«Боян» утверждался, развивался, разрастаясь от года в год, всё более и более приобретая академические черты. В состав вводятся брёлка, жалейка, владимирские рожки, трещотки... - это русские народные инструменты. Но одновременно в ткань музыкального произведения дирижёр стал вплетать, и удачно, инструменты симфонического звучания (ударные, медные и деревянные духовые, струнные...). А также, «в духе времени» и «научно-технического прогресса», синтезатор и даже... бас-гитару! Критика снизосходит: «Программа... отличалась продуманностью и хорошим вкусом, а исполнение - яркой образностью. Восторженно приняли слушатели два фрагмента из «Картинок с выставки» М. Мусоргского... мощная энергия звуков заполнила зал до предела...» - это из одной рецензии начала 70-х после выступления «Бояна» в Октябрьском зале Дома Союзов. Заявил о себе как интерпретатор классических произведений. И... композитор! По необходимости, разумеется, незаурядной души своей начал писать к своим музыкальным пьесам стихотворные тексты. Да, смолоду Анатолий Полетаев проявился как новатор. Во всех возможных Богом данных ему ипостасях! Талантливый человек - он талантлив во всём! Исполнительские, эстетические, просветительские задачи, поставленные им перед самим собой, а затем «Бояном», были столь значимы, неожиданны и новы, что вряд ли превзойдены в российском и мировом музыкальном искусстве по сию пору! И всё-таки - традиция, традиция и ещё раз... традиция! Например, пришла в «Боян» молодая студентка певица Надежда Бабкина... При оркестре появляется ансамбль «Русская песня», где Надежда солирует и который в 1976 году становится лауреатом Всероссийского песенного конкурса в Сочи. В первых составах «Бояна» существовали малые ансамбли «Веснянка», «Гусляры», «Дудари» (одни названия, согласитесь, что значат!): их неизменно отличали высочайший профессионализм и яркая самобытность. Хронология событий тех лет. 1969 год. «Боян» становится лауреатом Первого молодёжного фестиваля народной музыки в Москве. 1973 год. Лауреат X Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Берлине.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/22/...

В. А. Жуковский. «Слово о полку Игореве» Не прилично ли будет нам, братия, Начать древним складом Печальную повесть о битвах Игоря, Игоря Святославича! Начаться же сей песни По былинам сего времени, А не по вымыслам Бояновым. Вещий Боян, Если песнь кому сотворить хотел, Растекался мыслию по древу, Серым волком по земли, Сизым орлом под облаками. Вам памятно, как пели о бранях первых времен. Тогда пускались десять соколов на стадо лебедей; Чей сокол долетал – того и песнь прежде пелась: Старому ли Ярославу, храброму ли Мстиславу, Сразившему Редедю перед полками касожскими, Красному ли Роману Святославичу. Боян же, братия, не десять соколов на стадо лебедей пускал! Он вещие персты свои на живые струны вскладывал, И сами они славу князьям рокотали. Начнем же, братия, повесть сию От старого Владимира до нынешнего Игоря. Натянул он ум свой крепостию, Изострил он мужеством сердце, Ратным духом исполнился, И навел храбрые полки свои На землю Половецкую за землю Русскую. Тогда Игорь воззрел на светлое солнце, Увидел он воинов своих, тьмой от него прикрытых, И рек Игорь дружине своей: «Братия и дружина! Лучше нам быть порубленным, чем даться в полон. Сядем же, други, на борзых коней Да посмотрим синего Дона!» Вспала князю на ум охота, А знаменье заступило ему желание Отведать Дона великого. «Хочу, – он рек, – преломить копье На конце поля Половецкого с вами, люди русские! Хочу положить свою голову Или выпить шеломом из Дона». О Боян, соловей старого времени! Как бы воспел ты битвы сии, Скача соловьем по мысленну древу, Взлетая умом под облаки, Свивая все славы сего времени, Рыща тропою Трояновой чрез поля на горы! Тебе бы песнь гласить Игорю, оного Олега внуку: Не буря соколов занесла чрез поля широкие – Галки стадами бегут к Дону великому! Тебе бы петь, вещий Боян, внук Велесов: Ржут кони за Сулою, Звенит слава в Киеве, Трубы трубят в Новеграде, Стоят знамена в Путивле, Игорь ждет милого брата Всеволода! И рек ему буй-тур Всеволод: «Один мне брат, один свет светлый ты, Игорь,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ответы, впрочем, идут пока «однозначные». На Обращение «Русского Собрания» в защиту Русского оркестра «Боян» на имя В.В. Путина, в его Администрацию, которое я ранее озвучивал, нам пришло извещение от Э.Э. Исаакян, заместителя директора Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры РФ, начальницы другой начальницы - Е.В. Емельяновой. Почему-то именно Э.Э. Исаакян, прикрывая некоторые места своим начальникам, которых тоже очень, видимо, любит, на протесты против уничтожения Русского оркестра «Боян» отвечала и отвечает (см. ПРИЛОЖЕНИЯ). Большего специалиста по Русской культуре в России, как понимаю, и нет! Но, кстати говоря, каким образом оказалась в России Эдита Эдуардовна Исаакян? Что понимает в нашей культуре, в ПОДАВЛЯЮЩЕМ большинстве РУССКОЙ, за которую в министерстве «отвечает»? Тайна сия покрыта мраком. И всё же пишет нашему «Русскому Собранию»: «В соответствии с приказом Минкультуры России от 28.12.2017 2274 в настоящее время проводятся реорганизационные мероприятия...» Мероприятия, именуемые «реорганизационные» , это и есть уничтожение «Бояна»! Представляете, читатель? Вот, к примеру, умозрительно, я, русоволосый и голубоглазый, волею судеб оказался в Ереване, да ещё и с гитарой! Меня сразу, по «моим талантам», все армянские девушки полюбили и определяют в начальники армянского культурного министерства. А что? Справлюсь!.. И начинаю я «оптимизировать», уничтожать армянские национальные коллективы... Ясно, что не прожил бы я в Ереване при таком раскладе и дня! Если бы вообще живым оттуда домой вернулся. А на днях пришло очередное сообщение из Москвы от баяниста Сергея Ивановича Лагутика, лауреата Всероссийских и Международных музыкальных конкурсов, о котором писал выше. Он работал в «Бояне», оркестр и Анатолия Полетаева, как может, защищает. Сергею, в свою очередь, пришло письмо от одного его соратника. Соратник 9 мая 2018 года пишет: «Сергей Иванович, добрый день, с Днём Победы! Вот несколько аргументов в пользу открытия Всероссийского голосования по вопросу восстановления полномочий Анатолия Ивановича Полетаева, в частности, и возобновления творческой деятельности оркестра «Боян»... На официальном сайте для размещения гражданских инициатив - http://www.roi.ru/ .

