При этом А.В. Малышев (вроде, как сам и не при чем) ссылается на «единогласное мнение» некой «экспертной комиссии в составе ведущих деятелей российской культуры» , заседавшей 20 июня 2017 г. Спешность в указаниях, по видимому, определена тем, что «изменения», новые «редакции», «кандидатуры» и прочие тонкости уже согласованы, необходимо лишь соблюсти сущие формальности. Формальности же заключены в том, что Анатолия Полетаева из его детища оркестра «Боян» окончательно изгоняют, название коллектива меняют, в самом коллективе, сведенном предыдущими вышестоящими «указаниями» к «академическому» минимуму, ожидается «чистка». Подлость ситуации еще и в том, что о существовании данного письма, о его содержании Анатолий Иванович до последнего времени не знал - все делается за его спиною! Равно как не знал о «единогласном мнении» упомянутой «экспертной комиссии» , прослушавшей «Боян» в июне. Прослушивание состоялось в пустом зале Московской филармонии (зал Чайковского) и носило сверхзакрытый характер: не впустили никого, кто хотел присутствовать со стороны ценителей творчества Анатолия Полетаева и оркестра «Боян», назвав их посторонними лицами, запретили какую-либо видеозапись мероприятия. К чему была такая закрытость, по сути - секретность? Кого стыдились? И где итоговый документ «заседания» комиссии? Что это за комиссия, кто из « ведущих деятелей российской культуры» в нее входит, в зале Чайковского присутствовал и «решение» подписал? Остается гадать, потому что от Минкультуры России ни одного официального сообщения на сей счет... Однако поговорил с очевидцами события, «просеял» интернет... И кое-что прояснилось. На прослушивании среди «ведущих» был «замечен» все тот же директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры России А.В. Малышев, его подчиненная по Департаменту начальник отдела музыкального искусства Е.В. Емельянова, А.А. Шалашов, в прошлом глава этого же Департамента, а ныне ген. директор Московской филармонии, а также А.А. Пермякова, художественный руководитель Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого, Д.С. Дмитриенко, директор и художественный руководитель Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» им. Л.Г. Зыкиной, Ю.А. Башмет, худрук и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и Камерного ансамбля «Солисты Москвы»...

http://ruskline.ru/analitika/2017/09/19/...

15 декабря 2017-го Николай Бурляев вновь обращается с письмом к министру культуры, требуя «восстановить в Уставе оркестра «Боян» должность худрука-главного дирижера с правом первого лица, ответственного за духовно-нравственное, эстетическое и профессиональное состояние коллектива». Он пишет: «На основании приговора музыкальной “семерки” департамент распорядился уволить из оркестра его создателя А.И. Полетаева, продолжить сокращение состава и сократить название до минимума – “Государственный Академический оркестр”. Были удалены три ключевых слова – “русский”, “концертный”, “Боян”. Дух древнерусского сказителя Бояна по приказу чиновников должен покинуть оркестр. То, что создавалось талантом и кропотливым трудом выдающегося музыканта А.И. Полетаева в течение 50 лет, беззаконно уничтожено. Этот акт вандализма, разрушающего традиционные ценности отечественной культуры, оцениваем как рейдерский захват оркестра через внедренного на должность директора г-на Толмачева, бывшего завхоза-водителя, от музыки далекого и преследующего корыстные цели. Нет сомнений, что если бы прослушивание было открытым, с присутствием публики, результат был противоположный. Мнение тайной “семерки”, подписавшей приговор дирижеру и оркестру, не разделяют выдающиеся музыканты, посмотревшие запись “расстрельного” прослушивания». 21 декабря 2017-го в Кремле состоялось заседание Совета по культуре и искусству при Президенте. О «Бояне» на нем умолчали. А 28 декабря, через неделю, вышел приказ министра Мединского об уничтожении оркестра «Боян». Правда, назывался он – «О реорганизации Федерального государственного бюджетного учреждения культуры “Государственный академический оркестр” и Федерального бюджетного учреждения культуры “Московская государственная академическая филармония”». 1 февраля 2018-го Полетаева уволили. Но борьба за «Боян» продолжается. В феврале 2018-го «Русское Собрание», международная общественная организация, возглавляет которую главный редактор информагентства «Русская народная линия», известный публицист Анатолий Степанов, обратилось к Путину с просьбой защитить оркестр «Боян». Пришла петиция из Чувашской республики. 21 марта 2018 года Николай Бурляев на очередном заседании Совета вновь сражался с чиновниками Минкульта, ролик можно увидеть в сети.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

