В условиях советской власти Л. не демонстрировал свою религиозность, но, как вспоминает его внучка В. С. Зилитинкевич, «всю Страстную неделю дедушка читал мне соответствующие места из Евангелий. Тем молитвам, которые я знаю, научил меня дедушка. На его прикроватном столике всегда лежала Библия» (В нем преломился весь XX в.//Новая газ. 2013. 69, 28 июня). Другая его внучка, З. Ю. Курбатова, пишет, что в советское время в церковь Л. ходил, «как правило, лишь выезжая заграницу», а вместе с семьей «редко и только в Шуваловскую или Коломяжскую - подальше от центра. В Пасху дед слушал религиозную передачу на вражеской волне - особенно любил Би-Би-Си»; «вне всякого сомнения, дед был верующим, хотя не соблюдал постов и, кажется, не причащался»; он говорил внучке: «Каждый вечер надо молиться и крестить подушку перед сном», а ее дочери подарил отпечатанные собственноручно на машинке молитвы (Д. Лихачев и его эпоха. 2006. С. 36-37). По мнению О. В. Панченко, ««иосифлянская» прививка, полученная в молодости, сыграла большую роль и в более зрелые годы жизни Дмитрия Сергеевича. Выше всего он ценил духовную свободу человека, свободу совести, независимость религиозной жизни от любых форм идеологии. Поэтому Дмитрий Сергеевич был последовательным сторонником отделения церкви от государства. У него был и свой идеал церковной жизни - семейно-приходской, который он называл «жизнь приходом»» ( Панченко О. В. «Сокровенный сердца человек»//Звезда. 2001. 11. С. 192). Размышляя о необходимости «преодоления времени», Л. в записной книжке отметил: «Самое серьезное преодоление времени - во втором лице Троицы... Воплощение Христа существовало изначально, вне времени, было надвременным, и только проявилось в определенную эпоху человеческой истории» (Д. Лихачев и его эпоха. 2006. С. 393). В доме Л. нек-рое время хранились частицы мощей св. кн. Даниила Московского (ныне возвращены в Данилов во имя прп. Даниила Столпника московский мужской монастырь ; см.: Лихачев. Раздумья о России. 1999. С. 662-664). В архиве Л. сохранились письмо св. Нектария Оптинского основателю Братства св. Серафима Саровского Андрееву (Андреевскому), различные молитвы и поминальные записки; в его кабинете на стене висел портрет священноисп. Виктора (Островидова). В последние годы жизни Л. постоянно читал НЗ, делал выписки из Посланий св. ап. Павла (Д. Лихачев и его эпоха. 2006. С. 334-337, 394-395). Церемония офиц. прощания с Л. проходила в Таврическом дворце в С.-Петербурге. Отпевали Л. в Князь-Владимирском соборе. Л. был похоронен на кладбище в пос. Комарово (под С.-Петербургом) 4 окт. 1999 г. Научные труды

