Немного на Руси семейств, которые не имели бы в рядах христолюбивого воинства родных людей. И нет сомнения, что всюду льются больше всего именно женские слезы. Плачут матери, проводив на войну сыновей - надежду и опору их старости; плачут жены, оставаясь с малыми детьми, без хозяина-кормильца; плачут дети, расставаясь с горячо любимыми отцами... Плачут, но вот что достойно особенного внимания, вот что трогает и умиляет: все эти плачущие матери, жены, сестры прекрасно сознают, что их дорогие родные исполняют святой долг послушания Царю, Помазаннику Божию, что идут они на святое дело - защищать родину и братьев-славян от лютого врага - немца нечестивого, что, следовательно, удерживать сих защитников веры, Царя и Отечества, если бы и можно было - нельзя, грешно, позорно, а стало быть, надобно от всего сердца благословить их в дальний путь - на бранное поле: " Идите, дорогие наши, сердцу нашему милые: стойте крепко за святую нашу Русь-матушку, за веру нашу православную, за Царя нашего батюшку... Благослови нас Господь, помоги нам Матерь Божия и святые угодники. Идите, а мы будем целым сердцем молиться за вас, делайте свое дело святое, а о нас не тревожьтесь: Бог, да Царь-батюшка, да добрые люди нас не покинут. Знайте, что каждый день, каждый час мы сердцем нашим будем с вами, что детки ваши будут усердно молиться за вас Царице небесной, чтоб Она покрыла вас Своим честным покровом, чтоб помогла вам и на всякого врага и супостата " . И в таком святом настроении, прощаясь с грядущими на бранный подвиг, эти истинно русские женщины мужественно отрекаются от самих себя, от своих личных чувств, всецело предавая и присных своих, и самих себя воле Божией, и осеняют их крестным знамением дотоле, пока скроется из виду уносящий их поезд... Не видите ли вы пред собою, как совершается великое добровольное святое жертвоприношение этих смиренных русских женщин на алтарь любви за веру православную и Русь-матушку? Не вспоминается ли вам при этом отец верующих Авраам, приносящий в жертву своего сына за послушание Богу? И что особенно ценно в очах Божиих: им, этим подвижницам любви, и на мысль не приходит, что они совершают великий подвиг, напротив, они готовы при этом упрекнуть себя, что не имеют достаточно мужества сдержать эти слезы, которые так неудержимо льются из их очей, что ведь это - малодушие... О, добрые русские матери, жены, сестры! Пусть льются эти слезы - жемчужины; повторяю: их собирают ваши ангелы-хранители в сосуды златые и относят к престолу Божию как жертву чистую, жертву вашей любви к родине; там эти слезы смешаются с кровью дорогих вам воинов - страдальцев за веру православную, смешаются с молитвами Церкви, святой нашей матери, с молитвами вашими и детей ваших, и услышит Господь эти молитвы веры, молитвы любви, и благословит оружие русское победою на врагов!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2349...

Взятые вместе, эти темы (Христос, спасающий крестом и воскресением, Матерь Божия Мария, другие святые, а также сопоклоняющиеся Господу ангелы) изображались почти на всех иконах 1423 . Таким образом, вплетение их вести в «мелодию богословия» давало иконам защиту и в то же время излагало христианское учение даже там, где догматическое законодательство Церкви еще не сказало своего слова. Однако попытка упорядочить это богословие литургии с необходимостью затрагивает еще одно учение, не всегда представленное как тема иконописания, но, тем не менее, предполагаемое самим фактом существования икон, – учение о Церкви и таинствах. Некоторые его аспекты все-таки находили отражение в иконах: так, например, учение о крещении всегда давало о себе знать в тех из них, на которых изображалось крещение Христа Иоанном 1424 . В то же время учение о Церкви, включая учение о таинствах, находило свое выражение и в тех, которые не затрагивали библейских эпизодов или событий из жизнеописаний святых, где оно становилось предметом первостепенного внимания живописца. Несмотря на то что в истории раннего христианства 1425 учение о Церкви и таинствах время от времени вызывало споры, в течение почти всего периода вероучительного развития оно существовало в скрытой форме, становясь явным предметом дискуссии только тогда, когда этого безусловно требовали обстоятельства. Даже если в своих догматических изложениях богословы и не посвящали ему отдельных глав, оно все равно властно сказывалось на их мысли 1426 . И лучше всего мощь этой власти показывает литургия. Например, на Литургии Василия священник молит: «Нас же всех, от единого хлеба и чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во единаго Духа Святаго причастие… со всеми святыми от века Тебе благоугодившими» 1427 . В