искусство позднего средневековья: XVI в. С. 146-165; он же. Церковь и горожане средневек. Пскова: Ист.-археол. исслед. СПб., 2010 (по указ.); он же. Загадки Дома Св. Софии: Церковь Вел. Новгорода в X-XVI вв. СПб., 2016. С. 205-216; Хорошкевич А. Л. Россия в системе международных отношений сер. XVI в. М., 2003 (по указ.); Юхименко Е. М. Ретроспективная оценка деятельности митр. Московского Макария после раскола Рус. Церкви//Чт. пам. проф. Н. П. Каптерева. М., 2003. С. 80-84; она же. Почитание митр. Макария рус. старообрядцами//От средневековья к Новому времени: Сб. ст. в честь О. А. Белобровой. М., 2006. С. 283-294; Печников М. В. Сборник XVI в. - вклад митр. Макария в Пафнутиев-Боровский мон-рь//Боровск: Страницы истории. Боровск, 2005. Вып. 5. С. 94-107; Святые Новгородской земли, X-XVIII вв. Вел. Новг., 2006. Т. 2. С. 842-878; Шапошник В. В. Церковно-гос. отношения в России в 30-80-е гг. XVI в. СПб., 20062. С. 43-256; Немировский Е. Л. Иван Федоров и его эпоха: Энцикл. М., 2007. С. 486-488; Bogatyrev S. N. Reinventing the Russian Monarchy in the 1550s: Ivan the Terrible, the Dynasty, and the Church//SEER. 2007. Vol. 85. N 2. Р. 289-293; Круглова Т. В. К истории монастырской реформы в Новгородской земле: (По летописным данным)//Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. Вел. Новг., 2008. Вып. 3. С. 8-29; Трунин М. Ермолай-Еразм и митр. Макарий: К вопросу об идеологическом контексте Повести о Петре и Февронии//Studia Slavica. Таллин, 2008. Т. 8. С. 9-22; Варенцов В. А. Макарий//Вел. Новгород: История и культура IX-XVII вв.: Энцикл. слов. СПб., 20092. С. 283-284; Ляховицкий Е. А. Архиерейская деятельность Макария в Новгороде и решения Стоглавого собора//Новгородика-2008: Вечевая республика в истории России: Мат-лы науч.-практ. конф. 21-23 сент. 2008 г. Вел. Новг., 2009. Ч. 1. С. 195-200; он же. К истории создания полной редакции Стоглава//ДРВМ. 2011. 3(45). С. 74-75; Усачев А. С. Степенная книга и древнерус. книжность времени митр. Макария. М.; СПб., 2009; он же.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

Из Благовещенского собора, из городских и близлежащих церквей процессии с иконами и хоругвями направлялись в святую обитель. В наши дни эта традиция возобновлена. 14 июня 1872 года в соборе совершил литургию высокопреосвященнейший Григорий, архиепископ Калужский и Боровский. В 1876 году он рукоположил во священники диакона Михаила Архангельского. Начиная с 1881 года, в храме почти каждый год литургии служил епископ Калужский и Боровский Владимир. При храме имелась большая библиотека, насчитывающая много книг духовного содержания. Ежегодно она пополнялась новыми номерами православных журналов " Христианское чтение " , " Церковный вестник " , " Православное обозрение " и " Православный собеседник " . 28 июня 1910 года Боровск посетил Его Императорское Высочество великий князь Михаил Александрович, брат императора Николая II. Он присутствовал на молебне прп. Пафнутию Боровскому Чудотворцу, который служил в соборе протоиерей Пятницкой церкви Иоанн Жаров в сослужении всего городского духовенства. В начале ХХ века приход собора насчитывал 93 двора (105 мужчин и 115 женщин вместе с иноверцами и старообрядцами). Приход включал также женскую гимназию со 138 ученицами, высшее начальное училище со 125 учениками, мужское училище со 135 учениками, школу для беженцев с 60 учениками и женскую школу со 156 ученицами. Все помещения для учебных заведений собор арендовал, так как собственными " лишними домами " не располагал. К 1916 году за собором помимо часовни числились два приписных храма: Успения Пресвятой Богородицы и Святого Равноапостольного князя Владимира. Собору принадлежали также восемь каменных и две деревянные торговые лавки, усадебная с погостом при церкви земля, пахотные и сенокосные угодья, дома священно- и церковнослужителей, построенные в разные годы церковным старостой и причтом. Собор получал ежегодно доход с кружечных сборов, со сдаваемых в аренду торговых лавок, пашенных и сенокосных земель с капитала, положенного на вечное поминовение, 2390 рублей 52 копейки. В банках на его счетах хранилось 57 070 рублей 40 копеек и 36 кредитных билетов.

