Елисаветинского сестричества, была преобразована в Центральную клиническую больницу Московской Патриархии, названную позже именем свт. Алексия, митр. Киевского и всея Руси. 10 сент. 1993 г. на базе существовавшего Марфо-Мариинского сестричества в честь Феодоровской иконы Божией Матери была зарегистрирована Марфо-Мариинская обитель милосердия, при ней был образован приют для сирот. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с сестрами милосердия сестричества во имя блгв. царевича Димитрия в храме при 1-й Градской больнице. Фотография. 2000 г. Новыми чертами в жизни М. е. в 1-й пол. 90-х гг. стали многочисленные инициативы паствы по возрождению церковной жизни. Основными организационными формами такой деятельности были в тот период созданные по благословению священноначалия церковно-общественные орг-ции - братства, благотворительные фонды, просветительные об-ва, а также первые негос. правосл. учебные заведения. 28 сент. 1990 г. был учрежден фонд «Христианская благотворительность» под рук. свящ. Владимира Воробьёва (с февр. 1992 Региональный общественный фонд христианской благотворительности и просвещения). Правосл. просветительное об-во «Радонеж» под рук. Евгения Никифорова было зарегистрировано 10 дек. 1990 г. 3 янв. 1991 г. зарегистрировано благотворительное братство свт. Алексия, 30 янв.- правосл. братство «Фавор», 27 марта - братство преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. До кон. 1991 г. получили регистрацию братства «Воскресение», во имя прп. Сергия Радонежского в г. Сергиев Посад (образовано по благословению наместника Троице-Сергиевой лавры архим. Феогноста (Гузикова) и духовника лавры архим. Кирилла (Павлова) ), свт. Филиппа Московского, благотворительное епархиальное братство во имя Всемилостивого Спаса и др. В 1992-1993 гг.- просветительско-благотворительное братство «Сретение», сестричество в честь иконы Божией Матери «Державная», благотворительный Елизаветинский фонд, Православный фонд России, братства Богоявленское, Св. Троицы в Лефортове, свт. Филарета Московского, Иверской часовни, равноап. кн. Владимира, св. Георгия Победоносца, правосл. об-во вмц. Татианы и др. Во главе большинства орг-ций стояли миряне, реже - приходские священники. Их деятельность была разносторонней, но главные усилия были направлены на восстановление храмов и духовное просвещение. Дальнейшая судьба этих орг-ций различалась, значительная их часть через неск. лет прекратила существование.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

14 авг. 1926 г. В. принес покаяние в грехе раскола, архиеп. Алексием (Симанским ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) был присоединен к правосл. Церкви в сане иеромонаха. Благодаря глубоким знаниям, широкой эрудиции и ораторскому дару В. занимал видное место в религ. и общественной жизни Ленинграда. Вел борьбу с обновленцами, полемизировал с А. Введенским. Выступал с докладами на богословские и философские темы в Доме ученых. Состоял в братстве прп. Серафима Саровского, организованном И. М. Андреевым , в сент. 1927 г. на заседании братства выступил с докладом о Евхаристии. 7 апр. 1928 г. вместе с др. членами братства В. был арестован, 8 окт. коллегией ОГПУ приговорен к заключению в СЛОН, впосл. сослан в Казахстан на 3 года, в 1933 - нач. 1934 г. жил в г. Мелекессе (ныне Димитровград Ульяновской обл.), где общался с еп. Вениамином (Троицким) . По окончании срока ссылки В. был лишен права проживания в крупнейших городах страны и в 1934 г. поселился у родственников в Симферополе. С 1935 г. работал в б-ке Симферопольского педагогического ин-та, сдружился с заведующим б-кой проф. М. П. Поливановым, сыну к-рого читал и объяснял Евангелие. В. также общался с сотрудником Симферопольского краеведческого музея мч. Димитрием Спиридоновым . Вел переписку с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) и Ленинградским митр. Алексием (Симанским) о возможной работе на церковном поприще и возвращении в Ленинградскую епархию. В нач. 1937 г. в связи с обострившейся политической обстановкой Поливанов, для того чтобы «переждать волну бдительности», уволил В. из б-ки, дав слово взять его обратно, «как только успокоится»; В. добывал средства на жизнь уроками иностранных языков. 5 июля 1937 г. В. был арестован, обвинен в «контрреволюционной агитации». (Обвинение основывалось на показаниях Б. Н. Шабера, родственника В., от к-рого последний не скрывал своих убеждений. Шабер писал в НКВД: «Политические взгляды Пищулина в период его проживания в Симферополе были крайне реакционны и антисоветские. Он... часто говорил, что в СССР творится антихристово дело, что рост материальной культуры, техники, образования и тому подобного идет у нас параллельно «с оскудением человеческой личности, порабощением духа, запрещением мыслить, падением и гибелью элементарной нравственности, принижением человеческого достоинства и порабощением всех порывов и высоких стремлений к справедливости»» (Архив ГУ СБУ в Крыму. Д. 015399. Л. 24-25)).

