Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУДИМСКАЯ ЕПАРХИЯ [серб. Будимска enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ) с кафедрой в Сентендре (Венгрия). Объединяет приходы СПЦ в Венгрии, Чехии и Словакии. Разделена на 2 наместничества, имеет ок. 40 приходов, действующий мон-рь Грабовац . Учреждена в 40-50-х гг. XVII в. в Табане, пригороде Буды (серб. Будим, совр. Будапешт), где жили сербы, переселившиеся в венг. земли после начала османского завоевания. Ими были построены первые серб. церкви в Буде, Эстергоме и Комароме (1511), в 1585 г. был основан мон-рь Грабовац. В XVI - 1-й пол. XVII в. общины при этих храмах управлялись архиереями Бачской (кафедра в Сегедине, совр. Сегед, Венгрия) и Славонской (с кафедрой в Пожеге, Сербия) епархий (о территориальных границах сведений не сохр.). В первые десятилетия существования кафедра находилась в серб. г. Сентендре, близ Будапешта. Постепенно в состав епархии входили районы с серб. диаспорой, ранее бывшие самостоятельными. В письменных источниках сведений о границах, внутреннем устройстве и архиереях епархии сохранилось не много, отдельные моменты истории остаются неисследованными. Так, о 1-м епископе Б. е. Савватии известно, что он умер в 1662 г. и похоронен в мон-ре Раковац. 2-м архиереем, судя по летописи мон-ря Грабовац, был постриженик этой обители Симеон. О еп. Викторе (1660-1684), иногда в источниках упоминаемом как митрополит, сообщается, что он посетил все приходы своей епархии. В 1690 г. во главе с Патриархом Печским Арсением III (Черноевичем) ок. 70 тыс. сербов, спасаясь от турок, захвативших их земли, переселились на территорию Австрии. Указом от 21 авг. 1690 г. имп. Леопольд I предоставил правосл. сербам право избирать собственного архиепископа, т. е. иметь самостоятельную церковную власть, и разрешил совершение богослужений. Австр. правительство, издав «Привилегии», гарантировало им нек-рые автономные права, и в т. ч. создание церковной организации во главе с митрополитом, после чего была образована Крушедолская, а затем Карловацкая митрополия . 4 марта 1695 г. австр. имп. Леопольд I подтвердил избрание Евфимия (Поповича) епископом Будимским и определил его местопребывание в мон-ре Грабовац. В 1700 г. еп. Евфимий оставил кафедру и ушел в мон-рь Шишатовац, где умер в 1704 г.

http://pravenc.ru/text/153573.html

Вступил в монашеский чин 14 октября 1893 г. Рукопо­ложен в диакона 26 октября, а в священника 27 октября 1893 г. Получил звание синкелла 26 октября 1899 г. с сентября 1900 г. до 1 сентября 1901 г. как профессор „бо­гословии» был в отпуску и заведовал управлением мо­настыря Хопова. 22 февраля 1904 г. произведен в архи­мандрита. С 1 января 1910 г. опять был в отпуску, как настоятель монастыря Раковца исполнял должность при­дворного архимандрита и патриаршего скевофилакса. Избран в епископа-викария 26 ноября 1911 г. Утвержден 5 ноября 1912 г. и посвящен в епископа-викария архидиэцеза патриархом Лукианом при участии епископов Георгия темишварского и Георгия будимского 18 декабря 1912 г. С 1905 года архимандрит Иларион стал усиленно зани­маться разысканием в архивах и библиотеках истори­ческих материалов в виду румынских претензий на не­которые сербские монастыри в Канате. В 1911 г. Иларион назначен