8 февраля 1928 г., в год окончания университета, 21-летний Лихачев был арестован за участие в «контрреволюционных» организациях – Космической Академии Наук и Братстве прп. Серафима Саровского . В доме предварительного заключения на Шпалерной он провел девять месяцев, после чего был осужден на пять лет лагерей. В Соловецком лагере Д.С. Лихачев провел три года – с ноября 1928 по ноябрь 1931 г. Еще девять месяцев работал в Званке и Тихвине – на строительстве Беломорско-Балтийского канала. На Соловках он приобрел необычайно важный жизненный опыт, который окончательно сформировал его как личность и служил ему духовной опорой всю оставшуюся жизнь (1906–1999) 166 . Годы, проведенные в Соловецком лагере, Д.С. Лихачев считал самыми важными в своей жизни. Здесь его окружали замечательные люди – последние представители культуры Серебряного века (А.А. Мейер, Г.О. Гордон, Ю.Н. Данзас, А.П. Сухов, Н.Н. Горский). В этот же круг входили и его ровесники – поэты В. Кемецкий, Ю. Казарновский, Д. Шипчинский, философы А. Бардыгин, В. Раздольский и многие другие. На Соловках Д.С. Лихачев встретил и замечательных представителей русского духовенства, которым посвятил отдельный очерк в своих «Воспоминаниях»: епископа Виктора Вятского, отца Александра Филипенко, протоиерея Николая Пискановского (ставшего его духовником). По его словам, это были люди, сохранившие в условиях лагеря свое человеческое достоинство, «думавшие и осмыслявшие бытие в духовном масштабе» 167 . К числу их, безусловно, принадлежал и сам Д.С. Лихачев. Представителей русской интеллигенции Д.С. Лихачев именует в своих мемуарах «людьми мысли». В образах же духовенства его память сохранила духовный свет (можно сказать, что их он относил к категории «людей света»). Он пишет про епископа Виктора Вятского, что у него были синие глаза и широкая улыбка и «от него исходило какое-то сияние доброты и веселости» 168 . Другим «светлым человеком» на Соловках, по словам Лихачева, был отец Николай Пискановский, «всегда в самых тяжелых обстоятельствах излучавший внутреннее спокойствие» 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще одним из способов духовного сопротивления людей мысли, по воспоминаниям Д.С. Лихачева, был юмор, освобождающий смех. Показывая свое нарочито несерьезное отношение к лагерным порядкам, он и его товарищи подчеркивали их абсурдность и идиотизм: «Анекдоты, «хохмы», остроты, шутливые обращения друг к другу, шутливые прозвища и арго, как проявление той же шутливости, сглаживали ужас пребывания на Соловках. Юмор, ирония говорили нам: все это не настоящее» 181 . Отказываясь признавать над собой власть грубой силы, обнажая ее истинную природу, они делали ее беспомощной и смешной. Позднее эти идеи «смеха как мировоззрения», создающего особый «смеховой мир» – «кромешный», «изнаночный», «перевернутый», свободный от условностей, – легли в основу книги «Смеховой мир» Древней Руси», написанной Д.С. Лихачевым совместно с А. М. Панченко (и второй их книги, написанной в соавторстве с Н. В. Понырко) 182 . Хорошо осознавая духовный смысл своего сопротивления, поэтическая молодежь его круга культивировала особый поэтический настрой духа, помогавший ей сохранять внутреннюю свободу. По признанию самого Дмитрия Сергеевича, он сам был «пьян поэзией», вместе с друзьями мог декламировать стихи часами: «Где-то внутри непрерывно звучала музыка. Все было поэтически приподнято. Поэзия была даже в смертях кругом, в драмах, в необычайности жизни. Смерть не страшна при вере в бессмертие» 183 . По словам Д.