И если побиваемые Камнем и Рожнцом возражения еще за 60, 100 лет ранее счастливо были отражены, если тогда не могли они смутить и поколебать силы православия и православных, то и теперь, сколько бы ни изощряла их софистика, сколько ни придавали им силы внешние благоприятные обстоятельства, их ждет та же участь. Камень для людей пауки, а Рожнец для простых сердец навсегда останутся надежнейшим оружием: о «Камень» будут разбиваться самые острые и тяжелые стрелы, Рожнец с корнем будет исторгать самые тонкие подземные хитросплетения и никакой Молоток (лютеранское опровержение на Камень веры) не мог сокрушить их. По проискам обличаемой партии, «Камень» долго не допускали к печати. Тем не менее, книга расходилась в рукописях, читалась с жадностью и производила свое действие. Два сочинения, написанные одними и теми же авторами, Лихудами, совершенно различных достоинств 260 . Первое из них, под заглавием: «Обличение и показание ересей Лютера и Кальвина» написано по поводу нареканий протестантов, будто православные не истинные христиане, а идолослужители, поклоняющееся идолам – иконам и обыкновенным людям, будто их храмы – не храмы и гораздо ниже лютеранских кирк; (нарекания эти выразились в известных нам бурных вспышках против икон и храмов). Чтобы показать лютеро-кальвинам, что православные не идолослужители, а истинно верующие, разумно благоговеющие и чтущие Бога, иконы и святых, Лихуды в обширном своем сочинении (состоящем из 486 страниц) раскрывают (хотя не прямо на дело) учение о Пресвятой Троице, о воплощении и Божества Иисуса Христа (на 100 страницах) о приснодевстве и святости Богоматери (на 140 страницах) и потом догмат об иконопочитании (60 страниц). Чтобы указать священное значение и важность православных храмов, их превосходство перед «новомышленными» рациональными кирками, они входят в подробное изъяснение учения «о храмах и знаменовании находящихся в них вещей». Несмотря на свой обширность, сочинение Лихудов не представляет собой цельного солидного трактата; оно не более, как механически сплоченный агрегат разных трактаций; живых тревожных вопросов времени оно касается мало, а больше излагает общие христианские истины, имеющие отдаленное отношение к предмету спора, и многих современных возражений противников оно не ослабило; тон его суровый, резкий и желчный, чтобы не сказать бранный.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Пр. Исаия, предвозвещая власть и славу Мессии, называет Его Князем мира ( Ис.9:6 ), также Отроком, на Котором Дух Иеговы, но Который и трости уже надломленной не преломит и льна курящася не угасит (42:1–3). Мир, который водворится в царстве Мессии, пророк изображает в таких поразительных образах: И будет препоясанием чресл Его (Мессии) правда, и препоясанием бедр Его – истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда ( Ис.11:5–9 ). Он же изображает царство Мессии, как царство света и боговедения ( Ис.60:1–3; 11:9 ). Пр. Михей называет Мессию – великого царя до краев земли – миром, т. е. водворителем мира (5:3–5). Под вечною Его державою, по словам пророка, перекуют они мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать (4:3). Пр. Захария предъизображает Мессию – Царя над Сионом, – Царем кротким и спасающим, праведным, Который истребит колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушит бранный лук; и возвестит мир народам (9:9–10). Владычество Мессии над народами будет основано не на победах и завоеваниях ( Ос.1:7 ), а на свободной покорности Ему народов. К Нему обратятся язычники ( Ис.11:10 ), Он будет чаянием или желанием всех народов земных ( Агг.2:8 ), будет князем-пастырем ( Иез.34:23–24 ). О духовном характере царства Мессии свидетельствует изображение и наименование оного у пророков царством святых ( Дан.7:18, 27; 12:3 ; ср. Ис.4:2–3; 50:21 ). III. Предсказания пророков о происхождении Мессии по плоти касаются: рода, из которого Он произойдет, образа и места Его рождения, а также времени Его явления миру. По предсказаниям пророков, Мессия имел произойти от корене Иессеова, из рода Давидова. – И произойдет, говорит пр. Исаия, отрасль (βδος – прут, точнее с евр. – ветвь, отпрыск) из корня Иессеева (с евр. точнее – от усеченного дерева, собственно ствола, – предъуказание того униженного состояния, в котором род Давидов находился в год рождения Спасителя мира, сына Давидова), и ветвь произрастет от корня его; ипочиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится ( Ис.11:1–3 ; сн. 10 ст.). Пр. Иеремия называет Его отраслью Давида (23:5; 33:15). Пр. Иезекииль, возвещая в Мессии пастыря