В 1977 году основан Богословский факультет.    С 1981 года Церковь возглавляется Архиепископом Охридским и Македонским Ангеларием.    Вступая на Охридскую кафедру, Архиепископ Ангеларий сказал: «Как Архиепископ мы всегда будем иметь как великую цель Вселенского Православия — прилагать все усилия для достижения сердечных отношений с нашими сестринскими Православными Церквами» (из Послания Архиепископа Ангелария от 1 февраля 1982 года Патриарху Пимену). Епархии Сербской Православной Церкви    Архиепископия Белградо-Карловацкая. Кафедра (резиденция Патриарха) — Белград Митрополии 1. Добробосанская. Кафедра — Сараево 2. Загребская. Кафедра — Загреб 3. Черногорско-Приморская. Кафедра — Цетинье (Цemuhe)EnuckonuuI. В пределах Югославии 1. Банатская. Кафедра — Вршац 2. Банялукская. Кафедра — Баня-Аука 3. Бачская. Кафедра — Нови-Сад 4. Браничевская. Кафедра — Пожаревац 5. Враньская. Кафедра — Вранья (Вране). Основана епархияв 1975 году. 6. Горнокарловацкая. Кафедра — Карловац 7. Далматская. Кафедра — Шибеник 8. Жичская. Кафедра — Кралево 9. Захлумская и Герцеговинская. Кафедра — Мостар 10. Зворничко-Тузлянская. Кафедра — Тузла 11. Нишская. Кафедра — Ниш 12. Рашская и Призренская. Кафедра — Призрен 13. Славонийская. Кафедра — Пакрац 14. Сремская. Кафедра-Сремские Карловцы 15. Тимокская. Кафедра-Заечар 16. Шабацко-Валевская. Кафедра-Шабац 17. Шумадийская. Kaфeдpa-KparyebaцII. За пределами Югославии 1. Восточной Америки и Канадская. Кафедра — Кливленд(США) 2. Западной Америки. Кафедра — Лос-Анжелес (США) 3. Средней и Западной Америки. Кафедра — Чикаго (США) 4. Западной Европы. Кафедра — Лондон (Англия) 5. Будимская. Кафедра — Будапешт (Венгрия) 6. Тимишоарская. Кафедра — Тимишоара (Румыния) 7. Австралийская и Ново-Зеландская. Кафедра — монастырь святого Саввы в штате Виктория   и другие. Епархии Македонской Православной Церкви 1. Архиепископия Охридская и Македонская. Кафедра — Скопье 2. Митрополия Величская. Кафедра — Прилеп   3Митрополия Златовско-Струмицкая. Кафедра — Штип

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

Из епархий предбалканской Болгарии, покоренной Цимисхием, в хризовулах называется только одна – дристрская, обнимавшая тогда (в 1019 г.) под собой все остальныя епархии этой части бывшего царства, как их митрополия; сообразно с данными предшествующего и указаниями последующего времени, этих остальных епархий нужно будет предполагать здесь от трех до пяти 78 , и таким образом общее число всех епархий будет 32–34. Очень может быть, что не все это количество епархий существовали в правление Петра и что некоторые были открыты уже после него; но если и предположить, что епархий пять-шесть учреждены были позднее, то все-таки наименьшее число, которое мы будем иметь для времени самого Петра, будет не менее епархий 23-ти. С правления преемника Петрова Бориса II, вместе с сокращением пределов государства, начали сокращаться пределы и болгарской архиепископии-патриархии. В 971 г. Цимисхий покорил предбалканскую или верхнемизийскую часть Болгарии. Епархии завоеванной местности он не оставил по-прежнему в заведывании болгарского архиепископа, но образовал из них особую митрополию, с кафедрой митрополита в Дристре или Доростоле, подчинив