343 Приезжавший в Россию в 1654 г., сербский невский патриарх Гавриил Раич сообщал в Московском Посольском Приказе, что под областью его состоит 40 епархий, 8 митрополий и 32 епископии (см. Муравьева Сношения с Востоком ч. 3, л. 740). Из этих 40 епархий, как мы полагаем для сербо-венгерских поселений должно быть отделено не менее 10-ти; но какии именно они тогда были, остается неизвестным. 344 Архим. Арсений в статье «Сербы и Волохи в австрийских землях, помещенной в Журн. Мин. Нар. Просв. 1870 г. октябрь, стр. 244. веро ятно основываясь на книге Керцелича Notitine de regnis Slavoniae, Croatiae et Dalmatiae, которой мы не имели под руками, перед Симеоном Вретанией говорит еще об епископе Петре Домитровиче, который поставлен был в 1618 г. и который принял унию с папой. О самом Вретании архим. Арсений говорит, что он был было послан  Петром Домитровичем для посвящения в Рим, но вместо того принял его от архиепископа охридского. 345 Часть прежних переселенцев, жившая в Темешварском банате, присоединилась к этому целому немного позднее, потому что банат был отнят австрийцами у турок уже в 1718 г. 346 Сведения об архиепископах до Стефана Стратимировича включительно мы заимствуем главным образом из каталога Лукиана Мушицкого, напечатанного в Гласнике кн. VI, стр. 25 sqq, и из статьи «Народни конгреси овостраних Срба», напечатанной в Србском (будимском) Летписе 1861–63 годов. Везде, где не поставлено цитат, должен быть подразумеваем или тот, или другой (преимущественно второй) из этих источников. При разногласиях между Мушицким и автором статьи относительно хронологических дат мы следуем второму, как новейшему и более ученому, а показания первого выставляем в скобах. 347 Народными конгрессами у австрийских сербов называются такие соборы, на которых присутствуют не только епископы, но и представители как от прочего духовенства, так и от мирских сословий гражданского и военного. О привилегии избирать архиепископов именно посредством таких конгрессов говорится уже в грамоте импер. Лeonoльдa I om 1691 r. (licetque vobis – сербам – inter vos, ex propria facultate, ex natione et lingua Rasciana constituere archiepiscopum, queni status ecclesiasticus et saecularis inter se eligem, cм. yЧanлobuчab Sla- venien II. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

находился видный церковный канонист еп. Георгий ( Летич; впосл. епископ Банатский), который в 1907 г. реформировал систему церковных школ в епархии и во всей Карловацкой митрополии. По итогам первой мировой войны (1914-1918) территория Темишварской епархии была разделена между 3 гос-вами - Венгрией, Королевством сербов, хорватов и словенцев и Р. Три общины, оказавшиеся в Венгрии, вошли в состав Будимской епархии СПЦ. Однако примерно равное деление общин между Королевством сербов, хорватов и словенцев (36) и Р. (40) не соответствовало разделению серб. паствы бывш. Темишварской епархии по численности: 80% паствы оказалось на территории Королевства сербов, хорватов и словенцев и только 10% - на территории Р. Т. о. появились 2 Темишварские епархии СПЦ: одна действовала на территории Р. с сохранением кафедры в г. Тимишоара, а 2-я - в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, где кафедрой был определен г. Велика-Кикинда (ныне Кикинда, Сербия). По решению еп. Вршацкого Гавриила (Змеяновича) от 7(20) дек. 1919 г. 14 серб. общин и 3 мон-ря (Базиаш, Златица и разрушенный Кусич), находившиеся на территории Р., из состава Вршацкой епархии были переданы румын. Темишварской епархии. Согласно Уставу СПЦ, принятому в 1931 