Календарь болгарских святых Январь 4/17 января Преподобномученик Онуфрий Габровский 15/28 января Преподобный Гавриил Лесновский Преподобный Прохор Пчиньский 16/29 января Преподобный Ромил Бдинский (Видинский) Священномученик Дамаскин Габровский, Свищовский 18/31 января Святитель Иоаким I, патриарх Тырновский 20 января/2 февраля Святитель Евфимий, патриарх Тырновский 30 января/12 февраля Святой благоверный царь Петр Болгарский Мученик Димитрий Сливенский Февраль 11/24 февраля Мученик Георгий Софийский Новый 17 февраля/2 марта Святой Роман Тырновский Март 5/18 марта Мученик Иоанн Болгарский 11/24 марта Святитель Софроний, епископ Врачанский 23 марта/5 апреля Преподобномученик Лука Одринский 26 марта/8 апреля Мученик Георгий Софийский (Старый) 28 марта/10 апреля Мученик Боян, князь Болгарский Апрель 4/17 апреля Священномученик Никита Сярский 6/19 апреля Равноапостольный Мефодий, учитель и просвятитель словенский 23 апреля/6 мая Мученик Лазарь Болгарский Май 1/14 мая Преподобномученик Акакий Сярский 2/15 мая Святой царь Борис-Михаил. креститель болгар 11/24 мая Равноапостольные Мефодий и Кирилл, просвятители словенские 14/27 мая Мученик Райко-Иоанн Болгарский 17/30 мая Великомученик Николай Софийский 22 мая/4 июня Святой страдалец князь Иоанн Владимир 26 мая/8 июня Мученик Георгий, Новейший, потрадавший в Сердике (Софии) 27 мая/9 июня Священномученик Ферапонт 28 мая/10 июня Преподобный Софроний Болгарский (Софийский) Июнь 19 июня/2 августа Преподобный Паисий Хиландарский Мученик Зосима Созопольский 25 июня/8 августа Преподобный Дионисий Афонский Преподобномученик Прокопий Варненский Июль 1/14 июля Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского из Тырново в Рыльскую обитель 7/20 июля Великомученица Кириакия-Неделя Преподобномученики пресвитер Епиктет и монах Астион 11/24 июля Преподобномученик Никодим Албанский (Ватопедский) 16/29 июля Мученик Иоанн Тырновский 29 июля/3 августа Священномученик Виссарион Смоленский Август 8/21 августа Мученик Триандафил Старозагорский 16/29 августа Преподобный Иоаким Осоговский

http://pravoslavie.ru/40419.html

Календарь болгарских святых HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Календарь болгарских святых Январь 4/17 января Преподобномученик Онуфрий Габровский 15/28 января Преподобный Гавриил Лесновский Преподобный Прохор Пчиньский 16/29 января Преподобный Ромил Бдинский (Видинский) Священномученик Дамаскин Габровский, Свищовский 18/31 января Святитель Иоаким I, патриарх Тырновский 20 января/2 февраля Святитель Евфимий, патриарх Тырновский 30 января/12 февраля Святой благоверный царь Петр Болгарский Мученик Димитрий Сливенский Февраль 11/24 февраля Мученик Георгий Софийский Новый 17 февраля/2 марта Святой Роман Тырновский Март 5/18 марта Мученик Иоанн Болгарский 11/24 марта Святитель Софроний, епископ Врачанский 23 марта/5 апреля Преподобномученик Лука Одринский 26 марта/8 апреля Мученик Георгий Софийский (Старый) 28 марта/10 апреля Мученик Боян, князь Болгарский Апрель 4/17 апреля Священномученик Никита Сярский 6/19 апреля Равноапостольный Мефодий, учитель и просвятитель словенский 23 апреля/6 мая Мученик Лазарь Болгарский Май 1/14 мая Преподобномученик Акакий Сярский 2/15 мая Святой царь Борис-Михаил. креститель болгар 11/24 мая Равноапостольные Мефодий и Кирилл, просвятители словенские 14/27 мая Мученик Райко-Иоанн Болгарский 17/30 мая Великомученик Николай Софийский 22 мая/4 июня Святой страдалец князь Иоанн Владимир 26 мая/8 июня Мученик Георгий, Новейший, потрадавший в Сердике (Софии) 27 мая/9 июня Священномученик Ферапонт 28 мая/10 июня Преподобный Софроний Болгарский (Софийский) Июнь 19 июня/2 августа Преподобный Паисий Хиландарский Мученик Зосима Созопольский 25 июня/8 августа Преподобный Дионисий Афонский Преподобномученик Прокопий Варненский Июль 1/14 июля Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского из Тырново в Рыльскую обитель 7/20 июля Великомученица Кириакия-Неделя Преподобномученики пресвитер Епиктет и монах Астион 11/24 июля Преподобномученик Никодим Албанский (Ватопедский) 16/29 июля Мученик Иоанн Тырновский 29 июля/3 августа Священномученик Виссарион Смоленский Август

