Были выработаны и представлены папе два меморандума – от епископов и от 800 священников 257 . Не смотря на энергичные и обстоятельные доказательства, представленные в означенных меморандумах, римская курия и в этот раз не признала за славянами права слушать богослужение на родном языке и потребовала совершать его на языке латинском. Однако католическое славянское духовенство не намерено легко поступиться своими правами на пользу папской политики. По сообщению миланской антиклерикальной газеты «Corriere della Sera» (окт., 1905), папа сильно негодует на славянских епископов, которые не хотят подчиниться его повелениям, и намерен во чтобы то ни стало достигнуть запрещения совершать в славянских католических странах глаголическую литургию. Особенное негодование папы вызвали своими требованиями дал- —183— матинские священники и монахи, не допускающие никаких компромиссов. Сплетская газета сообщает, что многие католические священники в Далмации пришли к решению, что впредь следует отправлять богослужение на славянском языке, не дожидаясь папского разрешения, а там пусть гонят и преследуют сколько угодно 258 . В виду такого явно враждебного отношения папской курии к славянам, неудивительно, что среди них замечаются симптомы движения Los von Rom. Рицманцам не удалось осуществить своё желание присоединиться к православной церкви. Но в начале 1904 г. больше 300 семейств русин униатов жителей Изы в мармарошской жупании перешли обратно под крыло православной церкви и образовали самостоятельную церковную общину в ведении сербского будимского епископа, при чем некоторым из перешедших пришлось испытать тяжёлую судебную волокиту 259 . Сербские газеты отмечают и другие случаи перехода в православие славян католиков и униатов 260 . В весенних заседаниях Архиерейского Собора (15–24 мая 1906 г.) заслушано было, между другими делами, прошение православных сербов в Северной Америке (8-ми церковных общин) о том, чтобы им стать под юрисдикцию сербской православной митрополии карловицкой, чтобы для этого была открыта Архиерейским Собором новая православная епархия в Америке и посвящён в епископа оной тот, кто будет избран народом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церковных общин 61 и 20 отделений, православных до­мов 23,557. Епархиальный фонд 23,612 гульд. 2 кр.– Кафедра в Новом Саде. Епископ Митрофан Шевич (с 27 марта 1899 г.). Предшественник его епископ Гер­ман Опачич скончался 6 января 1899 г. Преосвященный Митрофан родился 14 августа 1854 года в Новом Саде. По окончании курса в местной гимназии с аттестатом зрелости, слушал затем два года лекции юридического факультета в Граце и Загребе, а потом выслушал пол­ный курс богословских наук в карловецкой семинарии. В январе 1880 г. он был назначен суплент-профес­сором в задрскую (в Далмации) православную семинарию, а по выдержании профессорского экзамена утвержден был в августе 1881 г. профессором той же семинарии. Не­сколько ранее, 15 апреля 1880 г. он вступил в мона­шеский чин: 16 сентября 1881 г. принял малую схиму с именем Митрофана и посвящен в сан иеромонаха; в 1895 г. возведен в сан архимандрита. Состоя профес­сором задрской семинарии, о. Митрофан исправлял в тоже время и обязанности ректора (с 5 сентября 1885 г. по 1891 г.). с января 1892 г. по конец 1895–1896 учеб­ного года состоял профессором карловецкой семинарии. В 1895 г., состоя еще профессором семинарии, назначен был настоятелем хоповского монастыря (на Фрушкой горе) и управителем монашеской школы. В сентябре 1898 г. перемещен на должность настоятеля крушедольского монастыря. Преосвященный Митрофан известен и своими литературными трудами – переводными и ориги­нальными. Так он перевел с русского и напечатал на сербском языке „Православное исповедание веры» Петра Могилы (в 1888 г.) и „Православное догматическое бого­словие» митрополита Макария в двух томах (в 1894–1896 гг.), и напечатал несколько статей в журнале „Истина» (выходившем в Задре). Он же приготовляет к печати материалы для биографии митрополитов и епископов карловецкой митрополии (часть этих материалов уже на­печатана в „шематизме» или календаре бачской епархии). 