В школах при мон-рях учились в среднем ок. 20 детей (в нек-рых школах до 70 детей). Помимо церковноприходских имелись монастырские школы грамоты (при Владычном, Казанском-Головинском и Брусенском мон-рях). Обычно монастырские школы учреждались насельниками мон-ря, но имелись исключения - церковноприходская школа при Новодевичьем мон-ре была официально учреждена как Филатьевское женское уч-ще 27 нояб. 1871 г., имевшее собственный утвержденный Синодом в 1876 г. устав. В уч-ще был приют на 12 девочек-сирот 7-10 лет. На содержание приюта и уч-ща ежегодно тратилось 990 р. (сумма складывалась из процентов с банковского капитала, пожертвованного Н. П. Филатьевой). Уч-ще пользовалось статусом 2-классной школы с 4-летним сроком обучения. В учебном процессе предпочтение отдавалось «разным рукоделиям, мастерствам: прачечному, поварскому и другим». Особой монастырской школой было и Преображенское уч-ще Никольского единоверческого мон-ря, образовавшееся в 1854/55 г. В школах при Богоявленском и Алексеевском мон-рях обучались дети духовного сословия. Школа-приют Богоявленского мон-ря, готовившая мальчиков к поступлению в духовные уч-ща и др. учебные заведения, одновременно могла вместить до 60 детей 8-11 лет. Школа-приют для 17 девочек была создана в 1889 г. при Алексеевском мон-ре. В деле учреждения церковноприходских школ принимали участие приходские попечительства. В февр. 1871 г. Московский архиерей утвердил открытие бесплатной церковноприходской школы для 25 мальчиков при Смоленской ц. на Арбате, ранее учрежденной местным приходским попечительством. Школы учреждались и на средства частных лиц. Так, в 1891 г. при московской ц. святых Адриана и Наталии на сумму в 10 тыс. р., завещанную Е. Я. Селивановой, открылась жен. начальная школа-приют с 3-годичным курсом обучения. В учреждении и финансировании церковноприходских школ участвовали братские орг-ции помимо Кирилло-Мефодиевского братства. Собственную школу открыло 30 нояб. 1875 г. Богоявленское братство. Изначально проектировалась бесплатная школа для обучения как мальчиков, так и девочек, но из-за нехватки денежных средств было решено открыть классы только для мальчиков (35 чел.).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Церкви. 26 сент. 1885 г. епархиальный училищный совет рассмотрел и одобрил проект устава московского епархиального Кирилло-Мефодиевского братства, 20 янв. 1886 г. устав был утвержден, 16 февр. 1886 г. состоялось офиц. открытие братства в Богоявленском мон-ре. Епархиальный училищный совет прекратил существование, его функции перешли к Кирилло-Мефодиевскому братству, члены училищного совета вошли в совет братства. Основной целью братства стала поддержка ранее возникших и открытие новых церковноприходских школ в М. е. Членами братства могли стать не только православные, но и инославные христиане, общее руководство принадлежало избираемому совету и собранию братчиков. Председателем совета братства являлся один из епископов - викариев М. е. Первым председателем стал еп. Мисаил (Крылов; 1886-1889), его сменил Дмитровский еп. Виссарион (Нечаев ; 1889-1891). Дольше всех - в 1892-1899 гг.- братством руководил Можайский еп. Тихон (Никаноров) . Бюджет братства формировался из неск. источников, прежде всего из процентных поступлений от банковского капитала братства. Первоначально капитал равнялся 20 тыс. р., к 1889 г. он увеличился до 35 тыс. р. Основные поступления составляли пожертвования от приходов и монастырей М. е. (больше от церквей и мон-рей Москвы и в меньшей степени от церквей и мон-рей губернии). В 90-х гг. XIX в. братство расширилось сетью уездных отд-ний, появившихся после введения Правил об уездных отделениях епархиальных училищных советов (28 мая 1888). Отд-ния занимались вопросами учреждения ремесленных классов и воскресных школ для взрослых, обеспечения церковноприходских школ педагогическими кадрами, учебной лит-рой и финансированием. Работа отделений полностью контролировалась уездным духовенством. В 1894 г. с вступлением в силу братских правил об отд-ниях произошла реорганизация отд-ний Кирилло-Мефодиевского братства. За ними сохранились те же полномочия, однако они стали полностью автономными орг-циями. По форме устройства отд-ния напоминали приходские братства, одно из них - Звенигородское - таким статусом обладало формально (открыто 18 июля 1894).