бесконечные миры. А. Койре справедливо заметил, что «вне всякого сомнения, Джордано Бруно не очень крупный философ и слабый ученый ». Никаких астрономических и научных открытий с именем Бруно не связано. Бруно — идеолог. И успех его гелиоцентрической мифологемы означает, что гелиоцентрическое мировоззрение соответствовало некоторой идеологической установке этого времени, отвечало не на физические, а на метафизические вопросы. К тому же учение Коперника было на руку быстро растущей идеологии скептицизма и неверия в человеческие силы. Нескрываемый интерес диссидентской интеллигенции к коперниканству и философские спекуляции на нем побудили Ватикан спустя полвека после публикации книги Коперника (как раз когда Галилей занимался поиском научных доказательств модели) внести ее в индекс запрещенных книг. Деятельность Галилея. Италия эпохи Возрождения представляла собой ряд независимых государств, значительно отличающихся по форме управления друг от друга (от демократической республики до наследного владения герцогов); существовало много мнений по экономическим и социальным вопросам; но было две сферы, где не могло быть никакого плюрализма мнений: религиозная жизнь и философия, Римская католическая Церковь и Аристотель. Во времена Галилея Церкви и науке пришлось перейти в оборону: набирала силу Реформация, сказывались начатки свободомыслия, рожденного Ренессансом. Все это не могло не повлиять на жизнь и труд Галилея, которого называют отцом современной науки. Вряд ли какие другие события из истории науки обсуждались шире, чем осуждение Церковью теории Коперника в 1616 году и суд над Галилеем в 1633 году. Эти два факта всплывают, когда начинают говорить о противоречии между наукой и религией. Творческую жизнь Галилея можно разбить на три периода: 1564-1610 (студенчество и работа в университетах); 1610-1632 (от возвращения во Флоренцию до издания «Диалога»); 1633-1642 (судебный процесс и домашний арест). Первые шаги в науку. Галилео Галилей родился 15 февраля 1564 года в городе

http://pravmir.ru/delo-galileya/

А бабушки, осчастливленные идут по плохо освещенным улицам зачастую несколько кварталов, потому что вместо оплаты маршрутного такси они потратили деньги на свечи. Прихожанин вовсе не обязан покупать в храме свечи. Можно купить и одну свечу за 2 рубля и она будет так же, а может, и более дорога перед Богом, чем 100 свечей по 20 рублей. А возле подъездов они прорываются сквозь толпу малолетних подонков под два метра ростом, защищенных нашим гуманным государством. А казалось бы всего лишь перенеси службу на светлое время суток, хотя бы зимой и все. Пока ни разу не встречалось таких жалоб от бабушек. Бабушки вообще принадлежат к тому поколению, которое не жаловалось, но которое выиграло войну. Ваше предложение – не решение проблемы. Перенести службу на дневное время – тогда придется лишить возможности посещать Богослужение тех, кто днем работает. Если есть действительно, опасность, то можно попросить кого–то из прихожан проводить домой. И именно молодые люди должны сами первые предложить свою помощь. В тех случаях, когда есть реальная необходимость – время Богослужения переносится – так, например, в некоторых сельских храмах вечерняя служба начинается раньше, чтобы прихожане успели к последнему автобусу. Но самая важная служба – Литургия, на которой верующие как раз и причащаются – служится утром – в самое светлое время суток – с 8, 9 или 10 часов утра. Почему чтобы церковь согласилась с тем что Земля вертится, обязательно кто-то должен сгореть на костре? Тут надо немного разобраться. Слова «и все–таки она вертится» мифически приписываются Галилео Галилею, а сожгли Джордано Бруно.Здесь нужно помнить, что инквизиция сожгла не ученого астронома Бруно (в истории научной астрономии Бруно ничего не значит), а банального колдуна, который в обращении к вице-канцлеру Оксфордского университета сам рекомендовал себя — «доктор самой изощренной теологии, профессор самой чистой и безвредной магии». К тому же инквизиции – это страница истории католической, а не православной Церкви. А Галилей умер своей смертью.

