302 Якоже первый начатокъ християном православнымъ... Костянътинъ праведный... –- Далее составитель «Слова», доказывая допустимость и необходимость осуждения и казней еретиков, перечисляет решения семи вселенских соборов: Первого (Никейского) 325 г. при императоре Константине I, Второго 381 г. при Феодосии I, Третьего 431 г. при Феодосии II Малом, Четвертого 451 г. при Маркиане, Пятого 553 г. при Юстиниане I, Шестого 680–681 гг. при Константине IV (внуке императора Ираклия), Седьмого 787 г. при Константине IV и его матери Ирине. Предметами споров и обличений были в основном вопросы о божественной и человеческой сущности Христа и о Троице: среди осужденных и посмертно проклятых на соборе еретиков были Арий (автор «Слова» специально отметил, что имя его «соименно гневу» – оно означает по-гречески «воинственный, боевой, бранный»), Македоний, Евномий, Несторий и «несториане», их фанатичные противники – Евтихий и Диоскор, последователи известного философа Оригена Дидим и Евагрий, и другие. На Седьмом соборе было восстановлено почитание икон, отмененное в середине VIII в., и осуждены иконоборцы. Ереси, осужденные на семи соборах, представляли особый интерес для читателей «Слова», ибо имели ряд черт сходства с воззрениями, приписывавшимися (а частью и действительно присущими) русским еретикам конца XV в. Если ссылки автора «Слова» на пророков и апостолов, казнивших грешников и отступников с помощью чудес, не убеждали современников и вызывали с их стороны иронический совет Иосифу Волоцкому сотворить такие же чудеса (см. «Ответ кирилловских старцев» – наст. т.), то примеры нетерпимости византийской церкви звучали более убедительно и не вызвали развернутого ответа со стороны противников Иосифа. 303 Илия два пятьдесятника... сожженымъ быти сотвори... – Согласно Библии, Илия-пророк сжег небесным огнем двух пятидесятников с их людьми, посланных царем Охозией, обратившимся к аккаронскому божеству Веельзевулу I ( 4Цар. 1, 2–14 ). 304 Июда Маккавей... люди отступившая... повел вся мечемъ изсщи. – О войнах, которые вели во II в. до н. э. в Иудее против власти Селевкидов вождь народного восстания Иуда Маккавей и его братья, рассказывают неканонические Маккавейские, или Асмонейские, книги Библии, а также «Иудейская война» Иосифа Флавия, переведенная на древнерусский язык в XI–XII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Велика сила и молитвы. История повествует, что когда во время похода римскому воинству предстояла смерть от жажды, то один полк, состоявший из христиан, преклонил колена с молитвой к Богу, и внезапно появилось облако и дало столь обильный дождь, что все воины утолили жажду свою, спаслись от смерти и прославили Бога христианского. Присовокупите ко всему этому еще некоторые оружия, для тела необременительные, но для успеха в войне важные. Это – храбрость, терпеливость, готовность идти, куда пошлют, хотя бы в огонь или в воду. Будьте храбры, как львы, в бою с врагом вооруженным и кротки, как агнцы, к мирному жителю, к малому ребенку и к слабой женщине. Лежачего не бьют, – говорит старинная народная мудрость. Итак, идите с Богом на подвиг бранный, на подвиг великий; идите с верой, надеждой и любовью. Да будет с вами сила Честнаго и Животворящего Креста! На вас смотрит вся Россия. На вас возлагает надежды и о вас печется царь. За вас молится Святая Церковь . Дай Бог нам видеть вас возвратившимися с брани со славою. А кому Господь судит положить живот свой на брани, тому да дарует Он венец нетленный и Царство Небесное. С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог ! Речь на молебне в кафедральном Троицком соборе по случаю отправления сестер милосердия Томского отдела Общества Красного Креста на место военных действий на Дальнем Востоке Боголюбивые сестры милосердия! Желание ваше отдать себя под защиту молитв Церкви есть выражение вашей надежды на помощь Божию, испрашиваемую молитвой. Эта надежда ваша, сопутствуемая верой в ту истину, что без Бога, без Его благодатной помощи не совершается никакое доброе дело, в настоящем случае служит споспешницей третьей добродетели – богоприятнейшей любви, которую вы уготовились принести как жертву на алтарь отечества. Ибо что другое, как не любовь, лежит в основе настоящего события в вашей жизни? Любовь первоначально подвигала вас отдать себя на служение страждущим и болеющим братиям; любовь, соединенная с послушанием, движет вас теперь на поле брани, чтобы там, вместе с другими, подобными вам, послужить страждущим, болящим и умирающим, послужить с готовностью положить и душу за други своя.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

