«Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего, – и возложил на нее руки». И скорченная женщина, 18 лет страдавшая этим недугом, «тотчас же выпрямилась и стала славить Бога». Произошло это в субботу, в синагоге в присутствии множества народа. Исцеленная женщина прославляет Бога, а начальник синагоги негодует. В возложении Христом рук на страдавшую от тяжкого недуга женщину, он видит нарушение Закона, нарушения покоя субботнего! Лицемером назвал Христос начальника синагоги. О лицемерии и хочу сказать вам несколько слов. Лицемерие – это тяжкий недуг, который сурово обличал Христос. И среди христиан имеются лицемеры. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры... вожди слепые, оцеживающие комара», но попирающие «важнейшее в законе: суд, милость и веру». Вы «очищаете внешность чаши и блюда... а внутри полны хищения и неправды». Так обличал Христос религиозное лицемерие. Лицемеры – это те, кто обманывает других с целью завоевать их уважение посредством внешне благочестивых поступков, не сопровождающихся чистотой намерений. Лицемер как будто делает для Бога, во имя Божие; в действительности же, он действует для себя самого: добрыми делами он питает свои самолюбие и тщеславие, а часто и житейский расчет. Старанием «показать себя» лицемер извращает даже такие похвальные и спасительные поступки, как милостыня, молитва и пост. Лицемер подобен театральному актеру . Отличительным свойством лицемера является разобщенность сердца и уст. И это постоянное разобщение сердца и уст, приучает лицемера скрывать свое лукавство за невинным видом, за видимостью благочестия. Стремясь «сохранить свое лицо», лицемер умеет выбирать и приспосабливать из св. Писания те предписания, которые ему подходят. Иисус Христос называет лицемеров слепцами. И действительно, стараясь притворством, – часто неосознанным, так как притворство стало его натурой, – обмануть других, лицемер в конце концов обманывает самого себя и становится слепым в отношении своего личного нравственного и душевного состояния, он становится неспособным видеть и Свет – Христа, просвещающего всякого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Закон сам по себе не силен ни оправдать, ни осудить человека пред Богом, а лишь раскрывает, согласны или не согласны дела наши с законом». Об этом говорит и ап. Иаков. «Человек, – говорит он, – оправдывается делами, а не верою только». Что ж, апостолы Павел и Иаков противоречат друг другу? Ап. Павел говорит: «Человек оправдывается верою, независимо от дел закона», а ап. Иаков: «Человек оправдывается делами, а не верою только». Никак нет; нет в их словах противоречия. Обратим внимание у ап. Иакова на слово «только» – «не верою только». Ап. Иаков говорит о недостаточности в деле спасения рассудочной веры. Невозможно спастись, – говорит ап. Иаков, – только одним убеждением о Божестве Иисуса Христа, нужны еще и дела, вытекающие из этого убеждения, исходящие от веры: дела любви, милосердия, сострадания. «Не делами ли оправдался Авраам, отец, – говорит ап. Иаков, – возложив на жертвенник сына своего Исаака? Видишь, как вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства». Апостолы – и Павел, и Иаков – говорят о живой вере, о вере деятельной как начале и утверждении всей нашей жизни во Христе. Когда у человека есть вера в то, что Бог есть Любовь, что Иисус Христос есть Сын Божий – Спаситель мира и его личный Спаситель, тогда и дела следуют сами собой. Живая вера является источником добрых дел человека, исходящих из его сердца и совершаемых во имя и во славу Божию. А где нет добрых дел, во имя Божие верой совершаемых, там нет живой, деятельной, оправдывающей человека веры. Обладаем ли мы с вами этой живой верой? Она приобретается сердцем, желающим праведности и стремящимся к добру, источником которого является Бог, во Христе Иисусе явивший Себя и Свою Любовь к человеку. Аминь. Неделя 5-я по Пятидесятнице Мы только что выслушали евангельское повествование об исцелении Господом гадаринского бесноватого. Недавний «человек-зверь», которого даже цепи держать не могли, сидит у ног Спасителя – совершенно здоровый, разумный, радуясь тому, что снова стал человеком. Но вот подходит к Спасителю толпа жителей города Гадарина.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

