Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. В. Бражников. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Максим Викторович (19.03.1902, С.-Петербург - 24.10.1973, Киев), исследователь древнерус. певч. искусства, автор книг и статей по истории и теории церковного пения в России, композитор. Научные работы Б. стали продолжением изучения и расшифровки древнерус. невменных нотаций, начатых еще в XIX в. Б. впервые детально изучил и систематизировал виды мелизматических знаков - лица и фиты, предложил способы датировки крюковых начертаний и их классификацию, установил принципы расшифровки 2-, 3- и 4-голосных знаменных партитур. В 1925 г. Б. окончил фортепианное отд-ние, в 1927 г.- теоретико-композиторский фак-т Ленинградской консерватории по специальности «композиция»; как исследователь древнерус. муз. нотаций прошел курс у проф. А. В. Преображенского . До 1935 г. Б. преподавал в Ленинградской консерватории и в Гос. академии искусствознания (ныне РИИИ). В 1935-1940 гг. научный сотрудник Отдела муз. инструментов в Гос. Эрмитаже. В дек. 1940 г. после письменного обращения к И. В. Сталину был принят на должность научного сотрудника в ленинградский Гос. научно-исследовательский ин-т театра и музыки. В окт. 1941 г. вместе с др. сотрудниками ин-та был эвакуирован в г. Киров. В янв. 1943 г. на ученом совете Московской консерватории защитил канд. дис. «Многоголосие знаменных партитур». В апр. 1945 г. возвратился в Ленинград и продолжил работу в ин-те театра и музыки, откуда был уволен в 1953 г. в связи с тем, что задача изучения древнерус. церковнопевч. искусства была объявлена неактуальной. До 1960 г. Б. работал в ОР б-ки ЛДА. В 60-х гг. состоял на службе в московском Ин-те истории искусства (ныне ГИИ). В 1968 г. защитил докт. дис. «Теория древнерусской музыки». С 1969 г. преподаватель, с 1971 г. профессор Ленинградской консерватории, читал курс древнерус. певч. палеографии. Похоронен на Волковом кладбище в С.-Петербурге. Б. принадлежат описания нотированных рукописей XII-XIX вв., расшифровки знаменной нотации, публикации памятников певч. искусства, концерты для фортепиано с оркестром и для скрипки с оркестром на темы знаменного распева. Сохранились его дневниковые записи, письма, стихи, живописные работы маслом, акварели (пейзажи древнерус. городов), а также зарисовки уцелевших после Великой Отечественной войны храмов, хранящиеся в домашнем архиве его дочери О. М. Бражниковой.

http://pravenc.ru/text/153309.html

Нагорный. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Церковь. Действует.   Престолы: " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери Год постройки:2012. Адрес: Россия, Оренбургская область, г. Орск, п. Нагорный Координаты: 51.184794, 58.630245 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Великое освящение храма в честь иконы «Всех скорбящих Радость», Орск. 21 октября 2015 г. В среду седмицы 21-й по Пятидесятнице Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, совершил чин великого освящения кладбищенского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и Божественную литургию в новоосвященном храме. Преосвященнейшему Владыке сослужили настоятель кладбищенского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» иерей Геннадий Новиков, благочинный Орского округа, настоятель Преображенского храма г. Орска, протоиерей Александр Куцов, настоятель Покровского храма г. Орска (бывшего монастыря), протоиерей Анатолий Сопига, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия г. Орска, иерей Максим Бражников, настоятель храма святителя Николая Чудотворца г. Медногорска, иерей Максим Малюта, казначей Сретенского мужского монастыря г. Москвы иеромонах Ириней (Пиковский), диакон Иоанн (Коханов) и архидиакон Антоний (Шабалин). Также епископ Орский и Гайский Ириней освятил памятник-камень, установленный на территории кладбищенского храма. Здание храма и памятник, по замыслу создателей, составляют единый скульптурно-архитектурный ансамбль. По окончанию праздничной Божественной литургии состоялось награждение архиерейскими грамотами тружеников и благодетелей прихода. Почетные грамоты за усердные труды во славу Божию и на благо Русской Православной Церкви правящий архиерей лично вручил генеральному директору предприятия «Орскнефтеснаб» г. Орска Владимиру Васильевичу Елисееву, старосте прихода храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» Любови Николаевне Кривенцевой, повару трапезной Галине Павловне Царевой и некоторым другим. Источник информации -  Пресс-служба Орской епархии Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=34113