3. Епархия будимская Основана, как можно думать, в первой половине XVI в. Имеет 1 монастырь Грабовац, протопресвитериатов 2, церквей 63 и 8 капелл, приходов 46, священников 24, а с помощниками 34.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

В последнее время был он председателем епархиальной темишварской консистории, членом конкурсно-испытательной комиссии и членом синодального комитета но церковно­-юридическим делам. В 1908–1911 годах был он катихетом средней школы в Темишваре. Избран в епи­скопа будимского 27 ноября 1911 г., утвержден 5 ноября 1912 г. и посвящен в епископа будимского в Карловнах патриархом сербским Лукианом при участии епископов: Гавриила вершецкого и Георгия темишварского 16 декабря 1912 г. 25 Торжественная инсталляция состоялась в Будиме 5 февраля 1913 г. 26 4. Епархия будимская находится в особенно тяжелом по­ложении среди других епархий карловецкой митрополии. При малочисленности своего населения (22,350 душ по „Кален­дарю Матине српске за годину 1908“) она разбросана по отдель­ным частям Венгрии от Пресбурга до Фюнфкирхепа. Цер­ковные общины по городам верхней Венгрии только назы­ваются сербскими, на самом же деле – мадьярские. Сербство держится еще в сельских общинах, и то в нижней поло­вине епархии, к реке Драве. Там простой народ любит и церковь и свое имя сербское. Но зато бедность там крайняя, непокрытая, да и общины малочисленны. Нет во многих приходах священников, и приходы обслуживаются соседними священниками или недоученными монахами. В школах основных (средних и высших нет) недостает учителей. Нет наконец и соответствующих школьных зданий. В 14 общинах будимской епархии старые здания школ в некоторых местах совсем рушились, а в других так тесно, что школьные власти не позволяют продолжать в них учение и назначили последний срок на постройку и переустройство школ 1 сентября 1912 г. На этот предмет комитетом конгресса отпущено из сербских народно-церковных фондов 10.000 крон, патриар­хом Лукианом Богдановичем пожертвовано из своих средств 10,000 крон, некоторыми родолюбивыми сербами пожертвованы также более ими менее значительные суммы (до 5 и 6 тысяч крон). Но так как и при наличности этих крупных пожертвований требовалось по самой скром­ной смете еще более 60,000 крон, то епархиальное будимское управление обратилось в феврале 1912 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

В Мартоноше, Каньижи, Петрове Селе, С. Бечею и Фелдварце было в 1828 году 37,226 мадьяр, 23,662 серба, а в 1900 г. 82,713 мадьяр и 20,590 сербов. За это время мадьяр стало больше на 45,000 душ, а сербов меньше на 3,000. За последние восемь лет число мадьяр увеличилось на 10,705 душ, а сербов только на 1,022, так что в прошедшем (1909) году было в тех го­родах 93,418 мадьяр и 21,612 сербов. В четырех южных округах Бачки по реке Тисе было в 1828 г. 41,543 мадьяр и 51,356 сербов, а в 1900 г. 97,479 мадьяр и 67,798 сербов. Правда, число сербов увеличилось на 16,442, но мадьяр стало больше на 55,936 душ. В тех округах были в 1828 г. сербы в большинстве, а в 1900 г. стали уже в значительном меньшинстве» 13 . Семь епархий карловецкой митрополии Привилегией императора Леопольда I от 4 марта 1695 г. установлено в сербской митрополии, в Венгрии, кроме архиепископии, семь епархий, а ныне имеется, кроме архи­епископии, шесть епископий, а именно: бачская, будимская, вершецкая, горне-карловецкая, пакрацкая и темишварская (угасла епархия печуйская). 