Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСЕНОВСКАЯ КРЕПОСТЬ [Асеневая, Асеновая; болг.- Асенова крепост], находится к югу от Асеновграда (Болгария), на высокой скале при входе в ущелье р. Чая. Отождествляется со средневек. г. Станимахос (до 1934 Станимака). Название получила по надписи в скале, указывающей, что крепость (град) была построена в 1231 г. болг. царем Иоанном II Асенем. Сохранились сведения о существовании крепости еще в XI в. Так, дер. Станимахос с двумя укреплениями упоминается в Типиконе Бачковского мон-ря (1083), принадлежавшего визант. военачальнику Григорию Бакуриани. В 1189 г. крепость, называемую Скрибенциум, захватили крестоносцы имп. Фридриха II Барбароссы. Сохранилось ее описание нач. XIII в., сделанное Ж. де Виллардуэном. В XIII-XIV вв. А. с. неск. раз переходила от византийцев к болгарам. Во 2-й пол. XIV в. была захвачена турками. В XV в. комплекс был разрушен. Церковь Богородицы Петричской в Асеновской крепости. Кон. XI — нач. XII в. Церковь Богородицы Петричской в Асеновской крепости. Кон. XI — нач. XII в. Крепость состоит из 2 частей. Замок (внутренняя крепость) расположен в самой высокой части укрепления, где также находились многоугольная башня-донжон (пирг), небольшая однонефная церковь в центре и жилые постройки. Возле церкви были найдены погребения с монетами визант. имп. Алексея I Комнина (1084-1118), позволившие отнести строительство замка к кон. XI - нач. XII в. На территории внешнего укрепления находятся две цистерны (водохранилища). В наст. время на территории А. к. сохранился небольшой двухэтажный храм Богородицы Петричской, имеющий вытянутый план с ярко выраженным предалтарным пространством, неск. расширенным наосом (перекрыт куполом на 12-гранном барабане), нартексом и квадратной башней по оси здания с запада. Главный этаж имеет окна с полуциркульными завершениями в больших аркатурных нишах. Нижний этаж, стоящий на уступе скалы, перекрыт коробовым сводом и служит своеобразным подиумом, устраняющим неровность площадки (характерный прием средневизант. архитектуры). Достаточно близкую аналогию церкви составляет др. средневек. храм Асеновграда, ц. св. Иоанна Предтечи, в зап. части города. Храм отнесен А. Грабаром к типу двухэтажных церквей-гробниц наряду с костницей Бачковского мон-ря и Боянской церковью , с к-рыми его роднит внешнее оформление (аркатура, подчеркивающая двухчастное деление фасада). Захоронений в храме не обнаружено, и программа сохранившихся росписей XIV в. также не отвечает погребальной тематике. Надписи выполнены на греч. языке. К особенностям росписи можно отнести изображение сонма архиереев и диаконов в алтаре. Стиль росписей относится к лучшим визант. памятникам 2-й пол. XIV в.

http://pravenc.ru/text/76602.html

Святая великомученица Варвара Мощи св. великомученицы Варвары в Владимирском соборе города Киева. Вмц. Варвара. Греческая икона (XXI в.) Часть руки великомученицы Варвары. Монастырь Симонопетра. Афон. Вмц. Варвара Иконография Варвара принадлежит к числу особо почитаемых святых жён, изображения которых были распространены в византийском искусстве. Один из первых сохранившихся её образов представлен на фреске в Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 г.: святая изображена в рост с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под которым виден плат. В византийском искусстве иконография Варвары складывается к X в. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих её знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке. Встречаются изображения без плата, только с диадемой (роспись Боянской церкви свт. Николая Мирликийского (Болгария), 1259 г.; гравюра 1837 г. " Святые Спиридон, Модест, Игнатий и четверо святых " (монастырь Хиландар, Афон)) или без венца и плата, с покрытой головой (гравюра 1868 г., " Святые Параскева, Екатерина, Варвара и трое святых " (частная коллекция, Афины)). В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон Варвара может быть представлена, как и другие святые жёны, в мафории (на серебряном кратере, Вел. Новгород, XII в. (НГОМЗ); на эмалевом ожерелье из Ст. Рязани, кон. XII в. (ГММК); на поле иконы " Богоматерь Знамение " , 1-я половина XIII в. (дом-музей П. Д. Корина)), а иногда с непокрытой головой (в клеймах 2 житийных икон начала XIX в. (ЦМиАР)). Изображения: в каппадокийских храмах - в церкви Иоанна Крестителя в Чавушине, между 913 и 920 гг.; в Новой церкви Токалыкилисе в Гёреме, конец X в.; в Чанлыкилисе в Акхисаре, XI в.; в церкви Варвары в Соганлы, 2-я половина. XI в.; а также в нартексе кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; предположительно в соборе Святой Софии Киевской, 1037-1045 гг.; в церкви св. Николая Касницис в Кастории, XII в.; в церкви вмч. Георгия в Курбиново (Македония), 1191 г.; в церкви вмц. Варвары в Киприотианика на острове Китира, конец XIII в.; церкви св. Апостолов [Спаса], Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия) середина XIII в.; в церкви Панагии в Пурко на острове Китира, конец XIII в.; в церкви свт. Иоанна Златоуста в Гераки, конец XIII - начало XIV в.; в церкви св. Димитрия в Пурко на острове Китира, начало XIV в.; на юго-западном столпе в церкви Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310-1313 гг.; на северной стене церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), около 1320 г.; на миниатюрах Минология и в греко-грузинской рукописи.