И вот разыгрывается сцена, каковую наблюдаем мы часто и в наш так называемый «просвещенный век»; эта сцена представляет поразительный пример того, до какой степени может дойти духовное ослепление людей, когда они злонамеренно закрывают свои глаза на то, чего они, в своих ложных интересах, не хотят видеть. Самый предмет чуда – бывший слепец от рождения – стоит перед книжниками и фарисеями. Казалось бы, им остается только признать факт великого знамения и возблагодарить Бога. Но для этого нужно было смирить свою гордость, осознать свое духовное убожество и заблуждение, а это было слишком тяжело для их «ученого» эгоизма, ложно понимавшего пророчества о Мессии, и потому решили они, во что бы то ни стало, опровергнуть достоверность великого чуда, даже ценой попрания своей совести, очевидности и законов логики. К чему только ни прибегали фарисеи и книжники: они допрашивают родителей исцеленного, несколько раз вызывают самого бывшего слепца от рождения, спрашивают его о своем Благодетеле, настаивая на том, чтобы исцеленный сказал, что Иисус – грешник, что не от Бога Он. Всякий, кто осмеливался признать Иисуса Мессией, был проклинаем и отлучался от синагоги. Но исцеленный слепец не поддался запугиваниям, явив пример подлинного мужества. «Мы знаем, что человек тот (Иисус) грешник», – говорят ему фарисеи, и «не знаем, откуда Он». – «Грешник ли Он, я не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу... и удивительно, что вы не знаете, откуда Он... Мы знаем, что грешников Бог не слушает... Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего», – решительно ответил исцеленный книжникам и фарисеям. – «Во грехах ты родился», – яростно закричали вышедшие из себя ученые книжники, – «ты ли нас учишь?» И выгнали его вон. Вот до чего доводит неизбежно неверующее упрямство, не желающее признать Христа Спасителем мира, отвергающее истину участия Бога в жизни человека и народа. Упорное неверие не признает даже того, что оно видит и осязает. Эта евангельская картина является зеркалом, в котором и в 20м веке могут видеть себя все отрицатели Христа, критики, неверы и гонители Церкви. У них против Христа и против Церкви его одно оружие – это: искажение Евангелия и ложь, запугивание страхом, насилие и преследование.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

И так, немало поучив их по божественному Писанию и последнее целование братии о Христе подав, одарил их преподобный молитвами своими, воздел руки к небу, сотворил молитву и последнее свое слово изрек: «Господи, в руки твои предаю душу мою». В это же время пели заутреню, и был день памяти преподобного Пафнутия Боровского чудотворца. И когда начали читать Святое Евангелие, во время чтения слов: «Придите ко мне, все утружденные и обремененные, и я дам вам покой», – предал преподобный Герасим честную душу свою в руки Божии в год 7062 (1554) в первый день месяца мая в седьмом часу ночи. И тотчас келья наполнилась благоуханием сильным, и было лицо преподобного светлее, чем у живого. Погребли его с честью, с кадилами и свечами, в созданном им самим монастыре Живоначальной Троицы, называемом Болдино, у придела Сергия чудотворца с южной стороны. И разошлись братья с миром по своим монастырям, кто где жил. Прожил же преподобный Герасим в разных пустынях двадцать шесть лет, а постриг принял в тринадцать лет, у старца своего в келье прожил двадцать лет и в (своей) келье шесть лет; и когда преставился преподобный Герасим, было братьев, живущих в Болдинском монастыре, сто двадцать семь человек, жили же они по заповедям Господним и по завету преподобного отца нашего Герасима, славя Бога и преподобного Герасима чудотворца в молитвах призывая; прожил же он всего шестьдесят пять лет. Чудо преподобного отца нашего Герасима о старце Вассиане Швале После преставления преподобного Герасима случилось так, что в Вязьме в Предтеченском монастыре, построенном преподобным, сломались часы, починить же их было некому. И приехал из большого монастыря из Болдина в Вязьму в Предтеченский монастырь для починки часов ученик преподобного Герасима именем Вассиан, по прозвищу Шваль. Было же при нем два больших коня. И украли у него тех коней воры. Долго искал он лошадей и не нашел их. И в то время как пребывал он в скорби и печали... МЕСЯЦА МАЙЯ ВЪ 1 ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИЗИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ГЕРАСИМА, СМОЛЕНСКИХЪ ПРЕДЛЪ ГРАДА НАРИЦАЕМАГО ДОРОГОБУЖА БОЛДИНА МОНАСТЫРЯ 932 ЧЮДОТВОРЦА

