Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Епископ Осечко-Польский и Бараньский Лукиан скончался на 85-м году жизни 25.05.2017 Епископ Осечско-Польский и Бараньский Лукиан (Владулов) скончался 24 мая 2017 г., во второй половине дня, в клиническом больничном центре города Осиек, сообщил официальный сайт Сербской Православной Церкви . Епископ Лукиан возглавил Осечко-Польскую и Бараньскую епархию во время начавшейся в Югославии гражданской войны. После распада страны епархия оказалась на территории Хорватии. В годы войны, которая продолжалась с 1991 по 1995 г. в Осечко-Польской и Бараньской епархии было разрущено 14 храмов, 35 получили серьезные повреждения. По причине военных действий резиденция епископа была перенесена из Осиека в Даль. Епископ Лукиан своими архипастырскими трудами способствовал скорейшемузаживлению ран, нанесенных его епархии в годы войны. В сложный послевоенный период он сыграл решающую роль в нормализации церковной жизни сербов в этой части Хорватии. Область Осечко-Поле, известная под этим названием с начала XVIII в., включает в себя территории вокруг города Осиек. Тогда же в Сербской Православной Церкви впервые появляется епархия, епископы которой носили титул: «Мохачский, Сигетский и Осечко-Польский». В 1733 г. епархия была упразднена, ее венгерская часть вошла в состав Будимской епархии, а славонская — в Сремскую. В 1746 г. епархия с центром в Осиеке была возрождена, но уже спустя два года ее территория была присоединена к Славонско-Пакрачской епархии, а в 1758 г. она вошла в состав Сремской архиепископии. Возобновлена как самостоятельная епархия в 1991 г. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 26.05.2017 18:41:43

http://drevo-info.ru/news/22347.html

Започна работното посещение на Волоколамския митрополит Иларион в Унгария На 4 септември 2021 г. по благословение на Светейшия Патриарх Московски и на цяла Русия Кирил председателят на Отдела за външни църковни връзки на Московската Патриаршия Волоколамският митрополит Иларион пристигна на работно посещение в Унгария. На летището на Будапеща владика Иларион бе посрещнат от посланика на Руската Федерация в Унгария Е.А. Станиславов и клирика на Будапещенско-Унгарската епархия свещеник Святослав Булах. На 5 септември председателят на ОВЦС се молеше по време на Божествената литургия в храма «Успение Богородично» в гр. Сентендре – катедралния храм на Будимската епархия на Сръбската Православна Църква. На същия ден митрополит Иларион присъства на откриването на Международния Евхаристиен конгрес – мероприятие, провеждано от Римокатолическата Църква в една от европейските столици веднъж на четири години. По време на този форум се състояха срещи на председателя на ОВЦС с президента на Унгария Янош Адар, Естергомско-Будапещенския архиепископ кардинал Петер Ердьо, главата на Европейската епископска конференция кардинал Анджело Баняско, вице-премиера на Правителството на Унгария Жолт Шемиен, държавния секретар на Унгария по въпросите на религиите, националните малцинства и гражданските взаимоотношения Миклош Шолтес. Вечерта на същия ден Волоколамският митрополит Иларион посети катедралния храм «Успение Богородично» на Унгарската епархия на Московската Патриаршия, където свещеник Святослав Булах го запозна с напредъка на извършваните в храма ремонтно-реставрационни работи. Програмата на визитата на председателя на ОВЦС в Унгария предвижда изнасяне на доклад за православното разбиране на Евхаристията на Международния Евхаристиен конгрес, както и срещи с църковни и политически дейци. Служба «Комуникация» на ОВЦС Печатна публикация Споделяне: Page is available in the following languages Обратна връзка

