14 . Наполню теб людми, коже множеством людей. Поднимут крик против тебя ср. Иер. 4:16  с толков. Клтс Гдь силъ мышцею своею – эти слова значат тоже, что и слова стиха Иер. 51:12 : к умысли Гдь, и сотворитъ… Угроза Господня исполнится: Бог скажет и не сделает-ли?... (ср. Чис. 23:19 ). Возгластъ над тобою последнее слово – перевод евр. , прочитанного вм. масор. (ср. толков. Иер. 48:33 ) – бранный крик. Иер. 51:15–19 15. Гдь сотворивый землю в сил своей, и устроивый вселенню в мдрости своей, и своимъ распростр нбса. 15. Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростию Своею, и разумом Своим распростер небеса. 16. Егда онъ дастъ гласъ, умножатс воды на нбс, воздвизай облаки конецъ земл, в дождь сотвор, изводй свтъ сокровищъ своихъ. 16. По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краев земли; творит молнии среди дождя, и изводит ветер из хранилищ Своих. 17. б вскъ члвкъ разма, посрамис вскъ своихъ, к лжна ег, и нсть дха в нихъ: 17. Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим; ибо истукан его есть ложь, и нет в нем духа. 18. Сетна сть дла, и смх достйна, в часъ своег погибнтъ: 18. Это совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они изчезнут. 19. Не такова часть к сотворивый всческа, той есть, (а жезлъ ег, Гдь Вседержитель им ег. 19. Не такова, как их, доля Иакова; ибо Бог его есть Творец всего, и Израиль есть жезл наследия Его, имя Его – Господь Саваоф. Ст. 15–19 буквально сходны, по евр. тексту, с Иер. 10:12–16 (см. толков.). В настоящем месте, стихи Иер. 51:15–16 имеют связь с тою мыслию, выраженною в предыдущих стихах, что Господь отмстит за храм Свой, – что Он сделает то, что замыслил относительно Вавилона, – что Он клянется в этом мышцею, т. е. силою Своею. Пророк указывает теперь следы этой силы Божией в творении и сохранении мира вещественного. Стихи Иер. 51:17–18 говорят, напротив, о бездушности языческих богов и о безумии надежд, на них возлагаемых, т. е. направлены к тому, чтобы лишить халдеев последнего утешения, которое они могли почерпать в вере в своих богов (ср. Иер. 50:2 ). Эти боги не отвратят от Вавилона карающей мышцы Бога истинного. Наконец, стих Иер. 51:19  называет Творца вселенной Богом израилевым в утешение томящимся в плену израильтянам, напоминая им, что Бог не может навсегда прекратить те отношения Свои к Израилю, в силу которых Он – Господь – называется «долею Иакова», как бы усвояется Израилю, потому что дарует ему особенное право на Свою милость, а Израиль называется «жезлом достояния Его», т. е. Его наследственным уделом (ср. толков. Иер. 50:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Мы, скорее всего, никогда не узнаем об обстоятельствах этих споров, но упреки пророка весьма определенны. «На пастырей воспылал гнев Мой», — говорит Господь у Второзахарии. Пророк изображает два типа пастырей, сравнивая «посох благодати» и «посох безумного пастыря», который не радеет об овцах. Намек, не требующий комментария. Точно так же его обличения лжепророков показывают, сколь жестоким было противоборство религиозных групп в Иерусалиме тех дней. Второзахария — иерусалимлянин, но, чуждый сепаратизму, он обращается и к Эфраиму, под которым разумеет самарян, жителей Севера. Он искренне стремился к тому, чтобы долго враждовавшие колена объединились. Увы, этот последний призыв к миру прозвучал накануне окончательного раскола между иудеями и самарянами. Многие библеисты недооценивали Книгу Второзахарии, считая ее слабой и эпигонской. Как писатель он действительно подражает старым образцам, и стиль его далек от первозданной мощи языка Амоса или Исайи. Но его проповедь исполнена духовной глубины. Ее главные темы — отношение людей к Богу и явление в мир Мессия. Сам Господь хочет быть добрым Пастырем для Своих овец вместо недостойных пастырей. Но неблагодарность людей беспредельна. Мера ее выражена в символическом действии. Бог вопрошает через пророка, чем отплатит Ему народ за Его заботу, и получает тридцать сребреников цену раба [ 20 ]. Так оценен труд небесного Пастыря. Но Господь не отменит Своего обетования. Он не даст погибнуть неблагодарным. Когда иссякнет сила Иерусалима, когда «сокрушен будет бранный лук», увидит он своего истинного Владыку. Ликуй, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима! Вот Царь твой