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игумен – это тот, кто руководит всей жизнью обители, материальной и духовной. 8 октября, в день светлой памяти преподобного Сергия, настоятели всех монастырей нашей Церкви во главе со Святейшим Патриархом собрались у его святых мощей. В день, когда мы верим, что он как никогда близок нам, настоятели русских монастырей молились единым сердцем и едиными устами вместе с народом русским, съехавшимся сюда со всех концов страны. С благоговением, радостью и смирением духовное воинство собралось у своего предводителя. Воины никогда не покидают свои посты просто так. Когда воинство собирается – быть походу, быть войне. И в этой войне можно стать или победителем, или проигравшим – третьего не дано. Ведь «наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6: 12). И под знаменами Христа под предводительством преподобного Сергия монашеское воинство шло побеждать. Яко с нами Бог. Денис Ахалашвили , ответственный редактор издательства Свято-Пафнутьева Боровского монастыря 13 января 2015 г. Рейтинг: 10 Голосов: 20 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Любовь Наумова 6 марта 2015, 09:50 Спасибо, Денис , за Ваши душевные повествования. Легко и красиво пишете, читаю , наслаждаюсь , проникаюсь духом содержания. Храни Вас Бог! Татьяна Соболь 15 января 2015, 19:41 братья и сестры постите меня ради Христа .япрошу ваших молитв за внучку мою иулию она рожает болеет уже 18 часов.спаси Господи. mila t 14 января 2015, 08:13 О священне главо светоносне Богоносне Отче наш Сергие моли Бога о нас ! Ирина 13 января 2015, 19:38 Преподобный отче Сергий, моли Бога о нас. Не оставь нас в трудный час. Помоги нам! Ксения 13 января 2015, 19:04 Преподобный Сергей Радонежский моли Бога о нас!!! Елена 13 января 2015, 16:51 Как для чего? Живем в такое время, когда правители большинства стран мира ополчились на нашу православную Русь, а почему? Да потому ,что Мы православные и с нами Бог. Но они не понимают , что весь мир еще держится только на нашей Руси на молитвах наших монахов, священников и верующих людей!

http://pravoslavie.ru/76449.html

«Иегова был благодетелем и другом человека. Он поставил его монархом над всем обозреваемым, дал ему мощь наполнить планету совершенной расой людей и дал ему власть господствовать над землей. Адам естественно любил Бога... Воля Божия есть Его Закон... Для того, чтобы закон любви Божией был храним, угодно было Богу поставить блюстителя, помощника или защитника, который охранял бы человека от зла»... В качестве блюстителя «в саду Божьем» и защитника человека, должного охранять человека от зла, «Люциферу, получившему от Бога власть предать человека смерти, в случае нарушения им закона Божия, было отдано и доверено для хранения новорожденное правительство Божие на земле, которое было в чистом и правильном настроении». Люцифер знал, «что Бог наградил человека мощью производить потомство и что в надлежащее время земля будет наполнена людьми совершенной расы», и вот, «появилось у него самолюбивое желание господствовать над человечеством... Люцифер рассуждал так: «Я являюсь господином человека в Эдеме. Я имею власть предать его смерти, но если он нарушит закон Божий, я этого не сделаю. Я могу убедить человека в том, что Бог не является его другом и благодетелем, а обманщиком... Но прежде нежели я это сделаю, я должен склонить Адама поверить, что Бог держит его в неведении и скрывает от него то, что принадлежит ему по правосудию... Я раньше внушу Еве принять мое предложение, а потом через нее я буду в состоянии завладеть Адамом ... он вынужден будет поесть от запрещенного древа познания, а потом пощажу их и не предам смерти. Тотчас я приведу их к дереву жизни, и они, вкусивши от него, будут жить и никогда не умрут. Я отвергну Бога... и буду иметь поклонников, как и Он» («Освобождение», с. 19–25). «Начав с тех, которые были под его непосредственной охраной и отвратив первых мужчину и женщину от Бога через неповиновение Ему, сатана направился к небесным духовным созданиям и увлек многих из них за собою к восстанию. Они отклонялись от семьи верных сынов Божиих и превратили себя в демонов. Это объясняет существование порочных невидимых демонов, невидимо доминирующих в человеческих делах и старающихся держать людей, поскольку это возможно, в неведении Бога Иеговы и противлении Ему. Эти демоны распространились повсюду и нависли над человечеством как нечестивое развращающее небо, стоящее между людьми и истинным Богом. Человечество само не в состоянии освободиться из-под этого темного покрывала дьявольской силы и контроля, которым оно окутано. Но Бог Иегова сделает это в установленное Им время и вернет блаженную жизнь всем людям» («Радость всем людям», с. 12 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Изучая из