эту последнюю ведению константинопольского патриарха. С 999 года между болгарами и греками началась непрерывная война, окончившаяся через 20 лет падением болгарского царства, и последние, прежде чем достигнуть сейчас указанного результата, в продолжение этих 20-ти лет делали на территории первых частные приобретения, постепенно отнимая у них отдельные города и местности. Так как отнимаемые города и местности в церковном отношении тотчас перечисляемы были из-под ведения архиепископа болгарского в ведение патриарха константинопольского, то вместе с сим в данный промежуток времени постепенно умалялась и область болгарской архиепископии. В минуту окончательного покорения царства диоцез архиепископии состоял из 17-ти епархий, именно: 1) ахридской (собственной архиепископа), 2) касторийской, 3) главеницкой, 4) могленской, 3) битольской, 6) струхицкой, 7) морозвиздской, 8) вельбуждской, 9) триадицкой, 10) нишской, 11) враницкой (браничевской), 12) белградской, 13) трамской, 14) скопийской, 15) приштинской, 16) липенийской, 17) сервийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Ты больше не клирик Браничевской епархии и делай, что хочешь».    Когда я приехал к патриарху, он послал меня в Печку Патриаршию и поставил меня там игуменом. Много я там намучился. Коммунисты, о которых я говорил, создавали мне множество проблем. Где только могли как следует поработали, чтобы осложнить положение. Но, слава Богу, с Божьей помощью я все это как-то пережил и через двадцать лет службы в Белградской епархии снова вернулся в Браничевскую, в которой служу уже сорок восемь лет. Годы прошли быстро. А врачи говорили, что проживу только пять лет. В 1937 году я сам ждал конца, но вот Бог продолжил. И так идет моя жизнь.    Когда как послушник я пришел в монастырь Мильково, мне дали четки и научили меня молиться. И как мне показали, я так и делал. Полностью отдался Иисусовой молитве. Думал, что всего пять лет жизни осталось, да не растрачу их впустую, да найду свой путь к Богу. И за короткое время, видимо из-за моей полной преданности воле Божьей и искренней устремленности к Богу, осияла меня божественная Благодать, которая в моей душе сотворила неописуемую радость и мир. Слушаю сердце и изнутри слышу: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».    Попробую вспомнить некоторые вещи и случаи из прошлого и не могу, все мысли находятся в каком-то неописуемом мире, и всем моим существом овладела какая-то неописуемая радость и устремленность к Богу. Это состояния ангелов и святых, состояние полной благодати. Только те, кто получили бесплатную благодать, могут понять состояние ангелов и святых в Духе Святом. Я думал, что все монахи, священники и епископы имеют бесплатную благодать. А как он получилось... Столько лет до сегодняшнего дня я провел с монахами и священниками, а встретил только одного монаха, в котором угадывалась бесплатная благодать. Только одного монаха!    Среди мирских людей, которые живут с семьями, я встретил намного больше людей, на которых была бесплатная благодать. Приезжал ко мне один босниец из Банялуки, который живет в миру и упражняется в Иисусовой молитве.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2865...