http://pravenc.ru/text/159028.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ (Туберозов Александр Владимирович; 23.08.1875, Рукинский погост Кирилловского у. Новгородской губ.- 1.06.1923, Псков), еп. Псковский и Порховский. Род. в семье дьячка. Окончил Кирилловское ДУ, затем Новгородскую ДС (1895). 30 июля 1895 г. определен помощником сщмч. Варсонофия (Лебедева) - миссионера по Крестецкому, Валдайскому и Демянскому уездам Новгородской епархии. 23 сент. 1896 г. зачислен учителем Духовской церковно-приходской школы в Новгороде. 29 авг. 1897 г. пострижен в монашество, 1 сент. назначен надзирателем в Новгородскую ДС, 21 сент. 1897 г. рукоположен во иерея. С 1 сент. 1898 г. преподаватель и надзиратель в Алтайском миссионерском уч-ще в г. Бийске (Томской епархии). В 1900 г. поступил в СПбДА, окончил ее в 1904 г. со степенью канд. богословия. С 1-го курса осуществлял проповедническую деятельность в рамках Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви (ОРРНП). И. И. Труснов, слушатель и почитатель Г., подарил ему как постоянное место для проповеди каменный дом с земельным участком в с. Александровском, за Невской заставой. Оборудованный в доме в нояб. 1903 г. зал для бесед по инициативе Г. был перестроен под церковь ОРРНП (освящена во имя прп. Серафима Саровского 19 марта 1906); при храме устроены читальня и детский приют. С 29 сент. 1905 г. Г. преподаватель гомилетики и литургики в СПбДС, со 2 мая 1906 г. соборный иеромонах. Еп. Геннадий (Туберозов). Фотография. 10-е гг. ХХ в. (РГИА) Еп. Геннадий (Туберозов). Фотография. 10-е гг. ХХ в. (РГИА) 28 июля 1909 г. он определен настоятелем Печерского Вознесенского мон-ря Нижегородской епархии с возведением в сан архимандрита. 24-26 сент. участвовал в праздновании 100-летия СПбДС. 27 сент. 1909 г. хиротонисан С.-Петербургским и Ладожским митр. Антонием (Вадковским) и др. архиереями в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Организовал при обители школу-столовую для беднейших и убогих детей; заботился о пополнении б-ки местной тюрьмы. Состоял председателем Нижегородского епархиального училищного совета при Братстве св. кн. Георгия, совета братства Св. Креста, строительного комитета по реставрации Макариевского мон-ря. Ежегодно на Пасху в доме братства св. кн. Георгия раздавал подарки нуждающимся семьям, а к Рождеству - Евангелия детям дошкольного возраста. Многократно совершал поездки по епархии, обозревая храмы и школы; в каждом храме обращался к собравшимся с проповедью.