С. Лихачева, он и его друзья жили тогда стихами Баратынского и только что вышедшего сборника О. Мандельштама «Камень» 184 . Была у Д.С. Лихачева еще одна тайная область духовной свободы, связанная с его религиозной жизнью. Но об этом он предпочитал не рассказывать: «Есть вопросы, на которые я не знаю ответа. Думаю, на эти темы вообще нельзя говорить. Любовь. Вера... Об этом следует молчать. Отцы Церкви говорили: «Кто много и пристально на солнце смотрит, у того глаза повреждаются; кто Бога любопытно рассматривает, у того ум помрачается...» 185 Между тем хорошо известно, что Д.С. Лихачев был сослан на Соловки именно за участие в студенческом кружке (названном в шутку Космической Академией Наук) и религиозном обществе (Братстве прп. Серафима Саровского ) 186 . Глубинная религиозность была духовным стержнем его личности и одновременно определяла вектор его судьбы. Православная традиция была унаследована им в детстве, в семье. По словам его внучки В. С. Зилитинкевич, «через всю жизнь он пронес то отношение к православию, которое было характерно для значительной части петербургской интеллигенции начала XX века» 187 . Отношение это было глубоко сердечным, не показным, тесно связанным с любовью к Родине и состраданием к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1923 г. приговорен к 3 годам ссылки. Сослан в с. Усть-Цильма Коми (Зырян) АО, но 23 февр. местом ссылки определили Туркменскую обл. Туркестанской АССР (с 1924 Туркменская ССР). Отбывал срок ссылки на ст. Каахка Среднеазиатской железной дороги. По освобождении выехал в Москву, где 12 апр. 1925 г. принял участие в похоронах Патриарха свт. Тихона, был уставщиком во время отпевания. В июне вернулся в Ленинград. Вновь стал одним из руководителей Александро-Невского братства. Управляющий Ленинградской епархией Кронштадтский еп. Венедикт (Плотников) назначил Г. настоятелем церквей Киновии Александро-Невской лавры, с 1926 г. также являлся настоятелем Успенской ц. подворья Киево-Печерской лавры. Благочинный мон-рей Ленинградской епархии. Под духовным рук. Г. была община монахинь в Ст. Петергофе при ц. во имя прп. Серафима Саровского. В 1925 - мае 1927 г. являлся заведующим Богословско-пастырским уч-щем (перемещенным ранее в помещение при Русско-эст. церкви), преподавал в нем историю Церкви. 27 мая 1927 г. арестован ОГПУ вместе с большой группой учащихся и преподавателей Богословско-пастырского уч-ща во главе со Шлиссельбургским еп. сщмч. Григорием (Лебедевым) , обвинялся в том, что «способствовал к распространению и хранению в училище лекций к[онт]р[революционного] характера». 19 нояб. 1927 г. освобожден под подписку о невыезде. Хотя 10 нояб. 1928 г. «дело Богословско-пастырского училища» было прекращено «за недостаточностью компрометирующего материала», само уч-ще, закрытое со дня ареста заведующего, было ликвидировано на основании секретного письма Полномочного Представительства ОГПУ в Ленинградском военном окр. от 11 июня 1928 г. В 1928 г. Г. руководил кружком им. Иоанна Лествичника по изучению монашества. 24 дек. был вновь арестован по делу религиозно-философского об-ва «Воскресенье». 22 июля 1929 г. приговорен Коллегией ОГПУ к 5 годам ИТЛ. Отбывал срок в Беломоро-Балтийском лагере - в Кеми и Медвежьегорске, работал счетоводом и кассиром. После досрочного освобождения в 1933 г.