грядет. Праведный Избавитель Он, Кроткий едет на осле Он и на сыне ослицы. Зах 9, 9   Триумфатор не случайно предпочтет осла. Конь издавна был символом войны. На конях неслись в бой цари-поработители: ассирийцы и египтяне, персы и греки. Мессия же вступит в святой град на осле, знаменующем мир. Вот почему Христос изберет его в день Своего входа в Иерусалим. Тем самым Он заявит о Себе как о Царе примирения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Письменно и на словах верно передали В Грамоте и на устах - все, с чем их послали. Гордость, выслушав послов, им не отвечала. Выразить весь гнев — нет слов, с полчаса молчала. Но затем, открыв уста, молвила сурово: «К дням Великого поста будет все готово». Возвратившись на Восток, вестники сказали, Что грехи для битвы срок - Пост — им указали. И тогда, к броне броня, строиться все стали, И назначенного дня с нетерпеньем ждали.       Глава 2 Приближался, между тем, день великий бранный, Страшный день, грозящий всем смертью, кровью, раной... Чья победа, чей урон - показать при встрече Вышли смело с двух сторон два бойца на сечу. Неделя о мытаре и фарисее От грехов копьем грозил фарисей надменный, Но в главу его сразил наш мытарь смиренный. Только первый бой утих - Добродетель встала, К битве воинов своих созвала немало. Масленица И велела им, любя, прежде битвы часа Не отягощать себя тучным грузом мяса, Чтоб, в неделю легче став, смело в бой летели. У грехов — иной устав: ели, пили, пели, Строились в недельный срок - вялы все и сонны. Поклоны начинаются тогда Стали в среду и пяток тяжки им поклоны. Вот на поле все войска вышли к часу боя, На полет стрелы пока стали строй от строя. И оружие своим воинам раздали, Дали наставленья им и сигнала ждали. Добродетелей чины впереди стояли И с восточной стороны славою сияли: Царица-Смирение Благоутробие — Целомудрие — Любовь — Пост — Кротость — Набожность Предводители полков ряд примкнули к ряду. Обозрев их, нам таков видится порядок. 1. Вот - Смирения полки. Ими предводили Те, кто сладость благ мирских в суету вменили. Этот мир и плоть свою так они презрели — Лишь врагов побить в бою - их сердца горели. 2. Вот - Благоутробья стан, в подвигах прославлен, Милостивый Иоанн во главу поставлен. Апокалипсис, 4 глава 3. Целомудренных начал - старцев лик возглавил — Те, кто женщин не познал, девственность прославил.                  4. Далее — войска Любви, их святые власти Делят здесь ряды свои на две равных части: Любви к Богу Первый — мучеников строй, над которым главный Свят Димитрий, с ним герой — Стратилат преславный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3406...

Мудрые детоводители! Вы, которые в сердца юношей вливаете страх Божий, усердие к отечеству, любовь к добродетелям, – вы любите отечество, вы служите отечеству. Трудолюбивые земледельцы! Вы, которые доставляете необходимую пищу вашим собратьям, – вы любите отечество, вы служите отечеству. Почтеннейшее купеческое сословие и вы, благосердые попечители сего памятника, вы, которые стараясь о усовершенствовании собственного состояния, доставляете пользу и спокойствие вашим соотечественникам; вы, которые по ревности к общему благу с таким величием и блеском украсили храм сей, что мы достойно созерцаем в нем образ обители Отца небесного; вы, которые приняли на себя достохвальную обязанность поддержать сие здание в его неразрушимой целости на все грядущие времена во всех отношениях; вы, которые ознаменовали, сей приснопамятный для России, день особенным усердием к благолепию святой церкви, к служителям алтаря Господня, к православным героям-защитникам отечества; вы любите отечество, вы служите отечеству. Благодетельные друзья, страждущего человечества, вы, которые отираете слезы больных, бедных вдов и сирот, – вы любите отечество, вы служите отечеству. Мужественные воины! Вы, которые тишине и удовольствиям семейной жизни, предпочитаете шум бранный, опасности и саму смерть, – вы любите отечество, вы служите отечеству. О, да одушевляет всех нас благой дух любви к отечеству и в пролитии теплых молений о его благосостоянии и в ревностном прохождении наших обязанностей, и в пожертвовании для блага общего самой жизнью. Да почивает выну благодать Божия на любезнейшем нашем отечестве! Аминь. Читать далее Источник: Слово на день взятия