Блаженны те, которые всегда горько плачут о грехах своих, потому что их осенит наконец свет и горькие слезы их преложит в сладость (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 57). Источник. Когда же делание плача соединяется с исполнением заповедей Божиих, тогда оно омывает, – о, чудо, – и очищает душу от всякой скверны, и изгоняет из нее всякую страсть и всякую похоть плотскую и мирскую (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 131). ...Как может восприять плач тот, кто всегда пространно питает чрево свое и о том только заботится, что поесть да что попить, раболепствуя пред плотию своею, как пред госпожою? (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 266). Источник. ...Те, которые говорят, что невозможно плакать и слезить каждую ночь и день, обличают этим, что они обнажены от всякой добродетели (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 270). Источник. ...Как иной царь без войска пред всяким врагом бессилен и удобопобедим для него, – даже не кажется и царем, а одним из обыкновенных людей; равно как опять и войска без царя или военачальника легко рассеиваемы бывают и уничтожаемы, так есть и плач в отношении к другим добродетелям. Посему воображай, что все добродетели новоначальных суть как бы войско, собранное на одном месте, а царь добродетелей, или военачальник, есть блаженный плач и слезы сокрушения. Он ставит в бранный строй все воинство добродетелей, воодушевляет, наставляет и определяет добре, как надлежит воевать, где, когда и какие употреблять оружия и против каких врагов, каких рассылать разведчиков и каких поставлять вокруг стражей, что надлежит говорить с теми, которых присылают враги, сколько и как; ибо иной раз можно одним этим переговором вспять обратить их всех и победить, иной же раз возможно их обратить вспять и победить совсем не приняв их к переговору... Все это распределяет и установляет плач... (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 270–271). Источник. Бывает и плач без духовного смирения, и те, которые плачут таким образом, тоже думают, что такой плач очищает грехи; но они тщетно обманывают себя, потому что лишены бывают сладости Духа, таинственно порождающейся в мысленном сокровище-хранилище души, и не вкушают благости Господа. Почему таковые скоро воспламеняются гневом и не могут совершенно презреть мира и то, что в мире. А кто не презрит сего совершенно и не стяжет ненависти к сему от всей души, тот никогда не возможет стяжать твердую и несомненную надежду спасения, но всегда влаится сомнением туда и сюда, так как не основал надежды своей на камне (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 531).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Среди шумной столицы Владыка Анастасий жил как в пустыне, аскетической жизнью, строго соблюдая все посты и не зная усталости в частых богослужениях. Будучи Московским викарием, епископ Анастасий руководил в Москве широкой благотворительной и церковно-просветительной деятельностью, сотрудничая с Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной (впоследствии святой мученицей, убиенной в 1918 г. в Алапаевске). В год объявления войны (1914 г.) епископ Анастасий был переведен на Холмскую кафедру, что было знаком высокого к нему доверия. Во время войны город Холм оказался вблизи фронта и епископ Анастасий часто и безстрашно стал отправляться к передовым позициям, вдохновляя войска на бранный подвиг. Политика Германии и Австрии были всегда враждебна России и другим славянским народам и Владыка Анастасий постоянно обличал безумие и коварство этой политики, защищая истинные интересы России и Славянства. 24 октября 1914 г. объезжая фронт, город Холм посетил Государь Император Николай 2-й. Его принял епископ Анастасий в своем Кафедральном Соборе и приветствовал речью, в которой, со всей силой убедительности и с пафосом горячей любви к России и ея верным сынам, ярко изобразил перед Государем подвиги русских солдат. За свои труды, в 1915 г. епископ Анастасий был награжден чрезвычайно редкой для духовенства наградой – орденом Св. Благоверного и Великого Князя Александра Невского «с мечами». В декабре 1915 г., когда вся Холмская епархия оказалась занятой врагами, епископ Анастасий был переведен в г. Кишинев и заместил там архиепископа Платона (впоследствии Сев. Америк. митрополита). В 1916 году епископ Анастасий был возведен в сан архиепископа. Наступил 1917 г. Русское Общество было охвачено революционным угаром Февраля, но Архиепископ Анастасий сразу распознал антихристов лик революции и вступил на исповеднический путь борьбы. 15 августа 1917 г. открылся Московский Собор. Прибыл туда из Кишинева и Владыка Анастасий. Председателем Собора, по должности Московского Митрополита, был Митрополит Тихон. Почетным Председателем – Первоиерарх Русской Православной Церкви – Киевский Митрополит Владимир. Архиепископу Анастасию, как бывшему долголетнему Московскому викарию, была поручена организационная сторона Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