http://pravenc.ru/text/168372.html

В 1870 г. игумен Дамаскин на месте прежнего своего уединения задумал устроить скит во имя Коневской (Акафистной) иконы. Ею в 1393 г. благословили на Афоне Преп. Арсения на основание в северных пределах Руси монастыря во имя Пресвятой Богородицы. Особенностью иконы являются два голубиных птенца, которых держит Богомладенец - очистительная жертва за младенца мужского пола. Преп. Арсений основал Коневский монастырь, от которого икона получила свое имя. Она особо почиталась в С.- Петербурге, Новгороде, Приладожье. С 1956 г. чудотворный образ находится в соборе Ново-Валаамского монастыря. Бывшая в скиту копия этой иконы утеряна. Проект деревянной церкви на скалистом мысу между озерами Игуменским и Мустаярви составил Е И. Карпов. Скромный одноглавый храм с колокольней над притвором, самый маленький на Валааме, встал рядом с двумя избами-кельями. На праздники приезжал служить с близкого Порфирьевского острова схиигумен Федор, живший на нем в уединении 15 лет. С соседних островов на Порфирьевский он возил землю, носил до 150 ведер воды для поливки разведенных им сада и огорода, а остальное время славил Бога в часовне во имя Преп. Серафима Саровского. О службе о. Федора и о. Николая в Коневском скиту писал Б. К. Зайцев. В середине 1950-х годов строения Коневского скита были разобраны до фундаментов. Церковь была перевезена на Центральную усадьбу и приспособлена под кормокухню для свинарника. Позже оскверненная святыня была почти полностью уничтожена пожаром. Официальный сайт Валаамского монастыря На Валааме каждый скит имеет свой неповторимый облик. Коневский скит, расположенный в полукилометре к северу от горы Елеон, на берегу трёх соединённых между собой внутренних озёр, - самый маленький, тихий, уютный. Здесь никогда не было многолюдно. Число его братии не превышало трёх человек: старца и 1-2 послушников. Церковь скита, установленная на живописном мысу между двух озёр, была перестроена по проекту архитектора Г. И. Карпова из часовни, находившейся прежде на Предтеченском острове. Главным украшением этой церковки стала её гаромоничная вписанность в окружающий пейзаж, когда скромность, ненавязчивость архитектурных форм ещё более подчёркивает лиричность, редкую для сурового Валаама задушевность этого уголка острова. Освящена церковь была игуменом Дамаскиным в 1870 году в честь Коневской иконы Божией Матери, которая была привезена с Афона в конце XIV века новгородским иноком Арсением и особое почитание получила в Приладожье. Имея при себе этот благодатный образ, прп. Арсений в 1393 году согласно одному из списков его жития посетил Валаам, где застал " многолюдное иноческое братство " . С Валаама он поплыл дальше, но внезапная буря прибила его лодку к безлюдному острову Коневец. Арсений, повинуясь воле Божией, остался на Коневце, где положил начало монашеской обители во имя Рождества Пресвятой Богородицы. И монастырь, и чудотворный образ Матери Божией стали с тех пор именоваться " Коневскими " .

http://sobory.ru/article/?object=09544

На городской окраине по его инициативе был построен храм прп. Серафима Саровского, ставший миссионерским центром; при храме открылось Серафимовское об-во трезвости. Об-ва трезвости создавались и в др. приходах. В 1911 г. еп. Феодосий учредил благотворительное сестричество (сестричное братство) им. свт. Иоасафа Белгородского. При Михаило-Архангельском храме в с. Крым Орского у. действовала богадельня. При еп. Феодосии были созданы 3 муж. монашеские общины: в 1913 г. получили статус мон-ря 2 общины во имя свт. Николая Чудотворца - близ с. Кадымцева Троицкого у. и близ с. Покровка Оренбургского у., в 1914 г. преобразован в мон-рь Георгиевский скит на р. Алабуге в Челябинском у., приписанный к Оренбургскому архиерейскому дому и к оренбургскому Богодуховскому Иоанно-Предтеченскому мон-рю. С 1912 г. действовал Оренбургский епархиальный церковно-археологический комитет. В голодные 1891-1892 и 1911-1912 гг. в епархии был организован Комитет для оказания помощи пострадавшим от неурожая, отд-ния комитета действовали в уездах, благочиниях и на приходах. Комитет выдавал нуждающимся единовременные денежные пособия и хлеб. На средства Комитета (в основном на пожертвования, стекавшиеся из др. российских регионов) в епархии были открыты бесплатные и дешевые столовые. