прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 12. Исход 1 . На каких условиях фараон отпустил израильтян? Насовсем ли он их отпустил? Речь шла о том, чтобы выйти за пределы земли Египетской и совершить праздник Господу в [пустыне. После девятой казни египетской фараон был уже готов отпустить израильтян, но без крупного и мелкого рогатого скота, т.к. боялся, что они уйдут совсем. Если вы помните, после восьмой казни он был готов отпустить их, но без детей – он все время чувствовал, что они могут уйти насовсем, и ему нужно было, чтобы что-то их держало. Но после десятой казни египетской у него возникает такой страх, что он призывает Моисея и Аарона ночью и говорит: «Встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу (Богу вашему), как говорили вы; и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня. И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем» ( Исх. 12:31–33 ). 2 . Собирались ли уйти насовсем израильтяне? И собирались, и готовились, и Господь обещал им вывести их от угнетения в Египте и увести в землю хананеев, хеттеев и амореев, где течет молоко и мед. Господь обещает им дать милость в глазах египтян, так что они уйдут не с пустыми руками. «Каждая женщина, – говорит Господь через Моисея, – выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян» ( Исх. 3:22 ) Здесь тонкий момент: нравственное чувство вроде бы противится такому сознательному обиранию. Но можно сравнить эту ситуацию с деятельностью, например, Робин Гуда, когда на больших дорогах он обирал купцов и отдавал награбленное бедным и был в чести у простого народа. То есть Господь руками Моисея восстанавливал справедливость, хотя он о Господе и не думал. Эти действия выполняются по прямому указанию Божию, и насильственно народу египетскому, прежде всего женщинам, дается возможность быть милостивыми, дабы помилованы были они тоже у Бога. Что и произошло, потому что погублено было войско, но не весь народ. После 40 лет странствия в пустыне Господь будет повелевать полностью истреблять некоторые народы, уничтожать не только женщин и детей, но даже скот, и даже самые вещи их пожигать огнем. Будет такое. А здесь через милость к избранному народу и сами милостивые получают помилование.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 20. Книга Руфи Мы приступаем к новой книге, которая называется Руфь. Это книга особая, одна из самых красивых и добрых книг Ветхого Завета. Она имеет значение для дальнейшего нашего изучения мессианских мест. Эта книга в еврейской Библии принадлежит к пяти книгам под названием «Магеллот», куда входят Песнь Песней, Руфи, Плач Иеремии, Экклезиаст и Есфирь. Книга Руфи читается на праздник жатвы. История, которая в ней описывается, происходила во времена судей Израиля, когда в стране царил голод. Она начинается так: «В те дни, когда управляли судьи, случился голод на земле. И пошел один человек из Вифлеема Иудейского со своею женою и двумя сыновьями своими жить на полях Моавитских». Если мы откроем книгу Судей ( Суд. 6:3–5 ), то прочтем: «Когда посеет Израиль, придут Мадианитяне… и стоят у них шатрами… Ибо они приходили со скотом своим и с шатрами своими». То есть народы эти постоянно общались друг с другом, хотя у них были разные религии и духовные ценности. Однако голод вынуждал их идти в землю Моавитскую. «Имя человека того Елимелех, имя жены его Ноеминь, а имена двух сынов его Махлон и Хилеон; они были Ефрафяне (потомки Ефрема; помните Ефрема и Манассию, которые жили на этом месте?) из Вифлеема Иудейского. И пришли они на поля Моавитские и остались там. И умер Елимелех, муж Ноемини, и осталась она с двумя сыновьями своими. Они взяли себе жен из Моавитянок, имя одной Орфа, а имя другой Руфь, и жили там около десяти лет. Но потом и оба (сына ее)… умерли, и осталась та женщина после обоих своих сыновей и после мужа своего». Это время – время беспорядка, распада; именно на темном фоне общего духовного упадка выделяются светлые образы Руфи, ее родственницы Ноеминь и те особые отношения, которые возникли между ними. Это доказывает нам, что в Израиле сохранялась незримая ниточка духовной благодати и были люди, которые старались исполнить все предписания закона Моисеева, живя по совести. Составитель книги неизвестен. Время действия – это время судей ( Руфь 1,1 ), но написана она скорее всего уже во времена царей, т.