http://sobory.ru/article/?object=00911

Боровск. Церковь Спаса Преображения. Церковь Преображения Господня на Взгорье Карта и ближайшие объекты На центральной площади Боровска расположен храм Преображения Господня «на взгорье». Построен в 1804 году московским купцом Василием Степановичем Просвириным. Это был один из самых благоустроенных храмов города. В 1848 году при нем была выстроена каменная богадельня для женщин духовного звания и обеспечена вкладом в 12000 рублей. Последним настоятелем храма был священник Андрей Иванович Жаров. Родился в 1873 году в деревне Ново-Скаково Калужского уезда (ныне Дзержинский район). В 1900 году после окончания Калужской духовной семинарии рукоположен в священника и назначен в Тарусский Свято-Троицкий женский монастырь. В 1916 году переведен настоятелем храма Преображения Господня на Взгорье. В 1937 году отец Андрей был арестован и 3 декабря того же года приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. В 30-е годы 20 века храм был закрыт. В послевоенное время в нем была устроена мельница, частично сохранившаяся до нашего времени. В конце 20 века храм использовался под склад торга. Позже, до самой передачи епархии, храм находился в ведении МУП «Сосновый бор». В здании богадельни (улица Урицкого, 21) в настоящее время проживают люди. В конце 1980-х годов в храме были проведены консервационные работы, в том числе заменена обветшавшая кровля. Без периодического ремонта он постепенно разрушался. Со временем в нем были выломаны окна и двери. 12 февраля 2001 года в администрацию области обратился архиепископ Климент с просьбой вернуть храм Церкви. 13 декабря 2001 года храм был передан епархии в безвозмездное пользование. Его восстановление ведет Благовещенский кафедральный собор во главе с настоятелем протоиереем Димитрием Орловым. Построена в 1804 г. сыном священника , московским купцом, а потом дворянином Протопоповым. В 1848 г. при церкви им же была выстроена каменная богадельня на 12 человек женщин духовного звания и обеспечена вкладом в 12 тыс. руб. Приделы: Покрова Божией Матери и апостолов Петра и Павла. Имелось Боровское городское приходское училище для мальчиков.