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. в мон-рях и других учреждениях епархии устраивались лазареты для раненых, приюты для сирот и беженцев. Еп. Мефодий (Герасимов ; 30 июля 1914 - июнь 1919, с 5 мая 1918 в сане архиепископа) возглавил Оренбургскую епархию в начале первой мировой войны. Для помощи неск. сотням беженцев, прибывших в Оренбургскую губ., владыка организовал епархиальный беженский комитет, имевший благочиннические и уездные отделы. В Оренбурге для беженцев был устроен городок с церковью, 2-классной школой, бесплатными столовыми, банями, амбулаторией и б-кой. Для нужд военного времени часть зданий уступили Оренбургская ДС и Челябинское ДУ. Приюты для беженцев открыли также при всех мон-рях епархии. В Оренбурге были созданы Оренбургский епархиальный комитет Красного Креста, Военно-промышленный комитет и нек-рые другие.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

В 1907 г. «Ясли» разместились в собственном здании, построенном рядом с Покровской ц. Благодаря инициативе правления об-ва «Ясли» под председательством прот. Диомида Чернявского в 1915 г. на Николаевском (ныне Красном) проспекте построена часовня во имя свт. Николая Чудотворца, в память 300-летия Дома Романовых. При часовне организована продажа икон и книг духовно-нравственного содержания, доходы от продаж поступали на содержание приюта «Ясли». Наиболее распространенной формой общественной благотворительности в нач. ХХ в. стало трезвенническое движение, в к-ром принимало активное участие новониколаевское духовенство. 19 июля 1903 г., в день прославления прп. Серафима Саровского, при Покровском храме в с. Завьялове открылось Серафимо-Завьяловское церковноприходское братство воздержания от пьянства и сквернословия. К концу 1-го года дружина трезвенников насчитывала 400 чел. В 1905 г. церковноприходское об-во трезвости открылось при колыванском Свято-Троицком соборе. В 1910 г. открылось об-во трезвости при ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Новониколаевске, в 1911 г. такое об-во появилось на ст. Новониколаевск, в 1912 г.- в селах Болотном, Убинском, Чаусском, Верх-Тулинском, в г. Колывань при Александро-Невской ц. 18 июня 1914 г. утвержден устав об-ва трезвости при ц. в честь Воскресения Христова в Новониколаевске. Священнослужители новониколаевских церквей и сельских приходов не раз обращались к членам Гос. думы с ходатайством поддержать законопроект о борьбе с пьянством. Церковные об-ва трезвости и правосл. духовенство Новониколаевска приняли участие в проведении 1-го (апр. 1913) и 2-го (8 апр. 1914) всероссийских праздников трезвости. В нач. 1917 г. на территории совр. Н. о. действовали 331 храм, 15 молитвенных домов и 21 часовня, в них служили более 700 священно- и церковнослужителей. Почти в каждом приходе имелись церковноприходские школы, благотворительные учреждения, действовали б-ки. Значительные изменения в жизни правосл. приходов наступили после Февральской революции 1917 г.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