к. здесь мы находим и имя Давида ( Руф.4:22 ). Значит, только тот, кто знал имя Давида, мог эту книгу написать ( Руф.4:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 21. Отказ израильтян от богоправления (теократии). Первая Книга Царств Св. Писание свидетельствует так: «Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судиями над Израилем. Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии. Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть, и брали подарки, и судили превратно. И собрались все старейшины Израиля и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов.» ( 1Цар. 8:1–5 ) Таким образом, видя недостоинство служителей, видя их развращенность, народ начинает путать две совершенно разные вещи: Божественное установление и дурное исполнение священных обязанностей. С израильским народом происходит то же, с духовной точки зрения, что происходит и с человеком, пришедшим в православный храм и увидевшим, к примеру, злую бабушку у подсвечника или нетрезвого священника. Этот человек говорит, что он не пойдет более сюда, потому что он видит недостойных служителей. И вот израильтяне, видя недостойное поведение Иоиля и Авии, отказываются от величайшего блага, данного им Богом, отказываются от богоправления, от теократии. Следует сказать несколько слов о том, почему так случилось: почему Иоиль и Авия не смогли достойно понести того служения, которое было вверено им. Во-первых, Иоиль и Авия не получили никакого поставления на свое служение. Они были просто помощниками Самуила и только вследствие наступившей немощи, Самуил не мог исполнять в полном объеме то служение, которое исполнял в более молодые годы, хотя титул судьи он продолжал носить и оставался судьей Израиля. Нечто подобное на первый взгляд мы наблюдали в случае Офнии и Финееса, сыновей первосвященника Илия. Но там их недостоинство, их кощунство было связано с тем, что Илий, по мягкосердечию своему, не проявлял должной власти, где должен был ее проявить, власти отцовской и власти архиерейской.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 9. Авраам. Исаак. Иаков В прошлый раз, дорогие друзья, мы говорили об Аврааме и назвали его отцом верующих. Действительно, именно через него начался диалог Бога и человека. Ибо и до того Господь обращался к человеку, Он никогда не оставлял и не оставит его, но именно в Аврааме человек услышал голос Божий. И не только услышал, но повиновался ему, пошел с верой, и эта вера вменилась ему в праведность. После события, которое совершилось на горе Мориа, Авраам прожил еще много лет. Через несколько лет Сарра, его супруга, скончалась 127 лет от роду. Подчеркнем, что это единственная женщина в Ветхом Завете, лета которой обозначены полностью. Некоторые женщины упоминаются, например, Анна-пророчица, но мы не знаем, сколько лет она прожила, а здесь знаем. Исааку во время смерти его матери было 37 лет, и он жил со своим отцом в Хевроне. Авраам желал с честью похоронить свою старую жену, но во всей Земле обетованной не было у него земли собственной, в которой он мог сделать достойную усыпальницу. Поэтому он покупает у хеттеян участок земли, заплатив 400 сиклей серебра, поле с пещерой Махпела, недалеко от Мамврийской дубравы, где и хоронит свою горячо любимую супругу Сарру. У Авраама растет сын Исаак. Через три года после смерти Сарры Авраам решил женить Исаака. Его желание состояло прежде всего в том, чтобы его сын женился не на женщине из племен ханаанских, а на ком-то из ближайших соотечественниц. С этой целью он собирает своего раба Елеазара, чтобы тот отправился в Харран, где умер Фарра, отец его. И вот туда Елеазар и отправляется, чтобы найти жену для Исаака. Взяв со своего раба клятву, Авраам отпустил его. И Елеазар отправляется в Харран. Прибыв в ту страну, он встречает там прекрасную девицу. Перед нами особый промысл Божий об этом семействе. Ведь он не просто поехал, а поехал для того, чтобы найти жену для своего господина, и эта поездка прежде всего была сопряжена с молитвой. Вот как молился он: «Господи, Боже господина моего Авраама! Если Ты благоустроишь путь, который я совершаю, то вот я стою у источника воды, [и дочери жителей города выходят черпать воду,] и девица, которая выйдет почерпать, и которой я скажу: дай мне испить немного из кувшина твоего, и которая скажет мне: и ты пей, и верблюдам твоим я начерпаю,– вот жена, которую Господь назначил сыну господина моего» ( Быт. 24:43–44 ). Вот так он смело заявил, что хотел бы, чтобы эти качества щедрости духовной: доброта, любовь, милосердие, гостеприимство, т.