Беспокоил его, как активного деятеля на поприще просвещения, и общий упадок образования; происходило это оттого, как он думал, что образование стало цениться не само по себе как таковое, а только в связи с обеспеченными им материальными благами и социальным положением в обществе. «Чем, как не таким отношением к школе и образованию, – писал отец Митрофан, – нужно объяснить ту страстную погоню за аттестатами, которая ведется у нас от средних учебных заведений до высших включительно и при какой забываются подчас самые элементарные требования порядочности» . Это явление пагубно сказывалось как на самих учащихся, в самом начале жизни превращавшихся в отчаянных корыстолюбцев и карьеристов, для которых и наука, и интересы страны, и интересы ближнего становились всего лишь средствами на пути к собственному благополучию, но еще более пагубные последствия оно имело для всего народа, лишавшегося доброй совести ученых, учителей, врачей и государственных деятелей. Поскольку Могилевская епархия изобиловала в то время инославными, иноверцами и сектантами, епископ Могилевский Стефан (Архангельский) 9 апреля 1906 года обратился к Святейшему Синоду с просьбой: учредить в Могилевской епархии викариатство, хиротонисав такого викарного епископа, который взял бы на себя миссионерские обязанности. Но Синод отказал ему в этом, 9 августа того же года отписав, что за неимением средств викариатство не может быть открыто, но, если епархия сама изыщет средства для содержания викарного епископа, Синод возражать не будет. В это время епархиальный миссионер пожелал перейти на должность преподавателя Могилевской Духовной семинарии, а настоятель Могилево-Братского монастыря согласился перейти в другую обитель, и таким образом открывалась возможность покрыть часть расходов на содержание викарного епископа. Для покрытия недостающей суммы епископ Стефан обратился к монастырям епархии с просьбой о пожертвованиях. 18 декабря 1906 года он вновь послал прошение в Синод о создании викариатства и о назначении к нему викарием архимандрита Митрофана (Краснопольского).

http://fond.ru/kalendar/520/mitrofan/

– Какова реальная роль практикующих англикан в современной жизни страны? Как Вы оцениваете уровень религиозности христиан Британии? – Великобритания и Ирландия – это страны с укорененной христианской культурой. В Великобритании королева является верховной правительницей Церкви Англии, в Ирландии – исторически особая роль у Римско-католической церкви. В обеих странах посещаемость богослужений достаточно высока. Если говорить про Англию, то здесь множество традиций, связанных с Церковью. Например, в Палате лордов заседают епископы Церкви Англии и выражают мнение по вопросам развития страны и обсуждаемым законам. Архиепископ Кентерберийский – весьма уважаемая персона даже в нерелигиозных кругах. Существует множество англиканских школ, образование в которых считается качественным и престижным. В целом роль практикующих англикан остается заметной. И предыдущий глава правительства Дэвид Камерон, и нынешний премьер-министр Тереза Мэй заявляли о поддержке христианских ценностей. Римско-католическая церковь представлена в Британии немалым количеством прихожан, и в целом ее положение здесь достаточно укорененное. Поместные Православные Церкви также имеют здесь свои епархии и приходы. Мы сохраняем со всеми добрые братские взаимоотношения, принимая участие в совместных богослужениях, которые традиционно совершаются в первое воскресенье Великого поста, именуемое неделей Торжества православия. Кстати, в этом году именно наша епархия принимала в кафедральном соборе гостей из других Поместных Церквей для совместной молитвы во время праздничной вечерни. Все это способствует укреплению наших связей через общение и, что самое главное, общую молитву. Сурожская епархия объединяет сегодня многих православных из самых разных стран, служим мы и на церковнославянском, и на английском. Сегодня очень много людей, которые ищут возможности войти в общение с живой христианской традицией, все это дает возможность нашим общинам жить и активно развиваться. – Как повлияло решение Церкви Англии рукополагать женщин в сан епископов и священников-геев на ситуацию в ней?