1. Архиепископия-митрополиякарловецкая. Имеет монастырей 14: Беочин, Бешеново, Бердник (Раваница), Гергетег, Язак, Крушедол, Кувеждин (филиал Дипша), Привина Глава, Раковац, Великая Ремета, Малая Ремета, и Пишатовац, Хопово (филиал Старое Хопово) и Фенек. Протопресвитериатов 14 (блогочиннических округов) 4, церквей 155, капелл 16, приходов 140, священников 94, а с помощниками 149. Церковных общин 127 и 60 отде­лений. Православных домов 29.289. Имеются сербская мо­настырская типография, пенсионный фонд вдов и сирот духовенства и епархиальный фонд. Епархиальный фонд к 1 января 1900 г. имел 73,789 гульд. 68 крейц. 15 Архи­епископ-митрополит, патриарх сербский (с сентября 1908 г.) Лукиан Богданович. Это 20-й архиепископ-митро­полит с 1690 г. 16 Кафедра в Сремских Кордовцах 17 . Относительно резиденции патриарха и его титула, может быть, не лишними будут следующие исторические справки. Восточно-православная сербская карловецкая митрополия уста­новлена, как сказано выше, привилегией императора Лео­польда I от 4 марта 1695 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

593 Решение «саборског одбора» о постройке патриаршеской резиденции последовало 23 янв. 1892 г. (Српски Сион, 1892, 5, стр. 78). 595 Биографические сведения и об административной деятельности патр. Германа Ангелича – в Церк. Ведом. 1889. 21, стр. 595–601. 597 Српски Сион, 1894, 14, стр. 209–210 – благодарность Народного Училищного Совета за основание «фонда св. Савы». 598 Церк. Вестн. 1890, 20, стр. 345. – Сведения о содержании патриарха, епископов и приходских священников – в Церк. Вед. 1888, 35, стр. 955–958. Законопроект о размерах содержания высшего и низшего духовенства в Карловицкой митрополии напечатан в Срп. Сионе, 1892 г. 2 и 3. 599 Српски Сион, 1892, 14, стр. 213–214. Некролог и о погребении – там же, 16, стр. 266–268. См. еще Весник српске цркве, 1892, апр. стр. 408–410. 600 Српски Сион, 1892, 18, стр. 287–289. Вся речь приведена в дословном русском переводе в Церк. Вед. 1892, 28, стр. 1010–1012. 601 Српски Сион, 1892, 18, стр. 287; Весник срп. цркве, 1893, 2, стр. 158. Нужно заметить, что Будимская епархия, при обширной территории (она раскинута от Пресбурга до Фюнфкирхена) весьма бедна по населенности (всего насчитывается в ней не более 17000 душ), вследствие чего и храмы, и приходы, и школы в этой бедной епархии находятся в большом небрежении и запустении. Церк. Вед. 1896, 8, стр. 311. 604 О сем преосвященном, как и о епископе Пакрацком нам не удалось собрать биографических сведений. 606 В 1893 г. в Бачкской епархии насчитывалось всего 130,383 души. Српски Сион, 1893, 17, стр. 265, из «Првог uзbeшmaja enapxuje бачке». 609 Весник Српске цркве, 1894, май, стр. 483. Речь его при первом вступлении на архиерейскую кафедру в Новом Саде напечатана в Српск. Сионе, 1894, 21, стр. 322–324. 612 Церк. Вед. 1891, 44, стр. 1567–1569 и 1892, 20, стр. 748–749. Здесь сообщаются и подробности об избрании, наречении и посвящении сего епископа и почти единовременно с ним посвященного во епископы Горно-Карловицкой епархии Михаила Груича. В чине наречения корреспондентом, достопочтенным о. прот. Ф. К-ичем отмечена особенность, нами выше указанная, т. е. что во время провозглашения многолетий митрополит и присутствовавшие епископы за столом посреди храма вкушали вместе с новонареченным от раздробленной просфоры, «чокаясь» запивали вином и поздравляли друг друга (Ц. Вед. 1892, 20, стр. 748). – Речь еп. Никанора– при посвящении – напечатана в Срп. Сионе, 1892, 3, стр. 36–38.