начале богослужения говорится, что Церковь собралась «священнодействовати святое и пречистое Твое тело и честную кровь» 1428 , а в конце – чтобы приобщиться «божественных, святых, пречистых, бессмертных, небесных и животворящих страшных Христовых таин» 1429 . В таинстве крещения верные сопричисляются «святей Твоей… Церкви» 1430 , сподобляясь «бани пакибытия, оставления грехов и одежди нетления» 1431 ; они соединяются «святей Твоей, соборней и апостольстей Церкви» и сопричитаются «избранному Твоему стаду» 1432 . Особенностью молитв за Церковь является призывание Божьего благословения на «благочестивейшего и благовернейшего императора нашего, коего Ты наделил в правде власть его над земным предержати; увенчай его оружием истины, оружием Твоего благоволения, покрой главу его в день бранный… да покорятся ему племена варварския, брань замышляющие» 1433 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прихожане и служители часто видели Владимира за богослужением. Тут он покупал крестики, иконки, на оставшиеся деньги в ближайшей лавочке покупал еду и все раздавал нищим. Наблюдательным людям бросалось в глаза, прежде всего, наличие карманных денег у подростка, говорившее о достатке его родителей. Второе впечатление – простота его сердца – казалась им глупостью, каким-то юродством, и относились они к нему как к дурачку, к блаженному. Да кто ж еще как не блаженный будет тратиться на нищих? Они и называли его блаженным, то есть счастливым, но в их устах это слово всегда звучало как свист хлыста, как оскорбление. Владимир же, воспитанный на буквальном понимании Евангелия, не собирал себе сокровищ на земле и потому пренебрегал мнением других, что конечно злило этих «других». Так и прилипло к нему как второе имя на всю жизнь, навечно, – «блаженный» – для одних бранный, для других восторженный эпитет. Простота души и нестяжательность, редкие качества уже для конца XIX века, были основой характера будущего подвижника Божия и выделяли его не только среди сверстников. Многим взрослым становилось не по себе от присутствия рядом такого подростка. Особенно всех поражал его взгляд. Светлые, таящие улыбку глаза, смотрели на мир ясно, бесхитростно; а сила его взгляда была такова, что без труда проникала в душу каждого, на кого он был обращен. Годам к двадцати Владимир уже окончательно определился с выбором жизненного пути, но до времени путь этот был для него закрыт. Однажды случилось ему в Кронштадте в Андреевском соборе после службы получить благословение у отца Иоанна Сергиева, будущего светильника Церкви Христовой святого и праведного Иоанна Кронштадтского . То-то радости было! Тогда же или позже Владимир задал ему давно мучивший его вопрос о монашестве и услышал ответил: «Упокоишь родителей, и все само определится, будет видно». Возможно, желая смягчить огорчение Владимира, отец Иоанн благословил его поездить по святым местам. Вернувшись из Кронштадта домой, он попросил родителей отпустить его на богомолье и отправился в паломничество по России. Обошел 36 губерний, где пешком, где на попутных подводах, ездил на поездах и пароходах. За годы странствий побывал на Соловках, не раз поклонялся преподобным отцам киево-печерским, бывал у Симеона Верхотурского в Сибири и на Новом Афоне на Кавказе, молился в Чудовом монастыре у мощей святителя Алексия в Первопрестольной и в Свято-Троицкой Лавре у преподобного Сергия. Был и за границей: в Греции у великомученика Димитрия в Салониках, на Афонской горе, даже у самого Гроба Господня в святом граде Иерусалиме и всюду просил он о милости Божией быть принятым в воинство Христово. Лишь спустя двадцать лет были « услышаны уже уст его молитвы ».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. 28 Листра – город в Ликаонии, древней стране в Малой Азии, к югу от центральной пустыни, на территории современной Турции. Город трижды посещался апостолом Павлом. 29 Литературный персонаж из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», входящей в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Солоха – мать Вакулы, ведьма. К ней с откровенными заигрываниями приходили и сельский голова, и дьяк, и Чуб – отец Оксаны, и сам черт. 32 Инвектива (от лат. invectivus – бранный, ругательный) (книжн.) – гневное выступление против чего-нибудь или кого-нибудь, оскорбительное выражение, брань, выпад. А также форма литературного произведения, одна из форм памфлета, осмеивающего или обличающего реальное явление, лицо или группу. 33 Архимандрит Киприан (в миру Константин Эдуардович Керн; 1899, Тула –1960, Париж) – православный священнослужитель (в юрисдикции Русской православной церкви за границей, затем Константинопольского патриархата), богослов, церковный историк. 