членом областного комитета, имевшего задачей своей охрану художественных и исторических памятни­ков в Хорватии и Славонии. С самого начала своей про­фессорской службы Иларион был членом „Матицы серб­ской“ в Новом Саде и много здесь работал в качестве члена литературного отдела, литературного и редакционного комитета. С 1910 г. исполнял должность члена патроната сербской православной великой гимназии в Карловцах. С 5 мая 1911 г. он – председатель „Монашеского с 12 декабря 1912 г. – председатель администра­тивного комитета сербских православных монастырей в митрополии карловецкой. Особенно же велики заслуги но­вого епископа для карловецкой „богословии“ и „Богословского Плавника», и естественно, что особенно горячо приветство­вали Илариона по поводу посвящения его в епископа члены корпорации „богословии», они же – в большинстве – и сотруд­ники „Богословского Гласника» 23 . 2. Епархия бачская. Бачкой называется область Вен­грии, лежащая па юг от города Сегедина, между Тисой и Дунаем. Бачская епархия имеет монастырей 2: Ковиль и Бадьян, протопресвитериатов 4, церквей 65 и 18 капелл, приходов 82, священников 50, а с помощниками 94.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Большинство правосл. румын были крепостными и были стеснены в вероисповедании своими хозяевами, католиками или протестантами. Но самым тяжелым было положение карпатороссов: они все, включая священников, были крепостными, т. е. не имели вообще никаких прав. Четких границ, на к-рые распространялась власть Мукачевского епископа, не было, его деятельность подчинялась указам воевод, комиссаров, крупных землевладельцев и аристократов. То небольшое количество правосл. венгров, к-рое еще сохранилось на северо-востоке страны в кон. XVI в. и окормлялось Мукачевским епископом, оказалось без каких бы то ни было шансов на автономию. Протестантизм, распространявшийся в В. с XVI в., серьезно повлиял на жизнь венгероязычного Православия, т. к. венг. богослужебный язык, применяемый протестантами, привлекал к себе в первую очередь именно венгров. Новым явлением в жизни Православия в В. стал приток с XVI в. вслед за тур. войсками небольшого количества правосл. греч. торговцев. Они, открывая в различных венг. городах свои торговые компании, основывали правосл. приходы, к-рые стали подчиняться местным епископам по территориальному принципу. Греки быстро ассимилировались и жили разрозненно в городах, но всегда сохраняли свой богослужебный язык и память о своем происхождении. Сербская Православная Церковь (СПЦ). Сербы начали переселяться в В. с XIV в., после завоевания их гос-ва турками, об организации их церковной жизни сохранились весьма скудные и противоречивые данные. По одним сведениям, 1-я серб. епархия была учреждена в 1479 г. в Борошьенё (ныне Инеу, Румыния), по др.- серб. епископы были в г. Верёце и мон-ре Ремета, но достоверно неизвестно, были ли эти епископы каноническими архиереями или просто авторитетными церковными лицами, напр. игуменами. К нач.-сер. XVI в. относятся известия о строительстве мн. серб. церквей, в 1585 г. был основан серб. мон-рь Габровац . Общины этих храмов управлялись архиереями Бачской и Славонской епархий. В 40-50-х гг. XVII в. в пригороде Буды - Табане была учреждена Будимская епархия СПЦ.

