Артема, Ап. из 70-ти, 4 января и 30 октября. Артема муч. III в., 29 апреля. Артемий великомуч. 362 г., 20 окт. Артемий Веркольский † 1545 года, 20 октября и 23 июня. Артемия мучен. † около 306 года, 7 июня. Артемон Селевкийский I в., 24 мар. Артемон Лаодикийский † 303 г., 13 апреля. Архипп, Ап. из 70-ти, 4 января 19 февраля и 22 ноября. Архипп св. IV в., 6 сентября. Арчил 2, царь Иверский, 22 июня. Асинкрит, Ап. из 70-ти, 4 января и 8 апреля. Асклипиодота муч. † IV в., 15 сент. Асклипий, пуст. Сирийский, † V в., 27 февраля. Астерий мученик † 284 г., 20 мая. Астерий синклитик † 260 года, 7 августа. Астерий муч. † 285 т., 29 октября. Астерий, еписк. Амасийский, † около 404 г., 30 октября. Астион муч. † 290 г·, 7 июля. Африкан муч. † около 250 года, 10 апреля. Аффопий муч. † около 345 г., 2 нояб. Афанасий Коментарисий, исп. IV в. 22 февраля. Афанасий Пателарий † 1654 г., 2 мая. Афанасий Великий † 373 г., 2 мая и 18 января. Афанасий муч. 306 г., 20 июня. Афанасий Афонский † 980 г., 5 июля. Афанасий муч. (с Флором и Лавром), 18 августа. Афанасий Брестский † 1648 г., 5 сент. Афанасий Солунский † 1774 г., 8 сент. Афанасий Высоцкий старший † около 1401 г., 12 сентября. Афанасий Высоцкий младший † 1395 года, 12 сентября. Афанасий Череповский – 1382 г., (в житии Сергия 25 сентября) 5 июля. Афанасий, затворник Печерский, XII в, 28 августа. Афанасий, патр. Конст., † XIV в., 28 октября. Афанасий муч. † 598 г., 7 ноября. Афанасий другой Печерский † 1176 года, 2 декабря. Афанасия (с Киром и Иоанном) муч. 311 г., 31 января. Афанасия Егинская † 860 г., 12 апр. Афанасия преп. V в., 9 октября. Афанасия, 6 ноября. Афиноген муч. † 311 г., 16 июля. Б енигн муч. † 320 г., 15 сентября (с Фидием). Боголеп (Феопрепий) муч. † 304 г., 22 августа. Бонифатий муч. † 290 г., 19 дек. Бонифатий Ферентийский VI века, 19 декабря. Борис князь, убитый в 1015 г., 2 мая и 24 июля. Борис-Михаил, кн. Болгарский, † 906 г., 2 мая. Боян князь, муч. в Болгарии, 829 г., 28 марта. В авила, свмчн. Антиохийский, † 250 г., 4 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Лондоне впервые отметили День славянской письменности и культуры Лондон, 25 мая 2011 г. В воскресенье 22 мая 2011 года, в преддверии дня памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в Лондоне впервые состоялся праздник славянской письменности и культуры, составляющих уникальную и неотъемлемую часть европейского культурно-исторического наследия. Торжество, состоявшееся по инициативе Сурожской епархии, проходило в зале Королевского музыкального колледжа, сообщает Служба коммуникаций ОВЦС со ссылкой на сайт Сурожской епархии . Празднование открылось пением пасхального тропаря на церковно-славянском языке, который является общим наследием славянских народов, населяющих Европу; его возникновение связано с именами святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. В рамках программы ученики церковно-приходской школы при Успенском кафедральном соборе Сурожской епархии представили спектакль о Словенских просветителях. Также выступили детские фольклорные группы русской посольской школы, русской церковно-приходской школы «Илья Муромец» при лондонском соборе Успения Божией Матери и святых царственных страстотерпцев, украинской школы, болгарской школы «Боян Мага» и православной церковно-приходской школы имени святителя Саввы Сербского. Архиепископ Сурожский Елисей приветствовал гостей: дипломатов славянских и православных стран, представителей духовенства, православных верующих из различных стран. «Положив начало празднованию Дней славянской письменности и культуры на Британских островах, мы содействуем более тесному культурному общению среди проживающих здесь славян и православных христиан и вносим вклад в многообразный культурный облик Великобритании и Ирландии», – отметил архипастырь. 25 мая 2011 г. Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/46719.html

