Довольно доброжелательным становится тон отчетов комиссий содействия. Во многих из них отмечается существенное изменение религиозной обстановки, резкий (более чем в 2 раза) рост количества крещений в 1988-1989 гг. Некоторые священники (например, священник Владимир Зайшлый из Братска) были выдвинуты кандидатами в народные депутаты горсоветов. «В округе альтернативы для Зайшлого нет» – свидетельствовал отчет комиссии содействия . 26 января 1990 г. архиепископ Хризостом был назначен в Виленскую и Литовскую епархию, а 4 февраля 1990 г. во епископа Иркутского был хиротонисан архим. Вадим (Лазебный) (р. 1954), по сей день в сане архиепископа занимающий Иркутскую кафедру. За один только 1990 г. к 20 существовавшим приходам Иркутской епархии прибавилось 13. Последним знаковым событием уходящего времени, свидетельствующим об окончании советской эпохи в жизни епархии стало возвращение мощей свт. Иннокентия, которые, после обнаружения в Ярославле, были на поезде перевезены в Иркутск и 3 сентября 1990 г. торжественно внесены в Знаменский кафедральный собор. Заключение Период господства советской власти стал для Русской Православной Церкви временем тяжелых испытаний, когда порой казалось, что ее существование вскоре прекратится. Судьба Иркутской епархии не стала исключением, и ее в полной мере затронули гонения, репрессии и притеснения. Хронологические рамки различных периодов церковно-государственных отношений в годы советской власти для истории Иркутской епархии в целом совпадают с общероссийскими и могут быть разделены на два основных этапа: довоенный (1917-1940) и послевоенный (1943-1990). После революционных событий в 1917-1919 гг. на территории епархии окончательно установился советский режим. Уже в первые годы советской власти епархия столкнулась с систематическими антицерковными мероприятиями: вскрытием мощей свт. Иннокентия Иркутского, конфискацией церковных ценностей, несправедливым осуждением еп. Анатолия (Каменского), активной поддержкой обновленческого раскола со стороны гражданских властей, не получившего при этом широкого распространения в регионе. В 1929-1937 гг. Иркутская епархия существовала в условиях ужесточения церковно-государственной политики, систематического закрытия храмов, при активных преследованиях священнослужителей и церковно активных мирян. Апогеем довоенного периода стали 1937-1938 гг., когда подавляющая часть духовенства была арестована и репрессирована, были закрыты практически все оставшиеся приходы.

http://pravoslavie.ru/44165.html

Церковь и Кирилло-Белозерский музей пришли к соглашению о судьбе исторических зданий 13 ноября, 2018. Новостная служба Монастырь получит помещения после переезда фондов музея 13 ноября. ПРАВМИР. Церковь и Кирилло-Белозерский музей пришли к соглашению о судьбе исторических зданий. Вологодская епархия и Кирилло-Белозерский музей договорились об использовании ряда исторических объектов. Музей предоставит монастырю до 2021 года помещение в подклете церкви для офиса вновь образуемого мужского монастыря, сообщил ТАСС. Церкви также будет передана Казенная палата, однако это произойдет не ранее 2021 года. «Это связано с тем, что в палате находятся фонды музея, которые в будущем предполагается разместить в здании «Поварни», которое планируется отреставрировать к этому времени», — пояснил директор департамента музеев Министерства культуры РФ Владислав Кононов. В свою очередь епархия не будет претендовать на Церковь Святого Мартиниана, стены Иванова монастыря и Братских келий. «Музей-заповедник предложил вместо Братских келий предоставить РПЦ здание Духовного училища (Священнические кельи). В нём располагаются фонды, администрация музея, а также проживает несколько семей. Это решение позволит переселить в свободные и освободившиеся помещения монашескую братию. Целиком корпус будет передан в пользование епархии после того, как оттуда в «Поварню» будут перемещены фонды музея и будут расселены квартиры», — добавил директор департамента. В состав музея-заповедника входят Кирилло-Белозерский монастырь, Ферапонтов монастырь и храм Ильи Пророка на Цыпино. 13 объектов, расположенных на территории Кирилло-Белозерского монастыря были переданы в пользование Вологодской епархии в 2016 году. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 15 июня, 2012 24 октября, 2012

http://pravmir.ru/tserkov-i-kirillo-belo...