протестантства вышедшие и иудействующие секты, мы невольно обращаем внимание на то, что во многих из них не только отрицается Божество Господа Иисуса Христа, но и о Боге говорится «вообще». Адогматическая вера, характерная для многих сект, безусловно, невозможна, ибо нельзя верить во «что-то», такая вера лишена существенного и элементарного признака религии. Еще немецкий мыслитель Шиллинг сказал: «Кто говорит о Боге вообще – говорит не об истинном Боге, а о чем-то ином, к чему он лишь прилагает имя Бога. Одно понятие «Бог» само по себе пусто: только слово». В современном сектантстве идет лихорадочная работа по уничтожению и «превращению.» слова Божия и благовестия Христова. В журнале «Баптист» 1939 года сектанты откровенно говорят: «Нас не беспокоит критика Библии, ибо мы покоимся не на ней, а на личном переживании благодати Христовой». В обличение голоса «Баптиста» мы слышим слово Апостола Павла: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатию Христовой так скоро переходите к иному благовествованию... есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже... Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествали вам, да будет анафема» ( Гaл. I, 6–8 ). «Все, что Церковь нам дала один раз навсегда, то мы должны принять безусловно верно также один раз навсегда. В это дело нашему уму не следует мешаться; ему принадлежит только акт этого принятия или, вернее, протокол этого принятия и потом применение к практической жизни. Иной философии быть не может, как философия Христианства, которой смысл: от Бога к Богу» (В. А. Жуковский). Для нас, православных, Христианство не есть только учение, Христианство есть Жизнь, открывшаяся миру и людям во Христе, Жизнь Истинная и Вечная, которой мы становимся причастниками через веру и «Божий дар». Христианство есть «новое творение», во Христе рожденное, новое человечество есть Церковь – Тело Христово, в котором непрестанно соединяется «все небесное и земное» в общении с Богом, в Котором все и вся соединяется воедино во Христе и во Отце Его ( Uh. XVII ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Иисус Христос решительно противился преданию старцев, которого придерживались (и ныне придерживаются) книжники и фарисеи. Христос решительно отклоняет предание старцев именно потому, что оно приводило людей к нарушению Закона и забвению Слова Божия (Мрк. 12и далее). Но к самому Закону Христос относился иначе: Он соблюдает его. Он, прежде всего, приводит различные предписания Закона в правильный порядок, и этот порядок сильно отличается от той иерархии ценностей, которую установили книжники и фарисеи, ради сохранения второстепенного, пренебрегшие главным, именно: справедливостью, милосердием и искренностью ( Матф. 23:13–28 ). «Древнее прошло, теперь все новое», ибо «во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание»; «кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор. 5 ; Гал. гл. 6). С пришествием Христа рушилось основание для прежней похвальбы иудеев – рушилась их уверенность в том, что они оправданы Законом Моисеевым: ныне дан Новый Закон – закон веры во Христа, которым единственно человек оправдывается пред Богом. С пришествием Мессии-Христа, народ Божий перестал быть в подчинении «детоводителю». Христос есть «конец Закона» ( Рим. 10:4 ); Он дает верующим доступ к праведности от веры ( Рим. 10:5–13 ). «Я есть дверь: кто войдет Мною, тот спасется». «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком», (Иоан. гл. 10) – говорит Господь. И когда возник вопрос: остается ли в силе, остается ли обязательным для ищущих спасения, для ищущих оправдания пред Богом, Закон иудейский, Апостолы решительно отвергли его, считая бессмысленным принуждать язычников «иудействовать», подчинять их закону иудейскому (Деян. гл. 15; Гал. гл. 2). Роль Закона закончена и, подобно Аврааму, отцу всех верующих, христиане оправдываются верою, независимо от Закона. Вера это – дар Божий. Когда язычники обращались ко Христу, Сам Бог, как свидетельствует книга Деяний Апостолов, «очищал сердца их верою » и, уверовав, язычники получали дар того же Духа Святого, что и верующие иудеи. Верующий человек всегда помнит слова ап. Иакова: «вера без дел мертва». Его уму и сердцу созвучны слова Спасителя нашего: «ищите, прежде всего, Царствия Божия и правды его», слышанные в Евангелии нынешнего дня. И он сознает, что христианина обязывает нравственный идеал, данный Христом в заповеди о любви к Богу и о любви к ближнему, как самому себе, идеал осуществленный земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа и ставший для всех «законом Христовым». Аминь. Неделя 3-я по Пятидесятнице