г., часть Темишварской епархии, находившаяся на территории Королевства Югославия, была объединена с Вршацкой епархией в единую Банатскую епархию с кафедрой в г. Вршац. Еп. Георгий (Летич) после первой мировой войны продолжал управление Темишварской епархией из Велика-Кикинды и потом возглавил Банатскую кафедру. Темишварской епархией, действовавшей на территории Р., после окончания первой мировой войны управляли только администраторы: еп. Бачский Ириней ( Чирич; в 1935-1952; в годы второй мировой войны епархией фактически управлял прот. Слободан Костич), еп. Банатский Виссарион ( Костич; в 1952-1979), еп. Браничевский Хризостом (Войинович; в 1979-1980) и еп. Шумадийский Савва ( Вукович; в 1980-1996). Согласно переписи населения 2002 г., в Р. проживало более 22 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЛЯРИЧ [серб. Гаврило (1842, Эстергом (Гран), Венгрия - 13.01.1906, Мохач, там же), свящ., преподаватель Закона Божия, проф. серб. церковного пения. Закончил 7 классов гимназии, Богословский фак-т в Сремски-Карловци, один курс юридического фак-та Белградского ун-та. Рукоположен во диакона в 1868 г., во иерея - в 1869 г., в сан протоиерея возведен в г. Сараево в 1893 г. митр. Дабро-Босанским Георгием (Николаевичем) . Был членом консистории Будимской епархии, учителем Закона Божия в Кечкемете, затем в гимназии в Сараеве. Преподавал правосл. серб. церковное пение в учительской семинарии в Сараеве (Релево). В 1894 г. избран окружным протопресвитером в Мохаче. Был известен как проповедник, тексты его проповедей печатались в богословских журналах. С целью сохранить традиц. серб. церковное пение делал его нотные записи, к-рые публиковал совместно с Николо Тайшановичем. 1-я книга этого издания посвящена барону Федору Николичу из Рудны, старосте церковной общины в Пеште. 2-я книга не имеет посвящения, однако авторы выражают свою благодарность за оказанную помощь Петру Петровичу, сараевскому жителю и старосте церковной общины. Собрание сделанных Б. записей греч. напевов исчезло в Сараеве во время первой мировой войны. Муз. соч.: Мелография: Српско православно njehuje по карловачком старом начину. 1. Св. 1: [Лumyprujcke песме]; Св. 2: Ирмоси; Св. 3: [Из општег nojahja]; Св. 4: Уз часни пост, О Васкрсу и празницима; Св. 5: Cjeдaлhu и noлujeлejhu. Capajebo, 1887; 2: Св. 1-8: Октоих; Св. 9: [Из општег nojahja]; Св. 10: Beлuчahja и две kamabacuje. Capajebo, 1891. Соч.: Предговор: (Ucmopuja српског nojahja)//Српско православно njehuje. Сараево, 1891. 2: Октоих. С. I-VIII; Мала kamabacuja (пиказ Т. вила. Сараево, 1893. Т. 8. Св. 18. С. 275-276; Св. 19. С. 293-294. Лит.: J. П. Српско православно njehuje по карловачком старом начину//Босанска вила. Сараево, 1887. Т. 2. Св. 13. С. 206-207; Д. Српско православно njehuje//Там же. 1892. Т. 7. Св. 15. С. 236-237. Д. С. Петрович Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149725.html

Известна епископия в Гидрунте (в Калабрии, или Великой Греции). 264 Кроме митрополий, непосредственно подчиненных константинопольскому патриарху, в пределах турецкой империи были митрополии, или архиепископии, так называемые автокефальные, т. е., не зависевшие от патриарха ни во внешнем, ни во внутреннем управлении, Таковы митрополии: 1. Ахридская, в Болгарии 265 ; митрополит по древним постановлениям императоров 266 и канонам соборов, имел αυτοκεφλιαν и назывался патриархом; в 15 и 16 веках он большей частью назывался архиепископом 267 ; кафедра и местопребывание его в Ахриде. Патриарху ахридскому подчинено было 18 епархий, из коих 7 митрополий и 11 епископий 268 . Митрополии следующие: касторийская, пелагонийская, водинская, селасфорская, белоградская и канинская, струмницкая (тивериапольская) и гребенская. Из епископий известны: сиханийская, мегленская и молихская, дебрьская и преснинская, кичавская и горская 269 . 