Вот почему, постоянно отмечая вольно или невольно допущенные Надеждиным неверности, мы однако же нередко ссылались на его свидетельства о лицах и событиях, и вообще его «Записку о заграничных раскольниках» мы нашли лучшим, чтобы не сказать единственным, из всех печатных сочинений о Белой-Кринице, которым можно было в известной степени воспользоваться для нашего исследования. В 1848 году напечатана в Будиме повесть краткая и достоверная о раскольницех, на соблазн и позор православные нашей восточные церкве в сия последняя времена прошибающихся, составленная Платоном Афанацковичем, епископом Будимским. Она повествует собственно об учреждении раскольнической архиерейской кафедры в Белой-Кринице, совершившемся незадолго пред тем, – и повествует с разными мелкими подробностями. Так что в этом отношении нельзя назвать ее даже и «краткою» повестью; название же «достоверной» не может принадлежать ей ни в каком случае. Автор, из каких-то темных источников получивший, очевидно, искаженные сведения о лицах и событиях, относящихся к истории учреждения Белокриницкой иерархии, и сам как будто задался целью – дело неправое, само по себе, потому для произнесения сурового суда над ним, всего менее нуждавшееся в каких-либо прикрасах и вымыслах, представить в самом возмутительном виде, чтобы совершенно уронить его в глазах православных и даже старообрядцев. Его повесть наполнена рассказами о небывалых и невероятных происшествиях, которые не могут внушить доверия к ней даже читателю не знакомому с действительным ходом учреждения Белокриницкой митрополии, а старообрядцам могли подать только законный повод упрекать православных писателей в недобросовестности их сочинений о расколе (как действительно и случилось вопреки ожиданиям автора и его руководителей). Правда, в повести говорится о действительных лицах и происшествиях, – о Павле и Алимпие, о Кирилле и Амвросии, о том, как первые искали себе архиерея, как последний жил в Босно-Сараеве, потом в Константинополе, как ушел в Белую-Криницу, и проч.; но здесь не только Алимпий, даже Павел – «ленивец и празднолюбец, неук и невежа», Кирилл – яростный противник учреждения архиерейской кафедры в Белой-Кринице, площадно ругавший Амвросия, пока сам не сделался архиереем, Амвросий в Босно-Сараеве – безжалостный грабитель и тиран, а потом в Константинополе, за свои злодеяния лишенный даже священства, занимает место трактирного слуги, и проч., и проч. Трудно было допустить, чтобы автором этих и многих других вымыслов было такое почтенное лицо, как православный епископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Недостаток священников, кроме будимской епархии, замечается ещё в епархиях пакрачской и горно-карловицкой. В пакрачской епархии по отчёту епархиальной консистории к 1 января 1900 г. было 36 приходских мест без священников. В горно-карловицкой епархии не лучше того 995 . Где причины этого прискорбного явления? Указывают на слишком большие требования, предъявляемые к кандидатам священства, вследствие чего немного находится охотников поступать в духовное звание, на неустройство священнического материального положения, постоянные задержки священнической платы. Да и одной семинарии недостаточно. Сами священники указывают на настоятельную потребность основать по крайней мере ещё одну семинарию в Пакраце или Платком, хотя бы с низшей подготовкой для сельских приходов 996 . Карловицкая семинария с высшей подготовкой 997 могла бы давать кандидатов священства для епархий сремско-карловицкой, бачской, темишварской и вершецкой, а другая – для будимской, пакрачской и горно-карловицкой 998 . Как видно из 11-го отчёта о состоянии православно-серб- —368— ского богословского училища (семинарии) в Карловцах за 1899–1900 учебный год, в семинарии состояло 11 преподавателей и 83 ученика, именно – в I классе 