http://pravenc.ru/text/150197.html

церкви в Далмации. Со времени Наполеона I православная сербская церковь в Далмации была устроена как самостоятельная епархия и получила своего епископа. Указ Наполеона I об устройстве далматинской церкви вышел 19 сентября 1808 года, т. е. почти ровно сто лет тому назад. Австрийская империя, под власть которой перешла Далмация в 1814 году, признала самостоятельность православной сербской епархии и утвердила её законом. Резиденция сербских епископов была в Шибенике до 1841 года, а тогда перенесена из Шибеника в Задр (Zara), где и ныне находится. Первым епископом сербским в Далмации был Венедикт Кральевич (род. в Македонии 1767 г., + 1862 г.). Поставлен в далматинского епископа императорским указом Наполеона I в марте 1810 г. В 1823 г. оказалась суетной попытка его ввести унию в Далмации, и он убежал в Венецию, откуда управлял епархией чрез своего наместника до 1829 г., когда вышел в отставку с пенсией и до самой смерти проживал в Венеции. Вторым епископом был Иосиф Раячич (род. 1784 г. в Хорватии, + 1861 г. в Карловцах). Управлял далматинской епархией до 1834 г., когда перешел в вершецкую епархию. В 1842 г. назначен карловицким архиепископом и митрополитом, а в 1848 г. и патриархом. Третьим епископом был Пантелеймон Живкович (род. в Карловцах 1795 г., + 1851 г.). Определен в далматинского епископа в 1835 г. и менее чем через год перемещен в епископа будимского. С 1836 до 1843 г. далматинская епархия не имела своего епископа, а управлялась викариями карловицкого митрополита. В декабре 1843 г. епископом далматинским назначен Иерофей Мутибарич (род в бачком округе 1799 г., + 1858 г. в Карловцах). Управлял епархией до 1853 г. В сем году вступил в управление далматинской епархией Стефан Кнежевич (род. 1806 г., + в Задре 28 января 1890 г.). Во время его тридцатисемилетнего управления упорядочены в далматинской епархии приходы и благочиния (протопресвитерства), учрежден епархиальный духовный суд, назначено добавочное жалование приходскому духовенству из государственного казначейства, преобразована старая клприкальная школа в нынешний «православни богословски завод у Задру». При нём 6 ноября 1870 г. установлена еще одна

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В действительности довольно большая часть духовенства принимала участие в движении сопротивления как в рядах партизан, так и в рядах четников 15 . Сербское духовенство довольно часто погибало от рук немецких оккупантов во время карательных акций и боевых действий. В общей сложности немцами за годы войны было убито 84 священника 16 . Патриарх Гавриил с момента своего ареста и до отправки в концлагерь Дахау весной 1944 г. находился под арестом и строгим контролем в монастырях Раковица и Войловица. Он был полностью изолирован и устранен от управления Церковью. Несмотря ни на что в немецкой оккупационной зоне Сербской Церкви удалось во многом сохранить свой административный аппарат и продолжить свое служение. Под венгерскую оккупацию попала расположенная на севере страны, в Бачке, Бачская епархия. На территории самой Венгрии находилась также Будимская епархия СПЦ, где существенных изменений в церковной жизни православного населения не произошло. Первые дни и недели оккупации Бачки сопровождались характерным для других оккупированных территорий террором в отношении сербского населения. Согласно приказу все сербы, цыгане и евреи, поселившиеся в г. Нови Саде и его окрестностях после 1918 года, должны были в течение трех дней покинуть эту территорию 17 . Часть сербских переселенцев подверглась массовому истреблению (погибло около 2 тыс. человек), а остальные были вместе с семьями помещены в концентрационные лагеря 18 . В образованной Священным Синодом СПЦ в Белграде комиссии по сбору сведений о беженцах-свя­щен­нослужителях и церковных работниках насчитывается 72 сооб­щения от беженцев из Бачской епархии. За время оккупации венграми в общей сложности было убито 17 сербских священников, 15 из которых служили в Бачке 19 . Епископ Бачский Ириней (Чирич), будучи местным уроженцем, смог остаться на своей кафедре. Православная Церковь была официально признана, но над всем епархиальным и монастырским имуществом был проведен секвестр; только приходские доходы остались вне секвестра и шли на содержание духовенства. Стараниями владыки Иринея из лагеря Шарвар были забраны и размещены по епархии около 2800 детей и 180 матерей с младенцами, а в г. Нови Саде основана детская туберкулезная больница, на содержание которой шел добровольный сбор со всех церковных общин и организаций епархии. Силами епархии была организована амбулатория для бесплатного лечения и раздачи лекарств. Церковные общины оказывали денежную помощь людям, оказавшимся без средств к существованию.