2. Пеккская, в Сербии, была весьма обширна и заключала в себе епархии частью в турецкой империи, частью в австрийских владениях 270 ; это разделение митрополии обозначить трудно: оно постоянно изменялось по мере того, как в следствие постоянных войн между оттоманской портой и австрийскою империей изменялись границы этих государств. Народонаселение пеккской митрополии, как и ахридской, было славянское. Митрополия имела 18 епископий 271 ; из них в конце 17 стол. 12-ть находились в пределах оттоманской порты, а 6-ть в австрийских владениях. Епископии эти следующие: А) в турецких владениях: скопионская, призренская, ерсекская, рашковская, старовлахийская, боснисерайская, белоградская, темешварская, валиовская, самаковская, кестелыгицкая, нисская, себешская; Б) в австрийских владениях: будимская, карловачская, бачская, ековская, липовская и посегская 272 . 3. Молдовлахийская, в Молдавии; титул митрополита: молдовлахийский и экзарх плагинский; кафедра в Сочаве (Στζαβα, Sotzawa), в последствии в Яссах. Митрополии подчинено три епископии в городах: Романе, Радауцах и Хуши 273 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЙИЧ [серб. Исидор (16.08.1878, Кула, обл. Бачка - 16.09.1915, Нови-Сад), серб. композитор, дирижер, муз. педагог, издатель. Первые опыты муз. композиции Б. относятся к периоду учебы в серб. гимназии в Нови-Саде. Изучал юриспруденцию в Будапештском ун-те (1897), руководил местными серб. хорами и читал лекции о серб. музыке. В 1899 г. поступил в Музыкальную академию в Будапеште, где учился композиции у проф. Х. Кёсслера. Для венг. словаря-справочника написал очерки о серб. музыке и музыкантах. На I Съезде венг. музыкантов, композиторов и преподавателей музыки (1901) сделал доклад «Сербская церковная, народная и плясовая музыка». В том же году возвратился в Нови-Сад, где активно занимался преподаванием пения, в т. ч. церковного, дирижировал хорами и струнными оркестрами, писал музыку, готовил муз. программы для «Светосавских проповедей» (торжества по случаю дня св. Саввы Сербского) в Нови-Садской гимназии. Начал издавать «Сербскую музыкальную библиотеку» (1901) и «Сербскую музыкальную газету» (1903). Способствовал установлению связей между певч. об-вами, что привело к образованию Музыкального сената. Основал муз. школу (1909), к-рая ныне носит его имя. В это время Б. переводил с венг. языка и писал учебники по муз. дисциплинам, а также статьи по различным проблемам муз. жизни, школьного дела и муз. просвещения. Записывал традиц. народное и церковное пение (см. разд. «Мелография»). Б. пытался обратить внимание Свящ. Синода Сербской Православной Церкви на небрежное исполнение традиц. церковного пения (1906). Будимскому еп. Лукиану (Богдановичу) он выслал подробный проект, предполагавший отбор, редактирование и издание в 16 книгах лучших записей серб. церковного пения. Б. предложил также анкету для опроса, к-рый выявил бы, в каком состоянии находится пение в приходских церквах на территории Карловацкой митрополии. Этот проект остался неосуществленным. В 1912 г. Б. также составил детально разработанный «Проект об изменении в обучении церковному пению и музыке в Сербской гимназии» в Нови-Саде - одной из светских школ, наиболее известных по своей роли в деле сохранения церковной музыки.

