Монастырь по стратегическим соображениям с XVI в. стал одной из основных и сильно укрепленных крепостей на юго-западном рубеже Московского государства. К строительству крепостных башен и стен, как усматривают специалисты исследователи, причастны знаменитые государевы мастера Федор Конь и Трофим Шарутин. В настоящее время протяженность крепостных стен составляет 673 метра. Основу боевой устойчивости монастыря, как средневекового фортификационного сооружения, составляют 6 башен: Тайницкая, Входная, Сторожевая, Оружейная, Георгиевская, Круглая. Маленький монастырь, став оплотом Московского государства в его борьбе за объединение русских земель, довольно быстро рос и богател. В конце XVI в., опасаясь войны с Польшей, Московское правительство укрепляет монастырь и возводит мощные крепостные стены. В польском " Дневнике событий Смутного времени " в записи, относящейся к 1610 г., указано, что " монастырь был каменный и довольно сильно укрепленный, кругом была глубокая вода и окопы " . Одна из летописей 17 в. повествует, что когда Лжедмитрий Второй осадил монастырь, он встретил сильное сопротивление и только благодаря измене двух воевод смог ворваться на территорию монастыря. Но защитники под предводительством князя Волконского не прекращали сопротивления и все были убиты под стенами собора. В память об этом подвиге в 1777 г. город Боровск получил свой герб: сердце с крестом (символом верности) в лавровом венке. В 1610 г. Боровский монастырь был осажден войсками Лжедмитрия второго. Предательство двух воевод, позволило " тушинскому вору " войти в крепость. В страшном побоище на территории самого монастыря погибли 12000 человек, в том числе воевода князь Михаил Волконский ( " побито было всякого звания людей 12 тыс. человек " ). Монастырь был сожжен, сгорели и все документы его ранней истории. После окончания " смутного времени " многое было восстановлено, были возведены новые башни и храмы. В середине XVII в. была построена колокольня. Повторному разрушению монастырь подвергся во время нашествия Наполеона, но к середине XIX в. заново восстановлен.

http://sobory.ru/article/?object=00363

Муром, 2001. С. 178-182; Козлов В. Ф. Трагедия Пафнутьев-Боровского мон-ря в 1931-1932 гг.//Малоярославец: Проблемы истории и возрождения. Малоярославец, 2001. С. 211-216; Бессонова Т. Ф., Гребёнкин А. Р. Княжеский список Шемячичей в синодике Пафнутьево-Боровского мон-ря//Вопр. археологии, истории, культуры и природы В. Поочья. Калуга, 2003. С. 156-163; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье. М., 2004; Королёв Г. И. Занятия жителей подборовских слобод Пафнутьева мон-ря в XVII в.//Боровск: Страницы истории. Боровск, 2005. Вып. 5. C. 87-93; Печников М. В. Сборник XVI в.: Вклад митр. Макария в Пафнутьев-Боровский мон-рь//Там же. С. 94-107; Хохлова Т. М. Вкладные дары в Пафнутьев Боровский мон-рь из собр. Калужского обл. краевед. музея//Там же. С. 108-113; Алексеев А. И. О «Просветителе» и посланиях прп. Иосифа Волоцкого//ВЦИ. 2008. 2(10). С. 121-220; Болдин И. В., Массалитина Г. А., Бессонова Т. Ф. Белокаменные надгробия Пафнутьев-Боровского мон-ря кон. XV - нач. XVIII вв.//Вопр. археологии, истории, культуры и природы В. Поочья. Калуга, 2008. С. 33-37; Сарабьянов В. Д. Прообразовательные и ветхозаветные темы в росписях трапезной ц. Пафнутиева Боровского мон-ря//Иконогр. новации и традиция в рус. искусстве XVI в. М., 2008. С. 199-216; он же. Росписи сер. XVI в. в трапезной ц. Пафнутиева Боровского мон-ря//Царский храм: Благовещенский собор Моск. Кремля в истории рус. культуры. М., 2008. С. 116-143; Синодик священнослужителей, монашеств. братии и благотворителей. Калуга, 2008. Кн. 1. Ч. 2: Боровский у.; Святые свидетели вечности: Храмы и мон-ри г. Боровска. Калуга, 2009; Рус. святые в иконе, шитье, книжной миниатюре, мелкой пластике из собр. Музея им. А. Рублева. М., 2011; Сорокина Л. Б. Святыни окрестностей Обнинска. Калининград, 2011; Синелобов А. П. Я. Змеев и А. Челищев: история одной «измены»//Рос. ист. 2013. 6. С. 105-110; Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. М., 2014; Кириллин В. М. Соц. воззрения прп. Иосифа Волоцкого//ДРВМ. 2015. 4(62). С. 44-50; Легостаев В.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

