Закрыть itemscope itemtype="" > «Боян» объединяет людей В студии-салоне Анатолия Полетаева презентовали книгу о нём 13.03.2023 406 Время на чтение 11 минут Источник: Мир тесен В книге «Служить России – честь великая!» писатель, кандидат философских наук Валентин Свининников рассказывает о том, как виртуоз-исполнитель сложнейших сочинений на баяне, народный артист СССР Анатолий Полетаев стал выдающимся аранжировщиком русской музыкальной классики, дирижёром, композитором, профессором, создателем Государственного академического русского концертного оркестра «Боян», который полвека служил делу просвещения, сохранения и развития музыкальной культуры в Отечестве. « К жизни и творчеству Анатолия Ивановича Полетаева, - пишет Свининников, - с полным основанием можно отнести слова Лермонтова: «Я грудью шёл вперёд, я жертвовал собой…» Полетаев, бесспорно, выковал в себе личность такого масштаба, войдя в историю не только русской – славянской музыки, но и в историю народа, переживающего время величайших испытаний на переломе веков. Человек философского склада ума и тончайший выразитель глубинных чувств своего народа Полетаев стал своеобразным центром притяжения людей, любящих русскую культуру. И не просто мыслителем, остро переживающим страдания народа в борьбе с попытками извратить его душу, но несгибаемым борцом. Сколько палок в колёса ему вставляли, как последовательно уничтожали – и уничтожили-таки его детище, ненавидя даже само название – «Боян», а он работает над партитурами новых произведений, выступает с острейшими интервью, находит новые возможности продолжить жизнь «Бояна» в серии бесед в Доме учёных и в своей домашней студии». Эта студия-салон появилась у Полетаева недавно: оборудовали из двух комнат, чтобы было где хранить память об оркестре «Боян», лауреате Международного конкурса в Берлине и премии Ленинского комсомола. « Особую ауру в этом зале создают скульптуры Вячеслава Клыкова, - рассказывает хозяин, - скульптор подарил мне их на 25-летии оркестра, которое отмечали в Колонном зале Дома Союзов. Вы видите великих композиторов, теперь таких нет и, уверен, не будет, никто не напишет такой музыки, какую писали Чайковский, Рахманинов, Глинка, Римский-Корсаков, Мусоргский, Свиридов».

http://ruskline.ru/opp/2023/03/13/boyan_...