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

При Царе Иоанне Асене II идея самодержавной монархии на болгарской почве достигла своего расцвета. Перенятая от Византии как теория, она легко привилась в Болгарии при единоличном образе правления болгарских Канов и Царей. Но как из Византии изобильно текла духовная благодать и исходил ослепительный свет Православия, озаряя Болгарию и посредством и через Болгарию распространялась на весь славянский мир и, прежде всего на Сербию и Русь, то так же из Византии перенимались и пороки нравственной и политической жизни. Болгарские Цари не преминули воспринять отраву византийской жизни и применить ее в болгарском обществе. Первым следствием этого было то, что болгарские самодержцы в своем большинстве были самодурами. Неустанное восхваление их придворными и церковными ласкателями вело к тому, что они теряли чувство реальности и жили в мире своих необузданных прихотей и превратного мнения о себе. В дальнейшем Болгария как государство, народ и общество, жестоко расплатилась за безумия и преступления своих правителей. К чести Болгарской Православной Церкви, она перед Царями не угодничала и кроме двух заслуженных болгарских Царей – Бориса и Петра, она ни единого Царя не канонизировала. He в пример сербам, которые всех своих правителей поголовно произвели в святые. Волжская Болгария В царствование Царя Иоанна Асеня II прекратило свое существование другое болгарское государство, возникшее после распада государства Кана Кубрата в VII в. После распада болгарского племенного союза и ухода значительной части болгарских племен вслед за Канами Аспарухом и Кубером перед угрозой и под давлением хазарских племен, движущихся с Востока, болгарские племена рассеялись на довольно большом пространстве. Часть из них, под водительством старшего сына Кана Кубрата – Бать Баяна (или Боян), осталась в Приазовье, а позже в поисках укрытия ушли в ущелья северного Кавказа – т. наз. «черные болгары», нынешние балкарцы. Другие рассеялись на пространстве сегодняшней Украины и слились с древнерусскими племенами. Иные поселились на Крымском полуострове, где были христианизированы, судя по археологическим данным (М. И. Артамонов, История Хазар, Ленинград, 1962). Довольно большая их часть осела на северном Причерномории, естественно слилась с местным болгарским населением и усилила присутствие болгарского населения в болгарских землях и владениях Задунайской Болгарии, на территории нынешней Румынии и Молдовы (Бессарабии). Самая большая часть из оставшихся болгарских племен после ухода Аспаруха и Кубера, т. наз. «серебряные болгары», под водительством Кана Κοтрага, подпала под власть хазаров в VII в. А в конце VIII в., когда в Хазарском каганате вспыхнули междоусобицы, они ушли на северо-восток и расселились по течению р. Итиль (или Атель), русское название которой – Волга, произошло именно от народного имени болгар. живущих по ее течению и означает Болгарская река. Основная масса болгар поселилась у устья р. Камы при ее впадении в Волгу, где и основалось в в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Софии молитвенно почтили память святителя Серафима Богучарского 29.02.2024 14:33:22 СОФИЯ 26 февраля 2024 года на подворье Патриарха Московского и всея Руси в Софии (Болгария) торжественно почтили память святителя Серафима, архиепископа Богучарского, Софийского чудотворца. Божественную литургию на подворье Патриарха Московского и всея Руси в Софии возглавил главный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви епископ Мельнишский Герасим. Его Преосвященству сослужили настоятель подворья протоиерей Владимир Тыщук, представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский), представитель Румынской Православной Церкви в Болгарии ставрофорный священноэконом Нелуц Опря, протоиерей Алексий Максименюк, клирики храма великомученика Пантелеимона протоиерей Димитрий Тухчиев, иерей Серафим Желев, клирик храма святителя Николая Софийского иерей Христо Пашов и клирик Ловчанской епархии иерей Спиридон Николов. На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов, а также о здравии Святейшего Патриарха Болгарского Неофита. После сугубой ектении была вознесена молитва о восстановлении мира. За богослужением молились председатель партии «АБВ» Румен Петков, первый секретарь Посольства Российской Федерации В.Ю. Солодкин, председатель Фонда памяти митрополита Видинского Дометиана Юлия Таран, члены регионального отделения патриотического движения «Иван Вазов» из города Старая Загора, политический аналитик Боян Чуков, гости из провинции, а также многочисленные прихожане подворья. Богослужебные песнопения исполнил хор Патриаршего подворья под управлением регента Василены Ченовой-Стефановой. По окончании Литургии протоиерей Владимир Тыщук обратился к епископу Мельнишскому Герасиму с благодарственным словом. Настоятель подворья преподнес в дар Его Преосвященству архиерейские панагию и крест. Владыка Герасим поблагодарил отца Владимира, отметив важность совместного молитвенного собрания в честь праздника, передает сайт Патриаршего подворья.