В 1659 г. по повелению царя Алексея Михайловича из казны было выделено 100 р. на новую каменную ц. Рождества Христова. Строительство велось на средства благотворителей, в т.ч. кн. Б.А. Репнина-Оболенского. К концу. XVII в. в построили церковь с пристроенной «полаткой каменной» и с трапезной, каменную колокольню с 6 колоколами, 20 келий. В обители жили 26 сестер вместе с игуменией. Согласно писцовой книге 1685 г., рядом с городскими торговыми рядами стояла сооруженная на средства горожан и священника монастырской Рождественской ц. богадельня, в к-рой жили 9 чел. По описанию 1701 г., было 20 келий, в которых жили 26 насельниц. Сестры «питались трудами своими и Христовым именем», а также получали доход от отданных в аренду сенных покосов, пустоши и огородов. В 1724-1725 гг. Б. м. был приписан к белёвскому Крестовоздвиженскому монастырю, после 1727 г. опять стал самостоятельным. В описании монастыря 1739-1741 гг. помимо Рождественской ц. упоминается каменная ц. в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, пристроенная к первой, число сестер уменьшилось до 19 чел. По описи 1763 г., насчитывалось 8 монахинь и 9 послушниц, которые получаемый доход от земли «делят на пропитание… каждая по своим кельям» и зарабатывают рукоделием, т. е. монастырь был особножительным. В 1764 г. монастырь был упразднен, Рождественская ц. стала приходской. В 1817 г. на деньги прихожан к ней были пристроены трапезная и колокольня, в 1834 г. на средства московских купцов братьев Протопоповых храм Рождества Христова был отремонтирован, в 1860 г. при нем купцы Протопоповы выстроили богадельню на 10 чел. В 30-х гг. XX в. храм был взорван, на его месте после 1945 г. была построена средняя школа 2. Постройки монастыря не сохранились. В XIX в. с Б. м. связывали неподтвержденные документами легенды о ссылке в монастырь сестер кнг. Е.П. Урусовой и боярыни Феодосии Морозовой, а также в 1699 г. царевны Марфы Алексеевны (в иночестве Маргариты). Источник: СГГД. С. 189-191; Памятная книжка Калужской губ. на 1861. Калуга, 1861. С. 272; Попроцкий М. Мат-лы для географии и статистики России. СПб., 1864. Т. 9. Ч. 2. С. 16-17; Боровск: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. М., 1888; Холмогоров Г. И. Боровская десятина: Мат-лы для истории церквей Калужской епархии//Калужская старина. Калуга, 1904. Т. 4. С. 9-14; он же. Мат-лы для истории церквей Калужской епархии//Там же. 1910. Т. 5. С. 174, 186-188; Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV-XV вв. М., 1948-1951. 2 ч.