http://pravenc.ru/text/162098.html

27 июля 1903 Мальцев привез от архиепископа Иркутского и Верхнеленского Тихона (Троицкого-Донебина) икону свт. Иннокентия Иркутского, написанную учителем рисования И. П. Рудченко и освященную на мощах в Иркутске (она находится сейчас в киоте). Состоялось собрание, на котором был выбран строительный комитет. В него вошли прот. Иоанн Альбов, проф. Г. И. Георгиевский, кн. Е. А. Ливен, фрейлина М. Ф. Головина. На церковь 5 тыс. марок завещал инженер Титов, пять колоколов (их перелили в Первую мировую) пожертвовал А. Г. Елисеев. Однако из-за наступившей революционной смуты число приезжих из России резко сократилось, и строительный комитет, собравший 18 тыс. марок, решил для богослужений временно нанять старейший в Бад-Наугейме храм, украшенный большой трехэтажной башней. Он был выстроен в стиле барокко в 1732–1733 по повелению графа Рейнгарда III фон Ганау (его имя носит узкая улица) местным архитектором Христианом Германом. Долгие годы здесь размещалась лютеранская кирха. Затем с 1868 в ней служили католики, а с 1905 она стояла пустой. 11 июля 1905, в Ольгин день, прот. Алексей Мальцев отслужил в кирхе, вмещавшей около 100 человек, первую литургию. Ее арендовали у городского магистрата на сезон за 200 марок. Священные сосуды и облачения община получила из закрытой церкви свмц. Анастасии в Шверине; походный иконостас — из Готы, где им десять лет пользовалась вел. кн. Мария Александровна. Так как средства на постройку храма собирались очень медленно, Свято-Владимирское братство в 1907 купило за 30 тыс. марок арендуемое здание и 8 июля 1908 епископ Кронштадтский Владимир (Путята) совершил его освящение как православного храма, хотя участок для постройки русской церкви был уже приготовлен. Приспособлением кирхи занимался городской архитектор. На освящении присутствовал российский министр-резидент в Дармштадте и известный церковный деятель генерал Е. В. Богданович из Петербурга, «издания которого раздавались во время богослужения». Из Сарова местное братство прислало золоченый одноярусный иконостас 1805 года, перед которым в церкви свв. Зосимы и Савватия молился сам прп. Серафим Саровский. По словам прот. Мальцева, «мы веруем, перенесено вместе с сею святынею, и его благословение на нас». На дьяконских дверях иконостаса вместо Архангельского изображены Мельхиседек и Аарон. После освящения церковь была приписана к посольскому храму в Берлине, и в ней служили лишь летом отдыхавшие на курорте батюшки. В 1913 им был заштатный священник Михаил Николаевич Харламов.

http://sobory.ru/article/?object=21627

Наконец настало время посещения Серафимо-Алексеевского скита, расположенного в пяти верстах от Белой горы, в лесной глуши. Скит сразу создавался игуменом Серафимом как царский в память о рождении Его Императорского Высочества Государя Наследника, Цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича. Место под скит было пожертвовано коммерции-советником Павлом Степановичем Жирновым. Им же был выстроен первый скитский храм во имя прп. Серафима Саровского . При совершении первой литургии 22 июня 1905 года был рукоположен о. Серафим. Трудами братии в горе вырыты пещеры: в одной из них, большого размера, по благословению Преосвященнейшего Никанора устроена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия и всех Печерских чудотворцев. Закладка этого храма совершена 30 июня 1905 года, а освящение 2 сентября того же года. Устав в скиту строже монастырского, при постной пище во все время года. При торжественном колокольном звоне и пении скитников тропарей святителю Алексею, прп. Серафиму Великая княгиня проследовала за крестным ходом в Серафимовский храм. За Ее Высочеством следовали в храм казначея Марфо-Мариинской обители милосердия B.C. Гордеева, сестры обители Варвара и Анна, другие лица. «Редкое, небывалое торжество увидала юная обитель! — писал игумен Серафим. — Среди собравшихся людей всех положений, званий и состояний царило равенство, братство, пламенная вера и взаимная любовь. Всех объединила Царственная Молитвенница. Для всех открыт духовный пир веры в безлюдной пустыне» . После окончания литургии Преосвященнейший Палладий в мантии, епитрахили и омофоре при колокольном звоне направился в пещерный храм, за ним последовала Великая княгиня. Здесь отслужена панихида о благоверном Великом князе Сергее Александровиче. «Усердно молится Августейшая молитвенница, — вспоминал игумен Серафим, — вознося пламенные слезные молитвы к Богу о упокоении с праведными души своего незабвенного благоверного спутника жизни. Царственного страдальца, положившего душу свою за други своя. Великое дело любить отдельных людей и полагать за них жизнь свою, но несравненно большее дело любить свою святую родину, весь свой родной народ, не щадя и самой жизни» .

