Это было обидою тем чувствительнейшею, что, при бедности средств, какие представляет рязанская епархия для содержания своего архиерея, Гавриил находился в то время в очень затруднительном положении. 19) Венедикт, архиепископ олонецкий и петрозаводский, присутствовал в синоде с 1843 по 1846 год. Он обучался в с.-петербургской духовной академии, по окончании в которой курса постригся в монахи (1814 г.) и определен в могилевскую семинарию ректором и профессором богословских наук; через год после этого он был возведен в сан архимандрита оршанского Богословского монастыря. Из Могилева он переведен в калужскую семинарию (1821 г.) ректором и настоятелем Боровского Пафнутиева монастыря; отсюда поступил, ректором же, в Вифанскую семинарию (1829 г.) и наконец в с.-петербургскую академию (1831 г.). В сан епископа ревельского, викария с.-петербургской митрополии. Венедикт был посвящен в 1833 г. и во все время своего викариатства по 1842 г. служил самым деятельным помощником митрополиту Серафиму в управлении петербургскою епархией. Общая репутация его была – законника, канцеляриста и неисправимого формалиста. Никакая сила, никакая просьба не могли заставить эту воплощенную букву закона, этот олицетворенный свод законов и канонических постановлений, уклониться от точного и прямого их смысла. В высшей степени прямой, правдивый, ненавидевший все окольные пути, Венедикт не кривил душою ни перед кем и смело, со свойственною ему резкостью, близко подходившею к грубости, отказывал в несправедливых требованиях даже людям знатным. Не было от него пощады никому, даже своим товарищам по академии, когда они действовали несправедливо и незаконно. «Жалкое состояние присутственного места», писал он о с.-петербургской консистории, где членами были его товарищи по академии: «с 11-го октября насилу положена резолюция чрез семь месяцев, да и то лишь бы с рук». См. архиерейский журнал в консисторском архиве, год 1840, 2051. См. также того же журнала 2061, где он делает замечание за медленность товарищу своему, протоиерею Малову, и консисторскому секретарю Арефовичу, в следующих выражениях: «На рапорт Ямбургского правления от 19-го ноября 1838 г., с показанием попадьи Григорьевой, положена присутствием 2-й экспедиции журнальная резолюция только 14-го мая 1840 года, или, яснее сказать, чрез 17 слишком месяцев по получении тех бумаг; сверх того, резолюция 26-го августа, 20-го июня 1840 года такова, что если приводить её в исполнение, то не привесть в 17 лет».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Виленского повета Бобруйского повета Города: Борисов Мозырь Игумен Речица (л. 24 об.) Всего в епархии: XV. Могилевская и Полоцкая. С 1797 г. Белорусская и Могилевская. Белорусской губернии: Кафедральный город – Могилев Мстиславль Рогачев Чериков Повет Белицкий Повет Сеннинский Витебск Невель Велижский повет Полоцк Динабург Городецкий повет Люцинский повет (л. 11 об.) Всего в епархии: XVI. Московская и Калужская Московской губернии: Кафедральный город – Москва Никитск Богородск Броницкого округа Серпухов Дмитровск (?) Воскресенск – заштатный Волоколамск Можайск Звенигород (л. 14 об.) Всего в епархии: Дмитровское викариатство: Московской губернии: Дмитров Калужской губернии: Калуга Козельск Мещовск Перемышль Пригород Воротынск Жиздра Мосальск Боровск Медынь Таруса Лихвин – заштатный Малоярославец – заштатный Серпейск – заштатный (л.26 об.) Всего в губернии: А во всем викариатстве: XVII. Нижегородская и Алаторская Нижегородской губернии: Кафедральный город – Нижний Новгород Балахна Семенов Горбатов Арзамас Ардатов Лукоянов Василь Княгинин Тут же были заштатные города – Починки, Сергач, Макарьев и Перевоз. Всего в губернии: Симбирской губернии: Алатырь Саранск Курмыш Инзарского уезда Корсунского уезда Всего в губернии: (л. 20). А во всей епархии: XVIII. Новгородская Новгородской губернии: Кафедральный – Новгород Валдай Боровичи Устюжна Тихвин Белозерск Кириллов – заштатный Череповец – заштатный Крестцы – заштатный (л. 13 об.). Всего по губернии и епархии: Старорусское викариатство Новгородской губернии: Старая Руса Петрозаводск Олонец Лодейнополь – заштатный Каргополь Вытегра Всего в губернии: Архангельской губернии: Пудожского уезда Повенецкого уезда Всего в губернии: (л. 28). Всего в епархии: XIX. Новороссийская и Днепровская Новороссийской губернии: Кафедральный – Новомиргород Елисаветград Александров Новороссийск Павлоград Перекоп Акмичет Херсон Бахмут Ольгополь Тирасполь Таганрог Ахтиар Николаев Очаков Бореславл Дубоссары Овидиополь Одесса Кинбурская крепость Уезды:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