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Рыбная Слобода. В производстве было занято большое число работников, мужчин и женщин: по данным 1886 г., только серебряников было более 150 чел. Население Рыбной Слободы составляли переселенцы из Новгорода и Рязани, видимо принесшие с собой исконные технологические и художественные приемы обработки металла. Промысел со временем приобрел семейный характер - мастерство передавалось по наследству, напр., династия ювелиров Яриных существовала более 350 лет. Значительное место в ассортименте изделий занимало изготовление крестов для «инородцев». В 1909 г. в Рыбной Слободе Казанским губ. земством была учреждена учебная художественно-ремесленная мастерская ( Ключевская Е. П. Рыбнослободская художественно-ремесленная мастерская//Татарская энциклопедия. Каз., 2010. Т. 5. С. 163-164). Одно из заседаний Центрального совета по мелкой промышленности Казанского губ. земства (12 дек. 1913) было посвящено обсуждению развития промысла церковной утвари в с. Рыбная Слобода (НАРТ. Ф. 81. Оп. 1. Д. 54). Среди уникальных иконостасов был иконостас домовой Крестовоздвиженской ц. Казанского ун-та (утрачен в нач. 20-х гг. XX в.): рама в форме лат. креста размещалась над царскими вратами и была заполнена живописными картинами работы петербургского худож. В. Ф. Чухломина ( Малов. 1884. С. 44-45). По желанию М. Л. Магницкого (попечителя Казанского учебного округа) архитектурное решение должно было повторять облик домовой церкви министра народного просвещения А. Н. Голицина, для чего в С.-Петербург был командирован архит. П. Г. Пятницкий ( Дульский. 1914. С. 143). Им же исполнен иконостас храма-памятника в честь Нерукотворного образа Спасителя в виде 4-колонного дорического портика - яркий образец стиля ампир (Памятник над братской могилою воинов, павших при взятии Казани в 1552 г.: Ист. очерк/Сост.: П. А. Пономарев. Каз., 1910 2). К др. примерам стиля ампир относился несохранившийся иконостас домовой церкви Родионовского ин-та благородных девиц в Казани, сооруженный по проекту архит. И. П. Бессонова (1839-1841) ( Ермолаева.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Однако к перестройке этих взаимоотношений Синода и временного правительства с одной стороны, а с другой стороны, Синода и епархиальных преосвященных нельзя сводить все процессы революционного брожения в этот период. Нужно иметь в виду, что процессы этой церковной революции были гораздо глубже и здесь я бы выделил два прежде всего важнейших аспекта. С одной стороны – это аспект сословных нестроений, которые в 1917 году были очень активны. Что имеется в виду – это прежде всего трения между низшими членами клира: псаломщиками, дьяконами и священниками, потому что псаломщики и дьяконы были ущемлены. И материально, и социально. Материально они были ущемлены, потому что при разделе братских священнических доходов им доставалась гораздо меньшая часть, а социально они были ущемлены, поскольку не участвовали в органах сословного самоуправления, например, в епархиальных съездах. Дьяконы и псаломщики достаточно активно и часто грубо выступают, начинают бороться за свои права в эпоху этих революционных месяцев. Но кроме того, возникают трения и между, например, сельским духовенством и городским, между в целом духовным сословием и отдельными епископами. Например, буквально таким восстанием против своего архиерея была потрясена Тверская епархия, где архиепископ Серафим (Чичагов) ввел в период революции достаточно жесткую политику по дисциплинированию как раз низших членов клира и после революции это вылилось буквально в восстание против него этих самых низших членов клира. Итак, это сословное нестроение. С другой стороны, важнейшей частью церковной революции 1917 года была революция приходская. Это буквально, когда прихожане в приходах, прежде всего крестьяне брали власть в свои руки. В чем это выражалось? Прежде всего это выражалось в том, что они отказывались платить взносы в епархии из своих пожертвований, из церковных средств. Они объявляли о том, что они теперь сами будут распоряжаться церковно-приходским имуществом, храмовым имуществом и очень часто в каких-то конфликтных ситуациях они фактически изгоняли неугодных священников. Таким образом те важнейшие вопросы приходской реформы, которые дискутировались до революции, а именно вопрос о выборности духовенства и вопрос об участии прихожан в распоряжении церковным имуществом, храмовым имуществом, они получили свое разрешение в первые месяцы 1917 года как бы де-факто, явочным порядком, как говорили сами современники. Прихожане сами взяли в свои руки власть в приходах и это была уже реальность, с которой предстояло считаться и самому духовенству, и иерархии.