Причастен «Благословлю Господа» с указанием «казан». Певч. сборник. 70–80-е гг. XVII в. (РГБ. ТСЛ. 436. Л. 32 об.) Причастен «Благословлю Господа» с указанием «казан». Певч. сборник. 70–80-е гг. XVII в. (РГБ. ТСЛ. 436. Л. 32 об.) В работах дореволюционных исследователей помещено несколько фотографий 2- и 3-голосных записей песнопений, в т. ч. снимок с рукописи сер. XVII в. РНБ. Солов. 690/752, опубликованный Смоленским в качестве образца кокизника К. н. ( Смоленский. 1911. С. 100). Т. о., в ранний период изучения древнерус. певч. наследия была поставлена проблема бытования К. н., определена ее связь с многоголосными записями, выявлены отдельные памятники К. н. и дана их первоначальная оценка. Высказанные положения не всегда представляются верными, а те, к-рые не вызывают возражений, не аргументированы. В исследованиях этого периода только намечаются принципы работы с рукописными источниками, многое постигается скорее интуитивно, нежели в результате тщательного анализа. Дальнейшую разработку проблема многоголосия и фиксирующей его нотации получила в работах 2-й пол. XX - нач. XXI в. Исследователями существенно расширена источниковедческая база, заложены основы углубленного изучения различных стилей многоголосия. Однако термин «казанская» применительно к нотации, фиксирующей подголосочно-полифоническое многоголосие, почти не употреблялся. М. В. Бражников , Н. Д. Успенский , И. А. Гарднер , Е. Е. Шавохина, Г. А. Пожидаева (в ранних работах) нотацию многоголосия с резко диссонантной вертикалью определяли как демественную ( Бражников. 1979. С. 20; Успенский. 1971. С. 265; Gardner. 1967. S. 518; Шавохина. 1987. С. 86; Пожидаева. 1986. С. 64; Она же. 1993 С. 458). И. Е. Ефимова называет нотацию раннего многоголосия демественно-путевой ( Шиндин, Ефимова. 1991. С. 141), а позднего многоголосия - демественной (Там же. С. 131). Похожее название нотации многоголосия - «путно-демественная» - присутствует в работах А. В. Конотопа и Н. Б. Захарьиной ( Конотоп. 2005. С. 92, 97; Захарьина. 1999. С. 42, 43).