Заместителю Председателя ОС Н.П. Бурляеву Уважаемый Юрий Михайлович! Уважаемый Николай Петрович! С болью в сердце узнал о «реорганизации» Государственного академического русского концертного оркестра «Боян» под управлением Народного артиста СССР , профессора Анатолия Ивановича Полетаева. В данном случае «реорганизация» означает уничтожение уникального оркестра, соединившего в себе народные и симфонические инструменты. Оркестр, который полвека неизменно одухотворял слушателей планеты своим неповторимым звучанием. Оркестр, ставший символом великой России! Уничтожение оркестра - национального символа России становится особенно непонятным, когда Россия находится в кольце бескомпромиссной войны Запада! Не подлежит разумному пониманию уничтожение одного из ключевых культурных символов России, носящего высокое имя древнего сказителя Святой Руси БОЯНА. Неожиданное и непонятное решение руководства Минкультуры вступило в прямое противоречие с распоряжениями Президента Российской Федерации В.В. Путина, Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева , Общественного совета при министерстве культуры Российской Федерации и Указа Президента РФ от 24 декабря 2014 г. 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Как учёный, как представитель Чувашского народа, одного из народов, образующих великую многонациональную Россию, принципиально не согласен с уничтожением творческого коллектива, являющегося национальным достоянием России. «Боян» - олицетворение величия и гармонии национальных культур России должен жить! С уважением, Председатель Общественного совета при Минкультуры Чувашской Республики Заместитель Председателя Совета Ассамблеи народов Чувашии Доктор культурологии, кандидат исторических наук Профессор ЧГУ им. И.Н. Ульянова Заслуженный работник культуры Чувашской Республики Владимир Александрович ВАСИЛЬЕВ Спасибо огромное и Святославу Ивановичу, и Владимиру Александровичу за поддержку! Следует в то же время отметить, что во многих национальных образованиях России, где, соответственно, и руководство национально ориентированно, прекрасно понимают державообразующую роль Русского народа, значение его культуры. В их «уставах» в наличии понятие родной, то есть титульной, как говорят, нации. Тем не менее, Чувашия возмущена уничтожением Русского оркестра «Боян»!

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/28/...

Травля выдающегося дирижёра со стороны Министерства культуры Российской Федерации, начатая одним из прежних руководителей Министерства и продолженная руководителями департамента Шалашёвым, Апфельбаум, Емельяновой, ведётся на протяжении двух десятилетий, несмотря на распоряжения Президента страны и Председателя Правительства о «сохранении и поддержке» этого уникального оркестра. В Протоколе заседания Общественного совета от 24.01.2017 года было записано: 2.1. Восстановить в Уставе ФГАРК оркестра «Боян» должность Художественного руководителя - Главного дирижёра оркестра с правом первого лица, ответственного за духовно-нравственное, эстетическое и профессиональное состояние коллектива. 2.2. Рекомендовать руководству Минкультуры РФ содействовать сохранению и укреплению статуса художественных руководителей театров, оркестров и других творческих коллективов. Игнорируя решение Общественного совета, Департамент народного творчества инспирировал тайное прослушивание оркестра в пустом концертном Зале им. Чайковского для нескольких, избранных Департаментом музыкантов, подписавших приговор создателю оркестра, выдающемуся дирижёру А.И. Полетаеву. На основании приговора музыкальной «семёрки» (вспоминаются прежние репрессивные «тройки») департамент распорядился уволить из оркестра его создателя А.И. Полетаева, продолжить сокращение состава и сократить название оркестра до минимума - «Государственный Академический оркестр». Были удалены из названия, сформулированные создателем оркестра, три ключевых, смысловых слова, «русский», «концертный», «Боян». Дух древнерусского сказителя Бояна должен по приказу чиновников Минкультуры отныне покинуть данный оркестр вместе с его основателем. То, что создавалось кропотливым трудом и талантом выдающегося музыканта А.И. Полетаева в течение 50 лет, сегодня беззаконно уничтожено Министерством культуры Российской Федерации. Произошедший акт вандализма, разрушающего традиционные ценности отечественной культуры, мы оцениваем как рейдерский захват оркестра через внедрённого на должность директора г-на Толмачёва (бывшего завхоза-водителя оркестра, подвозившего и подносившего инструменты), человека, далёкого от музыки, преследующего свои личные корыстные, карьерные цели. Нет сомнений в том, что если бы прослушивание было честным и открытым, с присутствием публики (все концерты оркестра «Боян» проходят в заполненных залах и с неизменным успехом), результат был бы противоположный. Мнение «тайной семёрки», подписавшей приговор дирижёру и оркестру, не разделяют выдающиеся музыканты нашей страны, просмотревшие запись «расстрельного» прослушивания. Копия Обращения восьми знаменитых музыкантов поступила в Общественный совет (Обращение и Протокол заседания ОС прилагаются).