XVII в.; он же. Пафнутьев-Боровский мон-рь: страницы истории. Боровск, 2018; Пуцко В. Г. Боровские иконы 16 в.//Боровский краевед. Боровск, 1990. С. 16-28; он же. Серебр. литург. сосуды из Пафнутьев Боровского мон-ря//Боровск: страницы истории. Боровск, 2002. 4. С. 28-36; Сафонова Г. Б. Худож. шитье 17-19 вв. из Пафнутьев-Боровского мон-ря//Боровский краевед. Боровск, 1990. Вып. 2. С. 66-71; Осипова А. И. Миссионерская деятельность церк. Братства Прп. Пафнутия Боровского Чудотворца среди старообрядцев (посл. четв. XIX - нач. ХХ вв.)//Боровский краевед. Боровск, 1991. Вып. 3. С. 35-42; Зайцев А. А. Археол. исследования Свято Пафнутьев-Боровского мон-ря: предварительные итоги (1961-1991 гг.)//Вопросы археологии, истории, культуры и природы В. Поочья. Калуга, 1993. С. 38-39; Антипов А. А. Живые корни России. Боровск, 1994, 20073; он же. Монастырские были. Боровск, 2002; Баталов А. Л. Моление о чадородии и обетное строительство царя Феодора Иоанновича//Архив архитектуры. М., 1994. Вып. 5(1). С. 117-140; Подъяпольский С. С. О малоизвестном типе папертей кон. XV- нач. XVI в.//Рос. Арх. 1994. 3. С. 186-207; Болдин И. В. Археол. раскопки в Пафнутьев-Боровском мон-ре (1993 г.)//Монастыри в жизни России. Боровск; Калуга, 1997. С. 218-220; Лошкарёва Н. П. Гос. ист.-худож. и краевед. музей на территории Пафнутьев-Боровского мон-ря (1924-1930 гг.)//Там же. С. 195-212; она же. Из истории Боровского музея. 1919-1954 гг.//Боровский краевед. Боровск, 1997. Вып. 7. С. 5-36; она же. Пафнутьевская сельскохозяйственная коммуна на землях Пафнутьев-Боровского мон-ря//Монастыри в жизни России. Боровск; Калуга, 1997. С. 191-194; Миркина И. А. Гос. политика по отношению к Пафнутьев-Боровскому мон-рю в 1920-30 гг. (по док-там ГА РФ)//Там же. С. 213-217; Никулина С. А. Некрополь Пафнутьев-Боровского мон-ря XVI-XVIII вв.: Исслед. последних лет//Вопр. археологии, истории, культуры и природы В. Поочья. Калуга, 1998. С. 135-138; Добров С. А. Пафнутьев-Боровский мон-рь как ист.-культ. центр России XV-XIX вв.//Уваровские чm.-III.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

