Город Земен своим живописным расположением и средневековым духом напоминает В. Тырново. Монастырь, основанный во второй половине XIV в., обновлен и расписан деспотом Деяном. Церковь, уникальная по архитектуре крестовокупольная постройка с кубическим решением, расписана прекрасными фресками XI-XII и преимущественно XIV вв. 5 мая. Боянская церковь. Археологический музей в Софии. Боянская церковь (XII-XIII вв.). На этом месте в XII в. существовала небольшая крестовокупольная церковь в честь свт. Николая. После освобождения Болгарии от византийского владычества в XIII в. севастократор Калоян перестроил храм, переосвятив его в честь вмч. Пантелеимона. После его смерти церковь была обращена в монастырский храм. Во время нашествия турок в 1382 г. монастырь чудом уцелел, однако был распущен, собор приспособлен под приходской храм близлежащего села Бояна. Фрески, одни из лучших в Болгарии и имеющие изображения многих исторических лиц - Калояна и его супруги Десиславы, царя Константина Асена и царицы Ирины, выполнены в 1258-1259 гг. Фреска в крипте архиеп. Серафима На субботнее всенощное пошла в Русскую церковь свт. Николая, где в крипте покоится новопрославленный народом, хотя еще и не канонизированный Церковью святой старец Серафим (Соболев). О нем я узнала вот как. Перед отъездом ко мне подошла одна раба Божия, которая работает у нас в трапезной в «Православной энциклопедии», и говорит: «Александра, в Болгарию поедешь? Я вот тебе батюшке Серафиму письма написала. Ты купишь цветов и иди к нему, записки мои в ящичек опустишь. Он всем помогает» - «А где же найду его?» – «Его все знают!» Действительно, знают все. Это для в целом не религиозной страны говорит о многом. Крипта церкви свт. Николая открыта весь день, и весь день к нему приходят люди, приносят цветы, молятся, пишут ему письма, а батюшка читает. Меня вначале смутила эта в чем-то языческая традиция, а потом я вспомнила историю из жизни моего любимого греческого святого - свт. Нектария Эгинского. Когда он был маленький и один без родителей оказался в Константинополе, он был вынужден в лавке подмастерьем зарабатывать себе на кусок хлеба, терпя издевательства и побои хозяина.

http://pravoslavie.ru/39688.html

По благословению архиепископа Симферопольского и Крымского Лазаря авторитетная комиссия, в состав которой вошли священнослужители, ученые и художники, освидетельствовала икону. Эксперты пришли к выводу, что изображение на стекле – нерукотворный отпечаток иконной росписи, и представляет собой тонкий налет, состоящий из двух органических кислот и воска. Уникальное изображение бережно хранят в храме, его выносят к верующим после Божественной литургии. Боянская икона Божией Матери была написана в 1991 году для местного ряда иконостаса обновляемой после 30-летнего запустения церкви Рождества Богородицы в селе Бояны Новоселицкого района Черкасской области. Первое чудо – истечение слез – икона явила во время богослужения 18 декабря 1993 года. От иконы стало происходить множество чудес, в том числе исцелений от рака. В октябре 1994 года Священным Синодом УПЦ икона была признана чудотворной и получила название Боянской по месту, где явила свои чудеса. А 28 декабря 1999 года при церкви в честь Рождества Богородицы был основан Боянский женский монастырь. С 1995 года за день до праздника иконе, 24 сентября, к ней совершается ежегодный крестный ход от города Черновцы в село Бояны, традиционно возглавляемый правящим архиереем. Боянская икона Божией Матери Две стороны одной медали Вообще, каждое такое чудо должно быть «на вес золота». Произошло чудо – и довольно. А если и завтра, и послезавтра хотеть чудес – это искушать Бога. Чудо веры дается один раз: поверил – и навсегда. Есть – и слава Богу. Молись, почитай. И за такими церковными чудесами бегать не надо. Человеку с богатой фантазией может показаться где угодно и что угодно. Часто это даже не богатство воображения, а больное внутреннее состояние. И что страшно, сейчас это у многих наблюдается. Я общаюсь с разными людьми, и нередко слышу про явления ложных мнимых чудес. Проблема в том, что после советской власти у нас пропало чувство общины, прихода. Раньше люди были прикреплены каждый к своему приходу, священник знал всех, кто у него исповедуется и причащается, – был круг людей, в которых он ориентировался. И если у кого начиналось мнимое желание чудес, он сразу мог разобраться.

http://pravmir.ru/o-tom-kak-ikona-otobra...

