Зах.9:10 . И потребит колесницы от Ефрема, и кони от Иерусалима, и потребит лук бранный, и множество, и мир от языков. Сею-то мерностью водясь, Царь всяческих, сказано у Пророка, «потребит колесницы от Ефрема, и кони от Иерусалима», сокрушив их дерзость и безумное царство. Потребил же и «лук бранный» посредством Римлян, и множество мира даровав народам, и доставив удобство проповедникам истины. Ибо как скоро стало одно царство, прекратились междоусобные восстания, в целой вселенной водворился мир, небоязненно потекли Апостолы, которым вверена была проповедь благочестия, и обходя вселенную, уловляли людей в жизнь. И что всего необычайнее, вседший на жеребца, не имея, где главу подклонить, как скоро восхотел, возобладал всею землею и морем. Сие предвозвестило и пророческое слово, И обладает водами от моря до моря, и от рек до исходищ земли. А я дивлюсь тупоумию Иудеев, с крайним бесстыдством осмеливающихся прилагать сие пророчество к Зоровавелю. Они сами сознаются, что Зоровавель овладел даже не всею Палестиною, а одною только Иудеею; Пророк же предсказал, что Вседший на жеребца будет обладать целою вселенною. Притом знаем, что Господь воссел на жеребца, а чтобы сделал это Зоровавель, доныне не сказал того ни один из писавших о делах божественных. Посему, если Владыка Христос, по пророчеству, воссел на жеребца, а также возобладал вселенною, если о Нем веруют и проповедуют, что Он Бог истинный, если Он сокрушил царство Ефремово и Израилево; то о Нем предвозвещал сие Пророк, и пророчество сие ясным образом исполнилось. А с сим согласно и присовокупляемое: Зах.9:11 . И ты в крови завета Твоего испустил еси узники от рова неимуща воды. Ибо тех, которых искупил и освободил Ты драгоценною Своею кровью, – тех, освободив из «рова, неимуща воды», послал Ты со спасительными Твоими заветами проповедовать всем свободу. А под «ровом» сим кто хочет разуметь, или вечную смерть, или идольскую прелесть, тот не погрешит против истины. Ибо и устами Иеремии говорит Бог всяческих: «два зла сотвориша людие Мои: Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды содержати» ( Иер.2:13 ). Так Пророк назвал многотрудное и бесполезное служение идолам; потому что, утомляя себя сим служением, не приобретали от того люди никакой выгоды, губили же истинную жизнь. И их, бывших узниками в этом рве, разрешив и изведши вон, и драгоценною Своею кровью даровав им свободу, Владыка Христос послал на путь жизни, дав им новый завет. Сверх сего говорит еще Пророк:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Поскольку же она огорчила спасающего царя (потому что не уверовала в него): то по справедливости она идёт вслед молодого осла и оказалась позади, то есть следующею за другими и позади уверовавших из язычников и первая оказалась последнею. Смотри, как Испытаяй сердца и утробы ( Пс.7:10 ) показал, что природа человеческая дошла до крайнего неразумия, тем, что и синагога иудейская и самое множество язычников уподобляется неразумнейшей ослице: ибо одни служили твари вместо Творца Бога, другие же, пренебрегая руководительство закона, утратили ум и благое расположение души и оказались склонными к порокам всякого рода, они приложишася скотом несмысленным и уподобишася им ( Пс.48:21 ), по слову Псалмопевца. Осёл и в ином смысле служит символом нечистоты; ибо он есть животное не священное и осуждённое законом ( Исх.13:13 ): а таковыми конечно оказываются заблуждающиеся и грехолюбцы. —124— Зах.9:10 . И потребит колесницы от Ефрема, и коня 157 от Иерусалима, и потребится 158 лук бранный, и множество, и мир 159 от языков: и возобладает водами от моря до моря, и от рек до исходищ земли. Что Единородный, ставши человеком, имел покорить под ноги любящих Его начала и власти и миродержителей века сего ( Еф.6:12 ), то есть отвратительные полчища демонов, подчинить им всякого врага видимого и невидимого и уничтожить всякую войну и возвеселить благами мира, на это прикровенно указывает нам пророческое слово. Некогда Вавилоняне и некоторые другие из соседних народов сделали нападение на Иерусалим на конех и на колесницах, и стреляюще луки, по написанному ( Пс.19:8; 77:9 ), – и таким образом покоряли их и подвергали тяжким страданиям. Таким образом, при помощи обычного явления объясняет славу дел Христовых. Придёт, говорит, и не в продолжительном времени спасающий и праведный и кротчайший царь, но не среди множества оруженосцев, и не в сопровождении копьеносцев и многих тысяч воинов опытных в военном деле. Хотя Он проявил