Е. А. Агеева, В. Г. Пидгайко Истинно православные христиане и Истинно православная церковь (ИПЦ) В 20-30-х гг. XX в. движение истинно православных христиан получило распространение в М . Его члены проявляли активность и в послевоенный период, существовали тайные молитвенные дома. До лета 1941 г. действовал иосифлянский (см. Иосифлянство ) приход при Благовещенском храме в с. Федосьине Кунцевского р-на Московской обл. (ныне Ново-Переделкино в черте М.), настоятелем являлся свящ. Николай Дулов. В мае 1991 г. в г. Видное Московской обл. было зарегистрировано «Межрегиональное духовное управление ИПЦ» под рук. «архиепископа Московского и Каширского» Лазаря (Васильева) («ИПЦ Лазаря Каширского»), в ведении к-рого было неск. общин. Данная структура была близка по идеологии к Богородичному центру. В 1992 г. в Алтуфьеве получила регистрацию «Община архистратига архангела Михаила ИПЦ» под рук. А. П. Баркашова, лидера националистического движения «Русское национальное единство»; он «поставлен» во диакона в дек. 1991 г. Лазарем (Васильевым). С Лазарем были также связаны зарегистрированный в 1992 г. «Московский параклитско-единоверческий приход ИПЦ» во главе с националистическим деятелем К. В. Филиным и основанная в 1993 г. «ИПЦ Откровения Иоанна Богослова» во главе с И. Я. Голошубовым. В качестве «автономной религиозной организации» в 1995 г. соратница Лазаря Н. С. Гончарова зарегистрировала религ. об-во «Миссия Спасителя», в к-рое вошли представители т. н. уаровской ветви истинно правосл. христиан. В подчинении Лазаря образовалось «Московское управление ИПЦ», зарегистрированное 6 нояб. 1992 г. Главой управления стал «епископ Зеленоградский и Коломенский» Тихон (Филиппов). В ведении Тихона были созданы общины в М. и Московской обл., в 1993 г. получили регистрацию общины прп. Сергия Радонежского в Жуковском, прп. Серафима Саровского в Мытищах. Автономный статус имела зарегистрированная 8 июля 1992 г. «Московская община ИПЦ», которую возглавил бывш. глава межконфессионального экуменического об-ва «Братство диалога» С. Н. Ламекин, объявивший себя «епископом Никоном». Ламекин представлял новое, либерально-экуменическое течение, связанное сначала с незарегистрированным катакомбным течением «секачёвцев», а затем с «Российской православной кафолической церковью». К нему присоединился руководитель зарегистрированного в 1992 г. «Богородичного братства ИПЦ» Э. Ф. Саркисов, к-рого Ламекин не позднее 1996 г. совместно с представителями «Российской православной кафолической церкви» поставил во «епископа» (с именем Сергий). Вместе они в 1993 г. объявили о создании «ИПЦ Московской епархии».

http://pravenc.ru/text/2564186.html

С октября 2013 по май 2014 г. временно управлял Песоченской епархией. Имеет более 100 публикаций в богословских и научных журналах, а также в электронных СМИ на церковно-исторические, просветительские, духовно-нравственные, социальные темы. Ведет авторскую колонку в газ. «Вечерняя Москва», где еженедельно публикуются статьи на тему воскресных евангельских чтений. Автор ряда научных работ по истории Православия в Сев. Америке. В 2009 г. монография К. «РПЦ на Аляске до 1917 г.» была удостоена премии митр. Макария (Булгакова). В 2010 г. К. за диссертацию по теме монографии была присвоена ученая степень кандидата исторических наук. Удостаивался национальной премии Русского биографического ин-та в номинации «Человек года» в 2001, 2003, 2013 гг. В 2014 г. был удостоен Национальной премии «Лучшие книги и издательства года - 2013» за развитие книгоиздательского дела. 16 сентября 2014 г. в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ защитил диссертацию на тему «Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII-XIX вв. (по материалам Аляски)» на соискание ученой степени доктора исторических наук. Награжден орденами РПЦ прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1986), блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени (1996), свт. Иннокентия Московского 2-й степени (1999), мч. Трифона 2-й степени (2000), св. кн. Владимира 2-й степени (2004), прп. Серафима Саровского 2-й степени (2007), свт. Алексия, митр. Московского, 2-й степени (2009); орден св. блгв. кн. Даниила Московского 3-й степени (2019); орденом священноисп. Николая Алма-Атинского (2019); орденом прп. Германа Аляскинского Православной Церкви в Америке (1989), орденом Святогробского братства 1-й степени Иерусалимского Патриархата (1997), орденом св. Климента Охридского 1-й степени Болгарской Православной Церкви (1998), орденом ап. Марка 1-й степени Александрийского Патриархата (2000); государственными орденами Дружбы народов (1988), Почета (2000) и «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2009).

