Когда взошел на болгарский престол сын Обритого, Маломир, иначе Владимир, брат его Боян, давно познакомившийся с Киннамоном, просил Маломира отыскать и прислать к нему Киннамона. Желание его было исполнено. Боян, увидав Киннамона, изумился, что тот до крайности истощен и исхудал. Киннамон объяснил, что неважно истомление тела, а очень опасно, если душа истомлена. За что же ты так страдал? Спросил князь. Киннамон отвечал, что ничего худого не делал он, только тьма не любит   ко времени имп. Анастасия (491-518). См. слова у Черткова о Манассииной летоп. стр. 39 и в Журн. м. просв. 1837 г. III, 364. Кодин о зданиях констант. «монастырь Дамиана построил Дамиан, родом славянин, префект постельничих при имп. Феофиле иконоборце» (829-841) ed. Beck. р. 116. В статье Христ. Чт. 1858 г. II, 141. 216. 269: «о начале христианства, его распространения и утверждения (?) между болгарами» много собрало сведений верных, но много пропусков и ошибок. 29) Константин de vita Basilii p. 136. 137. Мир заключен и пленники отпущены в 817 г. Assemani calend. 2, 353. 359. У Георгия монаха по некоторым спискам сказано, будто Крум полагал препятствия возвращению пленных; но в других списках препятствовавший назван ????? – Комис, граф (Stritteri Bulgarica § 73). В том комите нельзя не узнать милого Цока. 30) Манассиина летопись у Черткова стр. 95-97. света. В долгой беседе искренний и просвещенный христианин объяснил князю-язычнику нечестие язычества славянского и пагубу языческой жизни, равно неизбежную нужду христианства для вечности человечской. Бог неба и земли, говорил христианин, унижается и оскорбляется поклонением болвану Перуну; солнце – творение Божие, а не даждь Бог; огонь также творение Божие, а не Бог сварог31); все язычество – дело грешного человечества, по движениям страстей и в угоду страстям придумавшего богов. Жертвы и омовение не очищают грешной души, а только питают грешную плоть32). Без Христа Иисуса нет света для ума, нет жизни для души. Он один и Учитель человечества и Спаситель наш, примиривший правду Божию Своею смертию с виновным человечеством. Не желаешь себе погибели? Веруй в Господа Иисуса. Боян с радостию принял крещение и стал посвящать жизнь свою молитве, богомыслию, посту. – Маломир, узнав о обращении брата к христианству, потребовал от него со всею настойчивостию отказаться от веры греков. «Лучше приму смерть, чем решусь жить жизнию язычника; чту Христа Спасителя моего и умру за Него», отвечал Боян. Владетельный князь язычник осудил брата христианина на смерть. Исповедник, идя к месту казни, исполнился духа пророческого. «Вера, говорил он в слух всех, за которую я ныне лишаюсь жизни, распространится по всей стране болгарской. Напрасно думают остановить ее моей смертию. На всяком месте постановлено будет знамение креста; а идолы и их жертвенники с храмами исчезнут. Жаль, что брат мой Маломир скоро потеряет жизнь». – Предсказание исполнилось и прежде

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Когда взошел на Болгарский престол сын Обритого Маломир, иначе Владимир, брат его Боян, давно познакомившийся с Киннамо- ном, просил Маломира отыскать и прислать к нему Киннамона. Жела­ние его было исполнено. Боян, увидав Киннамона, изумился, что тот до крайности истощен и исхудал. Киннамон объяснил, что неважно истомление тела, а очень опасно, если душа истомлена. «За что же ты так страдал?» – спросил князь. Киннамон отвечал, что ничего худого не делал он, только тьма не любит света. В долгой беседе искренний и просвещенный христианин объяснил князю-язычнику несчастие язычества славянского и пагубу языческой жизни, равно неизбежную нужду христианства для вечности человеческой. Бог неба и земли, говорил христианин, унижается и оскорбляется поклонением болвану Перуну; солнце – творение Божие, а не Даждьбог; огонь также творение Божие, а не бог Сварог 491 ; все язычество – дело грешного человечества, по движениям страстей и в угоду страстям придумавшего богов. Жерт­вы и омовение не очищают грешной души, а только питают