30, в II – 15, в III – 18 и в IV – 20. По епархиям – из архиепископии было 34 воспитанника, из бачской епархии 22, темишварской 10, горнокарловицкой 8, вершецкой 5, пакрачской 2 и будимской 2. Стипендиатов было 57. На стипендии и различные пособия ученикам израсходовано 15585 корон (франков) и кроме того значительная сумма – на пособия и лечение больных – из общества св. Иоанна Милостивого. Есть особый фонд для выдачи наград за письменные работы. К концу 1899–1900 года его было 535 кор. Награждены два сочинения по два дуката, а шесть получили похвальные отзывы. К экзаменам допущены были 76 учеников, выдержали экзамен 60. 13-го июня после молебствия розданы были ученикам свидетельства об успехах. – В 1900–1901 учебном году занятия начались 23 августа. В первый класс поступило 39; в том числе из архиепископии 12, из бачской епархии 9, темишварской 6, вершецкой 2, будимской 1, горно-карловицкой 7 и пакрачской 2, а всего в четырёх классах 89 слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В кон. XIX в. в Г. проживали 7 монахов, из к-рых 2 служили в мон-ре, 5 — в окрестных серб. церквах. В межвоенный период из-за отъезда сербов из Венгрии, что сказалось на числе насельников и прихожан, обитель с трудом справлялась с хозяйством, после второй мировой войны оно было национализировано. Г. оставили часть виноградника, пастбище и неск. коров. Мон-рь в этот период жил на доход от продажи молока. Еп. Будимский Георгий (Зубкович) сохранил собрание рукописей и старопечатных книг Г. (62 наименования), передав его и свой архив в епархиальную б-ку в Сентендре. Помимо монастырской летописи особый интерес представляют находящиеся в нем синодики («поменники», «тефтеры», «парусии») мон-рей Г. (ГР 7, 9–11) и Ковина (ГР 6, 8). Довольно велико в собрании число списков XVIII–XIX вв. произведений учебной (семинарские курсы) и полемической лит-ры. Ряд рукописей и книг, принадлежавших Г., хранились до второй мировой войны в др. собраниях: в мон-ре Хопово, в старом собрании Народной б-ки Сербии и др. ( Записи. 1. 1991, 2049; 2. 2899; 3. 5728; 4. 7056; он же. Каталог Народне Б-ки у Београду. Београд, 1903. 398, 422). В 1946 г. в Г. было 3 монаха, в 1956 г.— один игумен. В 50–70-х гг. на территории Г. были проведены археологические раскопки. В 1969 г. в зданиях мон-ря власти сделали косметический ремонт и разместили дом престарелых, к-рый просуществовал до 1994 г. После смерти в 1974 г. игум. Алексия церковь не действовала. В 1981–1987 гг. Венгерское об-во охраны памятников истории и культуры осуществило капитальный ремонт монастырского комплекса. В нач. 90-х гг. еп. Будимский Даниил (Крстич) принял решение возродить монашескую жизнь в Г., и в 1994 г. мон-рь принял первых насельниц. В наст. время настоятельница мон-ря — мон. Кристина. Список игуменов Г.: Паисий (1585–1603), Герасим (1603–1610), Никодим (1610–1623), Стефан (1623–1632), Савва (1632–1649), Василий (1649–1664), Иов (1664–1667), Симеон (1667–1685), Евфимий (Негомирович; 1685–1700), Георгий (1700–1711), Прокопий (1711– 1714), Михаил (1714–1718), Максим (1718–1720), Виктор (1720–1721), Василий (1721–1746), Арсений (1746–1753; с 1750 епископ Костайницко-Зринопольский), Михаил (1753–1761), Софроний (1761–1770; с 1769 епископ Эрдельский, с 1774 епископ Будимский, с 1781 епископ Темишварский; † 1786), Василий (1770–1772), Дионисий (1772–1778), Василий (1778–1791), неизвестен по имени (Ефтимирович; 1791–1797), Геннадий (Стефанович; 1797–1815), Данило (Чупич; 1815–1845), Амвросий (Шимич; 1845–1862), Николай (Бошняк; 1863–1866), Иулиан (Чокор; 1866–1872), Антоний (Маркович; 1872–1892), Герасим (Петрович; 1892–1894), Платон (Телечки; 1894–1896), Адриан (Станишич; 1901–1915), Фирмилиан (Крезич; 1915–1930), Феофан (Радич; 1930–1943), Лаврентий (Томич; 1943–1956), Алексий (Бабич; 1956–1974).