в Себе скромность, так что едва воссел и на молодого осла; однако ж Он будет так велик в доблести и принесёт столь великую пользу уповающим на Него, что уничтожит колесницы Ефрема и удалит коней из Иерусалима и потребит лук бранный и распространит глубокий мир на все народы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Зах. 9:10 И потребит колесницы от Ефрема и кони от Иерусалима, и потребит лук бранный, и множество и мир от языков (и будет мир у множества народов) : и обладает водами от моря до моря и от рек до исходищ (до пределов) земли. Царство, основателем которого будет Царь праведный, кроткий и спасающий, будет царством мира. Для защищения и распространения Своего царства Он не будет прибегать к военной силе. Он истребит даже орудия, употребляемые на войне (лук бранный – часть вместо целого). В Его царстве не нужны будут военные колесницы, какие употребляемы были воинственным коленом Ефремовым в сражениях с неприятелем; ненужною окажется и конница (кони), на силу которой полагались Иудей, имевшие столицею Иерусалим. Все эти военные средства нападения и обороны потребит кроткий Царь. И не только в Израильском народе (в колене Ефремовом и в Иерусалиме), но и у всех народов исключено будет из употребления все, что нужно для ведения войны, вследствие чего будет мир у множества народов. – Повсюду водворится мир, благоприятствующий успеху занятий хозяйственных: военные колесницы и орудия переделаны будут в орудия для работ полевых, огородных и садовых; кони останутся только домашним рабочим скотом. – И обладает водами от моря до моря и от рек до исходищ земли. Разумеется здесь всесветное владычество кроткого Царя. Под его мирными флагами корабли будут свободно плавать по всем морским водам. На все пространство суши будет простираться Его власть: от рек Тигра и Евфрата, долженствовавших служить границами Израильских владений по обетованию ( Исх. 23:31 ), до последних пределов (исходищ) земли, на север и юг, во всю длину земли раскинется царство кроткого Царя. В этом же виде изображается в псалме всемирное владычество Мессии. Обладает от моря до моря и от рек до конец вселенныя ( Пс. 71:8 ). И это владычество достигнуто будет не путем завоевания, не военными походами, а духовною силою, силою Евангельской проповеди . Зах. 9:11 И Ты в крови завета Твоего испустил еси узники Твоя от рова, не имущего воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Стенанья робкие в домах, На стогнах тишина боязни; Один, близ дочери своей, Владимир в горестной молитве; И храбрый сонм богатырей С дружиной верною князей Готовится к кровавой битве. И день настал. Толпы врагов С зарею двинулись с холмов; Неукротимые дружины, Волнуясь, хлынули с равнины И потекли к стене градской; Во граде трубы загремели, Бойцы сомкнулись, полетели Навстречу рати удалой, Сошлись — и заварился бой. Почуя смерть, взыграли кони, Пошли стучать мечи о брони; Со свистом туча стрел взвилась, Равнина кровью залилась; Стремглав наездники помчались, Дружины конные смешались; Сомкнутой, дружною стеной Там рубится со строем строй; Со всадником там пеший бьется; Там конь испуганный несется; Там клики битвы, там побег; Там русский пал, там печенег; Тот опрокинут булавою; Тот легкой поражен стрелою; Другой, придавленный щитом, Растоптан бешеным конем… И длился бой до темной ночи; Ни враг, ни наш не одолел! За грудами кровавых тел Бойцы сомкнули томны очи, И крепок был их бранный сон; Лишь изредка на поле битвы Был слышен падших скорбный стон И русских витязей молитвы. Бледнела утренняя тень, Волна сребрилася в потоке, Сомнительный рождался день На отуманенном востоке. Яснели холмы и леса, И просыпались небеса. Еще в бездейственном покое Дремало поле боевое; Вдруг сон прервался: вражий стан С тревогой шумною воспрянул, Внезапный крик сражений грянул; Смутилось сердце киевлян; Бегут нестройными толпами И видят: в поле меж врагами, Блистая в латах, как в огне, Чудесный воин на коне Грозой несется, колет, рубит, В ревущий рог, летая, трубит… То был Руслан. Как Божий гром, Наш витязь пал на басурмана; Он рыщет с карлой за седлом Среди испуганного стана. Где ни просвищет грозный меч, Где конь сердитый ни промчится, Везде главы слетают с плеч И с воплем строй на строй валится; В одно мгновенье бранный луг Покрыт холмами тел кровавых, Живых, раздавленных, безглавых, Громадой копий, стрел, кольчуг. На трубный звук, на голос боя Дружины конные славян Помчались по следам героя,

http://azbyka.ru/fiction/ruslan-i-ljudmi...

