У Пророка Иеремии Иисус Христос называется также потомком Царя Давида и наследником престола Его; Царство Его представляется в таких же чертах, какими описывается оно у Исаии: ( Иер. 23:5–7 ) «Ce дние грядут, – глаголет Господь, – и восставлю Давиду восток (отрасль, – потомка) праведный ( сл. Ис. 4:2 ; Зах. 3:8 ), и царствовати будет Царь, и премудр будет, и сотворит суд и правду на земли (сл. ниж. 33:14). Во днех Его спасется Иуда, и Израиль пребудет в надежди (безопасен, Ис. 11:9 ), и сие имя Ему, имже нарекут Его, Господь праведен наш (Иегова наша правда или оправдание)». Слич. Иер. 30:9; 33:15–18 . У Пророка Иезекииля царственное достоинство Христа Спасителя раскрывается под образом единственного Пастыря и Князя: «И возставлю им Пастыря единого, и упасет я, раба Моего Давида: Той упасет я (и Той упокоит я), и будет им Пастырь. Аз же Господь буду им в Бога, и раб Мой Давид Князь сред их» ( Иез. 34:23–24 ). В видении Пророка Даниила царство Мессии изображается царством несокрушимым, но сокрушающим другие царства, царством вечным: «Во днех царей тех возставит Бог небесный царство, еже во веке не разсыплется, и царство Его людем иным не останется, истнит и развеет вся царства, тое же станет во веки ( Дан. 2:44 , слич. Дан. 7:13–14 ). Пророк Михей обетованного Спасителя называет Старейшиной и Князем Израиля: «И ты Вифлееме доме Ефрафов, еда мал еси, еже быти и тысящах Иудиных? из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в Князя во Израили, исходи же Его из начала от дней века» ( Мих. 5:2 ). Пророк Захария приписывает Мессии вместе звание Первосвященника и Царя: «Сице глаголет Господь Вседержитель: се муж, Восток (Отрасль, Потомок ) имя Ему, и под Ним возсияет, и созиждет храм Господень: и Той приимет добродетель (славу), и сядет, и возобладает на престоле Своем» (сл. Пс. 109 ), «и будет Иерей на престоле Своем» ( Зах. 6:12–13 ) (сл. 3:8–9). Тот же Пророк называет Его Царём – Спасителем, – кротким и мощным против врагов, Царём мирного и всемирного царства: «Радуйся зело, дщи Сиона, проповедуй дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна. И потребит колесницы от Ефрема, в кони от Иерусалима, и потребит Лк бранный, и ( с подлинника ) возглаголет мир языком, и обладает от моря до моря» (9:10).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

На ослёнке против смерти О чём можно узнать из службы Входа Господня в Иерусалим? 24 апреля, 2016 О чём можно узнать из службы Входа Господня в Иерусалим? Вход Господень в Иерусалим, или Неделя ваий, — двунадесятый Господский праздник. Как и в другие подобные праздники, совершается только его служба, опускается даже воскресная служба Октоиха. Но есть у службы Входа в Иерусалим и присущие только ей особенности, имеющие глубокий смысл. Что же происходит в этот день в храме? Сиамские близнецы в богослужении Прежде всего, служба Входа Господня в Иерусалим очень тесно связана со службой Лазаревой субботы — настолько тесно, что у них даже тропарь общий. Общая и тематика песнопений: Христа приветствуют с такими почестями именно потому, что слышали, а то и видели, как Он только что воскресил Лазаря. В стихирах на «Господи, воззвах», которых обычное в воскресенье количество — 10, развивается эта тема. Но начинаются и завершаются они воспоминанием не о торжестве и радости, а о Кресте: Днесь благодать Святаго Духа нас собра,/и вси вземше крест Твой глаголем,/благословен Грядый во имя Господне,/осанна в вышних. В сей день благодать Святого Духа нас собрала;/и все мы, взяв Крест Твой, возглашаем:/«Благословен Грядущий во имя Господне!/Осанна в вышних!» Церковь, в отличие от иерусалимской толпы, понимает, за что именно подобает воспеть Христу осанну. Всю службу мы будем полемизировать с любителями быстрорастворимых и эффективных чудес. Ослёнок против коней Паримии — чтения из книг Бытия, пророка Софонии и пророка Захарии — наполнены радостным ожиданием Мессии. Пророк Захария, живший за пять веков до празднуемого события, описал его так: Тако глаголет Господь: радуйся зело дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля, се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна. И потребит колесницы от Ефрема, и кони от Иерусалима, и потребит лук бранный, и множество, и мир от языков: и обладает водами от моря до моря, и от рек до исходищ земли. Так говорит Господь: Радуйся безмерно, дочь Сиона! Провозглашай, дочь Иерусалима! Вот, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом. И истребит колесницы у Ефрема и коня из Иерусалима, и истреблен будет лук военный, и многолюдство и мир у народов; и будет Он начальствовать от вод до моря, и от рек до теснин земли.

