Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ (Летица Эмануило; 1858, Плашки, ныне Хорватия - 3.10.1933, Суня, там же), митр. Дабро-Босанский (СПЦ). Учился в начальной школе в г. Огулин. По окончании гимназии в Сремски-Карловци изучал право в Вене, Граце и Загребе. Сдал гос. экзамены и работал юристом в г. Сремска-Митровица, потом судьей в Сараеве. В 1892 г. оставил гос. службу, переехал в Загреб и работал референтом по юридическим вопросам в Ипотечном банке. В том же году ушел с работы и поступил в семинарию в Сремски-Карловци, к-рую окончил в 1895 г. Вскоре принял монашеский постриг в монастыре Кувеждин и был назначен 2-м делопроизводителем Соборного совета Карловацкой митрополии. 9 июля 1895 г. патриархом Сербским Георгием (Бранковичем) рукоположен во диакона. 3 нояб. того же года назначен делопроизводителем управления Темишварской епархии, составил описание епархии ( Ebrehuje (Летица), еп. Први шематизам Српске православне enapxuje Темишварске: за годину 1897. Сремски-Карловци, 1897). В кон. 1895 г. еп. Темишварским Никанором (Поповичем) произведен в протодиаконы, 18 апр. 1898 г. еп. Будимским Лукианом (Богдановичем , буд. Патриарх Сербский) рукоположен во иерея, в 1899 г. произведен в протосинкеллы, а 24 июля 1900 г. возведен в сан архимандрита. 11/24 авг. 1900 г. по ходатайству Синода К-польской Патриархии был назначен австр. двором на кафедру новоучрежденной Баня-Лукско-Бихачской епархии (см. ст. Баня-Лукская епархия ). 30 дек. 1900 г. в г. Баня-Лука хиротонисан во епископа при участии митрополитов Дабро-Босанского Николая (Мандича) , Захумско-Герцеговинского Серафима (Перовича) и Зворникско-Тузланского Григория (Живковича) . В новой епархии, к-рая в тот период включала 13 округов (протопресвитериатов), 134 прихода и насчитывала более 280 тыс. правосл. верующих, учредил консисторию, которая начала работу 23 сент. 1901 г. За 7 лет управления епархией посетил более 100 церквей. Во время визитаций требовал от священников однообразия совершения таинств и обрядов, проверял уровень знания Закона Божия у учащихся церковных школ.

http://pravenc.ru/text/186983.html

—604— скопа будимского Иеремии, был поставлен администратором этой епархии. 15 марта 1898 года будимская епархия торжественно встречала своего нового архипастыря. Резиденция епископа город Святой Андрей разукрасился по-праздничному. Было устроено нисколько арок, украшенных зеленью и цветами, и приличными надписями, а дома расцветились флагами. У ворот епископского двора, примыкающего к главному входу в кафедральную церковь , владыка был встречен многочисленными духовенством и при пении тропаря: «Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей», вошел в храм при полном освещении; в алтаре возложил на себя омофор и митру и с жезлом в руке занял свое архиерейское место близ правого клироса. Местный сингел, он же и секретарь консистории, взошел на солею и громко прочел ставленую грамату, за подписью митрополита и патриарха Георгия Бранковича, в которой верным чадам будимской епархии объявлялось, что новопоставленный для них архипастырь избран единогласно освященным Собором карловицкой литургии по канонами и установлениями святой православной церкви, по праву апостольского преемства, по обычаю местной автокефальной церкви, как человек наиболее достойный, способный для высокого служения в сане епископа, одаренный от Бога многими дарованиями и добродетелями, – что его избрание удостоилось санкции верховной власти, и что он 1 марта хиротонисан. Поэтому верные чада приглашаются верно, всегда и во всем оказывать своему новому, законно поставленному, архипастырю послушание, повиновение и любовь, как обладающему в полной мере епископскою властью, правами, полномочиями и привилегиями. Чтение граматы сопровождалось и закончилось громким «живио!». Затем был совершен благодарственный молебен и сказано многолетие императору, собору и новопоставленному архипастырю. После многолетия местные священники, исправляющий должность протопресвитера епархии произнес одушевленную речь и пожелал владыке много лет здравствовать и быть для своей паствы мудрыми правителем, добрым отцом и благодетелем. В ответ на это поздравление преосвященный Лукиан в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С апр. 1942 по июнь 1944 г. в Будапеште действовал Православный богословский ин-т (2 выпуска студентов), где был осуществлен перевод богослужебных текстов и заложены основы правосл. богословской науки на венг. языке. Окончание второй мировой войны привело к серьезным изменениям в жизни правосл. Церкви. Вначале была восстановлена довоенная система управления. Будимская епархия СПЦ, управляемая епископом Георгием (Зубковичем), канонически и территориально осталась неприкосновенной. Представители румын. Православия в В. провели съезд в г. Дьюла, где аннулировали проведенное в 1940 г. присоединение румын. приходов к венг. церковной организации, и, вновь заявив о своем «румынском характере», создали епархиальную консисторию, подчиненную Бухаресту, во главе к-рой был поставлен Петер (Мундруцо), получивший вскоре титул викария Арадской епархии. Аналогично тому как в 1940 г. под политическим давлением о своем «венгерском характере» вынуждены были заявить мн. приходы, состоящие из румын, так и в кон. 40-х гг., при переходе в юрисдикцию Румынской Православной Церкви, о своем «румынском характере» заявили и такие приходы, в к-рых, кроме священника, никто по-румынски не говорил. Переговоры велись также и с Московским Патриархатом. Еще в нач. XIX в. в г. Ирёме действовал рус. храм, освященный во имя мц. Александры с приделом св. прав. Иосифа. Храм был построен в 1802 г. над гробницей вел. кнг. Александры Павловны, дочери имп. Павла I , бывшей замужем за Иосифом, венг. палатином. В 1-й пол. XX в., после революционных событий в России, в Будапеште возникла рус. колония, к-рой принадлежали 2 прихода: один имел домовый храм и находился в ведении Экзарха Зап. Европы К-польской Патриархии митр. Евлогия (Георгиевского) , 2-й не имел храма и подчинялся митр. Анастасию (Грибановскому) , возглавлявшему РПЦЗ. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I в авг. 1946 г. направил в В. еп. Ужгородского и Мукачевского Нестора (Сидорука) и прот. Александра Смирнова для ознакомления с состоянием дел в венг.

