Обезглавлен был и царский родственник Боян, принявший христианскую веру по внушению Киннамона 330 . Знаем наконец, что болгарские послы утверждали на константинопольском соборе 868 г., что предки их, покорив (678 г.) Мизию, нашли там между славянами греческое духовенство 331 . – Но окончательно утвердилось христианство в Болгарии при Борисе. Когда Борис (+ 907 г.) был еще язычником, везде и во всем испытывал неудачи – то голод и мор (853 и 859 г.), то несчастные войны с греками, сербами, хорватами 332 . Борис хотя был язычник, но язычник неиспорченный. В этих неудачах он видел гнев Божий на Болгарию; а о Боге христианском напоминали ему сперва греческий пленник, ученый монах Феодор Куфара. потом родная сестра Борисова, которая еще в детстве взята была в плен греками, а при дворе византийском была воспитана в правилах христианской веры, и потом возвращена в Болгарию вместо Куфары, возвращенного из Болгарии в Грецию. Борис обратился за помощию к Богу христианскому, и бедствия для Болгар стали уменьшаться 333 . Утвержденный в вере братом св. Кирилла, Мефодием 334 , Борис пожелал креститься, и архиепископ Иосиф крестил его с двумя сыновьями (865 г.) в велико-предславском дворце 335 . Борис во св. крещении принял имя Михаила, какое носил восприемник его, греческий император Михаил III 336 . Примеру князя последовали и некоторые из его приближенных. Но большая часть вельмож, желая отстоять язычество, взволновала против Бориса 10 областей, с целию убить Бориса и на престол болгарский возвесть язычника. Бог , однако, помог Борису подавить мятеж. Борис вышел против мятежников с войском, в сопровождении 48 придворных лиц и 7 священников, даржавших в своих руках зажженные свечи, и мятежники, объятые страхом, разбежались. На другой день казнено было 52 бояр, главных виновников мятежа, – и народ мало-помалу стал принимать крещение. Константинопольский патриарх Фотий отправил к Борису послание, в котором с отеческою любовию увеща- вал его продолжать начатое дело и заботиться о распространении христианской веры, и преподал ему как наставление в православной вере, так и правила, как он должен вести себя, как человек, как христианин и как государь.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Уходящее правительство Болгарии устраивает " охоту на ведьм " (версия для печати)/Православие.Ru Уходящее правительство Болгарии устраивает " охоту на ведьм " Православие.Ru , 21 июня 2001 г. София, 21 июня 2001 г. В правительстве Болгарии и прессе продолжают муссироваться слухи о готовящемся русскими монахами " захвате " болгарского афонского Зографского монастыря. Интрига с якобы состоявшимся захватом Зографского монастыря была активно ввернута в десятку болгарских национальных новостей еще 5 июня, когда член раскольничей болгарской церковной группировки Боян Сарыев заявил об окончательной утере Синодом БПЦ контроля над этим крупным болгарским афонским монастырем. До сих пор, несмотря на опровержения насельников монастыря и членов Святейшего Синода Болгарской Православной Церкви, болгарские политики и журналисты продолжают обсуждение этой вымышленной проблемы в средствах массовой информации. Так, в недавнем совместном заявлении заместитель министра иностранных дел Болгарии Марин Райков и директор Дирекции по вероисповеданиям Совмина Любомир Младенов заявили, что " присутствие русских монахов в болгарском монастыре на Святой Горе тенденциозно и имеет цель изменить этнический состав монастыря " . По полученной от насельников монастыря информации, под " присутствием русских монахов " подразумевается проживание в одном из скитов обители отца Рафаила с немногочисленными послушниками, причем проживание осуществляется по благословению Игумена обители. Как ни странно, столь явно вымышленная проблема вызвала особое внимание со стороны Вселенского Патриарха, который еще год назад, после поселения русских монахов на территории болгарского (!) монастыря, войдя в контакт с Советом министром заявил, что он не видит " присутствие русских монахов в монастыре Зограф необходимым " . Трудно предположить, с чем связано внимание прессы и членов теперь уже уходящего прораскольничего правительства к данному вопросу. Радение ли это о национальной святыне или грубая провокация, имеющая цель вбить клин между канонической Болгарской Православной Церковью и Московским Патриархатом, а может быть, желание зарекомендовать себя незаменимыми знатоками церковной ситуации? Так или иначе, точку в этой истории поставит новое " Симеоновское " правительство, которое скорее всего предпочтет препоручить решение данной проблемы единственно возможному арбитру - самой Болгарской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Святой