http://pravmir.ru/pismo-v-redakciyu-15-v...

Жан Кальвин (1509–1564) продолжил реформаторское дело Лютера и даже создал в Женеве теократическую форму правления на основе своего учения. Смысл учения Кальвина состоял в полном доверии Богу. Бог дал людям Священное Писание, и этого вполне достаточно для нашего спасения. Ни философия, ни мистика Кальвином не приветствуются. Любое понятие о Боге, идущее не из Библии, не может быть истинным, ибо разум человека поврежден первородным грехом. Кальвин еще более усилил понимание рабства воли по сравнению с Лютером. Если Лютер учил, что человек не может влиять на те силы, которые находятся выше него (на Бога и ангелов), но свободен в плане существ, находящихся иерархически ниже (животных и материальные вещи), то Кальвин развил это учение до полного предопределения, вплоть до земных дел человека. Ведь если бы человек имел свободу, считал Кальвин, то он был бы независим от Бога, что невозможно, ведь Бог – творец и мира, и человека. Поэтому человек не может действовать иначе, чем по воле Божией, и все его действия, намерения и мысли предопределены Богом, так что спасение человека также целиком и полностью в руках Божиих. §6. Джордано Бруно Одним из наиболее известных философов XVI века является Джордано Бруно (1548–1600). В большой степени он приобрел известность благодаря тому, что последние годы своей жизни провел в заточении, поскольку против него велся инквизиционный процесс по обвинению в ереси, и в конце концов он был сожжен как еретик на Площади цветов в Риме. Атеистическая пропаганда говорит, что он был сожжен за свои научные убеждения – за пропаганду коперниканства и учения о бесконечности мира. В действительности Бруно был философом, а не ученым. Его философские взгляды формировались на основе учения Плотина, Николая Кузанского, мусульманских средневековых философов (Авиценна и Аверроэс), Гермеса Трисмегиста, и в последнюю очередь естественнонаучных взглядов Николая Коперника. Их взгляды он и пытался синтезировать в своем учении, которое в целом является возрождением неоплатонизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/re...

728 Нестор в летописи: «украси ю иконами и поручи Настасу корсунянину и попы корсунскыя пристави служити в ней, вдав ту все, еже бе взял в Корсуни, иконы, съсуды и кресты». В древнем житии св. Владимира (прим. 172): «сам созда церковь св. Богородицы, удивив», по другому списку «украсив ю серебром и златом». В печатном прологе, по милости известного о. Василия, читаем: «создав церковь св. Богородицы у дивов». О. Василию везде мерещились «дивеса». 729 В обиходе 13 в. (опис. муз. Румян. ст. 405) и в пергам. прологе под 11 мая показано: «освящение церкви св. Богородицы, юже созда благоверный кн. Василий, зовомый Владимир». 731 Иакова мниха похвала Владимиру – в христ. чт. 1849 г. 2, 325. Тоже лет. Нестора Собр. л. 1, 56. 34. 736 Бруно, сам проходивший из Киева к печенегам, говорит о Владимире: «эту границу защитил он от бродячего врага на обширное пространство частоколом весьма прочным (tirmissima et longissima saepe cirkumclausit). Вероятно, сторожевые города соединены были между собою глубоких рвом и валом с крепостным палисадом, как после делалось на границе против Татар. 738 Дитмар, chronicon 7, 244. Никон. л. 1. 104. Заметим при этом неправду паписта Адамара. Адамар пишет, будто успел было привлечь некоторых из русских на сторону папы, но «спустя немного дней пришел в Россию греческий епископ, и обратил всю средину страны» (Нарушевич Hist. naroda polskego, w Warsawie 1786 т. 4, 263; т. 7:43). Так как построение укреплений по Остру и другим рекам совершалось после крещения Владимира и киевлян, то Брунону, видевшему эти укрепления, конечно уже поздно было предлагать кому-либо из киевлян принять крещение западное. Да и сам Бруно хотя говорит о радушном, вполне христианском, приеме, оказанном ему к. Владимиром, но ни слова не говорит о том, что он убеждал и убедил кого-либо из русских верить в папу, напротив ясно говорит он о своем проповедническом назначении для печенегов. – История Рейнберга дает видеть, что если Бруно и не далек был от желаний приобрести в Киеве прозелитов, то Владимир и Киев уже далеки были от желаний принимать к сердцу проповедь о папе. – Потому в словах монаха Адамара очевидно оказывается обыкновенная страсть поклонников папы примешивать ложь к правде в славу своего идола папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