http://sobory.ru/article/?object=34006

Обе они похоронены около храма на высоком берегу, оттуда Боровск виден. Там хорошее кладбище, но они похоронены рядом с храмом, у алтарной части». Первые сведения, полученные от матушки Анны, помогли собрать в течение лета 1998 года в городе Боровске по крупицам краткие биографии трех монахинь, которые в молодости несли послушания в монастыре Зосимова пустынь вплоть до закрытия артели. Приносим свою благодарность всем, кто отозвался на нашу просьбу (вспомнить о жизни зосимовских сестер) 871 , жительницам Боровска и села Роща, и приводим ниже их рассказы. Монахиня Арефа (Моногарова), в миру Мария Антоновна. Родилась в 1898 году, умерла 15 марта 1989 года. В 12 лет ее отдали в монастырь, где она несла послушание швеи: вышивала золотом, шила, стегала одеяла. Вскоре после закрытия монастыря Мария была сослана на Соловки 872 , там она шила и стирала. После ссылки в 1930-х годах приехала в Боровск. Одна девушка, случайная попутчица, привела ее в свой дом в деревне Тимашевой, но мать девушки испугалась: «Что ты мне привела каторжницу!» – и не пустила Марию в дом. Было уже поздно, и та села на крылечке и сказала, что никуда не пойдет и здесь умрет. Потом хозяйка сжалилась и впустила ее. Мария устроилась работать нянькой в селе Высоком. Ее сестра 873 после закрытия монастыря жила в городе Ливны Воронежской губернии. Раньше в селе Высоком был Покровский монастырь. В этом монастыре начинал свой монашеский путь преподобный Пафнутий Боровский под руководством ученика преподобного Сергия Радонежского – преподобного Никиты Боровского. Знаменит монастырь был еще и тем, что во время поста туда «приходила» икона Божией Матери Боголюбивая. Закрыли монастырь приблизительно в 1926 году. Но один из храмов продолжал действовать еше около десяти лет или более, в нем служили два монастырских игумена: о. Лука и о. Пантелеймон. В этом храме Мария начала прислуживать, а затем приняла постриг от игумена Луки, получив имя Арефы 874 . Игумен Лука скончался передвойной, он похоронен на кладбище на Высоком, слева от алтарной части храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Но как ни страдали раскольники от царского режима, большевики их не пощадили. Едва над Боровском взвился красный флаг, купцов и фабрикантов согнали на Торговую площадь и заставили убирать навоз, чтобы знали эксплуататоры свое место. Владельца самой передовой ткацкой фабрики Николая Полежаева, который провел в город телефон и электричество, посадили в тюрьму. Фабрика встала – и фабриканта вернули на место. Так и жил бедный Полежаев – между тюрьмой и креслом директора. Хоронил его весь завод, а гроб несли угнетенные рабочие. В подвале дома Полежаевых (дальше новые хозяева не пустили) открыт музей предпринимательства Боровска. В " Доме Ударника " – в тюрьме – по-прежнему живут люди, хотя не преступники. В 1930-х годах в тюрьме поселили ударников производства, более комфортного места не было. Я разговорился с обитателями царской тюрьмы и советского кондоминиума. " Всю жизнь провела в камере, – сообщила бывшая ткачиха Вера Анатольевна Некрасова, щеголяя по тюремному двору в ярмарочно-ярком халате. – Самая сытная жизнь была при немцах, детишек подкармливали, а потом опять голод пришел " . " Нам дали пожизненный срок, – добавляет учительница русского языка Вера Егоровна Шелковая. – Для меня самый спокойный период был, когда работала в интернате для олигофренов " . " Я родилась в тюрьме, – рассуждает 10-летняя Ангелина Салинас, девочка чудной цыганской красоты. – Тут хорошо, друзей много, весело, подвалы, страшные комнаты. Только крысы неприятные и злые " . Недавно городские власти сжалились, переселили нескольких жильцов из тюрьмы в новый дом, построенный якобы по канадской технологии. Через год дом пришел в аварийное состояние, новоселы встали на расселение. Может, опять в тюрьму вернутся. Видимо, чтобы строить по канадской технологии в Боровске, надо быть канадцем. Или хотя бы старовером, они не привыкли воровать. Многие ценители искусства гуляют по Мехико, чтобы рассмотреть фрески Давида Сикейроса. А многие заворачивают в Боровск, чтобы увидеть настенные росписи Владимира Овчинникова. Художник-самоучка расписал полторы сотни домов, называя свои художества " магическим ритуалом по спасению параллельного Боровска " . Описать нельзя, стоит один раз увидеть. Росписи сопровождаются стихами его четвертой жены (художник любвеобилен, как и положено монументалисту), которая творит в том же духе вызывающего примитивизма. Овчинников вызвал недовольство городских властей и больше на домах не пишет, но тронуть его росписи власть не решается.