благоверный и равноапостольный царь Борис, во святом крещении Михаил, Болгарский Память 2 / 15 мая Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Славный царь Борис родился в IX веке и был воспитан в язычестве. Христианской вере его научили сестра и дядя по имени Энработ (Боян). Энработ принял мученическую смерть во время гонения, начатого Маломиром, предшественником Бориса. Придя к власти в 852 году, Борис вначале обратился к латинским миссионерам, поскольку в то время Болгария заключила военный союз с франками против моравского князя. Но вскоре Борис осознал религиозное и культурное превосходство Византии. Он попросил императора Михаила III крестить его самого и весь его народ. Князя крестили с великим торжеством в 864 году в городе Плиске – древней столице Дунайской Болгарии. Для этого события специально приехал епископ из Византии. Борис был наречен Михаилом – по имени своего крестного отца императора Михаила. Вслед за ним обратилась большая часть народа – бояре и люди всех сословий. Патриарх Константинопольский святой Фотий (память 6 февраля) направил князю письмо, в котором разъяснял обязанности христианского государя. Затем он послал в Болгарию миссионеров. Борис стремился устроить юную Церковь по примеру Византийской и надеялся добиться ее самостоятельности. Константинополь отнесся к этому неблагосклонно, и Борис обратился к папе Римскому. Тот послал в Болгарию миссионеров для распространения литургической практики латинской Церкви и ее ложного учения об исхождении Святого Духа и от Сына. Однако царь очень скоро понял, как опасно зависеть от Запада не только с церковной, но и с политической точки зрения, и изгнал из Болгарии латинских миссионеров. В марте 870 года Собор подчинил Болгарскую Церковь Константинополю. Из Византии прибыл архиепископ в сопровождении десяти епископов. Он обосновался в Преславе, откуда руководил юной Церковью. Впоследствии патриарх Игнатий послал в Болгарию клириков возглавить местное духовенство. В 885 году пять учеников святых Кирилла и Мефодия – Климент, Наум, Ангеляр, Горазд и Савва, так называемая Охридская пятерица, – взяли на себя выполнение миссионерской задачи. Они проповедовали веру на славянском языке и постепенно крестили весь народ. Скоро благодаря поддержке царя Болгарская земля процвела храмами, в которых воздавали хвалу Господу Богу на славянском языке.

http://pravoslavie.ru/53528.html

Крещение Болгарии сопровождалось дипломатическими ходами заинтересованных сторон. Решающим однако был личный выбор болгарского Царя. Христианство не было ему неведомо. Его дядя, Князь Боян-Енравота, был мучеником за христианскую веру, это произошло в канской семье и невозможно, чтобы это было ему неизвестно. При канском дворе проживал византийский пленный монах по имени Кинам, с которым молодой Кан Борис любил беседовать о христианской вере. Перед ним стоял тяжелый и ответственный выбор – от какой Церкви принять христианство и как это отразится на дальнейшей судьбе государства. Еще не разбираясь в тонкостях христианских толков, он смотрел на дело с чисто практической и политической стороны. Принять христианство от Византии, означало добровольно впустить врага к себе в дом. Царь Борис не строил себе иллюзий и об агрессивности Западной империи. Византия же, зная о его намерении принять христианство от Западной Церкви, с которой она только что вступила в тяжелый конфликт, пустила в ход все свое дипломатическое искусство. Кроме того, на принятии христианства от Восточной Церкви – Вселенской Патриархии, настаивала собственная сестра Царя Бориса, Анна, которая была ревностной христианкой – она была воспитана в Константинополе при имперском дворе, пребывая там в качестве заложницы мира между Болгарией и Византией. (Приписки к болгарскому переводу Хроники Константина Манассии; Продолжатель Феофана; Иоанн Скилица; Георгий Кедрин; Иоанн Зонара). Перед Царем Борисом стояла тяжелая и опасная задача. Византия снова угрожала Болгарии войной. Чтобы предотвратить ее, Царь Борис согласился принять крещение по обряду Восточно-Православной Церкви и этим сделал первый шаг к исполнению предначертания Божиего промысла о Болгарии, славянстве, словено-болгарском Православии и связанных с этим конечных судьбах мира. Осенью 863 г. болгарские послы, прибывшие в Константинополь для уточнения условий принятия христианства, приняли св. Крещение и возвратились в Болгарию вместе с одним Епископом и сопровождавшем его духовенством для обращения Болгарии в христианскую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это был пик могущества Первого Болгарского царства. Благодаря усилиям Симеона, государство болгар включало в свои