80) Мраморный без креста памятник, окруженный деревянною решеткой, с надписью: „незабвенной дочери от нежно-любящих родителей. Здесь погребено тело дочери коллежского асессора И. Н. Астрономова Антонины, рожденной 21 декабря 1866 г. и умершей 8 января 1874 года». 81) Мраморный пирамидальный без креста памятник с надписью на западной стороне: „Татьяна Петровна Колокольникова, Каз. 2-й гильдии купеческая жена, скончалась на 24 году 30 марта 1842 года”. На восточной: „Господи, к Тебе воздвигох душу мою». 82 и 83) Два развалившихся опоковых памятника без надписей. 84) Опоковый пирамидальный без креста памятник с надписью на западной стороне: „здесь покоится Вятской губернии, Яранского уезда, слободы Кукарки удельный крестьянин Филипп Иванов Шевнин, родился 1825 года, скончался 1842 года января 27 дня; жития его было 17 лет». На южной: „в чужой лежишь земле, друг милый наш несчастный, далёк наш путь к тебе оплакать рок ужасный, какой постиг тебя». На восточной: „драгоценному братцу Филиппу Ивановичу благодарность». 85) Опоковая тумба без креста, окруженная железною решеткой с железной крышей. На западной стороне тумбы-надпись: „здесь погребено тело бывшего председателя Казанской уголовной палаты, статского советника, орденов св. Анны 2-й ст. с алмазными знаками и св. Владимира 4-й ст. кавалера Михаила Яковлевича Андрузского, родился 1776 года ноября 5 дня Полтавской губернии, Кобелякского повета в местечке Осташе; в службу гражданскую вступил из дворян 1791 года мая 6 дня, оную продолжал до 19 июня 1831 года, скончался 1836 года августа 17 дня; жития его было 59 лет, 4 месяца и 13 дней». На восточной: „благочестие и преданность святой церкви, любовь к отечеству и верность к престолу, бескорыстное трудолюбие и правота на суде, честность в делах житейских, в дружбе постоянство, а к страждущему человечеству уважение, -вот лучший сему доблестному мужу памятник, очерк коего для стихов не вместим, а в скрижалях вечности не изгладим: его здесь только бранный прах, а дух бессмертный в небесах. Прохожий, прах его почти слезою своею и к Богу вознесись с молитвою Твоею».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Церковь благословляла на ратный подвиг во имя спасения Отчизны и в решительные, трудные минуты ободряла воинов, вселяя в них мужество и надежду на помощь Божию. В «Житии» преподобного Сергия свидетельствуется, что Радонежский Подвижник благословил перед Куликовской битвой великого князя Дмитрия Ивановича и, вооружив его молитвой, сказал: «Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься» (8:387.Ср.16:196). Для постоянного напоминания о данном благословении и участия в бое Преподобный передал «в руки великого князя» двух иноков со словами: «Вот тебе мои воины, а твои избранники, ... твердо сражайтесь, как славные воины за веру Христову и за все православное христианство с погаными половцами». «И осенил Христовым знамением все войско великого князя» (8:147). Когда же Дмитрий Иванович, тем не менее, увидев многочисленное татарское войско, усумнился и заколебался, что же делать, внезапно явился от святого гонец с посланием, гласившим: «Великому князю, и всем русским князьям, и всему православному войску мир и благословение» (8:173). «Без всякого сомнения, господин, смело вступай в бой со свирепостью их, нисколько не устрашаясь, – обязательно поможет тебе Бог» (8:387). Посланец вручил еще князю от преподобного старца «хлебец Пречистой Богородицы» (8:173). Благословение Троице-Сергиевой обители было прислано и царю Ивану IV, когда он стоял под стенами Казани. Прибывшие два инока передали от монастыря святую икону (на которой были изображены Живоначальная Троица и Пресвятая Богородица с двумя Апостолами – видение Преподобного Сергия), просфору и св. воду (11:495). Благословил на бранный подвиг царя Ивана IV и митрополит Макарий вместе с другими епископами и священниками, вручил ему «невидимое оружие» – крест Христов и уверил: «Всемогущий Бог молитвами Пречистой Своей Матери подаст помощь и окончательное одоление супостатов... И получили благословение от святителей все воины от мала до велика» (11:457,459). В исторический, весьма важный момент событий на Угре в 1480 г., положивших конец почти трехсотлетнему ордынскому игу, когда великий князь Иван III, как ровно сто лет тому назад и Дмитрий Донской, заколебался было перед войском хана, на Угру прислал ему «смиренное благословение» архиепископ Ростовский Вассиан Рыло (1468–1481) с призывом к решительным действиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Самый распорядок домашней жизни сына Борисова, с переселением в царский дворец, отстоявший на несколько саженей от прежнего дома Годуновых, остался тот же, и только дядька 9-тилетнего Федора, Ив.