грешную плоть 492 . Без Христа Иисуса нет света для ума, нет жизни для души. Он один и Учитель человечества, и Спаситель наш, примиривший правду Божию Своею смертью с виновным человечеством. Не желаешь себе погибели? Веруй в Господа Иисуса. Боян с радостью принял Крещение и стал посвящать жизнь свою молитве, богомыслию, посту. Маломир, узнав об обращении брата к христианству, потребовал от него со всею настойчивостью отказаться от веры греков. «Лучше приму смерть, чем решусь жить жизнью язычника; чту Христа Спасителя моего и умру за Него», – отвечал Боян. Владетельный князь-язычник осудил брата- христианина на смерть. Исповедник, идя к месту казни, исполнился ду­ха пророческого. «Вера, – говорил он в слух всех, – за которую я ныне лишаюсь жизни, распространится по всей стране Болгарской. Напрасно думают остановить ее моею смертью. На всяком месте постановлено будет знамение креста; а идолы и их жертвенники с храмами исчезнут. Жаль, что брат мой Маломир скоро потеряет жизнь». Предсказание исполнилось и, прежде всего, над братом: Маломир скоро умер вовсе неожиданно (830 г.); мученик князь скончался от удара меча 493 . Памяти Преподобного Илариона Гдовского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Болгарские археологи нашли место погребения св. князя-мученика Бояна-Енравоты 30.06.2015 Могила князя-христианина, который должен был стать ханом Болгарии , но отказался отречься от Христа и был умучен своим братом в 833 г., раскопана в древней столице Болгарии - Плиске . Могила св. Бояна-Енравоты , как было известно, находилась в руинах самой большой базилики Европы, некогда возведенной в Плиске. Однакое точное место погребения Бояна было неизвестно. Журнал «Археология в Болгарии» сообщает, что археологи смогли найти могилу Бояна на месте древней базилики. Во времена Енравоты (иначе Боян или Воин) Болгарское государство все еще оставалось языческим, хотя в стране было много христиан. Население древней Болгарии в то время состояло из фракийцев, живших здесь со времен античности, и пришлых племен славян и тюрков-булгар. Христианское население Болгарии сильно увеличилось в начале IX века, когда хан Крум захватил в плен многих византийских христиан и привел их в Болгарию в качестве рабов. Происходивший из знатного тюркского рода Енравота был сыном хана Болгарии Омуртага. Но престол унаследовал его младший брат Маламир (иначе Владимир), третий сын Омуртага. По свидетельству блаженного Феофилакта Болгарского, в плену у булгар томился греческий священник Кинам, посаженный в тюрьму еще по приказу хана Омуртага за отказ участвовать в языческом обряде. После смерти Омуртага по просьбе Енравоты Маламир освободил священника. Позднее Кинам убедил Бояна стать христианином. Булгары сочли его предателем древних языческих традиций своего народа. Маламир казнил Енравоту, обезглавив его мечом после того, как Боян заявил, что скорее умрет, чем откажется от своей веры в «иностранного Бога» как его брат называл Иисуса Христа. Боян-Енравота был причтен к лику святых после Крещения Болгарии и почитается как первые болгарский мученик. Команда археологов во главе с профессором Павлом Георгиевым недавно начала раскапывать руины Большой базилики в Плиске, самого крупного христианского храма в Европе среди построенных в период с IX по XVI в. (т.е. до строительства базилики св. Петра в Ватикане). Раскопки, как предполагается, должны позволить научно реконструировать Большую базилику в Плиске, что, по мнению властей Болгарии, будет способствовать росту патриотических настроений и развитию культурного туризма в Болгарии. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 30.06.2015 21:42:31

http://drevo-info.ru/news/19099.html