http://pravenc.ru/text/545896.html

Перейдём к православным славянам в пределах Австро-Венгрии. В мае 1896 года в Карловцах, резиденции Карловицкого патриарха, состоялся, с дозволения австрийского императора, сербский православный архиерейский собор, для избрания епископа на епархию вершецкую, состоявшую вакантной после смерти преосвященного Нектария Димитриевича 1418 и для решения текущих дел. На —404— соборе присутствовал императорский комиссар барон Фёдор Николич, встреченный по особому церемониалу, выработанному венгерским министерством барона Банфи. В епископа вершецкой епархии избран 18 мая архимандрит монастыря Крушедола Гавриил Змеянович, управлявший временно означенной епархией. Выбор этот утверждён австрийским императором 14 июня, а 14 июля в соборной Карловицкой церкви состоялось посвящение новоизбранного в епископа. Накануне дня посвящения имела место т. н. „тайная вечеря“, обычай, перенесённый из печской патриархии при переселении сербов в австро- венгерскую монархию 1419 . Вечером того же дня новоизбранный последний раз как архимандрит совершил всенощное бдение. Посвящение совершил патриарх Георгий с одним только епископом горно-карловицким Михаилом Груичем, в виду того, что другой епископ, прибывший для сего в Карловцы, будимский преосвященный Иеремия Мадьяревич внезапно заболел. Новопосвящённый епископ Гавриил родился 25 августа 1847 г. в Среме в селении Добановци. Отец его был священник. По окончании первоначальной сербской и немецкой школы, прошёл высшую гимназию и семинарию в Карловцах. После сего в Альтенбурге изучал экономические и естественные науки. В 1882 году пострижен в монашество и назначен военным священником боснийско-герцеговинских корпусов. В 1891 году получил в управление монастырь Крушедол, назначен протосинкелом и наблюдателем над сербскими народно-церковными имуществами, в 1894 г. получил сан архимандрита, а в следующем году назначен управляющим овдовевшей вершецкой епархии 1420 . 9 ноября 1896 г. скончался в своей резиденции Св. Андрее будимский епископ Иеремия Мадьяревич. Покойный владыка был посвящён в сан епископа только 30 января того же года 1421 . Погребение совершено в свято-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Положение дел после этого становилось всё более печальным, тем более что на престол патриарший стали проникать лица, более угождающие правительству, чем служащие своему народу. Поэтому при выборах то и дело происходила борьба между народом и правительством, причём народ избирал одного кандидата, а правительство старалось навязать другого, в чём нередко и успевало. Так, в июне 1874 г. церковно-народный собор в Карловцах выбрал патриархом будимского епископа Арсения Стойковича, одного из просвящённейших архиереев своего времени, но правительство не утвердило этого выбора. На новых выборах, назначенных правительством 19 июля того же года, карловицким патриархом был избран румынский митрополит Прокопий Ивачкович (по происхождению серб) и 26 июля утверждён императором Францем Иосифом I. Несмотря на то, что патриарх Ивачкович был правительственным кандидатом, само правительство в 1879 году предложило ему, против его воли, выйти в отставку и назначило администратором митрополии бачского епископа Германа Анджелича. В январе 1882 года созванный в Карловцах церковно-народный собор вторично избрал патриархом будимского епископа Арсения Стойковича, но правительство и на этот раз отказалось утвердить его. Тогда собор избрал патриархом горне-карловацкого епископа Феофана Живковича, известного своим умом и проповедническими способностями. Правительство, однако, не утвердило и этого выбора, а назначило патриархом бачского епископа Германа Анджелича, бывшего тогда администратором. Понятно, что навязанный правительством патриарх не мог быть любезен народу, и между иерархией и народом вспыхнула ожесточённая борьба. Эта борьба, вина в которой одинаково падает как на иерархию, так и на народ, весьма вредно отразилась на положении церкви. К сожалению, эти враждебные отношения не прекратились и до сих пор, лишая австро-венгерских сербов возможности обеспечить свои права и упорядочить свою церковную автономию. Патриарх Герман Анджелич был образованным человеком, но свои личные интересы ставил выше всего, даже выше церковных канонов, о чём свидетельствует с одной стороны тот факт, что он занял патриаршую кафедру помимо воли народа, с другой – что незаконно посвятил в митрополита Сербии Феодосия Мраовича, после того как незаконно был свергнут митрополит Михаил. Им же был издан циркуляр, возбраняющей празднование дня, посвящённого памяти св. первоучителей славянских Кирилла и Мефодия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

В монастырской церкви находятся три чудотворные иконы : Пресвятой Богородицы, святого Николая Угодника и святого Нектария Эгинского. Последнюю подарил монастырю святой Иустин Челийский . Передавая икону монастырю, он предрек, что она воссияет усердными молитвами и слезами монахинь. Так и случилось. Сначала поврежденная икона чудесным образом обновилась, а затем обнаружилось, что лик с нее отпечатался на стекле ее рамы, причем, как установили опытные иконописцы, лик со стекла в некоторых деталях отличается от лика с иконы. Перед этой иконой произошло много исцелений. Слева от иконостаса находится киот с мощами священноисповедника Досифея Загребского . В ризнице монастыря хранятся мощи святых и иконы разных периодов истории Православия: иконы Господа Иисуса Христа, список Леснинской иконы Богородицы, святой Марии Египетской XVIII и XIX веков, частицы мощей святых 40 мучеников севастийских, святой равноапостольной царицы Елены, преподобного Евфимия Великого, Иоанна Хозевита, Герасима Иорданского, Романа Чудотворца, частицы мощей русских святых: Александра Невского, Петра Московского, Ионы Киевского, Моисея Угрина, Германа Аляскинского. Здесь же бережно хранятся частицы мощей величайших сербских святых: святого царя Лазаря, превлаксих мучеников, святого Симеона Дайбабского, череп неизвестного новомученика из Ядовна. Тут хранится и крест с частицами мощей святых Серафима Саровского, Даниила Московского, Петра Муромского, князя Владимира Новгородского, святых мучеников Сергия, Иоанна и Патрикия. С недавних пор в церкви находятся иконы святой Ксении Петербургской (дар прихожан), царя Николая, Матроны Московской, Сергия Радонежского и других святых Русской Православной Церкви (дар Введенскому монастырю Свято-Елисаветинского монастыря г. Минска). Возле церкви похоронены уважаемые и любимые игуменьи монастыря , матушки Мелания, Ангелина и Агния. Здесь же находятся могилы видных деятелей Сербской Православной Церкви : Митрополита Загребского Досифея, Митрополита Скопльского Иосифа, Митрополита Будимского Арсения, Митрополита Дамаскина и владыки Будимского Данилы. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Введенск...