http://pravenc.ru/text/1841361.html

В июне 1994 г. в Ростовской епархии было образовано сестричество православных сестер милосердия в честь преподобного Серафима Саровского. В декабре 1994 г., с началом Первой чеченской кампании, раненые военнослужащие большим потоком стали поступать в 1602-й Военный клинический госпиталь Северо-Кавказского военного округа, вследствие чего по благословению архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона основным местом служения сестричества становится военный госпиталь. В 1995 г. при военном госпитале начала действовать молитвенная комната. В 2006 г. на базе существующей молитвенной комнаты в помещении цокольного этажа хирургического корпуса был создан внутренний госпитальный храм в честь святителя Луки Крымского для совершения богослужений, духовно-нравственных и просветительских бесед с находящимися на лечении. В соответствии с предложением начальника 1602-го Военного клинического госпиталя В.Г. Кокоева, поступившим на имя епархиального архиерея, и решением Епархиального совета Ростовской епархии от 30 сентября 2022 г. в госпитальном храме был проведен капитальный ремонт. По благословению митрополита Саранского и Мордовского Зиновия представители православного братства «Щигры» в сжатые сроки изготовили новый иконостас для храма. Реставрационно-строительная фирма «Купола» провела полномасштабную работу по ремонту помещения храма. Ростовской епархия /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 .

http://patriarchia.ru/db/text/5994039.ht...

Архив Пн Патриаршее поздравление архиепископу Салехардскому Николаю с 50-летием со дня рождения 28 апреля 2022 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил архиепископа Салехардского и Ново-Уренгойского Николая с 50-летием со дня рождения. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Николаю, архиепископу Салехардскому и Ново-Уренгойскому Ваше Высокопреосвященство! Христос Воскресе! Приветствуя Вас этими радостными пасхальными словами, сердечно поздравляю Вас со знаменательной личной датой — 50-летием. С юного возраста Вы избрали путь служения Богу. Еще будучи молодым человеком, Вы состояли в православном братстве и участвовали в строительстве храмов. Эти труды, сопряженные с молитвой, укрепили Вас в желании принять монашеский постриг и священный сан. Многие годы со тщанием исполняя ответственные послушания в дальних епархиях Русской Православной Церкви, Вы приобрели ценный духовный и пастырский опыт. Видя Ваше усердие, Господь Вседержитель призвал Вас к епископскому служению. Отрадно отметить, что, долгое время совершая его в непростых условиях Крайнего Севера, Вы не только свидетельствуете о вечных евангельских истинах, но и личным примером стараетесь вдохновлять людей следовать за Христом. Во внимание к Вашим трудам и в связи с юбилейной датой полагаю справедливым удостоить Вас ордена преподобного Серафима Саровского (III степени). Молитвенно желаю Вам доброго здоровья, бодрости духа, радости о Воскресшем Спасителе и Его неоскудевающей помощи в дальнейшем архипастырском делании. С любовью о Господе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5918245.ht...