Боровск. Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Пафнутьев Боровский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1444. Ссылки:     Адрес: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, мкрн. Роща, Боровский Пафнутиев монастырь Координаты: 55.21398, 36.53266 Проезд: На общественном транспорте до Пафнутьево-Боровского монастыря следует добираться так: с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново (подходят электропоезда, идущие до Обнинска, Малоярославца, Калуги), затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), а дальше пешком (ми ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда На общественном транспорте до Пафнутьево-Боровского монастыря следует добираться так: с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново (подходят электропоезда, идущие до Обнинска, Малоярославца, Калуги), затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), а дальше пешком (минут 10). На автомобиле нужно ехать по Киевскому шоссе. На 93-м километре сворачивайте направо по указателю на Балабаново, Боровск, Рузу. Далее — поезжайте все время по указателям на Боровск. Перед самым Боровском (въезжать в него не надо!) не проскочите таблички «Боровский Пафнутьев монастырь» со стрелкой, показывающей налево. Эта дорога приведет прямо к обители. Изменить описание объекта < (XVII в.) > Карта и ближайшие объекты Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский монастырь был основан в 1444 г. на берегу реки Протвы игуменом Покровско-Высоцкого монастыря преподобным Пафнутием Боровским, духовным внуком преподобного Сергия Радонежского. Основатель монастыря, преподобный Пафнутий Боровский, родился в 1395 г. Преподобный Пафнутий скончался в 1477 г., а в 1547 г. был причислен к лику святых. В 1444 г. Пафнутий и его ученики в почти непроходимых боровских лесах построили и освятили первый храм. 1444 г. принято считать годом основания Боровского монастыря. Первоначально здесь была срублена небольшая деревянная церковь Рождества богородицы, на месте которой вскоре был построен небольшой белокаменный храм, расписанный Дионисием с помощниками. В начале XVI в. были возведены оборонительные укрепления. В 1511 г. здесь соружается каменная трапезная, а в восьмидесятых годах этого же столетия на месте церкви возводится Рождественский собор. И трапезная, и собор сохранились до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=00363

Боровск. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь; Рождественская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Боровский в честь Рождества Христова женский монастырь находился в г. Боровске Калужской губ. Время основания неизвестно, первое упоминание монастырского храма Рождества Христова относится к 1544 г.: в описании 1763 г. воспроизводится надпись на камне в стене Рождественской ц.: «Строена в 7052 г. по повелению царя и великаго князя Иоанна Васильевича» (Боровск: Мат-лы для истории города. С. 288). Версия об основании монастыря в XV в. Боровским удельным кн. Владимиром Андреевичем (Зверинский; Памятная книжка Калужской губ. на 1861 г. и др.) возникла в результате неверного прочтения духовной грамоты вдовы князя Елены (в иночестве Евпраксии) 1433 г. В этой грамоте она благословляла «свои снохи и своего внука князя Василия Ярославича» монастырем в честь Рождества, но не Христова, как прочли авторы этой версии, а «Святеи Богородицы» в Москве. Существует др. документ, в к-ром упоминается имя «князя Володимира Андреевича». В 1733-1734 гг. в синодальном Казенном приказе разбирался спор о земле между обителью и монастырским причтом. В числе др. была представлена грамота царя Алексея Михайловича 1651 г., данная в ответ на «челобитье» «строительницы старицы Анисьи с сестрами». В челобитной говорилось о том, что в 1650 г. по царскому указу в мон-рь приезжал «сыщик Леонтей Корсаков, и у них-де отнял их вкладныя монастырския земли пять селищ, которую землю дал им вкладу по душе своей князь Володимер Андреевич... а те-де селища в книгах не написаны, потому как... в те поры тот монастырь был пуст и стариц никово не было». В 1556 г. Боровск был передан в удел Владимиру Андреевичу Старицкому, по всей видимости, именно он упоминается в грамоте, а не Боровский кн. Владимир Андреевич. Челобитная также свидетельствует о запустении монастыря в сер. XVI в. Согласно «Дозорной книге» 1621 г., в 1610 г. крымские татары сожгли Рождественскую ц., кельи и ограду монастыря, но к 1621 г. на месте прежней церкви на средства прихожан была выстроена новая деревянная и 2 кельи, в которых жили 3 монахини; обитель получала ругу. По «Приправочной книге» 1614 г., монастырю принадлежала пустошь. К 1625 г. прибавилось еще 2 кельи.