Могущество Русской земли автор «Слова» связывает с деятельностью «старого» Владимира и «старого» Ярослава, и, сосредоточивая основное внимание на «нынешней невеселой године» Русской земли, он сожалеет о том, что «того старого Владимира уже нельзе бе пригвоздити к горам киевским». Страстный патриот и гражданин, автор «Слова» мыслит Русскую землю единым могучим феодальным государством с политическим центром в Киеве, государством, в котором вассалы неукоснительно выполняют свои обязанности по отношению к своему сюзерену. Необходимым условием экономического процветания Русской земли является мир, прекращение усобиц, во время которых князья начинают «про малое се великое мьлвипш». Выразителем интересов русских «ратаев», крестьян и ремесленников выступает гениальный поэт, отстаивающий общенародные интересы и осуждающий эгоистическую политику князей. В этом плане он противопоставлен Бояну – придворному певцу, слагавшему спои торжественные гимны-«славы» русским князьям. Образ Бояна. В представлении автора «Слова» Боян – идеальный певец. Он вещий внук бога Белеса, т. е. человек, обладающий божественной силой песнопенья. Его песни подобны трелям соловьиным. Слагая славу князю, Боян растекается «мысию по древу, серым вълком по земли, сизым орлом под облакы», т. е. речь его образна, мысль его парит. Вещие персты Боянасами рокочут с лаву князьям, касаясь живых струн человеческой души. Он мастерски умеет «свивать... оба полы сего времени», т. е. соединять прошлое с современностью, обобщать. Боян воспевал в песнях старого Ярослава; победителя касожского князя Редеди храброго Мстислава; красного Романа Святославича; усобицы Всеслава Брячеславича, о судьбе которого сложил он свою «припевку». Все эти данные позволяют полагать, что Боян жил и творил в 20 – 70-е годы XI столетия. Автор «Слова» приводит несколько образцов поэтической речи Бояна, размышляя о художественной манере его изложения. Он показывает, как Боян начал бы свою песню о походе Игоря: «Не буря соколы занесе чрез поля широкая, галици стады бежать к Дону Великому». Или: «Комони ржуть за Сулою, звенишь слава в Кыеве. Трубы трубятъ в Новеграде, стоять стязи в Путивле».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А недавно руководству «Бояна» поступило письмо директора Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ А.В. Малышева с указаниями «внести изменения в устав учреждения в части наименования коллектива и новой редакции с учетом камерного академического состава, предложить кандидатуры нового художественного руководителя и главного дирижера оркестра, провести аттестацию коллектива» . Письмо датировано 5 сентября сего года, сроки исполнения установлены - «до 15.09.2017» . Это означает, что Анатолия Полетаева из созданного им «Бояна» окончательно изгоняют, название коллектива меняют, коллектив вновь ожидает «чистка». В своем письме А.В. Малышев ссылается на «единогласное мнение» специально заседавшей «экспертной комиссии в составе ведущих деятелей российской культуры». Действительно, некая комиссия по инициативе Минкультуры России 20 июня 2017 г. «Боян» прослушивала. Прослушивание состоялось в пустом зале Чайковского Московской филармонии: ценителей творчества Анатолия Полетаева и оркестра «Боян» на выступление не допустили, назвав посторонними лицами, запретили какую-либо видеозапись. Что это была за комиссия? Кто входит в нее? Где итоговое ее решение? Министерство не уточняет. Так поступать с деятелем национального масштаба бесчеловечно, преступно! Ликвидировать «Боян», русский оркестр с громадным репертуаром, пользующийся заслуженным всенародным успехом у слушателей, - также неразумно и разрушительно для нашей культуры! В творчестве существует аксиома, не требующая доказательств: во главе угла должна стоять Личность с большой буквы. Нет Личности, нет и творчества. Лишите театр или оркестр редкого художественного руководителя - и коллектив погибнет, поскольку уйдет творчество. Анатолий Иванович Полетаев - именно такая Личность! Уважаемый Владимир Владимирович! Однажды уникальный оркестр «Боян» Вы спасли, высказав однозначное « мнение о необходимости его сохранения и поддержки». Случилось это в 2006 г., когда М.Е. Швыдкой, глава Федерального агентства по культуре и кинематографии, внес «Боян» в «ликвидационные» списки! Просим пресечь очередную попытку ликвидации прославленного коллектива со стороны Министерства культуры РФ и его департамента, предпринимаемую, как следует понимать, «государственной поддержки искусства и народного творчества» ради.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/02/ne...

Повторяем! «Боян» никогда не имел Президентского гранта! Постоянно низкая зарплата у музыкантов - ниже нижнего от конкурентного уровня. Что и приводит (не может не привести) любой музыкальный и какой угодно коллектив к хронической текучести кадров и, следовательно, к снижению квалификации. А почитателей «Бояна» и Анатолия Полетаева, не попавших на выступление оркестра 20 июня, искренне жаль. Выступления эти в силу понятных причин чрезвычайно редки, но если проходят, то неизменно с оглушительным успехом! Чтобы не быть голословным, приведу выдержки лишь из одной заметки с сайта www.ozersk74.ru - общегородского портала на Южном Урале. Заметка называется « " Боян " в Озёрске» (сентябрь 2016 г.): «80 лет?! Не может быть! Не выглядит на этот возраст», - шептались озёрские зрительницы, имевшие счастье попасть в театр «Наш дом» на концерт блистательного московского музыкального коллектива под названием «Боян». Восхищались дамы руководителем Государственного академического русского концертного оркестра, народным артистом СССР, профессором, дирижёром и настоящим подвижником русской музыкальной культуры Анатолием Полетаевым, в этом году отметившим 80-летие. Восхищение публики моментально распространилось на весь оркестр, как только началась концертная программа. Почему «Боян»? Нет, это не искажённое название музыкального инструмента. Оркестр был назван так почти пятьдесят лет назад в честь древнерусского певца-сказителя и летописца Бояна. В советское, заметьте, время! Все эти годы оркестр, созданный как экспериментальный, сверкает настоящим бриллиантом на сценах разных стран. «Бояну» нет аналогов в мире. Народные балалайки, домры, гусли прекрасно уживаются на сцене с классическими флейтами, фаготами, валторнами, трубами, скрипками, альтами, виолончелями и даже синтезатором. В программе прозвучали пьесы русских композиторов, романсы и песни в исполнении ведущих российских вокалистов, собственные произведения и аранжировки Анатолия Полетаева. Концерт вёл сам дирижёр, представлял каждого солиста и рассказывал о произведениях.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/23/...

