1859. С. 3, 84. Примеч. 17). На примере собрания К. Б. м. были сделаны попытки рассказать о монастырских сокровищницах России ( Пуцко В. Г. Художественные сокровища мон-рей России: Проблемы изучения//Мон-ри в жизни России. Калуга; Боровск, 1997. С. 135-144; Вздорнов Г. И. Рус. церковные ризницы//Восток-Россия-Запад: мировые религии и искусство. СПб., 2001. С. 39-41; Дионисий в Русском музее. 2002. С. 74-115). Совр. исследования, основанные, как и в сер. XIX в., на обращении к монастырским описям и архивным документам XVIII-XIX вв., к немногим сохранившимся в музейных собраниях памятникам, подтверждают тот факт, что в синодальный период мн. предметы богослужения и церковной утвари из ризницы К. Б. м. были утрачены ( Маясова. 1989. С. 203-204; Пивоварова. 2012; Она же. 2013). Крест с избранными святыми. Сер. XVII в. (КБМЗ) Крест с избранными святыми. Сер. XVII в. (КБМЗ) В 50-х гг. XIX в. еще сохранялись почти в полном объеме подлинные оклады на иконах местного ряда соборного иконостаса ( Варлаам (Денисов). 1859. С. 6-17). По количеству драгоценностей и жемчуга, украшавших местный ряд иконостаса собора в К. Б. м., он не уступал ни иконостасам Троице-Сергиевой лавры, ни, возможно, даже московскому Успенскому собору. По подсчетам архим. Варлаама, на окладе чудотворной иконы Божией Матери, принесенной прп. Кириллом, находилось, не считая серебра, позолоченных деталей, крупных самоцветов, «жемчугу крупного и средняго, кроме мелкого - 2717 зерен» (Там же. С. 7-8); еще в сер. XIX в. количество и качество самоцветов на окладах икон К. Б. м. могло бы составить предмет минералогического исследования. Драгоценными в буквальном смысле были и те небольшие домовые иконы-пядницы, к-рые были вложены в обитель наиболее знатными и состоятельными семействами Московской Руси, занесены в монастырские вкладные книги (напр., во вкладную книгу 1605 г.) и размещались в храмах мон-ря (Там же. С. 3). Наиболее интересны из всех разнообразных привесов и элементов столь сложного устройства, как драгоценный иконный убор, резные «иконы», геммы (обработанные самоцветы) с изображениями священных лиц и событий НЗ, как правило, визант.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Нижегородские князья дали москвитянам клятву, что хан не сделает им никакого зла. Те поверили, отворили кремлевские ворота, и вышли лучшие люди со князем Остеем, со крестами и с дарами. Но татары сперва взяли к себе тайком в стан князя Остея и убили его; потом подошли к воротам и начали без милости рубить духовенство, ворвались в кремль, всех жителей побили или попленили, церкви разграбили, взяли казну княжескую, имение частных людей, пожгли и книги, которых множество отовсюду было снесено в кремль. Эта беда случилась 26 августа. Взявши Москву, Тохтамыш распустил рать свою к Владимиру и Переяславлю; другие отряды взяли Юрьев, Звенигород, Можайск, Боровск, Рузу, Дмитров; волости и села попленили; Переяславль был сожжен, но многие жители его успели спастись в лодках на озеро. Великий князь Димитрий с семейством своим укрылся в Костроме; митрополит Киприан – в Твери. Тверской князь Михаил послал к Тохтамышу киличея своего с честию и с большими дарами, за что хан послал к нему свое жалованье, ярлык и не тронул тверских владений. Между тем князь Владимир Андреевич стоял близ Волока с большою силою; один из Тохтамышевых отрядов, не зная об этом, подъехал к нему и был разбит; испуганные татары прибежали к своему хану с вестию о большом русском войске – и тогда опять ясно обнаружилась решительная перемена в отношениях Руси к татарам, обнаружилось следствие Куликовской битвы; едва успел узнать Тохтамыш, что великий князь стоит в Костроме, а брат его Владимир у Волока, как тотчас стянул к себе все свои войска и пошел назад, взявши на дороге Коломну и опустошивши Рязанскую землю. По уходе татар великий князь и брат его Владимир возвратились в свою опустошенную отчину, поплакали и велели хоронить убитых: Димитрий давал за погребение 80 тел по рублю и издержал на это 300 рублей, следовательно, погребено было 24000 человек. Бедою Москвы спешил воспользоваться тверской князь Михаил Александрович, вместе с сыном Александром он поехал в Орду, и поехал не прямою дорогою (не прямицами), но околицами, опасаясь и таясь от великого князя Димитрия: он хотел искать себе великого княжения Владимирского и Новгородского.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В духовной грамоте Ивана Ивановича «отъменьныя места Рязаньская» упоминаются без конкретизации. Они названы в договоре Дмитрия Донского с Олегом Рязанским (1381). Здесь же упомянуты и бывшие московские владения («что доселе потягло к Москве») на правом берегу Оки, из чего следует, что именно на них были обменены («отъменьныя» – значит обмененные) левобережные территории. К этим последним отнесены Новый Городок (в устье Протвы), Лужа, Верея, Боровск, а к бывшим московским владениям за Окой – Лопасня, уезд Мстиславль, Жадень городок, Жадемль, Дубок, Броднич; согласно тексту грамоты, эти земли были уступлены тарусскими князьями Федору Святославичу 420 . Федор Святославич – это князь вяземский и дорогобужский, бывший в 1345–1346 гг. тестем Семена Ивановича, покинувший свое княжение, ушедший на службу к великому князю и получивший от него Волок 421 . Очевидно, что получить от тарусских князей указанные территории Федор мог только в бытность свою владетельным князем. После его ухода на службу к Семену контроль над этими землями перешел к великому князю и они были обменены на рязанские территории на Левобережье. Хотя не все указанные в грамоте 1381 г. заокские территориальные единицы локализуются с уверенностью 422 , не вызывает сомнений, что земли, полученные московскими князьями в обмен на них на левом берегу Оки, были во всех отношениях значительнее. Следовательно, обмен был неравноценным, по сути дела являлся уступкой рязанских князей Семену и его братьям. Чем могла быть вызвана такая уступка? Поскольку поездки Семена и его братьев были связаны со смертью рязанских Александровичей, наиболее вероятным кажется, что Анна Даниловна, которой принадлежала часть заокских рязанских земель, была женой их отца Александра Михайловича Пронского, убитого зимой 1339–1340 г. Иваном Коротополом 423 . Такое предположение хорошо укладывается в контекст отношений Даниила Александровича с рязанскими князьями (см. гл. 1). В результате вмешательства Даниила в 1300 г. в рязанские дела на стороне пронских Ярославичей в Переяславле-Рязанском вокняжился Михаил Ярославич; союз Даниила и Михаила мог быть тогда скреплен браком их детей. Подобно тому, как платой Даниилу за помощь против Константина Романовича Рязанского стала Коломна, так платой Семену за помощь против Ивана Ивановича Коротопола могла стать договоренность об обмене заокских владений Рязани, включавших удел тетки великого князя – матери Ярослава и Василия Александровичей – по смерти этих князей на менее значительные земли, входившие в состав Московского княжества 424 . Возможно, при жизни Александровичи управляли двумя частями этого удела, чем и была вызвана двукратность обращения в Орду для утверждения перехода «мест Рязанских» к Москве – после смерти каждого из них 425 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