Когда Цок увидал, что пленники так успешно распространяют веру Греков, ставших ненавистными особенно за неблагородный, предательский поступок Льва Армянина с Грубошом, – Цок, столько же жестокий, сколько и фанатик язычества, потребовал от знаменитых христиан, дабы отреклись от Христа. 377 христиан, между ними два военачальника, охотно приняли мученическую смерть. Прежде других предан мучительской смерти Мануил, епископ Адрианопольский 264 . Георгий, епископ Дебелого, иначе Загоры, одного из городов Славянской Фракии, и следовательно епископ Славян, также умер мучеником 265 . В числе пострадавших священников пресвитер Парод – Славянин по имени; Пётр священствовал в Славянском городе Мглине, и Болгары особенно чтут поныне сего мученика: вблизи Тернова есть монастырь св. Петра Мглинского 266 . Время Грубоша было весьма важным в истории южных Славян. Властители их, особенно по политической борьбе с Греками, ещё фанатически охраняли язычество, хотя и из них один, князь Цериг, в 777 г., оставив своих, принял крещение в Константинополе от патриарха-Славянина Никиты 267 . в народе Славянском св. Вера имела уже десятки и сотни тысяч чтителей своих, особенно после проповеди, преподанной пленниками Грубоша Славянам 268 . Когда взошёл на Болгарский престол сын Обритого Маломир, иначе Владимир; брат его Боян, давно познакомившийся с Киннамоном, просил Маломира отыскать и прислать к нему Киннамона. Желание его было исполнено. Боян, увидав Киннамона, изумился, что тот до крайности истощён и исхудал. Киннамон объяснил, что неважно истомление тела, а очень опасно, если душа истомлена. «За что же ты так страдал?» – спросил князь. Киннамон отвечал, что ничего худого не делал он, только тьма не любит света. В долгой беседе искренний и просвещённый христианин объяснил князю-язычнику несчастие язычества Славянского и пагубу языческой жизни, равно неизбежную нужду христианства для вечности человеческой. Бог неба и земли, говорил христианин, унижается и оскорбляется поклонением болвану Перуну; солнце – творение Божие, а не Даждь Бог; огонь также творение Божие, а не бог Сварог 271 ; всё язычество – дело грешного человечества, по движениям страстей и в угоду страстям придумавшего богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Разделы портала «Азбука веры» 10 Мар 2022 Несколько монастырей и храмов Болгарской Православной Церкви заявили о своей готовности принять украинских беженцев, спасающихся от военных действий. Среди них преимущественно женщины с детьми, пишет сайт «Православная жизнь» со ссылкой на Dveri.Bg. Градешницкий монастырь святого Иоанна Предтечи на северо-западе Болгарии стал первой обителью, которая открыла свои двери для прибывших из Украины. В интервью болгарскому телеканалу bTV насельник монастыря иеромонах Спиридон пояснил, что братия были готовы принять и позаботиться о десяти беженцах, но впоследствии их число увеличилось еще на девять человек. По словам священнослужителя, друзья обители, имеющие машины, подвозили беженцев от румынской границы. «Помещения в монастыре готовы, муки и других продуктов обеспечено около тонны. Многие люди изъявили желание помочь одеждой и моющими средствами, но пока больше всего нуждаются в еде», − отметил иеромонах Спиридон. Священник Боян Сараев из города Кырджали рассказал, что 50 человек разместят в гостинице рядом с Успенской церковью. В здании имеется десять четырехместных номера и два апартамента. Как заверил отец Боян, у общины есть опыт работы с остро нуждающимися людьми. «В свое время Кырджали образовали беженцы из Беломорской Фракии. Надеюсь, их потомки не останутся равнодушными. Они выросли на рассказах бабушек и дедушек о бедственном положении беженцев», − особо отметил священник. Он добавил, что для детей приезжих предоставят детский сад и школу, расположенные рядом с храмом. Церковь Успения Божией Матери в городе Несебр приняла две семьи из Украины и готова предоставить приют еще для двадцати человек. «Мы все открыли свою душу, не только церковь», — подчеркнул настоятель священник Петр Косев. Цырногорский монастырь во имя святых бессребренников Косьмы и Дамияна и еще шесть монастырей Перникской области в юго-западной части Болгарии собираются приютить около 50–60 человек. В этих обителях налажен быт, так как они были восстановлены в рамках европейской программы развития сельских районов.