А осенью 2017 года в оркестр поступило письмо за подписью директора Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры России А.В. Малышева на имя И.А. Толмачёва, директора ФГУБК «Государственный академический русский концертный оркестр " Боян " ». Директивы директору нижестоящей организации из министерства были следующие: «...в целях повышения художественного уровня коллектива... внести изменения в устав учреждения в части наименования коллектива и новой редакции с учётом камерного академического состава, предложить кандидатуры нового художественного руководителя и главного дирижёра оркестра, провести аттестацию коллектива» . Сроки были установлены самые сжатые - «до 15.09.2017» (то есть чуть более недели от даты письма) . Вот это письмо: Вчитаемся, господа. Из письма следует, что... Ссылается всероссийско-ответственный за государственную поддержку искусства и народного творчества из Минкультуры на «единогласное мнение» некой «экспертной комиссии в составе ведущих деятелей российской культуры» , заседавшей 20 июня 2017 года. А сам А.В. Малышев, вроде как, «не при делах». Спешность же решений, по-видимому, предопределена была тем, что «изменения» и новые «редакции» , «кандидатуры» и прочие тонкости заранее и не менее ответственно согласованы, оставались сущие формальности. Формальности - это чтобы Анатолия Полетаева из его детища оркестра «Боян» окончательно изгнать, название коллектива изменить, сам коллектив кардинально «зачистить». Да, прослушивание оркестра «Боян» «экспертной комиссией» в июне прошлого года состоялось. В пустом зале Московской филармонии (зал Чайковского). Имело данное мероприятие сверхсекретный статус. Не впустили никого, кто хотел поприсутствовать со стороны ценителей творчества Анатолия Полетаева и оркестра «Боян», назвав посторонними лицами. Запретили какую-либо видеозапись. К чему была такая секретность? Кого устроители устыдились? От кого таились? И где итоговый документ «заседания» ? Что это была за комиссия, кто из « ведущих деятелей российской культуры» в неё входил, в зале Чайковского присутствовал и «решение» подписал? Остаётся гадать, потому что от Минкультуры РФ ни одного официального сообщения на сей счёт как не было, так и нет.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/23/...

Закрыть Нет Личности, нет и творчества! Обращение деятелей культуры к Президенту России В.В.Путину в защиту русского оркестра «Боян» 02.10.2017 553 Время на чтение 5 минут Как сообщалось ранее , председатель Нижегородского отделения «Русского собрания», координатор Движения «Народный Собор», академик Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры С.В. Скатов со страниц РНЛ призвал Президента России В.В. Путина не допустить уничтожение прославленного Государственного академического русского концертного оркестра «Боян» под управлением Народного артиста СССР профессора Анатолия Полетаева. Сергея Васильевича, взяв его текст за основу, поддержали многие известные деятели отечественной культуры, чье Обращение в адрес Президента России, поступившее в редакцию, публикуем сегодня. Обращение деятелей культуры к Президенту Российской Федерации В.В. ПУТИНУ Уважаемый Владимир Владимирович! На протяжении многих лет гонениям подвергается один из символов отечественной культуры Государственный академический русский концертный оркестр «Боян» под управлением выдающегося музыканта, дирижера, композитора, Народного артиста СССР А.И. Полетаева. 18 сентября 2017 года на сайте Информационно-аналитической службы «Русская народная линия», а также в последнем выпуске газеты «Русский Вестник» 19 с.г.) опубликовано Обращение на Ваше имя «Спасем русский оркестр " Боян " !», к которому мы всецело присоединяемся. Полвека назад Анатолий Иванович, пропагандист русской, славянской классической музыки, создал этот коллектив, ныне удостоенный многочисленных регалий и наград, прославленный на всю Россию и далеко за ее пределами. По сути, оркестр «Боян», его создатель и бессменный руководитель А.И. Полетаев - национальное наше достояние, требующее особого внимания и заботы! Тем не менее, у оркестра не раз изымались репетиционно-концертные помещения, состав оркестрантов за последние годы сокращен более чем вдвое, роль А.И. Полетаева сведена к рядовому дирижеру на договорной основе, о полноценной концертной деятельности не может быть и речи, поскольку академический коллектив лишен грантов, дотационной поддержки со стороны государства, возможности высокопрофессионально исполнять репертуар из шедевров русской и славянской музыки, накопленной им за полувековой творческий период.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/02/ne...