М. не был кандидатом патриарха Иеремии и, по-видимому, не пользовался его доверием. 14 авг. 1589 г. патриарх назначил своим Экзархом Луцкого еп. Кирилла (Терлецкого) с очень широкими полномочиями, вплоть до права низлагать недостойных епископов. Еп. Кирилл (Терлецкий) сопровождал патриарха в его путешествии по укр. землям. 13 нояб. 1589 г. М. участвовал в собрании епископов, созванном патриархом для рассмотрения спора между Львовским еп. Гедеоном (Балабаном) и Львовским Успенским братством из-за мон-ря св. Онуфрия. Мон-рь был изъят из-под власти епископа и подчинен митрополиту. Это решение стало как бы прологом к последовавшим затем попыткам М. укрепить свою власть в Львовской епархии. По-видимому, перед отъездом патриарха Владимиро-Волынский еп. Мелетий (Хребтович-Богуринский) был сделан «прототронием» - 1-м среди епископов Киевской митрополии. Это назначение соответствовало интересам М., т. к. в последующие годы еп. Мелетий поддерживал действия митрополита. В нач. 90-х гг. XVI в. в Киевской митрополии пытались провести реформы для устранения недостатков церковной жизни. Соборы, принимавшие решения о реформах, собирались под председательством М. О целях, которые преследовал М., нельзя узнать из к.-л. его записок и меморандумов. Можно судить об этом по его действиям и реакции на них современников. К нач. 90-х гг. в жизни правосл. общества увеличилась роль братств. Союзы мирян стали важными центрами просвещения и образования, нек-рые братства получили от патриарха Иеремии II широкую автономию. В Виленское православное Свято-Духовское братство был вписан ряд представителей литов. знати - патронов М., поддерживавших тесные контакты с Львовским братством. Митрополия представляла собой во 2-й пол. XVI в. довольно слабое в организационном отношении единство, в котором епископы пользовались фактически полной самостоятельностью. М., по-видимому, рассчитывал подчинить епископов своей власти, опираясь на поддержку братств. Особое его внимание привлекала Львовская епархия, созданная в кон. 30-х гг. XVI в. как епархия неполноправная, подчиненная власти митрополита, однако Львовские епископы 2-й пол. XVI в.- выходцы из местной знатной шляхты - с этими установлениями не считались. В дек. 1589 г. М. в адресованной Львовскому братству грамоте не только подтвердил права братчиков на мон-рь св. Онуфрия, но и обещал посетить Львов «для дозрения порадку церковного и всих справ духовных». В той же грамоте было отмечено, что «сам епископ Лвовскии есть дворным владыкою нашим» (Monumenta confraternitatis. 1895. Pt. 1. N 138). В последующих грамотах митрополит сообщил об отправке во Львов священника для братской церкви, разрешил проповедовать в городе только «дидаскалам» из братства, запретил открывать во Львове школы помимо братской. В июне 1590 г. к этому добавились отлучения от Церкви тех львовских мещан, которые выступили против братства вместе с епископом.

