И тон повествования, и характер развертывания фабулы, и форма разрешения конфликта – все свидетельствует о правоте Фрола Скобеева: Бог и удача действительно на его стороне, более того, – на стороне таких людей, как он, – инициативных, умных, целеустремленных, не стесненных «ложными принципами и нормами». В конечном счете нравственная и политическая победа остается за активным и практичным Скобеевым, вытесняющим пассивного и добродетельного Нащекина из жизни и «по праву» занимающим его место в общественной иерархии. Если сравнивать Фрола Скобеева с персонажем уже рассмотренного нами сатирического произведения «Слова о бражнике», то напрашиваются интересные выводы. Бражник – человек со дна общества, невоздержанный в пьянстве и бродяжничестве, имеющий лишь одну заслугу – с каждой чашей вина он славит Бога. Он не только сознает себя достойным райской жизни, но и благодаря настойчивости и уверенности в своей нравственной правоте добивается ее, несмотря на упорное сопротивление всех святых обитателей рая. Притом он убеждает все «небесное сообщество» в том, что не только достоин рая, но и заслуживает того, чтобы занять в нем «лучшее место» рядом с самим Богом. Таким образом, оказывается, что грешный, простой и беспутный человек из низов общества не только способен благодаря своей энергии и убежденности попасть на «верх общества», как это сделал Фрол Скобеев, но и в сам рай; преодолеть предубеждения не только старшего поколения, но и святых и апостолов, – по праву человека, заслужившего себе место в раю. Оказывается, что грехи и плутовство Фрола Скобеева вообще значения не имеют. Более того, оказывается, что грехи и беспутства бражника ничтожны по сравнению с проступками бесспорных святых и апостолов Христовых, а сам бражник – безгрешнее и святее всех обитателей рая. Это уже ни что иное как «чисто возрожденческая аллюзия секуляризованного века на библейские сюжеты». В «Слове о бражнике», «Повести о Фроле Скобееве» и других подобных произведениях видима бесстрашная переоценка всех ценностей, кощунственная в отрицании всех норм и традиций Древней Руси. Здесь идет утверждение нового мировоззрения, новых ценностей – демократических и мирских 168 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

32. S. 82-88; Παρανκας Μ. Τ παλαιν σστημα τς κκλησιαστικς μουσικς//Ελληνικς φιλολογικς σλλογος. 1891. [Τ.] 21. Σ. 164-176; Металлов В. М. Азбука крюкового пения. М., 1899; Озорнов М. Д. Азбука крюкового пения. М., 1901; Покровский А. М. Азбука крюкового пения. М., 1901; Fleischer O. Die spätgriechische Tonschrift. B., 1904. S. 17-24. (Neumen-Studien; 3); Wellesz E. Die Rhytmik der byzantinischen Neumen//Zschr. f. Musikwissenschaft. 1919/1920. Bd. 2. S. 629-632; Tillyard H. J. W. Handbook of the middle Byzantine musical notation. Copenhagen, 1935. (MMB, Subsidia; Vol. 1); Стефанович Д. Црквенски превод приручника buзahmujcke неумске homaцuje рукопису 311 монастира Хиландара//Хиландарски зборник. Београд, 1971. [Т.] 2. С. 113-130; Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972; Στθης Γ. Τ Χειργραφα Βυζαντινς Μουσικς - λδβλθυοτεΑγιον Ορος. Αθναι, 1975-1976. Τ. Α-Β; Кручинина А. Н., Шиндин Б. А. Первое русское пособие по музыкальной композиции//ПКНО, 1978. Л., 1979. С. 188-195; Бражников В. М. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984; Кравченко С. П. Словарь фит певческой книги «Праздники»//Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. Л., 1985. С. 157-195; Никишов Г. А. К вопросу о составе «Ключа» Тихона Макарьевского//Musica antiqua. VII: Acta scientifica. Bydgoszcz, 1985. P. 707-718; Богомолова М. В. Азбуки путевой нотации//Musica antiqua. VIII. Bydgoszcz, 1988. Vol. 1: Acta musicologica. P. 111-133; Герцман Е. В. Византийское музыкознание. Л., 1988; он же. Греческий учебник музыки XVIII века//ПКНО, 1988. М., 1988. С. 161-177; Гусейнова З. М. Принципы знаменного роспева (по мат-лам муз.-теорет. руководств XV - нач. XVII в.)//Musica antiqua. VIII. Bydgoszcz, 1988. Vol. 1: Acta musicologica. P. 427-439; она же. Руководства по теории знаменного пения XV века (источники и редакции)//Древнерусская певческая культура и книжность. Л., 1990. С. 20-46. (Проблемы музыкознания; Вып. 4); она же. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. СПб., 1995; Владышевская Т.