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/28/...

Озёрские зрители были в восторге и аплодировали, не жалея ладоней... Концерт состоялся в рамках проекта «Территория культуры Росатома» при поддержке ФГУП «ПО «Маяк»...». Исповедь баяниста КОНТАКТОВ С Анатолием Ивановичем, вернувшись в Нижний, не прерывал: мы перезванивались, встречались, когда бывал в Москве. В общем, посвящён во многие «детали» и «нюансы», характеризующие обстановку в оркестре «Боян» последних лет. Но решил, объективности ради, дать слово очевидцу событий. На электронную почту мне написал Сергей Иванович Лагутик, известный баянист, лауреат Всероссийских и Международных музыкальных конкурсов. Завязалась переписка. По её итогам получился откровенный, почти исповедь, рассказ баяниста, который (с небольшой редактурой и купюрами, с его разрешения) хочу представить вниманию читателей. «Я бывший артист оркестра «Боян»... Был сокращён из оркестра в декабре 2017 года. Хотя у меня двое детей: дочке 13 лет, несовершеннолетняя, и сыну сейчас 11 месяцев. Жена в декрете по уходу за ребёнком и дотаций не получает, так как её архитектурная фирма развалилась. И директор «Бояна» Толмачёв меня уволить не мог, так как у меня два и более иждивенца. Да и с «Бояном» у меня был бессрочный контракт... Но суть не в этом. Хочу рассказать о том, как всё происходило с оркестром, потому что изначально был в центре событий. До августа 2014 года директором оркестра был Иван Станиславович Шрамков, музыкант, балалаечник... Шрамков взял на работу в оркестр на должность режиссёра-постановщика оркестра Пилюгина Анатолия Викторовича, в прошлом замдиректора Госконцерта СССР. В дальнейшем в оркестр попросился бывший однокурсник Ивана Шрамкова по ГИТИСу Толмачёв Игорь Александрович. В этот период против Толмачёва и его жены велось уголовное дело по хищению в одном из московских театров. Как говорят, жена была головой этих махинаций. Следствие к тому времени шло уже год, и чтобы показать, на что они живут, нигде не работая, Толмачёв и попросился в «Боян» хоть кем-нибудь. В результате получил должность заместителя директора по АХЧ, то есть завхоза.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/23/...