http://pravenc.ru/text/77376.html

А § 9 подтверждает, что за православными сербами, принадлежащими к карловацкой митрополии, „признаются все те права, которыми они доселе, при самостоятельном отправлении всех церковно-общинных и школьных дел, пользовались, свободно употребляя свой церковный язык и управляя церковно-общественным имуществом и фондом». Для составления более полного и обстоятельного представления о высшем церковном управлении в автокефальной карловацкой митрополии имеет большое значение ознакомление с уставом, выработанным на церковно-народном конгрессе 1875 года, и утвержденным тогда же королем, известным под именем „Соборско устройство“. В этом уставе содержатся разъяснительные постановления: 1) о греко-восточном сербском народно-церковном соборе вообще; 2) о его составе и членах; 3) о продолжительности депутатских полномочий; 4) о времени созывания народно-церковного собора; 5) о круге его действий и порядке его созвания; 6) о соборном совете и его составе: 7) о круге действий соборного совета; 8) о месте и времени его заседаний и 9) о порядке его делопроизводства. Патриарх Арсений III Черноевич, с согласия австрийского правительства, избрали для своей кафедры небольшой городок, основанный сербскими же переселенцами, Сент- Андре, близи Будапешта (теперешняя резиденция будимского епископа). Но, должно быть, жилось ему не особенно хорошо. Раньше, еще будучи Печским (сербским) патриархом, они находился в сношениях с Москвой, получая от русского правительства значительную субсидию. В 1688 году, вместе с проживавшими в Валахии низложенным константинопольским патриархом Дионисием и валашским воеводою Щербаном Кантакузеном, они писали в Москву, убеждая наше правительство поднять оружие против турок. Теперь субсидия русского правительства ему была прекращена. В 1696 году они все-таки присылали в Россию за милостыней и просили возобновить жалованную грамоту, данную, по ходатайству всероссийского патриарха Никона , Алексеем Михайловичем еще сербскому патриарху Гавриилу Раичу, два года (1654–1656) проживавшему в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Хронология Всеобщая, – в одной книге из 399 лл. + 3 (IIIA2) таблицы в лист. Рукопись, почти вся, написана рукой преосвящ. Порфирия. В ней заключаются хронологические списки и статьи, на русском, французском и греческом языках, которые не все составлены им, а некоторые списаны из других сочинений, хотя не указано откуда. К концу книги приложены литографированные таблицы, – английские. За этим следует: α) Хронология царей, пап, патриархов, великих писателей, обрядов, мрей, ересей. Здесь между прочим находятся списки великих людей всех времен и народов, в том числе и славянских, т.е. пап, патриархов и кафоликосов, с приложением нескольких хронологических статей на русском, французском и греческом языках; самые таблицы написаны на этих языках: a) Γενεαλογα π κτσεως κσμου, – из Панфекта афоно- иверского монастыря. b) Ряд христианских кралей в Болгарии по архимандриту Ранчу. c) Царственник или история болгарская (по будимскому изданию 1844 г.). Далее идут воеводы унгровлахийские и молдовлахийске, сербские жупаны, крали, цари и деспоты, черногорские владыки и князья, баны и крали боснийские, хорватские жупаны и крали. Затем следуют перечни по-французски, начиная с чехов и кончая древними восточными народами; только перечень Абиссинии взят из Chronologie universelle; а русские составлены самим преосвящ. Порфирием. Эта часть книги оканчивается оглавлением всего, заключающегося в ней. β) Chronique de marbres de l " isle de Paros, dit d " Arondel. γ) Liste des époques les plus certaines des temps historiques, rapportées aux années avant l " ere chrétienne. δ) Suite des Olimpiades, avec les archontes d " Athenes rapportée aux années avant l " ere vulgaire de Jesus-Christ, ε) Table des indictions (т.е. нндиктов). ζ) Fastes consulaires. η) Hegire des Mahometans. θ) Годы правления арабских халифов (стр. 540). ) Заметки о хронологии (стр. 545). κ) Chronologie universelle (стр. 546–706). λ) Творение мира. Потоп, – несомненно, из лекций о. Порфирия, читанных им в Ришельевском лицее. Статья написана в 1838 г., как отмечено в конце ее самим автором. μ) Астрономия. Хронология, – написаны тогда же, судя по почерку и бумаге. ν) Век Августа, тоже(стр.741). ξ) Иисус Назарянин (стр. 745).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