http://pravenc.ru/text/150197.html

от турок. По X закону 1792 г. серб. правосл. епископы стали членами Венгерского парламента, а XX закон 1848 г. уравнял правосл. вероисповедание с др. упомянутыми в законе. Народно-церковный собор 1864-1865 гг. принял новый устав, к-рый был утвержден в 1868 г. королевским рескриптом. После воссоединения СПЦ серб. епархии, как Карловацкая, так и Будимская, объединившая к этому моменту др. епархии в границах совр. В., вошли в ее состав. Румынская Православная Церковь Румыны начали переселяться в В. в нач. XIII в. и постепенно заселили всю Трансильванию. Унгро-Влахийская митрополия была основана в 1359 г., первым румын. архиереем, о к-ром сохранились достоверные сведения, был Пахомий, игум. мон-ря св. Михаила в Мармароше (XIV в.). По просьбе воеводы Драга К-польский Патриарх Антоний IV в 1391 г. объявил этот мон-рь ставропигиальным и наделил его игумена архиерейскими правами, подчинив ему т. о. большую часть трансильванских территорий, населенных румынами. С нач. XVI в. известно о существовании румын. епархий - Ревской и Фельшёсильвашской, юрисдикцию к-рых определил в 1571 г. Иштван Батори (Стефан Баторий). В 1599 г. епископ Фельшёсильвашский перенес свою резиденцию в Дьюлафехервар (ныне Алба-Юлия, Румыния). В 1605 г. Бочкаи вывел трансильванских епископов из-под власти Унгро-Влахийского митрополита и поставил во главе их епископа Ревского, но уже 4 года спустя эта епархия перестала существовать. С 1640 г. трансильванские архиереи попали под юрисдикцию реформатских епископов. В 1648 г. был издан протестант. катехизис на румын. языке. В «Одобренных Конституциях княжества Трансильвании и связанных с ним частей Венгрии» (1653) упоминаются «влахийские священники» и «калугеры» (монахи), говорится об издании на румын. языке Служебника и Требника. В 1698 г. Дьюлафехерварский румын. православ. епископ Афанасий (Ангел) от имени 2270 священников вынужден был подписать унию с Римом. С этого момента трансильванская Румынская Православная Церковь юридически перестала существовать. Те правосл.