обязывали Пафнутьев монастырь возродить Высоко-Покровскую обитель. Так в 1621 году появилась новая деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с трапезной, окружённая с трёх сторон галереями-гульбищами, колокольней над входом. Были выстроены и деревянные кельи. Храм украсили предметами церковной утвари из Пафнутьева монастыря. Кстати, из этого же монастыря сюда не раз привозили утерявшие красочность иконы и предметы церковной утвари более раннего происхождения. Возможно, что некоторые иконы принадлежали письму Дионисия либо мастерам его школы. Из Пафнутьева монастыря в Высоко-Покровский присылали жить и монахов. Известно, что в 1701 году сюда переехали иеромонах Пахомий да старец Герасим. Обитали они в двух кельях " о двух жильях верхних " . В верхних кельях, в окнах стояли шесть " окончин стеклянных " . В окнах " исподних келий " , то есть нижних, стояли 13 " окончин " , ещё ниже располагался деревянный погреб. Все монастырские строения в форме четырёхугольника окружал забор, в заборе имелись большие створчатые ворота, подле которых находилась большая калитка. Ворота и калитка были покрыты тёсом. " На воротах образы Деисуса, писаны на красках " . По описанию 1763 года, деревянные глава и крест монастырского храма были обиты жестью, над главой колокольни, обитой " деревянной чешуёю " , возвышался железный крест. На колокольне висели небольших три колокола. Стоявшие в монастыре две кельи при одних сенях были крыты тёсом, как и деревянный погреб, конюшня и кухня. Окружал монастырь забор длиной 150 саженей. Храм Покрова на протяжении XVII-XIX вв. не раз поновлялся. Его объёмное построение было выполнено по традиционной схеме " кораблём " : к основному кубическому срубу четверика и трапезной с восточной стороны примыкала более скромная по размерам трапезная, соединявшая церковь с папертью, над которой взметнулась вверх шатровая колокольня. Срубы четверика и трапезной поставили так, что нижние венцы их, касаясь поверхности земли, лежали на крупных булыжных камнях, подложенных под углы.