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/24/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мир спасёт Правда! О судьбе Русской культуры и оркестра «Боян». Подача II 22.05.2018 725 Время на чтение 29 минут Журналистское расследование Подача I «Не в силе Бог, а в Правде!» Святой благоверный князь Александр Невский «Здесь русский Дух...» БЫТЬ МОЖЕТ, кому-то из читателей и привидится, что, живописуя незаурядную судьбу Анатолия Полетаева, я излишне говорю о себе, грешном, как бы к мэтру себя приравнивая... Ни в коем случае! Просто хочу подчеркнуть, что ЛИЧНО для меня значит Анатолий Полетаев, для многих других! Для всей России! Не случайно СТОЛЬКО у него почитателей, поклонников! Многое, очень многое значат! И Анатолий Иванович Полетаев, и оркестр «Боян»! Анатолий Иванович и «Боян» в буквальном смысле открыли мне симфоническую музыку в её лучших, а значит, русских проявлениях. Лет пять мне было, когда папа купил первый в нашей коммунальной квартире телевизор, и симфонические оркестры, чьи концерты в те годы частенько передавались, меня, ребёнка, буквально приворожили. В особенности был в восторге от скрипки - столь махонького, хрупкого, но изящного и самоговорящего инструмента! Четыре каких-то струнки, смычочек, но - поёт-то как! Аж плакать хотелось и хочется, но счастливыми слезами! Чуток подрос, и сам, по своему «велению» (никто из родителей не заставлял, не помышляли они вовсе) пошёл, да и поступил в поселковую музыкальную школу. Разумеется, на класс скрипки. Сверстники надо мной издевались, вслед обзывая: «Моцарт!.. Бетховен!..» Конфликтовал, до драк доходило. Зато когда освоил гитару... Струнник - он и есть струнник, ему что скрипка, что домра, балалайка или гитара... Скрипка, однако, наисложнейший инструмент! Да ещё и запел звонким дискантом под эту гитару - цен ы мне на Сортировке не оказалось! Стал на посёлке «в авторитете», и дали мне уважительную кликуху «Маэстро». Нас, учеников «музыкалки», обязывали приобретать абонементы в Горьковскую филармонию, в штате которой звучал один из лучших на то время, как утверждалось, симфонический оркестр России. Впрочем, стоили эти абонементы копейки, государство дотировало. Как и обучение на скрипке - 1,5, что ли, рубля в месяц? Рублей десять стоила скрипка, конечно, фабричный, но недурной вариант... И стал я после посещений филармонии замечать: всё меньше меня волнует симфоническая музыка.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/23/...