http://sobory.ru/article/?object=02038

Видя несогласие братии, Иосиф покидает обитель. Переодевшись, в одежде простого послушника он обходит русские монастыри, выполняя самую черную работу, желая найти наилучшее устроение иноческой жизни. И находит его в Кирилло-Белозерском монастыре. Возвратившись в Боровск, он встречает прежнее нежелание братии принять его устав и тогда покидает обитель со своими единомышленниками, теперь уже навсегда. Иосиф уходит на свою родину, в волоколамские леса. Удельный князь Борис Волоцкий, родной брат Ивана III, с радостью принимает Иосифа и дает ему землю под монастырь недалеко от Волоколамска. При постройке первого деревянного храма сам князь и его бояре носят бревна на своих плечах, помогая монахам. Уже через два месяца в новой церкви отслужили первую службу. Иосиф вводит строгий общежительный устав, которому была подчинена вся жизнь иноков «и в хождении, и в словах, и в делах». Основой монастырского устава было полное нестяжание, отсечение своей воли и непрестанный труд. Слабые уходили из монастыря, говоря: «Жестоко сие житие. Кто в нынешнее время сможет такое вынести?» И все же число иноков в Иосифовой обители в короткое время увеличилось до ста человек, среди которых немалую часть составляли бояре. Деятельность и влияние преподобного Иосифа не ограничивались монастырем. Во время голода он ежедневно кормил более семисот окрестных крестьян за счет запасов монастыря. Услышав ропот братии: «Нас переморит, а их не прокормит», – Иосиф уговаривает их потерпеть «ради ближних». Не только голод пробуждает благотворительную деятельность Иосифа. Он построил при монастыре больницу, приют для детей-сирот, богадельню. Его библиотека стала одной из лучших среди русских монастырских книжных собраний. Для окрестного населения монастырь являлся источником хозяйственной помощи: «Пропадет ли у крестьянина коса или другое орудие, украдут ли лошадь или корову, он идет к отцу и получает от него цену их». Однажды во время ночного бдения Иосиф услышал шум на монастырской житнице. Придя туда, он заметил, что кто-то крадет жито. Увидев Иосифа, вор хотел бежать. Игумен остановил его, сам насыпал ему мешок жита и отпустил с миром, обещаясь впредь снабжать его хлебом. Так «благодаря Иосифу и его монастырю, – отмечает летописец, – расцвела вся страна Волоцкая».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Второй раз имя о. Арсения я услышал в 1940 г. после литургии за трапезой у нас дома. Жили мы с женой Еленой (Лелей) в отдельной двухкомнатной квартире (в мезонине трехэтажного дома в Малом Козихинском пер., д. 14), поэтому у нас два раза в месяц по воскресеньям служились тайные литургии, совершаемые скрывавшимися от ареста священниками закрытых церквей или тайно посвященными иереями. Литургия 1940 г., а также все на ней присутствовавшие мне хорошо запомнились. Обычно на такие службы приглашались только члены Маросейской общины, но иногда приглашались и члены других общин, в верности которых не было сомнений. Дабы все было понятно, скажу, что состав и число приглашенных определялся не хозяевами квартиры, а специально выделенным для этого в общине человеком (это была Сима – Серафима Соловьева), мы сами могли приглашать только двух человек, наших друзей. Серафима устанавливала очередность посещения литургий братьями и сестрами. Общиной руководил о. Сергий Мечев , сын известного московского старца о. Алексея Мечева, духовным сыном которого я был мальчиком 12 лет и исповедовался у него. В 1939 г. о. Сергий жил в г. Калинине (Твери) под надзором НКВД. Я неоднократно ездил к нему, иногда батюшка тайно приезжал летом на станцию “Мцыри” Октябрьской железной дороги, где многие встречались с ним в лесу. Отец Сергий был духовным отцом Лели и моим, и он же благословил нас на брак. Возвращусь к литургии, проходившей у нас дома. Совершал ее о. Александр “горбатенький”, невысокого роста и действительно немного горбатенький, фамилии его я не знаю, ранее он был иереем в Подкопаевском храме, тогда уже закрытом. Жил, вернее, скрывался на разных квартирах в Москве или уезжал в г. Боровск, где и умер впоследствии от воспаления легких во время оккупации города немцами. Служил литургию о. Александр у нас много раз. Невысокого роста – скорее, почти маленького, с постоянно добрым и приветливым лицом, он был светел и лучезарен, и очень напоминал мне старца о. Алексея Мечева. Все, кто знал, любили его. Когда я исповедовался у него, то не напрягаясь, без малейшего усилия, смущения рассказывал о своих грехах, словно говорил самому себе, и от каждого слова и жеста о. Александра исходила доброта и всепрощение. Удивительный был человек и священник о. Александр.

http://azbyka.ru/fiction/otec-arsenij/8

Архимандрит Венедикт, видя наши успехи по пению, стал изыскивать возможность вознаградить меня за труды для храма Божия. Мое же первейшее желание было – постриг в монашество, но мне исполнилось только двадцать восемь лет, а по указу Святейшего Синода постригали в монашество в тридцатилетнем возрасте, и добиться этого было не так-то просто». Благоприятный случай представился, когда Калужский архиерей Вениамин покидал свою епархию (его перевели в Симбирскую) и, прощаясь со своими сотрудниками, на их вопрос, чем же могли бы они отблагодарить его за беспримерную службу, ответил: «Ничего мне не нужно, но есть одна просьба к вам о досрочном постриге моего келейника Алексия и еще регента Василия из Боровского монастыря». Все очень любили Владыку и жалели, что его переводят, и ответили ему с живейшей готовностью, что все сделают по его просьбе. Тотчас послал Владыка телеграмму архимандриту Венедикту о разрешении пострига. Отец настоятель тут же оповестил своего регента: «Иди к отцу иеродиакону Философу, поезжайте в Боровск и покупайте необходимое к постригу». «Набрали все, что нужно, помню, на шестьдесят пять рублей, – записал потом батюшка. – Все расходы на себя взял монастырь и это тоже была награда за службу... В 1911 году 11 марта меня постригли в монашество с именем в честь святителя Амвросия Медиоланского . В том же году, 1 мая, на память преподобного Пафнутия Боровского, я был рукоположен в иеродьякона преосвященным Александром Калужским. В 1912 году, 1 мая, епископом Александром рукоположен в иеромонаха – «наслаждаться служением иногда Божественной Литургии... но служил я редко, исполняя послушание регента хора. В 1913 году опять в тот же праздник преподобного Пафнутия был награжден набедренником епископом Георгием Калужским и Боровским. А в 1915 году был награжден наперсным крестом от епископа Алексия Житецкого по благословению (будущего – прим. авт.-сост.) святейшего патриарха Тихона...» Все эти награды были получены батюшкой за «усердное старание» к послушанию своему и обучение пению мальчиков монастырской школы. Хор состоял главным образом из монахов, но прекрасное духовное пение привлекало и прихожан из разных приходов и даже из города Боровска. «За мои труды я имел много благодарностей, а в 1917 году получил благословенную грамоту от епископа Феофана Калужского».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Balab...