Н. А. Заболоцкий. Слово о полку Игореве Вступление Не пора ль нам, братия, начать О походе Игоревом слово, Чтоб старинной речью рассказать Про деянья князя удалого? А воспеть нам, братия, его – В похвалу трудам его и ранам – По былинам времени сего, Не гоняясь мыслью за Бонном. Тот Боян, исполнен дивных сил, Приступая к вещему напеву, Серым волком по полю кружил, Как орел под облаком парил, Растекался мыслию по древу. Жил он в громе дедовских побед, Знал немало подвигов и схваток, И на стадо лебедей чуть свет Выпускал он соколов десяток. И, встречая в воздухе врага, Начинали соколы расправу, И взлетала лебедь в облака, И трубила славу Ярославу. Пела древний киевский престол, Поединок славила старинный, Где Мстислав Редедю заколол Перед всей касожскою дружиной. Роману Красному хвалу Пела лебедь, падая во мглу. Но не десять соколов пускал Наш Боян, но, вспомнив дни былые, Вещие персты он подымал И на струны возлагал живые, – Вздрагивали струны, трепетали, Сами князям славу рокотали. Мы же по иному замышленью Эту повесть о године бед Со времен Владимира княженья Доведем до Игоревых лет И прославим Игоря, который, Напрягая разум, полный сил, Мужество избрал себе опорой, Ратным духом сердце поострил И повел полки родного края, Половецким землям угрожая. О Боян, старинный соловей! Приступая к вещему напеву, Если б ты о битвах наших дней Пел, скача по мысленному древу; Если б ты, взлетев под облака, Нашу славу с дедовскою славой Сочетал на долгие века, Чтоб прославить сына Святослава; Если б ты Трояновой тропой Средь полей помчался и курганов, – Так бы ныне был воспет тобой Игорь-князь, могучий внук Троянов: «То не буря соколов несет За поля широкие и долы, То не стаи галочьи летят К Дону на великие просторы!» Или так воспеть тебе, Боян, Внук Велесов, наш военный стан: «За Сулóю кони ржут, Слава в Киеве звенит, В Новеграде трубы громкие трубят, Во Путивле стяги бранные стоят!» Часть первая 1 Игорь-князь с могучею дружиной Мила брата Всеволода ждет. Молвит буй-тур Всеволод: «Единый

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 97  голосов:  3.5 из  5) Слово о полку Игореве Прослушать стихотворение 50:19 Вступление Не пора ль нам, братия, начать О походе Игоревом слово, Чтоб старинной речью рассказать Про деянья князя удалого? А воспеть нам, братия, его — В похвалу трудам его и ранам — По былинам времени сего, Не гоняясь в песне за Бояном. Тот Боян, исполнен дивных сил, Приступая к вещему напеву, Серым волком по полю кружил, Как орел, под облаком парил, Растекался мыслию по древу. Жил он в громе дедовских побед, Знал немало подвигов и схваток, И на стадо лебедей чуть свет Выпускал он соколов десяток. И, встречая в воздухе врага, Начинали соколы расправу, И взлетала лебедь в облака, И трубила славу Ярославу. Пела древний киевский престол, Поединок славила старинный, Где Мстислав Редедю заколол Перед всей касожскою дружиной, И Роману Красному хвалу Пела лебедь, падая во мглу. Но не десять соколов пускал Наш Боян, но, вспомнив дни былые, Вещие персты он подымал И на струны возлагал живые.- Вздрагивали струны, трепетали, Сами князям славу рокотали. Мы же по иному замышленью Эту повесть о године бед Со времен Владимира княженья Доведем до Игоревых лет И прославим Игоря, который, Напрягая разум, полный сил. Мужество избрал себе опорой. Ратным духом сердце поострил И повел полки родного края. Половецким землям угрожая. О Боян, старинный соловей! Приступая к вещему напеву, Если б ты о битвах наших дней Пел, скача по мысленному древу; Если б ты, взлетев под облака, Нашу славу с дедовскою славой Сочетал на долгие века, Чтоб прославить сына Святослава; Если б ты Трояновой тропой Средь полей помчался и курганов, — Так бы ныне был воспет тобой Игорь-князь, могучий внук Троянов: “То не буря соколов несет За поля широкие и долы, То не стаи галочьи летят К Дону на великие просторы!” Или так воспеть тебе, Боян, Внук Велесов, наш военный стан: “За Сулою кони ржут. Слава в Киеве звенит, В Новеграде трубы громкие трубят, Во Путивле стяги бранные стоят!” Часть первая 1 Игорь-князь с могучею дружиной

http://azbyka.ru/fiction/slovo-o-polku-i...