http://sobory.ru/article/?object=02052

И Божией милостью, и Пречистой Богородицы, и молитвами преподобного отца игумена Иосифа, и державного всея Руси заботой и доныне обитель Пречистой ни в чем никем не обижаема. И пребывают братья в покое, молясь за державного и за все православное христианство Христу Богу нашему, Ему же слава и теперь, и всегда, и во веки веков. Аминь. 391 «Иосиф (1439–1515) был преемником преподобного Пафнутия во игуменстве. Двадцати лет от роду он пришел в Боровск, где старец Пафнутий взял его к себе в келью и воспитал в своей суровой школе «послушания без рассуждения». Впрочем, это было как раз то, чего Иосиф искал с детства. Иван Санин (его мирское имя), из волоколамских дворян, как бы по крови был предназначен к иночеству. В роду его известно восемнадцать иноческих имен и только одно мирское. В семь лет выучив Псалтырь, а в восемь научившись читать «все божественные книги», мальчик стал чтецом и певцом в церкви... ...Пафнутий настолько оценил духовную зрелость Иосифа, «крепкий и непоколебимый ум» его, что разрешил взять ему в свою келью старого и больного отца, постригшегося тут же. Иосиф ходил за отцом пятнадцать лет до его кончины. Мать его постриглась в Волоколамске. Умирая, Пафнутий избрал Иосифа своим преемником, и великий князь Иван Васильевич, которому вручил свой монастырь Иосиф, утвердил его выбор (1477)». ( Федотов Г.П. Святые Древней Руси. С. 176–177.) Текст жития дается с незначительными сокращениями по публикации в современном сборнике «Богословские труды», 10, «Волоколамский патерик» (предисловие архиепископа Питирима), с. 192–212. Житие создано епископом Крутицким Саввой (Черным) в 1546 г. 396 Речь идет, по-видимому, о преподобном Феодосии Киновиархе, родом из Антиохии, сыне богатых и знатных родителей. Юношей он покинул отчий дом и поселился в приморской пещере на берегу Исского залива, неподалеку от киликийского города Росс. Плел корзины, обрабатывал землю, разводил овощи. Вокруг него образовалась обитель. После этого, поселившись близ селения Маратон, основал Маратонскую обитель, в которой ввел общежительный устав. Скончался в 412 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