http://academy.foma.ru/tag/sobor-1917-19...

– Расскажите о современном состоянии православно-католических отношений. – На минувшем епархиальном собрании Святейший Патриарх лишь кратко прокомментировал состояние православно-католических взаимоотношений, сказав, что трудно отметить в них какие-то существенные позитивные перемены. Когда мы говорим о трудностях, мы имеем в виду прежде всего Западную Украину, где, безусловно, ситуация трудная, а в некоторых регионах критическая. До сих пор во Львове православная епархия не имеет возможности получить, как все другие религиозные организации, место для строительства православного храма. Приведу один пример, который позволит понять атмосферу, царящую там сейчас. Некоторое время назад один губернатор, которого уже сняли, сказал православному архиерею: «Вы являетесь для меня самым главным врагом. Я все сделаю, чтобы вас здесь не было». Вот в таких условиях порой приходится трудиться православным на Западной Украине. И, безусловно, Ватикан имеет возможность повлиять на позицию униатов по отношению к Православной Церкви, но, к сожалению, этого не делается. Вспоминаю высказывание архиепископа Львовского Августина, когда его спросили о покойном Папе Римском Иоанне Павле II. Он сказал: «Папе очень просто было помочь нам, скажи он только слово, чтобы нам выделили участок земли, – и это было бы сделано, но он почему-то этого слова не сказал». Если раньше представители Католической Церкви говорили о том, что они сохраняют католическую религию в России среди, скажем, поляков и немцев, которые у нас живут, то теперь зачастую мы слышим такие высказывания: на территории России живет большое количество украинцев, и если на Украине количество униатов такое-то, то и в России оно может быть таким же. Подобные высказывания мы рассматриваем уже как прозелитизм, как стремление обратить в свою веру. Вместе с тем со многими католическими иерархами мы поддерживаем прекрасные отношения. Сотрудничество со многими епархиями, действительно, бывает удивительно братским, замечательным. Например, некоторое время назад в Ирландии проходила конференция, в которой была и религиозная секция, ее вел Архиепископ Дублинский, очень открытый человек, с ним сложились дружеские отношения. Во многих странах у нас нет никаких проблем с католиками, и наши отношения можно назвать просто превосходными.

http://pravoslavie.ru/681.html

Устав об управлении Русской Православной Церкви , принятый Поместным Собором РПЦ 1988 г., не ввел значительных изменений в порядок управления благочинническими округами. На Б. устав возложил обязанность не реже 1 раза в год посещать все приходы своего округа (VII 58) и предоставил ему право проводить заседания приходского собрания по указанию архиерея, по просьбе настоятеля, а также приходского собрания и приходского совета (VII 59). По благословению архиерея Б. мог созывать священников своего округа на братские совещания (VII 60). В соответствии с ныне действующим Уставом Русской Православной Церкви , принятым Архиерейским Юбилейным Собором 2000 г. , епархия разделяется на благочиннические округа во главе с Б., назначаемыми правящим архиереем (X 5. 50). Их границы и наименования определяются епархиальным советом (X 5. 51). В обязанности Б. входит забота о чистоте правосл. веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих (X 5. 52а), наблюдение за отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди (52б), «забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти» (52в), «попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов» (52г), «преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни» (52д), устранение недоразумений между клириками, а также между духовенством и мирянами «без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею» (52е), предварительное расследование церковных правонарушений по указанию архиерея (52ж), ходатайство перед архиереем о награждении клириков и мирян (52з), внесение предложений архиерею по замещению вакантных должностей в округе (52и), забота о религ. окормлении верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей (52к), «наблюдение за строительством и ремонтом церковных зданий в пределах благочиния» (52л), забота о наличии при храмах всего необходимого для совершения богослужений и нормального приходского делопроизводства (52м), «исполнение иных возлагаемых на него архиереем обязанностей» (52н). В сравнении с прежним уставом в круг обязанностей Б. уже не входит предоставление клирикам отпусков.