http://pravoslavie.ru/97665.html

мон-рь; собор мест. Корсунь; Никольская, Мироносицкая, кладбищенская церкви в г. Золотоноше; Успенская, Покровская, Преображенская церкви в мест. Смела. В центре Шевченковского окр. (Каневский, Звенигородский и Таращанский уезды) в г. Корсуне обновленцами было открыто окружное викариальное управление, предполагавшее наличие епископа. В состав Черкасского епархиального управления вошли еп. Иосиф (председатель), прот. Д. Залесский, свящ. М. Лебедович, прот. Киба. После перевода еп. Черкасского Иосифа (Яцковского) на Херсонскую обновленческую кафедру 26 июня 1926 г. «епископом» Черкасским стал Герасим (Строганов), после смерти которого в 1934 г. кафедра перешла «архиепископу» Павлу (Циприановичу), с расстрелом последнего 2 нояб. 1937 г. она была ликвидирована. В Переяславе в результате деятельности благочинного прот. Алексея Полушкина часть церквей Переяславского р-на вошла в подчинение Всеукраинского Свящ. Синода и «митрополита» Иннокентия. Это были общины в селах Лецки, Помокли, Строкова, Козлов, М. Каратуль, Семёновка, Денисы, Сомкова Долина. В с. Строкова в 1926 г. удалось торжественно заложить новый храм св. Иоанна Богослова. В Белоцерковском окр. обновленческими числились общины в селах: Чупира, Жидовцы, Трилесы, Дорогинка, Пивни, Пришивальня, Медвин, Ходорков, Семигоры, Ромашки, М. Лисовцы, Саливонки, Биевцы, Хировка, Долгая Гребля, Кривое, Озёра, Росава, Шарки, Синява, Житние Горы, Татариновка, Кирданы, Весёлый Кут, Снегуровка, Мотовиловская Слободка; Марие-Магдалининская ц. и собор в г. Белая Церковь; Покровская и Воскресенская церкви в Фастове и др. После того как 26 февр. 1926 г. Волынский епархиальный съезд просил Павла взять руководство Житомирской епархией, Белоцерковская епархия временно перешла в ведение Киевского митрополита (с 12 апр. 1926). До 1928 г. Белоцерковской кафедрой управлял «епископ» Иов Сахновский, 20 сент. 1928 г. переведенный на Уманскую кафедру, а в Белую Церковь вновь возвратился еп. Павел (Циприанович). В составе К. е. остались в основном слабые и несплоченные обновленческие общины в селах Андреевичи, Глебовка, Братская Борщаговка, Брусилов, Любарцы, Катюжанка, Германовка, Стайки, Щучинка, Воропаевка, Сваромье, Гатное, местечках Обухов, Ржищев и др.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