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Протопресвитер Фериз Берки В годы Второй мировой войны правительство Венгрии проводило политику мадьяризации православных приходов, особенно румынских. Активно поддерживалась идея создания автокефальной «Венгерской Православной Церкви». В русле реализации этого намерения в апреле 1942 года была открыта венгероязычная православная Богословская академия (Греко-восточный богословский институт). Правда, работала академия чуть больше двух лет – до июня 1944 года. Идея создания автокефальной Церкви (тем более в условиях войны и оккупации Греции, Сербии, Украины, Белоруссии и части России) не встретила поддержки ни со стороны иерархов, ни со стороны большинства верующих. После победы антигитлеровской коалиции церковные нестроения военного времени постепенно сошли на нет. Как подчеркивал в одном из своих трудов М.В. Шкаровский, «после окончания Второй мировой войны в Венгрии была в основном восстановлена довоенная система управления. Возглавляемая епископом Георгием Будимская епархия Сербской Церкви канонически и территориально осталась неприкосновенной. Представители румынских приходов в Венгрии провели в г. Дьюла съезд, где аннулировали проведенное в 1940 году присоединение их к венгерской церковной организации, вновь заявив о своем “румынском характере”, и создали Епархиальную консисторию, подчиненную Румынскому Патриархату». Самое интересное, что посеянные в 1940-е годы «зерна» церковной автокефалии продолжали «плодоносить» и в новых условиях. Так, в 1947 году официальный Будапешт заявил о желательности создания Венгерской Православной Церкви (с вхождением в ее состав сербских и румынских приходов), но уже под омофором патриарха Московского. Однако резкое неприятие подобной инициативы, выраженное Сербской Церковью, было с пониманием воспринято в Москве: патриарх Алексий I отказался от столь кардинальной реорганизации церковной жизни в Венгрии. Правда, в юрисдикцию Московского Патриархата вошли несколько венгерских приходов. Но принимались лишь те общины, которые подавали соответствующие прошения и, как правило, находились вне рамок какой бы то ни было канонической юрисдикции. Патриарх Алексий I делал все от него зависящее, чтобы избежать ненужных трений с Белградом, Бухарестом и Константинополем. С 1949 по 1957 годы в состав Венгерского благочиния РПЦ вошли восемь венгероязычных приходов и три русских. Со всех уголков страны.

http://pravoslavie.ru/33848.html

- Кто сейчас является прихожанами Будимской епархии? - Надо сказать, что по государственной статистике в Венгрии живет очень мало сербов - около 3 тысяч человек. Это значит, что идет сильная ассимиляция. Но не только сербы являются нашими прихожанами. В наши церкви приходят и мужья-венгры вместе с православными женами и детьми, и живущие здесь православные люди других национальностей: румыны, болгары, греки, русские. Например, завтра в нашей Церкви пройдет литургия в память святого Моисея Угрина. Этот святой православный венгр, живший в XIII веке, почитается всем православным миром. Мы понимаем, что, живя здесь, очень тяжело сохранить православие. Сейчас на территории Венгрии не осталось ни одной православной деревни, а сербские семьи разбросаны по всей стране. Но мы и не ставим задачу объединения сербов, мы организовали нашу Церковь так, чтобы было удобно работать с людьми. Епархия разделена на три наместничества: Будимское, Сегедское и Мохачское. Летом мы проводим православный лагерь для сербских детей, где они знакомятся друг с другом и лучше узнают свою Церковь. - В этом году был летний лагерь в Дунауй-вароше, как давно организуются подобные лагеря? - В Дунауйвароше лагерь был организован впервые, а вообще такие лагеря организуются уже 12 лет. Очень интересно, что в лагере бывают сербские дети не только из Венгрии, но и из других европейских стран. В этом году в лагере было 38 детей, и с ними работали 6 священников. Ведь нужно уделить внимание каждому ребенку. В лагере мы преподаем детям основы православной религии, учим их церковному пению, знакомим с православными обычаями, православными иконами, молитвами, вообще с православной