Достаточно указать на примеры наших святых подвижников — Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Живя в пустыне, воссоздавали они в себе и в окружающих пресветлый образ Божий, учили людей свергать с себя бремя греховное и тем самым воссоздавали вокруг себя новую жизнь. Историк русского народа Ключевский говорит, что трудами пустынножителя прп. Сергия «воспиталось дружное братство, производившее глубокое, назидательное впечатление на мирян. Мир смотрел на чин жизни в монастыре прп. Сергия, и то, что он видел, быт и обстановка пустынного братства научали его самым простым правилам, которыми было крепко людское христианское общежитие». Нравственное влияние Сергиева пустынножительства, западая в массы, вызывало брожение и незаметно изменяло направление умов, перестраивало весь нравственный строй души русского человека XIV века». Подвижник-пустынник становился руководителем, духовным воспитателем и возродителем общества, т. е. общественным деятелем в высшем и лучшем смысле этого слова». Религиозная общественность, в сфере которой жили великие подвижники Православия, и представляет собой тот остов, на котором строится всякая другая общественность и без которой она не может устоять, а непременно рушится. Это именно и есть та общественность, которая произрастает на выявлении коренной основы человеческого духа, иначе сказать — образа Божия в человеке, к познанию которой и приглашает своих духовных чад прп. Исаак Сирин. Именно с этого и должно начинаться строительство нашей общественной жизни. Нашей интеллигенции, оторвавшейся от прошлого церковного опыта и поплатившейся за этот свой грех, следует познать его общественную правду, следует опытно пережить духовный подвиг перерождения человека антиобщественного, греховного в подлинно общественного — в духовно-общественного. И лишь только в этом опытном переживании следует искать путей к нашему общему духовному возрождению и обновлению. О. С. М. Глава 27 Природа Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. Пс. 18, 2

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Сергей Алексеевич [псевд. Аскольдов] (25.02.1871, Москва - 15 или 23.05.1945, Потсдам, Германия), религ. философ. Сын философа А. А. Козлова . В 1895 г. окончил С.-Петербургский ун-т по естественному отд-нию физико-математического фак-та. Одновременно прослушал курсы лекций по философии, истории, языкознанию. Поступил на службу в Департамент таможенных сборов, где занимался химической экспертизой. В 1914 г. получил степень магистра философии за кн. «Мысль и действительность», после чего преподавал в С.-Петербургском ун-те. Принимал участие в изданиях Христианского братства борьбы. Являлся членом Философского об-ва при С.-Петербургском ун-те, членом-учредителем Религиозно-философского об-ва в С.-Петербурге. В то же время был близок к Религиозно-философскому об-ву памяти Вл. Соловьёва (см. ст. Религиозно-философские общества ) и издательству «Путь». В 1922 г. был уволен из Департамента. Преподавал товароведение в Политехническом ин-те. После Октябрьской революции 1917 г. А. стал одним из руководителей полулегальных религиозно-философских кружков в Петрограде, преимущественно молодежных - «Хельфернак» академия), организованная И. М. Андреевским при 5-й школе; затем кружок в «Лентовке» (190-я школа, бывш. гимназия Л. Д. Лентовской), куда в 1922 г. перешел работать И. М. Андреевский; А. преподавал здесь психологию. На базе этого кружка, после прекращения его занятий весной 1925 г. образовался богословский кружок. Осенью 1926 г. он был преобразован в Братство прп. Серафима Саровского. Братство ставило перед собой цель путем духовного подвижничества спасти Россию. И кружок, и Братство придерживались безусловного признания Патриаршей Церкви. Известны доклады А. в Братстве: «О Церкви, об откровениях, о догматах» (22 мая 1927), «О неполном отрешении Православия от монофизитства» (30 нояб. и 4 дек. 1927), «О символическом значении русской азбуки». В 1928 г. члены Братства, в т. ч. и А., были арестованы. Места ссылок А.: Рыбинск; дер. Шарьил (Шоръив?) (Кунибский сельсовет, Визингский р-н, Коми (Зырянская) авт. обл., 1928-1930); Сыктывкар; Новгород (1933-1941). В Новгороде А. преподавал математику частным образом и в школе. Оказавшись во время Великой Отечественной войны на оккупированной территории, переехал в Ригу, жил в Праге и Берлине, затем обосновался в Потсдаме, к-рый после окончания войны вошел в советскую оккупационную зону. А. не был арестован: он умер 15 мая (по указанию Андреевского) или 23 мая (по указанию Б. А. Филиппова).