http://pravmir.ru/serbskaya-pravoslavnay...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [Серб. Бачка enapxuja] Сербской Православной Церкви, учреждена в XVI в. Кафедра неск. раз меняла местоположение: вначале располагалась в г. Сегедине (совр. Сегед, Венгрия), затем по ряду причин, в т. ч. из-за австро-тур. войн (XVI-XVII вв.), в различных мон-рях, с нач. XVIII в. и по наст. время - в г. Нови-Сад (бывш. Петроварадински-Шанац). В XVIII в. в Б. е. входили все серб. приходы в обл. Бачка (часть совр. Воеводины), граница к-рой на западе и юге проходила по р. Дунай, на востоке - по р. Тиса, на севере упиралась в венг. владения, входившие в земли Австро-Венгерской империи. В 1713 г. в епархию вошла Егарская обл., принадлежавшая Егарско-Великоварадинской епархии, ликвидированной по решению Церковно-народного Собора после того, как ее первый и единственный еп. Ефрем (Банянин) ок. 1698 г. принял униатство. Несмотря на его покаяние, территория епархии была поделена между Арадской и Бачской епархиями. В 1905 г. Б. е. включала 4 благочиния (Бечейское, Жабальское, Новисадское и Сомборское), численность паствы превышала 145 тыс. чел. Имелось неск. мон-рей, ок. 80 церквей и часовен. В 1931 г. в результате реорганизации церковно-адм. устройства СПЦ к Б. е. отошло 7 приходов от Будимской епархии (в Баранье), к-рой, в свою очередь, были переданы города Сегедин, Байя, Егра и с. Сантово. Во время второй мировой войны от рук венг. оккупантов в епархии погибло 10 тыс. сербов и 17 священников. Епархиальные власти делали все возможное для вызволения серб. детей и их матерей из концентрационных лагерей с последующим распределением по серб. семьям. В Нови-Саде епархия открыла детскую больницу. В послевоенный период велось строительство новых церквей, ремонт старых. К 1970 г. в епархии насчитывалось 349 тыс. верующих, служили 77 священников, существовал 101 приход, 3 мон-ря (Боджани, Ковиль, св. архидиак. Стефана в г. Сомбор), 108 храмов. В 1991 г., согласно решению Архиерейского Собора о возобновлении бывш. Осечко-Польской и Бараньской епархии, в ее состав вошла часть Б. е.- Бараньское наместничество. В 1997 г. Б. е. включала 6 наместничеств (Нови-Сад, Бачка-Паланка, Жабаль, Врбас, Сомбор, Суботица), 108 приходов и 3 мон-ря, штат священников увеличился до 106 чел.

http://pravenc.ru/text/77724.html

—157— пенсией и проживал в Венеции до своей смерти († 1862 г.). Вторым епископом был Иосиф Раячич (род. 1784 г. в Хорватии, † 1861 г. в Карловцах). Управлял далматинской епархией до 1834 г. когда перешел в вершецкую епархию. В 1842 г. назначен карловицким архиепископом и митрополитом, а в 1848 г. и патриархом. Третьим епископом был Пантелеимон Живкович (род. в Карловцах 1795 г., † 1851 г.). Определен в далматинского епископа в 1835 г. и менее чем чрез год перемещен в епископа будимского. С 1836 до 1843 г. далматинская епархия не имела своего епископа, а управлялась викариями карловицкого митрополита. В декабре 1843 г. епископом далматинским назначен Иерофей Мутибарич (род. в бачском округе 1799 г., † 1858 г. в Карловцах). Управлял епархией до 1853 г. – 16 марта 1853 г. вступил в управление далматинской епархией Стефан Кнежевич (род. 1806 г., † в Задре 28 января 1890 г.). Во время его тридцати семилетнего управления, упорядочены в далматинской епархии приходы и благочиния (протопресвитерства) и учрежден епархиальный духовный суд; назначено добавочное жалование приходскому духовенству из государственного казначейства; преобразована старая клирикальная школа в нынешний «православии богословски завод у Задру». При нем 6 ноября 1870 г. установлена еще одна новая – боко-которская и дубровничская епархия, к которой отошла южная часть Далмации и далматинской епархии. 1437 – Ныне далматинско-истрийской епархией управляет преемник Стефана Кнежевича преосвященный епископ Никодим Милаш (с 10 июля 1890 года), доктор богословия. 