границы на севере Задунайскую область, в том числе нынешнюю Венгрию, Семиградье и Валахию до реки Тисы, Мармарош и всю область на восток от рек Днестра и Южного Буга. На юге в состав Болгарии входила почти вся Фракия, приморские области Македонии, Северная Фессалия. На западе – почти все побережье Албании до реки Боян, и сербские земли вплоть до реки Дрины по ее течению до впадения в реку Саву 342 . После этого наступило короткое время передышки, которым попытался активно воспользоваться Роман Лакапин, чтобы укрепить свое положение. Последнего сына, 7-летнего Феофилакта, царь постриг в клирики, а патриарх рукоположил в иподиаконы и назначил своим синкеллом. Очевидно, Лакапин полагал, что после кончины Мистика Феофилакта можно будет поставить Константинопольским патриархом. Нет сомнений, что примером для подражания он избрал практику императоров Василия Македонянина и Льва Мудрого, поставивших патриархом св. Стефана. Но эта комбинация оказалась слишком преждевременной: Николай Мистик скончался 15 мая 925 г., а Феофилакт был слишком мал, чтобы претендовать на патриаршество. Назначили столичным архиереем евнуха Стефана II (925–928), митрополита Амасии. И тут же раскрыли очередной заговор, в котором вновь состояли самые близкие Лакапину лица: мистик (личный секретарь) Иоанн, логофет Косьма, стольник Константин, сын Воилы 343 . Получалось, что все усилия Лакапина ни к чему не приводили: его по-прежнему не желали признавать законным царем. Постоянно возникали какие-то комбинации, главной целью которых являлось лишение Романа I царской власти. Однажды заговорщики попытались поиграть на честолюбии царского сына. В 928 г. магистр Никита, тесть императора Христофора, советовал своему зятю выступить против отца и захватить власть. Когда об этом стало известно Роману I, Никиту схватили, постригли в монахи и сослали в ссылку 344 . Правда, вскоре удача улыбнулась и Роману I: в Константинополь пришло радостное известие о том, что 27 мая 927 г. Болгарский царь Симеон был разбит войском хорватов, которых, как и ранее сербов, решил покорить. Его блистательное правление стало угнетать болгар – постоянные войны и вызванные ими налоги всегда в тягость рядовому обывателю. А потому множество подданных Симеона решило перебраться на территорию Византийской империи – по словам Романа Лакапина, не менее 20 тыс. болгар мигрировало в Фессалию, поскольку им «опротивели военнолюбивые устремления Симеона и его непримиримость» 345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Профессор Боян Пиперов преподавал Библейскую археологию. Он состоял членом Тель-Авивского университета, мог читать лекции на древнееврейском! Евреи приглашали его в качестве лектора, ведь он знал язык в совершенстве. Пиперов был чрезвычайно точен в своих оценках тех или иных вопросов предмета, словно компьютер. Он задавал нам вопросы на экзаменах так, чтобы проверить, усвоили ли мы материал, знаем ли определенную тему. Пиперов был очень мудрым человеком, братом митрополита Никодима Сливенского. Помню, на экзамене он меня спросил: «Какое расстояние между Египтом и Иудеей?» Я отвечаю: «40 лет»! А ему понравился ответ, и это стало моим единственным вопросом на экзамене. Он хотел понять, слушал ли я его лекции, изучал ли материал – или просто пропустил все мимо ушей. А мой ответ был ответом на целый вопрос в учебной программе – «40 лет». И благодаря этому профессору, надо сказать, библейская археология стала моим любимым предметом. Но в те времена еще нечего было читать, было два-три экземпляра учебника в библиотеке да какие-то заметки с лекций. Это уже позже вышел учебник по Библейской археологии. Вот что вспомнилось, если говорить о моих наставниках в академии и то время. – Вы произнесли фразу о «старой церковной школе» и о том, что ее отличает. Что-то изменилось сегодня в духовном образовании Болгарской Церкви? – Разница – как между землей и небом. В наше время было гораздо больше порядка, дисциплины, не было Интернета... Я считаю, что и общение между нами, семинаристами и преподавателями, было на гораздо более высоком уровне, чем сегодня. – Софийская академия носит благородное имя Климента Охридского. Какую роль этот святой сыграл в жизни православной Болгарии и, может быть, лично вашей? – Жизнь и житие святого Климента всегда были примером не только для меня, но и для всего болгарского духовенства. Уже будучи студентами, при самом пении тропаря святому мы духовно заряжались. Это было полезно для нас, мы пели и слушали этот тропарь с огромным благоговением, потому что текст – очень содержательный, на самом деле. Скажу вам, что я всегда воспринимал святого Климента как одного из своих небесных покровителей.