е. все доброе, что может быть, – проявились в этой девушке, хозяйке, которая выйдет ему навстречу. И Господь посылает ему именно ту девушку, о которой он молился, и она говорит именно те слова, которыми он молился. И «еще не перестал я говорить,– повествует Священное Писание , – вот вышла Ревекка, и кувшин ее на плече ее, и сошла к источнику и почерпнула [воды]; и я сказал ей: напой меня. Она тотчас спустила кувшин свой [на руку свою] и сказала: пей, и верблюдов твоих я напою» (24:45–46).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам. Глупых же состязаний, и родословий, и споров, и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны ( Тит.3:8, 9 ); от состязаний и словопрений происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры между людьми поврежденного ума ( 1Тим.6:4, 5 ); цель увещания есть любовь от чистого сердца, и доброй совести, и нелицемерной веры; от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие (1:5, 6)... Михаил Тареев (Окончание следует). Соколов В.А. Папа Лев XIII: Очерк его жизни и деятельности/С портретом//Богословский вестник 1903. Т. 1. 1. С. 64–78 (2-я пагин.). (Начало.) —64— Более тридцати лет тому назад, 16-го июня 1871-го г., в Риме было великое торжество. В Ватиканский дворец, к обитавшему там «узнику», стекались тогда депутации, адресы, богатейшие приношения, письма и телеграммы со всех концов мира: и из Азии, и из Африки, и из Америки, и из Океании, даже из таких стран, как Китай. Абиссиния и Сенегамбия. Несколько недель продолжались приемы; адресы и приветствия наполнили множество корзин, так что торжественно прочитать их не было никакой возможности. То Пий IX праздновал двадцатипятилетий юбилей своего пребывания на папском престоле. Этот праздник имел совершенно особенное, исключительное значение. До 1871-го года среди римских католиков, как известно, твердо держалось поверье, что ни один папа «annos Petri non videbit», т. e. не пробудет на папском престоле того двадцатипятилетнего срока, в продолжение которого будто бы епископствовал в Риме Св. Ап. Петр. Вся многовековая история папства служила подтверждением этого поверья, так как действительно ни один из римских первосвященников не мог достигнуть далее двадцать третьего или двадцать четвертого года своего папствования. Пий IX первый явился исключением и Ватиканский клир в ознаменование этого, единственного в своем роде, юбилея воздвиг тогда на столбе собора Св. Петра мозаический портрет юбиляра с торжествующей

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это одно из самых важных мессианских мест. Первое – это молитва Даниила об Израиле и затем явление этих седьмин. Затем явление архангела Гавриила и истолкование значения седьмин. «Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена» ( Дан.9, 24–25 ). То есть, это эпоха эмансипации греков, нашествия, Антиох, Птоломей и т.д. «И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения» ( Дан. 9:26 ). Это говорится о Тите Флавии, который разрушил Иерусалим. «И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» ( Дан. 9:27 ) – это воплощение Сына Божия, исполнение закона и пророка, утверждение Завета. Гл.10 – видение последних времен, видение Ангела, пост Даниила и укрепление Даниила. Гл.11. – особенно интересна по своему содержанию, т.к. она говорит о наших с вами временах, о том, как народ израильский существует между различными враждующими нациями, т.е. то, что происходит и в нашей жизни, когда мы видим сейчас Израиль, который пытается восстановиться и который, к сожалению, не может это пока сделать. Гл.12 – спасение в конечных временах. Гл.13–14 – апокрифические главы, которые по мнению многих экзегетов внесены позже – это «повесть о Сусанне, о Вилле и Драконе». Символика: «Златая голова» – Вавилонское Царство; «Серебряная грудь» – Мадиано-Персидское Царство; «Медное чрево» – Греческое Царство; «Железные ноги» – Римское государство; «глиняные ноги» – важнейшие государства после Рима и «Камень нерукосечный» – грядущее Царство Божие, Царство Мессии. Заключительные главы пророка Даниила как бы подводят итог эпохи всех пророков, о которых мы говорили. Мы видим с вами, что Книги пророков в Ветхом Завете имеют непреходящее значение. Действительно, именно профетизм заложил самые основы ветхозаветной веры и нравственности, принеся свет Слова Божия в темные массы народа. Борясь против язычества, суеверного магизма, ханжества, деспотизма, нравственной распущенности, пророки провозглашали религиозный и нравственный идеал верности единому Богу. Они учили о действующем в истории Боге, о святости Бога, о правде, любви, милосердии, о вечном Царстве грядущего Мессии. Читать далее Источник: Ветхий Завет: Курс лекций./Соколов Н. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1995. Ч. 1; 1997. Ч. 2. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