По учению Отцов Церкви, добровольный характер страданий Спасителя был доказательством Его божественной природы. Полемизируя с арианами, отрицавшими божество Христа на том основании, что он страдал во плоти, Григорий Богослов пишет: Это ставишь ты в вину Богу – Его благодеяние? Потому Он мал, что для тебя смирил Себя, что к заблудшей овце пришел Пастырь добрый, полагающий душу за овец ( Ин.10:11 )… Может быть, кто-нибудь и врача обвинит за то, что наклоняется к ранам и терпит зловоние, только бы исцелить больных? О Нем говорится, что предан ( Рим.4:25 ), но написано также, что и Сам Себя предал ( Еф. 5:2, 25 ). Говорится, что Он воскрешен Отцом и вознесен ( Деян.3:15 ; Деян.1:11 ), но написано также, что Он Сам Себя воскресил, и восшел опять на небо ( 1Фес.1:14 ; Еф.4:10 ) – первое по благоволению, второе по власти. Но ты выставляешь на вид унизительное, а обходишь молчанием возвышающее. Рассуждаешь, что Он страдал, а не добавляешь, что страдал добровольно 897 . В связи с выражением «за жизнь мира» протопресвитер Александр Шмеман задает вопрос: «О какой жизни мы, христиане, говорим, какую жизнь возвещаем и проповедуем, когда исповедуем, что Христос умер за жизнь мира?» Некоторые полагают, что речь идет о духовной, религиозной жизни. Другие – что имеется в виду жизнь мира сего, которую христианство призвано улучшить в социальном плане. Ни то, ни другое понимание, по мнению богослова, не является верным 898 . Тайная вечеря. Роспись Боянской церкви. Болгария. 1259 г. Можно полагать, что выражение «за жизнь мира» связано прежде всего с учением о том, что смерть Христа избавила людей от вечной смерти и даровала им вечную жизнь. Слово «жизнь» здесь выступает в качестве синонима спасения, вечного блаженства и Царства Небесного. Однако «жизнь мира», как и Царство Небесное, это не только эсхатологическая реальность «жизни будущего века». Вера во Христа дает человеку ту жизнь «с избытком» ( Ин.10:10 ), которую он проживает уже здесь, на земле, благодаря участию в Евхаристии и других таинствах Церкви, через которые соединяется со Христом и приобщается к Царству Небесному.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Русь еще жива, Русь еще поёт…» (+ФОТО) Репортаж с богослужебных торжеств в честь Крещения Руси на Владимирской горке Киева Сергей Герук      Со дня основания в 1853 году, вот уже 164 года, бронзовая фигура Великого Князя на 16–метровом постаменте возвышается над Днепром. Годы атеистического лихолетья обошли вниманием уникальный памятник, не тронув его. Свадебные пары после венчания приносят сюда цветы, а выпускники школ, по уже сложившейся много лет назад традиции, встречают рассветы. Ежегодно в канун дня памяти Крещения Руси Украинская Православная Церковь осуществляет здесь торжественный молебен с Крестным ходом. Тысячи киевлян и верующих со всех уголков Украины собрались у подножия памятника великому князю Владимиру и в этом году. С раннего утра 27 июля, в канун дня памяти св. равноапостольного князя Владимира и 1029–летия Крещения Руси, на тенистые аллеи Владимирской горки устремлялись ручейки паломников – с иконами, крестами и молитвенным песнопением. 13:00. Монашествующие и миряне, духовенство в сверкающих ризах, студенты и воспитанники духовных школ, сестры милосердия, учащиеся воскресных школ образовали красочное каре на площадке у памятника. Кто не смог пройти ближе к памятнику, молились и наблюдали за торжеством с горных террас и склонов. У подножия монумента венцом выставлены 11 чудотворных икон Божией Матери и Спасителя, принесенных Крестными ходами из разных регионов Украины. Из них шесть новоявленных: «Призри на смирение», Боянская (Плачущая), Радомышльская (Иверская), Киево–Барская, Спас Нерукотворный, Владимирско–Десятинная – и пять старинных образов Богородицы: Зимненская, Почаевская, Ахтырская, Святогорская, Касперовская. Десятки телекамер и фотообъективов журналистов направлены на центральное место, где разместились епископат УПЦ во главе с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, представители Поместных Церквей и почетные гости.      Молебен начался. «Еще молимся Тебе, Господи Вседержителю, о еже презрети и утвердити виноград сей, егоже насади, и сохрани от всех наветов вражьих десница Твоя...» – звучат слова сугубой ектеньи. И кажется, будто плывут они над святыми водами Днепра, покрывают землю, возвышаясь к миру горнему: «И в прежние лета даруй наследию Твоему мир и безмятежие, да не умалится и не поколеблется Церковь Твоя Святая, юже избрал в жилище Себе... Давый заповедь нам Твою во еже любити Тебе Бога нашего и ближнего своего, сотвори, да ненависть, и вражды и прочие беззакония прекратятся, истинная любовь да царствует в сердцах наших… Да славится Трисвятое имя Твое, услыши и помилуй…»