http://radonezh.ru/2024/02/29/v-sofii-mo...

В конце 1944 г., как уже говорилось, начались репрессии священнослужителей. В этот период так называемыми народными судами по обвинению в сотрудничестве с фашистами (в соответствии с принятым законом о наказании виновных в вовлечении Болгарии во II Мировую войну и связанных с ней злодеяниях) было осуждено 90 духовных лиц (многие невинно), а некоторых арестовали или убили без всякого суда и следствия. В частности, 3 ноября 1944 г. Синод написал в Министерство иностранных и религиозных дел об арестованных без всякого судебного приговора священниках Доростольско-Червенской епархии. [xciii] Синод также просил Дирекцию милиции извещать епархиальное начальство о задержанных священниках и позволить им отбывать сроки наказания в монастырях. В декабре, ввиду предстоящего праздника Рождества Христова, часть первых политических заключенных нового режима была помилована. [xciv] Как раз в это время начальник милиции Главинчев готовил аресты всех членов Синода, кроме митр. Стефана, за то, что они в одном из своих посланий летом 1944 г. высказались против партизан. Узнав об этом, Г. Димитров в письме Т. Костову от 13 ноября попросил не допустить этого: «Арест членов Синода произведет отрицательное впечатление и, несомненно, будет использован звенаритами, земледельцами и другими нашими союзниками против нашей партии, что вызовет неблагоприятное для нас смущение у сельского населения». [xcv] Однако Димитров не заступился за двух арестованных в октябре 1944 г. архиереев: митр. Паисия, взятого под арест из-за его высказываний в пользу Германии на страницах «Церковного вестника» и из-за выпуска пронемецкого епархиального послания «Духовное возрождение» (при этом Владыка был непримиримым защитником болгарских евреев и убежденным противником расовой идеологии), и митр. Кирилла, заключенного под стражу как начальника военного духовенства, хотя он лишь формально занимал эту должность. Их продержали в тюрьме до марта 1945 г. и при этом подвергали пыткам. [xcvi] Первая волна репрессий духовенства (под знаком антифашизма) продолжалась с сентября 1944 по май 1945 гг. Так, например, 9 сентября был арестован и после долгих мучений расстрелян священник с. Тръстеник о. Иоанн Тодоров, 17 сентября в г. Боян убит священник Евстатий Пандурски, 2 октября замучен священник с. Дълбни Дыбник о. Николай Йотов, 5 октября в г. Севлиево арестован и расстрелян протоиерей Стефан Кривошиев, в тот же день в г. Разлоге убит кирками вместе с 39 местными жителями священник Петр Дивизиев и т.д. [xcvii] В этот период по церковным данным были подвергнуты суду 158 священно- и церковнослужителей, из них 152 осуждены, в том числе 13 на смерть. Кроме того, 45 духовных лиц были задержаны без судебных санкций, из них 25 бесследно исчезли и 4 оказались убиты. [xcviii]