108. Он сделал дело свое – и ушел Слышим, что в различных случаях один о другом говорит: «Он сделал дело свое – и ушел». Говорится это чаще всего тогда, когда один у другого спрашивает: где такой-то человек? Тогда другой отвечает ему так: «Он сделал дело свое – и ушел». Христиане! Мы эти слова можем и должны говорить о Христе Спасителе нашем. А тем более, тогда, когда спрашивают нас безбожные и нечестивые, не знающие и не принимающие Его. Тогда мы с дерзновением должны отвечать: «Он сделал дело свое – и ушел». Хотя Он невидимо и неотступно с нами пребывает, и до скончания века пребудет, по неложному Своему обещанию: Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ( Мф. 28:20 ). Дело Его – дело спасения нашего, которое Он соделал посреди земли ( Пс. 73:12 ) – и ушел. Об этом деле говорит Он небесному Своему Отцу: Совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить ( Ин. 17:4 ). Христианин! Дело это велико и умом нашим непостижимо. Это дело пророки издалека предвидели, и удивлялись и ужасались ему, и с удивлением и ужасом проповедовали, и возвещали миру: Се, грядет Господь ( Мал. 3:1 ), Тот, Которого происхождение из начала, от дней вечных ( Мих. 5:2 ); Сущий прежде веков ( Пс. 54:20 ), скоро идет и не умедлит ( Ис. 14:1 ), Грядет Спаситель твой ( Ис. 62:11 ), се, Бог наш Сам придет и спасет нас ( Ис. 35:4 ). Дело это апостолы, бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова ( Лк. 1:2 ), видели, и всему миру проповедали, и свидетельством этим, как бесценным сокровищем, всю вселенную обогатили. О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами ( 1Ин. 1:1–3 ). Дело это Его, великое и преславное, возвещает нам и представляет нашим душевным очам святое Евангелие Его, которое Он нам оставил для нашего просвещения, для утверждения в вере и утешения, – оставил через избранных рабов Своих, апостолов. Там видим это великое дело Его, которое Он Сам, по Своему изволению, ради нашего спасения совершил, и вознесся к Небесному Своему Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

10) Когда такое искушение минуется, тогда преизобильно утешится душа печальная. Как после великой бури и мрачных дней яснее нам сияет солнце и более увеселяет нас, так после бурного этого искушения слаще почувствуется милость Божия. Тогда такое сердце на самом деле познает, что есть закон, который обличает грех, устрашает и проклятием поражает грешника, и что есть Евангелие, которое врачует и утешает уязвленное страхом и печалью сердце. И как после бани малый отрок, или человек, утружденный после трудов, сладко почивает и упокоевается, или, как корабль, переплыв море, тихо стоит в гавани, так имеется и душа, претерпевшая и окончившая такую бурную непогоду. Ожидай и ты такой тишины и покоя. Непременно будет тебе, если потерпишь. «Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» ( Евр.10:37 ). § 422. Утешение против искушения, которое бывает от дьявола через злые и хульные помыслы. Сколько пакости и такими помыслами делает нам враг наш, сколько их, как стрел разожженных, пускает на нас на всякое время, день и час, сказать невозможно! От чего убогая душа так уязвляется печалью, что предпочитает терпеть всякое поношение и биение внешнее, нежели таковые вражьи стрелы. Потому апостол увещевает нас как во всяком, так и в этом искушении, против врага того осторожными быть: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» ( 1Пет.5:8–9 ). И Павел святой: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских», и прочее ( Еф.6:10–11 и след.). Против тайного сего искушения внимай, печальная душа, следующему рассуждению: 1) Такое искушение бывает попущением Божиим на пользу нашу. Как, видя врага, находящего на город, затворяем врата и со всяким опасением охраняем город, чтобы войдя не разорил города и нас бы не погубил, или в плен не отвел, так, чувствуя к нам приход душевного врага через такие злые помыслы, должно затворять дома душ наших, укреплять и тщательно хранить, дабы внутрь не ворвался и не разорил душевного дома, – что бывает страхом Божиим и усердною молитвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