http://pravoslavie.ru/105418.html

Т. зр. Борна-Мошина не получила признания историков искусства, как южнослав. (см.: С. Одабрани чланци и cmyдuje (1933-1978). Београд, 1982. С. 154-181; Г. Порекло тератолошких мотива у српским украшеним рукописима: Начин средновек. jyжhocлob. рукописа. Београд, 1995. С. 3-30; Джурова А. Д. Въведение в славянската кодикология: Византийският кодекс и рецепцията му сред славяните. София, 1997. С. 170-173, 179-187, и др.), так и отечественных (см.: Попова О. С. Византийские и древнерус. миниатюры. М., 2003. С. 179, 183), предпочитающих говорить о множественных источниках стиля. Факт близости древнерус. и южнослав. «технической» тератологии сомнений у исследователей не вызывает. В сочетании с др. проявлениями 1-го восточнослав. влияния тезис Мошина, связывающего распространение нового стиля с более общими изменениями южнослав. книжной культуры, выглядит предпочтительнее мнения Щепкина; при этом обнаруживается типологическая близость со 2-м южнослав. влиянием, во время к-рого обновление книжного корпуса также сопровождалось сменой стилей книжной орнаментики. Для периода 1-го восточнослав. влияния характерно почти полное отсутствие (за исключением сферы книжной иллюминации) отражения памятников древнерус. изобразительного искусства в произведениях южнослав. мастеров. Можно говорить лишь о проникновении отдельных сюжетов под лит. воздействием (изображение святых Бориса и Глеба в стенописях Милешевы, 30-е гг. XIII в., и, возможно, «Чудо о ковре» свт. Николая в росписях Боянской ц. близ Софии, 1255 г.). К числу проявлений 1-го древнерус. влияния не следует относить вопреки мнению Мошина ( Мошин. 1951, 2003; он же. 1998. С. 78-83) распространение мартовского летосчисления в серб. памятниках письменности и искусства нач. XIV - 1-й пол. XVI в. Употребление мартовского стиля в Сербии обусловлено, по всей вероятности, с одной стороны, влиянием визант. текстов, переведенных в 1-й пол. XIV в. («Предисловие о марте» в составе стишного Пролога, Слово ритора Максима Оловола на Благовещение, Хроника («Летовник») Георгия Амартола), с другой - влиянием итал.