В Минске в апреле 2006 года проходил Второй Собор славянских народов. Анатолий Иванович в том мероприятии принял участие. Привожу с его слов. На пленарном заседании его друг, актёр и режиссёр Николай Бурляев вдруг спрашивает: - А что мы сидим? Дирижёр не понял: - А какие ещё предложения будут? - Брошюру надо раздавать! Николай Петрович говорил как раз про «Вакуум», экземпляры которого Анатолий Иванович с собой в Минск захватил... Зал мог лицезреть редчайшую в природе картину: два Народных артиста ходили по рядам и некую книжицу раздавали... Итогом стало обращение: « Президенту РФ В.В. Путину Председателю Правительства РФ М.Е. Фрадкову Мэру г. Москвы Ю.М. Лужкову Министру культуры и массовых коммуникаций РФ А.С. Соколову Второй Собор славянских народов Беларуси, России, Украины выражает решительный протест замыслам ликвидировать единственный в России Центр славянской музыки и Государственный академический русский концертный оркестр «Боян». Всемирно известный, уникальный оркестр, управляемый Народным артистом СССР, вице-президентом Международной славянской академии, профессором А.И. Полетаевым, является подлинным достоянием славянской культуры. Просим Вас защитить оркестр «Боян» и Центр славянской музыки, не допустить произвола бездумных чиновников. Духовность и культура превыше всего. Они - основа единства Добра и Силы. Участники Второго Собора народов Беларуси, России, Украины 11 апреля 2006 г., г. Минск» В те же дни в тех же тонах, то есть довольно жёстко, выступила Общественная палата Российской Федерации. Её официальный сайт сообщал: « Проблема разрушения системы музыкального и художественного образования стала одной из основных тем совместного заседания комиссий Общественной палаты по вопросам развития культуры, по вопросам сохранения культурного и духовного наследия и по экологической безопасности и охране окружающей среды, которое прошло в среду, 12 апреля 2006 г., в Союзе театральных деятелей ». В заседании приняли участие многочисленные члены вышеназванных комиссий, их председатели митрополит Калужский и Боровский Климент, известные театральные деятели А. Калягин, В. Захаров, а также приглашённые, среди которых Анатолий Полетаев и координатор «Народного Собора» Олег Кассин. «Участники совместного заседания... выразили обеспокоенность ликвидацией Государственного академического концертного оркестра «Боян» под управлением Анатолия Полетаева. Решение о ликвидации прославленного оркестра... было принято Федеральным агентством по культуре и кинематографии. По словам самого руководителя прославленного оркестра, «причины ликвидации нам объяснены не были, да и о ликвидации своего коллектива мы узнали случайно и в высшей степени неожиданно »...»

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/22/...

Но напомним читателю предысторию. Анатолий Полетаев, уроженец Воронежа, окончивший Гнесинку по классу баяна и дирижирования, оказался баянистом милостью Божьей: со 2-го курса (1955 год) – штатный артист Москонцерта, в 1956 г. по конкурсу едет во Францию, в Париже записывает первую грампластинку, а в 1957-м –обладатель двух Золотых медалей – на Всесоюзном конкурсе баянистов и Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, а через год Золотую медаль баянисту вручит император Эфиопии, пораженный его виртуозной игрой. Именно в это время Полетаев проявляет себя новатором – изобретает «пятипальцевую аппликатуру» игры на баяне, защитив специальный диплом-реферат. Учеба в аспирантуре, преподавание в консерватории города Горького (ныне Нижний Новгород), создание там кафедры народных инструментов, мировые гастрольные турне, новые конкурсы и медали – все говорило о том, что Анатолий Полетаев из тех самых «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», о которых писал Ломоносов, и которых надо ценить на вес золота. Благо, что талантливые люди, с которыми сталкивала Полетаева судьба, примечали в нем этот дар от Бога и помогали в пути. Так, учитель его, известный музыкант Гавриил Федорович Зимин, 25 лет прослуживший дирижером Большого театра, отметил редкостный полифонический слух ученика и сказал: «Бросай все, становись симфоническим дирижером!». Когда в 1968 году Полетаев создал оркестр «Боян», ему было 32 года. Вот что говорит о себе сам Анатолий Иванович. «По образованию я народник и считаю себя последователем Василия Васильевича Андреева, основателя Великорусского оркестра народных инструментов. Прошло немало лет, прежде чем возник «Боян». Имя древнеславянского певца, ставшего символом духовности, народности, патриотизма, символом державности, если хотите, взяли мы неслучайно. Боян – это человек, реально живший в IV веке н.э., за шесть веков до появления христианства на Руси. Летописец, сказитель. Гимн, который он написал славянскими рунами, недавно перевели на русский язык. И удивляет то, что за 17 веков в жизни славян не произошло кардинальных изменений. Суть гимна – «Славяне, объединяйтесь от внешних врагов!» – до сих пор актуальна. Определили и место существования Бояна – район Братиславы, Карпаты. В России Бояна воспринимали не только как оракула, само имя его было достойным символом. Так, в 1902 году построили самый большой в мире крейсер – и как, думаете, назвали? «Бояном». А через пять лет в Петербурге гармонный мастер Стерлигов изготовил концертную гармонику, которую опять же за певучесть назвали «бояном». Отсюда и пошло название инструмента – баян, баянисты…