http://drevo-info.ru/articles/4508.html

Но всё равно, главное в подтверждении чудес – какое-то соборное толкование. В нашем случае свое слово сначала сказали ученые, потом все документы были переданы в Церковь, и в 1995 году Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил считать икону Божией Матери «Призри на смирение» чудотворной. И это было самое главное. Если бы этого не произошло, вряд ли мы бы стали рассказывать кругом, а тем более прессе, о нашем чуде. Мы бы только у себя тихонько молились и почитали этот образ. Ведь для того, чтобы верить, не обязательно видеть чудеса. Зачем нам что-то еще, если самое большое чудо происходит каждый день на Литургии. Каждый год 19 января происходит другое чудо – освящается вода, Великая агиасма. И другие чудеса совершаются каждый день, мы к ним настолько привыкли! Крестим ребенка, веря, что даем ему жизнь вечную, освящаем воду и верим, что это – Иордан. Это ведь тоже чудо! Верующий найдет чудеса, не только в храме – а и везде вокруг, каждый день и каждую минуту. Для меня, например, каждый раз весной, когда расцветают первые цветы, деревья – настоящее чудо Божье! Это ведь прекрасно! А когда начинает таять снег и текут ручьи. Целую зиму стояли голые деревья, ветер обламывал им ветки, и вдруг приходит весна, открываются клейкие молодые листочки! Боже, какая красота, какое чудо! А вот сейчас начнется золотая осень – как ярко оденутся деревья, как красиво будут падать эти желтые листья! Опять-таки чудо Божье. И мы можем научиться видеть это во всём! Но Господь дает нам и явные, громкие чудеса для подкрепления. То, что сейчас происходит вокруг, то, что льется из телевизора, газет и интернета, может поколебать нашу веру. И Бог помогает нам. Вот, наша икона отпечаталась, потом Боянская стала плакать, в Симферополе отпечатался образ Спасителя во весь рост на иконе… Люди чувствуют, что Господь не оставляет их. Епископ Фастовский Дамиан, наместник Свято-Введенского монастыря в Киеве, читает акафист перед иконой «Призри на смирение» Изображение Христа Спасителя на стекле иконы отпечаталось во Всехсвятской церкви Симферополя в 1998 году. Отпечаток выглядит как негатив и был обнаружен перед реставрацией иконы.

http://pravmir.ru/o-tom-kak-ikona-otobra...