http://pravenc.ru/text/63676.html

Как там наши умершие? Мысли священника после катастрофы Ан-148 Пусть наши слезы станут слезами надежды на будущую встречу 24 февраля, 2018 Пусть наши слезы станут слезами надежды на будущую встречу Девять дней катастрофы Ан-148 в Подмосковье пришлись на вторник первой недели Великого поста. По уставу в это время не положено служить полную литургию. Сегодня же во всех храмах Орска поминают погибших. «Пусть каждый, кто сострадает нам в этом горе, станет нам братом и сестрой, который может нас обнять и утереть наши слезы», – призывает священник Максим Бражников, настоятель орского Казанского собора. Священник Максим Бражников Смерть – реальность, находящаяся рядом с нами каждую секунду. Вот счастливый семьянин, ответственный работник и законопослушный гражданин садится за руль автомобиля, а через некоторое время его тело обнаруживают среди обломков комфортабельного средства передвижения. Любовь, радость, надежды, мечты, планы уходят в мгновение туда, куда нельзя заглянуть, уходят за горизонт событий. Смерть пришла в Орск 11 февраля 2018 года. Столкнула со значениями переменных – вечного и земного. Обнажила чувства и заставила щемить сердце от печали, тоски, неизбывной жалости и огромной любви к оставшимся на борту Ан-148 друзьям, родным, коллегам… В наших храмах не смолкают молитвы. Люди продолжают нести цветы к мемориалам памяти. «Царство Небесное!», «Светлая память», «Упокой, Господи» – не покидают уст и сердец. Горе. Оно не нуждается в пояснении. Позади девятый день со дня гибели, время Великого поста, и сердце, выходящее из оцепенения судорожно, начинает искать путь: что же теперь? Сердце не может иначе. Человек не может. Не может поверить в утрату до конца, не может просто смириться и жить как прежде. А еще это страшное чувство вины. Вспоминаются ошибки, боль, которую мы причиняли близким своей бестактностью, нелюбовь. И жгучий стыд захлестывает волнами. Желание что-то делать – естественное движение сердца в горе. Люди приходят ко мне как к священнику и повторяют: «Что можно сделать прямо сейчас… для наших усопших? Хоть какая-то помощь их душам возможна?!»

http://pravmir.ru/kak-tam-nashi-umershie...