У Пророка Иеремии Иисус Христос называется также потомком Царя Давида и наследником престола Его; Царство Его представляется в таких же чертах, какими описывается оно у Исаии: ( Иер.23:5–6 .) «Се дние грядут, глаголет Господь, и возставлю Давиду восток (отрасль, – потомка) праведный (сл. Ис.4:2 ; Зах.3:8 ), и царствовати будет Царь, и премудр будет, и сотворит суд и правду на земли ( сл. ниж. 33:14). Во днех Его спасется Иуда, и Израиль пребудет в надежди (безопасен, Ис.11:9 ), и сие имя Ему, имже нарекут Его, Господь праведен наш (Иегова наша правда или оправдание)». Слич. Иер.30:9, 33:15–18 . У Пророка Иезекииля царственное достоинство Христа Спасителя раскрывается под образом единственного Пастыря и Князя: «И возставлю им Пастыря единаго, и упасет я, раба Моего Давида: Той упасет я (и Той упокоит я), и будет им Пастырь. Аз же Господь буду им в Бога, и раб Мой Давид Князь среде их» ( Иез.34:23–24 ). В видении Пророка Даниила царство Мессии изображается царством несокрушимым, но сокрушающим другие царства, царством вечным: «Во днех царей тех возставит Бог небесный царство, еже во веки не разсыплется, и царство Его людем инем не останется, истнит и развеет вся царства, тое же станет во веки» ( Дан.2:44 . слч. 7:13–14). Пророк Михей обетованного Спасителя называет Старейшиною и Князем Израиля: «И ты Вифлееме доме Ефрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных? из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в Князя во Израили, исходи же Его из начала от дней века» ( Мих.5:2 ). Пророк Захария приписывает Мессии вместе звание Первосвященника и Царя ( Зах.6:12–13 ): «Сице глаголет Господь Вседержитель: се муж, Восток (Отрасль, Потомок) имя Ему, и под Ним возсияет, и созиждет храм Господень: и Той приимет добродетель (славу), и сядет, и возобладает на престоле Своем (сл. Пс. 109 .), и будет Иерей на престоле Своем» (сл. Зах.3:8–9 ). Тот же Пророк называет Его Царём – Спасителем, – кротким и мощным против врагов, Царём мирного и всемирного царства: «Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна. И потребит колесницы от Ефрема, и кони от Иерусалима, и потребит лук бранный, и ( с подлинника ) возглаголет мир языком, и обладает от моря до моря» ( Зах.9:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1731 году в Гельмштадте известный лютеранский теолог и церковный историк Иоганн Лоренц фон Мосхайм (Johann Lorenz von Mosheim) издал диссертацию отдельно по 12-й главе «Камня веры» 424 – «Рассуждения Стефана Яворского о наказании еретиков» («I )е poenis haereticorum сит Stephano Javorscio dispumamю») 425 . Примерно в то же время были опубликованы «Рассуждения о книге „Камень веры“, или Молоток на камень веры». На сегодняшний день сохранилось только три рукописи этого сочинения в разных редакциях 426 . Исследователи называют время его публикации в пределах от 1731 427 –1732 428 до 1734–1736 429 годов. Его авторство также вызывает споры. Как отмечают исследователи, автор близко знал митрополита Стефана с молодости и хорошо знал дела, учение и обряды нашей Церкви 430 . Описывая биографию митрополита Стефана (Яворского) , автор делает акцент на его вынужденном переходе в католичество, убеждает читателей, что Стефан так и не отрёкся от католичества, вернулся из-за границы уже монахом, «яко сущий волк в одежде овчей, яко тать» 431 . То есть сочинитель стремится всеми силами дискредитировать владыку Стефана, представляет его иезуитом, посланником иезуитов, намеревающимся склонить Русскую Церковь к подчинению папе 432 . В целом тон «Молотка» можно охарактеризовать как бранный 433 . Собственно о богословских вопросах рассуждений почти нет, а сам «Камень веры» как бы оставлен в стороне 434 . Кроме того, зачем было бы протестантскому пастору с осуждением писать о русском старообрядчестве? При этом автор «Молотка» восторженно отзывается об архиепископе Новгородском Феофане (Прокоповиче) 435 и Петре I и очень хорошо знает текст «Духовного регламента» 436 . Таким образом, скорее всего, сочинение было написано кем-то из окружения Феофана 437 или даже им самим 438 . В дальнейшем «Камень веры» не давал покоя ни протестантским, ни католическим теологам. Как известно, со стороны католиков