с владычественною властью князя в Израиле, называет Его Давидом ( Иез.34:23, 24 ), в смысле происхождения Его от Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Еще укажем вам, воины, на некоторые оружия, которые вы также возьмите с собой. Это – крест да молитва . Велика сила в кресте. Сам Христос Господь показал некогда царю Константину и воинству его крест на небе, составившийся из звезд, а под ним подпись: «Сим победиши». Так и было. Царь Константин победил нечестивого Максенция при помощи креста, хотя войска у него было мало, а у врага его – много. Крест – в бранях победа. Велика сила и молитвы. История повествует, что когда, во время похода, римскому воинству предстояла смерть от жажды, то один полк, состоявший из христиан, преклонил колена с молитвой к Богу, и внезапно появилось облако и дало столь обильный дождь, что все воины утолили жажду свою, спаслись от смерти и прославили Бога христианского. Присовокупите ко всему этому еще некоторые оружия, для тела не обременительные, но для успеха в войне важные. Это – храбрость, терпеливость, готовность идти, куда пошлют, хотя бы в огонь или в воду. Будьте храбры, как львы, в бою со врагом вооруженным и кротки, как агнцы, к мирному жителю, к малому ребенку и к слабой женщине. «Лежачего не бьют», говорит старинная народная мудрость. Итак, идите с Богом на подвиг бранный, на подвиг великий; идите с верой, надеждой и любовью. Да будет с вами сила Честнаго и Животворящего Креста! На вас смотрит вся Россия. На вас возлагает надежды и о вас печется Царь. За вас молится Св. Церковь . Дай Бог нам видеть вас возвратившимися с брани со славою! А кому Господь судит положить живот свой на брани, тому да дарует Он венец нетленный и Царство Небесное. С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог! Слово воинам-ратникам, отправляющимся на Дальний Восток Христолюбивые ратники! Вы призываетесь на поле брани, где ожидает вас или слава победителей, или славная смерть за веру, Царя и отечество. Славно возвратиться с поля брани победителем; но не менее славно и умереть на поле брани. Кто умирает, чтобы спасти жизнь или честь других; кто кидается в воду, чтобы спасти утопающего, и сам тонет; кто бросается в пламя, чтобы спасти слабое дитя или дряхлую старость, и сам сгорает в этом пламени, – тот, как герой, возбуждает в других восторг к его подвигу и чувства благодарности или слезы умиления, как к спасителю погибающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

45). " Хотя на себя ненадеяние, упование на Бога и пребывание в подвигах крайне необходимы в духовной нашей брани, но необходимее всех их молитва, потому что ею стяжеваются и полную силу восприемлют и те первые три орудия (на себя ненадеяние, упование на Бога и пребывание в подвигах), как и всякое другое благо. Молитва есть средство для привлечения и длань для приятия всех благодатей, столь обильно изливаемых на нас из неистощимого источника беспредельной к нам любви и благости Божией. В брани духовной ею ты влагаешь бранный меч свой в десницу Божию, да поборает Он за тебя врагов твоих и побеждает их " (преп. Никодим Святогорец Н, 187). Так относятся к молитве все святые; поэтому когда они говорят о ней не как о частной добродетели, наряду с другими, а именно как о " преемнице благодати " , они находят для нее свои величайшие слова. " Когда душа, упразднившись от всего внешнего, соединится с молитвою, тогда молитва, как пламя некое, окружив ее, как огонь железо, делает ее всю огненною... Блажен, кто еще в жизни сей таким видетися сподобился, и сам свой бренный по естеству образ видит огненным по благодати " (преп. Илия пресвитер, Д V, 378). " Молитва, по качеству своему, есть общение (событие) и единение человека и Бога. По действию же она есть стояние мира... мост чрез искушения... пресечение браней, дело Ангелов, пища бесплотных, будущее радование, конца и предела не имеющее делание, источник добродетелей... проявление мер... Для истинно молящегося молитва есть истязалище, судилище и престол Господень, прежде престола будущего " (преп. Иоанн Лествичник, Д V, 346). У молитвы есть свой " лествица " восхождений, начиная от первого искреннего лепета Богу до высших ее степеней и озарений, доступных только святым, а у нас, современников, есть одна особая причина, по которой мы иногда стремимся к ней больше всего. " Если ты не получил дара воздержания (пощения), - пишет преп. Иоанна Карпафийский, - то ведай, что Господь ради молитвы твоей и упования хочет услышать тебя, когда воззовешь к Нему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1900...