1438 Боко-которской, дубров- —158— ницкой и спичанской епархией (резиденция епископа в г. Которе) управляет преосвященный Герасим Петранович (с 9 мая 1874 г.), доктор богословия. 1439 – В той и другой епархии имеется епископская консистория или епархиальный духовный суд, состоящий из председателя и шести членов (из них три действительных и три почетных). В далматинско-истрийской епархии 3 монастыря: Керк, Крупа и Драговичский. Протопресвитерств 5, приходов 54, капелланий 3, храмов 82, священников монашеского чина 28, мipckoro 41, дьякон 1, душ 76.866. В боко-которской епархии 8 монастырей: Баня, Савин, Режевич, Прасквица, Подластва, Градиште, Дульево и Подмайне. Протопресвитерств 4, приходов 43, капелланий 6, храмов 208, священников монашеского чина 15 и мipckoro 40, дьякон 1, душ 28.722. – В задрской богословской школе в 1899–1900 учебном году состояло 8 преподавателей и 31 воспитанник, из них в IV классе 2 ученика, в III – 10, в II – 7 и в I – 12 учеников. Богословская школа состоит под непосредственным ведением епархиального епископа. Ректор и остальные наставники имеют священный сан. Для бедных учеников основано общежитие, где могут жить за известную плату и дети со-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И. С. Путинцев Румынская Православная Церковь - см. статью в настоящем томе (С. 471-508). Православная сербская епископия Тимишоары (Темишварская епархия Сербской Православной Церкви (СПЦ); румын. Episcopia Ortodox Sârb de Timioara, серб. Темишварска enapxuja), объединяет серб. приходы и монастыри, действующие на территории Р. Кафедра находится в г. Тимишоара (серб. Темишвар, венг. Темешвар), кафедральный собор - в честь Вознесения Господня (возведен в 1745-1748 на месте ц. во имя вмч. Георгия Победоносца, сгоревшей в 1737). Временный администратор (с 1996) - еп. Будимский Лукиан (Пантелич). Епархия разделена на 3 наместничества: Арадское (г. Арад), Соколовацкое (коммуна Сокол (серб. Соколовац), жудец Караш-Северин) и Темишварское (г. Тимишоара). В епархии действуют 56 приходов и 5 мон-рей: Базиаш, Бездин во имя серб. кн. мч. Лазаря и Косовских мучеников (с. Златица, коммуна Сокол; согласно преданию, основан в нач. XIII в., впервые упом. в серб. источниках в 1367, впосл. пришел в запустение, возобновлен после 1690), Кусич (во имя апостолов Петра и Павла; коммуна Сокол; основан в XIV в. как метох (подворье) монастыря Студеница ) и Сенджурадж (во имя вмч. Георгия Победоносца; коммуна Бирда, жудец Тимиш; основан в 1485 деспотами Георгием (Джордже; 1461-1516) и свт. Иоанном (1462-1502) из династии Бранковичей )). В епархии используется юлианский календарь. О проживании сербов на совр. территории Р. известно со средних веков из венгерских источников. С сер. XIV в., по мере османского завоевания серб. земель, мн. сербы были вынуждены переселяться на северные венг. земли, где помимо поселений основывали храмы и мон-ри. Эти храмы, вероятно, изначально подчинялись церковным структурам, действовавшим на серб. землях, а после восстановления Печской Патриархии (1557, см. в ст. Сербская Православная Церковь ) правосл. верующие сербы, проживавшие на территории пашалыка Темешвар (Тимишоара), официально вошли в ее юрисдикцию. К сер. XVI в. здесь уже действовали неск. сербских епархий, которые впосл.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Архиерейский Собор Сербской Церкви сожаление по поводу кризиса в отношениях Иерусалимской и Румынской Церквей Белград, 30 мая 2011 г. Архиерейский Собор СПЦ выразил сожаление по поводу глубокого кризиса в отношениях между Иерусалимкой Патриархией и Румынской Православной Церковью, из-за неканонического поведения последней на Святой земле, констатировав при этом, что Румынская Церковь и в других случаяхтах не уважает канонический порядок и церковную юрисдикцию. – В нашем случае, – говорится в официальном сообщении, – Собор благодарен Румынской Православной Церкви за хорошее отношение к Темишоарской епархии Сербской Православной Церкви и за поддержку, которую она оказывает ее