34 Проценко Павел Григорьевич, составитель и комментатор трудов епископа Варнавы (Беляева ; 1887–1963), в частности «Основ искусства святости» в пяти томах (1995–2001). Автор книги-биографии еп. Варнавы «В Небесный Иерусалим: История одного побега», повести «Цветочница Марфа» (о судьбе русской крестьянки, погибшей в сталинском концлагере) и других. Составитель сборника «Мироносицы в эпоху ГУЛАГа» (2005). 38 Чернобыль, или чернобыльник – трава, разновидность полыни. Название города Чернобыль, где произошла страшная катастрофа на АЭС, происходит от названия травы чернобыльник. 42 Сатира как литературный жанр возникла в древней римской литературе. Это поэтическое произведение, в котором более или менее резко осуждаются и негодующее изображаются свойства и качества отдельных типических лиц или более или менее обширной группы лиц и явлений. 43 Памфлет (от англ. pamphlet) – разновидность литературного или публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Посему творец акафиста приветствовал его: Радуйся сохранение младенцев напаствуемых. Радуйся, победная знамения верным воздвизаяй. Радуйся трубо, наводящая страх бранный. Радуйся мечу, посецающий полчища нечестивых. Радуйся необоримое забрало воев православных. Радуйся царствия нерушимая стено. В ветхозаветной церкви архангел Михаил действовал, как страж и грозный поборник ее. В церкви же новозаветной от него исходят блага духовные. Имя его страшно бесам. Он есть противоборник хитреца злобы, и заступник труждаемых от него. Он отженяет ужасы ночи и возвещает веселие рассвета. Им угашается распадение похотей. От него бывает обличение и трезвение многих согрешающих. Он есть предстатель душ и заря, просвещающая их духовными лучами. Он открывает человекам небесная, источает струи мудрости, содействует их подвигам, наставляет целомудрию. Он есть надежда безнадежных, врачевание зле страждущих и немощных от месяца (лунатиков), податель благодушия, сладость скорбящих, утешение труждающихся, заступник вдовиц, крепость пастырей, укоренение царей благочестивых, столпблагозакония, крепость единомыслия, попрание гордых. Он умоляет судию праведного. Он умаляет мрак тартара. Такое воззрение на действия архангела Божия в новозаветной церкви производило в песнопевце умилительные чувствования, приветствия н мольбы; напр.: Радуйся светлый перле господень Радуйся надеждо милосердия божия. Радуйся кладезю, благодать источающий. Радуйся лампадо, без огня освещающая. Радуйся лучю, без жжения озаряющий. Радуйся миру возлюбленный крине, исполнь таинственнаго благовония. Радуйся неувядаемый цвете богоугоднаго благочестия. Радуйся чистое измовение хитона душ. Радуйся подвигу души содействие. Радуйся, яко человеки ангелоподобны твориши. Радуйся украшение всех в спасение. Радуйся веры утверждение и храмов красото. Радуйся вожделенная похвало церкве. Радуйся поточе веселия рода христианскаго. Бурю многообразных помышлений усиливая множеством многих моих грехопадений, из ковчега души моея яко голубя тя зрю, всесветле, и волнения отишие провижу: видя же криле твои, яко криле духа свята, взываю, аллилуия.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Ведь Бог сказал Аврааму: «благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:3), и Исааку: «благословятся в семени твоем все народы земные» (Быт.26:4) и то же Иакову (Быт.28:14); Давид же говорит: «благословятся в нем племена; все народы ублажают его» (Пс.71:17). А что Мессия должен был придти как ради племени Авраама, так и для спасения язычников, об этом некогда Иаков, благословляя Иуду, сказал так: «не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и ему покорность народов» (Быт.49:10). И пророк Захария, возвещая дочери Сиона — Иерусалиму, пришествие кроткого Царя, сидящего на ослице и осленке, говорит: «тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук, и Он возвестит мир народам» (Зах.9:10). Вот видите, что не только ради вас, иудеев, но и ради язычников должен был прийти Мессия. Думается мне, что Он пришел более ради язычников, чем ради вас, ибо вы Его не приняли, язычники же приняли Его, вы Его убили, язычники же уверовали в Него, вы Его отвергли, язычники же возлюбили Его; поэтому и Он отверг вас, язычников же призвал и в них прославляется. А что действительно ожидаемый Мессия уже пришел, вы можете убедиться в том чрез святого пророка Даниила [ 39 ]. Этому пророку в Вавилоне, в первый год царствования Дария, явился ангел Господень Гавриил и от сего времени до пришествия в мир Мессии назначил 7 седмин. Каждая седмина содержит 70 лет, а все — 490 лет. Так считает и ваш Талмуд. Как давно уже прошли эти годы? Если рассмотрите, то узнаете, что