Ив. Чемоданов, став, благодаря должности своей, человеком важным, почти государственным, разом вознесся на неожиданную для него высоту. С этим то дядькою и несколькими старыми боярами оставался царевич при матери в Москве, все то время, пока отец его, еще в кельях Новодевичьего монастыря предуведомленный о готовящемся нашествии крымцев, вздев на себя бранный доспех и золотой шелом, и окруженный подвластными ему царевичами: киргизским, сибирским, шемаханским, хивинским и астраханским, лично водил полмиллиона конницы и пехоты на встречу крымцев к Серпухову, и там, по новым вестям о приближении не войска, а послов крымского хана, целые шесть недель ежедневно угощал на серебре по 10 тыс. воинов, а в Петров день задал на берегах Оки пир пятистам тысячам народа всякого звания. После торжественной встречи, сделанной Москвой Борису, по возвращении его из блистательного серпуховского похода, царь и царевич 1-го августа скрепили, собственноручными подписями, избирательную грамоту 9-марта, тут же, по приговору избирателей положенную «в хранила царские к докончанным и утвержденным грамотам»; а 1-го сентября, сын Борисов, присутствуя при царском венчании отца своего, был очевидцем случая, о котором знаменитый Авраамий Палицын повествует так: «Венчаему же Борису рукою святейшего патриарха Иова, во время святыя литоргии стоя под того рукою, не вемы, что ради, испусти сицев глас зело высок» се, отче великий патриарх Иов, Бог свидетель сему никтоже убо будет в моем царствии нищ или беден; и треся верх срачицы и сию последнюю, рече, разделю со всеми» 24 . Наконец, 15 сентября, когда уже вся Россия была приведена к присяге на верность новоизбранному царю и его семейству, состоялась так называемая подкрестная запись, гласившая, между прочим, следующее: «Также мне…. над государем своим царем…. и над царицею….

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

1153, 1158. 1159. 1171), в которых император по чувству благочестия закрепляет за церквами и монастырями на вечные времена все имущества, которыми они владели в момент издания новелл, хотя бы у них и не было надлежащих юридических документов, узаконяет, что эти новеллы должны заменить для церквей и монастырей недостающие владенные документы, и наконец освобождает поступившие в пользу церковных учреждений имущества от всех начетов, какие лежали на них в пользу государственной казны. Потом достойны внимания еще след. новеллы того же императора: 1) о фериях (1165) т. е. о праздничных днях, в которые не должно быть присутствия в гражданских судах; 2) об убийцах, где говорится, что вольные убийцы не могут пользоваться правом убежища в церкви, а должны подлежать наказанию по строгости законов. 3) новелла (1144) подтверждающая, что духовенство должно быть свободно от государственных и общественных повинностей, 4) новелла (1151 или 1166) запрещающая гражданским чиновникам вступаться в имущество умерших архиереев, а также в имущество церквей, которыми они управляли, 5) несколько новелл по брачным делам. Из новелл последующих императоров известны след.: 1) новелла императора Алексея Комнина II (1181) о недвижимых имуществах монастырей, подтверждающие постановления Мануила Комнина, 2) новелла о выборах епископов, подтверждающая законный порядок избрания по случаю его нарушений (1187), 3) новелла (1187) о том, что в случай избрания на епископскую кафедру женатого, из-бранный, еще прежде посвящения, должен разойтись со своей женой по ее согласии, и она должна удалиться в монастырь, находящийся вдали от местопребывания епископа и там постричься, 4) новелла (1193) о праве императора возвысить епископию на степень архиепископии и митрополии, в которой делается уступка сравнительно с новеллой Алексея Комнина в пользу прав Константинопольского патриаршего Синода, именно требуется согласие с постановлением императора и со стороны патриаршего Синода. Взятие Константинополя крестоносцами и последовавшее затем расстройство византийского государства, естественно, должно было остановить законодательную деятельность византийских государей по делам церковным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 24 февраля - 3 марта. - Тезоименитство Патриарха. - Миссионер и домосед в одном лице. - Консерватизм любви. - Реформа духовного образования. - Информация с человеческим лицом. - Диктатура меньшинства. - Фундаментализм, экстремизм, терроризм. - Хранители древностей. - Родительская суббота. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 17-24 февраля. - Вопросы о расколах. - Украинские самозванцы. - " Искусство жизни " у психиатра. - 122-е место по жизни. - Невозвращенное имущество. - Псевдоклерикализация. - Бесприютный вождь. - Две смерти одной женщины. - Черные списки. - День рождения Патриарха. - Жизнь за други своя. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 10-17 февраля. - Обращение к Президенту. - Противостояние муфтиев. - Госдума против экстремистов. - Коммерчески-идеологический проект им. св. Валентина. - Сретение Господне. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 3-10 февраля. - Фальшивые юристы. - Апология кощунства. - Свобода движения кулака. - Бранный вызов закону. - Постмодернистский тоталитаризм. - Один день из жизни священника. - Корень раскола. - Имамы-бюджетники. - Принцип жертвенной любви. - Собор Новомучеников и Исповедников Российских. далее... Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 27 января - 3 февраля. - Рождественские чтения. - Дети, Церковь и журналисты. - Министр не признал учебник. - Семья - малая Церковь. - Белоруссия: сотрудничество с Церковью. - Нетрадиционное оправдание для раскольников. - Три ветви русского народа. - Угроза безопасности по-американски. - Душевнобольные террористы. " Ваххабизм " как политический инструмент. далее... За последнюю неделю наша редакция получила множество вопросов связанных со слухами о состоянии здоровья архимандрита Иоанна (Крестьянкина)... Спекуляции и измышления вокруг имени отца Иоанна, скорее всего, будут продолжаться. Мы просим молиться об отце Иоанне и не обращать внимания на ту клевету, которую распространяют о нем враги Церкви Христовой.

http://pravoslavie.ru/4829.html

Любовь к ближнему и к Родине побеждали, заглушали во мне вспышки страха перед смертью. С таким же настроем я выполнял нередко даваемые мне командованием военные поручения, отправляясь на передовые позиции в сторожевую охрану. Приходилось подолгу находиться в окопах среди солдат, напутствуя их молитвой на бранный подвиг за Родину, за Русскую землю. Довольно часто мне поручали как вестовому срочно, под смертоносным огнем перевозить секретные донесения, а также бывать в разведке и участвовать в конной атаке. На протяжении двух военных лет я стойко переносил все тяготы фронтовой жизни. За участие в боевых операциях в период нахождения в действующей армии, а также за организацию санитарного отряда я получил высшую для священнослужителя воинскую награду: Крест на Георгиевской ленте, а также ордена Святой Анны 3й и 2й степеней, Святого Владимира 4й степени и, утвержденный императорским рескриптом в период войны, орден Святого Николая (42) (все с мечами и бантами). Эти высокие боевые награды за проявленное мужество при защите Родины сохранены за всеми имеющими их и поныне, согласно декрету теперешнего правительства, В связи с этим вспоминаю, как в 1945 году после освобождения Харбина от японских захватчиков мне, проживавшему там, привелось быть представленным маршалу Р. Малиновскому. Этот легендарный герой Великой Отечественной войны, увидев мои боевые ордена и знаки отличия, заинтересовался, когда и при каких обстоятельствах меня ими наградили, и со вниманием выслушал мой рассказ, затем подтвердил декрет, сказав: — Вы имеете право достойно носить все эти боевые награды. В конце 1915 года архиепископ Евсевий писал мне в действующую армию о том, что без меня мое детище — Камчатское благотворительное братство со всеми духовно-просветительными лечебными учреждениями — может погибнуть. Поэтому Владыка просил по возможности скорее вернуться на Камчатку. Повинуясь своему правящему архиерею, я сердечно распрощался с фронтовиками и выехал к месту моего постоянного служения. Многообразные и сложные чувства переживал я при этом.