http://pravmir.ru/na-oslyonke-protiv-sme...

Помните, что на войну не на пир идти; много там нужды, труда, горя, опасностей, – все это переносите терпеливо, без ропота. Будьте бодры, не склоняйте долу голов ваших, как делают люди изнемогшие; не жалуйтесь на трудности, как дети; будьте мужественны, как богатыри. Будьте и храбры, как львы, в борьбе с вооруженным врагом; но кротки, как агнцы, к мирным жителям, к малым детям и слабым женщинам. Лежачего не бьют, говорит старая пословица. Итак, идите с Богом на подвиг бранный. С вами крестная сила; за вас молитва Церкви; на вас смотрит Россия; на вас возлагает надежды Царь и печется о вас, как отец сердобольный. Дай Бог вам возвратиться со славою, как победителям! А кому судит Господь положить душу свою за веру, Царя и отечество, тому да дарует Господь венец славы и светлое место в небесных селениях! «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя!» ( Пс.32:22 ) Поучение пред молебным пением о даровании помощи и победы Христолюбивому воинству в настоящей войне с Японией Правительственная власть нашей отечественной Церкви, в лице Святейшего Синода, приглашает чад своих, православных христиан, от сего дня усилить моления о даровании помощи и победы нашему Благочестивейшему Государю Императору и Его христолюбивому воинству, подвизающемуся на поле брани в настоящую войну (с Японией), продолжающуюся уже семь месяцев. Мы сказали, что теперь требуется усилить моления наши; это потому, что моления о даровании помощи Божией и об избавлении нас от врагов наших в храмах наших уже совершаются с того времени, как началась эта война. Но эти моления, включенные доселе в число молитв о других нуждах духовных и житейских, как можно предполагать, не всегда и не у всех возбуждали должное внимание, и потому у некоторых они не сопровождались тем усердием, какое нужно, чтобы молитва сделалась действенною, привлекающею на молящихся милость Божию. Когда началась война, мы, хорошо не зная нашего врага, считали ее делом легким, думали, что брань скоро кончится для нас благополучно и не потребует от нас многих жертв.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Стих 10 излагает в точных выражениях то, на что указывают последние слова предыдущего стиха. Тогда истреблю военные колесницы у Ефрема и коней войны в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он, (Царь) возвестит мир народам. Его сила в Его славе ( Uc. XI, 4 ) а не в оружии: Он не будет походить на мирских завоевателей, Он не устроит и не увеличит свое царство посредством сражений, как этот делали Давид и цари прежней теократии; Он будет царствовать словом и убеждением над сердцами; Его речи будут речами мира и радости, прощения и спасения, и Он, как воспели о нем ангелы при Его рождении, принесет мир на землю. Он уничтожит все орудия войны ( Uc. II, 4 ; Mux. IV, 3 , Ос. 11:20 ) в своем царстве, которое будет обнимать, включая Иерусалим и Ефрем, бывшего во время Захарии еще в Изгнании. И владычество Его будет распространено на всю землю от Средиземного моря до моря самого отдаленного, и от реки Евфрата до концов земли ( Nc. LXXI, 8 , Mux. VII, 12 ; Aм. VIII, 12 ). Иисус Христос заменил церковью ветхозаветное богоначалие, победы которого уступили место мирной проповеди Евангелия. Эта церковь основана среди Иудеев Ефрема или Галилеи и Самарии, но языческие народы по преимуществу открыли свои сердца словам Христа, и Его царство распространяется из века в век по всеми лицу земли. – 10. 2. Временное процветание Иудеев (IX, 11–17) а) В ближайшее время (IX, 11–17; X, I) Этот царь истребит колесницы Ефрема. Когда Он придет, Израильтяне десяти колен будут по этому снова обладать древним отечеством подобно тому как Иуда обладал уже во время Захарии Иерусалимом и соседней страной, и духовному царству Мессии будет предшествовать внешнее и временное восстановление еврейского народа, которое было открыто пророку уже два раза (II, VIII). О ты, еврейский народ, состоящий в крови завета! Ты, один между всеми народами, с которым Всевечный заключил союз, союз, запечатленный в первый раз при подошве Синая ( Ucx. XXIII, 8 ), кровью жертв, проливавшеюся с тех пор постоянно на жертвенном алтаре! Народ, очищенный от всякого греха, и посвященный Богу! Народ, возлюбленный Богом ( Лeb. XVII, 11 ; Ebp. IX, 18 )! Всевечный