http://mospat.ru/bg/news/87963/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [серб. Jocuф] (Стоянович; † 2.03.1775, Осиек, совр. Хорватия), еп. Горно-Карловацкий в 1771-1774 гг. Принял монашество в мон-ре Раваница. 20 янв. 1754 г. в соборной церкви г. Сремски-Карловци хиротонисан во епископа и поставлен на кафедру Костайницко-Зринопольской епархии (см. ст. Горно-Карловацкая епархия ). В управлении епархией ему помогал архим. Викентий из монастыря Шишатовац. В протоколе Народно-церковного Собора (1769) упоминается как епископ Костайницкий из Северина. В том же году епархия была упразднена, И. по возрасту почислен на покой. В 1771 г. по предложению митр. Карловацкого Иоанна (Джорджевича) И. был утвержден австр. двором на Горно-Карловацкую кафедру, при этом пастве объявили, что владыка в силу преклонных лет будет оставаться в Костайнице, а его администратором будет иером. Алексий (Гаврилович) из мон-ря Врдник. Фактически И. управлял только частью епархии на территории обл. Бания. Как епископ Карлштадтский он упоминался в числе участников Народно-церковного Собора в мае-июне 1774 г. в г. Сремски-Карловци, на котором был избран Карловацкий митр. Викентий (Йованович Видак) . 30 июня 1774 г. И. был вторично почислен на покой, переехал в г. Осиек. Похоронен в Успенском храме в Осиеке. Ист.: Г. Споменици из будимског и пештанског архива//ГСУД. 2. 1874. 5. С. 307; Руварац Д. Српски народни сабор одржан 1774. у Карловцима//ССКА. 1929. 69. С. 1-15. Лит.: Српски народни сабор 1769. у Карловцима//ЛетМС. 1872. 114. С. 151-202; С. Срби у Xpbamckoj у XVIII в.//ЗбМСИ. 1976. Бр. 14. С. 7-56; Српски jepapcu. С. 256. Ю. В. Костяшов Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей))

http://pravenc.ru/text/578553.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Георгий (Зубкович), еп. Будимский. Фотография. 40-е гг. ХХ в. (Зубкович Джурадж; 23.04.1878, Будапешт - 11.04.1951, там же), еп. Будимский Сербской Православной Церкви. Окончил начальную школу и гимназию в Будапеште, затем правосл. богословский фак-т в Черновицах (ныне Черновцы, Украина) и получил степень д-ра богословия. Пострижен в монашество в мон-ре Бездин. 19 дек. 1901 г. рукоположен во диакона, в 1905 г.- во пресвитера. Был секретарем Темишварской консистории. 10 дек. 1911 г. избран епископом Будимским, 29 дек. 1912 г. в Сремски-Карловци состоялась его хиротония. Для разрешения сложной ситуации, в к-рой оказались проживающие в Венгрии правосл. румыны и греки (см. ст. Венгрия ), предлагал окормлять греч. и румын. общины, а в 1932 г.- основать для греч. приходов отдельное благочиние. Выступал против введения венг. языка и нового календаря в богослужение. Благодаря действиям Г. Будимская епархия , несмотря на стремление венг. властей создать самостоятельную Венгерскую Православную Церковь, осталась канонически и территориально неприкосновенной. Во время второй мировой войны кафедральный собор епархии и резиденция Г. были сильно повреждены, а после войны по решению властей снесены. Дважды, в 1938 и 1950 гг., Г. выдвигался кандидатом на серб. Патриарший престол. Венг. власти не позволили похоронить Г. в приготовленной гробнице в соборной церкви в Сентендре, поэтому он был похоронен на кладбище в Будапеште, а спустя неск. месяцев перезахоронен в Сентендре. Лит.: Српски jepapcu. С. 122. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/164267.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ГОРОДНИЦКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (ставропигиальный УПЦ), находится в пос. Городница Новоград-Волынского р-на Житомирской обл. (Украина) ГОРЧАКОВ Михаил Иванович (1838 - 1910), прот., историк, канонист, юрист, общественный деятель, член Гос. совета ГОСПИТАЛИТЫ общее название ряда монашеских орденов и конгрегаций, занимающихся опекой нуждающихся в помощи (больные, сироты, престарелые, неимущие, паломники и т. д.) ГОТСКАЯ ЕПАРХИЯ церковно-адм. единица на территории Крымского п-ова, входившая в VIII–XIX вв. в состав К-польского Патриархата ГОТФРИД БУЛЬОНСКИЙ (ок. 1060/61 — 1100), герц. Н. Лотарингии, один из предводителей 1-го крестового похода и основателей Иерусалимского королевства крестоносцев ГРАБАРКА св. гора на Подляшье (Подлясе), восточнее г. Семятыче, где находится одна