http://sobory.ru/article/?object=34006

Боровск. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Роще. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Иоанна Богослова , Василия Великого Год постройки:1708. Адрес: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, мкрн. Роща Координаты: 55.21444, 36.52528 Проезд:На маршрутном автобусе Балабаново-Боровск до остановки " Роща " , далее по ул. Шмидта 400 метров до кладбища. На территории погоста и находится этот храм. На этом же автобусе можно доехать и с Боровской автостанции. Автобус ходит через 10-15 минут Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1708 году в селе Роща (Рощинская слобода) на деньги прихожан был построен храм. Кирпичное здание храма включало в себя холодный четверик и трапезную часть с печным отоплением, на зиму холодная половина закрывалась. Храм и примыкающее к нему кладбище обнесены каменной оградой. Престола три: центральный освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, южный - во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, северный - во имя святителя Василия Великого. Главный пятиярусный иконостас украшен деревянной резьбой с позолотой. В храме находится Иверская икона Божией Матери со Святой Горы Афон. В 1923 году в дар храму была принесена икона Господа Вседержителя, некогда принадлежавшая родственникам грузинского царя Давида. Особо почитается также икона Божией Матери «Утоли моя печали», обретенная, по преданию, в реке Протве. Из утвари особо замечательно Евангелие небольшого размера, напечатанное в 1668 году при царе Алексее Михайловиче. В 1840 году московский купец И. В. Волков построил при храме богадельню. До 1905 года на приходе действовала одноклассная земская школа для мальчиков. В советское время храм действовал с небольшими перерывами, а после Великой Отечественной войны богослужения в нем совершались регулярно. Церковь Рождества Богородицы, каменная, обнесённая каменной оградой, которой отведено кладбище. Построена в 1708 г. прихожанами. На небольшом удалении от обители прп. Пафнутия Боровского расположен храм, по некоторым данным построенный в 1709 г. Строение кирпичное. Престолов три. Один во имя Пресвятой Богородицы. Два в теплой половине: по правую сторону - св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, по левую - во имя св. Василия Великого. Утвари было достаточно - Евангелие небольшого размера, печатано в 1668 г. при государе Алексее Михайловиче. Церковные деньги хранились в высокоустроенной стене каменной кладовой с металлической дверью, за двумя замками, внутренним и наружным. При приходе была земская одноклассная школа для мальчиков.