    PL 158: Ансельм Кентерберийский     Скан Patrologia Latina 158     PL 159: Ансельм Кентерберийский; Эадмер, монах из Кентербери; Филипп I (король Франции); Гуго (аббат Клюни); Вальрам (епископ Наумбургский); Гильберт (епископ Лимерикский); Гислеберт Криспин (аббат Вестминстера)     Скан Patrologia Latina 159     PL 160: Сигеберт из Жамблу; польская хроника Галла Анонима; Беренгоз (аббат Трирский); Иоанн Марсикан (епископ Тускульский); Одо (епископ Камбре); Вальтерий (епископ Шалонский); Родульф Тортарий     Скан Patrologia Latina 160     PL 161: Иво (епископ Шартрский)     Скан Patrologia Latina 161     PL 162: Иво (епископ Шартрский); Ламберт (епископ Аррасский); Франциск Камен; Гало (епископ Парижский); Анселл, кантор св. Гробницы; Реймбальд, препозит Льежский; Иоанн (монах); Пётр Хрисолан (архиепископ Миланский); Роберт из Арбрисселло; Пётр (епископ Пуатье); Гоффрид (аббат Вандомский); Схер (аббат Шомузе); Иоанн Диакон; Ансельм Лаонский; Рихард (архиепископ Нарбоннский)     Скан Patrologia Latina 162     PL 163: Пасхалий II (папа римский); Геласий II (папа римский); Лаврентий Веронский, диакон в Пизе; анонимные «Деяния епископов Меца»; Плацид из Нонантолы; Пётр де Хонестис (аббат); Григорий, римский пресвитер; Теобальд Эстампский; Тегер (епископ Мецский); Гуго из Флёри; анонимная «История французских королей из монастыря Сен-Дени»; Гуго Анжерский; Гийом (епископ Шалонский); Каликст II (папа римский); Радульф (архиепископ Реймсский); Конон (епископ Палестринский); Эрнульф (епископ Рочестерский); Арнальд (аббат Сансский); Понтий (аббат св. Руфа); Иоанн Констанцский     Скан Patrologia Latina 163     PL 164: Бруно Астийский, аббат Монте-Кассино     Скан Patrologia Latina 164     PL 165: Бруно Астийский, аббат Монте-Кассино; Одо из Асти (монах-бенедиктинец)     Скан Patrologia Latina 165     PL 166: Козьма Пражский; его продолжатели: Вышеградский каноник, Сазавский монах, Пражские каноники; Альберик Аахенский; Франко, аббат Аффлигия; Гуго из Рибмона; Понтий (аббат Клюни); Пётр Леонский (легат); Григорий (легат); Иоанн Михиэльский; Гвалтерий Теруанский; Гальберт из Брюгге; анонимные «Древние ритмы»; Бальдерик Дольский; Гонорий II (папа римский); Вивиан из Премонтре; Гауссельм, аббат св. Виктора в Марселе; Аббауд (аббат); Бруно (епископ Страсбургский); Фридерик (архиепископ Кёльнский); Рихард (аббат Фрателльский); Стефан (аббат цистерцианцев); Иоанн (монах); Дрого (епископ Асти); Гуго (епископ Гренобльский)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Leib und Seele, v. H. Ulrici 1866. 699. В древней философии первое ясное признание врожденности основных понятий о нравственности, праве и божестве мы находим у Цицерона. Этого рода понятия он прямо называет врожденными (insitas) и почитает их как бы приданым, которым наградила нас природа при нашем рождении на свет. Затем учение о врожденности идеи о Боге находим у некоторых Отцов и Учителей Церкви, более или менее сочувственно относившихся к Платону. Так Иустин философ говорит, что «слово Бог не есть имя, но всажденная ( μφυτος) в природу человека мысль о чем-то неизъяснимом» (Апол. II, гл. 6). В другом месте он признает, что всему роду человеческому врождено семя Слова, в силу чего весь род человеческий является участником божественного разума (Ап. I, 46) и может познавать истины веры, видя в них