Богородицы»; К. М., как создатель канона на Успение Пресв. Богородицы, представлен со свитком с начертанными на нем строками из стихиры утрени этого праздника. Еще раз такой же вариант размещения К. М. и прп. Иоанна Дамаскина встречается рядом с композицией «Успение Пресв. Богородицы» в ц. вмч. Георгия в Полошко, Македония (ок. 1370, впосл. переписаны). Ту же композицию в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (1314) попарно обрамляют 4 фигуры песнотворцев или 2, как в ц. св. Петра в Беренде, Болгария (XIV в.). В Боянской ц. свт. Николая Чудотворца, Болгария (между 1156 и 1188) фигуры К. М. (сохр. частично) и прп. Иоанна Дамаскина расположены парно на юж. и сев. склонах (соответственно) зап. свода, фланкируя композицию «Распятие»; текст на свитке К. М., а также надписи, индентифицирующие образ, не сохранились, в данном случае логику размещения здесь этого гимнографа подтверждают его труды составителя песнопений Великого четверга и Великой пятницы, а также канона на Воздвижение Креста Господня. Та же схема повторена в росписи трапезной (2-я пол. XIII в.- по А. Орландосу, посл. четв. XIII в.- по И. Коллиасу) мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе. В ц. Пресв. Богородицы Амасгу близ Монагри, Кипр (кон. XII в.) К. М. и прп. Иоанн Дамаскин представлены на вост. склоне арки, рядом с композицией «Введение во храм Пресв. Богородицы». В ц. свт. Николая Чудотворца в с. Манастир близ Прилепа, Македония (1271) гимнографы (К. М. в составе 4 фигур) помещены по сторонам композиции «Древо Иессеево», тексты в их свитках отражают тему Боговоплощения. Данный композиционный принцип размещения гимнографов - рядом со сценами воспетых ими праздников, известен и в иконописи, напр., на визант. иконе «Успение Пресв. Богородицы, с избранными святыми в клеймах» (кон. XIV - сер. XV в., Музей Павла и Александры Канеллопулос, Афины). Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота в части рекомендаций по росписи храма предписывает изображать гимнографов в 4-м ярусе сверху наряду с мучениками, иерархами «в остальных местах», кроме алтаря и клиросов, т.

http://pravenc.ru/text/2458835.html

В палеологовскую эпоху в иконографии композиции «Введение во храм» акцент смещается в сторону евхаристического понимания события. Праведные Иоаким и Анна изображаются замыкающими шествие (Кралева ц. в мон-ре Студеница), девы со свечами окружают Богоматерь, Которая тоже иногда изображается со свечой в руке. В сцене питания Богоматери, сидящей на ступени Святая Святых, со слетающим к Ней с небес ангелом евхаристическое значение эпизода подчеркивается размером хлебца и четким изображением на нем креста (Хиландар). Эта тема также продиктована песнопениями службы В.: «                            » (3-я стихира на хвалитех, глас 1). В росписи притвора Боянской церкви (Болгария), 1259 г., Богоматерь в сцене питания небесным хлебом представлена стоящей рядом с ангелом за престолом в Святая Святых. В росписи алтарного свода Успенского собора Московского Кремля, 1642-1643 гг., композиция изображена в интерьере пятиглавого храма, а ветхозаветная Святая Святых представлена как алтарь храма новозаветного, над престолом к-рого на ступенях сидит Богородица, к Ней слетает ангел с кадилом в руке. Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 60-е гг. XIV в. Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 60-е гг. XIV в. В целом мало изменявшаяся на протяжении веков композиция «Введения во храм» иногда м. б. отмечена нек-рыми особенностями. Так, на новгородской иконе XIV в. (ГРМ) она показана в интерьере 3-главого храма, под его сводами висят светильники с горящими свечами. Фигурка Богоматери изображена на фоне высокого черного арочного проема. За Богоматерью справа в позах молитвенного предстояния - праведные Иоаким и Анна, девы, слева за прав. Захарией стоит Иосиф, св. Обручник. Появление образа прав. Иосифа на новгородской иконе, по мнению Лафонтен-Дозонь, может быть обусловлено влиянием композиции «Обручение Марии». Напр., на эпистилии XII в. (мон-рь Ватопед) сцены «Введение во храм» и «Обручение Марии» расположены подряд. Шатровая форма храма и висящие светильники обнаруживают сходство с шатровым киворием, украшенным светильниками в сцене «Введение во храм» в росписи ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (Кипр), 1192 г. В ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде, 60-е гг. XIV в., традиц. схема композиции так вписана в отведенное ей пространство, что группа дев со свечами оказывается отделенной от остальной части композиции оконным проемом. Экспрессия образов подчеркнута позой дитя Марии, восходящей на ступень храма. Этот мотив соответствует рассказу «Протоевангелия Иакова» о том, что, к удивлению присутствующих, Богородица самостоятельно поднялась по 15 высоким ступеням иерусалимского храма.