С Савастьянова на Водоге на Сохоте пустынь Давно уже упразднённая мужская, основана священноиноком Севастианом, в 7008 (1500) году скончавшимся. Она упоминается в 1697 и 1703 годах в Вологодской Епархии, и был в ней тогда Строителем. Ныне состоит она Ярославской Епархии в Пошехонском уезде на берегу реки Согожи, вытекающей из болота и впадающей в Шексну. См. Сохотская. Савватиев монастырь Мужской упразднённый, находился в Тверском уезде и до Штатов 1764 года принадлежал к Воскресенскому, Новый Иерусалим именуемому, монастырю. По Штатам же обращён в приходскую церковь . О начале построения этого монастыря сведений не имеется: но он существовал ещё в начале XVI столетия и упоминается в житии Преподобного Корнилия Комельского. См. Пролог месяца Мая 19 день и описание Корнилиева монастыря в IV части Истории Российской Иерархии, стр. 652. Прибавление Савин или Саввы Освященного монастырь Мужской. Находился близь Столичного города Москвы и Новодевичьего монастыря, на правом берегу реки Москвы. Упоминается он в 1525 году (см. Никонова Летопись, ч. VI, стр. 231. Ныне тут приходская каменная церковь во имя Пр. Саввы Освященного с приделами, из коих один во имя Знамения Богородицы, а другой во имя Св. Николая, построенная в 1592 году из казны Большого Дворца и в 1607 году поновлённая. Слобода около лежащая именуется по этой церкви Савинской (см. Древняя Российская Вивлиофика, изд. 2, ч. VIII, стр. 183). Савин Переяславский монастырь В 1155 году выжжен Половцами (см. Никонова Летопись, ч. II, стр. 144). Савиновишерский монастырь Заштатный. См. Вишерский. Савин Сторожевский монастырь См. Описание в Истории Российской Иерархии, ч. II, стр. 548 и далее. Савин Тверской монастырь Мужской, упоминается около половины XV столетия. В нём жил славившийся тогда старец Варсонофий, прозванием Неумоя, к которому приходил Преп. Иосиф Волоколамский для пострижения; но он велел ему идти к Пр. Пафнутию в Боровск. Этот монастырь тот же, что и Савин Сторожевский, который состоял тогда в Тверской области. Салдовский или Салдинский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 2017 году сильно обветшавший образ был отправлен на реставрацию в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Реставратор монах Ермоген (Сыров) вместе с другими мастерами выполнил большой объём работ. Самой сложной оказалась реставрация лика святителя. Мастера укрепили сохранившиеся краски, очистили слой за слоем копоть, потемневшую олифу, поздние покрытия. На центральных колоннах трапезной находятся фрески евангелистов, а на потолке - евангельские сюжеты. Фрески относятся к середине XIX века и они появились при старосте, боровском купце Пахоме Алексеевиче Волокитине. Во время последней реставрации все древние росписи были бережно поновлены. Главный пятиярусный иконостас, украшенный растительным орнаментом с резными и позолоченными коринфскими колонками и поновлёнными иконами, установили в 1851-1853 годах. Все иконы в иконостасе также выдержаны в едином стиле. Только образы Спасителя и Богородицы (Тихвинской) в первом ряду более древние, видимо, они находились в другом иконостасе, так как на них видны следы прежних окладов. Справа в иконостасе находится храмовая икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор - кафедральный, в нём размещается кафедра епархиального архирея. И глава Калужской епархии носит титул " митрополит Калужский и Боровский " , поэтому на солее у царских врат взору предстаёт архипастырский жезл. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2019 Комментарии и обсуждение Благовещенский собор расположен на высоком месте в 400 метрах от бывших проезжих ворот городища. Ранее на этом месте находилась церковь, посвященная Николаю Чудотворцу, была деревянной, а на колокольне висело три колокола. В церкви находился резной образ Николы Чудотворца. Д.Малинин в своем путеводителе относит в соответствии с преданиями к XIV веку. В настоящее время в Благовещенском соборе есть резная икона святителя.  Во время косметического ремонта 2008г срублена большая древняя фреска " Голгофа " , которую вы видите на фото, и другие забеленные фрески по периметру.