После смерти Иоанна Асеня II территория Тырновского диоцеза постепенно сокращается: были потеряны епархии во Фракии и Македонии, затем Белградская и Браничевская, позднее Нишская и Вельбуждская епархии. Патриарх Иоаким II упоминается в Синодике как преемник Василия II и в ктиторской надписи 1264/65 года скального монастыря святителя Николая около села Троица. Имя Патриарха Игнатия указано в колофонах Тырновского Евангелия 1273 года и Апостола 1276–1277 годов. Синодик называет его «столпом Православия», поскольку он не принял унию с Римом, заключенную на втором Лионском соборе (1274). В болгарской книжной традиции последней четверти XIII века отражено усиление антикатолической тенденций: в краткой редакции «Сказания о семи Вселенских Соборах», в «Вопросах и ответах о евангельских словесах», в «Сказании о Зографских мучениках», в «Повести о Ксиропотамском монастыре». Преемник Игнатия, Патриарх Макарий жил в эпоху монголо-татарского нашествия, восстания Ивайла и междоусобиц между Иоанном Асенем III и Георгием Тертером I, который упомянут в Синодике как священномученик, но неизвестно, когда и каким образом он пострадал. Патриарх Иоаким III (80-е годы XIII века - 1300) был активным политиком и церковным деятелем. В 1272 году, еще, не будучи Патриархом, он имел беседы в Константинополе с Джироламо д’Асколи (впоследствии папа Николай IV) в присутствии императора Михаила VIII Палеолога. В 1284 году уже как Патриарх участвовал в болгарском посольстве в Константинополь. В 1291 году Николай IV отправил Иоакиму III (которого называл «archiepiscopo Bulgarorum») письмо, где напоминал, что при первой их встрече тот говорил о своем расположении к идее подчинения Римскому папе, то есть «к тому, к чему я побуждаю тебя сейчас». Царь Феодор Святослав (1300–1321) заподозрил Патриарха Иоакима III в сговоре с Чакой, сыном татарского правителя Ногая и претендентом на болгарский престол, и казнил его: Патриарх был сброшен с так называемой Лобной скалы на холме Царевец в Тырнове. Патриархи Дорофей и Роман, Феодосий I и Иоанникий I известны только по Синодику. Вероятно, они занимали Тырновскую кафедру в 1-й половине XIV века. Патриарх Симеон участвовал в Соборе в Скопье (1346), на котором была учреждена Печская Патриархия и венчан на царство сербской короной Стефан Душан.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В 1977 году основан Богословский факультет. С 1981 года Церковь возглавляется Архиепископом Охридским и Македонским Ангеларием. Вступая на Охридскую кафедру, Архиепископ Ангеларий сказал: «Как Архиепископ мы всегда будем иметь как великую цель Вселенского Православия — прилагать все усилия для достижения сердечных отношений с нашими сестринскими Православными Церквами» (из Послания Архиепископа Ангелария от 1 февраля 1982 года Патриарху Пимену). Епархии Сербской Православной Церкви Архиепископия Белградо-Карловацкая. Кафедра (резиденция Патриарха) — Белград Митрополии 1. Добробосанская. Кафедра — Сараево 2. Загребская. Кафедра — Загреб 3. Черногорско-Приморская. Кафедра — Цетинье (Цетине) Епископии I. В пределах Югославии 1. Банатская. Кафедра — Вршац 2. Банялукская. Кафедра — Баня-Аука 3. Бачская. Кафедра — Нови-Сад 4. Браничевская. Кафедра — Пожаревац 5. Враньская. Кафедра — Вранья (Вране). Основана епархияв 1975 году. 6. Горнокарловацкая. Кафедра — Карловац 7. Далматская. Кафедра — Шибеник 8. Жичская. Кафедра — Кралево 9.Захлумская и Герцеговинская. Кафедра — Мостар 10. Зворничко-Тузлянская. Кафедра — Тузла 11. Нишская. Кафедра — Ниш 12. Рашская и Призренская. Кафедра — Призрен 13. Славонийская. Кафедра — Пакрац 14. Сремская. Кафедра—Сремские Карловцы 15. Тимокская. Кафедра—Заечар 16. Шабацко-Валевская. Кафедра—Шабац 17. Шумадийская. Кафедра—Крагуевац II. За пределами Югославии 1.