прошло уже более 800 лет, как исполнились седмины, сказанные Даниилу (Дан.2). — Спрошу вас еще и о том, — сказал Константин, — какое вы думаете было царство железное, о котором говорил Даниил Навуходоносору, когда объяснял ему сон о великом истукане? — Железное царство означало римское, — ответили иудеи. — А кого, — спросил философ, — означает камень, отторгнувшийся от горы без рук человеческих и сокрушивший этого истукана? — Камень означает Мессию, — ответили иудеи и при этом добавили, — если по сказаниям пророков и другим событиям, как ты говоришь, Мессия уже пришел, то почему же римское царство имеет власть и до сих пор? — Нет, — отвечал философ, — уже не держит власть, но прошло мимо, как и прочие царства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Любовь к ближнему и Родине побеждали, заглушали во мне вспышки страха перед смертью. С таким же настроем я выполнял нередко даваемые мне командованием военные поручения, отправляясь на передовые позиции в сторожевую охрану. Приходилось подолгу находиться в окопах среди солдат, напутствуя их молитвой на бранный подвиг за Родину, за Русскую землю. Довольно часто мне поручали как вестовому срочно, под смертоносным огнём перевозить секретные донесения, а также бывать в разведке и участвовать в конной атаке. На протяжении двух военных лет я стойко переносил все тяготы фронтовой жизни. За участие в боевых операциях в период нахождения в действующей армии, а также за организацию санитарного отряда я получил высшую для священнослужителя воинскую награду: Крест на Георгиевской ленте, а также ордена Святой Анны 3-й и 2-й степеней, Святого Владимира 4-й степени и утверждённый императорским рескриптом в период войны орден Святого Николая 366 (все с мечами и бантами). Эти высокие боевые награды за проявленное мужество при защите Родины сохранены за всеми имеющими их и поныне, согласно декрету теперешнего правительства. В связи с этим вспоминаю, как в 1945 году после освобождения Харбина от японских захватчиков мне, проживавшему там, привелось быть представленным маршалу Р. Малиновскому. Этот легендарный герой Великой Отечественной войны, увидев мои боевые ордена и знаки отличия, заинтересовался, когда и при каких обстоятельствах меня ими наградили, и со вниманием выслушал мой рассказ, затем подтвердил декрет, сказав: – Вы имеете право достойно носить все эти боевые награды. В конце 1915 года архиепископ Евсевий писал мне в действующую армию о том, что без меня моё детище – Камчатское благотворительное братство со всеми духовно-просветительными лечебными учреждениями – может погибнуть. Поэтому Владыка просил по возможности скорее вернуться на Камчатку. Повинуясь своему правящему архиерею, я сердечно распрощался с фронтовиками и выехал к месту моего постоянного служения. Многообразные и сложные чувства переживал я при этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Иудеи ожидали пришествие Миссии именно с наступлением Римского железного царства. Известный стих из Книги Бытия 1-я глава 2-й стих, они истолковывали следующим образом: «Земля же была безвидна (безвидна, бесформенна – царство Вавилона) и пуста (царство Персии), и тьма (царство Греции) над бездною (царство Рима), и Дух Божий (дух Мессии (Христа)) носился над водою». То есть с наступлением 4-го железного царства, иудеи ждали Пришествия Христа (Миссии). Все известные еврейские комментаторы относят пророчество о въезжающем в Иерусалим на ослице и осляти, из Книги Захарии, именно к Миссии (Христу). Интересно и то, что далее говорится в Книге Захарии: «Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли» ( Зах.9:10 ). Слова: «и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли», могут быть отнесены только ко Христу, Царство которого установится по всей вселенной. Его Царство – это Его ЦЕРКОВЬ . В современной иудейской традиции евреи путают 1-е пришествие Христа со 2-м, и пытаются отрицать христианскую концепцию о ДВУХ пришествиях Миссии. Но в самих древних текстах иудаизма эта концепция присутствует: В Талмуде есть интересная притча, основывающаяся на Книге Захарии (9,9), однако в ней не стирается различие между Первым и Вторым пришествиями Мессии. Раби Александри сказал: «Раби Йегошуа противопоставил друг другу два стиха. Написано: «Вот, с облаками небесными шел как бы сын человеческий» ( Дан.7:13 ), в то время как в другом месте написано: «Вот, царь твой грядет к тебе… кроткий, сидящий на ослице» ( Зах.9:9 ). (Он разрешил парадокс, говоря что, если люди заслуживают того, то он придет с облаками небесными, но если нет – скромно, сидя на осле» (Сангедрин 98а). То есть для иудеев было всегда трудно совместить пророчества о пришествии Миссии на облаках