http://sobory.ru/article/?object=00911

Гатцука, Н. А. Попова и А. А. Котляревского. М., 1893. С. 307-314; Шереметев С. Д. Архим. Леонид (Кавелин). М., 1901; Языков Д. Д. Обзор жизни и трудов рус. писателей и писательниц. СПб., 1909. Вып. 11. С. 91-116; Ягич И. В. История слав. филологии. СПб., 1910. М., 2003п. С. 638-640; Никольский А. Леонид (Кавелин)//РБС. 1914. Т. 10. С. 196-206; Немировский Е. Л. Труды по истории рус. первопечатания во 2-й пол. XIX-XX вв.//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1964. Сб. 9. С. 402-408; Иннокентий (Просвирнин), свящ. Труды архим. Леонида (Кавелина) (1822-1891)//БТ. 1972. Сб. 9. С. 226-240; Минкова Л. О. М. Бодянски и българското възраждане. София, 1978; СвДР. С. 169-170; Куев К. М. Съдбата на старобългарската ръкописна книга през вековете. София, 19862; Рукописные собрания ГБЛ: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 246-251; Пуцко В. Г. ЛеонидКавелин - калужский краевед//5-я краевед. конф. Калужской обл. Обнинск, 1990. С. 371-375; Дилевски Н., Иванова К. Леонид//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 521-524; Марченко Н. В. Л. А. Кавелин и Оптина пуст.//Мон-ри в жизни России: Мат-лы науч. конф. Калуга; Боровск, 1997. С. 236-247; Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин, архим. и начальник РДМ в Иерусалиме: (1817-1894). М., 2005. (МИЦ; 21); Дмитриевский А. А. Рус. духовная миссия в Иерусалиме. М.; СПб., 2009. С. 172-392; Хитрово В. Н. Статьи о Св. Земле: Из истории РДМ в Иерусалиме. М.; СПб., 2011. С. 83-202; Смирнова И. Ю. Митр. Филарет и Правосл. Восток: Из истории межцерк. связей. М., 2014. И. Ю. Смирнова Рубрики: Ключевые слова: ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором ДМИТРИЕВ Лев Александрович (1921 - 1993), литературовед, археограф, исследователь средневек. рус. книжности, издатель и переводчик древнерус. памятников ДРУЖИНИН Василий Григорьевич (1859 - 1936), историк, исследователь старообрядчества, археограф, палеограф, собиратель древнерус. и старообрядческих рукописей и икон ЕВФИМИЙ († 1705), мон. московского Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря, писатель, переводчик, редактор, библиограф

http://pravenc.ru/text/2463435.html

Телефон: +7 (48432) 2–11-35 Реабилитация алкоголе- и наркозависимых при Свято-Пафнутьевом Боровском мужском монастыре г. Боровска  Монастырь принимает мужчин, имеющих твердое желание отказаться от вредных привычек и избавиться от зависимости. Может принять до 12 человек. Реабилитация проходит на основе духовной и психологической помощи, проживающие исполняют посильные послушания в монастыре. Желающие могут лично обращаться в монастырь. Также зависимых людей направляют из реабилитационного центра «Спас» (пос. Белконо, г. Обнинск). Во время проживание необходимо соблюдать правила, при нарушении которых зависимый либо покидает монастырь, либо его направляют в центр «Спас». Руководитель инок Максим (Смирнов) Адрес: 249096, Калужская область, г. Боровск, ул. Дмитриева, д. 1 Телефон: +7 (48438) 4–37-39 Общинный центр педагогики «Спас», пос. Белкино (Автономная некоммерческая организация)  Общественный центр профилактики и социальной реабилитации. Ведет работу по нескольким направлениям: – профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, в том числе в сфере наркопреступности; – допризывная подготовка молодежи; – реабилитация алкоголе- и наркозависимых. Стационар рассчитан на 22 места. Занятия по программе «12 шагов». Еженедельные беседы со священником. Трудотерапия. При центре открыт храм Спаса Нерукотворного Образа. Литургии проходят по субботам. Руководитель Игорь Константинович Лизунов Духовник иерей Павел Кузнецов Адрес: 249039, Калужская область, пос. Белкино, усадьба Бутурлиных Телефон: +7 (48439) 486–86, факс: +7 (48439) 443–90 http://www.mirspas.ru Костромская область Общество трезвости «Независимость» при храме Иоанна Златоуста г. Костромы  Ежемесячно (по предварительной договоренности) проводит собрания алкозависимых, оказывая им психологическую и духовную помощь, способствуя их нравственной и социальной реабилитации. Для записи в группу необходимо обратиться к ответственному лицу. Руководитель протоиерей Николай Несмелов Количество постоянных подопечных: 20 Адрес: 156013, Костромская область, г. Кострома, ул. Лавровская, д. 5

http://azbyka.ru/zdorovie/gruppa-trezvos...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010