сродство с этим врожденным ему, зародышным ( σπερματικ) божественным Словом (Ап. II. 13). Подобного же рода мнение встречаем и у Климента Александрийского . Бл. Августин признает, что идея о Боге лежит в основе всякой человеческой мысли о Нем и что путем доказательств можно только раскрыть эту идею, вложенную самим Богом в природу человека. По учению св. Иоанна Дамаскина , «ведение о бытии Божием сам Бог насадил в природе каждого». (Излож. пр. веры, 1, гл. 1). Средневековые философы, состоявшие под влиянием гносеологических воззрений Аристотеля, источник «естественного» познания о Боге видели большею частью в умозаключении из деятельности рассудка, восходящего логическим путем от конечного к бесконечному. Но у известного философа эпохи возрождения наук Джордано Бруно мы встречаем учение о врожденности идеи о Боге изложенным с такою ясностью, что учение об этом предмете Декарта можно бы назвать заимствованным, если бы не препятствовало тому отсутствие фактов, свидетельствующих о знакомстве его с сочинениями этого философа. По учению Бруно, при своем рождении душа наша является не tabula rasa или, как он выражается, пустою комнатою, но прежде всякого опыта ей врождены семена божественных истин и научного познания. Однако же, идеи всеобщего и необходимого познания врождены человеческой душе не в виде готовых представлений, но в форме зародышей или потенций, которые путем развития должны постепенно доходить до ясного их сознания и развиваться в необходимые и универсальные истины. Жизнь развивает эти зародыши или принципы божественных истин, опыт оплодотворяет и орошает их, а спекулятивное мышление приводит в зрелость. Развивая эти первоначально насажденные в духе зародыши истины, человек (последовательно переходя от сложного и частного к простому, единому и универсальному) доходит до научного познания и до абсолютного источника всякого бытия и всякой истины. М. Д. М.–в. «Философские воззрения Джиордано Бруно и влияние их на новую философию» «Правосл. Обозр.» за 1887 г. Май–Июнь: стр. 40.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Kudryav...

п. Их катены состоят главным образом из выдержек из творений св. Амвросия, бл. Августина, св. Иеронима и св. Григория Великого . Самая знаменитая из них та, которая составлена Фомою Аквинатом на четыре Евангелия; она известна под именем Catena aurea; катена Валафрида Страбона имеет, однако, более значительную историческую важность: она цитована всеми авторами средних веков и в особенности Фомою Аквинатом, как истинный авторитет под именем Glossa ordinaria. Она заключает выдержки из сочинений блаж. Августина, св. Амвросия, св. Иеронима, св. Григория Великого , св. Исидора Сивильского, Бэды Достопочтенного, Алкуина, 723 Рабана Мавра и примечания самого Валафрида Страбона. В начале XII века Анзельм де Лаон включил в нее несколько новых примечаний между строками текста; и с тех пор в ней стали различать Glossa interlinearis и Glossa marginalis. Позднее прибавили также к Glossa ordinaria заметки Николая Лирского († 1340). Знаменитейшие экзегеты этой эпохи, кроме тех, которых мы уже поименовали между авторами катен, следующие: 1) Алкуин (735–804), глава палатинской школы, основанной Карлом Великим (802), который воспроизводил истолкования отцов, тяготея особенно к таинственному смыслу. – 2) Ангелом (Angelomus), монах люксейльский в IX веке, автор аллегорических комментариев на книги Царств, и др. – 3) Друтмар (Druthmarus, † в 860), монах корбийский, изъяснивший Евангелия. – 4) Бертер (Berthaire), аббат монкассинский († 884), занимавшийся разрешением некоторых вопросов, относящихся к Ветхому и Новому Завету. – 5) Бруно, епископ вюрцбургский († 1045), очень сведущий в греческом и еврейском языках, оставивший несколько комментариев на Псалмы и Песни В. и Н. Завета. – 6) Willeram, монах бенедиктинский († 1085), автор Paraphrasis gemma in Canticum Canticorum. – 