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

К этому празднику направил Свои стопы в Иерусалим и Спаситель. В пути Он, в третий раз, беседует с учениками, с более ясными подробностями о том, что он будет предан первосвященникам и книжникам, что осудят Его на смерть и предадут язычникам; что язычники поругаются над Ним, будут бить Его и Он будет распят, но на третий день воскреснет. По пути в Иерусалим Христос остановился в любимом селении, в Вифании, где Его с любовью ожидало благочестивое семейство, из мертвых восставший Лазарь с сестрами. За трапезой происходит беседа и эта беседа приводит к признанию Христа Мессией еще нескольких знатных иудеев, которые пришли лично убедиться в совершенном над Лазарем чуде. Во время этой беседы Мария, исполненная благодарности за своего брата, живого свидетеля мессианского всемогущества Христа, почувствовала непреодолимую потребность выразить Христу свою благодарность, свою любовь и благоговение пред Ним. Встав, она взяла вазу, наполненную индийским драгоценным миром, и, тихо подойдя сзади к Спасителю, разбила вазу и полила драгоценное благоухающее миро на главу и ноги Его, вытирая Его ноги локонами своих распущенных волос. На выраженное Иудой негодование, Спаситель ответил: «Оставьте ее, она сделала доброе дело... она сберегла это миро на день Моего погребения». Слух о том, что в Вифании Христос обратил к вере в Себя еще несколько знатных иудеев, быстро дошел до Синедриона. Злоба врагов возрастала. А Спаситель, зная, что приближается час Его крестных страданий, доселе говоривший о Себе, как об обетованном Мессии, только частным образом, ныне Своим торжественным входом в Иерусалим, открыто заявляет, что Он истинный Мессия и сын Давидов: доселе он вступал во св. Град пешком, теперь Он входит в Иерусалиме сидя на осле, именно так, как не раз вступал в Иерусалим Его предок по плоти – царь Давид. «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй дщерь Иерусалима: се царь твой грядет, праведный и спасающий, сидящий на молодом осле», – так взывал еще в 6-м веке до Рождества Христова пророк Захария, в этих словах предсказавший вход Спасителя в Иерусалим и обличавший вождей народных в увлечении обманчивой надеждой на Мессию, как на политического вождя, за что и был ими убит «между храмом и жертвенником».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

– Как? – Непрестанным духовным бодрствованием и победой над плотским мудрованием. Аминь. Христос Воскресе! Фомино воскресенье ( Иоан. 20:19–31 ). Христос Воскресе! «Не горело ли сердце наше, когда Он говорил нам», – говорили друг другу Лука и Клеопа, переживавшие радость встречи с Воскресшим Христом на пути в Эммаус. Ликующие, они поспешили вернуться в Иерусалим, чтобы поделиться пережитой радостью с остальными учениками. Но те уже и сами свидетельствовали о необыкновенном Событии, ибо Воскресший явился Симону-Петру. Во время радостных восклицаний и братских объятий Апостолов, раздался тихий и такой близкий и знакомый голос: «Мир вам!» Апостолы увидели Иисуса. Он «показал им руки и ноги и ребра Свои». В эти светлые дни, полные трепетных и радостных переживаний, когда Апостолы убедились в том, что Он воистину воскрес, Спаситель настойчиво подчеркивает им, что пред ними не призрак, не дух, что воскресло Его тело, взойдя на высшую ступень духовной телесности, не знающей препятствий и ограничений, свойственных грубой материи. Это не возвращение к прежней жизни, это новая жизнь, полное преображение тела. Жив Господь, в этом убеждались ученики. Но вот, из одиннадцати только Фома остался как бы в стороне. Он пробирается по спящим улицам Иерусалима к дому, в котором собрались ученики. Идет он осторожно, опасливо оглядываясь. Двери дома крепко заперты. Условный стук и Фома среди друзей. Его окружили взволнованные лица, многие плачут от радости, восторженно говорят ему собратья о том, что они видели Воскресшего Учителя. Горечью обиды сжимается сердце Фомы, и он восклицает: «Если не увижу (сам)... и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». В этом «если не увижу – не поверю» было выражено, как замечает Церковь Святая, «доброе Фомино неверие», то есть желание скорее самому увидеть Воскресшего Учителя. И вот, на восьмой день снова появился Иисус среди учеников, снова раздался тихий голос: «Мир вам» и к Фоме обращенный ласковый укор: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010