http://pravenc.ru/text/2110621.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОН Никон (Рклицкий), архиеп. Вашингтонский и Флоридский РПЦЗ. Фотография. Нач. 70-х гг. XX в. Никон (Рклицкий), архиеп. Вашингтонский и Флоридский РПЦЗ. Фотография. Нач. 70-х гг. XX в. (Рклицкий Николай Павлович; 4.12.1892, с. Борки Черниговского у. и губ.- 4.09.1976, Нью-Йорк, США), архиеп. Вашингтонский и Флоридский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Из семьи священника (впосл. протоиерея). По окончании в 1911 г. Черниговской ДС поступил на юридический фак-т Императорского ун-та св. Владимира в Киеве. В 1915 г. окончил Киевский ун-т со степенью кандидата права. В том же году поступил на военную службу, прошел ускоренный курс в новоорганизованном в Киеве Николаевском артиллерийском уч-ще. В 1916 г. произведен в звание подпоручика. Служил делопроизводителем Николаевского артиллерийского уч-ща и адъютантом 100-й артиллерийской бригады. В кон. 1918 г. был артиллерийским офицером в рус. добровольческой батарее при обороне Киева от войск С. В. Петлюры. В следующем году поступил в Вооруженные силы Юга России ген. А. И. Деникина. Служил в управлении главного военного прокурора. 13 июля 1919 г. получил звание поручика. После разгрома войск ген. Деникина Красной Армией в 1920 г. был эвакуирован из Крыма. Н. П. Рклицкий проживал в Белграде (Королевство сербов, хорватов и словенцев (КСХС), с 1929 - Королевство Югославия), ставшем одним из центров рус. эмиграции. Окончил миссионерско-богословский курс при Белградском ун-те. С 1925 г. был редактором газ. «Русский военный вестник», первоначально являвшейся печатным органом Об-ва офицеров Генерального штаба в КСХС в составе Русского Общевойскового союза (РОВС). В 1928 г. Рклицкий разорвал отношения с руководством РОВС и перешел к сторонникам вел. кн. Кирилла Владимировича, провозгласившего себя в эмиграции императором Всероссийским. Издаваемая Рклицким газета с этого времени стала называться «Царский вестник» (в 1940-1941 - «Русский народный вестник»). Состоял членом братства прп. Серафима Саровского. Читал и пел на левом клиросе рус. Троицкой ц. в Белграде.

http://pravenc.ru/text/2577557.html

К сожалению, из-за отсутствия высокой культуры и глубины восприятия у большинства современных православных христиан» такие личности, как профессор Андреевский, «не оценены по достоинству, и даже те, кто жил и учился с ними, редко понимали, какие сокровища они могли почерпнуть из богатых недр их православного опыта и знаний. Их интеллектуальная и духовная зрелость, старосветская утонченность, нарочитая простота и скромность, многообразие и одновременно целостность православного восприятия – все это по большей части прошло мимо умов молодого поколения (как русских, так и греков, и новообращенных американцев), часто ищущего простые ответы на примитивные вопросы, которое... упускает самое главное – глубокую работу над собой в повседневной православной жизни, чья духовная незрелость и отсутствие интеллектуальной культуры попросту не дают ему возможность уследить за ходом мысли зрелого православного мыслителя... Андреева немногие понимали в его время; он был слишком глубок и пламенен для современников. Он был в какой-то степени предвестником будущего расцвета Святой Руси» 197 . 146 Революционное юношество: из прошлого социал-демократической учащейся и рабочей молодежи. Л., 1924. Сб. 1. С. 166. 147 Антонов В. В. Братство прп. Серафима Саровского : к истории православного движения в Петрограде//Санкт- Петерб. епарх. ведомости. СПб., 1996. Вып. 16. С. 47–48; Анциферов Η. П. Из дум о былом: Воспоминания. М., 1992. С. 459. 149 Антонов В. В. Указ. соч. С. 48; Анциферов Н.П. Указ. соч. С. 459; Серафим (Роуз) , иеромон. И. М. Андреев – Истинный православный новообращенный представитель русской интеллигенции//Русские писатели XIX в. М., 2009. С. 541–542. 154 Полчанинов Р. Проф. И. М. Андреевский: (Краткая биография)//Православная Русь [далее – ПР]. 1977. 3. С. 11. 155 Помазанский М., протопресв. Памяти почившего профессора И. М. Андреевского//ПР. 1977. 2. С. 5. 158 Андреевский И. М. Религиозный смысл хирургической операции: (Из религиозно-мистического опыта)/Проф. д-р Ив. Андреев//ПР.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Саранске обсудили вопросы создания системы трезвенного просвещения в Приволжском федеральном округе 5 июня 2013 г. 17:59 4 июня 2013 года в Иоанно-Богословском Макаровском мужском монастыре г. Саранска прошел семинар на тему «Создание системы трезвенного просвещения в Приволжском федеральном округе». Его организаторами выступили Координационный центр по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению , Мордовская митрополия , а также Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение». Мероприятие проходило при поддержке Благотворительного фонда прп. Серафима Саровского . Семинар был посвящен распространению эффективных форм социального партнерства Церкви, органов государственной власти и общественных организаций в профилактике алкоголизма и помощи людям в Приволжском федеральном округе. В нем приняли участие представители 25 епархий, а также органов власти, ответственных на местах за здравоохранение, образование, работу с молодежью, социальную и демографическую политику, врачи, педагоги, психологи, представители общественных организаций. Приветствие участникам семинара направил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон . Он подчеркнул важность сохранения в обществе «отношения к трезвому и здоровому образу жизни как к нравственной ценности» и призвал участников не забывать о том, что «социальное служение — это служение любви». Гостей семинара также приветствовал епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин . В рамках семинара своим экспертным мнением поделился руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Валерий Доронкин. В своем докладе он рассказал, что «ключевая задача трезвенного просвещения заключается в распространении информации о пользе и необходимости трезвенного образа жизни, об укреплении нравственных ценностей». Руководитель отдела Екатеринбургской митрополии по утверждению трезвости и профилактике зависимостей протоиерей Игорь Бачинин в своем докладе отметил, что сейчас около 1,7% людей, страдающих от алкогольной зависимости, нуждаются в наркологической помощи. «Но лечение таких больных эффективно на 10-12%: полностью вылечиваются лишь около 10%, а 90% возвращается к прежней жизни. Причем, если лечением больных начинает заниматься религиозная организация, то эффективность возрастает до 60-80%», — подчеркнул отец Игорь.