http://religare.ru/2_95323_1_21.html

В числе погибших был и архимандрит Иоасаф, настоятель прославленного Троице-Сергиева монастыря, в течение всей шестнадцатимесячной осады защищавший обитель и после снятия осады удалившийся в родной монастырь на покой (до принятия им должности настоятеля Троицкой обители, святой Иоасаф был игуменом в Пафнутьевом монастыре). Боровск был разорен интервентами до основания: крестьянские дворы выжжены, церкви осквернены или вовсе разрушены. В числе других враги сравняли с землей и Высоко-Покровскую обитель, духовную колыбель преподобного Пафнутия, куда он пришел в возрасте двадцати лет и подвизался в трудах и молитвах 32 года. Деревянный монастырский храм Входа Господня в Иерусалим был сожжен дотла, а от каменного - Покровского - не осталось камня на камне: очевидно, храм подвергся прицельному пушечному обстрелу. Впрочем, Пафнутьев монастырь и Боровск разделил участь многих и многих славных русских обителей и городов. Так, например, в 1611 году выживаемые из Москвы году поляки подожги город. В этом страшном пожаре были уничтожены почти все 450 московских церквей. «Многие Божии церкви и монастыри осквернили и разорили. Раки чудотворных мощей рассекли и чудотворные мощи поругали, и во всех Божиих церквах лошади поставили. В монастырях стали житии и многое убийство и поругание и осквернение иноческому чину учинили». Запорожские и донские казаки не отставали в этих кощунственных грабежах от поляков. Духовенство, монахи, защищавшие святыни и ценности от грабежей, насиловались, избивались и убивались. Мемуарист сообщает, что литовские люди в компании с местными переяславльцами-изменниками, взяв Ростов Великий, «раку чудотворцеву Леонтьеву златую сняша и рассекоша по жребием, казну же всю пограбиша и Церкви раззориша». Банды Лисовского, захватив монастырь Колязинский, вынули мощи чудотворца Макария из серебряной раки и бросили на землю в мусор, раку рассекли. Игумена, монахов и всех насельников убили, всю казну разграбили и монастырь сожгли. При разрушении Толгского монастыря под Ярославлем все братство монастырское - 46 человек - убито. В 1612 году в Вологде поляками и русскими ворами при разорении церквей убиты 46 священников и монахов, в их числе преподобный Галактион Вологодский. При разорении Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологодском крае, в трапезную палату насильно заключили и сожгли живыми 59 монахов. Сверх этого там же были убиты еще 32 монаха. ( Приведенные выше сведения взяты из труда С.М.Соловьева «История России с древнейших времен, т.8)

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/13/...

В 1923 г. обитель была закрыта. На ее территории разместили музей, а затем вселили исправительно–трудовую колонию, которую сменила школа механизации сельского хозяйства. Учебный корпус школы был возведен в 1933-35 гг. на месте снесенного монастырского некрополя. В ночь на 14 мая 1954 г. (день памяти прп. Пафнутия) центральный купол Рождественского собора рухнул, раздавив стоявшую в храме училищную технику. Так прп. Пафнутий положил начало возрождению обители. В 1960 г. здесь начались реставрационные работы. В начале 1991 г. с территории монастыря был выведен сельскохозяйственный техникум, а летом сюда пришли первые насельники. Символично, что первым наместником монастыря стал игумен Никон (Худяков) – ученик и духовный сын схиархимандрита Амвросия (Иванова) – последнего из братии Боровской обители до ее закрытия. Таким образом, сохранилось духовное преемство. 13 апреля 1991 г. состоялось освящение церкви св. прор. Илии, в которую была перенесена часть мощей прп. Пафнутия, - она сохранялась в Псково–Печерском монастыре и была перевезена оттуда архиепископом Калужским и Боровским Климентом. С лета 1994 г. начались торжественные и праздничные (с1995 г. – утренние и вечерние) богослужения в соборе Рождества Богородицы. В нем построен трехъярусный иконостас, устроен придел в честь прп. Пафнутия, 14 сентября 1996 г. подняты колокола на колокольню. В октябре 1996 г. отслужен водосвятный молебен в храме св. вмц. Ирины. Управляет монастырем игумен Серафим (Савостьянов). В 2000 г. в обители подвизались 23 насельника. Храмы: Святыни: Источник: Прп. Пафнутия – рядом с монастырем. Купальня. Подворья: Адрес: 249002, Калужская обл. Боровский р-н, с. Роща. Телефон (08238) 4-37-39; 4-47-62 Проезд: До ст. Балабаново Киевской ж/д (90 км). Далее автобусом до ост. с. Роща (15 км) Киевское, Боровское шоссе. Город БОРОВСК Боровск. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Расположен в 106 км к сев. От г. Калуги и в 80 км к ю-зап. от Москвы, на холмистом берегу р. Протвы (приток Оки). Впервые упоминается в Духовной грамоте Вел. кн. Ивана III под 1356 г. Первоначально принадлежал черниговским наместникам, позднее отошел к Рязанскому княжеству. В 1382 г. по договору Вел. кн. Димитрия Донского с рязанским князем Олегом вошел в состав Московского княжества и в 1386 г. был отдан серпуховскому кн. Владимиру Андреевичу. До 1456 г. оставался центром удельного княжества. С XV в. становится одним из звеньев оборонного кольца вокруг Москвы. Со 2-ой пол. XVII в. торговый и ремесленный город, один из центров русского старообрядчества. В 1708 г. приписан к Московской губ., с 1776 г. – уездный город Калужского наместничества. В окт. 1812 г. был занят французскими войсками. Близ города в с. Городня Наполеон принял решение об отступлении по разоренной Смоленской дороге. С 15 окт. 1941 г. по 4 янв. 1942 г. был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Ныне – райцентр Калужской обл.