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

(Георгиевский Василий Семенович; 10.04.1868, с. Сомово Одоевского у. Тульской губ.- 8.08.1946, Париж), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов . Сын священника. С детских лет посещал Оптину Макариеву в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. пуст. , был духовным сыном прп. Амвросия (Гренкова) . Окончил первым учеником Белёвское ДУ (1882) и Тульскую ДС (1888). Поступил по совету прп. Амвросия волонтером в МДА, к-рую окончил в 1892 г. кандидатом богословия за соч. «Св. Тихон Задонский. Его жизнь и деятельность (1724-1783)». С окт. 1892 г. домашний учитель в семье товарища тульского губ. прокурора С. А. Лопухина. С 12 марта 1893 г. помощник смотрителя Ефремовского ДУ. 29 дек. 1894 г. назначен в Тульскую ДС преподавателем греч. языка. 3 февр. 1895 г. Тульским еп. Иринеем (Ордой) пострижен в монашество с именем Евлогий. 5 февр. рукоположен во диакона, 12 февр.- во иерея. С 5 авг. 1895 г. инспектор Владимирской ДС. Указом Синода от 4/17 нояб. 1897 г. назначен ректором Холмской ДС, 23 нояб. возведен в сан архимандрита. По инициативе Е. в ДС было введено преподавание медицины и обучение музыке. 4 февр. 1898 г. назначен председателем Издательского совета Богородицкого братства (до 11 янв. 1903), цензором Холмского народного календаря и всех изданий, осуществляемых Богородицким братством. Состоял исполняющим должность председателя Епархиального Училищного совета. Постоянный член, председатель (с 1899) Совета холмского Богородицкого братства. Состоял благочинным муж. и жен. мон-рей на Холмщине. С 1899 г. председатель историко-статистического комитета по описанию церквей и приходов Холмско-Варшавской епархии. Выступал на публичных чтениях в Холмской ДС с лекциями: «Об отношении христианства к искусству», «О значении монашества для современной общественности» (1898-1899), «О влиянии христианства на рабство» (1900), «О влиянии христианства на культуру христианских народов» (1901), «О свободе совести» (1902), «О воскрешении в сознании публики образа старца Серафима Саровского» (1903).

http://pravenc.ru/text/187191.html

Группа людей, желающих избавиться от алкогольной зависимости, использует принципы программы «12 шагов». К группе может присоединиться любой желающий, вне зависимости от вероисповедания. Занятия проходят по субботам в вечернее время. Духовник иеромонах Василий (Усатов) Адрес: 443035, Самарская область, г. Самара, ул. Краснодонская, д. 101 Телефон: +7 (846) 959–25-36 Группа помощи алкоголе- и наркозависимым людям и их родственникам, г. Новокуйбышевск  Действует при духовно-просветительском центре «Синай» и храме прп. Серафима Саровского г. Новокуйбышевск. Использует принципы программы «12 шагов». К группе может присоединиться любой желающий, вне зависимости от вероисповедания. Занятия проходят по воскресеньям с 13:00. Координатор Зинаида Котлерова Духовник протоиерей Сергий Усков Адрес: 446200, Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Чернышевского, д. 13 Телефон: +7 (84635) 6–83-81 Братство трезвости при храме прп. Сергия Радонежского г. Самары  Братство состоит из людей, желающих избавиться от наркомании, алкоголизма, табакокурения. Также группу посещают родственники зависимых людей. Занятия проходят после вечерних богослужений: для зависимых – по воскресным дням (начало в 16.00), для их родственников – по четвергам (начало в 17.00). Присоединиться могут все желающие. Информацию о занятиях желательно заранее уточнять по телефону. Духовник игумен Георгий (Шестун) Адрес: 443045, Самарская область, г. Самара, Академический пер., д. 1 Телефон: +7 (846) 224–08-26, факс: +7 (846) 229–95-96 Православный душепопечительский центр при Ильинском храме г. Саратова  Служба помощи бездомным и людям, страдающим алкоголе- и наркозависимостью. Ежедневно в 19 часов при храме проходят катехизаторские беседы, организован просмотр фильмов духовного содержания. Людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и имеющим твердое намерение изменить свой образ жизни, предоставляется бесплатное проживание в пос. Елшанка вблизи г. Саратова. Постояльцы живут по монастырскому уставу, трудятся по хозяйству.