http://azbyka.ru/news/bolgarskie-monasty...

Письмо 36. Феодосий Мангала пишет митрополиту Малабара...    Мира тебе и радости от Господа.    Посетили мы и Тырново, древнюю столицу болгарских царей и патриархов. Были мы и в храме Сорока мучеников, в котором святой Савва Сербский отслужил свою последнюю литургию за неделю до смерти. Болгары так любили святителя, что едва позволили сербскому королю перенести его тело в Сербию.    Сельский народ в Болгарии произвел на нас самое сильное впечатление. Кроткий, прилежный, терпеливый, покорный власти и очень церковный.    — Вы должны знать, господа,— сказал нам кто-то из провожатых,— что у нас в Болгарии существует расовая проблема, так же как и у вас в Индии. У нас есть две Болгарии: татар-Болгария и славянская Болгария. Эта раздвоенность причиняла нам много бед и унижений на протяжении ряда веков. И сейчас стоит только почуять чуждую кровь, мы шарахаемся друг друга.    — Так это, так,— воскликнул поп Боян. — Эта расовая раздвоенность фатальна для нас, болгар. Но есть и другая раздвоенность, фатальная для всех христианских Балкан. Эта раздвоенность создана искусственно; а создал ее особый тип людей, которых в Болгарии называют «бай Ганьо», в Сербии «дрипац», а в Македонии «чапкун». Я попросил бы вас, высоких гостей из Индии, помнить об этом и всеми силами остерегаться болгарских бай Ганьо, сербских дрипцев и македонских чапкунов.    Харамбашев начал резко протестовать. К нему присоединился и Богданович. Но поп Боян не поостерегся, он продолжал:    — Бай Ганьо, дрипац и чапкун — самые большие враги Балкан. Очень часто они оказывали решающее влияние на судьбу измученных, едва только освобожденных народов балканских. Не пытайтесь даже заводить с ними речь о Боге, о душе, о Спасителе мира, о Евангелии, о Ведах, о народе как нравственном существе, о неисследимых глубинах всего сущего, о роде людском как единой Божией семье. Это все так же неинтересно им, как тибетские тантры и мантры. Они довольствуются самой низкосортной литературой, причем такой, которая восхваляет страсти, оправдывает пороки и превозносит зло над добром. С утра они раскидывают свои сети в житейском море, чтобы что-нибудь урвать для себя, а вечером перебирают добычу. Собирая же для себя и только для себя, они при этом непрестанно кричат: «За народ! За народ!».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

Жертвы и омовение не очищают грешной души, а только питают грешную плоть 272 . Без Христа Иисуса нет света для ума, нет жизни для души. Он один и учитель человечества и Спаситель наш, примиривший правду Божию Своею смертью с виновным человечеством. Не желаешь себе погибели? Веруй в Господа Иисуса. Боян с радостью принял крещение и стал посвящать жизнь свою молитве, Богомыслию, посту. – Маломир, узнав о обращении брата к христианству, потребовал от него со всей настойчивостью отказаться от веры Греков. «Лучше приму смерть, чем решусь жить жизнью язычника; чту Христа Спасителя моего и умру за Него, отвечал Боян. Владетельный князь-язычник осудил брата-христианина на смерть. Исповедник, идя к месту казни, исполнился духа пророческого. «Вера, говорил он вслух всех, за которую я ныне лишаюсь жизни, распространится по всей стране Болгарской. Напрасно думают остановить её моей смертью. На всяком месте постановлено будет знамение креста; а идолы и их жертвенники с храмами исчезнут. Жаль, что брат мой Маломир скоро потеряет жизнь». – Предсказание исполнилось и прежде всего и над братом: Маломир скоро умер вовсе неожиданно († 830 г.); мученик князь скончался от удара меча 273 . 