http://pravenc.ru/text/2563650.html

Так как Польша в это время находилась в неприязненных отношениях с Москвой, то Владислав понимал, что расположение казаков и русского народа было чрезвычайно важно для короля и всей Польши; да и вообще Владислав был сторонник свободы совести. Он дал православным «диплом», которым предоставлял им более прав и выгод, чем те, какие были написаны в мемориале, составленном на конвокационном сейме. Предоставлена была полная свобода переходить как из православия в унию, так и из унии в православие. Митрополит киевский мог по-прежнему посвящаться от константинопольского патриарха. Отдавалась православным немедленно луцкая епархия, а перемышльскую положено отдать после смерти тогдашнего униатского епископа; учреждалась новая епархия во Мстиславе; снимались всякие запрещения, стеснения; запрещалось делать оскорбления православным людям. Православные дворяне, бывшие на сейме, тогда же порешили удалить от митрополии Исаию Копинского, как человека уже престарелого и болезненного, и избрали, вместе с бывшими там духовными, в митрополиты Петра Могилу. Король утвердил этот выбор и дал Петру Могиле привилегию на преобразование киевского братского училища в коллегию. Посланный в Константинополь ректор киевских школ, Исаия Трофимович, испросил для Петра Могилы патриаршее благословение, и тогда волошский епископ во Львове рукоположил Петра Могилу в митрополиты 14 . Назначение Петра Могилы митрополитом в Киеве произвело чрезвычайный восторг. Ученики братского училища сочиняли ему гимны и панегирики. «Если бы ты вздумал, – говорилось в приветствии ему, – отправиться от Киева до Вильно и до пределов русских и литовских, с какою радостью встретили бы тебя те, которыми наполнены суды, темницы и подземелья за непорочную веру восточную!» Типографщики поднесли напечатанную ими стихотворную брошюру под названием «Евфония веселобремячая», а киевские мещане, заодно с казаками и православными духовными, в порыве восторга бросились отнимать у униатов древнюю святыню русскую – Софийский собор. Униатский митрополит Иосиф Вильямин Руцкий жил не в Киеве, а в Вильне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Бахта. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь построена в 1776 году. В ней был очень чтимый православными Иверский образ Божией Матери. Источник информации: " Вятская епархия. Вятка, 1912 г. В настоящее время храм восстанавливается. Рядом возведена временная деревянная колокольня. Приход Троицкой церкви с. Бахта возник не позднее 17 в. Ныне существующий каменный храм построен к 1776 г. Из книги " Вятская Епархия " (1912 г.) : " ... приход состоит из 38 селений, прихожан православных русских - 2258 мужского пола и 2462 - женского пола. Село расположено на ровном месте при речке Чахловица и притоке ее речке Бахтинке. В селе 2 школы: церковно-приходская женская, и земская мужская. " В годы богоборчества храм был закрыт и использовался для хозяйственных нужд, разрушена колокольня. С 1998 г. приход возрождается. В 2001 г. – освящение престола. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Хрисанфа настоятелем храма является протоиерей Виктор Пересторонин. Ведутся работы по восстановлению купола и ограды храма, планируется газификация храма. Троицкая церквь села Бахта Троицкая церковь, каменная, построена в 1776 году, расстоянием от г. Вятки 17 верст. Часовни: при церкви, каменная, построена в 1883 году; при приходском кладбище, деревянная, построена в 1845 году; Карпиковская, деревянная, построена в 1903 году. Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Квартиры для причта казенные. Земли усадебной 2 десятины 90 сажень, пахотной 22 десятины, сенокосной 10 десятин. Братский денежный доход по общей кружке священнику 655 руб., диакону 437 руб. 24 коп., псаломщику 81 руб. 17 коп., руги собирается на весь причт до 90 пудов ржи и 250 пудов овса. Прихожан православных русских 2258 муж. пола и 2462 жен. пола. Приход состоит их 38 селений расстоянием 1-9 верст. В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.». В Доможировской писцовой книге 1629 г. значится церковь Ильинская на Бахте. По писцовой книге Толочанова 1629 г. значится погост на речке Чахловице, а на погосте церковь Рождества Богородицы, да придел Св. Мученицы Екатерины, да другой придел Пророка Илии. По переписи Караулова, составленной в 1654 г., значится погост Бахтинский.