http://pravenc.ru/text/1319806.html

Иером. Сергий (Ляпунов). Фотография. Кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. Иером. Сергий (Ляпунов). Фотография. Кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. В 1894 г. по рекомендации Балакирева Л. занял пост помощника управляющего Придворной певческой капеллой , сменив Римского-Корсакова. В его ведении находились регентские и инструментальные классы, б-ка и нотный склад. В отсутствие управляющего капеллой Л. занимался духовно-муз. цензурой. Работа в капелле стала для Л. важным и любимым делом, к-рому он отдал 8 лет жизни, считая основной задачей в области хорового искусства продолжение начинаний его предшественников. Много времени он уделял развитию регентского класса, на правительственном уровне решал вопросы его финансирования и предоставления прав выпускникам, изыскивал помещения для занятий. Под рук. Л. был издан церковнопевч. Обиход для правосл. эстонцев. В числе произведений, допущенных композитором к печати и разрешенных к употреблению в богослужении,- 6 духовно-муз. переложений и сочинений Балакирева. Л. служил в капелле при 4 управляющих: Балакиреве, К. П. Бражникове, А. С. Аренском и С. В. Смоленском . В 1902 г. он вынужден был выйти в отставку, т. к. его мнение по мн. вопросам не совпадало с замыслами новых руководителей. В 1908 г. Л. был избран директором Бесплатной музыкальной школы. В 1910-1923 гг. профессор С.-Петербургской консерватории. В творческом наследии Л. преобладают симфонические и фортепианные сочинения, а также романсы для голоса и фортепиано. До 1915 г. он не сочинял духовной музыки, но мотивы церковных песнопений присутствовали в некоторых его инструментальных сочинениях (этюд «Трезвон», 4 пьесы для фортепиано «Святки»). В 1915 г. он написал «Шесть духовно-музыкальных сочинений и переложений для смешанного хора» (Ор. 62): 2 Херувимские, «Достойно есть», «Отче наш», «Свете тихий» и «Хвалите Господа с небес». В 1916 г. Л. сочинил «140-й псалом» для сопрано в сопровождении органа и арфы, в 1923 г. написал его 2-ю редакцию, ставшую последним сочинением, созданным композитором в России.

http://pravenc.ru/text/2561104.html

Это удачно совпало по времени, потому что Преображенский как раз выпускал книгу по певческому искусству. Тот подверстал эту фотографию в почти уже готовую книгу, поставив надпись: «Из Супрасльского Ирмология 1601 года». Потом уже я установил точную датировку по ключу азбучному, по азбучной Пасхалии: 1498 год. Потом скончался Преображенский, за ним Смоленский, ни один из них (я читал их письма) не разрешил загадку Ирмология. Я работал тогда в Киевской консерватории и беседовал с очевидцами еще Лаврских потрясений, Лаврской катастрофы. И они мне рассказывали, что в безбожные годы все жгли, в холодное время года солдатики вытаскивали на двор книги, древние рукописи, сжигали их. «Анатолий Викторович, ничего не ищите – бесполезно!..» – уверяли меня. Я посмотрел и узнал, что какие-то рукописи перевезли в рукописный отдел Академии наук Украины (на Владимирской улице), потом там много работал. Там много действительно было рукописей, но я также не нашел этого ценного памятника – древнейшего Ирмология. И вот, я поступил в аспирантуру Московской консерватории, и мой преподаватель, Владимир Протопопов, как-то спрашивает меня: «Вы слышали о такой книге – «Супрасльский Ирмологион»? Я ответил ему, что даже занимался поиском этой книги у Преображенского. «Вот бы Вам найти его: Вы же пишете автореферат по знаменному распеву, как и Бражников. Видимо, эта рукопись уникальнейшая, потому что распев «Тайно образующе» чтобы распевался на две страницы – такое науке неизвестно!» Я тогда рассказал ему свою историю, а в ответ услышал такое: – Я бы все-таки посоветовал Вам поехать в Киев и поискать… – Я же там жил, работал, Владимир Васильевич! Я приехал в Москву, чтобы погрузиться в эти архивы и библиотеки! – Нет, тут Вы этого не найдете! Позже я узнал, что профессор Протопопов всегда продумывал свои предложения, и я уехал в Киев в тот же день. – А не было у Вас тогда ощущения, что находка поблизости? Что существует в действительности этот Ирмологий? – Ночью появилось! В поезде «Москва-Киев» ночью я уверенно почувствовал, что я найду его, и понял даже, как я это сделаю.