113. Дева, обрученная мужу Видим в мире, что девы обручаются мужам в невесты. Так христианские души верою при крещении обручаются Небесному Жениху – Христу, как девы чистые в невесту, как говорит апостол христианам: Я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою ( 2Кор. 11:2 ). Тайна это велика. Велико и умом непостижимо это таинство, и честь и слава и достоинство такое, больше которого и быть не может, ибо душа человеческая обручается в невесту Небесному Царю и краснейшему добротою паче всех сынов человеческих, Сыну Божию ( Пс. 44:3 ). Кто такое человеколюбие Божие может уразуметь и исследовать? Кто и благородие, честь, славу и достоинство души христианской, Небесному Жениху обручившейся, изречь может? Внимай этому, душа моя. Вспомни, христианин, что и твоя душа преславному этому Жениху обручена в невесту. Как видим, невеста одного жениха своего любит и тому одному угождает. Так душа христианская одного Христа, Жениха своего, должна любить и Ему одному угождать. Не нравится жениху такая невеста, которая к иным любящим любовью обращается, и от такой он отвращается. Так отвращается Христос от души христианской, которая ко греху и миру любовью своей обращается и тому угождает. О, как тяжко грешит пред Христом такая душа! Как неблагодарно и бесстыдно поступает! Как велико бедствие ее, если она, от пресладкого и прелюбезного Небесного Жениха отвратившись, к нечистой и мерзкой любви греха и мира обращается! Христианин! Осмотрись, пожалуйста, осмотрись: не обратился ли и ты к миру и греху от Христа Спасителя твоего? Не любишь ли чего равно, или, что хуже, более Его? Его должен любить ты больше отца и матери, больше жены и детей, больше братии и друзей, и больше самого себя ( Мф. 10:37– 39 ). Этого Он от тебя требует, так как и Сам Он так тебя возлюбил, что и предал Себя в жертву за тебя. Видишь, как красиво небо, солнце, луна и звезды и прочее создание Его. Но ни о чем так не благоволил Он, как о душе твоей. Видишь, как Он почтил тебя, какой чести и славы удостоил душу твою. Хвали, душе моя, Господа! ( Пс. 145:1 ). Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему ( Пс. 44:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

116. Он с ним заодно Слышим часто от людей: «Он с ним заодно». Слово это говорится о тех людях, которые единомыслие, согласие и мир между собою в чем-нибудь имеют. Так верный раб с господином своим заодно, послушный сын с отцом своим заодно, друг верный с другом заодно, блудник с блудницей заодно, разбойник с разбойником заодно, вор с вором заодно, когда хотят что-то украсть и похитить, и прочее. Так бывает и в духовном отношении. Всякий человек или со Христом или с противником Его дьяволом заодно. Какой и чей дух человек имеет, с тем он и заодно; с кем единомыслие, согласие и мир имеет, с тем и заодно. Кто во Христа Сына Божия истинно и сердечно верует и Его одного Искупителем и Спасителем своим исповедует и признает, и, кроме Него, иного посредника к получению вечного блаженства не знает, и к Нему сердечно стремится, в нуждах и случаях с молением к Нему прибегает, и Его защитником и помощником во всем признает и имеет; Его одного любит, и всякого человека, по слову Его; против всякого греха борется, и сражается, и не допускает ему собой обладать; о небесном помышляет, а не о земном; обо всем Бога благодарит, и волю Его святую творит; ближнему своему оставляет обиды и не мстит ему; бедствующим и страждущим сострадает сердцем; всем усердно желает спастись; не только к прочим людям, но и к врагам своим милосердие имеет и добро творит им; и крест, от Небесного Отца ему посланный, безропотно несет и Христу, Спасителю своему, со смирением и кротостью следует – тот воистину со Христом заодно, единомыслие, согласие и мир с Ним имеет. Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом ( 1Кор. 6:17 ). Кто любит Меня, – говорит Господь, – тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам ( Ин. 14:23; 15:14 ). Все такие, которые небесного этого дара удостоились, со Христом заодно. О, прелюбезное единомыслие! О, пресладкое согласие! О, превожделенный мир! О, спасительный союз! О, небесное дружество! О, всевожделенное блаженство – любимым быть Христом и любить Христа; соединяться со Христом и одним духом быть со Христом; быть возлюбленным Богом и быть храмом и обителью Бога; другом Небесного Царя быть и называться! Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем ( 1Ин. 4:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010