http://sobory.ru/article/?object=08923

В 1686 г. между Россией и Польшей был заключен договор о вечном мире, по которому, в частности, епархия Могилёвская (Белорусская) с мон-рями Виленским, Минским, Полоцким, Оршанским и др. объявлялась неприкосновенной. Однако в 1689 г. кор. Ян Собеский дал привилей на Могилёвскую кафедру тайному униату Гедеону (Одорскому). Паства потребовала, чтобы Гедеон отправился для хиротонии к Киевскому митрополиту, в Киеве Гедеон перешел в Православие и остался в городе. В документах 1687 и 1690 гг. как наместник Белорусской епархии упоминается слуцкий архим. Серапион (Полховский). Он получил привилей от короля в 1697 г. и 30 авг. 1698 г. был хиротонисан в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ). В 1699 г. по настоянию Полоцкого униатского архиепископа король объявил привилей недействительным, чтобы не способствовать распространению «схизмы». С 1712 г. Могилёвский епископ оставался единственным правосл. архиереем в Речи Посполитой. Могилёвская епархия сильно пострадала в годы Северной войны. 28 нояб. 1720 г. по настоянию царя Петра I кор. Август II выдал жалованную грамоту в защиту правосл. епархии в Речи Посполитой, правосл. мон-рей и церквей в ВКЛ. В этой грамоте упоминаются и защищаются властями следующие православные мон-ри: кафедральные мстиславский Троицкий и могилёвский Спасский, оршанский Кутеинский в честь Богоявления с принадлежащими ему монастырями , могилёвский Братский в честь Богоявления, Марков витебский во имя Святой Троицы с принадлежащими ему церквами , Буйничский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов , Мстиславский Тупичевский Свято-Духов, Мстиславский Онуфриевский при Натопе, Охорский (Вохорский) Преображенский, Селецкий, Шкловский, Горецкий, Гриевский, Терешковский, а также женские мон-ри: Кутеинский оршанский, Борколабовский в честь Вознесения Господня , Мазоловский Преображенский, Шкловский, Костюковский. Архиерейский дворец (дворец свт. Георгия Конисского) в Могилёве. 1762–1785 гг. Фотография. 2016 г. Архиерейский дворец (дворец свт. Георгия Конисского) в Могилёве.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

Согласно Бухарестскому мирному договору от 16 мая 1812 г., вост. часть Молдовы (Бессарабия), в междуречье Прута и Днестра, вошла в состав Российской империи, и на ее территории 21 авг. 1813 г. была образована Кишинёвская епархия и Хотинская РПЦ. 9 апр. 1918 г. собравшийся в Кишинëве Совет края (Сфатул цэрий) принял решение о присоединении Бессарабии к Румынии. В мае 1918 г. архиеп. Кишинëвский Анастасий (Грибановский) вынужденно оставил епархию. В апр. 1918 г. Кишинëвская епархия РПЦ была насильственно включена в юрисдикцию Румынской Православной Церкви. Предстоятель РПЦ Патриарх Тихон выступил с протестом против этого антиканонического решения, заявив, что закрепление созданного Румынской Православной Церковью положения заставит священноначалие РПЦ прервать братское и каноническое общение с Румынским Синодом и перенести настоящее дело на суд др. правосл. Церквей. 14 июня 1918 г. Свящ. Синод в Бухаресте назначил на Кишинëвскую кафедру еп. Хушского Никодима (Мунтяну) , впосл. Патриарха Румынской Православной Церкви. Еп. Никодим реорганизовал епархиальный центр, ввел румын. язык в богослужебную практику мн. приходских церквей. Во главе Кишинëвской ДС был поставлен архим. Виссарион (Пую) и назначены преподаватели из Румынии. Преподавание было переведено на румын. язык. В нек-рых мон-рях были сменены настоятели из русских и украинцев. Еп. Никодим управлял епархией до 31 дек. 1919 г. 1 янв. 1920 г. на кафедру был назначен еп. Ботошанский Гурий (Гросу) из местного духовенства, ревностный сторонник воссоединения Бессарабии и Румынии. 21 февр. 1920 г. он был выбран архиепископом Бессарабским, 28 апр. 1928 г. возведен в сан митрополита (кафедра в Кишинëве). 11 нояб. 1936 г. митр. Гурий отправлен на покой, проживал большей частью в Бухаресте († 14 нояб. 1943, похоронен в мон-ре Черника). Во время его предстоятельства 10 марта 1923 г. на территории Бессарабии были образованы Белгородско-Измаильская епархия , входившая в Б. м., и Хотинская (кафедра в г. Бельцы) Буковинской митрополии. В 1926 г. в Кишинëве основан богословский фак-т, находившийся в ведении Ясского ун-та, просуществовавший до 1941 г., в Измаиле и Единце - 8-классные духовные семинарии. В 1920-1925 гг. священники из Бессарабии принимали участие в разработке и принятии нового Организационного статута Румынской Православной Церкви. Продолжил свою деятельность Союз православных клириков Бессарабии, миссионерское кишинёвское братство «Рождество Христово» и др. объединения клириков и мирян. Издавались газ. «Миссионер», брошюры из сер. «Библиотека православного миссионера» и «Библиотека православного христианина». В 1929 г. в Кишинëве состоялся 2-й, а в 1933 г.- 4-й Миссионерский съезд Румынской Церкви.