http://pravoslavie.ru/98481.html

в Перове в Москве (1700-1705, заказчик П. А. Голицын) с роскошным резным декором; скромнее были Спасская ц. в Волынском на берегу р. Сетунь в Москве (1699-1703, заказчик касимовский царевич Василий Иванович, не сохр.) и ц. Воскресения Господня в Воскресенках (1707, не сохр.). Необычна центрическая ц. свт. Василия Великого в Чиркине Ступинского р-на (кон. XVII в., заказчик В. Б. Шереметев) «иже под колоколы», ориентированная на архитектуру XVI в. Ее крещатое основание буквально копирует нижний ярус Вознесенской ц. в Коломенском, а островерхий силуэт ярусного завершения в виде 3 восьмериков (нижний световой, 2 верхних - звоны) напоминает шатер. Центрические храмы, несмотря на выразительность, были все же сравнительно редки из-за неудобства для богослужения. Наибольшее распространение в этот и последующие периоды получает продольная 3-частная композиция храма. В большинстве случаев основой является ядро в виде восьмерика на четверике, к к-рому примыкают алтарь и трапезная: ц. Рождества Богородицы на Рождественском Погосте Раменского р-на (1685-1686, заказчик кравчий А. П. Прозоровский) с поразительно лапидарными формами почти без декора сохранила уникальную подлинную купольную главу из зеленой черепицы; типична Никольская ц. в Озерецком Дмитровского р-на (1703-1708, каменщик Максим Парфентьев; вотчина патриарха) с невысоким восьмериком и шатровой колокольней; скупые формы Благовещенской ц. в Бражникове Волоколамского р-на (1713-1715, заказчик П. И. Прозоровский) с ярусным завершением из 3 восьмериков и планом в форме лат. креста свидетельствуют об упадке стиля. Церковь во имя свт. Василия Великого в Чиркине. Кон. XVII в. Фотография. 2009 г. Церковь во имя свт. Василия Великого в Чиркине. Кон. XVII в. Фотография. 2009 г. Один из подтипов 3-частной композиции - т. н. храмы кораблем, где стены четверика, алтаря и трапезной находятся в одной плоскости, подобно бортам корабля: ц. прп. Сергия Радонежского в Могутове Наро-Фоминского р-на (1693, заказчик П. А. Лопухин, реплика ц.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

С нач. 60-х гг. важным фактором явилось новое «открытие» рус. иконописи и древнерус. пения (публикация исследований и расшифровок знаменных песнопений М. В. Бражникова , Н. Д. Успенского ), результаты к-рого не замедлили сказаться в творчестве как художников, так и композиторов, причем преимущественно в музыке «без слов». Часто знаменный материал трактовался декоративно, применялся с целью создания определенного колорита, но есть и примеры глубокого изучения композиторами закономерностей древнего монодического пения: «Полифонический концерт на древнерусские темы» для 4 клавишных инструментов (1969) Ю. М. Буцко и струнный квартет «Похвала Пресвятой Богородице» (1988) М. Г. Коллонтая. Первое из названных сочинений состоит из 19 контрапунктов на подлинные знаменные темы (всего свыше 3,5 ч. звучания), и в нем предпринята, по словам автора, «попытка нахождения законов гармонической вертикали и логики гармонизации [монодии.- М. Р.] при переходе к многоголосию», в частности образования расширенного «знаменного звукоряда» (см. изд.: М., 1992). Квартет Коллонтая состоит из 14 гимнов, к-рые воспроизводят структуру визант. Акафиста Пресв. Богородице в целом и отдельных его частей, причем часто церковнослав. или греч. текст песнопений вписан в инструментальные партии; стилистически здесь с помощью совр. техники композиторского письма достигается убедительный синтез русского и византийского начал. У обоих авторов опыт общения с церковнопевч. источниками оказал решающее воздействие на их муз. мышление и был продолжен ими в более поздних сочинениях, как связанных с каноническими текстами, так и внешне не соприкасающихся с ними. Сщмч. Георгий Извеков. Фотография. Тюрьма ОГПУ. 1931 г. Сщмч. Георгий Извеков. Фотография. Тюрьма ОГПУ. 1931 г. После 1988 г., когда все «запреты» были сняты и «духовные концерты», а также фестивали рус. Д. м. стали неотъемлемой частью церковной и культурной жизни (по крайней мере в крупных рус. городах), картина рус. Д. м. сложилась необычайно пестрая и не совсем ясная.