Показывая эти кадры, хочу сказать не столько об успехе «Бояна» на Тайване, сколько показать, как создается коллективная лечебная аура, когда человек попадает в такую среду, в которой начинает чувствовать себя, как в теплой радоновой ванне, которыми без всяких лекарств лечат у нас на Камчатке. И эти способы лечения надо изучать, подобно тому, как делают это в США, где музыкальная терапия признана официальной методикой лечения. «Боян» и «эксперты» На Международной выставке научных достижений в городе Брно в Чехословакии мы были живым экспонатом, демонстрирующим, как с помощью музыки можно восстанавливать многие функции в организме человека. Посмотреть на выступление «Бояна» тогда приходил премьер-министр ЧССР Любомир Штроугал. Выступали мы и на международной выставке в Бухаресте, в Румынии, а также на Выставке космических достижений в Швеции. Трижды гастролировали в Японии, были с концертами в Британии, Югославии и других странах. И всегда это были успешные выступления, поэтому я не пойму, как могут наши футболисты ездить на матчи за рубеж, если не умеют выигрывать? Не умеете побеждать – не ездите, чтобы болельщикам не было за державу обидно. А «Боян» на любых концертах за рубежом был победителем, и это без всяких грантов со стороны государства, телекамер и телережиссеров, которыми «награждали» наших конкурентов. Мои мысли о необходимости воспитания национального самосознания в людях и борьба за экологически чистую звуковую среду были не по нраву нашим противникам, поэтому они так стремились уничтожить «Боян». Отобрали в 1995-м храм Святого Власия (XVII в.), восстановленный нашими силами, уничтожили Центр славянской музыки в здании бывшего кинотеатра «Зенит» на Таганке, не давали развиваться оркестру, и в декабре 2017-го, наконец, уничтожили «Боян» окончательно. Слава Герострата досталась министру Мединскому и семерке ангажированных «экспертов», среди которых были худрук и главный дирижер оркестра «Новая Россия» и камерного ансамбля «Солисты Москвы» Башмет, худруки хора им. Пятницкого и народного ансамбля «Россия» им. Зыкиной Пермякова и Дмитриенко и другие. Приговор вынесли в пустом Зале Чайковского Московской филармонии, зрителей туда не пустили. Оркестр «реорганизовали», изгнав имя древнеславянского сказителя Бояна. Известные музыканты и дирижеры, профессора, народные артисты и заслуженные деятели искусств России В.А. Овчинников, И.Ф. Обликин, А.А. Муравлев, В.В. Афанасьев, В.В. Чистяков, А.Л. Дудин, Б.М. Егоров, О.А. Блок протестовали, но их протест проигнорировали.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

Нам помогала общественность – от студентов до академиков, и за два года мы восстановили храм по научному проекту. Помню, как на одном совещании меня атаковали около сотни настоятелей храмов: научи, как тебе удалось?! «Очень просто, – отвечал, – берете носилки, вилы, лопаты, кирки и начинайте работать вместе со всеми, иначе мои скрипачи и балалаечники не стали бы этим заниматься». В 1985 году после трехлетней реставрации храма «Боян» стал репетировать и давать концерты. Мы прошли через череду сырых подвалов, полуразрушенных залов, заброшенных зданий, где нам приходилось хранить инструменты, костюмы и репетировать. Своими силами отремонтировали детский сад, где в условиях немыслимой тесноты записали с одним из лучших баритонов страны Поликаниным «Романсы» Рахманинова. Потом, благодаря помощи генпрокурора, нам предоставили здание кинотеатра «Зенит», из которого оркестр опять-таки выбросили на улицу. Причем после феноменально успешного концерта « Москва – Третий Рим» в международном Доме музыки. В 2006 году по инициативе господина Швыдкого оркестр решено было ликвидировать в связи «с оптимизацией бюджетных расходов». И только благодаря поддержке участников II Собора славянских народов Беларуси, России, Украины в 2006 году в Минске, обратившихся с письмом к Президенту РФ Владимиру Путину , «Боян» выжил. – Какие задачи ставите перед собой сейчас? – Держимся своей опытностью, грамотностью, репертуар играем не ниже ватерлинии, а, по правде сказать, выживаем. Вместо 100 человек в коллективе теперь 35 музыкантов. У нас был концертный оркестр – не народный, не симфонический, не эстрадный, за что меня упрекали всегда, мол, нужно играть в каком-то одном жанре. Хотели, чтобы «Боян» превратился в ансамбль народных инструментов. По образованию я народник, но сейчас занимаюсь воспитанием национального русского духа в наших людях. А для этого мне нужно играть шедевры Чайковского, Римского–Корсакова, Рахманинова не на балалайках и домрах, а на симфонических инструментах. Выполняю завет Василия Васильевича Андреева, основателя Великорусского оркестра народных инструментов: главной его задачей было возрождение русской песни и создание национального оркестра. К сожалению, сделать это он не успел. Андреев не поехал в эмиграцию со своими друзьями Прокофьевым (вернулся в СССР в 1936 г. – ред), Шаляпиным, Рахманиновым и другими, а остался с оркестром в России. Выступая у чапаевцев, в окопах города Кушвы, без тулупа, в одном фраке, простудился и умер… Василий Васильевич говорил: «Как бы ни были велики страдания, принесенные от чистого сердца на алтарь служения Родине, все они искупаются счастьем ей служить». Вот эти его заповеди сохранения национального самосознания я стараюсь выполнять современными средствами. Для этого мне и нужен оркестр «Боян».