Тем не менее нельзя отказываться от возможности христианского свидетельства в СМИ, православным журналистам необходимо: 1) учиться проповедовать, учитывая специфику языка и аудиторию конкретного СМИ; 2) выделять главные смыслы и образы; 3) участвовать в формировании единой информационной политики Церкви. Среди препятствий, которые ожидают нас на этом пути — целый ворох мифов и басен, замутняющих наше сознание. Речь идет не только об исторических мифах, о которых убедительно говорил прот. Георгий Митрофанов. Нам необходимо отказаться от утопических социальных и политических проектов, рожденных в лоне монархического, имперского, евразийского или посткоммунистического сознания. Эти проекты не способствуют консолидации русской нации. Единство достижимо на путях духовной работы, связанных прежде всего с формированием единого видения нашего будущего и тех ценностей, которые должны в нем раскрыться. Докладчик также отметил, что одним из самых серьезных препятствий на пути нашей проповеди является постмодернизм, который как интеллектуальное движение и как социальный проект не приемлет любые претензии на установление истины, утверждая, что существуют только ее «версии». Более того, не приемлется любое стремление к уточнению смысла, поскольку и «смыслов» бесчисленное множество. Наше свидетельство о евангельских ценностях будет услышано только тогда, когда в центре нашей проповеди будет стоять главное евангельское послание, а оно остается неизменным — Крестной смертью Господь Иисус Христос победил смерть. Главный тезис доклада главного редактора портала «Правая.ру» Ильи Бражникова заключался в том, что тема национального единства стала столь актуальна в обществе в связи с концом господства либеральной идеологии, которая не предложила объединяющего проекта. Поэтому стоит вопрос о достижении национального единства на основе консервативной идеи и консервативных ценностей. Он представил результаты социологических исследований, проведенных для разработки концепции общенациональной консервативной газеты. Эти исследования демонстрируют, что современное российское общество тяготеет к стабильности, твердой власти, постепенным, а не революционным преобразованиям. Согласно представленным данным, большинство населения уверено, что Россия должна идти своим путем, не следуя ни за Западом, ни за азиатскими государствами, патриотизм населения выражается скорее в душевном, чем в рациональном отношении к Родине. Все это, по мнению Бражникова, свидетельствует о востребованности обществом консервативной идеологии. Фактором национального единства может служить консервативное издание, которое было бы светским по форме и православным по сути и могло бы служить воцерковлению социума путем привлечения потенциально религиозной части общества.

http://patriarchia.ru/db/text/52119.html

«БРАЖНИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2005» апреля 2005 11 апреля 2005 года в Российской национальной библиотеке состоялось торжественное открытие научно-творческого симпозиума «Бражниковские чтения - 2005». В традиционных чтениях, посвященных творчеству выдающегося исследователя древнерусского певческого искусства Максима Викторовича Бражникова, участвуют С.-Петербургская консерватория... 11 апреля 2005 года в Российской национальной библиотеке состоялось торжественное открытие научно-творческого симпозиума " Бражниковские чтения - 2005 " . В традиционных чтениях, посвященных творчеству выдающегося исследователя древнерусского певческого искусства Максима Викторовича Бражникова, участвуют С.-Петербургская консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, Российская национальная библиотека, Российский фольклорно-этнографический центр и Музей музыки Шереметьевского дворца. Традиционно в них принимают участие российские и зарубежные музыковеды-медиевисты. В 2005 году научно-творческий симпозиум посвящен 200-летию Отдела рукописей РНБ. Значительное место в рукописных фондах Отдела занимают богослужебные певческие книги XI-XX вв. Около 10 тысяч томов уникальных певческих рукописей и нотных тетрадей составляют сокровищницу русской культуры и ныне являются основой научных исследований по изучению истории церковного пения. 11 апреля вечером в Концертном зале Российской национальной библиотеки состоялся концерт старинной православной музыки: " Да исполнятся уста моя хваления " . Прозвучали песнопения древнерусской, грузинской и византийской певческих традиций в исполнении ансамбля древнерусской музыки " Знамение " С.-Петербургской консерватории, ансамбля древнерусского певческого искусства " Ключ разумения " С.-Петербургской консерватории и мужского ансамбля " Pycckiй ладъ " . Выставка " Собиратели церковно-певческих рукописей " открылась 11 апреля в отделе рукописей Российской национальной библиотеки. Выставка посвящена собирателям древнерусских рукописных памятников: П.Д. Богданову, М.П. Погодину, Ф.А. Толстому, П.П. Вяземскому, чьи коллекции рукописей были переданы в Отдел рукописей Императорской Публичной библиотеки.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=174...