http://patriarchia.ru/db/text/3021994.ht...

Чуть раньше вышеупомянутой приходской Никольской церкви была освящена в 1830 в бывшем дворце Браницких Александро-Невская церковь, выдержанная в классицистическом стиле. Проект иконостаса составил известный зодчий А. П. Мельников, в работах участвовал дворцовый архитектор К. Ратгауз. Иконы написали профессора Академии художеств А. Е. Егоров и В. К. Шебуев. В 1841 во дворце открылся Институт благородных девиц, и церковь стала институтской. Когда Польша обрела независимость, польские власти закрыли храм и ныне, в здании, которое занято Медицинской академией, от него не осталось и следа. Гонения на Православие в межвоенный период коснулись и Никольского прихода. В 1935–1936 его едва удалось отстоять от т. н. «Кола православных поляков имени маршала Пилсудского», которое ратовало за полонизацию Православной Церкви. В 1951 были определены границы новой Белостокско-Бельской епархии (впоследствии Белостокско-Гданьской), и Никольский храм стал ее кафедральным собором. В 1955–1958 был проведен ремонт собора, в 1956 в нем была освящена нижняя церковь прп. Серафима Саровского, где поставили иконостас из прежней полковой Серафимовской церкви. В 1975–1976 старые росписи были со стен сбиты, и храм заново расписал художник Иосиф Лотовский. В 1981 Белостокскую епархию возглавил архиепископ Савва (Грыцуняк), который постоянно жил при храме. В том же году, по его благословению, было учреждено Братство православной молодежи, ныне крупнейшее в Польше. В мае 1991, впервые в польской истории, православный храм посетил римский папа Иоанн Павел II, которого принимал сам архиепископ Савва. С 1998 он в сане митрополита возглавляет Польскую Православную Церковь, а епархией управляет епископ Иаков. Никольский собор — хороший образец позднего классицизма. Над его основным объемом на высоком световом барабане возвышается массивный шлемовидный купол, куполом. Над входом — одноярусная колокольня. Архитектурное оформление отличается скромностью: треугольные фронтоны, пилястры, сухарики, полуциркульные окна. На звоннице — семь колоколов, самый большой из которых весит 27 пудов. Внутри сохранился трехъярусный иконостас времени постройки храма, созданный в Вильне. Он выкрашен в белый цвет, позолочен и украшен богатой резьбой. Иконы царских врат написал в 1844 художник Малахов. У правого клироса висит Белостокская икона Пресвятой Богородицы. Это список 1940–1950-х с чудотворного образа, пропавшего после эвакуации в Россию в годы Первой мировой войны. Перед иконой постоянно служатся молебны.