http://bogoslov.ru/article/600839

Адрес: Cnr of Royal Pde. & The Avenue, Parkville VIC Australia. Настоятель: иерей Игорь (Филяновский). Телефон: + 61 (3) 9375 7116, 0403381967. Свято-Троицкий храм (СПЦ) Адрес: Cnr. Nicholson Street & Glenlyon Road BRUNSWICK EAST VIC 3057. Настоятель: протоиерей Мирослав (Хаджи-Попович). Телефон: + 61 (3) 9387 6420. Церковь во имя святых Кирила и Мефодия (БПЦ) Адрес: 3 Bayview St., Northcote 3070 Melbourne, Victoria. Настоятель: протоиерей Велин (Ильев). Телефон: + 61 (3) 9481 6313. г. Джилонг (Geelong) Скорбященский храм (РПЦЗ) Адрес: 17 Yarran Street Bell Park VIC 3125. Настоятель: иерей Симеон (Кичаков). Телефон: + 61 (3) 5278 7783. г. Ист Донкастер (East Doncaster) Миссионерская часовня Успения Божией Матери и святого Германа Аляскинского (АПЦ) Адрес: 4a Navarre Circuit, East Doncaster, Vic 3109. Настоятель: иерей Владимир (Ивленков). Телефон: + 61 (3) 9841 4411. Богослужения совершаются на церковнославянском и английском языках. г. Колинвуд (Collingwood) Покровский Собор ( РПЦЗ ) Адрес: 6 Oxford Street, Collingwood VIC 3056. Настоятель: протоиерей Николай (Карыпов). Телефон: + 61 (3) 9306 8497. г. Уодонга (Wodonga) Храм во имя святых апостолов Петра и Павла (СПЦ) Адрес: 54 High Street, WODONGA VIC 3690. Настоятель: иерей Боян (Попов). Телефон: + 61 (3) 6024 1372. г. Саус Ярра (South Yarra) Русский православный приход в честь Покрова Божией Матери (КПЦ) Адрес: 41 Moore St, SOUTH YARRA, VIC 3141. Настоятель: архимандрит Тихон (Романов). Телефон: + 61 (3) 98269547. Западная Австралия (Western Australia) г. Перт (Perth, столица штата) Троицкий храм (СПЦ) Адрес: Marlborough Street, MT. LAWLEY WA 6050. Настоятель: протоиерей Милорад (Соктэп). Телефон: + 61 (8) 9343 2291. В скобках указана юрисдикционная принадлежность прихода: АПЦ – Антиохийская Православная Церковь БПЦ – Болгарская Православная Церковь КПЦ – Константинопольская Православная Церковь ПЦА – Православная Церковь в Америке РПЦ МП – Русская Православная Церковь Московского Патриархата РПЦЗ – Русская Православная Церковь за границей