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

В документе отмечается, что «заслуги перед Отечеством А.И. Полетаева и созданного им оркестра " Боян " , которому в этом году исполнятся 50-лет, описывать нет нужды. И такой " подарок " от чиновников Минкульта к юбилею прославленного коллектива не могут устраивать ни общественность, ни государство». «Многоуважаемый Владимир Владимирович! Мы убеждены, что ситуация вокруг Государственного академического русского концертного оркестра «Боян» несправедлива и наносит ущерб традиционной русской культуре и нашим национальным интересам. Просим Вас вмешаться и в очередной раз спасти оркестр «Боян»! Создать ему и его создателю А.И. Полетаеву, который, несмотря на возраст, полон здоровья, творческих сил и замыслов, все подобающие условия для творческой деятельности!» - подчеркивается в обращении, которое подписал от имени членов МОО «Русское Собрание» и участников Пятых Калязинских чтений председатель МОО «Русское Собрание» А.Д. Степанов. ПРИЛОЖЕНИЕ 12 Ответ на официальное Обращение Международной общественной организации «Русское Собрание» к Президенту России В.В. Путину, приведённому в ПРИЛОЖЕНИИ 9. Ответ поступил из Минкультуры РФ на имя Ответственного секретаря РС А.В. Сошенко: ПРИЛОЖЕНИЕ 13 ПРИЛОЖЕНИЕ 14 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/31/...

Д.С. Лихачев. Повесть о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами печальные повести о походе Игоревом, Игоря Святославича? Да начнем же песнь эту по былинам нашего времени, а не по замышлению Бояна. Боян же вещий, если хотел кому песнь воспеть, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками. Вспоминал он, как говорил, первых времен усобицы. Тогда напускал десять соколов на стадо лебедей: какую лебедь настигали, та первой и пела песнь – старому Ярославу, храброму Мстиславу, что зарезал Редéдю пред полками касожскими, красному Роману Святославичу. Боян же, братья, не десять соколов на стадо лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны воскладал; они же сами князьям славу рокотали. Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, который скрепил ум силою своею и поострил сердце свое мужеством; исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую. Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел воинов своих тьмою прикрытых. И сказал Игорь-князь дружине своей: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим на синий Дон». Ум князя уступил желанию, и охота отведать Дон великий заслонила ему предзнаменование. «Хочу, – сказал, – копье преломить на границе поля Половецкого; с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить, либо шлемом испить из Дону». О Боян, соловей старого времени! Вот бы ты походы те воспел, скача, соловей, по мысленному дереву, летая умом по подоблачью, свивая славу обеих половин сего времени, рыща по тропе Трояна через поля на горы. Так бы пришлось внуку Велеса воспеть песнь Игорю: «Не буря соколов занесла через поля широкие – стаи галок бегут к Дону великому». Или так бы начать тебе петь, вещий Боян, Велесов внук: «Кони ржут за Сулой – звенит слава в Киеве; трубы трубят в Новгороде – стоят стяги в Путивле!» Игорь ждет милого брата Всеволода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Женщины, по-настоящему страстные, целомудренны. Люба долго не решалась встречаться со мной в комнатке врача рентгеновского павильона, ключ от которого находился у Бояна Липского — обретенного мною в Сангородке друга и заступника. Боян первым пустил в ход механизм лагерного блата для вызволения меня с лесозаготовок и успокоился, только когда я оказался вполне вылеченным и благополучно устроенным. Мы сошлись с ним коротко. Был он несколькими годами моложе меня, плохо и мало кое-чему учился из-за рогаток, существовавших для таких, как он, дворянских отпрысков, да еще с матерью, урожденной Орловой! Стал ярым футболистом, отчасти поэтом и — полностью — оптимистом. Здоровье и сила натренированных мышц питали его всегдашнюю бодрость и предприимчивость, как и неизменный успех у женщин, сделавший Бояна немного фатом. Физиотерапия и рентген приводили к нему решительно всех супруг начальников, и Боян, великий, по-лагерному, блатмейстер, легко обращал их в своих покровительниц и, не сомневаюсь, любовниц. Некрасивое, но характерное лицо с чувственным, жадным ртом, плотоядно вырезанные ноздри, прижатые к черепу острые уши придавали ему сходство с фавном, да еще фигура олимпийского чемпиона с греческой вазы влекли к нему праздных, сытых пресными ласками своих дубоватых мужей супруг, и Боян мой катался как сыр в масле. Его даже поселили за зоной в домике, отведенном заключенным врачам. И чудесным же был товарищем мой легкомысленный, циничный Бояшка! Едва о чем-то догадавшись — а сметлив и шустер он был как никто, — он предложил достать для Любы назначение на водные или электропроцедуры. Вот и предлог для посещения его заведения, а там: — Комар носу не подточит! Запру вас в своей комнате и — на здоровье… Да не красней, святая душа, — Боян от души хохочет, — дело житейское. И все будет шито-крыто. В лагере, сам знаешь, всего опаснее сплетни. Пошли дожди, и я передал Любе предложение Бояна. Она закрыла лицо руками. В этом было и вправду что-то унизительное, коробящее стыдливость. Но… затянулось ненастье. И настал день, когда Люба сказала, что сама договорилась с Бояном.