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

Первый: Нестор вот как говорит о клятве Олеговой: Олега водиша на роту и мужи его, по Рускому закону кляшася оружием и Перуном богом своим, и Волосом скотьим богом, и утвердиша мир. Но всеми ли вместе клятвами сими Олег клялся со всеми своими войсками, того решительно утвердить нельзя. Нестор наперед сказал, что в исходе сем с Олегом войско его состояло из разных племен: И поя, говорит он, множество варяг, и Словен, и Чуди, и Кривич, и Мерю, и Деревлян, и Радимич, и Полян, и Северян, и Вятич, и Хорват, и Дулеб, и Тиверцов 36 . Каждое племя могло, да и долженствовало присягать по своей вере, и например: Варяго-Руссы клялись оружием, Славяне, Кривичи, Деревляне и другие племена Славенские Перуном, богом своим; а Мери, то есть Ростовцы, Волосом, почитавшимся у них. Третий: В Ироической песне о походе на Половцев Новгородо-Северскаго Князя Игоря Святославича, древнейший Славянский певец Боян из уважения именуется внуком Велесовым 37 . Следовательно, Велес или Волос был Славянский Бог. Первый: Во-первых, не известно, имя Велеса в сем месте значит ли бога Волоса или просто какого-нибудь только знаменитого предка Боянова; а потом наверно не известно также и то, что Боян Славянский ли был певец. Было и у Татар имя Бояна: ибо в Летописях упоминаются Татарские послы, именовавшиеся Боянами и Бояндами 38 . Второй: О! вы отнимаете у нас удовольствие думать, что у предков наших Славян были издревле свои Орфеи и Пиндары. А я покушаюсь даже верить, что Боян был природный Новгородец. Третий: А почему вы это заключаете? Второй: Вам известно, что в Новгороде есть улица, издревле доныне именуемая Буяна. А в Летописце Новгородском, изданном с древнейшего харатейного списка в Москве 39 , улица сия называется Бояна. Поскольку же в Новгороде многие улицы издревле прозваны именами знаменитых людей, как например: Добрынина, Янева, Рядедина, Боркова, Щурова, Иворова, Коржова, Молоткова, Бордова, Ильина и другие; то для чего же не думать, что и Бояна прозвана от Бояна? Третий: Я вам уступлю это удовольствие думать. Впрочем, и без сего Новгородская улица Буяна или Бояна знаменита издревле потому, что к ней на берег приставали все торговые иностранные суда и на ней сгружали товары. По имени сей-то улицы в Петербурге, в Астрахани, в Архангельске и в других Российских портах места, где бывает выгрузка товаров, прозваны Буянами. Но мы не об этом спорим; а утверждаю я только то, что в Новгороде кумира Волоса, бога скотоводного, не было и быть не могло, потому что в здешних климатах скотоводству никогда нельзя быть важным. Один только у Новгородцев был древнейший праотеческий кумир Перунов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