жизнью. Мы хотим, чтобы, повзрослев, они продолжали жить в православных традициях. А этому нужно учиться с детских лет. И для нас это очень важные вещи. Это наша миссия. - Сколько сейчас на территории Венгрии действующих православных монастырей? - Долгое время здесь был только один действующий монастырь Архангела Михаила в селе Грабовац Мохачского наместничества. Этот монастырь известен многим. Его основали православные сербы из Далмации, попавшие сюда во время турецкого нашествия. Почти пятьсот лет там был мужской монастырь, а теперь живут две монашки: мать Христинья и схимонахиня Мария. Слава Богу, что они там живут, и что монастырь открыт. Я знал последнего монаха Алексея (Бабича) из этого монастыря. Он умер в 70-х годах, и все думали, что монастырь закроется, но пришли монахини. Воля Божья была такова, а Бог знает, что нам надо в нынешнее время. В монастыре много места, там могло бы жить много монахинь.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

А в Славонии, в Пакраце у меня был старый священник Душан (Субанович), учившийся в свое время в семинарии в Битоле у Иоанна Шанхайского. Он много рассказывал нам, каким воспитателем был Иоанн Шанхайский, как заботился об учениках. Это надо было слышать от того человека. - Где это было? - В Битоле, на юге нынешней Македонии. Это так называемая Битольская семинария. В ней преподавали ныне святые Иоанн Шанхайский и Николай Охридский. Хорошие были учителя. В период между двумя войнами в наших семинариях работали русские профессора. Я знал некоторых, оставшихся уже в мое время. Но после Второй мировой войны многие уехали на запад, ведь Югославия тоже стала коммунистической. - В 2002 году Вас назначили епископом Будимским. Расскажите, пожалуйста, о своей епархии. - Я уже говорил, что до меня нашу епархию возглавлял владыка Даниил (Крстич). До владыки Даниила в Венгрии больше тридцати лет не было епископа Будимского. Не было такой возможности, потому что отношения между Югославией и другими странами восточной Европы были не очень хорошими. Владыке Даниилу было здесь очень сложно. Он был уже пожилым человеком, но нес свое послушание. Хотя, если бы ему сказали ехать на Марс, он и туда бы отправился, не спрашивая, почему именно он, а не кто-нибудь помоложе. Весной 2002 года владыка Даниил отошел ко Господу. Умная и светлая он был голова. В мае того же года на Архиерейском Соборе я был назначен в эту епархию. Это очень славная и старая епархия, которая имеет свои древние традиции с IX века, со времен свв. Кирилла и Мефодия, когда венгры еще не пришли в Европу, а на территории нынешней Венгрии жили только славяне. В конце XII - начале XIII веков сербы начали здесь организацию церквей, а когда в 1219 году святой Савва получил автокефалию Сербской Церкви, православные приходы и монастыри попали под его юрисдикцию. Второе расселение сербов на этих землях началось во время порабощения Сербии турками. Большинство сохранившихся до нашего времени церквей и монастырей было построено в то время. Например, построенный в 1447 году монастырь в Рацкеве даже получил привилегии от короля и был освобожден от налогов и податей.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

У нас тоже построен небольшой храм в их честь в монастыре Рустово. И еще должен сказать, что в Охриде (Македония) была часовня, посвященная святым Царственным Страстотерпцам, которую в 1930-х годах построил святой владыка Николай Охридский и Жичский – намного раньше, чем в России произошло прославление. К сожалению, наши коммунисты после войны уничтожили часовню. Но это все-таки показывает любовь нашего народа и особое отношение к последнему русскому императору Николаю II. На личные средства русского царя Николая в Черногории сооружен храм Святого Василия Острожского, а недалеко от него стоит Царев