Все воинства, сражающиеся с презренными наймитами 168 , а в частности и войско донское, – орудие в руках Божиих для наказания изменников Родины и растлителей верующего сердца народного. Вспомните, донские казаки, как безоружные и малые числом вы одолевали многочисленного и прекрасно вооруженного врага. Ведь это явный знак Божественной вам помощи. Запомните, донские казаки, на веки вечные, что ваше победоносное продвижение на Север Дона для освобождения его от ига насильников началось со дня всенародного моления во граде Новочеркасске перед чудотворной Аксайской иконой Божией Матери, Покровительницы и Заступницы славного войска донского. Мужайся же, Христолюбивое воинство донское! Еще немного и твое крестоносное [сражение] окончится. Придут иные дни – дни светлого торжества: воскресения нашей общей Родины – единой неделимой России. Наступление столь вожделенного часа возможно только при изгнании насильников из Московского Кремля и освобождения Святейшего Отца православного русского народа Патриарха Тихона из заточения. Да укрепит же, да ниспошлет Господь Вседержитель доблестному войску Донскому силы на предстоящий бранный подвиг по освобождению не только родного края, но и московских кремлевских святынь, где правители, слуги антихриста, на месте святем создали сейчас мерзость и запустение. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами. ГАРФ. Ф. Р-440. Οп. 1. Д. 58. Л. 64–67. Машинопись. Материал Осведомительного агентства для информирования печати – »Известия ОСВАГ» 116 от 9 июня 1919 г. Сохранность документа неравномерная, на последней странице текст поврежден. Употребление прописных букв подлинника сохранено. Донские ведомости. 1919. Ne 124. 31 мая. Наиболее значительные разночтения с редакцией «Донских ведомостей» оговорены в примечаниях. 34. Обращение Собора к Терскому казачьему войску мая 1919 г.] Юго-Восточный Русский Церковный Собор Христолюбивому войску Терскому Благодать вам и мир да умножатся Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас силою Божнею, через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

уважением народа, избирались почетными старостами. Традиция жива и сегодня — только за 2007 год на счет общественного благотворительного фонда поступило добровольных пожертвований от организаций 11 710 тысяч рублей, от отдельных граждан – 214 тысяч. Но, к счастью, не всё в туманном лабиринте современности оценивается денежными знаками – люди приносят сюда иконы, книги, богослужебную утварь, лишние вещи, да и просто приходят молиться, чтобы ввести свои мысли и чувства в евангельское ученичество Христу. Небесный, или духовный, мир может быть легче нами осознан и воспринят через призму древней иконы. И вот в 2003 году случилось знаменательное событие – к престольному празднику Святой Троицы была явлена уникальная икона начала XV века, ныне ставшая главной соборной святыней. Эта икона Святой Живоначальной Троицы имеет богатейшую историю: она некогда оберегала новгородские земли, укрепляла на бранный подвиг князей и воевод, позже была изъята большевиками в Третьяковскую галерею, а затем продана за океан. По личному распоряжению президента В.В. Путина национальная святыня была передана в дар гвардейскому Свято-Троицкому Измайловскому собору. Таким же чудным промыслом пришел в собор из старинной Псково-Печерской обители небольшой образ Николая Чудотворца с частицей святых мощей, пред которым многочасно молился о спасении Руси в своей тихой монастырской келии ныне почивший старец архимандрит Иоанн Крестьянкин. Но, наверное, самую значимую лепту внесла пришедшая в собор неизвестная старушка, отдав, подобно евангельской вдове, последнее, что у нее осталось, – стертые золотые коронки… Доброхотно дающего любит Бог! И не люди святят Церковь, но Церковь делает людей сопричастниками хранимой в ней святыни! «Церковь – это не стены и крыша, а вера и благодать!» – говорит святитель Иоанн Златоуст. И поэтому самое главное – это то, что, несмотря на сложные восстановительные работы, ни на миг не прекращается сегодня в соборе церковная молитва, в череде ежедневных богослужений благоговейно и слаженно поет хор, исправно совершаются

http://azbyka.ru/parkhomenko/sobor-zalec...