http://pravenc.ru/text/149979.html

938 CiggaarK. Une description de Constantinople dans le Tarraganensis 55//REB 53 (1995), p. 127, 369–376. 941 В собрании Закоса (Zacos G, Veglery A. Byzantine Lead seals. Bazel, 1972. T.l, Bd.l. N 111, S. 101); в собрании Государственного Эрмитажа (Лихачев Н. П. Моливдовулы греческого Востока. М., 1991. С. 266–67. М-8213. Tab. LXXIX, 2). На конец XII в. передатирована печать Иоанна Пантехна из собрания Dumbarton Oaks (Mango, op. cit., p. 137–138, fig. 22). 942 Underwood Р. The Deesis Mosaic in the Kahrie Cami in Istanbul//Late Classical and Medieval studies in honor of A. M. Friend. Princeton, 1955. P. 254–260. 945 Кроме Бояны, изображение Халкитиса открыто недавно в ансамбле Старой Митрополии в Берии (ок. 1200 г.). Памятник не опубликован. Сообщение о нем см. Бакалова Е. За константинополските модели в Боянската църква//Проблеми на изкуството. София. 1995, 1, с. 19. 946 Печати Иоанна Ватаца: Панченко Б. А. Каталог моливдовулов: Коллекция Русского археологического института в Константинополе//ИРАИК. 1904. Т. IX, с. 341, 125 (123). Zacos-Veglery, op. cit., 117. Табл. I, 1. Монеты Иоанна Ватаца: Catalogue of the Byzantine Coins in the Dumbarton Oaks collection and in the Whittemore collection/Ed. M. Hendy. Washington, 1999. Vol. 4, p. 2. Pl. XXXI, El. 21; Анонимные PI. XXXIII. B. 42.1.; PL XXXVII, El. 1; B. 2; AE 5.1–5.2; Sear D. Byzantine Coins and Their Values. London, 1987. 2149. 947 Catalogue of the Byzantine Coins, PI. XXXVII, El. 1, aspron trachy nomisma, (Богоматерь Агиосоритисса – Христос Халкитис) (эта монета у Манго приведена как серебряный медальон из б. коллекции Фотиадес-паши; Mango, fig. 17); АЕ 5.1–5.2, tetarteron noummion (патриарший крест на базе – Христос Халкитис), Sear, op. cit., 2149, Billon teachy (Богоматерь Оранта погрудно – Христос Халкитис). Все предположительно датируются 1227–1261 г. Ср. с положением правой руки Христа на мозаике Хоры, а также печатях Евфросинии Дукены, Иоанна Пантехна (Mango, fig. 22). 948 Там же, Pl XXXVII. В. 2, aspron trachy nomisma (св. Георгий в полный рост – Христос Халкитис); ср. Mango, fig. 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крестово-купольный храм сохраняет господство в болгарской церковной архитектуре и в период византийского владычества (с 1018), и в эпоху Второго Болгарского царства (ок. 1185–1396). Знаменитая Боянская церковь во имя святителя Николая была построена в период между X и XII веками: в плане она представляет собой крест, вписанный в квадрат (в 1259 году к церкви был пристроен новый притвор). Активное церковное строительство ведется в XIII веке в столице Болгарского царства Тырново и его окрестностях. К началу этого столетия относится церковь Петра и Павла в Тырнове, представляющая собой выдающийся памятник крестово-купольной архитектуры. Крестово-купольные храмы остаются преобладающими в городской церковной архитектуре Болгарии вплоть до середины XVIII века, когда широкое распространение получает базилика; с середины XIX века преобладает купольная базилика. После освобождения Болгарии от турецкого ига в 1878 году наблюдается новый расцвет церковной архитектуры. Наряду с местными архитекторами в Болгарии трудятся мастера из России, Австрии и других стран. Русские зодчие, в частности, трудились над созданием кафедрального Александро-Невского собора в Софии (1904–1912). Собор представляет собой крестово-купольное сооружение внушительных размеров (высота купола 45 м, площадь 70x52 кв.м, вместимость около 5 тыс. человек). С 1951 года Александро-Невский храм является патриаршим кафедральным собором. Множество памятников византийской архитектуры расположено на территории современной Сербии, включая Косово и Метохию. Одним из наиболее ранних памятников рашской школы церковной архитектуры является церковь Богородицы Эвергетиды в Студенице (1183), основанная королем Стефаном Неманей и спроектированная в форме однонефной купольной базилики. Выдающимся памятником сербской церковной архитектуры является храм монастыря Грачаница (ок. 1315), прямоугольный в плане с вписанным в прямоугольник крестом; храм увенчан пятью главами со шлемовидным завершением; к храму пристроен прямоугольный эксонартекс со своим куполом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