Мы подошли к Страстной седмице, выжженные изнутри Мы пережили Орск, Кизляр, Кемерово, и впереди – страдания и смерть Христа 4 апреля, 2018 Мы пережили Орск, Кизляр, Кемерово, и впереди – страдания и смерть Христа Это был тяжелый, невозможный пост, в который мы пережили страшные трагедии, но впереди нам еще сострадать Христу – размышляет священник Максим Бражников, настоятель храма Казанской Божьей Матери города Орска. Мы подошли к Страстной седмице, выжженные изнутри Священник Максим Бражников «Душеполезную совершивше Четыредесятницу и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче…» – такие слова мы слышим на вечерне перед Лазаревой субботой. Днем, когда Господь пришел в Вифанию и воскресил Своего друга Лазаря, умершего за четыре дня до этого. Какой же была эта Четыредесятница 2018 года? В неделю о Страшном суде разбился самолет Ан-148 , летевший из Москвы в Орск. В Прощеное воскресенье в Кизляре бандит расстрелял прихожан, шедших из храма после богослужения. Девятый день после авиакатастрофы выпал на первый день поста. И как только прошли сорок дней после падения самолета, перед началом седмицы Ваий, в Кемерове горит «Зимняя вишня». Череда бессмысленно жестоких катастроф, заставившая наши сердца по-настоящему оцепенеть и почернеть от горя. Ведь не бывает чужих детей, невозможно не сочувствовать родителям, которые их потеряли, невозможно теперь сказать, что эти катастрофы далеко и не с нами – эта боль коснулась нас напрямую, а кого-то и лично… В Четыредесятницу богослужения будней имеют мало заупокойных песнопений, но мы (я говорю здесь «мы», имея в виду тех, чье сердце прошло оружие скорби, и кто по-настоящему переживает это горе) помним, как жаждали мы их услышать, чтобы вложить в них и свои слезы. Первые несколько суббот были нарочито заупокойными – как радостно было дождаться их и причаститься на Божественной Литургии, зная, что этим поминовением мы можем действительно помочь душам ушедших от нас близких людей. В это время для нас стали по-настоящему родными те люди, о которых мы раньше ничего не знали – родные погибших в Орске, в Кемерово, а дагестанские мученицы Вера, Людмила, Ирина, Вера, Надежда как бы и вовсе действительно стали среди нас примером святости и упокоения в Господе. Мы подошли вплотную к Страстной седмице. И, словно выжженные изнутри, стоим у гроба евангельского Лазаря.

http://pravmir.ru/myi-podoshli-k-strastn...

Завершается очередной этап оказания гуманитарной помощи сербам Москва, 2 июня 2004 г. Россия завершает очередной этап оказания гуманитарной помощи сербским беженцам в Косово, покинувшим свои дома в результате этнических чисток в марте этого года, сообщает РИА " Новости " . " В настоящее время для беженцев уже отгружены все сто модульных жилых домов, половина из них доставлена в Сербию " , - заявил сегодня журналистам заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Юрий Бражников. Он напомнил, что большая часть домов изготовлена на объединении " Абаканвагонмаш " в Хакассии по заказу правительства РФ в рамках гуманитарной операции по оказанию помощи вынужденным переселенцам в Косово. Дома оборудованы всем необходимым, в том числе отопительными приборами. В Косово также отправлены модульная аптека и магазин. " Эти дома станут основой городка сербских беженцев в Косово, своего рода " русской деревней " , торжественное открытие которой намечено на начало июля " , - сказал Бражников. По его словам, уже сейчас идет установка домов в нескольких населенных пунктах Косово - Липляны, Косовска Митровица, Шилово. При этом дома подключаются к сохранившимся электро- и газовым коммуникациям. " Важно, что эти постройки возводятся на месте сожженных и разграбленных экстремистами домов сербов. Это полностью соответствует решениям ООН и правительства Сербии и Черногории по нормализации обстановки в крае и возвращению беженцев " , - отметил представитель МЧС. По его словам, кроме домов сербской стороне будут переданы 30 комплектов школьного инвентаря, в частности, для кабинетов биологии. С 24 по 31 марта 2004 года семью самолетами МЧС России и автоколонной в Белград было доставлено около 200 тонн гуманитарной помощи беженцам - медикаменты, электростанции, фильтры по очистке воды, палатки, кровати, постельные принадлежности, полевые кухни. Договоренность о поставках была достигнута в ходе визита 22-24 марта главы МЧС РФ Сергея Шойгу в Белград и его переговоров с премьер-министром Сербии Воиславом Коштуницей. Помощь была предназначена для оборудования первого лагеря на тысячу человек, в котором смогли разместиться сербские беженцы, пострадавшие в результате нападений албанцев в Косово. По данным гражданской миссии ООН в Косово, в результате беспорядков с 17 по 20 марта в общей сложности погибли 28 и пострадали более 800 человек. Более четырех тысяч сербов были вынуждены покинуть свои дома. В настоящее время они проживают в сербских анклавах в Косово. Албанские экстремисты сожгли 30 православных церквей и монастырей, а также несколько сотен частных домов и квартир сербов. 2 июня 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/9996.html