Восточной Америки и Канадская. Кафедра — Кливленд(США) 2. Западной Америки. Кафедра — Лос-Анжелес (США) 3. Средней и Западной Америки. Кафедра — Чикаго (США) 4. Западной Европы. Кафедра — Лондон (Англия) 5. Будимская. Кафедра — Будапешт (Венгрия) 6. Тимишоарская. Кафедра — Тимишоара (Румыния) 7.Австралийская и Ново-Зеландская. Кафедра — монастырь святого Саввы в штате Виктория и другие. Епархии Македонской Православной Церкви 1.Архиепископия Охридская и Македонская. Кафедра — Скопье 2.Митрополия Величская. Кафедра — Прилеп 3Митрополия Златовско-Струмицкая. Кафедра — Штип 4. Митрополия Преспанско-Битольская. Кафедра — Битола

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [серб. Jobah] (Илич Йордан; 27.12.1883, с. Дойкинци, близ г. Пирот, Сербия - 5.02.1975, г. Ниш, там же), еп. Нишский Сербской Православной Церкви. Начальное образование получил в родном селе, затем учился в гимназии в Пироте. В 1902 г. окончил богословскую семинарию в Белграде. 8 лет был учителем в селах в окрестностях Пирота: Завой, Дойкинци, Каменица и Рсовци. 25 апр. 1911 г. еп. Нишским Доментианом (Поповичем; † 1912) был рукоположен во диакона, а 27 апр.- во пресвитера и назначен на приход в с. Рсовци. В 1913 г. был направлен на учебу в Швейцарию, окончил Старокатолический богословский фак-т в Берне. Во время первой мировой войны занимался обучением детей серб. беженцев в лагере в г. Невшатель (Швейцария). После войны вернулся в Рсовци. В 1921 г. защитил в Берне докторскую диссертацию и вскоре был назначен референтом, а затем секретарем Св. Синода СПЦ. Исполнял это послушание до 5 дек. 1925 г., когда был избран епископом Захумско-Герцеговинским. Принял монашеский постриг в мон-ре Раковица. 21 марта 1926 г. в кафедральном соборе Белграда хиротонисан во епископа Патриархом Сербским Димитрием (Павловичем) . В 1931 г. переведен на кафедру Браничевской епархии . Инициировал выпуск «Браничевского вестника», основал религиозно-благотворительную орг-цию, неск. церковных хоров, активно занимался строительством храмов и др. церковных объектов. В 1933 г. был переведен на кафедру Нишской епархии . При нем был расписан кафедральный собор, построены епископская резиденция и неск. сельских храмов. В мае 1958 г. посетил Москву для участия в торжествах в честь 40-летия восстановления Патриаршества в РПЦ. Автор богословских книг и ряда статей в различных серб. и иностранных журналах. Похоронен в кафедральном соборе Ниша. Соч.: вести: Речи и посланице. Ниш, 1928-1931. 1-2; Говор разним jeзuцuмa. Ниш, 1936; Српска правосл. црква: улога и задаци//ГлСПЦ. 1947. С. 258-260; О школа, црква и друштво//Там же. 1948. С. 6-7; у бури//Там же. 1958. С. 31-34; Беседа на гори: Стара истина у новом времену. Ниш, 1959. Лит.: Дамаскин (Давидович), иером. Еп. Нишский Иоанн: [Некролог]//ЖМП. 1975. 7. С. 35; Српски jepapcu. С. 248-249; Власть и Церковь в Восточной Европе: 1944-1953: Док-ты российских архивов. М., 2009. Т. 1: 1944-1948. С. 128, 140, 144-145, 265, 419. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/469484.html

Собор этот отлучил Душана от церкви. С этих пор между Сербиею и Константинополем возникла столь сильная вражда, что константинопольский патриарх Каллист (1350 – 54; 1356 – 62 г.) не дозволял в своем округе сербским священникам, принявшим рукоположение в Сербии, совершать богослужение, а патриарх Филофей предписал (1368 г.) не примать в церковное общение никого из афонских иноков, постриженных сербами. С своей стороны и Душан выслал из Сербии всех греческих епископов и священников. Вражда эта продолжалась около 30 лет. В 1375 г. сербский князь Лазарь Грбляновпч послал в Константинополь