992 " В Люблине и Сокалю – писали православные архимандриты Гизель и Тукальский к царю Алексею Михайловичу, – мужей православных, жителей тех мест, аки злодеев, каты и муки и мечи, множае 100 человек избиша зле сии беззаконнии униаты и ляхи». 993 В 1650 г., по Зборовскому трактату, Холмская епархия возвращена православным. Киевский митрополит Сильвестр Коссов, проездом в Варшаву, в январе 1650 г., посетил Люблин и Красностав, и возвратил православным отнятые у них униатами церкви. Прибыв в Холм, в феврале того же года, он взял во владение архиерейский дом, кафедральный собор и три церкви, и назначил на эту кафедру православного епископа Дионисия Балабана . 994 Но в половине следующего года король снова отдал Холмскую епархию униатам. Дионисий принужден был удалиться от насилия униатов. Но большая часть приходов еще оставалась в православии. В 1664 г. униатский холмский епископ, Яков Суша, доносил конгрегации de propaganda fide: «Холмская епархия, находящаяся в Русском воеводстве, заключает в себе всю землю холмскую, все воеводство белзское и часть воеводства люблинского, простираясь более чем на 50 квадратных немецких миль. В пределах ее, по направлению к Польше и Литве, нигде нет православных, за исключением города Люблина; но, по направлению к Волыни, Подолью, и к округам Львовскому и перемышльскому, имеются многочисленные приходы, занятые православными. Всех приходов в епархии более 700; из них более 300, принявших унию». 995 Люблинская Спасопреображенская братская церковь , с бывшим при ней монастыремъ, до конца XVII в. оставалась православной; но, наконец, братство, обессиленное неравной борьбой, перешло в унию, а монастырь обращен в базильянский. 996 Долее других мест православие держалось в Замостье, знаменитой крепости – владении графов Замойских, – бывшей с конца XVI в. одним из центров образования. В 1589 г. в Замостье жил довольно долгое время константинопольский патриарх Иеремия, пользуясь гостеприимством графов Замойских. К этому же времени относится построение в Замостье двух церквей – Вознесенской, на львовском предместье, и Никольской – в самой крепости. Последней церковью совместно пользовались русские и греки, жившие в Замостье по торговым делам. При той и другой церкви были братства. В 1606 г. львовский епископ Гедеон Балабан утвердил устав Никольского братства и дал благословенную грамоту младшему при той же церкви братству, под названием Покрова пресв. Богородицы. В 1615 г. иерусалимский патриах, грамотой благословил братство при церкви св. Николая и дал ей право ставропигии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Мы увидели аресты и избиения служителей Божиих, кощунство над святынями. Возбуждены и продолжаются судебные процессы против нескольких архиереев. Умножились случаи изгнания из храмов православных общин. Древняя Киево-Печерская лавра находится под угрозой закрытия. Ее главные храмы — Успенский собор и Трапезная церковь — изъяты у Украинской Православной Церкви, в них действуют раскольники… В настоящий момент речь идет о войне против Православия, потому что все это не может не ослаблять Вселенское Православие. Фанар (Константинопольский патриархат. — Примеч. ред.) является в данном случае средством в руках умелых манипуляторов, и таким средством он является уже не один год. (Из доклада на Архиерейском совещании Русской Православной Церкви 19 июля 2023 г.) В попытке урегулировать украинский церковный кризис несколько Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей встретились в феврале 2020 года в Аммане. В братской встрече, прошедшей под председательством Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила III , принял участие Святейший Патриарх Кирилл и делегация Русской Церкви. Были представлены также Иерусалимская , Сербская , Румынская , Польская Церкви и Церковь Чешских земель и Словакии . Были подняты ключевые проблемы современной церковной действительности: первенство в Церкви, институт автокефалии, канонические границы, право апелляции, создание ставропигий на территории другой Церкви. Пандемия приостановила работу этого формата. Несколько епархий Украинской Церкви в результате боевых действий потеряли связь с Киевской митрополией. По просьбе епархиального архиерея и духовенства Ровеньковская епархия перешла под управление Святейшего Патриарха и Священного Синода. В ответ на запрос духовенства Бердянской епархии , где правящий архиерей не мог в силу внешних обстоятельств непосредственно участвовать в епархиальной деятельности, правящим архиереем Бердянской епархии был назначен епископ Бронницкий Лука , викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. По просьбе клириков левобережной части Херсонской епархии , потерявших связь с епархиальным центром в Херсоне, была образована Скадовская епархия .

http://patriarchia.ru/db/text/6107883.ht...