http://pravoslavie.ru/2829.html

В 558 г. болгарские племена подпали под власть аваров, а около 576 г. над ними распростерлась власть Западного Тюркского каганата. Борьба против поработителей была возглавлена болгарским Каном Кубратом, племянником Кана Органа, который в конце VI в. освободил часть болгарских племен как от власти Западно-тюркского, так и от власти Аварского каганата и около 635 г. основал государство, называемое Великая Болгария. Великий болгарский Кан Кубрат был христианином. Согласно источникам, еще в детском возрасте он был крещен в Константинополе и его восприемником был брат Императора Ираклия Феодор, а Император почтил его саном патрикия (Патриарх Никифор). Болгары с самого начала своей христианизации знали и исповедовали только восточно-православное христианство и всегда были преданы ему. Семья Кана Кубрата тоже была христианской, о чем свидетельствуют некоторые косвенные источники (Погребальное сокровище из могильного кургана Кана Аспаруха у деревни Вознесенка, ныне гор. Запорожье, Украина; Личная печать Кана Тервеля, прямого внука Кана Кубрата). После смерти Кана Кубрата в середине VII в. под ударами надвигавшихся с Востока хазар племенное объединение Великой Болгарии распалось. Часть болгар (т. наз. «черные болгары») осталась жить на старом месте под властью старшего сына Кана Кубрата Кана Батбаяна (Бат – старший брат, батя; Боян). До сих пор на Кавказе живут их далекие потомки – балкарцы. Среди дагестанских болгар в 682 г. миссионерствовали албанский (азерский) Епископ Израиль (дохалкидонит?) – История агван Моисея Каганкатваци, писателя X века», СПб, 1861; и среди прочих кавказских болгар Епископы Кардост и Макарий (Составитель Хроники к Церковной истории Захария Ритора). О христианстве среди болгар в вв., живущих на Кавказе и в Приазовии, свидетельствуют как Козма Индикоплевст (Христианская топография), так и арабские писатели Ел Балхи, Ибн-Гаукал, Абу Ал-Фида. Другая часть болгар («серебряные болгары») расселилась на территории нынешней Украины. Некоторые ушли за р. Дон (Кан Котраг), подпали под власть хазаров и только в конце VIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

800 г. Папа Лев III провозглашает франкского короля Карла Великого «императором Римской империи». Ноябрь 809 г. Карл Великий разделял мнение германских Епископов о filioque и в ноябре 809 г. созвал церковный собор Западной Церкви в гор. Аквизграна. Собор, однако, отверг filioque. 810 г. Тогда Карл Великий послал послов к папе Льву III, который их выслушал, порицал, одобрил веровать им как они мыслят(!) и повелел установить на могилах свв. Петра и Павла две серебряные таблички с Никео-Константинопольским Символом веры без filioque, с надписью: «Это поставил я, Лев, из любви к Православию и для предохранения его от повреждения.» 814 г. Церковный собор в гор. Аахене. 829–842 гг. Император Феофил. Иконоборец. Перед смертью покаялся и почтил св. иконы. †28. 10.IV.830 г. Св. благоверный князь (канартикин – престолонаследник) Боян-Енравота убит своим братом, болгарским Каном Маламиром. 835 г. Моравский князь Моймир I прогнал паннонского (блатненского) князя Прибыну из Паннонии, который бежал в Баварию. Баварский комит Ратбод представил его немецкому королю Людвигу, который повелел ознакомить Прибыну с христианской верой и чтобы он принял крещение в нее. Крещение состоялось в храме св. Мартина, близ нынешней Вены, в диоцезе Ювавенской (Зальцбургской) епархии. Вскоре после этого, из-за несогласий с Ратбодом, князь Прибына, отец паннонского (блатненского) князя Коцеля, вместе со своим сыном бежал в Болгарию. Однако из Болгарии, очевидно из-за враждебности в Болгарии тогда к христианству, он ушел в Хорватию к хорватскому князю Ратимиру. (Cornersio Bagoarium et Carantanorum, MGH, SS; ЛИБИ, т. II, c. 133–34.) 842–867 гг. Император Михаил III. До его полнолетия в 856 г. его мать св. Императрица Феодора была регенткой и правила вместо него. В 842/3 гг. она созвала церковный собор в Константинополе, который окончательно утвердил и восстановил иконопочитание. 843 г. Франкская империя распалась Верденским договором на три части – Германия, Франция и Италия. 845 г. Четырнадцать моравских вельмож приняли христианскую веру. Ирландская миссия в Моравии ирландского Епископа Виргилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Катя Тодорова (делегат от мирян Софийской епархии) внесла предложение о возврате к старому церковному стилю (юлианскому календарю). Напомним, что еще в 1968 году Болгарская Православная Церковь перешла в богослужении на новоюлианский календарь. Уже тогда несколько священнослужителей заявили о своем неприятии нового стиля. В 1990 году окончательно оформился старостильный раскол. Противники нового календаря вышли из подчинения Болгарскому Патриарху и создали свою отдельную религиозную организацию. В 1993 году архиереи Священного Синода Противостоящих (одна из старостильных Церквей в Греции) рукоположили лидера болгарских старостильников иеромонаха Фотия (Сиромахова) во епископа с титулом Триадицкий (по древнему названию Софии). Этот раскол не уврачеван и по сей день. Поэтому часть болгарского духовенства разделяет идею возврата к старому стилю, что, по их мнению, позволит преодолеть старостильный раскол. Кроме того принятие нового стиля привело к появлению и других проблем. Например, по новому календарю праздник славянских просветителей святых братьев Кирилла и Мефодия приходится на 11 мая. Однако при этом государственный праздник славянской письменности и культуры отмечается 24 мая (то есть в день памяти святых братьев по старому стилю). В рамках нового календаря день святого Георгия Победоносца может приходиться на Страстную Седмицу. Однако в Болгарии в этот день принято готовить так называемого " георгиевского ягненка " . В результате эта народная традиция входит в противоречие с церковным календарем. Тем не менее Шестой Церковно-Народный Собор отверг предложение о возврате к юлианскому календарю. При голосовании выяснилось, что эту идею поддерживают лишь 20 % делегатов. Из числа правящих архиереев за возврат к старому стилю высказались только двое: митрополит Сливенский Иоанникий и митрополит Пловдивский Николай. Поясняя решение Собора по календарному вопросу, священник Боян Саръев в интервью телеканалу BTV сказал: " Когда был принят новый календарь, это привело к большой смуте и расколу в Православной Церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