В слове Христолюбца в Златой Цепи XIV в. делается упрек двоеверным христианам, что они «веруют в перуна и в хорса и в мокошь и в Сима и в Ргла и в вилы ихже числом – л. сестрениц … и огневися молят, зовуще его сварожицем и чесновиток богом творят»… – «Молят под овином, огневи и вилам и мокоши и симу и реглу и перуну и волосу скотью богу, роду и рожаницам» – «Ставят лише трапезы кутинные и законного обеда иже нарицает незаконеная трапеза и менимая роду и рожаницам 26 . В «слове и откровении св. апостол» читаем: «в прелесте великой не внидет мняще боги мони перуна и хроса дия и торяна и инии мнози ибо яко то человецы были суть стаейшины перун в елинах, а хорс в Кипре, Троян бяше царь в риме» – «И до сего дне ессе в поганых глят бо ово сут бози небнии а друзи земнии, а друзи польстии, а друзи воднии» 27 . В хождении Богородицы по мукам переводчик внес имена по его мнению славянских богов: Трояна, Хорса, Велеса, Перуна 28 . В Слове о полку Игореве, проникнутом вообще языческим миросозерцанием, упоминаются русские божества. Певец Боян назван внуком Велеса; ветры – Стрибожи внуци; «погибашеть жизнь Дажбожа внука»; Всеслав князь «великом Хросови влеком путь прерыскаше». В Софийской рукописи читаем: «И начаша жрети молнии, и грому и солнцу, и луне. А друзии перуну, хросу, вилам и мокоши, упырям и берегиням, ихже нарицают три девять сестриниц, а инии в Сварожица веруют и в артемиду.» – «А друзии веруют в страбога дажебога и переплоута иже вертячеся ему пиют в розех 29 .   §4. Дий и Троян Прежде всего попытаемся установить взгляд на имена богов – Дий или Дый и Траян (Троян). В одной болгарской песне Траян называется царем, и притом проклятым царем Траяном, в царстве которого находится семьдесят водоемов, а в них течет жженое золото и чистое серебро 30 . По сербскому преданию, в Трояновом граде жил царь Троян, который каждую ночь ездил в Срем к одной женщине, а к утру возвращался. Он совершал свои поездки только ночью, так как солнце могло растопить его. Однажды родственники женщины хитростью заставили Трояна пробыть в Среме дольше обыкновенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОИН [болг. Боян] (языч. имя - Енравота, † ок. 830-833), 1-й болг. мч. (пам. 28 марта). Сведения о жизни В. содержатся в Житии Тивериопольских мучеников , написанном Феофилактом, архиеп. Охридским (1090-1108). В.- старший сын хана Омуртага , но был отстранен от наследования власти скорее всего еще при отце из-за симпатий к христианству. Под влиянием пленного грека Кинама (Кинамона) крестился с именем Воин и стал вести благочестивый образ жизни. Когда занявший престол младший брат Маламир узнал о Крещении В., то потребовал, чтобы он отрекся от веры, в противном случае угрожал ему смертью. После отказа исполнить волю брата В. был осужден на усечение мечом, перед казнью пророчествовал о буд. Крещении Болгарии. О месте его захоронения и возникновении почитания достоверных данных не сохранилось. Память В. празднуется