Святые мощи его сгорели в 1816 г., но останки их почивают в раке в городском Симеоновском соборе.  Сильна и живуча в Западной Руси память прп. Афанасия. Но до XIX в. чудеса его не записывались. В 1856 г. от святых мощей его получил исцеление десятилетний мальчик Александр Поливанов, уроженец Владимирской губернии, и отец его соорудил для них драгоценную раку. В I860 г. протоиерей Василий Соловьев получил исцеление от грыжи, угрожавшей ему смертью.  Житие св. преподобномученика Афанасия было впервые написано в XVII в. по-польски студентами Киево-Братской школы по дневникам его и запискам его послушников. •  На Брестском соборе было объявлено единение (уния) Православной Церкви Юго-Западной России с Церковью Римско-католической. Внешне это событие отвечало духу Евангелия, но на деле способствовало попранию православной веры и русской народности в Юго-Западной России, которая в XVI в. входила в состав Польско-Литовского государства. Уния была объявлена действительной даже без выслушивания православной стороны, и все несогласные с решением собора были преданы анафеме.  •  До принятия пострига св. Афанасий служил в разных местах, в том числе при дворе канцлера Литовского Сапеги, 7 лет в качестве опекуна Яна Фавстина Луба, сына Марины Мнишек, жены Лжедимитрия I. В 1627 г. святой принял постриг в Свято-Духовом монастыре, после проходил послушание в Кутеинском монастыре под Оршей (ныне Витебская епархия Белорусской Православной Церкви), в Межигорском монастыре под Киевом (ныне Киевская епархия Украинской Православной Церкви), в Дубойском монастыре под Пинском и Купятицком монастыре (обе обители были на территории совр. Пинской епархии Белорусской Православной Церкви).  •  В 1640 г. преподобный назначен игуменом брестского Симеоновского монастыря. Обитель сия основана в XIII в., в 1828 г. монастырские строения были разобраны, и место самого монастыря пошло под укрепление Брестской крепости.  •  Арест преподобного в 1644 г. связан как с его активной антиуниатской позицией, так и с политическими причинами. Это было время, когда между Москвой и Польшей шел спор о царевиче-самозванце Яне Лубе, бывшем воспитаннике прп. Афанасия. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Бакрадзе подчеркнул также, что Грузия заинтересована решить проблему без излишней политизации, выразив уверенность, что в этом заинтересована и Армения. Католикос всех армян Гарегин II , в ходе состоявшейся в этот же день встречи с главой грузинского парламента Давидом Бакрадзе, также выразил надежду, что существующие между Арменией и Грузией проблемы будут решены в атмосфере братской любви. «Его Святейшество с удовлетворением отметил, что отношения между двумя странами являются теплыми и дружественными, выразив надежду, что существующие проблемы будут решены в атмосфере братской любви и взаимопонимания», — сообщили агентству «Новости-Армения» в пресс-канцелярии Первопрестольного Святого Эчмиадзина. Собеседник агентства сообщил, что в ходе встречи, состоявшейся в Первопрестольном Святом Эчмиадзине, были обсуждены вопросы, связанные со статусом Грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви, возвращением в ее лоно армянских храмов, а также другие вопросы, волнующие грузинских армян. На встрече присутствовали глава канцелярии Первопрестольного Святого Эчмиадзина епископ Аршак Хачатрян и ответственный сотрудник Службы по вопросам отношений Церкви и государства иеромонах Месроп Парсамян. Грузинскую делегацию сопровождал руководитель аппарата Национального Собрания Армении Гегам Гарибджанян. Проблемы вокруг армянских церквей в Грузии обострились в мае 2008 года, когда представители Грузинской Православной Церкви начали возводить вокруг армянской церкви Сурб Норашен в Тбилиси металлическое заграждение с традиционной грузинской атрибутикой. Грузинская епархия Армянской Апостольской Церкви квалифицировала это как нарушение заключенного между двумя Церквями соглашения о возвращении в лоно Грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви храмов Сурб Норашен, Сурб Ншан, святой Богородицы, святого Минаса и святого Геворга. 9 декабря 2008 года, во время однодневного визита премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна в Тбилиси, воодушевленные присутствием главы армянского правительства представители армянской общины Тбилиси открыли заколоченные двери церкви, после чего в храм вошли многочисленные представители паствы, члены армянской делегации и премьер-министр Армении.

http://patriarchia.ru/db/text/567144.htm...

Братская церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Омске. 1908 г. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Братская церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Омске. 1908 г. Фотография. 10-е гг. ХХ в. При еп. Гаврииле (Голосове; 1905-1911) открыто свыше 40 приходов, жен. епархиальное уч-ще, учреждено Об-во вспомоществования нуждающимся воспитанницам этого учебного заведения. Впервые был поднят вопрос об открытии в Омске ДС. В 1909 г. завершилось возведение архиерейского дома и здания консистории, при архиерейском доме была освящена Благовещенская крестовая ц. При крестовой церкви организован архиерейский хор. В 1906 г. при Воскресенском соборе открыт приют-школа для сирот нижних воинских чинов Омского военного окр., убитых во время русско-япон. войны. С 24 янв. 1908 г. началось проведение епархиальных миссионерско-пастырских собраний омского городского духовенства. Омское епархиальное братство в 1908 г. содержало 2 противораскольнических сотрудников. В братство входили 100 чел., в т. ч. 51 священнослужитель. С 4 нояб. 1907 г. в Омске начали проводить религиозно-нравственные чтения. В связи с проведением баптистами в городе призывных собраний в 1909 г. духовенство в 4 крупнейших храмах организовало внебогослужебные беседы (в основном миссионерского характера). 13 дек. 1909 г. на ст. Омск открыт миссионерский кружок, в который вступили 300 ревнителей Православия. Собрания устраивали 3 раза в неделю, члены кружка вступали в полемику с сектантами, беседовали с жителями. Во время управления Омской кафедрой еп. Гавриилом миссионерские учреждения Омской епархии как по составу сотрудников, так и по организации народных кружков и братств считались лучшими на территории Зап. Сибири. В «зараженных сектантством» населенных пунктах духовенство уделяло особое внимание благолепию храмов и торжественности богослужений, создавало противосектантские б-ки. Для миссионерских целей в 1908 г. построен омский Братский храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». 21 апр.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