http://pravenc.ru/text/180423.html

Лонгин, митрополит Банченский, викарий Черновицко-Буковинской епархии (Жар Михаил Васильевич) Дата рождения: 19 августа 1965 г. Дата хиротонии: 22 мая 2012 г. Дата пострига: 30 апреля 1996 г. День ангела: 29 октября Страна: Украина Биография: Родился 19 авгута 1965 г. в с. Петрашивка Глыбокского (ныне Герцаевского) р-на Черновицкой обл. В 1971-1981 гг. учился в средней школе с. Петрашивка. В 1991-95 гг. заочно обучался в Ново-Нямецкой (ныне Кишиневской) духовной семинарии. В 2002-2007 гг. обучался в Черновицком православном богословском институте. 18 января 1990 г. епископом Черновицким и Буковинским Антонием (Москаленко) рукоположен во диакона, 19 января того же года — во пресвитера, после чего назначен настоятелем Параскевского храма с. Подвальное Глыбокского (ныне Герцаевского) благочиния, храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Бояны Новоселицкого благочиния и Параскевского храма с. Банчены Глыбокского (ныне Герцаевского) благочиния Черновицкой епархии . 30 апреля 1996 г. по благословению архиепископа Черновицкого и Буковинского Онуфрия пострижен в монашество с именем Лонгин в честь мч. Лонгина Сотника (память 16/29 октября). Постриг совершил секретарь Черновицкого епархиального управления архимандрит Мелетий (Егоренко) . С 1996 г. во исполнение решения Синода УПЦ (журнал от 6 декабря 1996 г.) осуществлял строительство Вознесенского мужского монастыря в с. Банчены Герцаевского р-на Черновицкой обл., который был освящен Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в 1998 г. С 1999 г., исполняя решение Синода УПЦ (журнал от 28 декабря 1999 г.), осуществлял строительство женского монастыря в честь Боянской иконы Божией Матери в с. Бояны Новоселицкого р-на Черновицкой обл. Одновременно с благоустроением обителей занимался строительством приюта для детей-сирот. Приют располагался в Банченском монастыре, а затем переведен в с. Молница Герцаевского р-на, где был построен комплекс зданий нового приюта. 29 сентября 2002 г. приют был освящен Блаженнейшим митрополитом Киевским Владимиром.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2245566...

Светоприемная свеща и Луна всесовершенная являешися человеком, Небесная Дево, в нощи бо греховней блуждающих нас просвещаеши, облистающи светом, от вечнаго Солнца Правды исходящим, и научаеши пети Тебе таковая: Радуйся, в Рождестве девство сохранившая; Радуйся, по Рождестве Дева пребывшая; Радуйся, во Успении Твоем нас не оставляющая; Радуйся, мира Благая Заступнице; Радуйся, Земле обетования; Радуйся, яко источаеши нам мед и млеко; Радуйся, Богородице Дево, слезящая о гресех наших. Кондак 12 Благодатный Покров и Защищение вемы Тя, Владычице мира, яко чрез икону Твою слезящую охраняеши от всяческих ересей и расколов, воздвизаемых духом злобы поднебесныя. Сподоби нас до скончания века пребыти во Святей Церкви Православней и воспевати Богу: Аллилуиа. Икос 12 Воспевающи милости и чудеса Твоя, молимся Тебе, Царице Небесе и земли, даровавшей нам в Твоей святей иконе надежду спасения и твердое уверение в истинности веры православныя и, якоже древле Архангел, и мы Тебе вопием: Радуйся, в мире премирная нам являющая; Радуйся, девство и Рождество сочетавшая; Радуйся, мудрецов мира сего посрамление; Радуйся, чистоты и целомудрия возвышение; Радуйся, немолчная Уста славы Божия; Радуйся, всем сердцем и душею любити Бога нас научающая; Радуйся, Богородице Дево, слезящая о гресех наших. Кондак 13 О, всепетая Мати, Владычице наша Богородице, приими сия похвалы и молитвы от нечистых устен наших. Сохрани Церковь и люди наша от всяких нужд и напастей, и сподоби нас в единстве духа и союзе мира присно Тя славити и воспевати Богу: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Архангел Гавриил вещаше Тебе, Дево, радуйся, и мы, грешнии, сице Тебе вопием, яко благоизволила еси явити чудотворный Твой образ, в земли Боянстей чудесне просиявший, злобу всякую и неверие человеков посрамивший и научивший всех звати Ти сицевая: Радуйся, Преблагая Заступнице рода христианскаго; Радуйся, преизящнейшая Наставнице наша; Радуйся, Преблагословенная, Господь с Тобою;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