251 Письмо еписк. Агобарда к Людовику Благочестивому: „мы проповедовали, дабы христиане не продавали жидам невольников христиан и не дозволяли бы жидам продавать христиан Испанцам“, ed. Balus, 1. 62. Об Адалберте, епископе Прагском, жизнь его: „каких пленников и невольников христиан покупал нещастным золотом торгаш Еврей, он (997 г.) выкупал, но не мог выкупать всех“. Ар. Freher. р. 77. сл. Nicephorus Gregoras Т. I. р. 60. Helmold hist. Slavor. II. 31. 252 Симон в послании к Поликарпу; патер. печат. по ркп. святцам память преп. Евстратия марта 28 д. 254 Поныне ещё видны здесь остатки каменных бойниц у земляного вала. По народному говору Гдовск в древности назывался Вдовск, потому будто бы, что дан был во владение вдовствующей вел. кн. Ольге. По книге большего чертежа: „от Иваня града 70 вёрст у Чудского озера град Гдов“.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Киннамон, прекрасный по наружности и ещё более прекрасный по душе, понравился Обритому и он оставил Киннамона при себе. Князю не по душе было, что тот христианин; но он думал, что ласками и милостями склонит его к языческой жизни. Между тем Киннамону довелось воспитать в молодом болгарском князе Бояне -мученика св. веры. Когда совершалась торжественная жертва, Киннамона пригласили в числе славянской знати к участию в жертве. Искренний христианин отвечал: «нельзя пить чаши Господней и чаши бесовской» ( 1Кор. 10, 20 ). Его привели насильно к месту жертвы. Он смело объяснял ничтожность языческих богов и преступную глупость поклонения им. Против него зашумели с неистовою злобою, жестоко избили его и бросили в смрадную тюрьму. Обритый не был против христиан; заключив мир с империею, он обратился против немцев и в 824 г. спас имп. Михаила от бунтовщика Фомы 166 .– И однако Киннамон, по злости фанатиков язычества, пробыл в тюрьме до смерти Обритого (†826 г.). Когда взошёл на болгарский престол сын Обритаго, Маломир, иначе Владимир, брат его Боян, давно познакомившийся с Киннамоном, просил Маломира отыскать и прислать к нему Киннамона. Желание его было исполнено. Боян, увидав Киннамона, изумился, что тот до крайности истощен и исхудал. Киннамон объяснил, что неважно истомление тела, а очень опасно, если душа истомлена. – За что же ты так страдал?– спросил князь. Киннамон отвечал, что ничего худого не делал он, только тьма не любит света. В долгой беседе искренний и просвещенный христианин объяснил князю-язычнику нечестие язычества славянского и пагубу языческой жизни, равно неизбежную нужду христианства для вечности человеческой.-Бог неба и земли,– говорил христианин,-унижается и оскорбляется поклонением болвану Перуну; солнце -творение Божие, а не даждь Бог; огонь также творение Божие, а не Бог сварог 167 ; всё язычество – дело грешного человечества, по движениям страстей и в угоду страстям придумавшего богов. Жертвы и омовение не очищают грешной души, а только питают грешную плоть 168 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Без Христа Иисуса нет света для ума, нет жизни для души. Он один и Учитель человечества и Спаситель наш, примиривший правду Божию Своею смертию с виновным человечеством. Не желаешь себе погибели? Веруй в Господа Иисуса. Боян с радостью принял крещение и стал посвящать жизнь свою молитве, богомыслию, посту.