http://sobory.ru/article/?object=30480

При обыске у В. было изъято 20 книг, 2 епитрахили, 11 блокнотов и 12 тетрадей с записями, ок. 136 писем к различным корреспондентам, медный крест и четки, что составляло почти все его имущество. В. не признал себя виновным в контрреволюционной агитации, однако на допросах не скрывал свое несогласие с политикой властей: «Врагом Советской власти я не являюсь, хотя по некоторым вопросам политики Советской власти я стою на резко отрицательных позициях, т. е. я являюсь противником антихристианской политики Советской власти, а равно и материализма, как отрицающего идею религии… Я заявлял, что смешно и глупо говорить о демократии и свободе, когда самая основа всякой общественной и индивидуальной жизни скована цепями» (Там же. Л. 13). В. был расстрелян по приговору тройки НКВД Крымской АССР от 10 дек. 1937 г. В 1997 г. Свящ. Синод УПЦ причислил В. к лику местночтимых святых Крымской епархии. Преподобномученик был прославлен к общецерковному почитанию Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 54926 [Личное дело студента СПб. ун-та]; Ф. 678. Оп. 2. Д. 17. Л. 22 [сведения о диаконской и священнической хиротониях]; Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. 1121699; Архив ГУ СБУ в Крыму. Д. 015399. Ист.: Запольский Е. С. , прот. Письмо б. еп. Владимиру Пищулину//Вестн. Свящ. Синода Правосл. Российской Церкви. 1926. 12-13. Лит.: Лосский Б. Н. Наша семья в пору лихолетия 1914-1922//Минувшее: Ист. альманах. М., СПб., 1993. [Вып.] 12. С. 119; Антонов В. В. Братство прп. Серафима Саровского: К истории правосл. движения в Петрограде//С.-Петербургские ЕВ. 1996. Вып. 16. Ч. 1. С. 44-49; Ч. 2. С. 93-99; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 21; Черепенина Н. Ю. , Шкаровский М. В. Справочник по истории правосл. мон-рей и соборов г. С.-Петербурга 1917-1945 гг. СПб., 1996. С. 51; они же. Правосл. храмы С.-Петербурга 1917-1945 гг.: Справ. СПб., 1999. С. 63, 142, 216-217; Доненко Н. , прот. Претерпевшие до конца: Священнослужители Крымской епархии 30-х гг. Симферополь, 1997. С. 41-47; Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского ин-та//Минувшее: Ист. альманах. СПб., 1998. [Вып.] 24. С. 486, 540-541; «Обновленческий» раскол. С. 363, 415, 420, 454, 471, 477; ЖНИР. Янв. С. 398-401.

http://pravenc.ru/text/159028.html

Время проведения: 1–2 февраля 10.00. Место проведения: Почвенный институт им. В. В. Докучаева, Пыжевский пер. 7. Проезд: м. «Третьяковская»; «Полянка». 1 февраля 10.00 1. Власова Елена Ивановна, заместитель председателя Отдела религиозного образования и катехизации Нижегородской епархии РПЦ, ст. н. с. Института общего образования Министерства образования России, к. пед. н. «Современные проблемы развития и духовного становления сельских школьников». 2. Гусев Георгий Витальевич, заместитель директора по науке центра непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского. «Педагогическое наследие Сергея Александровича Рачинского». 3. Мартышин Владимир Сергеевич, директор Ивановской сельской школы Борисоглебского р-на Ярославской области. «Из опыта работы Ивановской школы». 4. Филь Сергей Юрьевич, председатель СПК «Русь». «Взаимодействие школы и сельхозпроизводства». 5. Захаренко Андрей Владимирович, чл.-корр. РАСХН, проректор МСХА им. К. А. Тимирязева, профессор. «Сельская школа – Тимирязевка: взаимосвязи и взаимодействие». 6. Миронова Валентина Ивановна, директор Самарской средней школы Куркинского р-на. Тульской области. «Реализация концепции модернизации образования в условиях сельской школы». 7. Протоиерей Алексий Василенко, настоятель обители-братства «Милосердие» Свято-Алексиевской пустыни. «Опыт служения и трудов в Свято-Алексиевской пустыни». 8. Гурьянова Марина Петровна, заместитель директора Института социально-педагогических проблем сельской школы, д. пед. н. 9. Крупнов Юрий Васильевич, педагог, руководитель МЭП «Управление качеством образования», Лауреат премии Президента России в области образования. «Критерии и показатели эффективности модернизации сельской школы». 10. Лемешев Михаил Яковлевич, профессор, академик Петровской академии наук и искусств, РАЕН, Всемирной экологической академии, Международной академии наук Евразии, эксперт ООН по окружающей среде, д. эконом. н. «Воспитание нравственности и проблемы экологии». 11. Миронова Татьяна Леонидовна, гл. н. с. Российской государственной библиотеки, профессор, д. филол. н. «Русский язык – основа воспитания духовно-нравственных ценностей».