иеромонаха Исаию с просьбою о снятии с Сербии анафемы и об утверждении сербского патриархата. Собор восточных святителей снял анафему и постановил: «да славяно-сербского народа архиепископ совершенно самовластен будет, якоже и прочие патриархи, и да патриаршее титло употребляет, ни кем же об иадаемь» 109 . Независимость сербского патриаршего престола продолжалась до половины XVIII века. В это время к округу сербского (пекского) патриархата принадлежали епархии бывшия как в Сербии, так и в австрийских владениях: скопийская, призренскал, рашская или новопазарская, переименованные, по ичреждепии патриаршества, в митрополии, новобрдовская или косовская, хвостинская, батская, вучитрнская (на Коссовом поле), ужицкая, вамъвская, в конце XVII века соединенная с ужицкою, гиабацкая, после соединенная с валевскою, браничевская, носившая пмя митрополии со времен Лазаря, по впоследствии соединенная с смедеревскою, смсдеревскач (в г. Смедерево), бывшая при Бранковиче митрополиею, нишская или нишавская, бывшая в XVIII веке архиепископиею, а позднее митрополиею, белоцерковскал или белоцерковенская, подле пишской, бывшая в XVIII в. митрополиею, белградская, венчацко-рудничская, петрушская, колоссийскал и кратовская, бывшая в XVI и XVII в. митрополиею, кюстенльская– архиепископия, истибская- самоковская– архиепископия, тетовская, ровинская, прокупская и моравская, герцеговинская, петровская, полгерцеговииская (эти трп в Герцеговине), чилешевская, дебребоснииская (в Боснии), зворничская и зетская или черногорская 110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Государственная власть Сербии по благословению Церкви исправила эту неправду, и Царю Николаю несколько лет назад был открыт памятник, достойный памяти его мученической жертвы. В другой сербской столице - Баня-Луке (главном городе Республики Сербской) - также воздвигнут красивый памятник Святому Царю. В храме Св. Александра Невского в Белграде на Дорчоле, задушбине короля Александра Карагеоргиевича, в внутреннем убранстве храма в правом крыле в апсиде находится памятная плита Царю Николаю II и Королю Александру I. На той плите написано: «Великим славянским мученикам Царю Николаю II и Королю Александру I». Памятную плиту установили благодарные потомки в знак благодарности этим великим личностям. До Второй Мировой перед плитой находились Российские боевые знамёна, которые позже уничтожили гитлеровцы. В сердце белградского Врачара находится улица Царя Николая II. В селе Йошево в Подринье на склонах горы Цер (Шабацкая епархия) недавно воздвигнут храм Св.Царю. Этот храм - сердце Духовного центра «Святой владыка Николай», ратующего за духовное и национальное перерождение сербского народа. Строится Храм Святой Царской Семьи Романовых в монастыре Рустово в Черногорском приморье, на горе Паштрович у Св.Стефана. Православное братство «Св.Царь Николай II Романов» в Браничевской епархии из Петровца на Млаве с 2000 года прославляет Крестную Славу Св.Царя Николая и Его Св. Семьи. Начинали в Русской церкви в Белграде у о.Виталия Тарасьева, а после того - и до сих пор - слава прославляется в монастыре Златенац. В нашем монастыре Рукумия почитание Св. мученика Царя Николая и Св.Мученицы Царицы Александры и их за Господа умученных чад совершается служением литургии - в установленные Церковью дни. Песнь Святому Царю Николаю II Святому Царю русскому Николаю Гражданину Божьего рая Убитому кровными врагами Спаса, Роду нашему гордость и радость. Войско Сербское враги прижали к скалам Чтоб не сдаться в плен взойти пришлось всем в горы, Лёд пешком пройдя Албанских гор спустились к морю, Но на побережье от лукавых натерпелись горя.

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/...