церкв. (Прав.обозр. 1872 и 11)”. Принятый в 1869 г. новый академический (“Макарьевский”) устав предусматривал возможность научных командировок, и Голубинский, не удовлетворенный лишь книжным знанием о православных церквях, сразу решил совершить заграничное путешествие. Чтобы избежать волокиты в Совете Академии, старички которого были недовольны неучастием Голубинского в их картежно-питейной компании, он прямо послал прошение об отпуске обер-прокурору Синода графу Д.А. Толстому. Тот запросил А.В. Горского и, получив хвалебный отзыв, изъявил свое согласие. Отзыв этот содержал столь усиленные похвалы, в особенности “Краткому очерку”, что когда Горский сам стал читать его Голубинскому, тот застеснялся, попросил благословения и ушел, не дослушав. Денег на поездку у Голубинского не было. Чтобы просить в Синоде на время поездки прибавки к жалованию, он выпросился, чтобы его послали в Петербург делегатом на археологический съезд. Обер-прокурор сразу дал согласие на прибавку, но щепетильный Голубинский, не послушался совета опытных людей поклониться директору Хозяйственного управления Синода и получил лишь часть обещанной прибавки. Доклад обер-прокурора о разрешении командировки утверждался императором, и Александр II-й собственноручно надписал: «Согласен, но с тем, чтобы он отнюдь не вмешивался в политические дела». Эта осторожность диктовалась крайне напряженным положением на Балканах, а также, возможно, и ясно выраженной в “Кратком очерке” личной позицией, занятой Голубинским в отношении различных балканских конфликтов. Путешествие “для ближайшего ознакомления с внутренним бытом современной и памятниками исторической жизни православных церквей греческих и славянских” продолжалось с лета 1872 г. до конца 1873 г. Сначала Голубинский в течение 4-х месяцев работал в Вене, занимаясь в библиотеках и совершая поездки в главные места Польши, и Австро-Венгерской Руси (Галиции и Буковины). Во время пребывания своего в Австрии он начал было даже писать статьи «О галицких русских, о венгерских русских и об австрийских русинах», но не окончил их, не успев собрать нужный материал. Из Вены он выехал в Белград, посетив по пути в Сент-Андре сербского епископа Будимского. Затем 4 месяца провел в Белграде, путешествуя оттуда также по княжеству сербскому. Через Болгарию и Румынию он прибыл в Константинополь, посвятив 6 месяцев его изучению. Отсюда на Пасху 1873 года через Кипр и Родос совершил путешествие в Иерусалим, побывал также в Вифлееме, монастыре св. Саввы, на Мертвом море, Иордане и в Горней. В Иерусалиме много сведений почерпнул у знаменитого теперь о. Антонина (Капустина) . По пути был в Смирне, Александрии и Бейруте. Вернувшись в Константинополь, посетил Солунь и Афон, остановившись в русском Пантелеймоновом монастыре и приняв участие в знаменитых 14-часовых бдениях, прожил 1 1/2 месяца в Афинах, месяц в Риме, откуда обратный путь совершил через Равенну, Венецию, Триест, Вену и некоторые другие города.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Состоявшийся в 1902 г. в Карловцах народно-церковный конгресс, имевший 37 заседаний (с 26 мая по 6 июля), вызвал в сербской печати до противоположности различную оценку. Тогда как по одним „и этот конгресс не внёс в церковно-народную сокровищницу ни новых прав, ни гарантий“ 1479 , другие напротив говорят, что последний конгресс был значительный и плодотворный: „в своих заседаниях в течении шести недель он исполнил столько административных дел, сколько не сделали, может быть, все сербские народно-церковные конгрессы с 1875 г., с тех пор, как начало функционировать настоящее соборное устройство“ 1480 . Чтобы правильно судить о характере и значении деятельности последнего народно-церковного конгресса, нужно знать исторические обстоятельства и условия, при которых он состоялся, нужно окинуть —540— одним взором