450 Точный обмер в настоящее время затруднен наличием поздних шгу кату рок конца XIX в., возможностью частичного стесывания лицевой поверхности древней кладки, прикладками времен ремонта собора 1825–1827 гг. Предложенные размеры, тем не менее, могут колебаться в пределах не более 10 см. 452 Chatzidakis М. Devolution de l’icone aux 11e– 13е siecles et la transformation du tcm- plon//XVe Congres International d’etudes Byzantines. Vol. 3: Art et archeologie. P. 159–191. 454 Например, в Велюсе барьер алтарной преграды 1080 г. имел высоту 116 см (Ми/ъковик-Пепек П. Benjyca: Манастир св. Богородица Милостива во сслото Bejijyca Kpaj Струмица. Скоще, 1981. С. 134–138), в Нерези, около 1164 г. – 110 см (Окунев Н. Л. Указ. соч. С. 8), в константинопольском монастыре Пантократора, XII в около 120 см (Megaw А. Н. S. Notes on Recent Work of the Byzantine Institute in Istanbul//DOP. 1963. T. 17. P. 344), в верхней церкви Боянского монастыря, XIII в. около 115 см (Гергова И. Опит за реконструкция на олтарните прегради в Боянската църква//Проблеми на изкуството. София, 1995. Т. 1. С. 25) и т. д. 455 Булкин В. А. Материалы к строительной истории Новгородского Антониева монастыря//Программа «Храм». Вып. 12: Храм и культура. СПб., 1996. С. 105. 457 Штендер Г. М.. Ковалева В. М. О формировании древнего облика собора Антониева монастыря в Новгороде//КСИА. М., 1982. Т. 171. С. 54–60. 459 Mango С. The Monastery of St. Chrysostomos at Koutsovendis (Cyprus) and its Wall Paintings. Part 1: Description//DOP. 1990. Vol. 44. Fig. 35. 460 Warton Epstein A. IV. The Middle Byzantine Sanctuary Barrier: Tcmplon or Iconostasis?//ЛЗАА. 1981. Vol. 84. P. 7–9. 462 В статье В. М. Ковалевой по непонятной причине фигурируют две цифры, обозначающие высоту расположения темплона – 4,05 и 4,55 м (Там же. С. 59–60). 463 Раскопы, выполненные экспедицией ЛОИА под руководством В. А. Булкина, показали, что древний пол находится на глубине 40–45 см от нынешнего. Приношу искреннюю благодарность В. А. Булкину за предоставленные материалы об этих работах.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

