме того, возникла острая функционально-практическая необходимость в том, чтобы представить цельный хронологический цикл от недели мытаря и фарисея до Страстной седмицы не в виде отдельных сегментов, а в виде богослужебного сборника. Плодотворно на этом поприще потрудились братья Студиты: святой Феодор († 826) и Иосиф, впоследствии архиепископ Солунский († 835). Из находящихся в современной Постной триоди песнопений Феодору приписываются, прежде всего, полные каноны на субботу и неделю мясопустной седмицы, на сырную субботу и на неделю Крестопоклонную, а также 30 трипеснцев, четыре четверопеснца (в субботы – за исключением первой и шестой), 30 подобных стихир и 30 таких же седальнов на будничные дни Четыредесятницы. Из самогласнов рассматриваемой богослужебной книги ему атрибутируется стихира сырной субботы «Еже по образу соблюдше невредимо». Из стихир Страстной седмицы Феодору принадлежит самогласен Великого пятка «Кийждо уд святыя Твоея плоти». С ним сходен по содержанию и форме третий тропарь восьмой песни трипеснца святого Феодора на пяток пятой седмицы.

http://pravoslavie.ru/34101.html

Фото: Laura Gilchrist      Пока что боюсь представить, каким он будет в этом году. И потому не рискну писать инструкцию в стиле «10 лайфхаков идеальной православной мамы». Не так давно я пыталась систематизировать свои хозяйственно-педагогические идеи о подготовке к Рождеству. Читается, конечно, позитивно, но дело в том, что именно в этом году почти половина из описанного «пошла не так». Даже горячо любимые детьми рождественские пряники были съедены в итоге нерасписанными. В общем, правильным было бы просто помолчать. С одной стороны. А с другой… Давайте все же делиться друг с другом и лайфхаками, и граблями. Вдруг кому-то счастливому удастся на грабли не наступить. А кто-то поймет, что жизнь не компьютер и не консервная банка, ее никогда не удастся мастерски «хакнуть», разве что прожить со всеми вытекающими несовершенствами. Итак, грабли. Начну с них. «Маме можно» Кормящей маме, беременной маме, усталой маме, болеющей маме… Иногда с полезного и вполне обоснованного послабления в говении начинается маленькая катастрофа. Казалось бы, пост не в пище и питии, точнее, не только в них, а чрезмерное воздержание иногда вредит здоровью и таким образом мешает исполнять материнские обязанности. Но верно и другое: когда послабление становится расслаблением, Великий постнеожиданно быстро и бесследно пролетает мимо тебя, не оставляя к Пасхе даже ощущений «работника одиннадцатого часа». При всех необходимых послаблениях хотя бы минимальные физические признаки поста необходимы. Это может быть пустой творог вместо творожного десерта, отказ от конфет и прочие безвредные ограничения, но именно они будут буднично, рутинно, постоянно напоминать нам здесь, в быту, о причастности громаде церковной традиции. Собственно, это тот минимум говения, который можно предложить и детям без какого-либо вреда для растущего организма. «Некогда на службу» Фото: spbda/www.flickr.com      Это неправильный, нецерковный эпитет, но я бы сказала, что богослужения Великого поста… волшебны. До замужества мне посчастливилось какое-то время прожить при женском монастыре, и два Великих поста в своей жизни я бывала в храме почти ежедневно, вызубрив Псалтирь и выучив последование литургии Преждеосвященных Даров не хуже привычной литургии Иоанна Златоуста. Это незабываемый, очень вдохновляющий опыт.

http://pravoslavie.ru/110904.html

«Я ощущал Бога лично рядом…» Беседа с Валентиной Звонковой, келейницей протоиерея Михаила Труханова Николай Бульчук «Боже, будь со мною, как был Ты с отцами нашими когда-то. Благослови мои мысли, слова и дела. Благослови мои встречи и мои расставания. Благослови мои входы и выходы. Благослови мои желания и освети мои мечты. Благослови мои вдохи и мои выдохи. Благослови мои искания Тебя и удостой милости Твоей во славу Твою. Боже, прости меня и научи меня. Боже, будь со мною всегда!» Это слова молитвы, написанной в Омске в 1955 году протоиереем Михаилом Трухановым исповедником, который 15 лет провел в тюрьмах, лагерях и ссылке, духовным писателем, проповедником, наставником, духовником… Об отце Михаиле вспоминает Валентина Андреевна Звонкова, келейница батюшки, которая была с ним рядом в течение почти 40 лет. Протоиерей Михаил Труханов      Будничные богослужения превращались в праздничные – Валентина Андреевна, расскажите, пожалуйста, как вы познакомились с отцом Михаилом. – В 1962 году я трудилась в храме Всех святых на Соколе. Когда наши священники были в отпуске, нам в храм прислали отца Михаила Труханова. Служил он у нас всего лишь три месяца. Но его службы были совершенно необыкновенные, причем за каждым богослужением он говорил проповедь. На будничной Литургии в храме обычно бывало не больше десяти человек. И вот после службы к нам, певчим, подходили прихожане и спрашивали: «А когда еще будет служить этот батюшка?» Мы им отвечали. Так что со временем народу в храме прибывало. Отец Михаил очень просто мог говорить о самых сложных вещах. Он, например, объяснял молящимся, что такое «Господи, воззвах», что такое стихиры, что такое «Свете Тихий»… Каждую Литургию обязательно он разъяснял Евангелие, которое читалось на сегодняшний день, говорил о его содержании и всегда делал выводы, как нам это применять в нашей жизни. Поэтому будничные богослужения стали превращаться буквально в праздничные, и к концу его трехмесячного служения наш храм на Соколе был наполнен молящимися.