В аркосолиях на сев. и юж. стенах расположены композиции «Введение Богородицы во храм» и «Преполовение». В 1-м регистре представлены преподобные, святые жены, в юж. нише - самое раннее изображение болг. святого прп. Иоанна Рильского (напротив него св. Пахомий) и в сев. нише - св. Параскева (Петка) Тырновская (Эпиватская), особо почитаемая болгарами после перенесения ок. 1230 г. ее мощей в столицу царем Иоанном II Асенем. На зап. стене нартекса, по сторонам от двери, изображены великомученицы Варвара и Анастасия (Неделя) в позе орант, на юж. стене - вмц. Екатерина. На сев. и юж. стенах изображены преподобные Антоний Великий, Савва Освященный, Арсений Великий, Евфимий Великий, Феодор Студит и Ефрем Сирин. На нек-рые особенности иконографии композиций притвора Б. ц. обратил внимание А. Грабар, к-рый указал к-польские образцы для ряда изображений (Христос Евергет, Христос Халкитис, Чудо с ковром из цикла чудес свт. Николая) и на проявление зап. влияний, напр. в жесте Десиславы, а также в отдельных сценах цикла свт. Николая. Сошествие во ад. Роспись Боянской церкви. 1259 г. Сошествие во ад. Роспись Боянской церкви. 1259 г. В 1956 г. при проведении работ по укреплению здания было раскрыто неск. фрагментов живописи в приделе. В парусах и основании барабана сохранились небольшие фрагменты цикла вмч. Пантелеимона. В конхе апсиды изображен Деисус, в самой апсиде - «Поклонение жертве», в арке над конхой апсиды представлено «Благовещение», наверху арки -Христос Еммануил. На вост. стене изображен архиерей, вероятно свт. Николай, на своде перед апсидой - фрагмент композиции «Причащение апостолов». В 1-м регистре юж. стены - 2 архангела, на вост. стороне юж. дверного проема сохранился образ молодого святого, вероятно Иоанна Кущника. В 1-м регистре сев. стены остались фрагмент фигуры ктитора, к-рый преподносит модель придела вмч. Пантелеимону, и декорация цоколя (на белом плате надпись не читается). В тимпанах на сев. и юж. стенах расположены композиции «Распятие Христово» и «Сошествие во ад», к-рые доминируют в небольшом пространстве придела, определяя его мемориальный характер и связь с погребальным культом.