http://pravoslavie.ru/1905.html

Но как ни страдали раскольники от царского режима, большевики их не пощадили. Едва над Боровском взвился красный флаг, купцов и фабрикантов согнали на Торговую площадь и заставили убирать навоз, чтобы знали эксплуататоры свое место. Владельца самой передовой ткацкой фабрики Николая Полежаева, который провел в город телефон и электричество, посадили в тюрьму. Фабрика встала – и фабриканта вернули на место. Так и жил бедный Полежаев – между тюрьмой и креслом директора. Хоронил его весь завод, а гроб несли угнетенные рабочие. В подвале дома Полежаевых (дальше новые хозяева не пустили) открыт музей предпринимательства Боровска. В " Доме Ударника " – в тюрьме – по-прежнему живут люди, хотя не преступники. В 1930-х годах в тюрьме поселили ударников производства, более комфортного места не было. Я разговорился с обитателями царской тюрьмы и советского кондоминиума. " Всю жизнь провела в камере, – сообщила бывшая ткачиха Вера Анатольевна Некрасова, щеголяя по тюремному двору в ярмарочно-ярком халате. – Самая сытная жизнь была при немцах, детишек подкармливали, а потом опять голод пришел " . " Нам дали пожизненный срок, – добавляет учительница русского языка Вера Егоровна Шелковая. – Для меня самый спокойный период был, когда работала в интернате для олигофренов " . " Я родилась в тюрьме, – рассуждает 10-летняя Ангелина Салинас, девочка чудной цыганской красоты. – Тут хорошо, друзей много, весело, подвалы, страшные комнаты. Только крысы неприятные и злые " . Недавно городские власти сжалились, переселили нескольких жильцов из тюрьмы в новый дом, построенный якобы по канадской технологии. Через год дом пришел в аварийное состояние, новоселы встали на расселение. Может, опять в тюрьму вернутся. Видимо, чтобы строить по канадской технологии в Боровске, надо быть канадцем. Или хотя бы старовером, они не привыкли воровать. Многие ценители искусства гуляют по Мехико, чтобы рассмотреть фрески Давида Сикейроса. А многие заворачивают в Боровск, чтобы увидеть настенные росписи Владимира Овчинникова. Художник-самоучка расписал полторы сотни домов, называя свои художества " магическим ритуалом по спасению параллельного Боровска " . Описать нельзя, стоит один раз увидеть. Росписи сопровождаются стихами его четвертой жены (художник любвеобилен, как и положено монументалисту), которая творит в том же духе вызывающего примитивизма. Овчинников вызвал недовольство городских властей и больше на домах не пишет, но тронуть его росписи власть не решается.