http://pravenc.ru/text/150197.html

А положение отдельных епархий является особенно тяжёлым. Такова епархия будимская. Она разбросана по отдельным частям Венгрии. Церковные общины по городам верхней Венгрии только называются сербскими, на самом же деле – мадьярские... Сербство держится ещё в сельских общинах, и то в нижней половине епархии, к реде Драве. Там простой народ любит и церковь , и своё имя сербское. Но за то бедность там крайняя, непокрытая, да и общины малочисленны. Нет во многих приходах священников, и приходы обслуживаются соседними священниками или недоучеными монахами 986 . —366— В школах недостаёт учителей. Школы – только основные, других – средних и высших – совсем нет 987 . Здесь кстати отметим, что сербские вероисповедные школы и в будимской, и в других епархиях подвергаются всевозможным притеснениям от мадьяро-католических властей. То (в Новой Градишке) управитель местной школы не позволяет православному законоучителю подписывать школьные свидетельства кирилловскими буквами, требуя, чтобы были подписаны латинскими буквами 988 , или не позволяют (в Госпиче) обозначить кириллицей школьные работы учениц 989 , то прямо требуют, чтобы и Закон Божий преподавался воспитанникам – сербам на мадьярском языке (так в Сегедпне, Баранье 990 , на школьных свидетельствах пишут: ученик „греческо-несоединённой“ веры (вместо: православной) 991 . То ставят всевозможные препятствия при открытии сербских православных школ, или сербские вероисповедные школы обращают в коммунальные, отнимая силой у церковных общин их достояние – землю и постройки 992 . Католическая пропаганда с своей стороны употребляет все позволительные и непозволительные средства на то, чтобы склонить православных сербов к унии. Так совращены были в унию 100 сербских се- —367— мейств в Великом Варадине, но потом опять возвращены в лоно православной церкви 993 . Или вот характерный случай: в Пакраце ксёндз не иначе соглашался допустить сербку быть кумой при крещении дитяти католической веры, как под условием принятия его римско-католического вероисповедания 994 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Патриарх Иосиф готовил Н. в свои преемники, но путь того к епископству оказался сложным. В 1853 г. он стал настоятелем мон-ря Крушедол . После внезапной смерти еп. Горно-Карловацкого Сергия (Качанского), Н. 1 янв. 1859 г. получил мандат на управление овдовевшей епархией, но епископом стал Петр (Йованович) , а Н. вернулся в Крушедол. 11 июня 1861 г. в г. Сремски-Карловци патриарх Иосиф хиротонисал его в викарного епископа. После смерти еп. Пакрацкого Стефана (Крагуевича; 25 янв. 1864) Н. назначили администратором, а в авг. того же года избрали епископом Пакрацким (см. в ст. Славонская епархия ). По мнению Г. Васина, Н. будучи одним из самых образованных представителей Церкви и прекрасным оратором, часто задавал тон дискуссиям на серб. церковно-народных соборах, начиная с Благовещенского собора 1861 г. и кончая собором 1871 г. ( Васин. 2015). Он считался ярким последователем консерватизма, всегда подчеркивал роль Церкви в сохранении серб. национальной идентичности в Австро-Венгрии, полагал недопустимым вмешательство светских властей в дела Церкви и критиковал предложения либералов о необходимости реформирования сербских школ в духе времени. После смерти патриарха Самуила (Маширевича ; 20 янв. 1870) администратором был поставлен еп. Будимский Арсений (Стойкович). Но в 1872 г. по указанию императора еп. Арсений вернулся в свою епархию, а Н. стал новым администратором. Члены Народной партии расценили его назначение как намерение властей сделать Н. патриархом и отказались поддержать его кандидатуру на выборах патриарха. В результате патриархом стал Прокопий (Ивачкович) , к-рый не смог управлять митрополией и через неск. лет был почислен на пенсию. Н. вернулся в Пакрац и до конца жизни не посещал Сремски-Карловци. Н. посвятил себя делам епархии и творчеству. Он построил резиденцию в Пакраце (разрушена во время гражданской войны в 1991), заботился о епархиальных мон-рях и поддерживал деятельность 36 вероисповедных школ, в 1871 г. открыл семинарию (богословию) в Пакраце, но власти вскоре ее закрыли. Основал несколько фондов для оказания помощи сербским вдовам и сиротам.