Казани царем Иоанном Васильевичем Грозным и на освящение храма, сооруженного в Памятник над могилой православных воинов, за веру и отечество при взятии Казани живот свой положивших, говоренное Казанского Успенского Зилантова монастыря настоятелем архимандритом Гавриилом 1832 года октября 2 дня. – Казань : Унив. тип., 1833. – 21 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Не в пьянстве гордости слепой, Не в буйстве смеха, песни шумной, Не с звоном чаши круговой; Но в силе трезвенной смиренья И обновленной чистоты, На дело грозного служенья В кровавый бой предстанешь ты, О Русь моя! Как муж разумный, Сурово совесть допросив, С душою светлой, многодумной, Идёт на Божеский призыв: Так, исцелив болезнь порока Сознаньем, скорбью и стыдом, Пред миром станешь ты высоко В сиянье новом и святом! Иди! Тебя зовут народы. И, совершив свой бранный пир, Даруй им дар святой свободы, Дай мысли жизнь, дай жизни мир! Иди! Светла твоя дорога: В душе любовь, в деснице гром, Грозна, прекрасна – Ангел Бога С огнесверкающим челом! (1854) Ночь Спала ночь с померкшей вышины, В небе сумрак, над землею тени, И под кровом тёмной тишины Ходит сонм обманчивых видений. Ты вставай, во мраке спящий брат! Освяти молитвой час полночи! Божьи духи землю сторожат, Звезды светят, словно Божьи очи. Ты вставай, во мраке спящий брат! Разорви ночных обманов сети! В городах к заутрене звонят, В Божью церковь идут Божьи дети. Помолися о себе, о всех, Для кого тяжка земная битва, О рабах бесмысленных утех!.. Верь, для всех нужна твоя молитва. Ты вставай, во мраке спящий брат! Пусть зажжётся дух твой пробуждённый, Так как звезды на небе горят, Как горит лампада пред иконой. (1855). 26 Августа 1856 года (День коронования Александра II) Народом полон Кремль великий, Народом движется Москва, И слышны радостные клики, И звон и громы торжества. Наш Царь в стенах издревле славных, Среди ликующих сердец, Приял венец отцов державных,– Царя-избранника венец. Ему Господь родного края Вручил грядущую судьбу, И Русь, его благословляя, Вооружает на борьбу. Его елеем помазует Она святых своих молитв, Да силу Бог ему дарует Для жизненных, для царских битв. И преклоненны у подножья Молитвенного алтаря, Мы верим: будет милость Божья На православного Царя. И даст Всевышний дар познанья, И ясность мысленным очам, И в сердце крепость упованья, Несокрушимую бедам. И верим мы, и верить будем, Что даст Он дар – венец дарам –

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Таков был магистр богословия Оптинский иеромонах Мелхиседек, подвизавшийся в той обители в 60–70-х годах, совершенно неизвестный миру и признававшийся непроницательными знакомцами, как шут и плясун, до тех пор, пока другой подвижник благочестия, застоявшийся ночью на молитве под открытым небом, не заметил, что с ним молится в отдалении еще некто другой, открывший ему в эту достопамятную ночь все его личныя тайны и снабдивший его мудрыми советами о том, как следует проходить подвиг молитвы. Русские историки и словесники с благоговением повторяют знаменательный совет, с которым престарелый отец провожал на бранный подвиг своего сына Илью Муромца: «Не убей в чистом поле крестьянина, не помысли злом на татарина». Взялся бы любой иностранный бытописатель найти подобную высоту помысла в своих военных героях? Когда я, в возрасте 23 лет, молодым иеромонахом, впервые посетил Киевския пещеры и целовал деревянные полированные гробы, то, как упоминал об этом ранее, я прочитал надпись: «Илья Муромец»; впоследствии эта надпись чьей-то неразумной рукой была переделана так: «Преподобный Илия из г. Мурома», видимо шокируясь тем, что Киево-Печерский отшельник мог быть когда-то военным богатырем. Между тем в древний русский рыцарский, или впоследствии казачий быт, издревле вошел обычай принимать монашеский образ по окончании своего военнаго подвига, что выражено в одной былине: " С молоду много крови пролито, М ного было бито, резано, П ора под старость душу спасти». Светские люди любят говорить о, якобы, безполезности отшельнической жизни, о ея несоответствии человеколюбивому духу Евангелия, но такия речи свидетельствуют только о глупо самоуверенной неосведомленности таких горе-философов и о духе Евангелия и о духе монашества. Не говорим уже о том, что достижение душевной чистоты и