http://pravenc.ru/text/64524.html

Открытие братства состоялось во Владивостоке 14 сент. 1910 г., в праздник Воздвижения Креста Господня. Высочайшим покровителем Камчатского братства был наречен цесаревич мч. Алексий Николаевич по достижении 7-летнего возраста. Семь лет наследнику исполнялось 30 июля 1911 г. В связи с этим событием, а также с делами по организации духовной миссии Н. приехал в С.-Петербург, где во время аудиенции император пожаловал ему образ прп. Серафима Саровского и одобрил проект строительства храма в корякском сел. Тиличики в сев.-вост. части п-ова Камчатка. Храм было предложено освятить во имя свт. Иоасафа Белгородского, поскольку приближались дни его прославления в лике святых. Н. был приглашен к участию в белгородских торжествах, вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна по этому случаю лично вручила ему «царское» священническое облачение. При посещении Н. Москвы вел. княгиня неоднократно приглашала его для совершения богослужений в Марфо-Мариинской обители милосердия. 3 авг. 1911 г. Н. внес на рассмотрение Синода одобренный архиеп. Евсевием проект создания в Камчатской обл. единой духовной миссии. 4 нояб. того же года Синод постановил учредить Камчатскую духовную миссию и организовать 4 миссионерских стана в намеченных Н. местностях. Деятельность миссии распространялась на всю территорию Камчатской обл. (за исключением Охотского у.) с каноническим подчинением ее Владивостокскому архиерею. 24 мая 1912 г. Синод по ходатайству архиеп. Евсевия утвердил Н. начальником Камчатской духовной миссии с освобождением от обязанностей настоятеля гижигинской Спасской ц. и благочинного 11-го благочиннического окр. Как начальник миссии Н. получил право самостоятельно решать вопросы просветительской и благотворительной деятельности, не испрашивая на то разрешения начальников уездов и благочинных, а только ставя их в известность. Местные гражданские и церковные власти обязывались оказывать Н. необходимое содействие. В сент. 1912 г. в сел. Тиличики, ставшем центром Камчатской миссии, состоялось освящение храма во имя свт.

http://pravenc.ru/text/2565132.html

И. Петрова , «встряхнул Киевскую Академию, и встряхнул сильно, от верху до низу… С Киевской Академии в значительной мере свалился прежний бурсацкий налет, и она стала приличною даже и по внешней своей форме». Одним из первых распоряжений стало установление 5 сент. специального академического празднования в начале учебного года в честь св. воспитанников КДА - Черниговского архиеп. Феодосия (Углицкого) , Ростовского митр. Димитрия (Туптало) и Иркутского еп. Иннокентия (Кульчицкого) . По предложению Д. к отмечаемому в 1915 г. 300-летию КДА было подготовлено издание «Актов по истории Академии», на что он выделил из личных средств до 5,5 тыс. р. На издание сборников научных трудов студентов академии Д. передал 15 тыс. р. («Учено-богословские опыты студентов Киевской Духовной Академии»); на проценты от капитала к началу первой мировой войны было издано 10 таких сборников. В сумме Д. потратил на различные проекты, связанные с КДА, 30 тыс. р. и еще 15 тыс. на восстановление муж. обители на хуторе Братского мон-ря «Церковщина». Перевел действовавшее при КДА Богоявленское братство под прямое управление ректора, обязав братство оказывать материальную помощь не только студентам, но и нуждающимся в этом профессорам академии. В 1901 г. по инициативе Д. Церковно-археологическое об-во при КДА было преобразовано в Церковно-историческое и археологическое, его научные цели существенно расширились. 27 апр. 1902 г. Д. получил назначение на самостоятельную Тамбовскую кафедру. Вел подготовку к прославлению прп. Серафима Саровского , мощи к-рого лично освидетельствовал. 8 февр. 1903 г. перемещен на Казанскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Решив заняться вопросами миссионерства, вступил в затяжной конфликт с Гурия Казанского свт. братством и Переводческой комиссией, к-рые обвинил в растрате денежных средств. При нем 26 июля 1903 г. Переводческая комиссия была выделена в самостоятельное учреждение и стала подотчетной Православному миссионерскому обществу . Так и не разобравшись с растратой, 26 марта 1905 г.