http://pravoslavie.ru/423.html

В 1936 г. по проекту братства свт. Фотия при активном содействии Л. Московским Патриархатом был учрежден в Париже правосл. приход лат. обряда. В 1939 г. Л. получил франц. гражданство. В этом же году он познакомился с франц. философом Ж. Валем. Во время второй мировой войны, 13 июня 1940 г., Л. отправился на юг Франции за отходящей франц. армией, намереваясь вступить в ее ряды. Однако, пройдя за неделю от Парижа почти до Бордо, он не встретил ни одного военного отряда. Путевые впечатления Л. изложил в дневнике «Семь дней на дорогах Франции: Июнь 1940» (Sept jours sur les routes de France: Juin 1940), написанном в мест. Ла-Борнь возле Мартеля (деп. Ло), где среди парижских беженцев он встретил жену и детей. В рассуждениях Л., включенных в дневник, намечен принцип богословского понимания кафоличности Церкви - единство в различии. Подлинная кафоличность предполагает множество поместных Церквей, существующих в различных христ. землях с их характерными культурными традициями и составляющих при этом единую Церковь. Нарушение принципа кафоличности ведет к противоположным крайностям: «латинизму», навязывающему абстрактный универсализм лат. культуры, и языческому по своему характеру «германизму», абсолютизирующему частные формы местной культуры. Л. полагает, что именно Франция с ее галликанизмом способна противостоять этим крайностям и стать центром христ. возрождения в Зап. Европе. Мысли Л. о «латинизме» и «германизме» предвосхищают его дальнейшие богословские рассуждения о противоположности католич. тоталитаризма и протестант. индивидуализма. Здесь же, в деп. Ло, Л. перевел на франц. язык «Беседу прп. Серафима Саровского с Мотовиловым о цели христианской жизни». После возвращения в окт. 1940 г. в Париж, занятый к тому времени герм. армией, Л. вступил во франц. Сопротивление. Во время войны он принимал участие в богословско-философских собраниях, проходивших в доме М. Море. Их посещали известные мыслители - М. де Гандийак, Л. Массиньон, Г. Марсель и др. Для этих собраний Л. подготовил неск.