В монастырской церкви находятся три чудотворные иконы: Пресвятой Богородицы, святого Николая Угодника и святого Нектария Эгинского. Слева от иконостаса находится киот с мощами священноисповедника Досифея Загребского. Возле церкви похоронены игуменьи монастыря. Здесь же находятся могилы видных деятелей Сербской Православной Церкви: Митрополита Загребского Досифея, Митрополита Скопльского Иосифа, Митрополита Будимского Арсения, Митрополита Дамаскина и владыки Будимского Данилы. Адрес: 8, Београд, Сербия Проезд: Монастырь расположен недалеко от центра города Белграда. Телефон: +381 11 3693264 Контакты монастыря Подробнее... Монастырь Велуче [ править править код ] Этот древнейший монастырь был основан в 1377/78 гг. Изначально монастырь назывался Сребрница по названию ручья, протекающего через деревню Велуче. Среди историков нет единого мнения о том, кем был основан этот монастырь. Согласно одной из гипотез, храм является задушбиной деспота Иоанна Бранковича, внука сербского деспота Джураджа Бранковича. Недалеко от монастыря есть целебный минеральный источник. Адрес: Сербия Проезд: Монастырь расположен в одноименной деревне, примерно в 10 км к юго-востоку от Трстеника и в 22 км от Крушеваца, на склонах горы Гоч. В окрестностях расположены монастырь Дренча и Руденица. Телефон: +381 37 736 575 Подробнее... Монастырь Витовница [ править править код ] Монастырь основал сербский король Стефан Милутин в 1291 году после победы над болгарскими мятежниками Дрманом и Куделином. Начиная с XVI века, монастырь достаточно часто упоминается как в сербских, так и в турецких источниках. Игуменом монастыря Витовница был архимандрит Фаддей Витовницкий (Штрбулович). Он упокоился он в 2003 году, а место его захоронения в монастыре Витовницы стало местом паломничества. Адрес: Витовница, Сербия Проезд: Монастырь расположен в десяти километрах к востоку от города Петровац-на-Млави (20-25 минут езды), примерно в 120 км к юго-западу от Белграда. Поездка из Белграда до Петровац-на-Млави займет чуть больше 1,5 ч. Добраться до монастыря можно только на автомобильном транспорте. Неподалеку находится монастыри Ждрело и Горняк.