93 Вождь подчиненных тюркам гунно-булгар из племени утигуров, чьи кочевья находились в непосредственном соседстве с Боспором. 94 Это случилось, по данным самого Менандра, «во втором году правления Тиверия кесаря», то есть между декабрем 575 и декабрем 576 г. Скорее всего, военные действия пришлись на осень 576 г., как раз на то время, когда ромейские посланники находились у Турксанфа, а потом были отправлены им к другим тюркским вождям. Наступление зимы 576–577 г. вынудило их возвращаться в Романию через Восточное Причерноморье преимущественно сухим путем, минуя Крымский полуостров. 96 Тиверий II (кесарь с 7 декабря 574 г., август – с 26 сентября 578 г., автократор – с 26 ноября 580 г. до 14 августа 582 г.). 97 ...для хагана – Бояна, верховного правителя аварского каганата. Ближайшей целью этого безжалостного завоевателя и тонкого дипломата стал захват мощного, хорошо укрепленного римского большого города Сирмия на Нижней Саве (у современного Сремска Митровица) – стратегический ключа к византийским владениям на Северо-Западных Балканах. 99 Славянских племен, осевших в Подунавье. Склавины находились под аварским контролем, но становились все более неспокойными. В 578 г. ромеи переправили через Дунай шестьдесят тысяч аврских всадников, которые прошли по римской дороге вдоль южного берега Дуная и достигли Малой Скифии (Добруджи) и Валахии. Боян надеялся отобрать здесь у склавинов награбленное во время набегов золото. Славянских племен, осевших в Подунавье. Склавины находились под аварским контролем, но становились все более неспокойными. В 578 г. ромеи переправили через Дунай шестьдесят тысяч аврских всадников, которые прошли по римской дороге вдоль южного берега Дуная и достигли Малой Скифии (Добруджи) и Валахии. Боян надеялся отобрать здесь у склавинов награбленное во время набегов золото. 101 Боян вынудил византийских архитекторов, посланных ему императором Тиверием для строительства дворца и бань, возвести мост через нижнее течение Савы у Сирмия, что отрезало город от Сингидуна (совр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Борьба за «Боян» Под угрозой - знаменитый русский оркестр, созданный народным артистом СССР А. Полетаевым 26.10.2018 1449 Время на чтение 10 минут В Международном фонде Славянской письменности и культуры состоялась презентация книги Сергея Скатова «Мир спасет Правда!». Журналистское расследование С. Скатова, координатора Движения «Народный Собор», председателя Нижегородского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание», посвящено судьбе Государственного академического русского концертного оркестра «Боян», о котором мы писали не раз, и русской культуры в целом. Почему расследование? А потому, что невозможно найти здравый ответ на вопрос, как такое могло случиться, что увенчанный лаврами коллектив, которому до самой перестройки стоя аплодировали западные слушатели, не говоря о земляках, под руководством создателя и бессменного худрука-дирижера, профессора, народного артиста СССР Анатолия Полетаева, творчеству которого посвящены сотни искусствоведческих работ, монографий и книг, в год своего 50-летия был тихо «реорганизован», а правильнее сказать, уничтожен. Но напомним читателю предысторию. Анатолий Полетаев, уроженец Воронежа, окончивший Гнесинку по классу баяна и дирижирования, оказался баянистом милостью Божьей: со 2-го курса (1955 год) - штатный артист Москонцерта, на 3-м записывает в Париже первую грампластинку, в 1957-м -обладатель Золотой медали на конкурсе Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве , а через год Золотую медаль баянисту вручит император Эфиопии, пораженный его виртуозной игрой. Именно в это время Полетаев проявляет себя новатором - изобретает «пятипальцевую аппликатуру» игры на баяне, защитив специальный диплом-реферат. Учеба в аспирантуре, преподавание в консерватории города Горького (ныне Нижний Новгород), создание там кафедры народных инструментов, мировые гастрольные турне, новые конкурсы и медали - все говорило о том, что Анатолий Полетаев из тех самых «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», о которых писал Ломоносов, и которых надо ценить на вес золота. Благо, что талантливые люди, с которыми сталкивала Полетаева судьба, примечали в нем этот дар от Бога и помогали в пути.

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/27/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010