освободит узников твоих из рва, в котором нет воды ( Быm. XXXVIII, 24 ), Он выведет этих узников из темницы, в которой держат их иноземные народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Но мир не понимает значения нравственных сил для общества, не знает ни силы молитвы, ни обширности зрения духовного " . Так говорит святитель Черниговский Филарет. " В благочестивых пустынножителях, отрекавшихся от мира, - говорит другой святитель, великий митрополит Московский Филарет, - мир не думает видеть деятельных сынов отечества и мужей государственных. (Он даже презирает, ненавидит их, добавим от себя.) Но справедлив ли мир, когда он ненавидит людей, которые, оставляя его на всю жизнь, в то же время на всю жизнь обрекают себя желать ему истинного добра в непрестанных молитвах, и не только желать, но самым делом доставлять то, чего желают? Святые подвижники подвигами благочестия и чистыми молитвами отводят от него громы раздраженного неба и низводят на него могущественные и действенные благословения, а мир отвергает сих благодетелей! Если бы мир судил о них хотя бы только по одним временным выгодам, и тогда он отвергал бы в них свою собственную пользу, ибо если он считает их ни к чему не полезными, то ясно, что он не знает собственных выгод " . Не знает своих польз, не верит в силу молитв, не хочет верить даже в то, что монахи молятся за грешный мир, и требует осязательных, так сказать, грубо материальных доказательств того, что монахи хотят служить и служат ближнему. Иудействующие газеты готовы сказать: оставь монастырь, возьми оружие и становись в ряды воинов. " Послушники " , не постриженные еще в монашество, в большинстве это и сделали из послушания к закону. Но миру мало этого: он хотел бы и настоящих монахов послать туда же. Хорошо, что закон не требует этого. Довольно монаху послужить санитаром, а если он имеет священный сан, то и духовным отцом для воинов. Но нельзя же монастыри доводить до того, чтобы в них прекращалась служба Божия. Нельзя допускать, чтоб остались в монастырях одни старики, чтоб народ лишился утешения чрез сокращение служб, а главное, чтобы, оставив подвиг духовный, отложив в сторону свои прямые обеты, монах самозвано пошел на подвиг бранный...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2349...

Наконец, не должно ли это последнее чудо, как и предшествовавшие два, служить знаменательным призывом к тому, чтобы православный русский народ, в церковно-религиозном отношении как бы разделившийся на два стана – церковный и вне церкви пребывающий, соединился воедино, под покровом Св.Православной Церкви; чтобы та часть нашего общества, которая уклоняется от Церкви, по суемудрию или по беспечности своей, которая всегда почти отсутствует в наших храмах, объединилась с коренной, многочисленнейшей и твердо в вере пребывающей частью, составляющей православно-русский народ, которым наполняются наши храмы, которым посещаются обители и который пребывает в тесной связи со своими пастырями, признавая в них Богом поставленных учителей и совершителей таинств. Возблагодарим Господа, свидетельствующего дарованными нам знамениями о том, что, по Своему непреложному обещанию, Он пребывает с нами во все дни. Пусть слабые в вере укрепляются в ней, твердые же да ободряются и утешаются, а отступившие от веры и Церкви, видя в совершающихся в ней знамениях и чудесах свидетельство Божие об истинности ее, пусть одумаются и возвратятся в спасительное лоно ее и питаются тою здоровою пищею, какую она подает истинным чадам своим. Речь пред отправлением воинов на поле брани Христос воскресе! Христолюбивые воины! Вы идете на поле брани, чтобы победить врага или умереть за други своя. Вас призывает Царь-Отец; вас посылает мать родная – Русь; вас благословляет Св. Церковь . Идите с Богом на предлежащий вам подвиг бранный. Славно – победить врага; но славно и положить душу свою за веру, за Царя и за отечество. Первая слава – по победе – слава на земле; вторая слава – смерть за други своя – слава и на земле, и на небе. На земле почет победителям, как героям-богатырям; им – слава по городам и селам; а на небе – слава вечная, среди мучеников и страдальцев, положивших души своя за Христа и за други своя; им слава – среди ликов небесных воинств. Кровь воина, пролитая на брани, – кровь мученическая. Воин, проливающий