из главных правосл. святынь Польши — Марфо-Мариинский жен. мон-рь ГРАБОВАЦ во имя св. архангелов Михаила и Гавриила жен. (ранее муж.) мон-рь Будимской епархии Сербской Православной Церкви GRAVISSIMUM EDUCATIONIS декларация о христианком воспитании, принятая на 4-й сессии Ватиканского II Собора, утвержденная папой Римским Павлом VI 28 окт. 1965 г. ГРАЧАНИЦА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ГРГЕТЕГ жен. (ранее муж.) мон-рь с ц. в честь перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мирликийского, Сремской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_80.html

Что касается статистики, то по данным 1900, 1903, 1905, 1908 и 1910 гг. число православных сербов карловецкой митрополии колеблется между 1.045,550 и 1.176,230 человек. Именно, венгерская статистика в 1900 г. насчиты­вала в Венгрии сербов 1.045,550 душ, а в 1903 г. 1.079,000 5 . По „шематизму“ (календарю) восточно-право­славной сербской митрополии карловецкой за 1900 г., в карловецкой архиепископии душ мужского и женского пола 173,011, в бачской епархии 135,504, в будимской – 18,584, в вершецкой – 133,375, в горне-карловецкой – 333,830, в пакрацкой – 124,564 и в темишварской 144,000, а всего 1.062,868 6 . Проф. Л. Нидерле в 1903 г. насчитывал сер­бов в Венгрии 1.052,180, проф. Флоринский, принимая во внимание естественный ежегодный прирост населения, пола­гал в Венгрии в 1907 г. 1.127,895 сербов 7 . Матвей Косовац в официальном издании „Српска православна мumponoлuja карловачка по податцима од 1905 годные. У Карловцима, 1910“ исчислил сербов митрополии в коли­честве 1.176.230 душ, в частности в карловецкой архи­епископии 199,972, в бачской епархии 146,965, в будимской 23,388, в вершецкой 139,410, в горне-карловецкой 870,546, в пакрацкой 138,475 и в темишварской 154,157, сверх того в монастырских приходах 3,317, откуда и получи­лась вышесказанная сумма 1.176,230 человек. Но по „Ка­лендарю Матице српске за годину 1908“ число душ в карловецкой митрополии 1.060,217: в архиепископии карло­вецкой 186,198, в епархии бачкой 38,344. в будимской 22,350, в вершецкой 135,000, в горне-карловецкой 293,961, в пакрацкой 136,364 к в темишварской 184,000 8 . У Нидерле напечатаны следующие, полученные академиком И. В. Ягичем от статистического отделения патриаршей карловецкой канцелярии, вычисления относительно право­славных сербов Венгрии и Хорватии-Славонии (по данным 1905 года): 1. Архиепископия карловецкая. а) протопресвитериат 9 карлопецкий . . . . . . 46,628 б) протопресвитериат митровнцкий . . . . . . 55,572 в) протопресвитериат земунский. . . . . . . 48,868 г) протопресвитериат вуковарский .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Из всех епархий карловецкой митрополии архиепархия лучше всех снабжена духовен­ством. Только несколько малых приходов обслуживаются здесь монахами, на всех остальных имеются свои штат­ные священники. Но зато сильное оскудение духовенства замечается в других епархиях, особенно в горне-карловецкой, пакрацкой и будимской. Целая треть приходов не имеют постоянных священников. По два, по три при­хода дают на обслуживание одному священнику. Такой недостаток в священниках приносить великий вред и религиозным и национальным интересам сербского народа. Предлагалось несколько проектов и мер к пополнению рядов духовенства в означенных епархиях. Один про­ект (свящ. Соларича) рекомендовал улучшение материального положения священников, так как вследствие недо­статочного содержания молодежь неохотно идет в бого­словскую школу. Другой проект (архим. Г. Летича) нахо­дил возможным помочь горю через устройство в Горнем (Верхнем) Карловце общежития для бедных учеников гимназии доброго поведения из епархий горне-карловецкой, пакрацкой и будимской. Ученики получали бы здесь бес­платно квартиру и стол, и их родители давали бы обяза­тельство, что, по окончании гимназии, дети их поступят в богословскую школу и затем займут священнические места в тех епархиях. Указывалось