1561 г., иждивением Винцента Вуковича, сына Божидара; 7) Триодь Цветная 1562 г.; 8) Часословец, 1566 г., изданный чернецом Иаковом из Каменной Реки (местность или в Герцеговине, близ г. Колошина, или в пределах болгарских близ Кюстендила в типографии, принадлежавшей ранее Божимдару Вуковичу; 9) Псалтирь с восследованием, 1569г., изданная Иеронимом Загуровичем из Котора, при посредстве Иакова Краинова из Софии: руянское (Руяна в ю.-зап. Сербии на р. Мораве) Евангелие 1537 г. трудом монаха Феодосия. – 1 издание; милешевских (в Герцеговине, близ г. Приеполя) 2 издания: 1) Псалтирь Сдедованная, 1557 г., на иждивение игумена Даниила, трудами иеромонахов Мардария и Феодора; 2) Псалтирь Следованная, 1557 г., изданная по повелению игумена Даниила; белградское – 1 издание:Евангелие 1552 года, на средства князя Радниша Дмитровича, а после его смерти дубровничанина Трояна Гундулича, трудом иеромонаха Мардария из Мьркшине Цьркве: скадрское (Скутари, близ Черногории, на р. Боян) 1 издание: Триодь Цветная 1563 г., напечатана старанием Стефана Скадарскаго и типографа Камила Занети; меркшинских (Мьркшино Цьркве, в Сербии или в Черной Горе) 2 издания: Евангелие 1562 г., трудом иеромонаха Мардария, Триодь Цветная, 1566 г., трудом того же иеромонаха Мардария и его помощников – священника Живка и диакона Радула. 138 Издания следующие: брашовское (в Трансильвании) Еванелие, около 1500 г., на иждивение жупана Гануша Бегнера, без означения времени и места издания; терговищских (в Валахии), вероятно, 2 издания: 1) Евангелие 1512 г., без означения места, по повелению воеводы Иω. Басараба, трудом священника Макария; 2) Апостол, 1547 гю, издан в правление угровлахийского воеводы Иω. Мирчи на средства Логофета Димитрия, внука Божидара, при содействии учеников Опра и Петра; шебежских, в Семиградьи, вероятно, 4 издания: 1) Псалтирь Следованная, 1577 г., издана трудами диакона Кореси; 2) Евангелие (напрестольное), 1579 г., трудами диакона Кореси и Мануила: 3) Триодь Постная, 1577–79, вероятно, трудами того же диакона Кореси; 4) Минея избранная, 1580 г., с соизволения седмиградского митрополита Геннадия, трудами диакона Кореси; неизвестных выходов молдавских и угровлахийских, по-видимому, 4 издания: 1) Евангелие, ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010