кровь свою во время брани, приносит в жертву Богу кровь свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Св. Евангелисты указывают событие сего пророчества – в тожественном вшествии Иисуса Христа во Иерусалим на осляти и жребяти юном при восклицаниях народных 74 . В сем событии, вполне согласном с пророчеством, заключается новое пророчество о том, что в царство Христово войдут не только Иудеи, но и язычники. По изъяснению святого Иустина Мученика 75 и св. Кирилла Александрийского 76 , Господь Иисус, восходя во Иерусалим, попеременно восседал то на подъяремную ослицу – в знамение своего царственного владычества над народом Иудейским, находившимся под игом закона, – то на юное жребя – в указание того, что и язычники, не носившие ига закона, должны войти в благодатное царство Мессии. Поэтому царство Его, начиная от Сиона, в течении времени распространится по всей земле: и обладает водами от моря до моря, и от рек до исходящ земли ( Зах.9:10 ); будет царством мирным: и потребит колесницы от Ефрема, и кони от Иерусалима, и потребит тук бранный, и множество, и мир от языков (ст.10 слич. Исаии11:4. Мих.4:3 ). 77 Гл. 9:11–17; гл. 10:1–12. Изобразив в предыдущих стихах (9:10) благодатное царство Мессии, пророк предвещает народу Божию борьбу с сильными врагами – которых называет чадами Еллинскими (9:13). Обнадеживая, при сем, народ помощию Божественною, он напоминает ему о той крови завета (11), которая, очищая от грехов в силу спасительной крови Христовой ( Исх.24:8 ; Евр. 9:18, 19 ), была для народа Божия верным залогом избавления его от всякого бедствия (11, 12) 78 . Сам Господь будет поборать чадам Сиона в будущей борьбе их с чадами эллинскими. В этой борьбе будут участвовать не только Иудеи, но и Ефремляне (Израильтяне) 79 . Иуда, в могущественной руке Божией, будет как лук, Ефрем – как стрелы 80 , которые будут пущены против врагов, чада Сиона – как меч ратника в деснице Божией (13). Господь явится на защиту своего народа, стрела Его полетит как молния, и Он пойдет против врагов в шуме прещения своего (14) 81 . Покровительствуемые Богом Иудеи восторжествуют над врагами и Господь будет охранять их, как овец своих (15, 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

3:5) называют его метафорически просто Давидом. Психологический фон такого отождествления М. с Давидом — ностальгия по временам Давида как золотому веку еврейской государственности. Во всяком случае М. — «отрасль от корня Иессеева» (Иессей — отец Давида), как сказано в мессианском пророчестве Ветхого Завета, возможно, принадлежащем еще Исайе (VIII в. до н. э.) и говорящем о владыке, власть которого будет до конца чиста от своеволия: «и будет судить не по взгляду очей своих, и не по слуху ушей своих будет решать дела» (Ис. 11:3; срв. слова Христа — Ин. 5:30: «Я ничего не могу творить Сам от Себя… ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца»). Образ этого владыки имеет исторические, политико–патриотические измерения, но перерастает их. М. мыслится не только как восстановитель своего народа, усмиритель его врагов, объединитель разделившихся Иудейского и Израильского царств (Ис. 11:11–16), но и как «знамя для народов», установитель всечеловеческого примирения (11:10). Оно распространится и на мир природы: «тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на логово змеи… ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (11:6–9). Черты умиротворителя в облике мессианского царя подчеркивают и другие пророчества: «Торжествуй, дщерь Иерусалима: се, царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы ν Ефрема (т. е. Израиля) и коней в Иерусалиме (т. е. Иудее), и сокрушен будет бранный лук; и он возвестит мир народам» (Зах. 9:9–10; ослица с осленком — символ смиренного миролюбия в противоположность боевому коню, как в рассказе о въезде Христа в Иерусалим). Наряду с этим существует традиция воинственного образа М., топчущего врагов народа Господня, как виноградарь гроздья (срв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Согласно третьему подходу, культ рассматривается в качестве начальной фазы зарождения принципиально новой религии или идей, идущих в разрез с религиозными традициями доминирующей культуры (с традиционными религиями), где тип организации (жесткая или свободная), форма членства и дисциплина – представляются вторичными признаками. По определению американского социолога Г. Мелтона слово культ – «это бранный ярлык, использующийся для описания некоторых религиозных групп, находящихся вне основных направлений западной религии», 302 и он представляет собою «отчётливо альтернативную модель религиозного делания и приверженности перспективам веры, чем те, которые доминируют в культуре ... [культ] альтернативная религия». 