– Якоже слава единорога ему (у него). Находясь под чудесным покровительством Господа, Израильский народ стяжал себе славу единорога, т.е. он также крепок и страшен врагам, как единорог, или носорог. Это дикое животное одарено чрезвычайною силою, кожа его так толста и крепка, что ее не пробьет пуля, и даже зубы тигра не страшны носорогу. Самое страшное орудие защиты и нападения составляет у него рог 1 , оканчивающийся острием кверху. Животное ломает этим рогом большие деревья, бросает камни поражает врага, так что слон и лев бегут от гибельного удара носорога. В книге Иова единорог (носорог) изображается как неукротимое, не поддающееся власти человека животное ( Иов. 39:9–12 ). – Продолжая изображать грозную врагам силу Израиля, прозорливец говорит о нем пояст языки (племена) враг своих, – т.е. они будут погибать от его руки, как от зубов хищного зверя. – И толщы их измождит, уничтожит их благосостояние. – И стрелами своими устрелит врага, насквозь пронижет врага своими стрелами. Так крепки и остры эти стрелы, так беспощадна рука, бросающая их на врага! Возлег почи яко лев и яко скимен: кто возбудит его? Валаам провидит то время, когда Израиль окончательно водворится в земле обетованной. Тогда он сложит с себя бранный меч и каждый будет наслаждаться миром, сидя под смоковницею своею и под виноградом своим. Так было в мирное продолжительное царствование Соломона. Но и в мире Израиль будет страшен врагам как спящий лев или львенок (скимен), которых нельзя тревожить безнаказанно, – они и во сне страшны. То же патриарх Иаков предсказал об Иуде, или об Иудином колене ( Быт. 49:9 ). То же можно относить к одному из потомков Иуды, Христу Сыну Божию, Который почил сном смерти, и Которого никто не властен был воскресить, как только Он Сам Своею Божественною силою ( Ин. 10:18 ). – Благословящии тя благословени и проклинающии тя, прокляти. Это предречение служит повторением пророчеств, из которых одно Сам Господь изрек Аврааму, когда изводил его из земли Халдейской в Ханаанскую ( Быт. 12:3 ), другое изрек Исаак Иакову ( Быт. 27:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

—728— визм“ (?!), с которым проф. Д. Богдашевский несомненно связывает бранный смысл, какой усвоен другим разным измам, вроде фанатизма, бурсацизма, обскурантизма!.. Есть однако здесь вещь, достойная обратить на себя внимание. Г. Богдашевский, слишком легкомысленно обращающийся с обвинением авторов в „стремлении подделываться под вкусы“ и делать „уступки времени“, имеет себе некоторое оправдание в укоренившемся обычае злоупотреблять одним текстом из Св. Писания: „не сообразуйтеся веку сему“. Этим текстом любят оправдывать иные богословы вневременное и неподвижное стояние богословия на одном месте. Словом Божиим однако запрещается только суетная погоня за веком, за новизной, но не внимание к знамениям времени, с которыми необходимо сообразоваться всем христианам и богословам в частности. Нельзя ограниченному временем пренебрегать временем. Во времени и Бог совершает дело Своё, во времени осуществляются предвечные предначертания и планы Божественного Провидения и над веком сим невидимо реет век будущий. В этом смысле возможно и обязательно внимательное отношение и к веку сему, к своему времени, в противном случае, мы навлечём на себя нарекание, о котором говорит нам слово Божие: Лк.12:56 и Мф.16:3 ; Лук.19:44 ср. прор. Иер.8:7 и Еккл.8:5 . Некоторые долгими размышлениями и наблюдениями над знамениями времени, и в их числе и я, приведены ныне к убеждению, что есть нечто хорошее и в нашем времени, с чем не грех сообразоваться нам. На ряду с упадком христианской веры внимательному наблюдению ныне даёт себя знать все усиливающийся рост христианской совести и ума в ширину и глубину; всё серьёзнее и глубже становятся нравственные и религиозные запросы, глубже и всестороннее понимание христианства. Наблюдается явное желание снова видеть в христианстве живую нравственную силу, а не мёртвую доктрину, а в церкви, носительнице христианства, не музей церковных древностей, а живую и действенную силу света и добра во всём мире, в обществах и народах так же, как внутри душ отдельных —729—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    далеко до мира,    Чтобы и причину ей     точно указали:    Странника средь жизни сей     ранил грех — сказали —    Чтобы день вступленья в брань     злые утвердили,    И о нем весь стан Добра     в срок оповестили.    