выступил доминиканец Бернард 439 Рибейра (Ribeira), состоявший в свите испанского посла герцога Лирийского 440 . В 1732 году он написал «Антиапологетический ответ» («Responsum Ant-Apologeticum») 441 . На русский язык его перевёл архимандрит Чудова монастыря Евфимий (Коллети 442 (Колетти) 443 ). При Анне Иоанновне не только сам «Камень веры» был под запретом, но и выступления в его защиту воспринимались императрицей и её иностранным окружением как преступление. Поэтому по указу Анны Иоанновны архиепископ Феофан (Прокопович) конфисковал оригинал и перевод. Архимандрит Евфимий был отдан под следствие в Тайную канцелярию, а затем лишён сана и отправлен в ссылку 444 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сообщу тебе, что слышал от одного боголюбца. «Жил я, – говорил он, – не совсем исправно, но Бог смиловался надо мною и послал мне дух покаяния. Это было во время говения. Я всячески напрягался, чтоб положить в себя твердую решимость исправиться, особенно перед исповедью долго молился пред образом Божией Матери, прося и Ее вымолить мне такую решимость. Приступив потом к исповеди, я все откровенно пересказал. Духовный отец ничего мне не сказал, но когда произнес над главой моею разрешительную молитву, в сердце мое канул сладкий огонек. Ощущение это похоже на то, как проглотишь какой лакомый кусок. У канувший огонек сей там и остался в сердце, и мне чувствовалось, будто меня кто держит за сердце. С сего времени я все молился, и внимание свое держал там, где было такое чувство; об одном старался, чтобы оно не отошло. И Бог помогал мне. О молитве Иисусовой я не слыхал; и когда услышал, то увидел, что бывшее во мне было именно то, что ищется сею молитвою». – Я привожу тебе сказание сие, чтоб ты из сего уразумел, что ищется молитвенным трудом, и по какому признаку можно узнать, что оно получено (прп. Никодим Святогорец , 70, 205–208). Источник. ...Тогда только будешь ты уметь хорошо молиться, когда научишься добре действовать в подвиге сохранения внутреннего мира своего. Сюда и направляй свое внимание, обдумывая, как достигнуть, чтобы всякое дело твое делалось в мире сердца, с удовольствием и радостию (прп. Никодим Святогорец , 70, 257). Источник. ...Необходимее всех молитва... Молитва есть средство для привлечения и длань для принятия всех благодатен, столь обильно изливаемых на нас из неистощимого источника беспредельной к нам любви и благости Божией; в брани же духовной ею ты влагаешь бранный меч свой в десницу Божию, да поборет Он за тебя врагов твоих и побеждает их. Но чтоб молитва в деле сем проявляла в тебе всю свою силу, надобно, чтоб она оставалась и тебе непрестанно, как естественное какое отправление твоего духа, и была ограждаема и воодушевляема следующими расположениями.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

28, понедельник. Приехал сюда турецкий архитектор, посланный султаном для починки купола над Гробом Господним. Сегодня прочитан фирман о сей починке в присутствии властных магометан и духовенства греческого и армянского. Потом все пошли осматривать купол, дабы узнать, вновь ли надобно сделать его или только починить. Оказалось, что главные стропила в нем подгнили. Итак, начнется ходатайство о новой постройке всего купола. 31, четверток. Последний день истекшего года был жаркий. А весь год этот был бранный, грозный и для нас черный. Ибо начальство наше не выслало нам денег и оставило нас среди врагов наших. Буду продолжать дневник свой по-прежнему, но при беловой переписке его сопоставлю однородные предметы, потому что наскучила мне пестрота и неодноцветность записей. Я люблю монографии. Аминь. 3 См. у Böcking’a Notitia dignitatum et administrationum omnium tam civilium quam militarium in partibus Orientis et Occidentis. Bonnae, 1839–1853, с.343–344. Ред. 5 Это – Симон де Сарбрюш, барон д’Англюр (Simon de Sarebruche chevalier, baron d’Anglure). Описание его путешествия было издано несколько раз. Каким изданием пользовался преосвящ. Порфирий, трудно сказать. Об изданиях см. у Röhricht, Chronologisches Verzeichniss der auf die Geographie des Heiligen Landes. bezüglichen Literatur. Berlin, 1890, с.94–95. Ред. 7 Место ему дано в моем «Живописном обозрении Палестины» на листе 30-м. П. – Этот план приводится и здесь, см. ниже. Ред. 8 Все эти надписи и начертания помещены на 31-м листе моего «Живописного обозрения Палестины». Передаю смысл грузинских надписей. П. – Рисунок прилагается. Правосл. Палест. сб., вып.43, с.33. В этом месте рукописи еп.Порфирия полстраницы написанной; на ней должны были быть объяснения надписей. Ред. 11 Arculf 2, 16. Cod. S.