– Маломир, узнав о обращении брата к христианству, потребовал от него со всею настойчивостию отказаться от веры греков. «Лучше приму смерть, чем решусь жить жизнию язычника; чту Христа Спасителя моего и умру за Него»,– отвечал Боян. Владетельный князь язычник осудил брата христианина на смерть. Исповедник, идя к месту казни, исполнился духа пророческого. «Вера,– говорил он в слух всех,– за которую я ныне лишаюсь жизни, распространится по всей стране болгарской. Напрасно думают остановить её моей смертию. На всяком месте постановлено будет знамение креста; а идолы и их жертвенники с храмами исчезнут. Жаль, что брат мой Маломир скоро потеряет жизнь» – Предсказание исполнилось и прежде всего над братом: Маломир скоро умер вовсе неожиданно († 830 г.); мученик князь скончался от удара меча 169 . 139 Савельева Славянский сборник стр. 117–119, 261–274. Преп. Нестор: «Иллюрик -словене, норци – словене. Сели суть словене по Дунаеви, где есть ныне угорска земля и болгарска». Богуслав: Scribitur in vetustissimis codicibus, quod Pannonia sit mater et origo omnium Slavonicarum nationum.– Мюнхенская рукопись IX стол, (у Шафарика в Слав. древн. прилож. 79 ч. 1). Zerviani, quod tantum est regnum, ut ex eo cunctæ gentes Sclavorum exortæ sint. Варнефрид (VI, 52): Karniolia slavorum patria. Срем, предводитель трибаллов-сербов, оставивший своё имя за город. Сремом, отважно защищался против Александра Македонского, который потом переходил чрез страну панов ( παναιος) в Македонию (Smrabo VII, 3. Arrian 1, 3). По Птоломеевой карте Паннонии (147 г.) и другим памятникам древности, названия городов, гор, урочищ, рек Паннонии – все славянские. Временник X: 100, 101; XVI, 69–74. Катанича Specimen philologiæ et geographiæ Pannoniorum.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Были мы в знаменитом монастыре святого Иоанна на горе Рилской . Это святыня, которой гордится болгарский народ. Красота монастыря соперничает с красотой природы. Если бы дал Бог, чтобы и мы, нищие христиане Малабара, воздвигли вот такой монастырь! Но мы утешаемся тем, что купол нашего монастыря гораздо выше и красивее куполов святого Иоанна Рыльского. Наш купол — это темно–синее небо, украшенное бриллиантами звезд, которые в Индии сверкают ярче, чем где бы то ни было. Ах, матушка Индия! На сегодня заканчиваю. Несут почту. Било бьет к вечерне. Верный и преданный тебе Феодосий Мангала Феодосий Мангала пишет митрополиту Малабара Мира тебе и радости от Господа. Посетили мы и Тырново, древнюю столицу болгарских царей и патриархов. Были мы и в храме Сорока мучеников, в котором святой Савва Сербский отслужил свою последнюю литургию за неделю до смерти. Болгары так любили святителя, что едва позволили сербскому королю перенести его тело в Сербию. Сельский народ в Болгарии произвел на нас самое сильное впечатление. Кроткий, прилежный, терпеливый, покорный власти и очень церковный. — Вы должны знать, господа, — сказал нам кто-то из провожатых, — что у нас в Болгарии существует расовая проблема, так же как и у вас в Индии. У нас есть две Болгарии: татар–Болгария и славянская Болгария. Эта раздвоенность причиняла нам много бед и унижений на протяжении ряда веков. И сейчас стоит только почуять чуждую кровь, мы шарахаемся друг друга. — Так это, так, — воскликнул поп Боян. — Эта расовая раздвоенность фатальна для нас, болгар. Но есть и другая раздвоенность, фатальная для всех христианских Балкан. Эта раздвоенность создана искусственно; а создал ее особый тип людей, которых в Болгарии называют «бай Ганьо» , в Сербии «дрипац» , а в Македонии «чапкун» . Я попросил бы вас, высоких гостей из Индии, помнить об этом и всеми силами остерегаться болгарских бай Ганьо, сербских дрипцев и македонских чапкунов. Харамбашев начал резко протестовать. К нему присоединился и Богданович. Но поп Боян не поостерегся, он продолжал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010