Нельзя также не заметить, что неустройства пошли и в самом братстве. Братский монастырь имел несчастье управляться некоторыми недостойными игуменами, которые обирали его имущество и расхищали его, и только при настоятельстве, в половине XVIII в., игумена Никодима Тумиловича (к сожалению – непродолжительном) братство несколько отдохнуло от невзгод. Этот настоятель (по словам историка Чистовича) сделал весьма много для благоустройства обители. Служа примером строгой жизни, он также строго держал монахов, которых при нем уже было достаточное число; для обучения детей завел школу, возвратил захваченные у монастыря разными лицами земли, умножил хлебные доходы, и во всем учредил хороший порядок. 162 Несмотря на все бедствия, причиненные врагами, на изнурительные тяжбы с корыстолюбивыми католиками и униатами, на внутренние неустройства, Минское Петропавловское братство сохранило свое существование до 1795 года. После второго раздела Польши в 1793 году и образования Минской губернии, по воле Императрицы Екатерины II, 13 апреля 1794 года, на территории древней Туровской епископии возникла Минская епархия, и новым православным архипастырем был назначен Виктор Садковский. В 1795 году Минский братский Петропавловский монастырь был возведен на степень первоклассного штатного монастыря и переведен в здания бывшего униатского св. Духова монастыря, под именем Духовского Петропавловского. Здесь он существовал только четыре года, до 1799 г., а в этом году, по Высочайшему указу, переведен в уездный город Пинск, под именем Пинского первоклассного Богоявленского монастыря. Оставшаяся после него каменная Петропавловская церковь возобновлена была на счет казны, в честь Ангела Императрицы Екатерины названа Екатерининской, и обращена в собор, а прежние здания монастырские уступлены для помещения священно и церковно-служителей этого собора. 163 Пинское Богоявленское братство продолжало существовать во второй половине XVII века, а также в течении XVIII века, и получило большие пожертвования от Киевского митрополита Иосифа Нелюбовича-Тукальского, от помещиц Соломерецкой, Пекарской-Володкович, Горватовой, мещанина Семена Курианка и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

После Февральской революции в Омской епархии имели место случаи прекращения арендаторами выплат за использование церковных земель, захватов последних, обысков в монастырях. 25 марта 1917 г. в Петропавловске по постановлению местного исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов 20 вооруженных солдат обыскали дом еп. сщмч. Мефодия (Краснопёрова) и помещения жен. общины при Всехсвятской кладбищенской ц. Вскоре петропавловский Совет рабочих и солдатских депутатов отправил в Петроград телеграммы Временному правительству и Синоду с требованием удалить из города Петропавловского архиерея за «реакционную деятельность, угрожающую общественному спокойствию». Это требование не было удовлетворено. 21 марта 1917 г. учреждена Исполнительная комиссия омского городского духовенства. Созданы Омское сестричество, Временный приходско-братский комитет, Братский комитет диаконов и псаломщиков г. Омска. 22 апр. члены Омской духовной консистории подали архиерею прошения об освобождении от занимаемых ими должностей «ввиду организации Пресвитерского Совета при епископе и введения выборного начала при избрании членов Совета» (Епархиальная хроника//Омские ЕВ. 1917. Ч. неофиц. 18. С. 28). Однако консистория продолжала действовать и после этого. 25 апр. открыт Союз женщин-христианок, ревнительниц правосл. Церкви. 28 апр. Исполнительная комиссия омского городского духовенства преобразована в Центральный комитет объединенного духовенства Омской епархии. Тогда же комитет принял на себя обязанности исполнительного органа Омской епархии. 1 мая еп. сщмч. Сильвестр благословил деятельность комитета «до установления Епархиального Пресвитерского Совещания на предстоящем Епархиальном совещании духовенства и мирян» (Протокол заседания Исполнительной Комиссии Омского городского духовенства//Там же. Ч. офиц. 19. С. 6-8). 30 апр. 1917 г. началось издание епархиальной еженедельной газ. «Новая жизнь», органа «церковно-общественного обновления» (также официально именовалась «христиански-демократической газетой»).

http://pravenc.ru/text/2578399.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010