еще средство, именно – чтобы молодым людям доброго поведения тех епархий дозволено было поступать в карловецкую богословскую школу из VI-ro класса средних учебных заведений, т. е. на два года раньше окончания полного гимназического курса. При этом ссылались на пример Сербии, где в семинарию принимаются окончившие только пять классов средних школ, а между тем из них выходят хорошие священ­ники. Да и в самой карловецкой митрополии не так давно были священники с малой научной подготовкой и, однако, они сумели быть добрыми пастырями и блюстителями веры и нравственности. Конгресс 1906 года – В октябре 1906 года последо­вало высочайшее разрешение на созвание народно-церковного конгресса в Карловцах в течение того же (1906) года. Патриарх Георгий Бранкович, которому высочайше предо­ставлено назначить день для созвания конгресса, таким днем назначил 10-е декабря того же года.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

—543— лось на конгрессе рассуждений по вопросу о замещении многочисленных праздных священнических мест. Из всех епархий Карловицкой митрополии архидиецеза лучше всех снабжена духовенством. Только несколько малых приходов обслуживаются здесь монахами, на всех остальных имеются свои штатные священники. Но зато сильное оскудение духовенства замечается в других епархиях, особенно в горно-карловицкой, пакрачской и будимской. Целая треть приходов не имеют постоянных священников. По два, по три прихода даются на обслуженье одному священнику. Такой недостаток в священниках производит великий вред и религиозным и национальным интересам сербского народа. Предлагалось несколько проектов и мер к пополнению рядов духовенства в означенных епархиях. Один проект (свящ. Соларича) рекомендовал улучшение материального положения священников, так как вследствие недостаточного содержания молодёжь неохотно идёт в богословскую школу. Другой проект (архим. Г. Летича) находил возможным помочь горю через устройство в Верхних Карловцах общежития для бедных учеников гимназии доброго поведения из епархий горно-карловицкой, пакрачской и будимской. Ученики получали бы здесь бесплатно квартиру и стол, и их родители давали бы обязательство, что, по окончании гимназии, дети их поступят в богословскую школу и затем займут священнические места в тех епархиях. Указывалось ещё средство, именно – чтобы молодым людям доброго поведения тех епархий дозволено было поступать в Карловицкую богословскую школу из VI-ro класса средних учебных заведений, т. е. на два года раньше окончания полного гимназического курса. При этом ссылались на пример Сербии, где в семинарию принимаются окончившие только пять классов средних школ, и между тем из них выходят хорошие священники. Да и в самой Карловицкой митрополии не так давно были священники с малой научной подготовкой и однако они сумели быть добрыми пастырями и блюстителями веры и нравственности. К сожалению, между священниками и высшей церковной иерархией существуют большие нелады. Патриарх и епископы крутыми средствами совсем отчуждили от себя

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не тотчас после падения государства сербо-венгерские переселенцы могли отказаться от надежды – изгнав поработителей, снова возвратиться в отечество. Но когда надежда эта все более и более стала исчезать, они должны были позаботиться, чтобы прочным образом устроить себя на новом месте жительства. Вместе со всем другим приступлено было к устройству и дел церковных. Хотя венгерские короли, несмотря на свое желание перезвать к себе как можно более сербских колонистов, как кажется, не изъявляли готовности быть слишком щедрыми на привилегии относительно свободы и прав их православного исповедания 341 : однако дело не доходило и до того, чтобы в видах насильственного привлечения их к католицизму совсем лишить их права иметь у себя своих собственных православных епископов (как это было с теми же сербами в далматинских владениях республики венецианской). Поэтому