http://pravoslavie.ru/141825.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie В Софии молитвенно почтили память святителя Серафима Богучарского Служба коммуникации ОВЦС, 28.02.2024. 26 февраля 2024 года на подворье Патриарха Московского и всея Руси в Софии торжественно почтили память святителя Серафима, архиепископа Богучарского, Софийского чудотворца. Праздничную Литургию возглавил главный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви епископ Мельнишский Герасим. Его Преосвященству сослужили настоятель подворья протоиерей Владимир Тыщук, представитель Православной церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский), представитель Румынской Православной Церкви в Болгарии ставрофорный священноэконом Нелуц Опря, протоиерей Алексий Максименюк, клирики храма святого великомученика Пантелеимона протоиерей Димитрий Тухчиев, иерей Серафим Желев и диакон Александр Морозов, клирик храма святителя Николая Софийского иерей Христо Пашов и клирик Ловчанской епархии иерей Спиридон Николов. На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов, а также о здравии Святейшего Патриарха Болгарского Неофита. После сугубой ектении была вознесена молитва о восстановлении мира. За богослужением молились председатель партии «АБВ» Румен Петков, первый секретарь Посольства Российской Федерации В.Ю. Солодкин, председатель Фонда памяти митрополита Видинского Дометиана Юлия Таран, члены регионального отделения патриотического движения «Иван Вазов» из города Старая Загора, политический аналитик Боян Чуков, гости из провинции, а также многочисленные прихожане подворья. Богослужебные песнопения исполнил хор Патриаршего подворья под управлением регента Василены Ченовой-Стефановой. По окончании богослужения с благодарственным словом к епископу Мельнишскому Герасиму обратился настоятель подворья протоиерей Владимир Тыщук, который преподнес в дар владыке архиерейские панагию и крест.

http://mospat.ru/ru/news/91441/

Глава 16. Северная граница. Болгария и Угры. Походы русских князей. Славяне в Лаконике Громадное напряжение, с которым велась война Византии с Болгарией при Симеоне, когда болгарское войско не один раз стояло под стенами столицы и в состоянии было ставить свои условия византийскому правительству, средства которого были подорваны непрерывной мелкой войной с арабами, сопровождалось тяжелыми последствиями для обеих стран, и в особенности для той, которая была меньше и не обладала такими материальными ресурсами, какие были у Византийской империи. Выросши и воспитавшись в Константинополе в лучшей школе того времени, знакомый по непосредственному опыту с административной системой и с государственными людьми империи, Симеон, полугрек по воспитанию и образованию, довольно пренебрежительно отнесся к административной рутине, приводившей в движение обширную государственную машину по определенной и твердо установленной системе, и не мог дать себе отчета в том, что не достаточно иметь притязание на царский титул, а необходимо обставить свои требования разнообразными правовыми основаниями и найти содействие в церковной власти. Всматриваясь в дошедшие до нас известия об его геройских военных делах и о тех требованиях, какие он при свиданиях и в переписке предъявлял патриарху и царям, можно весьма пожалеть, что эта исключительная по своему значению в славянской истории фигура мало возвышается в государственном отношении над обыкновенным уровнем современников. Симеон истощал Болгарию в титанической войне, раздробил свои силы по перифериям и не успел заложить прочных устоев для государственного и церковного объединения составных частей его обширного, наскоро сколоченного из мало подобранного материала здания. Весьма важно здесь отметить, что Симеон разделяет судьбу многих славянских князей, которые личной энергией и настойчивостью успевали достичь больших успехов, но после которых немедленно наступала реакция, имевшая целью разрушение их дела. Симеон умер 27 мая 927 г. Он был женат два раза, от первой жены остался сын Михаил, от второй – Петр, Иоанн и Вениамин, или Боян.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