http://pravenc.ru/text/149349.html

Поэтому Рогович предлагал «отозвать его из Царицына под ближайшее руководство епископа Саратовского или дать ему другое назначение по усмотрению Св.Синода». Итак, с одной стороны нагайки Бочарова, с другой легкомыслие о.Илиодора, но при этом Рогович делил ответственность пополам, признавая «полицмейстера» всего лишь «не менее виноватым, чем о.Илиодор»! Поражает стремление Роговича лавировать между фактами, уклоняясь от четких оценок. Почему прямо не сказать, что Бочаров клеветал на о.Илиодора перед властями и чинил ему препятствия на каждом шагу, а затем воспользовался случаем, чтобы выместить свою злобу на простых богомольцах, за что подпадает под уголовную ответственность? Кроме того, зачем обвинять о.Илиодора в том, что он-де не сумел предугадать, как его слово отзовется, и лишний раз упрекать его за бурный темперамент, будто бы несовместимый с занятием самостоятельной должности? По-видимому, Рогович стремился уравновесить вину обоих лиц, чтобы подвести читателей к необходимости равного наказания для иеромонаха и полицмейстера. К той самой позиции, которую еще до сенаторской поездки отстаивал Извольский в письме Столыпину. Проводив сенаторов, гр.Татищев вскоре и сам отправился в Петербург вслед за ними для участия в заседаниях Совета по делам местного хозяйства. Однако ходили слухи, что губернатор приехал из-за дела еп.Гермогена, чтобы добиться перевода преосвященного из Саратова. Говорили, что в Синод вызван и еп.Гермоген, но эти сведения опроверг он сам на первой странице «Братского листка»: «ни от кого и никакого вызова в Св.Синод я не получал вовсе, в Петербург не выезжаю и вполне уверен, что никакой надобности в этом путешествии для меня не встретится» . Столыпин продолжал настаивать на переводе еп.Гермогена из Саратова и вел об этом переговоры с высшим духовенством, зашедшие, по слухам, так далеко, что обсуждалось уже новое место служения владыки - сначала Орловская епархия, затем Сибирь . Во второй декаде ноября поползли слухи о заступничестве «высших сфер» за преосв.Гермогена, следствием чего станет увольнение только о. Илиодора .

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/29/...