http://religare.ru/2_95323.html

Из чудес, бывших от св. икон до 7 вселенского собора, мы знаем такие, которые действовали карающим и вразумляющим образом на хулителей св. икон. Так, на самом 7 вселенском соборе епископ кипрский Констанций рассказал: «один кипрянин-иконоборец гнал пару волов и во время пути зашел в молитвенный дом и, взглянув во время молитвы наверх, увидел на стене писанную красками икону Божией Матери и говорит: «а эта что тут делает?» Схватив остроконечную палку, которою погонял волов, он выколол этою палкою, правый глаз иконы. Вышедши из храма, этою палкою он ударил волов, но палка обломилась, и отлетевший от нее острый осколок вонзился ему в глаз, и он ослеп. Этого человека я видел и знаю», – говорил собору епископ кипрский. Тот же епископ Костанций рассказал следующий случай. «В г. Говоле один агарянин (магометанин) вошел с товарищами в христианский храм и, увидевши на стене мозаическую икону, спросил у бывшего тут христианина: «какую пользу она приносит?» Христианин ответил: «она приносит пользу благоговейно чтущим ее, а непочитающим ее вредит.» Тогда агарянин сказал: «вот я выколю глаз у ней и посмотрю, какой вред она принесет мне.» Сказавши это, он протянул копье и выколол правый глаз иконы, тотчас и у него правый глаз вытек на землю, и он впал в сильную горячку». Рассказанные чудеса с клятвою в их достоверности засвидетельствованы были благочестивым епископом на 7 вселенском соборе (Деян. соб. Соб. VII, 303), по внушению Св. Духа утвердившем иконопочитание. Без сомнения, Господь по Своему милосердию не на многих ругателей св. икон посылает казни, но если посылает, то для вразумления многих. И после 7 вселенского собора от св. икон в продолжение 1100 л. совершилось неисчислимое множество чудес, как в правосл. греч. церкви, так и в возникшей с конца IX столетия, со времени равноапостол. князя Владимира, православной русской церкви. Особенно Россия прославлена чудесами от св. икон Божией Матери. Существуют целые книги о чудесах Божией Матери и святых. В 1853 г. издана целая большая книга под названием: «Слава Владычицы нашея Богородицы». В этой книге описано более 140 икон Божией Матери, которые прославлены чудесами. Но здесь далеко не все чудотворные иконы Божией Матери описаны; притом, некоторые иконы прославились чудесами после издания книги. В одной Москве находится не менее 20 чудотворных икон Богоматери. Да и другие местности не скудны иконами Богоматери, прославившимися чудотворениями. Так, в северных уездах Калужской губернии мы знаем чудотворные иконы: Боголюбовой, в селе Юрьевском, Боровск., уезда; Успения, в с. Рыжкове, Боровск., уезда; Взыскание погибших, иначе называемой Избавление от бед страждущих, в с. Бор, Тарусского уезда; Казанской Божией Матери, в самом г. Калуге и в с. Калужке, Калуж. уезда, весьма почитаемой в городе Калуге. Есть и др. менее известные иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Постриг Пафнутий принял будучи ещё молодым, в Покровском монастыре. Наставником его был ученик Сергия Радонежского Никита Серпуховской. Пафнутий Боровский является основателем Боровской обители Рождества Богородицы, которую сейчас больше знают как Пафнутиево-Боровский монастырь. Монастырю в г.Боровск уже больше 555-ти лет. Монастырь действующий. Монастыри [ править править код ] Пафнутьев-Боровский мужской монастырь [ править править код ] Монастырь находится в 3 км от Боровска на левом берегу Протвы. Одной стороной он погружён в лес. Те, кто приезжают на рейсовом автобусе, идут к Боровскому монастырю через лес по тропинке. Особенно прекрасной эта прогулка получается весенним утром, когда поют птицы. Когда русские стали прогонять ханских баскаков, один из них был вынужден креститься и поселиться в сельце под Боровском. В 20 лет внук бывшего баскака постригся в Покровском монастыре в Высоковской слободе Боровска с именем Пафнутия и прожил в нём 30 лет. На 51-ом году жизни он заболел, оставил игуменство, постригся в великую схиму и ушёл в лес. Туда к нему стали собираться монахи. Пафнутий Боровский во всём подавал пример братии нового Боровского монастыря. Келья его была самая убогая, из пищи он брал худшее, в понедельник и пятницу не вкушая совсем, а работу брал самую тяжёлую и первым приходил на службу в храм. Не удивительно, что его любили и почитали. Немало постриженников и учеников Пафнутия впоследствии прославились святостью, среди них наиболее известны прп. Иосиф Волоцкий и его брат, архиепископ Ростовский Вассиан Рыло. К Богу Пафнутий отошёл в 1477 г., 83-х лет, предсказав день своей смерти. При жизни прозорливого старца считали своим молитвенником московские князья Василий Тёмный и Иоанн III, а после смерти – Иоанн IV Грозный. Память святого празднуется 1 (14) мая. Благовещенский собор Боровска сегодня хранит как святыню посох преподобного Пафнутия. Собор Рождества Пресвятой Богородицы Около 1467 г. белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы расписывал известный иконописец-мирянин Дионисий. Преподобный многому научил молодого Дионисия. Иконописец по болезни ног не мог приступить к работе. Св. Пафнутий сказал ему: «Дионисий! Бог да благословит тебя, начни доброе дело; Господь и Пречистая Матерь Божия подаст здравие ногам твоим». Мастер, поверив словам преподобного, принялся за дело и выздоровел. В другой раз в нарушение заповеди старца не есть мяса в обители Дионисий отведал ягнёнка и тут же так заболел, что вовсе не мог двигаться. Преподобный заповедал мастеру слушаться наставников и исцелил его при помощи освящённой воды.

http://azbyka.ru/palomnik/Боровск

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010