однократным поминанием на всенощном богослужении. Ист.: Theophylactus, archiep. Bulgariae. Martyrium ss. quindecim illustrium martyrum qui imperanti Iuliano Apostata Tiberiopoli, qua Strumitza bulgarice dicitur, passi sunt//PG. T. 126. Col. 151-222. Лит.: Партений, еп. Левкийски. Жития на бълг. светии. София, 1979. Т. 2. С. 40-41; Златарски В. История на Българската държава през средните векове. София, 1994. Т. 1. Ч. 1. С. 332-334, 448-451. Хр. Темелски Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ СТРУМИЦКИЙ [Анастасий, Спас Струмски (Солунски); (1774 – 1794)], мч., пострад. от турок (пам. болг., македон. 29 авг., пам. греч. 8 авг.) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии

http://pravenc.ru/text/155126.html

«Боян»: IV и XXI века рядом На презентацию книги Свининникова в домашнем концертном зале Полетаева собрались его единомышленники - коллеги, общественные деятели, друзья. Но поскольку Анатолий Иванович не мыслит встреч без музыки любимого «Бояна», это был ещё и концерт, с оригинальными комментариями дирижёра. « Да, оркестр «Боян» уничтожили, его нет, - начал встречу Полетаев, - но я-то пока живой, и сегодня покажу вам, чем занимается «Боян». Звучит « Романс» из свиридовской «Метели», это визитная карточка оркестра, мне не раз доводилось слышать от известных деятелей культуры, что без комка в горле эту вещь в исполнении «Бояна» слушать не могут. Только киваю в ответ и всегда вспоминаю, как Владимир Гостюхин после концерта «Бояна», в котором прозвучал «Романс», опустился на колени перед Полетаевым, именно так артист счёл нужным поблагодарить дирижёра. Когда в 1968 году Полетаев создал оркестр «Боян», ему было 32 года. Вот что говорит о себе сам Анатолий Иванович: « По образованию я народник и считаю себя последователем Василия Васильевича Андреева, основателя Великорусского оркестра народных инструментов. Прошло немало лет, прежде чем возник «Боян». Имя древнеславянского певца, ставшего символом духовности, народности, патриотизма, символом державности, если хотите, взяли мы неслучайно. Сказитель Боян жил в IV веке н. э., за шесть веков до христианства, и был вторым лицом в государстве, после князя или царя. Это он написал славянскими рунами Боянов гимн, который сейчас переведён на русский язык историком и публицистом Александром Асовым. Суть в том, что звучит он настолько мажорно и современно, словно вчера написан – « Славяне, объединяйтесь от внешних врагов!» «Боян» - это достойное и гордое имя носит наш оркестр, оно обозначает его кредо: воспитывать и просвещать людей, объединяя их в борьбе за славянскую культуру». « Когда в Лондоне у Фёдора Ивановича Шаляпина спросили, что почитать, чтобы лучше понять русскую душу, - продолжает свои монологи Полетаев, - он, не задумываясь, сказал – «Слушайте музыку Рахманинова». Рахманинов - это музыкальный олимп, играть его трудно и ответственно, но, в то же время, это праздник и счастье. Рахманинов - символ достоинства, благородства и морально-нравственного превосходства, и, по-моему, это единственный символ, который, надеюсь, поможет нам сохранить русскую нацию и возродить истинную Россию. По мнению Рахманинова, мать музыки - грусть, её сестра - поэзия, а сама она - любовь, и вот с этими чувствами предлагаю вам, дорогие почитатели, отправиться с богом в душе в мир Рахманинова, чтобы стать добрее, чище и умнее». (Слушаем несколько пьес композитора для двух фортепьяно в четыре руки).