Вновь убедительно просим Вас, Владимир Владимирович, защитить А.И. Полетаева и оркестр «Боян» от произвола чиновников Минкультуры РФ! С уважением, А.А. Макаров, Заслуженный деятель искусств РФ, композитор М.А. Дмитрук, главный редактор газеты «Дари Добро» Н.В. Терещук, Заслуженный работник культуры РФ, главный редактор газеты «Московский вестник культуры» И.В . Ушакова, член Союза писателей России В.М. Свининников, к.ф.н., член Союза писателей России В.А. Сухомлин, профессор, преподаватель МГУ В.С. Зенин , профессор, д.б.н. Н.Ф. Горина , профессор, к.э.н. Леонид Калинин , настоятель храма Священномученика Климента в Замоскворечье, протоиерей, член Патриаршего Совета по культуре В.А. Огнев , председатель Межрегионального общественного движения ветеранов атомной энергетики и промышленности» Куда только и кто из нас осенью 2017-го, в последующие дни, когда вражья сила вновь обрушилась на Анатолия Полетаева и «Боян», не обращались! Множество уважаемых, именитых, авторитетных на всю страну, великую нашу Россию людей, организаций... Основные документы, хотя бы их копии, кои у меня имеются (журналистское расследование, всё-таки, провожу), сему свидетельство. Обращались соратники, друзья, соотечественники в высшие органы Российской власти - к Президенту России, в Прокуратуру, в Госдуму, Совет Федерации РФ, прочие «всенадзорные» органы. Этих «надзорных» у нас оказалось столько, что... Результат получился «нулевой». Вот лишь один типичный образчик ответа на имя Президента РФ В.В. Путина: «Ваше обращение на имя Президента Российской Федерации, полученное 03.11.2017 г. в письменной форме в ходе личного приёма в Приёмной Президента Российской Федерации по приёму граждан и зарегистрированное 03.11.2017 г. за 1053170, рассмотрено. В целях объективного и всестороннего рассмотрения Вашего обращения были запрошены необходимые документы и материалы. Министерством культуры Российской Федерации по вопросу деятельности Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический русский концертный оркестр «Боян» сообщается следующее.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/24/...

Общественный совет просит остановить произвол чиновников вверенного Вам Министерства, чьи противозаконные репрессивные методы идут в разрез с требованием Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации, Президента страны «о сохранении и поддержке» национального достояния - Государственного Академического Русского концертного оркестра «Боян» и Указом Президента РФ В.В. Путина «Об основах государственной культурной политики», призывающего к сохранению, а не уничтожению традиционных культурных ценностей, к которым относится полувековая славная история оркестра «Боян». С уважением, Заместитель Председателя Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации, Сопредседатель Общественной Палаты Союзного Государства, член Патриаршего Совета по культуре, Народный артист России Н.П. Бурляев» Николай Петрович - акцентирую! - с вышеприведённом письмом обратился к министру 15 декабря 2017 года. А 21 декабря того же года в Кремле состоялось заседание Совета при Президенте по культуре и искусству. Под председательством Владимира Путина. Министр культуры РФ В.Р. Мединский, разумеется, присутствовал. Любопытное это было заседание. Про уничтожение оркестра «Боян» на заседании умолчали. Да и некому, видимо, в этом Совете о русском и русских было слова замолвить. Зачем же заседали? Однообразный, не понять какой ориентации и манерно придыхающий, словно от астмы, актёр Е. Миронов Президенту рассказал, что: «Один замечательный артист работает в Севастопольском РУССКОМ драматическом театре... с 1973 года аж работает...» Оказывается, по словам Е. Миронова: «В Крыму и Севастополе сейчас работают артисты, которые имеют почётное звание Украины ...». Надо понимать, что Миронов лоббирует: крымским его друзьям-актёрам, у которых, видимо, летом на дачах у моря отдыхает, дать звание Российских! Но кто же против?! Неувязка, однако, в том, что больше у Миронова, как видно, по поводу Русского народа и Русской культуры в голове мыслей нет... Это выступление выделил, поскольку лицедей упомянул о РУССКОМ драматическом театре в Севастополе. Осталось, значит, что-то РУССКОЕ и в легендарном городе-герое - слава Богу!

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/24/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010