380. О походе князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского в Можайск. Послал князь Дмитрий Мамстрюкович вперед себя под Можайск [ратных людей] и повелел в Лужецком монастыре острог поставить. Они же пришли в Лужецкий монастырь и начали острог ставить. Князь же Дмитрий Мамстрюкович поспешил за ними вскоре. Литовские же люди пришли все и острог ставить не дали. И был бой с ними великий, и московских людей осилили, едва отошли в Можайск. Запасы же все захватили. В Можайске же еще большая стала хлебная дороговизна и утеснение от литовских людей. 381. О приходе из Калуги в Боровск и о посылках [ратных людей] на литовских людей. Пришел из Калуги в Пафнутьев монастырь боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский и поставил у Пафнутьева монастыря острог. К нему же пришли с Москвы астраханский мурза Курмаш с юртовскими татарами да с стрельцами астраханскими, и посылали много отрядов под королевичевы таборы и литовских людей убивали, языков брали, и утеснение им делали великое. В то же время пришел к королевичу полковник Казанский. 382. О приходе королевича под Можайск. Пошел королевич из Борисова под Можайск и встал в Лужецком монастыре, и Можайску великое утеснение сделал, за конским кормом из города не выпускал. Немцы же, подойдя к городу при помощи шанцев, из наряду били по городу беспрестанно и многих людей убивали. Воеводу же князя Дмитрия Мамстрюковича ранили из пушки, едва от раны ожил. А в Борисове городке сидел в ту пору воевода Константин Ивашкин. Литовские же люди много раз к нему приходили и не могли ничего ему сделать, потому что был тот городок весьма крепок. 383. О выводе бояр из Можайска. Царь же Михаил Федорович, услышав, что в Можайске собралось людей много, а от литовских людей утеснение великое и голод, послал с Москвы в прибавку к боярину, ко князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, окольничего князя Григория Константиновича Волконского, а с ним дворян московских и жильцов, и повелел государь идти боярину князю Дмитрию Михайловичу и окольничему князю Григорию со всеми людьми в Можайск, чтобы вывести из Можайска бояр и ратных конных людей, а в Можайске оставить осадных людей пеших.

http://sedmitza.ru/lib/text/439360/

Чугуев на воеводство, Алексей - в г. Острогожск (Рыбное). Единомышленницу М. Марию Герасимовну Данилову после 22 апр. 1672 г. заключили в подвале Стрелецкого приказа; поместья ее мужа А. И. Данилова также были конфискованы. М. неоднократно и безуспешно увещевал Рязанский митр. Иларион . В заключении М. удалось получить причастие от игум. Иова Льговского . Зимой 1672 г. (по предположению Седова) или 1673 г. (т. зр. А. И. Мазунина) М., Урусову и Данилову подвергли жестоким пыткам. Предполагалась казнь М.- сожжение в срубе на Болотной пл. в Москве. После смерти патриарха Питирима 19 апр. 1673 г. М. перевели в Новодевичий московский в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь , чтобы исключить возможность ее посещения единомышленниками, в т. ч. из числа придворных, затем в Хамовную слободу, во двор старосты. После безуспешной попытки заступничества царевны Ирины Михайловны в кон. 1673 - нач. 1674 г. царь приказал отправить 3 узниц в Боровск в жестокое заточение. 10-12 янв. 1675 г. боровских заключенных тайно навестили близкие М. люди, среди к-рых были инокиня Мелания, старица Елена Хрущова и Ф. П. Соковнин, названный в Житии «большим братом». После 10 апр. 1675 г. расследование «о приходе и о приношении» производил подьячий Стрелецкого приказа П. Бессонов, отобравший у заключенных женщин книги, иконы, одежду и пищу. В кон. июня 1675 г. по распоряжению дьяка Стрелецкого приказа Ф. Кузмищева были сожжены 14 боровских тюремных «сидельцев», среди к-рых были Иван, слуга М., и ее соузница инокиня Иустина. В остроге «учинили» глубокую земляную тюрьму, куда перевели М., Урусову, а после смерти последней Данилову. Под страхом смертной казни охране запретили давать узницам пищу и питье. От голода М. умерла в ночь на 2 нояб. На могиле сестер после 1682 г. их братья Федор и Алексей Соковнины положили надгробную плиту (ныне утрачена). Старообрядческая часовня на предполагаемом месте захоронения Ф. П. Морозовой и кнг. Е. П. Урусовой в Боровске. 2002–2005 гг. Архит. А. П. Долнаков.