Вероятнее всего, только с XVIII в. подобные лицевые формулы стали выделяться в отдельные разделы (РГБ. Ф. 379. 8, 3-я четв. XVIII в., и др.), где их располагали по гласам с разводами: слева Л. в виде тайнозамкненной записи, справа ее «разводное» начертание. В такие подборки Л. нередко входили и т. н. лица-попевки. Это свидетельствует о том, что теоретики в этот период уже не различали эти лицевые формулы. Действительно, обе разновидности лицевых мелизматических оборотов сходны по своей роли в мелодическом движении: бóльшая часть Л. и лиц-попевок, как правило, являются неразрывной частью мелодической ткани песнопения, в отличие от др. типа мелизматических формул - фит, к-рые всегда представляют собой орнаментированную вставку. В таких сводах количество Л. весьма велико, поскольку детализируется их запись; нередко весьма сходные между собой мелизматические обороты получают индивидуальное лицевое начертание. Л. классифицированы по знаменному осмогласию, однако существует ряд Л., используемых во всех гласах. Количество Л. в каждом гласе различно: наиболее богатыми являются 8-й и 6-й, в то время как 3-й и 7-й гласы имеют весьма незначительное число Л. По мелодическому содержанию Л. представляют собой длительно распетые мелодии на 2-5 слогов текста (от 3 до 20 звуков на слог). Несмотря на разнообразие мелодических моделей Л., существует группа идентичных или близких окончаний их распевов, в некоторых случаях совпадающих с типовыми каденционными построениями фит (впервые отмечено: Бражников. 1984. С. 63-64). Кроме того, внутри одного гласа часто встречаются Л., являющиеся более или менее протяженными вариантами друг друга. Отдельно следует отметить группы Л., к-рые не были кодифицированы в теоретических руководствах, но выявляются благодаря анализу тайнозамкненной и разводной записей песнопений, напр. Л. большого распева (см.: Парфентьева. 1997; Тюрина. 2011), а также псалмовые Л. Обихода (см.: Старикова. 2013). Лит.: Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984; Школьник М. Г. Проблемы реконструкции знаменного распева XII-XVII вв.: (На мат-ле визант. и древнерус. Ирмология): Канд. дис. М., 1996; Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерус. певч. искусства: (На примере произведений выдающихся распевщиков). Челябинск, 1997; Тюрина О. Г. Древнерусская мелизматика: Большой распев: Канд. дис. М., 2011; Старикова И. В. Псалмодия всенощного бдения в древнерус. певч. искусстве: Канд. дис. М., 2013; Лозовая И. Е. Об азбучном смысле знамен//Гимнология. М., 2016. Вып. 7 (в печати).