мост, построенный в честь императора. Он собирался также возвести храм и в Цетинье, но начались войны, сначала Балканская, за ней Первая мировая, и строительство не состоялось. Мы очень любим святого царя Николая и за то, что он поддержал Сербию и Черногорию в борьбе против Германии и Австро-Венгрии, спас сербские войска от гибели. В Черногории хорошо знают и чтят русских святых, существует несколько храмов в их честь. В городе Герцег-Нови действует храм Святого Федора Ушакова, он стоит на русском кладбище, строится монастырь преподобной Матроны Московской. А в Будве уже определено место, где вскоре будет построена церковь в честь преподобного Серафима Саровского. В сентябре 2013 года на острове Святого Стефана был освящен храм Святого Александра Невского. Мне очень близки слова святого Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде». И я очень хочу, чтобы сербы жили по этому завету. Цетинье – историческая и культурная столица Черногории, в настоящее время – административный центр одноименного муниципалитета. Здесь находятся резиденции Президента Черногории и Черногорско-Приморская Митрополия. Город расположен в горной долине у подножия горы Ловчен. Основан в 1482 г. князем Иваном Черноевичем, а в 1484 г. здесь создан монастырь, ставший резиденцией митрополитов. Арсений (Брадварович, 1883–1963) – с 1947 по 1961 гг. Митрополит Черногорско-Приморский. Управлял епархией до 1954 г., в который был арестован властями. Епархия к моменту его вступления на кафедру была полностью разорена, духовенство, в том числе предыдущий митрополит, репрессировано. В 1961 г. назначен Митрополитом Будимским.

http://pravmir.ru/mitropolit-amfilohiy-i...

дохода (1 ютар=1600 квадр. саженям); доход от налога, платимого каждым домохозяином в 20 крейцеров в пользу архидиецезии – ежегодно 8000 гульд.; из сербского народного фонда так называемые «столовые» – 24,000 гульд., – это составляет всего 302,000 гульд. «Эти цифры – минимальны», прибавляют сербские газеты. 203 2) Епархия Будимская. Кафедра в г. Св. Андрее. Состояла вакантною почти четыре года, со смерти епископа Арсения Стойковича, скончавшегося 29 марта 1892 г. на 88-м году жизни. Это был один из достойнейших представителей православной церкви в Австро-Венгрии. Родился он в селе Мокрине, в Венгрии, 1804 г. Отец его Трифон был учителем. Богословские науки изучал в Вершецу, затем в течение двух лет изучал философию в Сегедине и наконец два года слушал юридические науки в Пештском университете. 1830 г. пострижен в монашество. В течение нескольких лет до 1842 г. состоял учителем богословской школы в Карловцах и составил руководство по риторике и пастырскому богословию. С 1842 г. настоятельствовал в монастырях Раковце и Гергетеке. Благосостояние этих монастырей приумножил и укрепил добросовестностью и бережливостью. В течение восьми лет состоял администратором Бачкской епархии. В 1852 г. избран и поставлен в епископа беднейшей епархии Будимской. Стойкович постоянно принимал самое деятельное участие в развитии церковно-народной жизни и до кончины был неутомимым борцом за независимость церкви и за право народа. Два раза – в 1874 и 1881 гг. был избираем церковно-народным конгрессом в митрополиты, но оба раза выбор его не был утвержден верховною властью, так как венгерские правители считали его опасным и вредным для мадьяр, в виду его общепризнанного патриотизма и любви к своей церкви и народности… «Итак утратили мы и его – основной камень, крепкий столб, старейшего представителя, прекрасный и светлый образ нашего древнего, возвышенного и святого благочестия. Утратили мы архиерея великого – утратили правило веры, образ кротости, благоговейного служителя алтаря Божия, мудрого и примерного представителя и управителя православной сербской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010