прочих добродетелей то единое на потребу, что определенно Самим Господом Иисусом Христом, но укажем на другое слово Христово: « И исус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» ( Марк. 10, 29–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Вот почему они, нисколько не подвергая сомнению подлинность чуда над Лазарем и прочих чудес Христовых, готовые признать Его невинность, враги Христовы согласились с роковым приговором Каиафы и «с этого дня положили убить Его» (11, 53). Их именно тревожило умножающаяся вера во Христа. «Первосвященники же положили убить Лазаря, потому что ради него многие из иудеев приходили и веровали во Иисуса» (12, 10. 11), а когда совершился торжественный вход Господень в Иерусалим, «фарисеи говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним» (ст. 19). В чем они не успевали? Очевидно в попытках остановить чествование грядущего Господа (Лк. 19, 39) и в подготовке народного восстания. При сем торжественный вход Господа во Иерусалим не только не возбудил никакого беспокойства у римлян, хотя и «потрясеся весь град» (Мф. 21, 10), но он и по существу был совершенно антиреволюционным, мирным, как олицетворение чисто духовной власти, чуждой не только насилия и оружия, но и всякой роскоши в осуществлении слов пророка Захарии (Зах. 9, 9): «Ликуй от радости дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и конец в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли.». Это пророчество, столь явно исполнившееся на царственном входе Господа в Иерусалим (Мф. 21, 5; Ин. 12, 15), было столь же чуждо воинского, революционного духа, как и само предсказанное им событие, и вполне понятно, что враги Христовы, развивавшие вооруженное восстание против римлян, чувствовали, что почва под ними готова поколебаться, и решили во что бы ни стало погубить Спасителя, хотя это было не так-то просто по библейским законам, как мы видели выше. По прямому смыслу закона, на который мы указали, необходимо было, чтобы два или три свидетеля возложили руки на главу обвиняемого и заявили определенно, в чем его обвиняют.

http://pravmir.ru/xristos-spasitel-i-evr...

Проникая постепенно, как новою закваскою, духом Евангелия всю личную и общественную жизнь людей, Церковь расковала постепенно цепи раба, возвысила и освободила женщину, умягчила общественные нравы и отношения. Что касается Русской Церкви, то она с первых дней христианства на Руси стала Матерью Русского народа, собрала его в один организм, осветила и укрепила его государственность, одухотворила и умягчила законодательство, оплодотворила всю культуру, сделалась печальницею за всех униженных и обездоленных, питательницею алчущих, покровительницею вдов, сирых, больных, слабых, для которых устраивала больницы, богадельни, приюты и другия учреждения милосердия, в дни же великих национальных бедствий она становилась главною и часто единственно водительницею и спасительницею своего народа, в которой он почерпал нравственную силу для своего духовного обновления и для укрепления своей государственной мощи. Все наши лучшие историки отдают дань должного уважения великим заслугам Церкви, оказанным ею своему Отечеству, в наиболее тяжкия времена исторической жизни последнего. Плодотворное нравственное влияние Церкви на нашу общественную и государственную жизнь и весь русский быт продолжалось неизменно до самых последних дней сущестования национальной России, хотя мы и не замечали этого, как не замечали воздуха, которым мы дышим. Во время Великой войны, она, в лице своих служителей, благословлявших воинов на бранный подвиг, часто непосредственно деливших с ними все тягости их жизни на поле брани, приносивших благодатное утешение раненым и напутствовавших умирающих – проявила такое же высокое мужество, как и человеколюбие. Она не отверглась, наконец, своего страждущего народа и после постигшей нас катастрофы, когда он, развращенный антицерковкой пропагандой большевиков, отвергся в некоторой своей части сам от Церкви, подвергая ее гнусным насмешкам и гонениям. Мы не знаем, что стало бы с Русской землей, если бы в сумерках теперешней русской жизни там погас свет Христов, исходящий от Церкви: она превратилась бы в Содом и Гоморру, и Русский народ мог бы исчезнуть совсем с лица земли. Но он по милости Божией существует, являя