Николайчик , Иван Федорович. Окончил Военно-юридическую академию (1917). Участник Гражданской войны. В эмиграции в Югославии. После 1945 г. – в США, где и скончался в сентябре 1964 г. в Си-Клиффе. Никон (в миру Николай Павлович Рклицкий; 1892–1976), Архиепископ. Родился 4 декабря в с. Борки Черниговской губернии в семье священника. Окончил Черниговскую Духовную Семинарию, Юридический факультет Киевского университета (1915) и Юридический факультет Белградского университета. Участник Первой Мировой и Гражданской войн. В эмиграции с 1921 г. Редактировал в Белграде г. «Царский вестник» (1928–1941). Член братства прп. Серафима Саровского . Пострижен в монашество (октябрь 1941 г.), вскоре рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. Был военным священником в Русском корпусе в составе вермахта. В 1944 г. покинул Сербию. С августа 1945 г. в Швейцарии, где исполнял секретарские обязанности при Первоиерархе Русской Зарубежной Церкви м. Анастасии (Грибановском) , см. С ноября 1946 г. в США. В Нью-Йорке секретарь Архиепископа Виталия (Максименко) [см.] и епархиальной канцелярии. Хиротонисан во епископа Флоридского, викария Северо-Американской и Канадской епархии (1948; с 1959 г. Архиепископ). Архиепископ Вашингтонский и Флоридский (1960). Секретарь Архиерейского Синода РПЦЗ. После 1964 г. один из заместителей Председателя и постоянный член Синода. Автор многотомного Жизнеописания м. Антония (Храповицкого) , см. Скончался 17 сентября в Нью-Йорке. Погребен в Свято-Владимирском храме-памятнике в г. Джексон. О Орехов , Владимир Николаевич. Капитан артиллерии. Бывший вице-председатель Союза инвалидов. Скончался 22 ноября 1971 г. в Нью-Йорке. П Павел (в миру Трофим Мелетьев; 1880–1962), епископ. Родился 2 ноября в Архангельске в семье диакона. Окончил Духовную Семинарию(1903). Принял монашеский постриг в Соловецком монастыре. Иеродиакон (1908). Иеромонах (1910). Занимался миссионерской деятельностью в северных областях России. С 1920 г. неоднократно арестовывался советскими властями. В 1925 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Св. Плащаница была даром Ф. Е. Шестовой; прихожанами были пожертвованы также два серебряных и позолоченных напрестольных креста и серебряные облачения для священника и диакона. В новый храм были перенесены пожертвованные еще во временную деревянную Воскресенскую церковь икона прп. Серафима Саровского , привезенная в 1903 году из Сарова, где она была освящена на св. мощах Преподобного; иконы Божией Матери Казанской, «Утоли моя печали», «Неупиваемая Чаша». Последняя была очень известна и чтима народом. Пред нею пьяницы давали обеты и служили молебны о Божией помощи в исцелении от недуга. Иконостас. Церковь Воскресения Христова была настоящим центром борьбы Православия с алкоголизмом: в ней постоянно звучали проповеди и беседы о трезвости. Братчики Александро-Невского Братства прилагали много усилий к возвращению на истинный путь падших сограждан,– храм Воскресения был единственным в городе, где исповедывали женщин легкого поведения. Много трудились члены Общества для пробуждения в народе стремлений по здоровому образу жизни, к христианизации его быта и нравов. Обществом издавались популярные духовные журналы «Отдых Христианина», «Трезвая Жизнь» и «Воскресный Благовест», к праздникам Рождества Христова и Святой Пасхи малоимущим членам Общества раздавались денежные пособия, летом устраивались паломнические поездки на Валаам, для детей – экскурсии в окрестности Петербурга; в храме пели любительский и народный хоры. На набережной Обводного канала, за храмом, в выстроенном в 1897 году трехэтажном кирпичном доме действовала Воскресенская церковно-приходская школа на 150 человек, рукодельный класс и воскресная школа для взрослых на 300 человек. Здесь же помещалась библиотека-читальня, основанная старостой церкви А. Н. Кутузовым в 1896 году. Одним из первых жертвователей ее был св. и пров. Иоанн Кронштадтский , часто бывавший еще в прежнем, деревянном храме Воскресения. В этом же церковном доме располагался книжный магазин, где продавались приходские листки, брошюры, журналы, книги, издававшиеся типографией, помещавшейся в подвале церкви. Там же находилась контора трезвости.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hramy-...