http://pravenc.ru/text/178161.html

Андрею, еп. Мамадышскому (4 окт. 1907 г.)//Там же. 45. С. 1398-1402; Освящение храмов//Там же. 1908. 1. С. 2; 27/28. С. 821; 1909. 42. С. 1187; 46. С. 1320; Коблов Я. Торжество освящения храмов - в с. Апазове Казанского у. и дер. Янылях Мамадышского у.//Там же. 1908. 6. С. 193-196; Общее собрание Братства св. Гурия за 41-й братский год//Там же. 42. С. 1213-1222; Андрей (Ухтомский), еп., Даулей Р. Кружок сестер-сотрудниц Братства свт. Гурия, его состав и цели//Там же. 1909. 10. С. 312-316; Молчанов Н. Порядок следования св. икон с частицами св. мощей//Там же. 1909. 17. С. 477-481; Земляницкий Т., свящ. Посещение преосв. Андреем, еп. Мамадышским, с. Хыр-Касов, Козмодемьянского у.//Там же. 41. С. 1175-1176; В-ков В., свящ. Освящение храма во имя св. прп. Серафима Саровского Чудотворца, при муж. чувашском Александро-Невском мон-ре Козмодемьянского у.//Там же. 46. С. 1335-1340; Шестаков А., свящ. Посещение преосв. Андреем, еп. Мамадышским, с. Емелева и Аштавай-Нырской общины Козмодемьянского у.//Там же. 1910. 4. С. 137-139; Миссионерский съезд в Казани. 13-26 июня 1910 г.//Там же. 23. С. 651-686; 24. С. 687-725; Прощание правосл. казанцев с преосв. Андреем, бывш. еп. Мамадышским, викарием Казанским, а ныне еп. Сухумским//Там же. 1911. 36/37. С. 1029-1060 (отд. изд.: Каз., 1911); Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 1.С. 250-253, 254-255; Т. 3. С. 387-388; Т. 4. С. 55-56; Акты свт. Тихона. С. 933, 962, 976, 977; Смолич. История РЦ. С. 237, 238, 451; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 84-86, 513-514, 527; Из истории рос. иерархии: Ст. и док-ты. М., 2002. С. 192; Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды сщмч. Кирилла Казанского. М., 2004. С. 202, 204-205, 213, 224, 230, 293, 627-632, 639, 641, 647, 690, 821, 823; Губонин. История иерархии. С. 287, 874, 880; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 324-332, 338-339, 450-453; Мухин В., прот. История закрытия храмов и мон-рей г. Казани в 20-е - 30-е гг. ХХ ст.//ПС. 2008. 1(16).

http://pravenc.ru/text/2561768.html

Другая сходная сторона состоит в том, что и крестный ход, и монастырь – это домены. Домен – исконно русский тип общности. Как говорил о том Л. Гумилев: «Русский человек живет доменами». Отсюда не случайно, что именно по этой причине русский и может вместить в себя чужие культуры, чужие языки и, ассимилировав, сделать своими. Домен всегда выше, чем землячество или род. Он родственен духу соборности. Именно по этой причине молитва богомольцев очень скоро делает их единой соборной личностью. В этом и состоит главная суть богомольческого домена: идущие в крестных ходах люди разных национальностей и культур очень скоро становятся братьями и сестрами во Христе. И это братство бывает порой более прочным, чем братство по крови. Обращаясь к нашему времени, можно с удовлетворением сказать, что богомольческое движение возрождается и многие крестные ходы стали уже традиционными. Кроме Великорецкого крестного хода, которому уже более 600 лет, стало традиционным шествие из Храма на Крови в Екатеринбурге в монастырь на Ганину Яму. В течение 19 лет совершалось молитвенное шествие из Николо-Тихонова Лухского монастыря в Ипатьев монастырь Костромы. Также постоянно совершается крестный ход из Воронежа в Задонский монастырь. Подобным образом проходит шествие из Курской Коренной пустыни в кафедральный собор Курска. А в дни памяти прп. Серафима Саровского – из Сарова в Дивеево. Если говорить о Новороссии, то начиная с 2014 года и по настоящее время по Донбассу постоянно совершаются (как местными силами, так и силами приезжающих россиян) автомобильные и пешие крестные ходы. Традиционным стал крестный ход по монастырям Крыма. В течение ряда лет проходит крестный ход из обители в Годеново, в монастырь Сошествия Креста близ села Антушково. Уже четыре года совершается международный автомобильный крестный ход с копией Небоявленного Креста (в просторечии – Годеновский). Поэтому не случайно, что в нынешнем 2023 году, в год 600-летия явления Креста на Сахотском болоте, проходит Всероссийский автомобильный крестный ход, с новой его копией. Сначала Крест провезли из Мурманска до Севастополя, а затем из Бреста он поехал во Владивосток. На праздник Казанской иконы Божией Матери Крест должен вернуться в Москву.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/24/bogomo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010