Потом взяла святую икону, вышла с нею за ворота и обнесла ее вокруг нашего и соседнего, смежного с ним, дворов. Вдруг пламя, готовое их объять, остановилось, и место, обнесенное святою иконой, осталось невредимо заступлением преподобных отец Сергия и Германа. Откровение петербургскому мещанину Василию Козьмину В памяти валаамских старцев (1850) живо сохраняется рассказ монаха Варсонофия, в миру Василия Кузьмина, какими чудными путями он призван был в эту обитель. Ребенком он обнаруживал уже расположение к монашеству. С летами это расположение усиливалось, но разные обстоятельства препятствовали ему провести это желание во исполнение. Достигнув совершенного возраста, Василий занемог тяжкою болезнею и, прося Господа об исцелении, дал твердое обещание по выздоровлении идти в монастырь. Молитва его была услышана, – он вскоре же выздоровел. Когда хотел исполнить свой обет, им овладело недоумение, в какой обители искать спасения? Он просил Бога вразумит его. В одну ночь видит он во сне, будто едет он на лодке по заливу, между каменистыми горами, покрытыми лесом. Вдали показался неизвестный ему монастырь. Когда же он подъехал к нему ближе, то заметил на склоне горы множество иноков и между ними двух светолепных старцев. Один был на коне, другой стоял, опершись на свой посох. Лучезарное сияние свыше облистало чудный сей собор отшельников. Василий, пораженный видением, с благоговением пал ниц, и слезы умиления оросили его ланиты! Он пожелал узнать название монастыря и слышит глас: «Это древний Валаам, многие иноки поработали здесь Господу!» Василий проснулся, но память его не удержала имени обители. Долго он молил Господа, чтобы помог вспомнить название виденого во сне монастыря! Однажды после такой молитвы, Василий уснул и видит, как мимо него проходит бранный (военный. – Ред.) строй светлых ратников, и ими как бы предводительствовали два седовласых благообразных старца: один на белом коне и в воинской брони, покрытый черной мантией, поверх же схимнического куколя блистал золотой шлем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Вместе с тем, греки оказывали России значительныя политическия услуги, они заменяли, по словам проф. Каптерева, и дипломатическое представительство, которого тогда Россия не имела, и газеты, которых тогда вообще не было. Политическия сношения с Москвой были делом хотя и выгодным, но не безопасным, и патриарх Парфений был повешен за эти сношения. Двухвековая политика Москвы в отношении греческого и славянского Востока дала свой результат. На Востоке Москву знали, любили и на нее надеялись. «Так все, что прежде давало Константинополю значение главы, столицы всего православного мира – достоинство царское, достоинство патриаршее, обильная и всеми чтимая святыня, – все это теперь было перенесено в Москву»  81 . Непрерывно Москва приобретала православныя святыни и, в особенности, частицы Животворящего Креста Господня. 11 сентября 1653 года Цареградский торговый грек Остафьев, от имени Иерусалимского протосингела Гавриила, привез чудотворную икону Влахернской Божьей Матери. В XVIII beke наступило для России время борьбы за свободу православных славян уже с оружием в руках и русский бранный подвиг трагически закончился для России в последнюю освободительную войну 1914 года. Такова внешняя история русского православного царства, в деле церковного строительства. Исключительно по своему значению было и внутреннее церковное делание. Русская Православная Церковь , просиявшая угодниками Божиими, достойно выполнила дело Св. Владимира. Она имела 130 миллионов верующих. Ея иерархия состояла из трех митрополитов, 13 архиепископов, 30 епископов, 56.000 священников, 22.000 дьяконов. Русская Церковь имело 52.000 приходов, около 100.000 храмов, 1.130 монастырей. Ея имущество составляли 1.800.000 гектаров земли, миллиард рублей капитала, имущество ценилось в 40.000 миллионов рублей. В ризницах храмов и монастырей хранились безценныя сокровища. Духовно она обслуживалась 52 семинариями и 4 духовными академиями  82 . На весь мир сияли Александро-Невская, Троицко-Сергиевская, Киево-Печерская Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предсказания «малых» пророков    Кроме книг «великих» пророков, к которым относятся Книги Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила, среди ветхозаветных священных книг находятся еще 12 книг так называемых «малых» пророков. Малыми эти пророки называются потому, что их книги сравнительно малы размером, имея всего лишь несколько глав. Из малых пророков о Мессии писали Осия, Иоиль, Амос и Михей — современники пророка Исаии, жившие за лет 700 до Р.