В 1911-1913 гг. Д. сблизился с добролюбовцами П. П. Картушиным и Н. Г. Сутковым - сторонниками учения А. М. Добролюбова о «невидимой Церкви», о прямом, без обрядов и таинств, общении с Богом. «Китежскую ночь» с 22 на 23 июня 1912 г. провел на оз. Светлояр. Итогом его размышлений явилась кн. «Церковь невидимого града: Сказание о граде Китеже». Д. не стал добролюбовцем, но интерес к их учению не терял. В 1913-1915 гг. совершал поездки по старообрядческим местам Заволжья и Калужской губ. В 1913-1914 гг. участвовал в издании на средства Картушина книг «Цветочки св. Франциска Ассизского» (написал вступительную статью), «Дао дэ цзин» (Тао-те кинг) (составил примечания) и др. Предполагалось издать Житие прп. Серафима Саровского, написанное Д. Остался незавершенным предпринятый им перевод с латыни «Зерцала совершенства» (Speculum perfectionis). С осени 1912 по июнь 1918 г. был секретарем Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьёва . Вошел в круг религ. философов, друзей Вл. С. Соловьёва , среди к-рых были кн. Е. Н. Трубецкой , С. Н. Булгаков , свящ. П. А. Флоренский , В. Ф. Эрн . Д. разделял учение Соловьёва о Вселенской Церкви, но полагал, что тот уделил мало внимания «невидимой Церкви». В дек. 1913 г. Д. выступил на заседании об-ва с докладом «Н. С. Лесков: Опыт характеристики личности и религиозного творчества». Начал работу над книгой о Лескове для серии «Русские мыслители» изд-ва «Путь». Замыслил ее в 3 частях: личность, творчество, религия, из к-рых успел закончить 1-ю. В 1915 г. на закрытом заседании общества прочел доклад «Град Софии: Царьград и св. София в русской народном религиозном сознании». Рассматривая собор Св. Софии как образ Вселенской Софии, он говорил, что рано или поздно К-поль должен перейти к России, а Москва - стать Третьим Римом во главе всех правосл. народов. С Д. не согласились гр. Ю. А. Олсуфьев , Булгаков, М. А. Новосёлов (см. Михаил , мч.), В. А. Кожевников , Вяч. И. Иванов . В 1916 г. Д. начал заниматься творчеством К. Н. Леонтьева , изучал его философию истории, религ. взгляды. Считал, что восточные повести ставят его в ряд с Пушкиным, Лермонтовым, Тютчевым. Собирал материалы для книги о Леонтьеве. В окт. 1918 г. по завещанию свящ. Иосифа Фуделя , с к-рым Д. был близок, получил все права на издание произведений Леонтьева и его архив. Д. был членом Братства святителей Московских, «Кружка ищущих христианского просвещения» .

http://pravenc.ru/text/180605.html

«Дело Космической академии наук» – процесс против представителей студенческой молодежи, нередко состоявших в «Братстве прп. Серафима Саровского ». «Космическая академия наук» была организована в 1927 г., деятельность КАН сводилась к дружескому общению и подготовке шуточных докладов. «Дело лицеистов» – процесс против выпускников Александровского (с 1911 г. Царскосельского) лицея, которых обвиняли в создании монархической организации с целью свержения советской власти. В ночь на 15 февраля 1925 г. были арестованы свыше 150 человек, среди которых, помимо лицеистов, значились выпускники Училища правоведения, бывшие офицеры Семеновского полка и др. «Живая церковь» – одна из основных групп обновленческого течения в Русской Православной Церкви после 1917 г., выступавшего при поддержке властей за модернизацию церковной жизни и отставку Всероссийского Патриарха Тихона. «Иосифлянство» – движение «непоминающих», признававших своим руководителем митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых) . ИСЧ (Информационно-следственная часть) – «внутрилагерное ГПУ», структура, в ведении которой находились следственный изолятор, карцеры, рота отрицательного элемента (РОЭ). ИТЛ – Исправительно-трудовые лагеря при ОГПУ СССР, согласно распоряжению СНК СССР от 11 июля 1929 г. предназначались для осужденных на срок лишения свободы, превышающий три года, и имели «задачей охрану общества от особо социально-опасных правонарушителей путем изоляции их, соединенной с общественнополезным трудом, и приспособления этих правонарушителей к условиям трудового общежития». Каэр (контрреволюционер) – человек, осужденный за контрреволюционные действия, таковыми, согласно ст. 58.1 УК РСФСР в редакции 1926 г., признавалось «всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти Рабоче-Крестьянских Советов и существующего на основании Конституции Р.С.Ф.С.Р. Рабоче-Крестьянского Правительства, а также действия в направлении помощи той части международной буржуазии, которая не признает равноправия приходящей на смену капитализма коммунистической системы собственности и стремится к ее свержению путем интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы и т.п. Контрреволюционным признается также и такое действие, которое, не будучи непосредственно направлено на достижение вышеуказанных целей, тем не менее, заведомо для совершившего его, содержит в себе покушение на основные политические или хозяйственные завоевания пролетарской революции».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010