Вестники Добра указ     этот получили    Зла Царице в точный час     принеся, вручили.    Письменно и на словах     верно передали    В Грамоте и на устах -     все, с чем их послали.    Гордость, выслушав послов,     им не отвечала.    Выразить весь гнев — нет слов,     с полчаса молчала.    Но затем, открыв уста,     молвила сурово:    «К дням Великого поста     будет все готово».    Возвратившись на Восток,     вестники сказали,    Что грехи для битвы срок -     Пост — им указали.    И тогда, к броне броня,     строиться все стали,    И назначенного дня     с нетерпеньем ждали.                   Глава 2    Приближался, между тем,     день великий бранный,    Страшный день, грозящий всем     смертью, кровью, раной...    Чья победа, чей урон -     показать при встрече    Вышли смело с двух сторон     два бойца на сечу. Неделя о мытаре и фарисее    От грехов копьем грозил     фарисей надменный,    Но в главу его сразил     наш мытарь смиренный.    Только первый бой утих -     Добродетель встала,    К битве воинов своих     созвала немало. Масленица    И велела им, любя,     прежде битвы часа    Не отягощать себя     тучным грузом мяса,    Чтоб, в неделю легче став,     смело в бой летели.    У грехов — иной устав:     ели, пили, пели,    Строились в недельный срок -     вялы все и сонны. Поклоны начинаются тогда    Стали в среду и пяток     тяжки им поклоны.    Вот на поле все войска     вышли к часу боя,    На полет стрелы пока     стали строй от строя.    И оружие своим     воинам раздали,    Дали наставленья им     и сигнала ждали.    Добродетелей чины     впереди стояли    И с восточной стороны     славою сияли: Царица-Смирение Благоутробие — Целомудрие — Любовь — Пост — Кротость — Набожность   Предводители полков     ряд примкнули к ряду.    Обозрев их, нам таков

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3406...

Дмитрий Ермаков, Вологда P. S. Недавно проводился опрос в интернете: «Чьим именем назвать областную библиотеку?» Я согласен с тем, что имя пламенного большевика библиотеке не подходит (ну, мало он имел отношения к русской словесности). Я убеждён (при моём уважении и любви к другим вологодским писателям), что наша Вологодская областная библиотека должна носить имя Константина Николаевича Батюшкова. Константин Батюшков Надежда Мой дух! доверенность к Творцу! Мужайся; будь в терпеньи камень. Не он ли к лучшему концу Меня провел сквозь бранный пламень? На поле смерти чья рука Меня таинственно спасала И жадный крови меч врага, И град свинцовый отражала? Кто, кто мне силу дал сносить Труды, и глад, и непогоду,- И силу - в бедстве сохранить Души возвышенной свободу? Кто вел меня от юных дней К добру стезею потаенной И в буре пламенных страстей Мой был вожатый неизменной? Он! Он! Его все дар благой! Он есть источник чувств высоких, Любви к изящному прямой И мыслей чистых и глубоких! Все дар его, и краше всех Даров - надежда лучшей жизни! Когда ж узрю спокойный брег, Страну желанную отчизны? Когда струей небесных благ Я утолю любви желанье, Земную ризу брошу в прах И обновлю существованье? 1815 МОЙ ГЕНИЙ О, память сердца! Ты сильней Рассудка памяти печальной И часто сладостью твоей Меня в стране пленяешь дальной. Я помню голос милых слов, Я помню очи голубые, Я помню локоны златые Небрежно вьющихся власов. Моей пастушки несравненной Я помню весь наряд простой, И образ милый, незабвенный, Повсюду странствует со мной. Хранитель гений мой - любовью В утеху дан разлуке он; Засну ль?- приникнет к изголовью И усладит печальный сон. 1815 Есть наслаждение и в дикости лесов, Есть радость на приморском бреге, И есть гармония в сем говоре валов, Дробящихся в пустынном беге. Я ближнего люблю, но ты, природа-мать, Для сердца ты всего дороже! С тобой, владычица, привык я забывать И то, чем был, как был моложе, И то, чем ныне стал под холодом годов. Тобою в чувствах оживаю: Их выразить душа не знает стройных слов,

http://ruskline.ru/analitika/2017/05/20/...