http://sobory.ru/article/?object=01763

Войска Наполеона разграбили в городе все, что было возможно. Естественно, в первую очередь это были сокровища храмов и монастырей – драгоценные металлы, использовавшиеся в украшении церквей, обрядовой утвари и одежде служителей. Солдаты набивали свои ранцы разнотипными и часто разломанными предметами. Для понимания того, что и как грабили, весьма показательны описи отнятого у солдат армии Наполеона церковного имущества, составленные для отправки изъятого из действующей армии в Москву (см. приложение, документы 3 и 4). Помимо солдат «Великой» армии, сразу после оставления ими поля боя 14–15 октября, к грабежу (как это было и в Москве) приступила криминализирующаяся часть русского населения. Именно их 16 октября встретил в Малоярославецком Черноостровском монастыре его строитель о. Макарий: грабители на глазах священника спешили увезти из обители то немногое, что можно было еще найти Несмотря на то, что второй разоренный город Калужской губернии Боровск не испытал, как Малоярославец, удара главных сил двух противоборствующих армий в самый момент накала их борьбы, судьба его храмов оказалась не менее печальна. В своем «Репорте» в Святейший Синод Калужский и Боровский епископ Евлампий (Введенский) ознакомившийся около 17 октября с положением дел в епархии, писал о Пафнутьевом Боровском монастыре коротко и беспощадно: «Самый монастырь и со вне, и со внутри весь почти созжон» Пока будущее Наполеона и его солдат решались среди горящих улиц Малоярославца, в Боровске находился штаб императора Франции и опорный пункт его армии. В это время город оставался относительно цел, но как только французы и их союзники были выбиты из-под Малоярославца, а их надежды обрести сытые «зимние квартиры» где-то между Калугой и Орлом рухнули, через Боровск назад к Можайску потянулись все основные силы армии вторжения. Разозленные и разочарованные захватчики в отместку за свое поражение и упорство русских целенаправленно принялись уничтожать и грабить все на своем пути. Вот как вспоминает этот эпизод один из офицеров Великой армии: «Столь романтично и красиво расположенный Боровск быстро был предан огню прибывшими, которые принялись за дело с бешенством. Я видел, как на высотах, где стояли лучшие постройки этого города, огонь переносили из дома в дом, и построенные в большинстве случаев из дерева дома быстро вспыхивали» В результате Пафнутьев Боровский монастырь был практически уничтожен. На четырех монастырских храмах сгорели крыши, два из них – церкви Рождества Христова и во имя Святителя Митрофана – были опустошены огнем изнутри. Большие повреждения получили кельи, настоятельские сгорели полностью

http://sedmitza.ru/lib/text/4099831/

Дождливым утром 10 октября 1812 года, когда в покинутый жителями Боровска (казна и ценное имущество были вывезены) вступают французские части во главе с итальянским вице-королём Евгением, обременённые обозами с боеприпасами, фуражом и большим количеством награбленного имущества, они не встречают никакого сопротивления. Раздосадованные ходом странной военной кампании в России, в которой не было больших баталий, ненастьем, холодом и голодом, наполеоновские вояки начинают бесчинствовать в опустевшем городе, мародёрствуют и устраивают поджоги зданий - от их рук сгорели 874 дома, был разграблен и сожжён Свято-Пафнутьевский Боровский монастырь. 11 октября вместе со старой гвардией в горящий и разграбленный Боровск прибывает Наполеон. Покидая Боровск, французы осквернили и разграбили Благовещенский собор, уничтожив все архивы, в том числе метрические и исповедальные книги. После изгнания захватчиков прихожане под руководством настоятеля Семиона Зверева сразу же приступили к восстановительным работам. В 1815 году отца Семиона произвели в протоиереи, после чего он оставил такую запись: " В благодарность Господу Богу за явленные мне благодеяния, я, при малых средствах, решился строить при соборе трапезную и приличную колокольню " . В 1816 году были начаты объёмные строительные работы, которые длились до 1819 года. К собору были пристроены трапезная, два придела и высокая колокольня в стиле русского классицизма. Южный придел был освящён в 1819 году во имя святителя Николая Чудотворца преосвященным Филаретом, ставшим в будущим Киевским митрополитом. Северный придел был освящён во имя Казанской иконы Божией Матери в августе 1829 года преосвященным Гавриилом. В следующие десятилетия прихожане немало потрудились для того, чтобы украсить интерьер собора. Особенно большой вклад внёс купец П. А. Волокитин, прослуживший церковным старостой в храме 35 лет. Его стараниями в 1842-1844 годах удалось расписать трапезную и паперть, иконостасы приделов. В 1845-1847 годах в храмовой части был переустановлен пятиярусный иконостас, существующий до сегодняшнего дня.