http://ruskline.ru/opp/2023/03/13/boyan_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Защитим " Боян " - защитим Россию! 06.09.2006 350 Время на чтение 3 минуты Партия " Народная Воля " всегда защищала и будет защищать русскую культуру. Сейчас мы работаем по проблеме Государственного Академического Русского концертного оркестра " Боян " . Многие читатели уже в курсе того, как чиновники пытаются изгнать творческий коллектив из здания в центре Москвы , освободив его для более " правильной " организации. Но не все знают, что в защите оркестра принимает участие " Народная Воля " . " Боян " - уникальный творческий коллектив. Всего основе лежит оригинальная, блестяще реализованная идея: современный русский симфонический оркестр с группой народных инструментов. Оркестр был создан в1968 году одним из ведущих музыкантов России Анатолием Полетаевым. " Боян " выступает в самых престижных концертных залах Москвы: в Большом зале консерватории, в зале им. Чайковского, в Колонном зале Дома Союзов. Гастрольные маршруты " Бояна " пролегают не только по России, но и за рубежом. Восторженные рецензии на концерты оркестра публиковала пресса Болгарии, Югославии, Швеции, Японии, Германии, Великобритании, Тайваня. Оркестр исполняет произведения Чайковского, Рахманинова, Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова и других русских и славянских композиторов. В репертуаре также есть и произведения современных композиторов, в том числе создателя и бессменного руководителя " Бояна " , профессора Анатолия Ивановича Полетаева. Оркестр " Боян " - это и есть та самая культура, которую должны защищать и пестовать российские власти. Оркестр " Боян " - это и есть противовес грянувшему хамству и бескультурью. Оркестр " Боян " - это и есть национальное достояние России. Чем же он не угодил нашим чиновникам? Тем не угодил, что занимает хорошее здание в центре Москвы. Здание, которое можно употребить с большей выгодой. Сейчас нет смысла описывать все мытарства оркестра с начала " эпохи демократических реформ " . Интересующиеся могут прочитать, например, хорошую и подробную статью С.Скатова на Правой.ру. Мы лишь скажем кратко, что для того, чтобы отнять здание, чиновники применили к " Бояну " процедуру искусственного банкротства. Вздутая арендная плата (подобная плате для коммерческих структур), задержки бюджетных перечислений - и вот сформирован долг оркестра за аренду помещений. Наконец, у оркестра появляются средства, он готов заплатить за аренду, но теперь казначейство деньги не принимает. Вот и вся история. Теперь оркестр - банкрот. Музыкантов можно выкинуть на улицу. Выдающихся музыкантов, лауреатов международных конкурсов, заслуженных и народных артистов России.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мир спасёт Правда! О судьбе Русской культуры и оркестра «Боян». Подача VII.2. Приложения 30.05.2018 514 Время на чтение 5 минут Подача I Подача II Подача III Подача IV Подача V Подача VI Подача VII Приложения Подача VII.1. Приложения ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Спасти оркестр «Боян»! «Русское Собрание» обратилось к Владимиру Путину с просьбой создать прославленному русскому оркестру подобающие условия для творческой деятельности ... Патриотический информпортал «Русская народная линия», 27.02.2018 г. «Мы, члены Международной общественной организации " Русское Собрание " , провели в городе Калязин Тверской области 13-14 февраля сего года традиционные, пятые по счету, чтения Международной общественной организации " Русское Собрание " на тему « Роль и место русского народа в истории и современной жизни России ». В мероприятии приняли участие известные российские ученые, священнослужители, политологи, писатели, журналисты - выразители Русской мысли из Москвы , Санкт-Петербурга, Казани, Ярославля, Твери, Калуги, Рыбинска, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода, Шуи, Козельска. На чтениях был поднят вопрос о ситуации вокруг всемирно известного Государственного академического русского концертного оркестра «Боян» под руководством Народного артиста СССР и России Анатолия Ивановича Полетаева», - говорится в принятом в Калязине 13 февраля Обращении МОО «Русское Собрание» к Президенту России В.В. Путину в связи с ситуацией вокруг прославленного оркестра «Боян» . «Многоуважаемый Владимир Владимирович! Еще в 2006 году, М.Е. Швыдкой, в то время глава Федерального агентства по культуре и кинематографии, внес " Боян " в " ликвидационные " списки. Тогда спасти знаменитый оркестр удалось благодаря протестам широкой общественности и Вашему личному вмешательству: Вы однозначно высказались за необходимость его сохранения и поддержки. Оркестр «Боян» чиновники сохранили, но поддержки не оказали, не были созданы условия для продолжения творческой деятельности оркестра. Более того, со стороны чиновников Министерства культуры РФ делалось все возможное, чтобы доказать бесперспективность существования уникального русского музыкального коллектива!» - сказано в документе.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/31/...