http://pravenc.ru/text/Бессарабскую ...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Корсунская епархия Московского Патриархата временно приостановила участие в работе Ассамблеи православных епископов Франции 27.03.2007 Корсунская епархия Русской Православной Церкви временно приостановила свое участие в заседаниях Ассамблеи православных епископов Франции (АПЕФ) из-за " кризисных явлений " в работе последней. АПЕФ является консультативным органом епископов различных православных юрисдикций, существующих во Франции, во главе с представителем Константинопольского Патриархата. Как сообщается в заявлении духовенства и мирян французского благочиния Корсунской епархии, принятом по итогам заседания в Париже под председательством правящего архиерея архиепископа Иннокентия, в последнее время внутри Ассамблеи " наметились тенденции централизма, мешающие соборной продуктивной работе этой организации " . " Сегодня мы с глубоким сожалением констатируем, что за последний месяц ситуация не только не улучшилась, но еще более усугубилась, несмотря на наше искреннее желание не допустить надвигающегося кризиса, способного нарушить православное единство и братское сотрудничество между Православными Поместными Церквами во Франции " , - отмечается в заявлении. В частности, по словам авторов документа, по-прежнему продолжаются попытки блокирования инициатив Русской Православной Церкви во Франции, особенно когда речь идет о ее сотрудничестве с Римско-католической Церковью. Кроме того, с подачи АПЕФ навязывается отрицательный образ Русской Православной Церкви, а в журнале " Сервис ортодокс де пресс " , называющем себя официальным органом Ассамблеи, появляются " недоброжелательные высказывания по отношению к Русской Православной Церкви и ее Священноначалию " . " Нас глубоко тревожит сложившаяся ситуация. Мы все, православные, должны задуматься о том, как нам дальше жить вместе. Мы все несем ответственность за будущее Православия на французской земле " , - отмечают священнослужители и миряне Корсунской епархии. Своим заявлением они надеются " привлечь внимание не только православной общественности, но и всех христиан Франции " , с которыми они " вместе должны свидетельствовать о христианских ценностях перед вызовами современного мира " . " Принимая все это во внимание, собрание рекомендует временно приостановить участие Корсунской епархии в заседаниях АПЕФ до разрешения возникших проблем " , - говорится в епархиальном заявлении. ИНТЕРФАКС-Религия/Cедмица.Ru Редакция текста от: 27.03.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/2654.html