http://pravenc.ru/text/2110739.html

Июль 2003 года, Крестный ход на 100-летие прославления прп.Серафима Саровского Вспоминается добрый знаковый случай: в одной из многочисленных поездок Хоругвеносцев колонну машин остановил ДПС для профилактических мероприятий, увидев на первом сиденье головной машины благообразное лицо Леонида Донатовича с седою окладистой бородой, патрульный с уважением в голосе тихо спросил о нём водителя: – А это кто? Большой сан?.. – очевидно, приняв его за священника. – Не-ет… Это Глава Союза Православных Хоругвеносцев, – радостно ответил ему Алексей... Отправившись далее в путь, Хоругвеносцы весело рассказывали друг другу, что их Леонида Донатовича незнакомые люди с первого взгляда называют Большим Саном. С тех пор братчики, вспоминая тот случай, радуясь, долго ещё называли между собой Леонида: Большой Сан… Леонид – Большой Сан… А так ведь оно и есть! И это по нынешним временам удивительное – для нас самих и для всех в стране и мире – возсоздание Союза Православных Хоругвеносцев, надо сказать, вполне состоялось. Подтверждением тому служат неисчислимые дела и свершения , по милости Божией подъятые на рамена Хоругвеносцами в эти трудные для Народа Русского и Страны нашей 30 минувших лет. Дела эти, с явной помощью, чудесами и силой Божией свершались и на «стогнах градов» и весей, и в поездках, и в собраниях, и в воззваниях в СМИ, и в поэзии Леонида Донатовича и братчиков-Хоругвеносцев, и в писательской деятельности, в печатных изданиях (Альманах « Священная Хоругвь », газета « Земщина », книги, в том числе последняя, редактированная Леонидом Донатовичем – «Екатеринбургские останки»), в публикациях, в художественном творчестве, дизайнерской продукции « Русского Символа », которому, к слову сказать, в этом году исполняется 20 лет со дня основания. Главное, конечно, не в наименовании организации… Пусть даже и назывался прежний, дореволюционный «Союз Православных Хоругвеносцев» именами различных «Обществ хоругвеносцев», действовавших, наверное, во всех больших и малых городах и весях необъятной Российской Империи – главное, повторю, не в названии, главное – в духе Русского Православного Братства: в духе защиты правила веры, жертвенного служения Царю и Отечеству, в духе взаимопомощи и служения ближнему, по Святым заповедям Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/11/go...

254 Митрополит Антоний (в миру – Александр Васильевич Вадковский, 1846–1912). Родился в семье сельского священника в Кирсановском уезде Тамбовской губернии. Окончил Казанскую духовную академию. Преподавал в академии гомилетику и пастырское богословие. В 1872 году А. В. Вадковский женился на женщине, больной туберкулезом, и в 1879 году жена умерла, а через два года от дифтерита умерли оба их ребенка. В 1883 году он был пострижен в монашество с именем Антоний, в том же году рукоположен во иеромонаха и возведен в сан архимандрита. С 1885 – инспектор, затем ректор Санкт–Петербургской духовной академии. 1887 год – епископ Выборгский, викарий Санкт–Петербургской епархии, 1898 – митрополит Санкт–Петербургский и Ладожский. С 1900 – первенствующий член Святейшего Синода. Митрополит Антоний был одним из немногих архиереев – членов Синода, которые выступили в поддержку канонизации прп. Серафима Саровского . 19 июля/1 августа 1903 года участвовал в торжественном обретении мощей преподобного. 256 Имеется в виду Виктор Раев, в будущем – архимандрит Иоанн. Состоял инспектором Полтавской духовной семинарии; умер от чахотки. 258 «Группа 32–х», состоявшая из 32–х священников Санкт–Петербурга и впоследствии названная Союзом ревнителей церковного обновления, а затем Братством церковного обновления, впервые заявила о себе в 1905 г., направив митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) записку «О неотложности восстановления канонической свободы Православной Церкви в России». Группа поставила своей целью обновление всего строя церковной жизни. В записке 1905 г. и последующих аналогичных документах участники организации указывали на необходимость отделения Церкви от государства, восстановления патриаршества, выборности духовенства на всех уровнях, участия Церкви в политической и общественной жизни и т. д. В России в 1905 г. возникла бурная дискуссия по вопросу об обновленчестве, которая продолжалась до 1907 г., когда Братство церковного обновления прекратило существование. Обновленчество вновь возникло после революций 1917 г. Относительно генезиса обновленчества и связи возникшего в 1920–х годах обновленческого движения (раскола) с дореволюционным движением за обновление церковной жизни современные исследователи придерживаются различных точек зрения. См.: «Обновленческий» раскол: Материалы для церковно–исторической и канонической характеристики/Сост. И. В. Соловьев М., 2002. С. 18–24.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010