устроение дел церковных состояло в том, что сербо-венгерские переселенцы, начиная с конца XV века, приступили к постепенному учреждению у себя своих собственных сербо-венгерских епископских кафедр 342 . Первою по времени учреждения кафедрой была кафедра сремская, которая назначена была по отношению к прочим, имевшим быть открытыми после нее, кафедрам составлять их митрополию. Что касается до этих прочих, постепенно вслед за первою открывавшихся, кафедр, то, к сожалению, ни за какое время настоящего периода мы не имеем полного их каталога, и узнаём о существовании тех или других между ними только из отдельных о каждой и разновременных свидетельств и указаний. По таковым свидетельствам и указаниям известны, как существовавшие в те или другие времена настоящего периода, следующие епископские кафедры: 1) будимская или офенская (вероятная), 2) шегединско-бачская, 3) вараждинская или хорватская, 4) иеновско-темешварская, 5) арадская, 6) пожегская, 7) вершецкая, 8) хоповская 343 . Сколько именно было кафедр перед приходом в Австрию патр. Арсения Черноевича, остается нам неизвестным. В грамоте сему патриарху импер. Леопольда 1-го от 1695 г. поименованы кафедры, имеющие существовать на будущее время. Если предположить, как это весьма вероятно, что все эти кафедры существовали уже прежде прибытия патриарха, то они называются в грамоте следующие: 1) темешварская и иенопольская, 2) карлштадтская и зринопольская, 3) шегединская, 4) будимская и стольно-белградская, 5) могачская и сигетская, 6) вершецкая и 7) великоварадская и егарская (см. грамоту у Чапловича в сочинении Slavonien und zum Theil Croatien B. 2, Pesth, 1819, S. 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Празник Светог Саве – званични празник у      Преосвештенство Епископ будимски и администратор темишварски г. присуствовао 10. априла 2019. године, на позив румунског Парламента, седници поводом свечаног празника Светог Саве за званични и посебним законом признати празник у На седници у дворани Парламента говоре су одржали: српски посланик г. иначе закона о празника Светог Саве за званични празник у државни секретар за са црквама и верским г. Виктор Опасхи, представници Владе и Парламента подршку за закона. Затим су представници свих парламентарних уз пригодно представника парламентарних група, безрезевно подржали закон празник Светог Саве изгласан за званични и законом признати празник у У оквиру радне посете Букурешту, Преосвештенство Епископ будимски и администратор темишварски г. посетио у српског посланика у румунском Парлманету г. и заменика др Маринка Маркова, село Клежан поред Букурешта. Са благословом надлежног епископа у цркви Светих архангела Михаила и Гаврила епископа и дочекали су румунски свештеници: егзарх архимандрит Михаил Мускариу, игуман манастира Летка, отац Сава Опреану и месни парох Кристеа. Управо у Клежану и околним селима у равници, према Дунаву, налазе се задужбине великог српског сина Капетан Мише црква Светих архангела Михаила и Гаврила, Занатска школа - тада у Европи, конак - београдског Капетан-Мишиног али нажалост сада само у рушевинама и у потомака Срба су из дошли са Капетан-Мишом, а и дан-данас усред Влашке говоре и српски! У присуству неколико села увек српски, Преосвештени Епископ г. и били су свечано дочекани у велелепном барокном храму. су, у знак Преосвештеног Епископа и даривали пригодним поклонима. Владика истакао Капетан-Мише како за српски тако и за румунски народ. се портретима ктитора изузетно добро и очуваним се налазе изнад западног улаза у цркву, Епископ приметио да носилац високог - капетан Дунава, му доделила владарска су госте увели и у крипту, где над гробом Капетан-Мише одслужен помен том великом сину српског рода. Владика захвалио румунским на веома топлом дочеку, као и епископу у наду да и постати спона два православна народа у крилу Свете Саборне и Апостолске Цркве.

http://pravoslavie.ru/120575.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010