http://azbyka.ru/palomnik/Сербия_(монаст...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Даниил (Крстич), еп. Будимский. Фотография. Кон. XX в. (Крстич; 13.05.1927, Нови-Сад, Сербия - 20.04.2002, Сентендре, Венгрия), еп. Будимский Сербской Православной Церкви (СПЦ), богослов. В 1946-1947 гг. изучал право в Белградском ун-те, с 1947 г.- лит-ру в Сорбонне. Год стажировался в Мюнхене. С 1953 по июнь 1958 г. учился в Православном богословском ин-те прп. Сергия Радонежского в Париже, защитил работу по НЗ под рук. еп. Катанского Кассиана (Безобразова) . С сент. 1958 г. писал док. диссертацию по богословию св. Иоанна Златоуста под рук. прот. Георгия Флоровского в Гарвардском ун-те (США). 6 янв. 1960 г. в серб. мон-ре св. Саввы в г. Либертивилле пострижен в монашество, 28 авг. рукоположен во диакона, в 1962 г.- во иерея. Служил в соборе св. Саввы Сербского в Нью-Йорке, в греч. мон-ре в Бостоне, окормлял румын. правосл. общину. В 1968 г. защитил док. диссертацию в Гарвардском ун-те и вернулся на родину. В 1969-1990 гг. редактор ж. «Гласник» (СПЦ), член редакции ж. «Теолошки погледи». 5 апр. 1969 г. хиротонисан во епископа Марчанского, викария Патриарха Сербского. В мае 1984 г. назначен администратором Будимской епархии , в 1988 г. избран епископом Будимским, 7 окт. 1990 г. взошел на кафедру. Д.- один из основателей (1993) и профессоров Академии искусств и охраны памятников при СПЦ (Белград). В 1993-1997 гг. преподавал пастырское богословие на Богословском фак-те Белградского ун-та. По инициативе Д. 13-16 нояб. 2001 г. в Сентендре прошла конференция по истории Русской Церкви в 1917-1933 гг., на к-рой представители РПЦ и РПЦЗ обсудили церковно-исторические аспекты разделения Русской Церкви. Д.- автор многочисленных статей по истории К-польской Церкви, богословию. Принял участие в переводе на серб. язык «Толкования Апокалипсиса» архиеп. Андрея Кесарийского (Апокалипсиса Jobahobor: Св. оци о другом доласку Христовом и Царству Небеском. Београд, 20052). Похоронен во Введенском мон-ре Белграда.

http://pravenc.ru/text/171254.html

Отошел ко Господу епископ Будимский Даниил HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Православие.Ru Отошел ко Господу епископ Будимский Даниил По сообщению информационной службы СПЦ, в субботу 20 апреля 2002 г. в Сент-Андрее отошел ко Господу епископ Будимский Даниил (Крстич). Белград, 20 апреля 2002 г. По сообщению информационной службы СПЦ, в субботу 20 апреля 2002 г. в Сент-Андрее отошел ко Господу епископ Будимский Даниил (Крстич). Блаженнопочивший епископ Даниил родился 13 мая 1927 года в Нови-Саде. Изучал юриспруденцию в Белграде, а затем литературу в Сорбонне. С 1954 по 1958 гг. учился в академии Святого Сергия в Париже. В 1968 г. защитил докторскую диссертацию в Гарварде (США). В 1969 г. решением Священного Архиерейского Синода СПЦ был избран епископом Моравичским, викарием Сербского патриарха. С 1984 г. нес послушание администратора Будимской епархии, в 1988 г. был избран епископом Будимским. Епископ Даниил был одним из самых образованных архиереев Сербской Православной Церкви. Во время его служения в качестве патриаршего викария в Белграде он своей высокой эрудицией и пастырским словом вдохновлял молодежь, в первую очередь студентов Белградского университета. Владыке Даниилу принадлежит большое число статей и научных работ, опубликованных на страницах журналов и книг. Многие из его работ переведены на иностранные языки. 13-16 ноября 2001 года епископ Даниил председательствовал на конференции в г. Сэнтендре (Венгрия) в резиденции Будимской епархии Сербской Православной Церкви. На этом научном форуме, в котором приняли участие священнослужители Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей, а также независимые историки, были представлены и обсуждены доклады по истории Русской Церкви периода 1917-1933 г.. Смотри также Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

будимске      у виду да се многи верници и локални о активностима Цркве, односно будимске а поводом вируса корона имамо потребу да информишемо о „Помени, Господе, оне по и по горама, и по и по гудурама Помени, Господе, оне што живе у девствености, у побожности, подвижништву, честитом животу. Помени, Господе, благоверни народ наш, га истине, и му победу над и да тих и миран живот поживимо у побожности и чистоти. Добре у доброти добротом обрати у добре. Помени, Господе, овде присутни народ, и одсутне из оправданих разлога; и по милости и нас: домове напуни сваким добром, бракове у миру и слози, децу омладину старе укрепи, малодушне утеши, сабери, заблуделе обрати и и Цркви; ослободи оне муче нечисти духови; плови са онима што плове; са онима што удовице штити, сирочад заштити; ослободи, болеснике Помени, Боже, оне под судским и оне по рудницима, и све оне што су у било и тескоби, и опасности. Помени, Господе Боже наш, и све потребно велико и оне нас воле, и оне нас мрзе, и оне замолише нас да се молимо за Господе Боже наш, помени и сав народ и на све богату милост и свима оно што моле за И оне ми не споменусмо због или због заборава, или због мноштва именâ, Ти сам, Боже, помени, узраст и име, свакога од утробе матере скрыть способы оплаты Комментарии Deda Djordje 8 апреля 2020, 01:01 Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/129979.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010