пред всем миром силу своей веры и христианского терпения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отвечающий православному иноку говорит о себе, что он „крепко утеснен“ находится „в заключении“ (VII, 235 и 236 стр.) и в тоже время называет патриархов Паисия и Макария „зде пришедшими“ (VII, 240), следов. ясно указывает, что пишет, находясь под стражей во время пребывания еще в Москве восточных патриархов, приглашенных для суда над Никоном. Значит, – это один из тех расколоучителей, которые судились на соборе 1666 и 1667гг., А Авраамий между тем, как видно из его „вопроса и ответа“ был взят для допроса по поводу обнаружившихся сношений его с Аввакумом и отправлен на Мстиславский двор под крепкий караул „в 178г.“, т.е. в 1670 г. (VII, 386–387 стр.); до того же времени не был известен правительству (VII, VIII стр. прим.) и не был привлекаем к ответственности за принадлежность к расколу (ср. VII, 388, 889 стр.), следовательно не мог находиться в заключении во время пребывания в Москве патриархов Паисия и Макария, а потому – не мог писать и ответ на вопрос православного инока о связании сатаны на 1000 лет о числе зверя 666. По-видимому, более оснований усвоять ответ Аввакуму, как делает это проф. Субботин. Он приводит даже некоторые и соображения в пользу своего предположения; однако соображения эти никак нельзя назвать твердыми. „По образу мыслей, по приемам литературным, говорит Субботин, „ответ“ действительно очень напоминает Аввакума“ (VII, XXII стр. пред.). – Мы же полагаем совершенно напротив, – что ни „по образу мыслей“, пи „по литературным приемам“. Ответ на вопрос православного инока не напоминает Аввакума. Тех литературных приемов Аввакума, которые мы кратко старались охарактеризовать выше; того выразительного языка, который привык писать Аввакум, в „ответе“ решительно незаметно. Изложение спокойное, достаточно стройное, чуждое клевет на православную церковь ; язык далеко не такой грубый, резкий, бранный, каков язык Аввакума; к тому же – сознание своей слабости и своего недостоинства отвечать на предложенный вопрос, – все это признаки не Аввакумова писательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Епископ Кишиневский Павел вскрыл врученный ему пакет с манифестом. Войска обнажили головы. То же сделала и собравшаяся масса народа. Слова манифеста были выслушаны в благоговейном молчании, после чего соборно совершили молебен. Торжественно пропели «Христос воскресе из мертвых», «С нами Бог ! Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог!». Когда же в конце молебна возгласили: «Преклоньше колена помолимся», войска склонились к земле; одни лишь знамена развивались над ними. При пении «Спаси, Господи, люди Твоя» епископ окропил войска святой водой. Преосвященный сказал напутственное слово, в котором призвал войска дерзновенно идти на предлежащий подвиг, и благословил их святыми иконами. Со всех сторон понеслось мощное: «Ура! За братий! За святое дело! За веру Христову! За свободу славян!..». Изложить все бывшее, по слову «Церковного Вестника», «… невозможно. Такие минуты народных порывов, во всем их объеме, во всей их силе не поддаются никакому описанию. Они только глубоко чувствуются и никогда потом не забываются. Они всецело становятся достоянием всемирной истории» 364 . В этом превосходящем всякое описание восторге не было и тени кичливости православных русских людей. Не в кичливости воспитывала их наша Святая Церковь или торжестве еще несдержанных побед, а в сознании своей правоты с покорностью воле Божией. Они радовались свершению судеб, призывающих их на священный подвиг. Дух, который собрал Святую Русь в одно чувство, был духом св. Евангелия, св. Православия, любви, милосердия, сострадания. Святая Церковь благословила на бранный подвиг, ибо ее чада шли, как заявлялось в приказе главнокомандующего Дунайской армией, «не для завоеваний, а на защиту поруганных и угнетенных братьев наших и на защиту веры Христовой» 365 , за свободу и безопасность подвластных османам христианских народов. Их влекли не корысть, не виды властолюбия, а кровавые слезы измученных братий, поруганная святая вера, оскверненные святыни, пепел мирных городов и селений 366 . Для них предстоявшая брань была поистине священной.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010