303 Такого же мнения придерживаются М. Йингер, Р. Старк и У Бейнбридж, Д. Нельсон и Б. Джонсон. Третье определение культа считается наиболее приемлемым. Независимо от того, имеет ли группа свободную структуру или нет, главное, чтобы она создала новое вероучение, новую религию. Для групп, у которых нет фиксированного членства, Р. Старк и Бейнбридж 304 предлагают использовать термины аудиторные или публичные культы (audience cults) и клиентские культы (client cults), в зависимости от того, к кому они обращены. Аудиторные культы – это скорее направления, так как они не имеют формально фиксируемой организации. Их последователи выступают в роли потребителей вероучения культа через радио или книги и газеты, 305 почту, рекламу, кассеты для пропаганды эзотерических или оккультных идей. Типичным примером могут служить астрологические журналы. Клиентские культы устроены и работают по модели «пациент- терапевт», их деятельность охватывает такие области, как психологическая корректировка, контакты с умершими, предсказания будущего и т. п. К ним относят сайентологию, Трансцендентальную медитацию, хиромантию. Когда клиентские культы становятся крупными и организационно более прочными, то они могут эволюционировать в культовые движения; как пример приводят Церковь объединения (секта Муна) и Трансцендентальную медитацию. 306 Однако новизна религиозных идей или практик, по мнению Р. Старка и У Бейнбриджа, условна, поскольку такие сообщества представляют разные формы магии для достижения целей в нашем земном мире. И публичные, и клиентские культы по своей природе не подлинные религии, а квазирелигии, хотя они могут перерасти в настоящие религиозные культовые организации.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Jesu Nave XI, 2). 190 Св. Ефрем Сирин , делая частнейшее применение пророчества к событиям, между прочим, говорит, что «под образом коней и колесниц, пророк разумеет власть и крепости, царства, именно, военные силы и сокровища. Известно же, что, во время пришествия Христова, у иудеев отнята была царская власть, царствовали над ними язычники, которые наложили на них дань; а, таким образом, оправдалось пророчество, потому что, в то же время, отнят у них и гордый лук крепости бранной» (толков. стр. 214). 192 Блаж. Феодорит говорит, что потребил Господь лук бранный, посредством римлян, и множество мира даровав народам, и доставив удобство проповедникам истины. Ибо, как скоро пало одно царство, прекратились междоусобные восстания, в целой вселенной водворился мир, небоязненно потекли апостолы, которым вверена была проповедь благочестия, и, обходя вселенную, уловляли людей в жизнь. И, что всего необычайнее, вседший на жеребца, не имея, где главу подклонить, как скоро восхотел, возобладал всей землей и морем (толков. стр. 121; cf. Cornel. а Lapid. comment. р. 717). 193 И изречет мир народам: о сем, говорит св. Ефрем Сирин , свидетельствует крест, на который за грехи людские вознесен был Христос. Изречен, также, мир через учеников Христовых, которые посланы проповедовать народам спасительное евангелие и крестить их. Так, Христос Своим распятием примирил иудеев и язычников, горних и дольних (толк. стр. 214). 194 Hebraica vox – bor, Calmet пишет, cisternam significat, aquarum conceptaculum. Explicantur liaec verba de Iesu Christi ad inferos deseendente, unde is captivos eduxit, veteres patriarchas, novi foederis vi, quod suo sanguine firmaverat. Hebraeus, qualem nostra aetate legimus: tu quoque, о filia Sion, captivos tuos eduxi e fovea, in qua non erat aqua, in sanguine foederis tui. Scilicet, ex Chaldaeo, aliisque interpretibus: vos quoque, quibuscum in sanguino sancitum est pactum, redemi vos de subjectione Aegyptiorum. Causa tamen est suspicionis, locum esse corruptum; Septuaginta enim ita legunt, uti s.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010