http://pravenc.ru/text/153291.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТЕЛЕИМОНА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Уманской и Звенигородской епархии УПЦ), находится в с. Хижня Жашковского р-на Черкасской обл. (Украина). Открыт по решению Синода УПЦ от 14 июня 2011 г. К 1864 г. в с. Хижна (ныне Хижня) Уманского у. Киевской губ., в к-ром проживало 1480 чел., стояла деревянная ц. во имя Святой Троицы (1748), приход владел 118 дес. земли. В 70-80-х гг. XIX в. к храму пристроили колокольню (стоимость работ 2 тыс. р.). В Троицкой ц. служили: с 1848 г.- свящ. Василий Петрович Цареградский и диак. Иоанн Поликарпович Хмелевский (до кон. XIX в.), свящ. Павел Павлович Вышинский и диак. Феодор Петрович Лагозинский, а также свящ. Северин Вышинский, награжденный 16 апр. 1877 г. камилавкой, ок. 1901 г.- свящ. Андрей Северинович Вышинский, с февр. 1902 г.- свящ. Антоний Яковлевич Менчиц (с 1907 протоиерей; с 1 мая 1901 за штатом), с 25 сент. 1913 г.- свящ. Наркисс Степанович Чепурковский, 12 марта 1915 г. награжденный скуфьей. В 1910 г. в селе была построена еще одна каменная церковь - во имя св. Евфимия, в к-рой со 2 сент. 1913 г. служил Симеон Николаевич Татаров, выпускник КДС, с 10 нояб. 1917 г.- свящ. Евфимий Григорович. К 1917 г. в селе имелась 2-классная церковноприходская школа. Вероятно, в 30-х гг. XX в. оба храма были разобраны, а строительный материал использовался для сооружения здания новой школы (1936). На заседании Синода УПЦ 27 окт. 2015 г. архиеп. Уманский и Звенигородский Пантелеимон (Луговой) рапортовал о принятии и регистрации устава обители. Первоначально сестры поселились в выкупленных сельских домах. К нач. 2019 г. настоятельница (с 29 янв. 2016) игум. Анастасия (Дикусар) и неск. сестер проживали в кирпичном одноэтажном келейном корпусе с храмом; установлена ограда со св. воротами, имеется небольшое хозяйство с фермой. Арх.: Архив ЦНЦ. Лит.: Похилевич Л. И. Сказания о населенных местностях Киевской губ. К., 1864. С. 363; Кузнец Т. В. Православне духовенство Уманщини XIX - поч. ХХ ст. К., 2006. Рубрики: Ключевые слова: БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви)

http://pravenc.ru/text/2578876.html

В 1898 г. Успенский и М. П. Милюков изучили эпиграфику и церковные памятники Македонии на оз. Преспа (пещерные храмы юж. берега, о-в Мали-Град, руины «Великой церкви» на о-ве Айос-Ахилиос), и обследовали надгробную плиту 993 г. с кириллическим граффито, сообщающим о семье царя Самуила. После 2-й экспедиции в Македонию (1900) Кондаков сформулировал задачи изучения древностей Балкан как особой ветви археологии В. и. ( Кондаков Н. П. Македония: Археол. путешествие. СПб., 1909). Политическая обстановка 10-х гг. XX в. не благоприятствовала развитию славяно-визант. археологии, да и общество южнослав. земель не было еще готово к изучению национальных древностей. Небольшое число специалистов (Б. Филов), работая в рамках Археологического музея в Софии и провинциальных музеев (Варна и др.), положили начало серийным изданиям и приступили к раскопкам памятников визант. эпохи. 1-й том начатой в 1913 г. серии монографий «Материалы по истории Софии» посвящен раскопкам Софийского собора, давшим богатый материал (в т. ч. раннехрист. кладбище с расписными склепами) для истории раннего христианства в Сердике - городе, где проходил Собор 342-343 гг. В том же году был основан археолого-этнографический журнал «Старинар» (Белград), существующий до наст. времени. После первой мировой войны влияние на развитие изучения археологии В. и. в южнослав. странах оказали эмигранты из России, в т. ч. Кондаков и Грабар, опубликовавший одну из первых книг по истории болгаро-визант. искусства VI-XVII вв., а также статью о «двухэтажных церквах-гробницах» в Бачковском мон-ре (см. Петрицонский монастырь ), храме Асеновской крепости и Боянской церкви, положившую начало длительной дискуссии, в к-рой приняли участие Брунов, Э. Бакалова, Б. Пенкова и др. С 20-х гг. XX в. в Болгарии одно за др. следуют открытия визант. храмов IV-VI вв. (Красная церковь в Перуштице (1921); Беловская базилика (1924) и др.; Круглая (Золотая) ц. в Преславе эпохи царя Симеона); новые материалы дают работы в Несебыре (XIII-XV вв.), в столицах Болгарии (Тырново, Плиска, Преспа) и приморских городах (Варна, Созополь).

http://pravenc.ru/text/372678.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010