7) Бруно, основатель ордена Картезианцев (1040–1101), изъяснивший Псалмы и послания св. Павла. – 8) Бруно д’Асти (1049–1125), епископ сеньинский, умерший монахом монкассинским в 1125 г., писавший о Пятокнижии, о Псалмах и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Проблемой преодоления Христианства занимались и Карл Маркс, и его бывший друг Бруно Бауэр, и Фрейд, и многие другие, не только отдельные представители антихристианских течений, но и организации этого духа. Бруно Бауэр считал, что евреи должны войти в Церковь , принять христианство, затем преодолеть его при помощи новой философии и таким образом избавить человечество «от многих предрассудков христианской религии». Фрейд, как и Бруно Бауэр, считал, что христианство надо подорвать взрывчатой силой новых идей. А Карл Маркс – упразднением религии, конечно – христианской, ибо «религия – опиум для народа». Мысли Бауэра и Фрейда не новы, хотя и высказаны они в таком недавнем прошлом. Следы влияния этих мыслей мы легко обнаруживаем как в ересях и сектах первых веков, так и в протестантстве разных толков. Мы уже раньше высказали мысль о том, что формированию протестантского мировоззрения и учения реформаторов способствовало влияние кругов, заинтересованных в церковной реформе отнюдь не по религиозным соображениям. Европейский человек, вырвавшийся из средневековья в показавшийся ему светлым и жизнерадостным мир «Возрождения», легко поддался влиянию гуманизма, настойчиво расшатывавшего христианскую стойкость во имя любого вольнодумства. Отвергнув церковное Предание, утвердив неограниченные права за индивидуальным разумом и право свободного толкования и понимания Священного Писания с принятием одного из основных принципов гуманизма – «религия – частное дело каждого», протестантство положило начало возникновению и развитию в его среде новых религиозных течений, часто совершенно извращающих учение Христа и Апостолов. Последователи этих течений, возникших на почве лютеранства и кальвинизма, но ими не признанных, образовали многочисленные секты. Процесс образования сект в новое время можно разделить на три периода: 1. период первый – XVI столетие; в этом периоде секты возникают, главным образом, в Германии и носят преимущественно революционный характер, стремятся использовать религиозную смуту, вызванную реформой Лютера, в революционных политических и социальных целях; 2. период второй – XVII и XVIII столетия; в этом периоде секты возникают, главным образом, в Англии; многие из них сохраняют революционный характер немецких сект XVI века и принимают активное участие в английской революции; 3. третий период – XIX и XX столетия; в этом периоде: а) продолжается дробление протестантства, б) появляются новые секты, преимущественно иудействующие или язычествующие, из коих одни имеют более открытый характер влияния иудейства, другие – более скрытый, однако все эти секты так же революционны в отношении христианской государственности. Глава XXII. Секты XVI века

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Вывод: вода поднимается не из-за боязни пустоты, а из-за разности давлений. Эту цепочку аргументов Бойля можно выразить кратко в силлогизме: вода в запаянной трубке поднимается из-за разности давления, а не из-за боязни пустоты, следовательно, еретики не могут утверждать, что душа смертна . Как на самом деле происходило взаимодействие религии и науки при зарождении последней, можно изучить по книгам: • Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. Т.3. М. — Л. 1933. • Гурев Г. А. Коперниканская ересь в прошлом и настоящем. М., 1933. • Выгодский М. Я. Галилей и инквизиция. М. — Л. 1934. • Рожицын В. С. Джордано Бруно и инквизиция М., 1955 • Вопросы истории религии и атеизма. Сборник статей. Вып. 1. М., 1950. • Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. Т. 1 М., 1980. Т.2 М., 1987 • Гайденко П. П. История новооевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000 • Яки С. Спаситель науки. М. 1992. • Яки С. Бог и космологи. М.1993. • Косарева Л.