http://pravenc.ru/text/2565308.html

Нет никакого сомнения, что трансильванские румыны приняли православную веру от болгар. Но когда они перешли под власть Венгрии, мадьяры сильно угнетали их за их преданность православию и нежелание принять католичество или кальвинизм. Они долго не позволяли им иметь своих епископов. Только в 1479 году в актах встречается указание, что у них был свой митрополит и епископы. Но притеснения продолжались. С православных румын мадьяры взыскивали десятину сначала в пользу католичества, а потом кальвинского духовенства; священники платили и подати государству, и оброки помещикам. Православный румынский митрополит был подчинен кальвинскому супер -интенденту, без разрешения которого он не мог пригласить к себе на собор своих епископов и священников: без предварительного согласия его он не имел права ни назначать, ни увольнять своих протопресвитеров, т. е. благочинных: свое решение дел, жалоб и споров между православными священниками он также должен был представлять на окончательное утверждение реформатского епископа. Священникам разрешено было причащать только взрослых, обладающих совершенным разумом и ведущих безукоризненную жизнь; было запрещено покланяться в церкви распятию и иконам, священники должны были разъяснять простому народу, что иконы суть только простое украшение, а крест-напоминание страстей Господних; погребать умерших было предписано по обычаю кальвинской церкви. Результатом притеснений было то, что румынский православный митрополит Афанасий и подчиненные ему епископы в 1700 году перешли в унию; за ними ушли и миряне в числе не менее 500,000 человек; но около 2,000,000 еще остались верными православной церкви. Правительство усилило после этого систему своего угнетения. Прежде всего оно официально лишило их права иметь своих епископов. Затем в 1761 году подчинило их сербскому епископу-Будимскому или Офенскому, находившемуся в зависимости от Карловацкого митрополита. Наконец, в 1783 году, вследствие настойчивых просьб Трансильванских румын им дан был «свой собственный епископ, который должен был иметь свою кафедру в Германштадте, главном городе Трансильвании (по-славянски город этот называется Сибином); но и сибинский или гармнштадтский епископ не был самостоятельным,-его подчинили карловацкому митрополиту. Только в 1864 году трансильванским румынам удалось добиться учреждения самостоятельной Сибинской митрополии, образованной первоначально из епархий уже существовавших-арадской, великоварадинской, буковинской и далматинской и вновь открытой карансебемской, которая отделена была от епархии темешварской и вершецкой. Впрочем, в 1873 году, как мы видели, буковинская и далматинская епархия были выделены в особую митрополию, вследств и е чего Сибинская митрополияи состоит теперь только из трех епархий. Карловацкий архиерейский синод изъявил свое согласие на дарование ей автокефальных прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Состоялись новые административные назначения в Сербской Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Состоялись новые административные назначения в Сербской Церкви На проходившем с 23 по 31 мая 2002 года Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви был решен ряд вопросов административного управления и произведены назначения архиереев на вдовствующие и недавно созданные епархии. На прошедшем с 23 по 31 мая 2002 года Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви был решен ряд вопросов административного управления и произведены назначения архиереев на вдовствующие и недавно созданные епархии. Так, на вдовствующую после смерти владыки Саввы (Вуковича) Шумадийскую епархию назначен епископ Западно-Американский Иоанн (Младенович). Администратором освобождающейся Западно-Американской епархии назначен епископ Американский и Канадский Лонгин (Крчо). В связи с кончиной владыки Даниила (Крстича) епископом Будимским назначен епископ Лукиан (Пантелич), который при этом будет продолжать нести обязанности администратора Темишоарской епархии. Будимская и Тимишоарская епархии СПЦ расположены на территории Венгрии и Румынии. В связи с плохим состоянием здоровья епископа Жичского Стефана к нему «в помощь, в качестве заместителя» направлен находящийся на покое епископ Захолмско-Герцеговинский Афанасий (Евтич) . Известный сербский богослов владыка Афанасий с сентября 1996 года официально находился на покое всвязи с тяжелой травмой позвоночника. Все это время епископ Афанасий жил в монастыре Тврдош под Требинье (Республика Сербская, Босния и Герцеговина), а последние несколько месяцев находился на Святой Земле. Жичская епархия является одной из древнейших в Сербской Церкви. На ее территории расположен ряд всемирно известных монастырей, имеющих огромного историческое и духовное значение для Сербской Церкви и государства. В монастыре Жича первоначально находился центр Сербской архиепископии , первым предстоятелем которой был святитель Савва Сербский. Викарный епископ Будимльский Иоанникий избран правящим архиереем Будимльско-Никшичской епархии, которая была образована решением Архиерейского Собора в мае 2001 года. В течение года владыка Иоанникий уже исполнял обязанности администратора новообразованной епархии. Священный Архиерейский Синод нового созыва имеет следующий состав: Патриарх Сербский Павел – в качестве председателя; митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий , епископ Шабачско-Вальевский Лаврентий, епископ Бачский Ириней и епископ Враньский Пахомий – в качестве членов Синода. Андрей Шестаков Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В 1791-1828 гг. епархией управлял бывш. митр. Белградский Дионисий (Попович) , открывший в Буде семинарию, б-ку, фонд к-рой составили из перевезенных в Сентендре собраний личных книг почивших архиереев, начиная с Патриарха Арсения III, изначально хранившихся в Сремски-Карловци. Еп. Дионисий дополнил ее изданиями своих переводов с лат. и греч. языков. В 1834 г. менее полугода Б. е. управлял один из образованнейших монахов своего времени, настоятель мон-ря Бездин Иустин (Йованович ; † 1834). В 1836-1839 гг. епархию окормлял Пантелеимон (Живкович , с 1839 еп. Темишварский), в 1839-1848 гг.- еп. Платон (Атанацкович , с 1848 еп. Бачский), составивший устав церковноприходских общин, в 1853-1892 гг.- еп. Арсений (Стойкович). В 1874 и 1881 гг. он избирался на кафедру Карловацкой митрополии, но оба раза это избрание не утверждалось императором. 6 тыс. книг из собрания епископа-библиофила после его смерти были переданы в Будимскую б-ку. В 1896 г. еп. Будимским стал свящ. Иеремия (Маджаревич), скоропостижно скончавшийся в том же году. С 13 марта 1898 г. до избрания Патриархом Сербским Б. е. управлял еп. Лукиан (Богданович) . В 1912-1951 гг. еп. Будимский Георгий (Зубкович) успешно противостоял попыткам властей Венгрии упразднить епархию. Во время второй мировой войны сильно пострадали кафедральный собор в Сентендре и епископская резиденция, после войны они были окончательно разрушены по указанию представителей властей. В это время духовная жизнь епархии была парализована, но благодаря во многом усилиям еп. Георгия удалось вдвое увеличить фонд Будимской б-ки. В дальнейшем сюда поступили собрания культурного объединения «Явор» и мон-ря Грабовац, дарения частных лиц (в наст. время ок. 20 тыс. томов). Назначенным на Будимскую кафедру в 1951 г. еп. Хризостому (Войновичу ; с 1952 еп. Браничевский) и в 1960 г. митр. Арсению (Брадваровичу) не удалось получить разрешение правительства Венгрии на въезд в страну. С 1984 г. адм. управление Б. е. осуществлял еп. Моравичский, викарий Сербского Патриарха Даниил (Крстич) , в 1988 г. он был избран еп. Будимским. После его кончины 20 апр. 2002 г. епархией управляет администратор Темишварской епархии еп. Лукиан (Пантелич) .