Х., а также пророки Аггей, Захария и Малахия, жившие после вавилонского плена, в VI и V столетии до Р.Х. При этих трех последних пророках строился второй ветхозаветный храм в Иерусалиме, на месте разрушенного Соломонова храма. Книгой пророка Малахии заканчивается ветхозаветное Писание. Пророк Михей записал широко известное пророчество о Вифлееме, которое цитировали иудейские книжники, когда царь Ирод спросил их, где должен родиться Христос. «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2). Здесь пророк Михей говорит о том, что, хотя Вифлеем является одним из самых незначительных городов Иудеи, он удостоится стать местом рождения Мессии, действительное происхождение Которого уходит в вечность. Вечное бытие, как мы знаем, есть отличительное свойство Бога. Поэтому это пророчество свидетельствует о вечности и, следовательно, о единосущности Мессии с Богом Отцом (вспомним, что Исаия называл Мессию Отцом вечности (см. Ис. 9:6)). Следующие предсказания Захарии и Амоса относятся к последним дням земной жизни Мессии. Пророчество Захария говорит о радостном въезде Мессии, сидящего на ослице, в Иерусалим: «ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Схимничество — есть посвятить себя на молитву за весь мир» (св. Парфений Киево–Печерский ПБ). «Когда старцу Силуану говорили, что молиться за людей трудно, старец отвечал: «конечно трудно… молиться за людей — это кровь проливать. Но надо молиться… Блаженна душа, любящая брата: в ней ощутимо живет Дух Господень и дает ей мир и радость, и она плачет за весь мир. Вспомнила душа моя любовь Господню, и согрелось сердце и предалась душа моя глубокому плачу, что я столь много оскорбил Господа, любимого Творца моего; но Он грехов моих не помянул; и тогда предалась душа моя глубочайшему и печальному плачу, чтобы помиловал Господь всякую душу и взял в Свое Небесное Царство. И плачет душа моя за весь мир» (ЖМП. 1956, 1, 2, 3). Мы должны знать, что этот авва — русских монах на Афоне, — умер в 1938 году. В службе утрени Великой субботы есть такая молитва: «О, Троице Боже мой! Отче, Сыне и Душе! — помилуй мир!» Глава VI. О МОЛИТВЕ «Видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался». (Деян. II, 25) «Восподражаем отцам нашим, — пишет преп. Никифор, — и подобно им взыщем сущее внутри сердец наших сокровище и, обретши, крепко держать будем, делая и храня» (Д V, 240). Храни сокровище — страх потерять его, ищет же его прежде всего молитва. «Всякая добродетель, — говорит преп. Серафим, — Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но более всего их дает молитва» (С. 45). «Хотя на себя ненадеяние, упование на Бога и пребывание в подвигах крайне необходимы в духовной нашей брани, но необходимее всех их молитва, потому что ею стяжеваются и полную силу восприемлют и те первые три орудия (на себя ненадеяние, упование на Бога и пребывание в подвигах), как и всякое другое благо. Молитва есть средство для привлечения и длань для приятия всех благодатей, столь обильно изливаемых на нас из неистощимого источника беспредельной к нам любви и благости Божией. В брани духовной ею ты влагаешь бранный меч свой в десницу Божию, да поборает Он за тебя врагов твоих и побеждает их» (преп. Никодим Святогорец Н, 187). Так относятся к молитве все святые; поэтому когда они говорят о ней не как о частной добродетели, наряду с другими, а именно как о «преемнице благодати», они находят для нее свои величайшие слова. «Когда душа, упразднившись от всего внешнего, соединится с молитвою, тогда молитва, как пламя некое, окружив ее, как огонь железо, делает ее всю огненною… Блажен, кто еще в жизни сей таким видетися сподобился, и сам свой бренный по естеству образ видит огненным по благодати» (преп. Илия пресвитер, Д V, 378). «Молитва, по качеству своему, есть общение (событие) и единение человека и Бога. По действию же она есть стояние мира… мост чрез искушения… пресечение браней, дело Ангелов, пища бесплотных, будущее радование, конца и предела не имеющее делание, источник добродетелей… проявление мер… Для истинно молящегося молитва есть истязалище, судилище и престол Господень, прежде престола будущего» (преп. Иоанн Лествичник, Д V, 346).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010