деятельность и всех предшествующих народно-церковных конгрессов. „Кто следил за развитием нашей народно-церковной автономии за последние годы, – говорит „Христ. Весник“, – тот мог убедиться, что на этом едином поле, на котором ныне можем двигаться вперёд, подвигаемся мы весьма медленно и туго. Прошло 30 лет с тех пор, как созидаем свою автономию и всё никак не можем ещё довершить“ 1481 . В самом начале шестидесятых годов сербские народно-церковные конгрессы хотели построить автономию на возможно широких свободолюбивых основаниях. В том же направлении шло им навстречу и тогдашнее венгерское правительство, а отчасти и сербская иерархия, и вот тогда между прочим состоялись распоряжения об организации церковных общин с свободным выбором председателя, общинам уступлено право выбора приходского духовенства от диакона до окружного протопресвитера, урегулировано жалованье духовенства соответственно с потребностями времени, выработаны правила о народных школах, фондах и т. д., что всё получило санкцию в так называемом „Корол. Рескрипте от 10 августа 1868 г.“ В начале дела шли довольно гладко и даже прогрессивно в том же свободолюбивом направлении, – в 1870 г. предложен проект, чтобы впредь конгресс свободно избирал из своей среды председателя помимо митрополита, который постоянно занимал председательское место по своему положению и достоинству. Но здесь наступил раскол. Большая часть конгресса с иерархией во главе и была решительно против этого проекта, и, после долгой ожесточённой борьбы, тогдашний патриарх Самуил Маширевич распустил конгресс, а 7 января 1871 г. скоропостижно скончался. На место Самуила администратором назначен Арсений Стойкович, епископ будимский. Распущенный конгресс вновь был созван и продолжал деятельность в том же свободолюбивом направлении. Предложены были новые законопроекты, согласно коим

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В столице Венгрии прошла международная научно-просветительская конференция «Пасхальные дни в Будапеште» 9 апреля 2010 г. 12:31 8 апреля 2010 года по благословению управляющего Венгерской епархией архиепископа Егорьевского Марка состоялась конференция «Пасхальные дни в Будапеште». Организаторами чтений выступили Российский культурный центр в Венгрии и протоиерей Николай Ким, настоятель храма святой Александры в Иреме, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры . В конференции  приняли участие венгерские ученые-русисты и секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры А.И. Мраморнов, выступивший с докладом о проблемах и задачах современной церковной науки. Затем состоялась презентация книги епископа Будимского Даниила (Крстича) (1927-2002), вышедшая в издательстве «Алетейя» и подготовленная к изданию протоиереем Николаем Кимом. В связи с этим мероприятием конференцию посетила делегация Сербской Православной Церкви во главе с епископом Будимским Лукианом (Пантеличем). Доклады, представленные на конференции, вызвали живой отклик у прихожан православных храмов Будапешта и посетителей Российского культурного центра, заполнивших весь конференц-зал культурного центра. Накануне, 7 апреля, состоялось выступление секретаря Ученого совета Общецерковной аспирантуры  и докторантуры в Католическом университете имени Петера Пазманя. А.И. Мраморнов познакомил студентов гуманитарного университета, многие из которых по специальности слависты, с развитием современной российской церковной историографии, отметив те проблемы, совместное изучение которых в ближайшей перспективе представляется наиболее плодотворным. По окончании выступления докладчик ответил на вопросы студентов. После встречи в университете протоиерей Николай Ким и А.И. Мраморнов в сопровождении сотрудников гуманитарного факультета проследовали в город Эстергом, центр венгерского католичества, где были приняты викарным епископом Яношем Секели. На встрече обсуждались возможности сотрудничества Общецерковной аспирантуры и докторантуры с католическими учебными заведениями Венгрии. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1133874.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010