в славе и величии, и пришествии Миссии кротко на осляти. Объясняя им церковное учение о ДВУХ пришествиях, мы помогаем им лучше понять ветхозаветных пророков и свою собственную традицию, как отголосок тех времен, когда иудеи и иудаизм были Истинною Ветхозаветною Церковью; которая прекратила свое существование в глазах Бога, когда в момент смерти Господа Иисуса Христа «завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» ( Мф.27:51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вот почему они, нисколько не подвергая сомнению подлинность чуда над Лазарем и прочих чудес Христовых, готовые признать Его невинность, враги Христовы согласились с роковым приговором Каиафы и «с этого дня положили убить Его» (11, 53). Их именно тревожило умножающаяся вера во Христа. «Первосвященники же положили убить Лазаря, потому что ради него многие из иудеев приходили и веровали во Иисуса» (12, 10. 11), а когда совершился торжественный вход Господень в Иерусалим, «фарисеи говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним» (ст. 19). В чем они не успевали? Очевидно в попытках остановить чествование грядущего Господа ( Лк. 19, 39 ) и в подготовке народного восстания. При сем торжественный вход Господа во Иерусалим не только не возбудил никакого беспокойства у римлян, хотя и «потрясеся весь град» ( Мф. 21, 10 ), но он и по существу был совершенно антиреволюционным, мирным, как олицетворение чисто духовной власти, чуждой не только насилия и оружия, но и всякой роскоши в осуществлении слов пророка Захарии ( Зах. 9, 9 ): «Ликуй от радости дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и конец в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли.». Это пророчество, столь явно исполнившееся на царственном входе Господа в Иерусалим ( Мф. 21, 5 ; Ин. 12, 15 ), было столь же чуждо воинского, революционного духа, как и само предсказанное им событие, и вполне понятно, что враги Христовы, развивавшие вооруженное восстание против римлян, чувствовали, что почва под ними готова поколебаться, и решили во что бы ни стало погубить Спасителя, хотя это было не так-то просто по библейским законам, как мы видели выше. По прямому смыслу закона, на который мы указали, необходимо было, чтобы два или три свидетеля возложили руки на главу обвиняемого и заявили определенно, в чем его обвиняют.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Иудеи ожидали Пришествия Мессии именно с наступлением Римского железного ( Дан.2:40 ) царства. Известный стих из Книги Бытия (1-я глава 2-й стих) они истолковывали следующим образом: «Земля же была безвидна (безвидна, бесформенна – царство Вавилона) и пуста (царство Персии), и тьма (царство Греции) над бездною (царство Рима), и Дух Божий (дух Мессии, Христа) носился над водою». То есть с наступлением 4-го, железного, царства иудеи ждали Пришествия Христа (Мессии). Все известные еврейские комментаторы относят пророчество о въезжающем в Иерусалим на ослице и осляти из Книги Захарии именно к Мессии, Христу. Интересно и то, что далее говорится в Книге Захарии: «Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли» ( Зах.9:10 ). Слова «и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли» могут быть отнесены только ко Христу, Царство Которого установится по всей вселенной. Его Царство – это Его ЦЕРКОВЬ . В современной иудейской традиции евреи путают 1-е Пришествие Христа со 2-м и пытаются отрицать христианскую концепцию о ДВУХ пришествиях Миссии. Но в самих древних текстах иудаизма эта концепция присутствует: В Талмуде есть интересная притча, основывающаяся на Книге Захарии (9, 9), однако в ней не стирается различие между Первым и Вторым пришествиями Мессии. Раби Александри сказал: «Раби Йегошуа противопоставил друг другу два стиха. Написано: “Вот, с облаками небесными шел как бы сын человеческий” ( Дан.7:13 ), в то время как в другом месте написано: “Вот, царь твой грядет к тебе… кроткий, сидящий на ослице” ( Зах.9:9 ). (Он разрешил парадокс, говоря, что если люди заслуживают того, то он придет с облаками небесными, но если нет – скромно, сидя на осле» 176 . То есть для иудеев было всегда трудно совместить пророчества о Пришествии Мессии на облаках, в славе и величии, и о Пришествии Мессии кротко, на осляти. Объясняя им церковное учение о ДВУХ пришествиях, мы помогаем им лучше понять ветхозаветных пророков и их собственную традицию – как отголосок тех времен, когда иудеи и иудаизм были истинной Ветхозаветной Церковью , которая прекратила свое существование в глазах Бога, когда в момент смерти Господа Иисуса Христа «завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» ( Мф.27:51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010