администратору, священству и монашеству, чему отвечает братолюбивое отношение Сербской Православной Церкви к румынам в сербском Банате, но одновременно выражает сожаление и решительный протест из-за неканонических вторжений некоторых епископов и клириков из Румынии на территорию двух епархий в Восточной Сербии, без благословения и одобрения соответствующих епископов Сербской Православной Церкви. В случае продолжения подобной деятельности Архиерейский Собор говор пойти на серьезные меры. – Если не прекратится неканоническое и небратская деятельность этих лиц, Собор и Синод Сербской Православной Церкви предпримут все канонические и законные меры для предотвращения этого, ради сохранения векового канонического порядка и чтобы прекратить игру со святыней межправославного единства, кто бы ни был инспиратором и организатором деятельности угрожающей этому единству, – говорится в официальном соообщении. Банат – историчекий регион, разделенный в настоящее время границами Сербии, Румынии и Венгрии. В сербской части Баната проживает около 30 тыс. румын, что составляет чуть больше 4% населения региона, где сербы составляют 70 % населения (435,5 тыс. человек по переписи 2002 г.). Здесь расположена Банатская епархия СПЦ с кафедрой в Зренянине. Небольшая часть исторического Баната входит сейчас также в состав Бачской епархии СПЦ. В последние годы участились случаи приезда и несанкционированной деятельности духовенства Румынской Православной Церкви на этой территории. На территории самой Румынии расположена Тимишоарская епархия Сербской Православной Церкви с кафедрой в Темишоаре, администратором которой является епископ Будимский Лукиан (Пантелич). 30 мая 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/46802.html

Патриарх Гавриил с момента своего ареста и до отправки весной 1944 г. в концлагерь Дахау находился под арестом и строгим контролем в монастырях Раковица и Войловица. Он был полностью изолирован и устранен от управления Церковью. Но следует отметить, что, несмотря на это, Сербской Церкви удалось в немецкой оккупационной зоне во многом сохранить свой административный аппарат и продолжить свое служение. Под венгерскую оккупацию попала расположенная на севере страны Бачская епархия. На территории самой Венгрии находилась также Будимская епархия СПЦ, где существенных изменений в церковной жизни православного населения не произошло. Первые дни и недели оккупации Бачки сопровождались характерным для других оккупированных территорий террором в отношении сербского населения. Согласно приказу, все сербы, цыгане и евреи, поселившиеся в г. Нови Саде и его окрестностях после 1918 г. должны были покинуть эту территорию в течение трех Часть сербских переселенцев подверглась массовому истреблению (погибло около 2 тыс. человек), а остальные были вместе с семьями помещены в концентрационные В образованной Священным Синодом СПЦ в Белграде комиссии по сбору сведений о беженцах-священнослужителях и церковных работниках насчитывается 72 сообщения от беженцев из Бачской епархии. За время оккупации венграми в общей сложности было убито 17 сербских священников, 15 из которых служили в Епископ Бачский Ириней (Чирич) Будучи местным уроженцем, епископ Бачский Ириней (Чирич) смог остаться на своей кафедре. Православная Церковь была официально признана, но над всем епархиальным и монастырским имуществом был проведен секвестр. Только приходские сессии остались нетронутыми и шли на содержание духовенства. Стараниями владыки Иринея из лагеря Шарвар были забраны и размещены по епархии около 2800 детей и 180 матерей с младенцами, а в Нови Саде основана детская туберкулезная больница, на содержание которой шел добровольный сбор со всех церковных общин и организаций епархии. Силами епархии была организована амбулатория для бесплатного лечения и раздачи лекарств. Церковные общины оказывали денежную помощь людям, лишенным средств к существованию.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010