-Gall. 721. In superioribus vero locis quoddam inest grande monachorum monasterium, quod supra descriptae supereminet ecclesiae, in supercilio monticuli e regione constructum. П. – Русск. перев.: на возвышенной же местности находится некий большой иноческий монастырь, поднимающийся над вышеозначенной церковью и сооруженный насупротив, на вершине холма. См. Правосл. Палест. сб., вып.49, с.92. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Из Чаадаева Герцен сделал либерала, из Хомякова – диалектика, прикрывавшего спорами внутреннюю пустоту. Но Герцен не может быть компетентным свидетелем и оценщиком религиозной полосы русской жизни и мысли. Любовь к свободе была одним из корней существа Хомякова. Мы увидим, как сказалось свободолюбие Хомякова в его богословствовании. И вся жизнь его была проникнута ненавистью к принуждению и насилию, верой в органическую свободу, в её благодатную силу. Вся славянофильская доктрина Хомякова была учением об органической свободе. Организм для него всегда был свободен, лишь механизм был принудителен. Эта страстная любовь к свободе прекрасно выразилась в стихах Хомякова, посвящённых России. Он видит миссию России прежде всего в том, что она откроет западному миру тайну свободы. Твоё всё то, чем дух святится, В чем сердцу слышен глас небес, В чем жизнь грядущих дней таится, Начала славы и чудес!.. О, вспомни свой удел высокий, Былое в сердце воскреси, И в нем, сокрытого глубоко, Ты духа жизни допроси! Внимай ему – и все народы Обняв любовию своей, Скажи им таинство свободы, Сиянье веры им пролей! И станешь в славе ты чудесной Превыше всех земных сынов, Как этот синий свод небесный, Прозрачный Вышнего покров! В стихотворении «Суд Божий» он говорит: Согрей их дыханием свободы. И то же звучит в стихотворении «Раскаявшейся России»: Иди! Тебя зовут народы. И, совершив свой бранный пир, Даруй им дар святой свободы. Дай мысли жизнь, дай жизни мир! Хомяков верил, что начало органической свободы заложено прежде всего в восточном православии, а затем и в духе русского народа, в русском деревенском быте, русском складе души и отношении к жизни. Запад не знает истинной свободы, там всё механизировано и рационализировано. Тайну свободы ведает лишь сердце России, неискажённо хранящей истину Христовой Церкви, и она лишь может поведать эту тайну современному миру, подчинившемуся внешней необходимости. Любовь к свободе исключала для Хомякова возможность государственной службы. Он не мог быть чиновником, органически не мог быть, не мог быть и военным, хотя любил войну.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Мессия также обезоружит народы и прекратит все войны. Исайя и Михей предсказывают, что когда слово Иеговы будет возвещаемо из Иерусалима, Мессия «будет судить многие народы и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» ( Мих.4:3 ; см. также Ис.2:4 ). Еврейские комментаторы всегда считали слова, записанные в Захарии 9:9–10, ясным мессианским текстом. Им трудно было понять, как это может быть, что Мессия станет и царем и униженным лицом: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли» ( Зах.9:9–10 ). Торжественным и победительным оказывается Царь-Мессия, но Он приезжает как кроткое лицо, сидя не на белой лошади, а на осле. Затем Он возвещает мир, истребив всякие инструменты войны. Матфей цитирует это место в своем Евангелии (21:4–5) при въезде Иисуса на осле в Иерусалим как во исполнение предсказанного. Иоанн также пользуется этим местом (12:15) и объясняет, что ученики не понимали исполнения данного пророчества, пока Христос не воскрес из мертвых. Это пророчество о Мессии, прекратившем всякие войны, вызывает у христиан некоторые трудности. Ясно, что войны нас не оставили. Если принять пророчество в символическом плане, то Христос прекратил войны между народами в том смысле, что внутри Церкви Он прекратил национальные и международные дрязги. Некоторые комментаторы понимают такие пророчества в их буквальном смысле, хотя они добавляют, что войны прекратятся окончательно при втором пришествии Христа. 8) И иудеи и христиане знали, что перед пришествием Мессии придет необычный вестник, Илия. Это удивительное пророчество мы находим в последней книге Малахии. Этот вестник, прежде всего, описан и вначале не назван: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?» ( Мал.3:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