http://pravoslavie.ru/100987.html

Беседуя с Надеждой Анатольевной, я раз за разом задавала похожие вопросы, пытаясь понять, как она решилась поднимать из руин огромный Крестовоздвиженский храм в поселке Ленинский (г. Тула), от которого остались полуразрушенные кирпичные стены? Передо мной хрупкая пожилая женщина. Она буднично рассказывает о работе и радостно – о чудесах, которые сопровождают святое дело. Но для меня главное чудо – ее вера в помощь Божию, которая у нас на глазах оправдывается делами. Если вы увидите Крестовоздвиженский храм сегодня, то удивитесь, как можно было взяться за его реставрацию. Но если сравните его состояние с фотографиями хотя бы годичной давности, то поймете: все получится, потому что сделано уже очень много. Надежда Анатольевна – Надежда Анатольевна, почему вы взялись за возрождение храма? – Я сама не знаю, как это получилось. Дело в том, что я онкобольная. Пережила 6 операций, 4 из которых в онкодиспансере. Далее рецидивы, лучевую и много курсов разной химиотерапии. Господь провел меня через многое. Заболев, я была вынуждена оставить работу, но, неугомонная по натуре, без дела не сидела. Научилась резьбе по дереву. На божественные службы ездила в Тулу. Молясь об исцелении, стала посещать богослужения в женском монастыре блаженной Евфросинии Колюпановской и окунаться в святой источник, выкопанный этой святой. При этом страдала от боли, опускаться и подниматься с колен самостоятельно не могла. И вот, в 2009 году на следующий день после Пасхи, я в очередной раз перечитывала житие святой Евфросинии. Не заметила, как уснула, и увидела во сне женщину в монашеском одеянии, а, посмотрев вниз, увидела свои ноги ниже колен. Стала делать движения, как бы омывая их водой, но воды не было. Я проснулась. Мне казалось, что я проспала минут 15, а оказалось – с четырех часов дня до восьми вечера. Повернулась на бок – боли нет. Села – боли нет! И вспомнила свой сон! Встала – как здоровый человек! С тех пор я смогла нормально двигаться и жить без обезболивающих. Такую милость послал мне Господь! После этого я взяла благословение у игумении монастыря в Колюпаново, чтобы трудиться при монастыре, и стала ездить туда помогать. Когда просилась на послушание, думала, что там будет размеренная жизнь на природе, в молитвах и благодати. Но оказалось совсем не так! Мы вставали в пять утра и ложились в половине третьего ночи. Я носила мешки по 25 килограммов. Представляете – после всех этих операций? И Господь давал силы!