В нач. XX в. в К. м. сложилось предание о местночтимой Смоленской иконе Божией Матери. Образ был доставлен в К. м. из Москвы на поезде. В пути поезд сгорел; уцелел лишь вагон, в котором везли икону, оставшуюся невредимой ( Авраменко. 1914. С. 18). С 1918 г. обителью управляла казначея мон. Серафима, а с 1919 г.- мон. Леонилла. 25 марта 1922 г. К. м. был закрыт. В 1923 г. Дубенская икона, др. святыни, предметы церковной утвари, иконы и книги переданы в музей г. Черкасс. К 2015 г. местонахождение Дубенской иконы неизвестно. В монастырской Покровской ц. находится 2 списка Дубенского образа. После 1923 г. на территории К. м. размещался инвалидный дом, к апр. 1941 г. Преображенский собор стоял полуразрушенным. В нояб. 1941 г., после оккупации немецко-фашистскими захватчиками, К. м. был открыт. Под началом игум. Анатолии (Водопицыной) в обители проживало не более 33 сестер, некоторые нанимались на поденную работу к крестьянам из Бакаевки и Антиповки. К 1957 г. в К. м. проживала 81 насельница. В нач. 60-х гг. XX в. в К. м. перешли сестры из различных закрытых мон-рей. К. м. управляли игумении Филадельфа (1947-1961), Евфалия (1961-1962), Лидия (1962-1968), Илария (1969-1989), Августа (1990-1996). С янв. 1997 г. настоятельницей К. м. является игум. Агния (Миняйло). К апр. 2015 г. в обители проживало 110 сестер. В 2003 г. по ходатайству архиеп. Черкасского и Каневского Софрония (Дмитрука) мон-рю была возвращена земля, принадлежавшая ему до 1922 г. К 2015 г. отремонтированы Преображенский и Покровский храмы. К. м. владеет 3 га пахотной земли, 1 га покоса, имеется скотный двор; все работы выполняют сестры. Для паломников открыты гостиница и трапезная. В 2 км от мон-ря, на месте бывшего женского ДУ, устроен скит, в келейном корпусе которого освящена домовая ц. во имя св. Иоанна Предтечи. В 2012 г. закончено строительство величественного собора во имя ап. Иоанна Богослова с нижним храмом свт. Софрония Иркутского. Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 519, 804-805; Думитрашко Н. Д., прот. Ист.-стат. очерк Золотоношского Красногорского Богословского второкл. жен. мон-ря Полтавской епархии. Полтава, 1859; Сагарда Н. И. Город Золотоноша и его святые храмы//Полтавские ЕВ. 1897. 33. С. 1253-1260; Денисов. С. 680-682; Авраменко И. В. Ист. очерк Золотоношского Красногорского Богословского жен. мон-ря Полтавской епархии. Полтава, 1914; Цапенко М. П. Архитектура Левобережной Украины XVII-XVIII вв. М., 1967. С. 145-146; Памятники градостроительства и архитектуры УССР. К., 1986. Т. 4. С. 245; Св.-Покровский Красногорский жен. мон-рь. Б. м., 2005; Ластовський В. В. Miж cycniльcmboм i державою: Правосл. Церква в Ykpaïhi hanpukihцi XVII - у XVIII ст. в icmopiï та icmopiorpaфiï. К., 2008. Д. Б. Кочетов Рубрики: Ключевые слова: БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви)

http://pravenc.ru/text/2458941.html

св. Георгия в Вельбужде (совр. квартал Колуша в Кюстендиле), ц. св. Георгия в Месемврии) и «провинциальный» - без него (церкви св. Иоанна Богослова в Земенском мон-ре , св. Димитрия в Паталенице, арх. Михаила в Риле). Тип крестово-купольного храма с квадратным планом представлен Боянской церковью . Храмы этого периода представляют собой каменные постройки почти без украшений на фасадах (церкви в Паталенице и в Риле) или с декоративной кладкой из камня и кирпича в декоре (церкви в Колуше, Бояне, Новая митрополия в Месемврии). Исключением является костница (кон. XI - нач. XII в.) Бачковского мон-ря (см. ст. Петрицонский мон-рь ), сооруженная из каменных квадров, чередующихся с рядами кирпича, фасад украшен декоративными арками, подобных к-рым нет ни в одном болг. памятнике, что объясняют груз. происхождением ктитора Бачковского мон-ря Григория Пакуриана. Костница Бачковского мон-ря. Кон. XI — нач. XII в. Костница Бачковского мон-ря. Кон. XI — нач. XII в. В эпоху 2-го Болгарского царства крупными художественными центрами были столица Тырново, города Месемврия, Мелник, Червен. Как и в предшествующий период, в основном возводились храмы крестово-купольного типа (в неск. вариантах) и простые однонефные сводчатые церкви. Строительство крестово-купольных храмов велось гл. обр. в столице и крупных городских центрах. Второй тип храмов представлен небольшими постройками, ктиторами к-рых были местные феодалы. Новая столица Тырново состояла из хорошо укрепленной крепости (сохр. в развалинах) на холме Царевец, над р. Янтра, где находились царский дворец, резиденция Патриарха, адм. здания, многочисленные храмы и из маленькой крепости на противоположном берегу реки, на холме Трапезица, где сохранились руины 17 церквей и мон-рей. Замечательным памятником архитектуры нач. XIII в. является ц. апостолов Петра и Павла в Тырнове, отличающаяся изысканностью внутреннего убранства, главным элементом к-рого являются изящные колонны с капителями. Нач. XIII в. датируется ц. Сорока мучеников (в руинах), на ее колоннах сохранились мемориальные надписи периода 1-го Болгарского царства.

http://pravenc.ru/text/149669.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010