http://pravenc.ru/text/180654.html

Горбунов посоветовал подать графу «челобитную», которая, однако, «по некоторым причинам» не была подана графу. В этой сочиненной Горбуновым челобитной было наложено следующее: «Благочестивого корени отрасли благоцветущей, ветви позлащенной, благоразумному и благоизрядному и пресветлому, благочестием сияющему, по царской милости заступнику нашему от сильных врагов, добронравному благочестию, Господину честнейшему, нелицемерному о нас печальнику, графу Сергию Дмитриевичу. Мы, Государевы певчие всех станиц, вершники, нижники, демественники и путники, Константин Бражников, Сергей Ляпунов, Степан Смирнов, Евстафий Азеев, Евгень Маньков, Константин Варгин, Немчин Гейслер, Юрья Второв, Олександр Копылов, Вася Панков, низменно касаясь честным твоим стонам, много челом бьем и просим тебя держать нас, Государевых сирот, в своей милости до скончания живота и никоим обычаем нас не оставлять». Ловкая речь Бражникова при поднесении им графу фотографии его бывших сослуживцев была сказана 5 мая 1895 года и напечатана на другой день в том же «Новом времени». Появился гениальный проект оставления Бражникова управляющим административною и хозяйственною частью Капеллы с освобождением его как не музыканта от какой бы то ни было музыки, предполагавшейся к передаче целиком в руки С.М. Ляпунова, преемника Римского-Корсакого. Какой добрый человек расстроил эту комбинацию внезапно назначенной ревизией Капеллы, я не знаю, но ревизия вскрыла лишь немногие темные стороны этой свистопляски и обобрания как Капеллы, всех имевших в ней хоть какие-нибудь залежные деньги, так равно и растраты сбережений учеников. Ведь нельзя же было обнаруживать и трогательный ансамбль Бражникова с чинами Контроля и Кассы… Тем не менее время управления Балакирева при начальнике графе С.Д. Шереметеве следует считать поворотным пунктом в жизни Капеллы, хотя бы по постройке нового дома и по попытке парализации царившей итальянщины, но преобразованию штатов Капеллы и по деятельности Римского-Корсакого. Дома Капеллы, независимо от ценности занимаемого ею сквозного на две улицы участка земли, представляют огромную ценность сами по себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Бражьник же начя у врат рая толкатися. И приде ко вратом святитель Никола: «Кто есть толкущися у врат рая?» – «Аз есть бражник, хощу с вами в раю во Царствие внити». Рече Никола: «Бражьником зде не входимо в рай! Им есть мука вечная и тартар неисповедим 4125 !» Бражник рече: «Зане 4126 глас твой слышу, а имени твоего не знаю, кто еси ты?» Рече Никола: «Аз есть Николай». Слышав сия бражник, рече: «Ты еси Николай! Помнишь ли: егда святи отцы были на Вселенской Соборе и обличали еретиков, и ты тогда дерзнул рукою на Ария безумнаго? 4127 Святителем не подобает рукою дерзку быти. В Законе пишет: не убий, а ты убил 4128 рукою Ария треклятаго!» 4129 Николай, сия слышав, отъиде прочь. Бражник же еще начя у врат рая толкатися. И приде ко вратом Иоанн Богослов, друг Христов, и рече: «Кто у врат рая толкаетца?» – «Аз есть бражник, хощу с вами в раю быти». Отвещав Иоанн Богослов: «Бражником есть не наследимо Царство Небесное, но уготованна им мука вечная, что бражником отнюд не входимо в рай!» Рече ему бражник: «Кто есть тамо? Зане глас твой слышу, а имени твоего не знаю». – «Аз есть Иоанн Богослов». Рече бражник: «А вы с Лукою написали во Еваньели: друг друга любяй. 