А ещё через неделю, 28 декабря 2017-го, то есть в канун Нового года, вышел «Приказ» министра Мединского об уничтожении оркестра «Боян». Это у них, чиновников, ход такой: чтобы люди что-то там праздновали и «под шампанское» не особо различали, что вокруг происходит - именно в такие дни подобные «Приказы» и принимают. «Приказ» по объёму увесист (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). В контексте упомяну, что министр ссылается на всякие ранее принятые на федеральном уровне законодательные акты. Их, актов, написано в последние времена множество. Как будто для того, чтобы заведомо, задолго до «задумки» уничтожить «Боян», а Мединский тут всего лишь «с боку припёка». Но дело не в этом. Дело в том, КАК «Приказ» называется. Назывался он: «О реорганизации Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический оркестр» и Федерального бюджетного учреждения культуры «Московская государственная академическая филармония»...». Представьте: чтобы окончательно разрушить «Боян», эти ребята-«оптимизаторы» решили «реорганизовать » в том числе Московскую госфилармонию! «Реорганизовали». Своеобразно! В «Приказе» чётко указывается, что: «директор Оркестра (А.В. Толмачёв) и директор Филармонии (А.А. Шалашов) несут персональную ответственность за своевременное и надлежащее исполнение настоящего приказа» . В соответствии с «Приказом», оркестр передаётся в ведение Московской филармонии. И уже в самом «Приказе» оркестр не несёт в своём названии «русский», «концертный» , чтобы быть поближе к народу, а также слово «Боян». Новое название звучит «оптимально» просто - «Государственный академический оркестр». Контроль за исполнением «Приказа» министр возложил на своего зама Журавского. «Государственный академический оркестр «Боян» войдёт в состав Московской филармонии» - под таким заголовком в расширенной информации на следующий день, 29 декабря 2017 года, на сайте министерства проинформировала его пресс-служба. В информации чёрным по белому читаем: «Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский подписал приказ о реорганизации Государственного академического оркестра «Боян», который станет частью Московской государственной академической филармонии. В настоящее время в состав организации входят Академический симфонический оркестр Московской филармонии и Государственный академический камерный оркестр России. Как отметил статс-секретарь - заместитель Министра культуры Российской Федерации Александр Журавский, вопрос о реформировании и реорганизации оркестра назрел давно. Также он добавил, что, прежде чем провести преобразование, была создана специальная аттестационная комиссия, в которую вошли руководители крупнейших симфонических оркестров страны.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/24/...