http://sobory.ru/article/?object=00911

Феттер. Город Боровск, как известно, знаменит в расколе. Туда, в Пафнутьев монастырь, был сослан на время протопоп Аввакум; туда в земляную тюрьму были заключены знаменитые раскольнические мученицы – боярыня Морозова и сестра ее княгиня Урусова, – здесь и умерли обе. С тех пор, со времен Аввакума и Морозовой, раскол укоренился в Боровске, постепенно разросся и по ныне весьма силен там, – Боровск теперь главное гнездо раскола в Калужской губернии; православные составляют в нем едва ли не десятую часть всего населения. Понятно, что раскольники представляют в нем силу и все городские власти – голова, члены управы – раскольники. Память Аввакума, Морозовой и Урусовой доселе чтится ими благоговейно. Могилу последних, на которой сохранилась старинная надгробная плита 17 , боровские раскольники посещают усердно; но в последнее время на том месте, где она находится, на так называемом городище, решено устроить общественный сад. Против этого-то неуважения к раскольнической святыне и выступил открыто и официально член Калужского окружного суда по Боровскому уезду г. Феттер. 31-го мая он подал в Боровскую городскую думу «заявление», в котором ходатайствует собственно «о вымощении за счет владельцев Почтового и Пастуховского переулков», но прежде нежели перейти к этому главному предмету своего заявления, ораторствует именно против неуважения боровского общества к раскольнической святыне. Мы приведем вполне эту вступительную часть его «заявления», составляющую примечательный образчик того, какие официальные бумаги подаются иногда в присутственные места иными членами окружных судов, очевидно, получившими юридическое образование в Университетах.   В последние годы стародревний город Боровск изменился в своем наружном виде до неузнаваемости: почистился и приоделся, на месте пошатнувшихся на курьих ножках избушек появились хоромы, где одноэтажные, а где и двухэтажные, с разными затейливыми украшениями и резьбой в виде коньков, апокалипсических зверей над карнизами, окнами и трубами; к сожалению только в погоне за этой показной стороной позабыта более существенная – общественная безопасность, позабыт был строительный уставь и все что относится к так называемой полиции безопасности и ко благу всех обывателей, и между прочим недостаток воды, которая из реки не доступна по малочисленности и не устройству спусков, а из колодцев общественных недосягаема, так как они вырыты на безводных местах и восполняются водой из той же реки в стояния около них «великие кади» времен Московской Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Боровск. Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:не ранее 1690. Адрес: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, мкрн. Роща, Боровский Пафнутиев монастырь Координаты: 55.21468, 36.53285 Проезд:из Москвы с Киевского вокзала на электропоезде до ст. Балабаново. Рядом со станцией автовокзал. Автобусом до Боровска, ост. " Роща " , далее пешком 1 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Колокольня примыкает к северной стороне трапезной. Построена в 1690 году на средства князя К.О.Щербатова. Архитектурные формы традиционные - четверик на восьмерике. Особенностью колокольни является то, что грани восьмерика расположены на осях четверика - прием довольно редкий. Колокольня представляет собой самостоятельное здание, пристроенное к северной стене трапезной. После сооружения в 1511 году здания трапезной на ее северной паперти была устроена звонница. В конце XVII века на ее месте, с сохранением некоторых элементов основания, возводится красивейшая колокольня, дошедшая до наших дней. Колокольня пятиярусная, с «восьмериком на четверике». Такая форма характерна для середины и конца XVII века. Верх её сделан по образцу колокольни московского Высоко-Петровского монастыря. Но мастера каменных дел не стали повторять ранее созданного. Они развернули восьмерик так, что против плоскости четверика оказалась не плоскость, а ребро восьмерика. В XVII веке в русской архитектуре наметилась и развилась тенденция к богатому украшению строений как снаружи, так и изнутри. Построенная в этот период монастырская колокольня выглядит празднично: в трех поясах восьмерика и в среднем ярусе четверика в углублениях установлены изразцы с барельефными изображениями на них серафимов и разных плодов. Это творение белорусского мастера Степана Иванова, прозванного за мастерство Степаном Полубесом. Углы колокольни оформлены полуколоннами, асимметрично расположенные большие, средние и малые окна с дугообразными перемычками обрамлены красивыми кирпичными наличниками. Каждое окошко имеет определенное практическое назначение — освещать лестничный ход на колокольню, паперть, ризницу, подсобные помещения.

http://sobory.ru/article/?object=02056

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010