http://azbyka.ru/zdorovie/gruppa-trezvos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888, с. Яковицы Житомирского у. Волынской губ.- 29.12.1937, полигон Бутово, Московская обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых), еп. Бежецкий, вик. Тверской епархии. Род. в семье священника, окончил Волынскую ДС, в 1910 г.- КДА. Назначен помощником епархиального миссионера, проявил себя энергичным и ревностным сотрудником. С юных лет стремился к монашеству, но родители желали видеть сына семейным священником, и он женился. В 1911 г. рукоположен во священника к Староконстантиновскому собору при оставлении в должности епархиального миссионера, в 1914 г. назначен военным священником 408-го Кузнецкого пехотного полка. В 1917 г. в Житомире служил в храме прп. Серафима Саровского, затем в Николаевской ц. В годы гражданской войны по благословению Владимиро-Волынского еп. сщмч. Фаддея (Успенского) организовал при храме Свято-Николаевское братство, к-рое помогало нуждающимся и больным, хоронило умерших, не имевших родственников. Вместе с членами братства о. Аркадий предпринимал пешие паломничества к правосл. святыням. Побуждая паству к нищелюбию и милосердию, сам служил примером жертвенности и крайнего нестяжания. За вдохновенные проповеди современники называли его Златоустым. Сщмч. Аркадий (Остальский), еп. Бежецкий Сщмч. Аркадий (Остальский), еп. Бежецкий В нач. 20-х гг. XX в. на Украине была организована раскольничья Украинская автокефальная Православная Церковь , к-рую поддерживали националисты-петлюровцы. Несмотря на давление петлюровских властей, принуждавших о. Аркадия к переходу в раскольничью организацию, он остался верен канонической Церкви. Весной 1922 г., после начала кампании по изъятию церковных ценностей , о. Аркадий огласил в храме послание свт. Тихона , Патриарха Московского и всея России, в к-ром предлагалось отдавать только то, что не имело непосредственного богослужебного употребления. Чтение послания в церкви стало причиной ареста свящ. Аркадия и его отца свящ. Иосифа Остальского, обвиненных властями в контрреволюционной деятельности. О. Иосиф скончался в тюрьме во время следствия, о. Аркадий был приговорен к расстрелу, но по ходатайству паствы расстрел был заменен 5 годами заключения в Житомирской тюрьме. В 1924 г. о. Аркадий был освобожден. Пока он находился в заключении, его супруга вышла замуж за офицера Красной Армии, и о. Аркадий дал согласие на развод. В 1925 г. священномученик посетил Дивеевский мон-рь , затем Саровскую пуст. , где принял постриг в мантию с оставлением того же имени. Вскоре А. вернулся в Житомир, по церковным послушаниям часто посещал Киев и Москву. В Киеве служил в Никольском мон-ре, в Москве останавливался на подворье Валаамского мон-ря , служил в храме прп. Пимена Великого в Нов. Воротниках, за каждым богослужением проповедовал.