е. от так-называемых кателянов или каталанов, толпы испанских авантюристов, которые в 1302 г. наняты были греческим импер. Андроником 2-м против турок, но которые потом обратились против самих нанимателей и шайки которых разбойничали на Афоне и осаждали тамошние монастыри, добираясь до их богатств, в 1308–1310 г. (см. Энциклопедии Эрша и Грубера, первой секции т. 85, стр. 379 sqq, Шафарика Geschichte der Südslawisch. Literatur III, 116 sqq и в сербском Родослове, в житии архиеп. Даниила 2-го, по изд. Даничича стр. 344 sqq). 32) Мученики софийские: Георгий, Николай и Ферапонт, посеченные турками в правление султана Селима; мощи в Софии. Мучение первого, написанное не назвавшим себя по имени духовным отцом его, напечатано в Гласнике XXI, 131; по этому мучению, Георгий был родом из Кратова, пострадал в Софии от турок 18-ти-летним юношей в третие лето султана Селима, в 7 тысяч и 23 лето или в 1515 году; служба ему там же стр. 104. Память 11 Февраля и 28 мая (Филар., Март, и Пролог. В собраниях рукописей Ундольского, 563, л. 640 и Царского 411, л. 211, есть мучение сего Георгия, написанное в 1539 г., по приказанию архиепископа новгородского (после митрополита московского) Макария, монахом и пресвитером новгородского архиерейского дома Илиею, со слов двух приходивших в Новгород афонских зографских монахов, у Ундольского лл. 641 об и 654 об.). 33) Ангел, битольский мученик, от села Флорина, пострадавший от турок в 1750 г. Страдание его, но словам Паисия, описал по-гречески тогдашний владыка битольский. 34) Манассий (Царств. мученик) габровский. На сем святом, не сообщая о нем никаких биографических сведений, оканчивает свой список Паисий. 35) Васса мученица, девица от страны солунския. 36) Игнатий тулевский. 37) Евфимий сербский. Эти трое святых, пропущенные у Паисия по известным нам спискам, стоят, без всяких биографических сведений, в списке Царственника. 38) Боян князь. Имя этого святого, под которым разумеется Енработа или Боин архиеп. Феофилакта, дядя Бориса-Михаила (выше стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Евфросиния Александрийская , прп. (25 сентября/8 октября; 15/28 февраля) Евфросиния Московская – см. Евдокия Московская Евфросиния Полоцкая (до крещения княжна Предислава), прп., игумения (23 мая/5 июня) Евфросиния (в иночестве Евпраксия) Рязанская (5/18 июня) Екатерина Александрийская , дева, вмц. (24 ноября/7 декабря) Ексакустодиан (Константин) Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Елеазар Анзерский (Севрюков), прп. (13/26 января) Елеазар Иерусалимский , мч., учитель мчч. Маккавеев (1/14 августа) Елеазар Маккавей , мч. (1/14 августа) Елевферий Иллирийский , Римский, еп., сщмч. (15/28 декабря) Елезвой Ефиопский , царь (24 октября/6 ноября) Елена Константинопольская , равноап., царица, мать имп. Константина Великого (6/19 марта; 21 мая/3 июня) Елисавета Феодоровна , Алапаевская, вел. княгиня, прмц. (5/18 июля; в воскресенье после 25 января [новомуч.]) Елисавета , прав., мать св. Иоанна Предтечи (5/18 сентября) Елисей , пророк, ученик и преемник пророка Илии (14/27 июня) Елпидий Херсонесский , еп., сщмч. (7/20 марта) Елпидифор Персидский , мч. (2/15 ноября) Емилиан Доростольский , мч. (18/31 июля) Емилиан Кизический , еп., исповедник (8/21 января; 8/21 августа) Енравот-Боян Болгарский , мч. (27 марта/9 апреля) Епенет , ап. от 70-ти, еп. Карфагенский (4/17 января ап.]; 30 июля/12 августа) Епистимия Емесская (Финикийская), мч. (5/18 ноября) Епифаний Кипрский , еп. (12/25 мая) Еразм Печерский , прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (24 февраля/9 марта; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Еразм Охридский , сщмч. (2/15 июня) Ераст , ап. от 70-ти, еп. Панеадский (4/17 января ап.]; 10/23 ноября) Ерм (Ермий), ап. от 70-ти, еп. Далматский, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля; 31 мая/13 июня) Ермий Команский , мч. (31 мая/13 июня) Ермипп Никомидийский , иерей, сщмч. (26 июля/8 августа) Ермоген Александрийский , епарх, мч. (10/23 декабря) Ермоген Московский и всея России, патр., чудотворец, сщмч. (17 февраля/2 марта; 12/25 мая; 5/18 октября свт.]) Ермократ Никомидийский , иерей, сщмч. (26 июля/8 августа)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010