http://pravenc.ru/text/153573.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН (Джорич Хранислав; 19/7.08.1899, Йошаничка-Баня - 27.08.1991, Белград), Патриарх Сербской Православной Церкви (СПЦ) в 1958-1990 гг. Герман (Джорич), Патриарх Сербский. Фотография Герман (Джорич), Патриарх Сербский. Фотография Род. в семье учителя, к-рый позднее принял сан священника. Учился в Велика-Дренове близ Трстеника и в г. Крушевац, в семинариях в Белграде и Сремски-Карловци (окончил в 1921). Изучал право в Париже, потом поступил на Белградский богословский фак-т , к-рый окончил в 1942 г. В 1924 г. рукоположен во диакона при кафедральном соборе Жичи, назначен служащим церковного суда Жичской епархии. С 1925 по 1927 г. преподавал Закон Божий в гимназии г. Чачак. С 1927 г. священник на приходе в Миоковци. В 1931 г. переведен в г. Врнячка-Баня настоятелем храма и архиерейским наместником, при храме учредил ежемесячный ж. «Преглед» и ежегодный календарь «Свети Лазар». В 1938 г. овдовел и переехал в Белград, назначен референтом Св. синода. 12 июня 1951 г. избран главным секретарем Синода в сане епископа с титулом «Моравичский». 7 июля 1951 г. пострижен в монашество в мон-ре Студеница, 12 июля возведен в сан архимандрита. 15 июля состоялась хиротония. В 1952 г. избран епископом Будимским, но не смог занять кафедру из-за препятствий, чинимых венг. властями. С 1956 по 1958 г. управлял Жичской епархией, восстановил более 40 храмов и основал мон-рь Йоване (освящен 7 июля 1961). В 1955-1956 гг. администратор Будимлянско-Полимской епархии (см. Будимлянско-Никшичская епархия ), а в 1956-1957 гг. администратор Рашско-Призренской епархии. Был редактором главного органа СПЦ - ж. «Гласник» . 13 сент. 1958 г. избран Сербским патриархом. Решая острую кадровую проблему СПЦ, Г. был инициатором избрания 27 епископов. При нем были основаны новые епархии: Восточноамериканская и Канадская, Среднезападноамериканская и Западноамериканская (1963), Западноевропейская и Австралийская (1969), Австралийская (1973), Враньская (1975), Канадская (1983), Бихачско-Петровацкая (1990).

http://pravenc.ru/text/164745.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010