http://pravenc.ru/text/76028.html

Архим. Киприан (Керн). Фотография. 50-е гг. ХХ в. Отец К. происходил из дворянского рода, вскоре после рождения сына был назначен профессором и директором имп. Лесного ин-та в С.-Петербурге, мать - из старообрядцев, «святой жизни женщина» ( Зайцев. 1968. С. 313; в рассказе Б. К. Зайцева «Река времен» под именем архим. Андроника описан К.; перу Зайцева принадлежат также воспоминания о К. в сб. «Далекое» ( Он же. 1965) и некролог в Вестнике РСХД ( Он же. 1960)). Юность К. прошла в С.-Петербурге, где он учился в гимназических классах имп. Александровского лицея. В 1917 г., после закрытия лицея Временным правительством, он поступил на юридический фак-т Московского ун-та. Будучи в Москве, неоднократно присутствовал на заседаниях Поместного Собора 1917-1918 гг., где познакомился с митр. Антонием (Храповицким) , к-рый стал его духовным отцом и впосл. оказал на него большое влияние. Ученые занятия К. в ун-те были прерваны гражданской войной. Покинув Россию, К. обосновался в Сербии. Здесь он завершил юридическое образование, окончив в 1922 г. юридический фак-т Белградского ун-та. В 1925 г. окончил богословский фак-т того же ун-та (выпускное сочинение об историческом развитии греч. текста Литургии свт. Иоанна Златоуста, научный руководитель - прот. Лазарь Миркович ). Входил в кружок русских студентов богословского факультета (с 1925 братство прп. Серафима Саровского), инициаторами создания к-рого были Н. Н. Афанасьев (впосл. протоиерей), С. С. Безобразов (впосл. еп. Кассиан ), Ю. П. Граббе (впосл. еп. Григорий ). На собраниях бывали митр. Антоний (Храповицкий), архиеп. Феофан (Быстров) , архиеп. Гавриил (Чепур) , свт. Николай (Велимирович) . К. участвовал в работе первых съездов Русского студенческого христианского движения (1-й - в Пршерове (Пшерове), близ Праги, окт. 1923; 3-й - в русском жен. мон-ре (бывш. Леснинский) в Хопове, Сербия, сент. 1925). По окончании ун-та получил приглашение занять преподавательскую должность в только что открывшемся в Париже Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского , однако от этого приглашения К. отказался и поступил преподавателем литургики, апологетики и греч. языка в ДС св. ап. Иоанна Богослова Сербской Православной Церкви в г. Битоль (Битола, совр. Республика Македония). Преподавание совмещал с исполнением должности помощника инспектора семинарии.

http://pravenc.ru/text/1684754.html

Надо понимать, что связаться с русской духовностью можно было только через Париж. Париж был свободным, а Москва еще не совсем. Многие наши студенты учились в Нью-Йорке во Свято-Владимирской духовной семинарии. Сейчас есть возможность, и слава Богу, что мы пользуемся этой возможностью, научить этих людей любить в первую очередь славянство, поддерживать братство, поддерживать отношения между нашими народами и Церквами, между братьями. - На Ваш взгляд, какие формы сотрудничества сейчас можно было бы развивать в богословской или иной какой-нибудь сфере? Что наиболее востребовано, и что реальнее всего осуществить? - Что сейчас можно было бы сделать, и уже делается, слава Богу, так это перевод современных русских богословов на сербский язык и перевод сербских богословов на русский. В России вышло уже много изданий сербских подвижников благочестия: Иустина (Поповича), владыки Николая Велимировича, и многих других - и владыки Афанасия (Евтича), и владыки Амфилохия (Радовича). В Сербии тоже немало издано и переведено русской духовной литературы: и прп. Паисий Величковский, и прп. Нил Сорский, и Феофан Затворник. Книги о преподобных Сергии Радонежском и Серафиме Саровском. В Сербии Серафим Саровский почитается не меньше, чем в России. Сейчас очень многие в Сербии интересуются житием блаженной Матроны и многих других русских святых. Эти переводы, эти книги тоже укрепляют наши братские отношения. Очень много желающих приехать в Россию, помолиться у мощей великих угодников Божьих, напоиться русской духовностью. В Сербии Россию всегда называли - матушка Россия. Вообще, надо отметить, возрождение монашества в Сербии началось после волны русской эмиграции. Под влиянием владыки Николая Велимировича, который побывал в России, общался с русскими людьми. Он получил очень хорошее западное богословское и светское образование. Но когда столкнулся с русским Православием, с русской духовностью, то очень изменился. И если бы этого не было, то, вряд ли владыка Николай стал таким великим, и таким почитаемым в Сербии святым.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010