Все перечисленные предложения Департамента господдержки Общественный Совет при Минкультуры считает недопустимым посягательством на традиционные ценности национальной культуры и на требования Указа Президента об «Основах государственной культурной политики». Просим Вас, уважаемый Владимир Ростиславович, не допустить уничтожения Государственного Академического Русского концертного оркестра «Боян», имеющего полувековую историю и десятки тысяч благодарных слушателей. С уважением, Заместитель Председателя Общественного Совета при Министерстве культуры РФ Сопредседатель Общественной Палаты Союзного государства Член Патриаршего Совета по культуре Народный артист России Н.П. Бурляев ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Президенту Российской Федерации В.В. ПУТИНУ Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Просим Вас остановить беспредел, творимый чиновниками Министерства культуры РФ в отношении народного артиста СССР А.И. Полетаева и созданного им Государственного академического русского концертного оркестра «Боян». Дело в том, что в сентябре этого года из Минкультуры РФ в дирекцию оркестра поступил официальный документ, в соответствии с которым создатель оркестра и его главный художественный руководитель А.И. Полетаев должен быть отстранен от должности, а оркестр переименован. «Боян» создан и назван в честь древнеславянского певца-сказителя одним из лучших музыкантов страны Анатолием Ивановичем Полетаевым в 1968 году. В течение полувека А.И. Полетаев и «Боян» достойно служат родной культуре под неизменным лозунгом «Державность. Народность. Духовность. Патриотизм». Оркестром записано более 20 компакт-дисков - шедевров классической и народной музыки. Гастроли коллектива под управлением маэстро проходили в странах Европы и Азии всегда с аншлагами и сопровождались восторженными отзывами публики и прессы. К письму прилагаем книгу « " Боян " - любовь народная», посвящённую жизненному и творческому пути Полетаева, и три диска концертных записей. В книге опубликовано также Ваше Распоряжение о необходимости сохранения и поддержки Государственного академического русского концертного оркестра «Боян» от 10 июня 2006 г., которое, к сожалению, в наши дни не выполняется.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/29/...

Очень нравится, как исполняет «Боян» «Вечерний звон» и «Липу вековую», народному артисту России Александру Михайлову. «Вечерним звоном» мы как-то даже открывали его юбилейный вечер. Однажды на Днях культуры РФ в Дортмунде, когда мы играли «Вечерний звон», разрыдалась известная артистка Жанна Болотова, да так, что ее невозможно было успокоить... Интересными соображениями поделился зритель, который в церкви Святого Власия часто слушал концерты «Бояна», и «наш» «Вечерний звон» тоже пробирал его до слез. Казалось бы, мажорная музыка, слушателей никто не обижает, не причиняет им боль, что происходит с их чувствами?! Дело в том, что во время исполнения этого произведения во власти дирижера разрушить духовное одиночество человека, даже если он чисто внешне не одинок. Огромная энергетическая мощь заключена в «Вечернем звоне». Скажу даже так: когда дирижирую его, всегда разговариваю с Создателем. И стараюсь выполнить те задачи, которые Он ставит передо мной. – Возможно ли возрождение «Бояна»? – Возможно, но для этого оркестр нужно уравнять в правах с другими академическими оркестрами, у которых есть концертные залы, спонсоры, банки, фонды, президентские гранты, которым организуют выезды за рубеж и платят достойную зарплату. Нельзя выпустить людей на ринг, сказав: «Сначала выиграйте бой, а потом будете просить».Талант нужно беречь – прописная истина. Министр культуры Мединский, к сожалению, никогда не был на наших концертах, ни разу не пригласил меня на прием, чтобы узнать о наших проблемах. Доверяется слухам недоброжелателей, а вокруг «Бояна» их более чем достаточно. – А почему японцы так любят ваш оркестр? Концерт, посвященный 80-летию Анатолия Полетаева и 60-летию – Японцы – люди чести, и в музыке остро чувствуют правду. У них первые предметы в школе – рисование и музыка. Искусство на первом плане, точные науки – на втором. Они преуспели в электронике, но им, как воздух, нужна духовность, которая приходит из русской культуры. Поэтому «Боян» для них находка. В Японии мы гастролировали трижды, и однажды приехали в город Саппоро на севере острова Хоккайдо. Встречали нас, как друзей, потому что лет шесть добивались, чтобы нас отпустили к ним. Однажды вместо нас хотели отправить Людмилу Зыкину с ансамблем, получили ответ – «Зыкина – это хорошо, но нам нужен «Боян». И вот мы в Саппоро: на каждом столбе плакат – «Боян», «Боян, «Боян», на каждом предмете – реклама нашего концерта.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010