М. Коперниканская революция: социокультурные истоки. М. ИНИОН.1991. • Косарева Л. М. Генезис научной картины мира. М., ИНИОН, 1985. • Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. Философский аспект проблемы. М., 1989. • Современные зарубежные исследования по философии и генезису науки (позднее средневековье и возрождение) М.ИНИОН.1980. • Социокультурные факторы развития науки (по материалам историко-научных исследований). Сборник обзоров. М., ИНИОН, 1987 • Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М., 1987. • Кимелев Ю. А. Полякова Н. Л. Наука и религия: историко-культурный очерк. М. 1988, • Йейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция. М., 2000. • Философско-религиозные истоки науки. М., 1997 • Фантоли А. Галилей. В защиту учения Коперника и достоинства Святой Церкви. М., 1999 • Лернер Л. Госселин Э. Галилей и призрак Джордано Бруно//В мире науки. 1987, сс. 80–88. • Шрейдер Ю. А. Галилео Галилей и Римско-Католическая Церковь//Вестник истории естествознания и техники. 1993, Грех слепой веры Итак, церковный тезис о том, что христианство и наука не враждебны друг другу — это не просто «противоатеистическая контрпропаганда». Христианство создало предпосылки для рождения научной картины мира — а потому оно не может быть враждебным по отношению к науке. Как говорил св. Филарет Московский — «Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

«Всё я пойму! – воскликнул Бруно. – Тебе надо просто понятно объяснить!» «Хорошо, – ответила мама. – Тело дедушки на кладбище. Но его душа на небесах, у Господа Бога». «А что такое „душа“?» – не унимался Бруно. «Я же тебе сказала, ты этого не поймёшь», – ответила мама и поцеловала сына на ночь. «Душа – это то, что я так сильно люблю в дедушке?» Мама задумалась: «Пожалуй, можно и так сказать». На другой день Ксавер застукал Бруно на кухне, и тот торопливо спрятал что-то за спину. Ксавер дёрнул его за руку и увидел бутерброд с горчицей, который Бруно только что сделал. «Почему у тебя горчица намазана снизу?» – спросил его брат. «А иначе дедушка с небес увидит её», – ответил Бруно. Ксавер засмеялся. «Ну и дурак же ты!» – заметил он и выскочил из кухни. Бруно задумчиво ел свой бутерброд с горчицей. Наверное, небо было так далеко, что дедушка не мог видеть, чем намазан бутерброд Бруно. К тому же дедушка плохо видел. Однако вопросы о душе и Господе Боге не оставляли Бруно в покое. «А души на небесах живые?» – спросил он у отца. «Я думаю, да». «Значит, дедушка на самом деле не умер?» «Он умер, но в наших воспоминаниях он продолжает жить!» Бруно кивнул. Да, это правда. Стоило ему подумать о дедушке и постараться представить себе, как он выглядел, то казалось, будто бы он вот-вот войдёт в комнату. «А если я забуду, как дедушка выглядел?» – уточнил Бруно. Вечером этого же дня отец дал Бруно маленький свёрток в плотной коричневой бумаге. Бруно осторожно развернул его. Это была фотография дедушки. Дедушка смеялся и махал над головой светлой шляпой. Бруно крепко прижал фотографию дедушки к груди и заснул. У пруда Бруно долго сидел на мостках и всматривался в воду. Дедушка ведь обещал научить его рыбачить. Они решили пойти на пруд в следующее воскресенье, а теперь уже так много воскресений прошло. Тут Бруно рассердился не на шутку. Как дедушка мог так запросто умереть и не сдержать своё слово? Просто так взять и уйти, оставив Бруно одного. Теперь никто не научит его рыбачить, это умел только дедушка. Вырезать маленькие дудочки из веток, подходить совсем близко к пасущейся косуле, собирать в лесу грибы и правильно называть их – всему этому Бруно мог научиться только у дедушки. А он умер. Умер и покинул его навсегда.

http://azbyka.ru/deti/detjam-o-smerti-bl...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010