4130 А Бог всех любит, а вы пришелца ненавидите, а вы меня ненавидите. Иоанне Богослове! Либо руки своея отпишис, либо слова отоприс!» Иоанн Богослов рече: «Ты еси наш человек, бражник! Вниди к нам в рай». И отверзе 4131 ему врата. Бражник же вниде в рай и сел в лутчем месьте. Святи отцы поняли глаголати: «Почто ты, бражник, вниде в рай и еще сел в лутчем месте? Мы к сему месту нимало приступити смели». Отвеща им бражьник: «Святи отцы! Не умеете вы говорить з бражником, не токмо что с трезвым!» И рекоша 4132 вси святи отцы: «Буди благословен ты, бражник, тем местом во веки веков». Аминь. 4120 ...«Ты еси Павел!... камением побил?...» – Об убиении Стефана Первомученика рассказывают как канонические, так и апокрифические источники. Согласно Деяниям апостолов, Савл Тарсянин, будущий апостол Павел, был свидетелем убиения св. Стефана ( Деян.7:58, 8:1 ), в апокрифическом Житии Стефана Первомученика Савл – инициатор этого убийства (текст Жития см., напр.: Великие Минеи Четьи: Декабрь, дни 25–31. М., 1912. Стб. 1390–1400). Совершенно очевидно в данном случае предпочтение апокрифического источника каноническому, однако вряд ли этот выбор принадлежит автору древнерусской повести, так как этот эпизод в том же самом виде присутствует, например, и во французской фабльо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Будучи ловким и веселым софистом, он возносит себя над всеми, кто отвергает его претензии для вхождения в рай. Бражник «повергает в смущение», и своими доводами «побеждает в споре» противоречащих ему апостолов Петра, Павла, и Иоанна Богослова, святителя Николая Мирликийского, ветхозаветных царей Давида и Соломона. Каждому из них он припоминает какой-либо грех , совершенный обитателем рая в земной жизни, а в доказательство собственного благочестия им приводится убедительный довод, утверждение, что за ним самим такого греха вовсе не числится. Так, в качестве примера приведем диалог бражника с апостолом Павлом: «И нача бражник еще толкатися у врат. Прииде ко вратом апостол Павел и рече: «Кто толкущеся у врат святых?» «Аз есмь бражник, желаю с вами в раю быти». И Павел рече: «Бражником не входимо в рай. Отиде прочь». Бражник же рече: «А ты, господине, кто? Глас твой слышу, а имени твоего не вем». «Аз есмь Павел апостол, крестил Ефиопскую землю». «Господине Павел, помьниши ли, коли тебе дна власть при Темире царе архиерей побивати веру Христову, и ты, господине, первомученика Стефана камениемь побил, о чемь ты в раю?» Павел отиде посрамлен» 114 . Перед апостолом же Иоанном Богословом бражник ставит «богословскую проблему», разрешить которую апостол оказывается «не в состоянии»: «А вы с Лукою написали во Евангели: друг друга любяй. А Бог всех любит, а вы пришельца ненавидите. Иоанне Богослове! Либо руки своея отпишись, либо слова отопрись». Иоанн Богослов рече:«Ты еси наш человек бражник! Вниди к нам в рай». И отверзе ему врата». В итоге бражник устраивается в раю на лучшем месте 115 . В «Слове о бражнике», как отметил М.М. Дунаев , к «понятиям, относящимся к сфере духовной, применены чисто земные мерки… Происходит смещение различных уровней бытия, совершается мошенническая софистическая подмена понятий – но сознание как бы отказывается это признать, а поэтому и оказывается вынужденным принять логику обмана. Понятие о покаянии, о внутренней борьбе с грехом, вообще о духовной жизни – легко отвергается, признается за несуществующее вовсе… «Слово о бражнике» как бы вбивает в сознание людей… идею: нет никакого восстания, есть лишь падение, на него и надо смотреть, ибо более смотреть не на что; исправляться же самому и вовсе бессмысленно: умеешь ловчить, не пропадешь» 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010