и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море ( Ис.11:1–10 ). Этот древний сон не покидает сознание нации со времен Авраама. Призвание Израиля не заключается в триумфе нации над другими, речь идет о примирении всего человечества и природы с Богом, вне какой бы то ни было войны: Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам ( Зах.9:10 ). В этот день каменное сердце станет живым, из крови и плоти, и в нем будет пребывать Господь ( Иер.31:31–33 ). Слепые обретут зрение, глухие – слух. Наступит время всеобщего спасения, мира и любви ( Ис.45, 70, 60, 66 ). Это ожидание приобретает в сознании людей Библии мировоззренческое значение ( Быт.49:8–12 ; Чис.24:5–17 ). Исайя, Михей, Иеремия, Иезекииль, Аггей и Захария, второй Исайя, второй Захария – все они пребывают в ожидании освобождения, которое изменит реалии национальной жизни в процессе обновления всего Сущего. История и утопия Пророки провозглашают тотальное грядущее изменение человечества, которое касается не социологии, морали или философии, но следует из их сознания Бога: «Я есмь Сущий» ( Исх.3:14 ). И потому у истории есть начало, смысл, целесообразность. Она не абсурдна, несмотря на самые жестокие свои повороты. Она не заключается в слепом и замкнутом следовании событий, в которых человек становится вечной жертвой. Она являет собой путь к триумфу гармонии во Господе. Речь не идет о том, что евреи – носители философии истории, скорее – сознания прошлого, настоящего и будущего в свете грядущего спасения. В этом смысле доктрина пророков не является утопией. Социальная справедливость, мир, нравственная метаморфоза человечества – вот ориентиры исторического процесса. На протяжении веков евреи получают послание своих пророков и воспринимают источник морали и законности – Тору, давшую рождение трем монотеистическим религиям: иудаизму, христианству, исламу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В следующих главах находятся речи, которые были, очевидно, произнесены после построения храма, потому что эта тема в них более не затрагивается. Не разбирая их подробно, ограничимся рассмотрением содержащихся в них мессианских пророчеств. Вторая пророческая речь содержит возвещение бедствий языческим народам и безопасности Иерусалиму. Иерусалим будет спасен, потому что в него войдет его Царь. « Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли» (Зах. 9: 9–10). Мы уже имели возможность выяснить, что сокрушение оружия у израильтян не означает победы над ними, а означает то, что в этом оружии не будет более необходимости, поскольку Сам Господь обеспечит им мир. Но на этом это пророчество не кончается. Дальше говорится: « Ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды. Возвращайтесь на твердыню вы, пленники надеющиеся!» (Зах. 9: 11–12). Безводный ров символизирует ад. Это пророчество читается за богослужением недели Ваий, поскольку Христос в Иерусалим приходит как победитель смерти и ада. Пророческое служение Захарии также должно прообразовать земную жизнь Господа. Он ставится пастухом над израильтянами, которого они в конце концов, отвергают. Тогда отверженный пастырь просит дать ему плату за труды. « И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет – не давайте; и они отвесят в уплату Мне 30 сребреников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, какою они оценили Меня! И взял я 30 сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Зах. 11: 12–13). Это одна из паремий Великого Пятка. Возможно, непонятные для современников слова, которые в точности исполнились на деле. И мы видим, что 30 монет не просто цена предательства, но это плата народа Господу за все Его благодеяния.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010