http://pravoslavie.ru/157652.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАЧАЛО ОБЫЧНОЕ [Слав.      ], в правосл. богослужебной терминологии - наименование набора молитвословий, открывающих ряд церковных служб. В состав Н. о. входят Трисвятое , молитва Господня «Отче наш» и др. краткие молитвенные тексты. В наиболее полном виде Н. о. начинается сразу после 1-го возгласа священника (он в Н. о. не входит) со слов «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», за которыми следуют: стихира праздника Пятидесятницы «Царю Небесный», Трисвятое, «Слава, и ныне:», молитва «Пресвятая Троице, помилуй нас…», 3-кратное «Господи, помилуй», «Слава, и ныне:», молитва Господня (с возгласом священника по ее окончании; при совершении службы без священника этот возглас опускается), 12-кратное «Господи, помилуй» и «Слава, и ныне:». Далее читается «Приидите, поклонимся…» (троекратно повторяемый, с нек-рыми изменениями, стих Пс 94. 6) и следует 1-й псалом той или иной службы (если такового нет, «Приидите, поклонимся…» не читается). Структурно Н. о. можно разделить на 3 части, каждая из к-рых завершается своим малым славословием «Слава, и ныне:»: 1) Трисвятое; 2) молитва «Пресвятая Троице, помилуй нас…»; 3) молитва Господня. При этом перед малым славословием 1-й части Н. о. «Господи, помилуй» отсутствует, 2-й части - произносится трижды, 3-й части - двенадцатикратно. Если же сосчитать также призыв к Богу: «Помилуй…» и подобные ему в составе Трисвятого и молитвы «Пресвятая Троице, помилуй нас…», то в 1-й части Н. о. содержится 3 таких призыва, во 2-й - 7, в 3-й - 12. Молитвословия Н. о. до Трисвятого - «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и стихира «Царю Небесный» - не являются его неотъемлемой частью. В период от Антипасхи до отдания Пасхи вместо них читается тропарь «Христос воскресе из мертвых…» трижды, а от Вознесения до Пятидесятницы они вовсе опускаются. Во мн. чинопоследованиях Требника (в частности, в чинах заупокойного богослужения ) Н. о. также не включает эти молитвословия и начинается сразу с Трисвятого. В такой форме Н. о. совпадает с т. н. конечным Трисвятым - серией молитв в конце цикла из неск. служб в будничном богослужении Великого поста. Эта форма Н. о. является не сокращенной, а более древней: стихира «Царю Небесный» вошла в его состав только с XIV в. или около того, а «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» - еще позднее (так, даже в старообрядческой, т. е. достаточно поздней, практике Н. о. в большинстве случаев начинается сразу с «Царю Небесный»); при этом в ряде чинов Требника в состав Н. о. предписано включать «тропарь дня или храма» - фактически, «Царю Небесный» пришло на смену этой традиции (ср. лат. традицию начинать службы с «Отче наш» и «Ave Maria»).

http://pravenc.ru/text/2564786.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ АНТИФОНЫ термин, употребляемый в лит-ре XIX-XX вв., посвященной толкованию богослужебного устава, для обозначения Пс 102, 145 и блаженн (Мф 5. 3-12), исполняемых в начале полной литургии (свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого) вместо антифонов (вседневных или праздничных). В богослужебных книгах термин «И. а.» не употребляется, псалмы и блаженны в начале литургии называются «изобразительная», что противопоставляется «антифонам» (ср. в Служебнике: «                ...»). Происхождение Первоначально И. а. входили в последование изобразительных - древний палестинский чин келейного самопричащения запасными Св. Дарами. И. а. становятся начальной частью визант. чина литургии в результате студийского синтеза VIII-IX вв., в ходе к-рого произошло объединение элементов палестинской и визант. богослужебных традиций. Суточные службы палестинского Часослова заменили собой службы визант. «песненного последования». Поскольку келлиотский чин самопричащения (т. е. «изобразительны») из палестинского Часослова в практике киновиального к-польского монашества не был востребован, он был включен в чин Божественной литургии. Так в визант. богослужении в начале литургии наряду с использованием традиц. к-польских антифонов (см. ст. Вседневные антифоны , Праздничные антифоны ) стали употребляться И. а. Тогда же произошло оформление заключительной части чина литургии. В разных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов И. а. являются элементами как будничного, так и праздничного богослужения: в Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., предполагающем вседневное использование И. а., византийские вседневные антифоны     (из Пс 91, 92, 94) могут выступать в роли праздничных, напр. в неделю Антипасхи . В южно-италийских редакциях Студийского устава И. а. используются в будние дни, а антифоны из Пс 91, 92, 94 - в воскресные. Иерусалимский устав предполагает ежедневное употребление И. а., однако в богослужебной практике Православных Церквей, использующих Иерусалимский устав, вседневные антифоны (Пс 91, 92, 94) получили значительное распространение - в совр. греч. практике (после 1838 г.) вседневные антифоны употребляются практически каждый день ( Василий (Кривошеин), архиеп. Некоторые богослужебные особенности у греков и русских и их значение//ВРЗЕПЭ. 1975. 89/90. С. 71-88), в Русской Церкви до раскола сер. XVII в. И. а. употреблялись в монастырях, а вседневные антифоны - в приходских и соборных храмах: о существовании подобной практики упоминают рукописи XVI-XVII в., включая певческие Обиходы. Современная практика

http://pravenc.ru/text/изобразительные ...