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

Если приведенные слова нашей отечественной летописи, приписываемые Ираклию, можно считать, за предсказание, то оно исполнилось, хотя и не с буквальною точностью. Антиохия была на время снова завоевана Никифором Фокой и Иоанном Цимисхием в 966 году, после того, как она находилась во власти Сарацин в течение 328 лет 3 . По другому же свидетельству, в наступившие для императора Ираклия дни невзгоды, его суеверие встревожилось предзнаменованиями и снами, которым он придавал значение и он не на шутку боялся лишиться короны и пред своим бегством, навсегда прощаясь с Сирией, он предсказал, что Римляне не вступят снова в эту провинцию до тех пор, пока не родится злополучный ребенок, который будет бичом империи 4 . При таких религиозно-политических условиях появилась новая религия Ислам , последняя из трех возникших в среде семитских народов, а усердными и ревностными распространителями ее были полудикие бедуины. Новые завоеватели Арабы, потомки Эдома, с неудержимой энергией молодого фанатизированного народа, наводнив и поработив значительную часть Азии и Африки, после четырехдневного боя при Кадезии (636 г.) и Нехавенде ниспровергли владычество Сассанидов и на берегах Тигра возникло новое средоточие хода политических событий. Так как оплот лежавший между Грузией и Персией, был снесен трактатом императора Феодосия, то Арабы, без особенного сопротивления, захватив раздробленную Армению, разрушительным потоком нахлынули на Грузию, которая теперь стояла на очереди. Нужно только представить тот суровый дух вооруженной пропаганды, каким отличались Арабы первых времен Калифата, чтобы судить о том, чего могла ждать от них православная Грузия. «Сражайтесь с неверными, пока всякое противодействие исчезнет, пока вера Господня станет единственной религией на земле» 5 , – учил пророк Магомет в последние дни своей жизни, – и эта заповедь Корана, так хорошо совпадающая с естественными инстинктами полудиких кочевников, произвела в истории чудеса. Кто мог предположить, что девять веков спустя после Магомета бранный клик (эзан): «нет Бога, кроме Аллаха и Магомет его пророк» – раздастся у ворот самой Вены! Живя неподалеку от границ двух великих восточных империй, Магомет с тайною радостию следил за тем, как они взаимно разрушали одна другую и подготовляли почву для новой сильной империи, имевшей утвердиться на их развалинах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Запоздалое обновление, каким стал Поместный Собор 1917–1918 годов, было неестественно прервано. До сих пор оно сдерживается опасением, что перемены, однажды допущенные, уведут слишком далеко.   Многие из дискуссионных вопросов того времени сохраняют для нашей Церкви свою актуальность […] Нам предстоит продолжить недоконченное ими дело устроения церковного бытия в духе живой соборности и творческого преемства .   Поместный Собор 1917–1918 годов, действовавший в условиях политической катастрофы, не смог реализовать всех возлагавшихся на него ожиданий. Инициативу в области литургических преобразований попытались перехватить некоторые лидеры обновленческого раскола, стремившиеся использовать в своих целях любые трудности «Патриаршей» Православной Церкви. Надолго утвердилась стереотипная ассоциация  обновления церковной жизни и всяческих изменений в ней с «обновленчеством», т.е. расколом, предательством и изменой. Появилось даже неуклюжее словцо «неообновленчество» (стоит напомнить, что первоначально этот бранный ярлык употреблялся применительно к митрополиту Сергию(Страгородскому) и его Синоду). Но неужели тем самым была дискредитирована сама идея живого, творческого развития?   Ситуация очевидна. Независимо от Балашова в тех же словах ее описывает Аверинцев.   Не могу не видеть неизбежности ряда перемен и способен лишь пожелать, чтобы перемены эти были разумно проведены в жизнь, чтобы вызвать минимум потерь. «Обновленцы» раннесоветской эпохи надолго скомпрометировали у нас любой разговор об обновлении; однако из того, что лидеры«обновленчества» — отнюдь не все шедшие за ними верующие, а именно лидеры, — опозорили себя комплотом с безбожной властью и прямым предательством законной иерархии, не следует, будто проблем, какие они пытались решать в неподходящее время и недолжным образом, не существует. Как все живое, церковная практика в своих внешних формах менялась на всем протяжении истории христианства, с древних времен и доныне .   Оборонительная настороженность Церкви к любым переменам имеет хорошую сторону ограждения божественной высоты от человеческих толкований. Недоверие однако должно сочетаться с принятием духа. Его угашение в ранней Церкви было грехом, не имевшим прощения. Чтобы не потерять каплю из пресуществленного хлеба и вина в чаше, священник должен быть крайне внимателен. К такому же сбережению каждой искры божественного огня призывает раннее христианство. По Варнаве, ученику апостола Павла, надо доверять всему, что послано духом. В Учении двенадцати апостолов пренебрежение сколь угодно малым моментом вести, проповеди, пророчества называется самым страшным из всего, что может случиться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010