http://pravenc.ru/text/2110632.html

В 1928 г., правда, вышли двухтомные «Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века» Н.Ф.Финдейзена, но сам Н.Ф.Финдейзен скорее является представителем еще дореволюционной науки. Таким образом, первыми крупными советскими медиевистами могут быть названы М.В.Бражников и В.М.Беляев. Книга В.М.Беляева «Древнерусская письменность», вышедшая в 1962 г. (почти спустя двадцать лет после написания), посвященная целому кругу вопросов: вопросам происхождения знаменного распева и крюковой нотации, проблемам кондакарного, путевого и демественного пения, в целом продолжает линию дореволюционной медиевистики, хотя содержит ряд новых моментов. Так, в ней дается ряд смелых и спорных расшифровок песнопений беспометного периода, сделан ряд интересных наблюдений над природой знаменного и демественного многоголосия. Если круг научных интересов В.М.Беляева был весьма разнообразен, и обращение его к древнерусской церковной тематике являлось лишь эпизодом в его обширной деятельности, то жизнь М.В.Бражникова была целиком и полностью посвящена служению русской музыкальной медиевистике. Его научное наследие огромно, и многое до сих пор только еще ожидает своей публикации. Сам М. В.Бражников, оценивая свое место в науке и значение изучаемого им предмета, писал в 1949 г.: «Именно теперь, с многолетним опытом за плечами, я все больше и больше убеждаюсь в том, что настоящая правда в моем предмете еще не сказана и что о нем попросту не знают того, что о нем следует знать, и что он заслуживает еще более высокой оценки, чем те, которые давали ему самые преданные и знающие исследователи дореволюционного времени. Именно поэтому я считаю своим долгом не дать оборваться традиции, сделать как можно больше и поспеть написать или передать кому-нибудь все то, что я узнал, что я накопил, и отдать своему делу всю жизнь до конца». Из основных работ М.В.Бражникова следует назвать «Древнерусскую теорию музыки» (1972) и «Лица и фиты знаменного распева», написанную в 1949 г., но изданную только в 1984 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1 сентября 1939 Николай Дмитриевич назначается на должность заведующего учебной частью, а через два дня – директором 3-го городского музыкально-педагогического училища (Лиговский пр., 1). После начала Великой Отечественной войны 1941–45 гг. училище продолжало работать. Николай Дмитриевич как директор одновременно являлся начальником отряда противовоздушной обороны (ПВО). Вечером 2 декабря 1941 во время очередной вражеской бомбардировки он находился в здании училища по улице Некрасова. По сигналу воздушной тревоги он обошел здание, проверяя посты, и вернулся на командный пост – в директорский кабинет. В этот момент в соседнее помещение попала бомба. Николай Дмитриевич почувствовал сильный удар в спину, потом в голову... Очнувшись через три часа, он увидел, что у кабинета нет стены. В больницу его привезли с диагнозом: тяжелая контузия. 20 дней он находился в отделении реанимации, периодически теряя сознание. Затем, после полугодового курса лечения, получил инвалидность II группы. Только в сентябре 1942 года Николай Дмитриевич нашел в себе силы вернуться к работе. К тому времени 3-е музыкально-педагогическое училище было законсервировано, консерватория и музыкальное училище при консерватории были эвакуированы. Единственным действующим учебным музыкальным заведением в осажденном Ленинграде была детская музыкальная школа Петроградского района, в которой Николай Дмитриевич до мая 1943 г. работал педагогом по теории музыки. Одновременно в 1942–1946 гг. он служил регентом Николо-Богоявленского кафедрального собора. К этому периоду относится и начало плодотворных творческих контактов Н. Д. Успенского с М. В. Бражниковым. Николай Дмитриевич горячо приветствовал деятельность Максима Викторовича по фундаментальному изучению рукописных источников древнерусского церковного пения. 17 мая 1946 г. на заседании сектора музыки научно-исследовательского института Театра и Музыки состоялся доклад М. В. Бражникова о проблемах изучения памятников нашей древней профессиональной певческой культуры. После доклада состоялось выступление ансамбля из состава хора Николо-Богоявленского собора под управлением Н. Д. Успенского . Было исполнено несколько песнопений знаменного распева XVII в. в нотолинейных переводах М. В. Бражникова. Согласно официальному письму директора института А. В. Оссовского Николаю Дмитриевичу – «исполнение песнопений не только с успехом иллюстрировало положения предшествующего доклада, но возбудило у аудитории непосредственный художественный интерес».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010