Календарь Материалы 24 ноября 2004 г. [Интернет-журнал/Культура] Дарья Рощеня Традиционные сюжеты, известные темы, академическая школа, - вот с чем принято ассоциировать историческую живопись. Идя по заснеженному Гороховскому переулку, я настраивалась увидеть бесчинства Ивана Грозного, петровские казни, измученных тюрьмой княжон, гневных изгнанниц-боярынь – трагедию, печаль, отчаяние, гнев. Я почти не сомневалась, что выставка «Русская историческая живопись» это ожидание оправдает. Тем более что выставляются молодые художники. К счастью, все оказалось много интересней. [Интернет-журнал/Культура] Иван Есаулов В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения. Он это чувствует живей, если ему случится быть в чужой земле. Видя, как повсюду в других странах день этот почти не отличен от других дней, – те же всегдашние занятия, та же вседневная жизнь, то же будничное выраженье на лицах, – он чувствует грусть и обращается невольно к России. [Встреча с Православием/Проповеди] Иерей Александр Пикалев С возрастом вопросы: «почему трава зеленая?», или «куда ночью прячется Солнце?» и тысячи других «почему?», рано или поздно разрешившись сменяются другим вопросом, который человек задает уже не родителям, а самому себе на протяжении все жизни: «кто я?» И вдруг оказывается, что на этот вопрос нет ответа… [Вопросы священнику/Нравственность] священник Владимир Переслегин Разве не бывает людей, высокодуховных и нравственных, не исповедующих никакой религии? Разве Вам незнакомы настоящие, в Вашем понимании, люди, жизнь и устремления которых не определяются религией? [Вопросы священнику/Межцерковные и межконфессиональные отношения] игумен Амвросий (Ермаков) Может ли еврей верить в Иисуса, оставаясь при этом евреем? [Вопросы священнику/Богослужение и обряды] иеромонах Адриан (Пашин) Перед причащением священник говорит, что к причастию не допускаются не имеющие на теле креста, женщины с накрашенными губами или в брюках. Мне не совсем понятно последнее. Ведь во евангельские времена брюк не носили ни мужчины, ни женщины, а традиции в ношении одежды у каждого народа были свои, зачастую, зависящие от климата, и менялись в зависимости от условий проживания (сравнить хотя бы эскимосов и арабов). Кем и почему за эталон одеяния женщины взят из какой-то временной и исторический отрезок (к примеру 17 век), а климат и темп жизни и удобство ношения не учитываются? (причем только применительно к женщинам). Речь идет о мирянах, но не в коем случае о монахинях. Новости 24 ноября 2004 г.

http://pravoslavie.ru/archive/041124

Митрополит Варсонофий выразил соболезнование в связи с кончиной архидиакона Андрея Мазура мая 2018 " Жизнь новопреставленного была неразрывно связана с событиями, определившими историю Русской Православной Церкви и Отечества. Отец Андрей сам был частью этой истории: прошел Великую Отечественную войну, был свидетелем закрытия и разорения храмов, подвергался притеснениям со стороны безбожной власти " , - отмечено в обращении. " Обладая крепкой верой и любовью к Богу, отец архидиакон не боялся испытаний, посвятив жизнь ревностному служению Святой Матери Церкви. Участие в богослужениях он называл своей проповедью: через его прекрасный природный голос многие люди обретали веру, - говорится далее в обращении. - Несколько десятилетий он посвятил служению в северной столице, ставшей для него родным городом. Для духовенства Санкт-Петербурга он останется образцом диаконского служения, ярким представителем протодиаконской школы с высокой церковной и певческой культурой, трепетно относящимся к богослужению. Он считал предстояние у престола Божия самым большим счастьем в жизни " . " С теплотой в сердце вспоминаю его участие в моей архиерейской хиротонии, а также последующее многолетнее общение " , - сказано в соболезновании. +++ Архидиакон Андрей Мазур родился в 1926 году в селе Новом Кокореве вблизи Почаевской лавры в семье верующих крестьян. С малых лет посещал лавру. В годы войны командовал отделением минометчиков, был участником взятия Берлина. После демобилизации в 1946 году стал послушником Почаевской лавры, пел в монастырском хоре. Окончил Московскую духовную семинарию. В 1950 году принял диаконский сан, служил протодиаконом в Пермском кафедральном соборе, затем регентом будничного хора в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры . Продолжил протодиаконское служение в Николо-Богоявленском соборе северной столицы. С 1990 года был патриаршим архидиаконом. +++ 5 мая в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры будут совершены заупокойная Божественная литургия и отпевание почившего. Богослужения возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Цвет облачения - белый. Начало в 9:15. Погребение новопреставленного архидиакона Андрея Мазура состоится на Никольском кладбище монастыря. ИА " Вода живая " , 04.05.18 Поделиться Упоминания в новостях 14 апреля 2024 4 апреля 2024 3 апреля 2024 3 апреля 2024 2 апреля 2024 1 сентября 2023 22 августа 2023 29 июля 2023 10 июня 2023 6 мая 2023 28 февраля 2023 13 февраля 2023 31 января 2023 18 апреля 2024 17 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 13 апреля 2024 13 апреля 2024 13 апреля 2024 7 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010