Состоялся круглый стол «Послушание как основание монашеского подвига» для монашествующих епархий, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа 23 декабря 2021 г. 14:47 21 декабря 2021 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в дистанционном формате состоялся региональный круглый стол «Послушание как основание монашеского подвига», организатором которого выступила Пятигорская епархия . В форуме приняли участие три архипастыря и 73 монашествующих из епархий, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт , глава оргкомитета по подготовке и проведению круглого стола, подчеркнул, что региональные форумы, рассматривая разные монашеские добродетели, как средоточие монашеского подвига, готовят собрание игуменов и игумений Русской Православной Церкви, которое пройдет под председательством Предстоятеля Русской Православной Церкви. Член коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству , настоятельница Свято-Георгиевского женского монастыря близ станицы Ессентукской (Пятигорская епархия) игумения Варвара (Шурыгина) передала участникам круглого стола слова благопожелания председателя отдела митрополита Каширского Феогноста . Епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон поделился опытом 25-летнего пребывания в  Свято-Троицкой Сергиевой лавре . «Послушание — главная добродетель монаха. Без нее никакие другие добродетели стяжать невозможно», — подчеркнул владыка. Епископ Владикавказский и Аланский Герасим сравнил добродетель послушания с хранением целомудрия, особенно остановившись на необходимости послушания в общении монашествующих с мирянами. «Особенно странно слышать, что монах не может быть на богослужении. Что он занят или устал. Ведь именно святые таинства и молитва вместе с послушанием приближают нас к Богу», — отметил архиерей. С обширным докладом о стяжании послушания выступил игумен Кирилл (Никитин), настоятель Петропавловского мужского монастыря города Светлограда ( Ставропольская епархия ). В ходе состоявшейся дискуссии свое мнение о разных аспектах и факторах стяжания добродетели послушания высказали все настоятели и настоятельницы обителей, которые участвовали в круглом столе. В общении участники форума затронули темы, связанные с современными вызовами и трудностями жизни обителей. «Наше общение особенно дорого для меня, как и, надеюсь, для всех участников тем, что мы не только обсудили важные вопросы, затрагивающие основы нашего монашеского делания, мы поделились друг с другом живым, практическим опытом преодоления проблем духовной жизни. Верю, что такое поистине братское собеседование принесет каждому из нас добрые духовные плоды», — отметил архиепископ Феофилакт, завершая работу круглого стола. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5875126.ht...

– Владыка, как обычно строится ваш день? Как часто вы совершаете Божественную Литургию? Стараюсь служить как можно чаще, потому что богослужение вдохновляет, утешает, дает силы – Когда я жил в Лавре, то втянулся в наш церковный календарь. Прибыв на Сахалин, я не мог измениться: я привык жить по лаврскому календарю. А там даже еще чаще приходилось служить – это естественно, потому что богослужение вдохновляло, укрепляло, утешало, давало силы. Вот тогда я вспомнил батюшку Иоанна Кронштадтского. Он просто не мог не служить каждый день, и я тоже старался как можно чаще служить. А когда мне задавали вопрос: «Почему другие служат меньше, а вы больше?», я объяснял это так: мол, у них аккумуляторы пролонгированного действия, а мои аккумуляторы быстро разряжаются, поэтому мне их нужно постоянно пополнять и заряжать. День начинается в первую очередь со службы. Когда нет службы – а таких дней, когда ты не служишь, меньше, – всегда чего-то не хватает. Еще со времен Лавры, после братских молебнов, заметил: заставил себя встать, как бы поздно ни лег, пришел на братский молебен – и день после братской службы по-другому идет. Вот и после Божественной Литургии день по-другому идет. А в течение дня и люди приходят, и священнослужители; нужно ездить и смотреть, как ремонты идут, реставрация… Все поездки очень сложные. Вот и сейчас мне до Каргополя ехать около 600 километров. Дорога трудненькая, и это всё моя епархия. Вспоминаю, как в 2011 году я поехал из Москвы в Воронеж, на свою родину. Владыка Сергий пригласил на освящение собора. Еду: Московская область – одна епархия, Тульская – вторая, Липецкая – третья, Воронеж – четвертая. 500 километров дороги, такой радостной дороги – ты едешь и получаешь удовольствие. Проехал 500 километров – четыре епархии. А здесь – 600 километров всё одна епархия. А Нарьян-Мар, к примеру? Полтора часа лететь в Нарьян-Мар – как и в Москву. А можно из Москвы управлять Архангельском, не ездить туда? – По воде приходилось? – И по воде приходилось. Один из владык сказал как-то: «Владыка, это же невозможно!» А как по-другому управлять тем же Нарьян-Маром? Потому там свой губернатор, что это совершенно другая территория. И только самолетом, как в той песне, «можно долететь».

http://pravoslavie.ru/91857.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010