http://pravenc.ru/text/2564174.html

Он был известен за человека очень добродетельного и богобоязненного, так что сам великий князь Uoahh III почасту призывал игумена к себе и беседовал с ним о пользе душевной. Пример Ионы, понятно, действовал очень сильно на впечатлительную душу Димитрия и все больше и больше побуждал его вступить на путь монашеской жизни. Он с жадностью прислушивался к рассказам о тогдашних подвижниках благочестия и сильнее всего поражался равноангельским житием и великими трудами преподобного Пафнутия, игумена Боровского монастыря. Слава Пафнутия неотразимо влекла к себе отрока: он всегда думал о том, как бы совсем удалиться из мира, поступить под начало к Боровскому игумену, идти по его стопам и от него принять пострижение в иноческий образ. Но стремлениям Димитрия не суждено было исполниться при жизни Пафнутия. По смерти Боровского игумена 1 мая 1477 г. в свои думы Димитрий посвятил и брата Герасима: они оставили дом, родных, и тайно удалились из Переяславля Залесского в Боровск, в обитель славного подвижника. Здесь оба брата были пострижены в монашество: Димитрий получил имя Даниила и был отдан под начало старцу Левкию, известному своей богоугодной жизнью. Под руководством Левкия Даниил пробыл десять лет и научился строгостям монашеской жизни: соблюдению иноческих правил, смиренномудрию и полному послушанию, так что не начинал без соизволения старца никакого дела. Но старец пожелал уединенной и безмолвной жизни: вышел из Пафнутьева монастыря и основал пустынь, получившую имя Левкиевой. По удалении своего старца Даниил пробыл в Пафнутьевом монастыре два года: он отдавался иноческим подвигам со всем пылом молодой души: проводил время в посте и молитве, раньше всех являлся к церковному пению, покорялся воле настоятеля, угождал всей братии, хранил душевную и телесную чистоту. Все в монастыре любили Даниила и удивлялись, как он, моложе других возрастом, мог столь быстро подняться добродетелями и чистотою жизни над своими сподвижниками. Преклонение перед подвигами Даниила было так велико, что его желали даже видеть преемником преподобного Пафнутия на игуменстве в Боровской обители.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Трапезная, возведённая одновременно с колокольней, имеет закруглённые углы. Венчает её массивная приземлённая главка с маленькой луковичкой и крестом. В полукруглых нишах над окнами трапезной - изображения святых. Приделы трапезной части возведены на явном контрасте своих низких объёмов к объёму устремлённой ввысь пятиярусной колокольни со шпилем. Плоскости северного и южного фасадов трапезной были обработаны пилястрами, надоконными полукруглыми нишами и украшены фронтонами. Высокая, квадратная в плане колокольня (подъём на неё начинается со старинной, узкой, каменной винтовой лестницы в трапезной), за счёт больших окон и колонн, несмотря на высоту,  не выглядит тяжеловесной. Более того, архитектору удалось с её помощи " связать " разноуровневые объёмы храма - колокольню, трапезную и пятиглавый четверик - в одну гармоничную лёгкую соборную конструкцию. Кирпичный четверик, судя по сохранившимся на южной стене " следам " находившегося там прежнего придела, вероятно, перестраивался или расширялся. А его двухуровневая крыша свидетельствует о том, что высота помещения была после окончания строительства увеличена минимум на два-три метра. Толстый слой штукатурки, появившийся в более поздние времена на стенах храма, скрыл первоначальные, выполненные из кирпича, детали, украшавшие наружные фасады. Сейчас роль украшений выполняют росписи, сделанные на первом ярусе колокольни и стенах трапезной. Внутреннее убранство Благовещенского собора, в котором даже в мелких деталях интерьера, украшений икон и типе киотов, росписях стен и эстетике оформления богослужебных предметов сохранился дух XIX столетия, выглядит богатым и изысканным. Оно дошло до нас фактически без изменений через события прошедших веков, вместивших тихую уездную жизнь, революцию, времена беспощадного богоборчества, фашистскую оккупацию и тяготы Великой Отечественной войны. И даже в конце 1990-х гг., когда настоятель о. Димитрий Орлов возглавил реставрационные и ремонтно-строительные работы, интерьер кафедрального собора счастливо избежал новодела и непрофессиональных реставраторов. Зайдя в трапезную собора с западного (главного) входа, сразу же попадаешь под очарование ярко-красочного стиля ампир с элементами барокко, в эстетике которого оформлены как сама трапезная, так и приделы. Северный освящён в 1829 году во имя Казанской иконы Божией Матери (там хранится её чтимый образ). Часть придела, выходящая в трапезную, содержит в себе составную икону, в центре которой находится Калужская икона Божией Матери. Южный придел освящён во имя Николая Чудотворца (там пребывает резной образ Николая Мир Ликийских " Можайского " ).