За что и зачем мы наказаны – это тайна. Господь часто «его же любит – наказует»; ведет как отдельных людей, так и целые народы неисповедимыми для нас путями, иногда по тернистому пути, приводя к славе и лишь очищая и исправляя душу народную на этом пути. И, может быть, любовь Божия не находила для нашего блага другого пути, как этот путь страданий и всенародной скорби; но для верующего несомненно одно, что наше поражение, наши неудачи и наши страдания свершились не без воли Божией, не без Божьего попущения. He без воли Божией прошла и война «двенадцатого года» – так смотрели на нее и Государь, и русский народ, увидев в ней перст Божий, и победу славную приписав не себе, а силе Божией: «Не нам, не нам, а имени Твоему», было выбито на медали в память войны 1812 года. Эта вера в чудодейственную милость Божию, явленную русскому народу в спасении его от грозного завоевателя, продолжает передаваться от отцов к детям: и до настоящего времени ежегодно, в день Рождества Христова, совершаются во всех православных храмах благодарственные молебствия по случаю «избавления церкви и державы российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». Потомки в трогательных, полных глубокого смысла, молитвах продолжают славословить Господа за спасение их предков и родной земли. 3. Впереди воинов Сто лет прошло со времени этого величайшего события нашей исторической жизни. Как живые, встают перед нами образы Царя Благословенного, великих полководцев, самоотверженных и доблестных деятелей, потрудившихся в ту пору для родной страны. Вспоминает ныне русский народ славные боевые дела родной армии, подвиги отдельных героев, воодушевление всей Родины... И чем сильней при этом встрепенется народное сердце, чем глубже проникнется народ любовью к почившим героям, удивлением к их делам, чем ярче загорится в нем готовность идти по стопам предков, тем больше будут почтены и прославлены и дела, и герои, тем цельнее и пригоднее для Родины будет торжество, тем плодотворнее оно станет для потомства. Вспоминая всех, кто с крестом в груди и с оружием в руках шел на спасение Родины, воскрешая в памяти потомков славные образы предков-героев «12 года», нельзя забыть и тех, кто шел впереди воинов бозоружным, но с крестом и в сердце, и в руках, кто живых воинов словом воодушевлял на подвиг бранный, кто умиравшим облегчал словом утешения последние минуты, кто умерших напутствовал благословением церкви в иной мир, – разумеем военных священников, деливших в войну «двенадцатого года» с армией все невзгоды и лишения, вместе с армиею страдавших, вместе подвергавшихся опасностям, утешавших и ободрявших наших воинов пастырским словом и благословением, укреплявших их воинский дух. Военных священников нельзя в юбилейную годовщину не вспомнить, тем более, что подвиги их многочисленны, труды их были огромны, а имена некоторых из них, как Васильковского, Гратинского, уже записаны на страницах истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Песнь Захарии звучит как слова пророка, произнесённые при такой церемонии и открывающие Промысел Божий о справедливости и мире, не знающем границ: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли (Зах 9:9–10). В таком контексте этот маленький фрагмент из старой церемонии указывает, вне всякого сомнения, на мессианские дни. Осёл, исполнивший пророчество Евангелия повествуют о входе Господнем в Иерусалим (Мк 11:1–10; Мф 21:1–11; Лк 19:29–40). Этот день празднуется у нас как Вербное воскресенье. Евангелист Марк рассказывает, как во исполнение пророчества Иисус, находящийся с учениками на Елеонской горе, посылает двоих привести Ему из ближайшего селения молодого осла, на которого никто из людей не садился. Многие встречающие Иисуса на дороге в Иерусалим постилали свои одежды по дороге и ветви с дерев. Их приветственные восклицания заимствованы из 117-го псалма и пророчества Захарии: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! (Мк 11:9–10). Так древний образ Царя-Спасителя воплотился в жизнь. Его вход в Иерусалим был действительно царским входом, соответствующим древней церемонии. В том, что касается осла, у евангелиста Матфея обнаруживается отличие. Он говорит об молодом осле и его матери, которых надлежит привести Иисусу. Здесь Спаситель прямо цитирует пророчество Захарии, упоминая двоих — молодого осла и его мать. На самом деле в пророчестве используются три выражения: “ослица”, “молодой осёл” и “сын ослицы”, но это повторение — особенность древнееврейского поэтического стиля, и в виду имеется только одно животное. Версия Матфея исходит из прямолинейного толкования древнего писания и может показать то, что касается ослов: присутствие матери при первом выезде ослёнка окажет на него успокаивающее воздействие.

http://pravmir.ru/referat-dzh-iton-krug-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010