http://azbyka.ru/fiction/pogruzhenie-vo-...

У нас, в России, ситуация иная. Нет ДОСТОЯНИЙ. Никто их, достояния, не «выявляет». А если кто на сие высокое звание претендует, то системно, методично, иезуитским самым образом ДОСТОЯНИЕ... гробят! Более того скажу! Реакция Минкультуры России, кто там «осел», была окончательно предопределена книгой Анатолия Ивановича Полетаева и о нём! Книгой! Выпущена книга была к 80-летию мэтра, в конце 2016 года, что в выходных данных значится. Однако тираж припозднился, и стала книга распространяться по Москве и России только весной 2017 года. «Свечку не держал», но недруги Анатолия Полетаева её в руки, наверняка, получили, просмотрели - именно весной 2017-го. И... окончательно «вышли из себя». Что толкнуло на созыв неправомочной и нигде официально не значимой «авторитетной комиссии» в июне 2017 года под началом, как теперь пишут, Башмета. Нервишки не выдержали! Худрук, главреж «Новой России» и «Солистов Москвы» Юрий Башмет был «главный из главных», который на «прослушивании» в июне 2017 года в зале Чайковского «поставил крест» и на Анатолии Полетаеве, и на оркестре «Боян». На него министерские чиновники прежде всего ссылаются, в их документах по «Бояну» он частенько фигурирует... Башмета, попросту говоря, подставили! Башмет, уверен, книгу о Полетаеве не читал. Полетаева и «Боян» вряд ли ранее слышал: разные, понимаете ли, весовые категории, интересы, предпочтения. Но понадеялся, что потом ещё больше ему, Башмету, денег дадут, и прямо-таки из Российского бюджета - на личное, альтиста, содержание, на оркестры, что придумал, хоть камерные, хоть какие, и на другие с его альтом «задумки». Между тем, книга, что вышла, колоссальная! Книга получилась дорогая по изданию. Красочно оформлена. Я - один из авторов-составителей, поэтому могу ручаться. Посвящена, по сути, всему жизненному и творческому пути Анатолия Ивановича Полетаева. Как автору-составителю, пришлось немало голову поломать, как огромный объём информации скомпоновать, уложить, чтобы до читателя в «удобоваримой» форме «музыку Полетаева» донести. Специфика книги в том, что Анатолий Полетаев здесь ГОВОРИТ, а может, и ВЕЩАЕТ. Вещает порой так, что - мурашки по коже... В книге собраны интервью Анатолия Ивановича, исследования его творчества со стороны известнейших специалистов, рецензии и отзывы о нём и об оркестре «Боян», в том числе зарубежные. В общем, колоссальный объём информации, где звучит ЕГО слово! Слово Анатолия Полетаева!

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/24/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010