http://sobory.ru/article/?object=00911

В 1674 г. Собор принял решение о приведении границ епархий в соответствие с писцовыми книгами и установленными в них границами уездов (Там же. Д. 87; ААЭ. Т. 4. 204). Из П. о. 77 церквей были переданы в Новгородскую, Тверскую, Псковскую (см. Псковская и Порховская епархия ), Суздальскую, Рязанскую ( см. Рязанская и Михайловская епархия ), Вологодскую, Нижегородскую епархии, а 79 церквей перешли в П. о. из этих епархий. Из П. о. в Новгородскую епархию были переданы г. Архангельск, Холмогорский у., приходы на Мезени, Пинеге и в Кевроле - всего 68 церквей (ААЭ. Т. 4. 204. С. 263). В 1682 г. на этих землях была создана Архангельская и Холмогорская епархия . Из Новгородской епархии в П. о. были переданы 23 церкви. В 1681-1682 гг. разрабатывались проекты епархиальной реформы, самые радикальные из к-рых предполагали доведение числа епархий в России до 12 митрополий и 72 епископий и архиепископий (из них 69 новых). На территории П. о. предлагалось учредить 20 епархий с центрами во Владимире, в Суздале, Вологде, Костроме, Галиче, Звенигороде, Переяславле-Залесском, Белоозере, Севске, Путивле, Туле, Белёве, Темникове, Коломне, Кашире, Калуге, Серпухове, Можайске, Лухе, Юрьеве-Повольском (СГГД. Ч. 4. С. 393-394). Проект встретил сопротивление духовенства, в П. о. была открыта только Звенигородская епархия, но она просуществовала чуть более месяца - 6 нояб.- 24 дек. 1681 г. В первые 2 десятилетия XVIII в. территория П. о. претерпела серьезные изменения: в 1707 г. к ней были приписаны 42 церкви из Нижегородской митрополии, образовавшие Нижегородскую десятину. В 1710 г. 29 городов П. о. с доходами (Торопец, Ржева Володимерова (ныне Ржев), Галич с уездом, Кинешма, Путивль, Белополье, Брянск, Севск, Карачев, Рыльск, Трубчевск, Мосальск, Балахна, Гороховец, Темников, Вязники, Корсунь, Арзамас, Пенза, Юрьев-Повольский, Мокшан, Н. и В. Ломовы, Наровчатское городище, Троицкий острог, Керенск, Саранск с пригородами, Краснослободск, Борисоглебск) были расписаны по губерниям, хотя в церковном отношении продолжали находиться в ведении патриаршего Казенного приказа. В этот период территория П. о. достигла минимального размера и включала лишь ок. 20 городов (Москва, Звенигород, Руза, Верея, Серпухов, Дмитров, Можайск, Волоколамск, Боровск, Калуга, Медынь, Таруса, Оболенск, М. Ярославец (ныне Малоярославец), Алексин, Владимир, Переславль-Залесский, Кострома с пригородами и Лух). Мн. патриаршие мон-ри оказались под властью местных архиереев. При преобразовании П. о. в Синодальную обл. города, ранее входившие в ее состав, были возвращены.

http://pravenc.ru/text/2579756.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010