На средства Михаило-Архангельского братства были переведены на казах. язык и изданы Евангелие, некоторые книги ВЗ, Притчи Иисуса Христа, чудеса Иисуса Христа и Священная история Ветхого и Нового Заветов, молитвослов, а также краткий русско-казах. словарь и учебник рус. языка для казахов. На чуваш. языке братство издало ряд брошюр, посвященных отличию ислама от Православия, традициям Православия. Совет братства устраивал в городах и сельских приходах публичные религиозно-нравственные чтения, воскресные внебогослужебные беседы. На этих собраниях практиковалось выступление хоров, исполняющих церковные песнопения. Публичные чтения для интеллигенции проводились в здании городской Думы, а чтения для народа - в храме, заканчивались они всеобщим пением молитв. На чтениях раздавали миссионерские Троицкие листки, издаваемые братством. В Оренбурге на главной рыночной площади и в некоторых селениях края Совет братства устроил передвижные читальни для народа. Все братские миссионерские школы были открыты преимущественно в тех местностях, где жили нагайбаки-бакалинцы, мордва и чуваши, поселившиеся временными хуторами на арендованных у башкир землях, вдали от правосл. церквей. Все школы содержались на средства Совета братства и снабжались бесплатно из братского книжного магазина учебниками и письменными принадлежностями. Под эгидой Михаило-Архангельского братства действовал Оренбургский противораскольнический комитет. С 1894 г. в Оренбурге ежегодно проводились миссионерские противораскольнические курсы, действовала пастырско-миссионерская школа для подготовки священнослужителей к миссионерскому служению, имелась богатая б-ка. В 1911 г. в Оренбурге состоялся 1-й епархиальный миссионерский съезд. Правосл. миссионеры добивались определенных успехов, особенно среди беспоповцев, однако значительных присоединений старообрядцев к правосл. Церкви не произошло. Число обращенных в Православие за год не превышало 0,3% старообрядческого населения, многие возвращались в старообрядчество. В 1882 г.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. М. е. участвовала в сборах средств Российскому об-ву Красного Креста, учрежденному 3 мая 1867 г. для оказании медицинской помощи пострадавшим в различных бедствиях, и в подготовке санитарного персонала. Из мужских мон-рей епархии в сердобольные братья поступило 22 чел., из женских мон-рей сердобольными сестрами стали на время 63 насельницы. Покровская община сестер милосердия предоставила 35 сотрудниц. М. е. откомандировала в госпитали, сформированные Московским военным округом, 16 иеромонахов и 12 послушников. Мон-ри, храмы и церковные общины жертвовали денежные средства и медикаменты в пользу Общества попечения о больных и раненых воинах. Троице-Сергиева лавра на санитарные нужды армии пожертвовала в 1877 г. 1 тыс. р., а также нательных крестов и образов для воинов на сумму ок. 150 р. Спасо-Бородинский мон-рь передал большое количество расходных медицинских материалов (корпию, бинты, компрессы и др.), наместник Чудова мон-ря в 1878 г. передал в Общество попечения о раненых и больных воинах вещи, собранные москвичами. В Спасо-Андрониковом, Даниловом, Покровском, Саввино-Сторожевском, Перервинском, Николо-Угрешском мон-рях, в Троице-Сергиевой лавре и в Лаврском доме на Переславской ул. в Москве были устроены госпитали. Никольский единоверческий мон-рь передал в распоряжение Об-ва Красного Креста для устройства госпиталя 2 помещения, на 90 коек каждое. Епархиальная Владычне-Покровская община отдала в распоряжение городского комитета по устройству госпиталей в Москве 3 барака на 85 чел., за всеми больными осуществлялся безвозмездный уход. Общая сумма пожертвований и вкладов от духовных лиц, орг-ций и мирян М. е. составила 104 784 р. Братство св. Марии участвовало в работе комитета «Христианская помощь в Москве». Братство организовало стационарный лазарет, участвовало в сборе вещей для военнослужащих, учредило стипендии для обучения в братских школах дочерей погибших военнослужащих. При братстве были открыты курсы сестер Об-ва Красного Креста. В 1878 г. об-вом был устроен приют для ослепших воинов.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

3.7.17. Епархиальное управление является исполнительным органом епархии, находящимся под непосредственным руководством епархиального архиерея и призванным, вместе с иными епархиальными учреждениями, помогать архиерею в осуществлении его исполнительной власти. Работу епархиального управления организует секретарь, которого назначает епархиальный архиерей. 3.7.18. Секретарь епархиального управления несет ответственность за делопроизводство епархии и в пределах, определяемых епархиальным архиереем, помогает ему в управлении епархией и в руководстве епархиальным управлением. 3.7.19. Епархия в обязательном порядке отчисляет средства на общецерковные нужды, собранные находящимися на ее канонической территории приходами в размере и порядке, установленном Синодом ЭПЦ МП. 3.7.20. В епархиях образуются и действуют епархиальные суды в порядке, установленном Положением о церковно-судебной системе ЭПЦ МП. Епархиальные суды являются церковными судами первой инстанции. 3.8. Благочиния 3.8.1. Территориально Епархии могут быть разделены на благочиннические округа во главе с благочинными. Благочинных назначают из числа настоятелей приходов епархиальные архиереи, в составе которых находятся благочиния. 3.8.2. В обязанности благочинного входит: 3.8.3. По указанию епархиального архиерея, когда должность настоятеля вакантна или в повестке дня стоит вопрос, касающийся личности настоятеля, или по просьбе настоятеля благочинный может проводить заседания приходских собраний. 3.8.4. С благословения епархиального архиерея благочинный может созывать священников на братские совещания для рассмотрения общих для благочиния церковных нужд. 4. ПРИХОДЫ 4.1. Общие положения 4.1.1. Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян. Приход составляет часть епархии ЭПЦ МП, находится под каноническим управлением епархиального архиерея и под руководством назначенного им священника — настоятеля. 4.1.2. Членом Прихода может быть каждый православный христианин, участвующий в богослужебной жизни Прихода. Настоятель принимает в приход на основании письменного заявления принимаемого (или его родителей, опекунов в случае несовершеннолетия или недееспособности) с занесением в Приходскую книгу.

http://patriarchia.ru/db/text/5193385.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010