Вследствие этого, при Асене II в состав болгарской патриархии, кроме архиепископии архидской, входили: 1) митрополия солунская с своими епископиями 2) все до одной фракийские митрополии константинопольского патриархата, начиная серрскою и кончая адрианопольскою, и 3) в нынешней Сербии кроме епархии браничевской была еще восстановленная после венгров в области заморавской, уничтоживших в ней все пять ее епископских кафедр, епархия белградская. После смерти Асеня началось быстрое сокращение владений болгарского государства. В непродолжительном времени была утрачена вся Македония по город Кюстендил и по местность Косова поля включительно, а владения во Фракии, то уменьшаясь, то увеличиваясь, почти никогда не переступали на юг границы, шедшей по Морице от верховьев до Адрианополя, а отсюда по прямой линии к Агатополю, по-турецки Ахтеболу, на Черном море, при чем Адрианополь почти постоянно оставался во власти греков, а Филиппополь и приморские города выше указанной черты постоянно переходили из одних рук в другие. Сообразно с этим сокращением южных границ государства сократилась и забалканская область болгарской патриархии (в указанной, переходившей из одних рук в другие, части Фракии были – митрополия Филиппопольская с своими епископиями, епископии митрополии адрианопольской и в позднейшее время – отделенные от этих митрополий архиепископии литицкая и созопольская). На западной границе от Сербии (от нынешней и от тогдашней) сначала, вероятно тотчас после смерти Асеня, мадьяры отняли область белградскую, потом сербский король Стефан Милутин (1275–1320) – обширный край, лежащий на запад от черты, проведенной с верхнего Стримона на верхний Тимок и от сего последнего до его впадения в Дунай (неизвестно, со включением или за исключением области нишской), и наконец сербский король Стефан Дечанский (1321–1336) – города Дубницу, Ихтиман и Самоково с их округами (и если не Милутин, то не позднее как он же – область нишскую). Выше мы указали архиерейские кафедры, существовавшие в предбалканской или собственно так называемой Болгарии, какие упоминаются в известных в настоящее время памятниках; очень может быть, что фи указали их не все и что в действительности число их было несколько значительнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Мужской монастырь Туман Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Туман (серб. Манастир Тумане) — мужской монастырь в Сербии в 12 километрах от города Голубац на берегу реки Туманка. Основан Милошем Обиличем в XIV веке. Содержание История [ править править код ] Согласно преданию, строительство храма началось еще до знаменитой битвы на Косовом поле , в 1380 году. Однако из-за военных действий строительство было отложено. Впервые уже готовый монастырь упоминается в документах, датируемых XVI веком: упоминания были найдены в турецких переписях 1572–1573 годов. Церковь с тех времен просуществовала в монастыре до 1910 года, когда по приказу властей она была заминирована и снесена до основания из-за больших трещин. В течение последующих четырнадцати лет монастырь Туман не имел храма, потому что восстановлению препятствовали многие обстоятельства: в частности, вторая мировая война. Нынешняя церковь была построена и освящена в 1924 году. Примечательно, что несмотря на отсутствие церкви, монастырь все равно оставался действующим на протяжении всего XX века. Между тем, монастырь получил приход русско-сербского братства из монастыря Мильково в 1936 году. Русские монахи привезли с собой чудотворную икону Богородицы «Курская», которая до сих пор является великой и почитаемой святыней Туманского монастыря. В 1966 году монастырь Туман был переименован в женский монастырь. Наибольший расцвет монастыря пришелся на конец ХХ века под руководством мудрой и предприимчивой игумении Матроны. За время ее игуменства монастырь достиг своего расцвета – большое внимание было уделено обновлению внутренней части церкви, которая была полностью восстановлена. Современное состояние [ править править код ] По решению епископа Пожаревац-Браничевского Игнатия в 2014 году монастырю был возвращен исторический статус мужского монастыря. Сегодня Туман – самый многочисленный мужской монастырь Браничевской епархии. Святые [ править править код ] Почти сразу же после завершения строительства монастыря в пещерах неподалеку поселилась группа синаитских монахов (то есть выходцев с горы Синай). Большое количество монахов-синаитов с Афона мигрировало в Сербию в середине 14 века, спасаясь от османского нашествия. Все они поселились в пещерах по всей Сербии из-за своего отшельнического образа жизни. Зосима Синаит, впоследствии названный преподобным Зосимой Туманским, возглавлял группу, которая обосновалась вокруг монастыря. Он был известен крайним постом и молитвой в своей пустыне - скалистой пещере до самой смерти. Останки Зосимы сегодня являются центральной реликвией монастыря. Он также известен как Синаит Чудотворец, и его день отмечается 21 августа.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010